Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире книг» имеет социально-гуманитарную направленность, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». Актуальность. Дошкольное воспитание и образование является самой первой и базовой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессиональная педагогическая работа с подрастающим поколением. Фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни. Это собственно и определяет социокультурную значимость дошкольного образования наряду с семейной формой воспитания. В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психического становления посредством художественного освоения и преобразования действительности (в том числе и самого себя). В объединении «В мире книг» дошкольники приобретают базовые навыки для успешной учебы в школе и учатся самостоятельно мыслить. Данный вид деятельности способствуют воспитанию художественного вкуса и эмоциональной восприимчивости, раскрытию творческих способностей, формированию начальных навыков по учебным дисциплинам. В целом развивает способности, умение учиться, учит общению, прививает основы эстетической и нравственной культуры. Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг. Новизна дополнительной общеобразовательной программы состоит в создании возможности для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ребёнок-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Дисциплина “В мире книг” способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцируемого обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнкачитателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно- эстетического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Адресат. Данная программа разработана для детей 6-7 лет и предполагает вид деятельности: - ознакомление с художественной литературой Доступность реализации программы для различных категорий детей. Занятия по программе не доступны для детей с ОВЗ и детейинвалидов. Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня. Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования. Объем программы: 36 часов Срок обучения: 1 год Форма организации образовательного процесса – очная, очная (заочная) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Формы и режим занятий: Обучение проводится в коллективной форме. Занятия проходят по 30 минут 1 раз в неделю в хорошо освещенном помещении, оборудованном детской мебелью. Каждое занятие предполагает набор необходимых для работы материалов. В содержание занятий включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная. Цель: -создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; Задачи: Обучающие: - приобрести знания, умения и навыки учебной деятельности; - формировать умение точно и ясно выражать свои мысли; - развивать мотивацию к учебной деятельности. Развивающие: - прививать ответственное отношение к учебе; - активизировать творческий потенциал; - развить умения и навыки необходимые для занятий в нач.школе; - развивать память, мышление, воображение. Воспитывающие: - воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность; - формировать культуру общения друг с другом. Планируемые результаты Предметные результаты: -осознавать значимость чтения для личного развития; -формировать потребность в систематическом чтении; -использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); -уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; -пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -уметь работать с книгой, пользоваться алгоритмом учебных действий; -уметь самостоятельно работать с новым произведением; -уметь работать в парах группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; -уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные УУД: -прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; -отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; -ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; -пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные УУД: -участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; -оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою эстетическую позицию; -высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; -участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; -соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. Личностные результаты: - целеустремленность в творческой деятельности; - стремление к самостоятельной деятельности; -проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. Формы аттестации/контроля. Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы и педагогического наблюдения. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после изучения разделов/тем. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, анализа выполнения творческих работ. Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы проведения: практическое задание. Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования. Диагностические исследования проводятся в течение курса обучения с использованием диагностических методик: – Анкета «Уровень мотивации обучающихся к занятиям в объединении»; – Контрольные задания в соответствии с образовательной программой (результаты обучения, динамика изменений); – Карта мониторинга по Л.Н. Буйловой (предметные и метапредметные результаты обучающихся). Таблицы: -«Входной контроль»; -«Промежуточный контроль» Учебный план № п/п Название раздела 1 2 Количество часов всего теория практика Здравствуй, книга. 2 0,5 1,5 Книги о родине и родной природе. Писатели детям. 2 0,5 1,5 2 0,5 1,5 Народная мудрость. Книги-сборники. По страницам книг В. Сутеева. Сказки народов мира. 2 0,5 1,5 4 0,5 3,5 2 0,5 1,5 Книги русских писателейсказочников. Детские писатели. 4 0,5 3,5 2 0,5 1,5 4 0,5 3,5 2 0,5 1,5 11 Сказки зарубежных писателей. Книги-сборники стихотворений для детей. Дети-герои книг. 4 0,5 3,5 12 Книги о животных. 4 0,5 3,5 13 Мониторинг Итого: 2 36 0,5 6,5 1,5 29,5 3 4 5 6 7 8 9 10 Формы аттестации/ контроля Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Тестирование - Содержание учебного плана Здравствуй, книга Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Книги о Родине и родной природе Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга- произведение и книга-сборник). Писатели детям Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Mapшак, Я. Аким, Л. Пантелеев). Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.). Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. Народная мудрость. Книги-сборники Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». По страницам книг В. Сутеева Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника. В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Сказки народов мира Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). Книги русских писателей-сказочников Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах). Детские писатели Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. Сказки зарубежных писателей Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из книги. Книги-сборники стихотворений для детей Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. Литературная игра «Послушай и назови». Дети — герои книг Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов. Книги о животных Книги-сборники о животных. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах). Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». Мониторинг Итоговое тестирование. Проверка знаний. Календарный учебный график № п/п Месяц Тема занятия Сентябрь Здравствуй, книга. Книги о родине и родной природе. Писатели детям. Народная мудрость. Книгисборники. По страницам книг В. Сутеева. Сказки народов мира. Книги русских писателейсказочников. Книги русских писателейсказочников. Детские писатели. Сказки зарубежных писателей. Книги-сборники стихотворений для детей. Дети-герои книг. Дети-герои книг. Книги о животных. Книги о животных. Мониторинг 1 2 3 Октябрь Ноябрь Декабрь 4 Январь 5 Февраль 6 Март 7 Апрель 8 Май 9 Итого: Форма занятия Кол-во часов Форма контроля Беседа, практикум 4 Наблюдение, опрос Беседа, практикум 4 Наблюдение, опрос Беседа, практикум Беседа, практикум 4 Наблюдение, опрос Наблюдение, опрос Беседа, практикум 4 Наблюдение, опрос Беседа, практикум 4 Наблюдение, опрос Беседа, практикум 4 Наблюдение, опрос Беседа, практикум 4 Наблюдение, опрос Беседа, практикум 4 Опрос, тестирование 36 - 4 Методическое обеспечение Реализуя дополнительную общеобразовательную программу «В мире книг», педагоги в своей работе используют следующие педагогические технологии и методы обучения и воспитания. Технологии личностно-ориентированного максимальное развитие индивидуальных обучения направлены на познавательных способностей ребенка на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В эту группу входят гуманно-личностные технологии, в основе которых лежит уважение к ребенку, вера в его силы. Технология сотрудничества использует принципы равенства в отношениях педагога и ребенка, совместно вырабатываются цели, задачи, задания. Игровые технологии – единство эмоционального и рационального в обучении на основе активизации деятельности учащихся. В их основу положена педагогическая игра, направленная на усвоение общественного опыта. Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективного распределения деятельности, поиске различных способов решения учебных задач, включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Здоровьесберегающие технологии – психолого-педагогические технологии, методы, которые направлены на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного физического здоровья учащихся и педагога. Методы и педагогические приемы, используемые при реализации программы: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные используются для изложения теоретического материала (рассказ, беседа, опрос, объяснение) практические используются в практической части занятий, при выполнении самостоятельных работ, на игровых занятиях, концертах и праздниках ( упражнение, соревнование, выступление, изготовление, прослушивание) наглядные нового более материала, служат исполнение, разучивание, используются при изучении полному освоению материала, сопровождают словесные методы (демонстрация, показ, наблюдение, просмотр, работа с книгой, презентация) репродуктивные и проблемно-поисковые метод самостоятельной работы и работы под руководством педагога 2. Методы симулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (соревнование, создание ситуации успеха, познавательные игры) 3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности В работе по программе педагоги дополнительного образования опираются на известное положение об особом значении игровой деятельности развитии интеллектуальных способностей и личностных в качеств дошкольников, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей школьной деятельности - учебной. Обязательным условием проведения занятий по программе являются: использование игровых методов смена видов деятельности положительная оценка личных достижений каждого ребёнка отсутствие отметок и домашних заданий Структура занятий с детьми дошкольного возраста. Вводная часть (создание сюрпризных моментов, проблемной ситуации, художественное слово). Повторение с целью введения в новую тему. Изучение нового материала (познавательная, практическая, поисковая деятельность). Подведение итогов занятия (контроль и устная оценка результатов деятельности, рефлексия). ПРИЛОЖЕНИЯ Таблица «Результативность учебного процесса» ________________ учебный год _____________________________________ (объединение, год обучения) № п/п I полугодие ФИО обучающегося II полугодие Теор. Практ. Теор. Практ. подготовка подготовка подготовка подготовка 1. 2. Ср. балл группы по полугодиям Ср. балл группы за год Система оценки: от 3 до 5 баллов Уровни: высокий 5 - 4,5 баллов средний 4,4 – 3,5 баллов низкий 3,4 – 3 балла Таблица входного контроля ________________ учебный год ___________________________________(объединение, год обучения) Направление ___________________________ № п/п ФИО обучающегося Показатели Кол –во баллов, уровень 1. 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 21 – 16 баллов Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 - 7 баллов Таблица промежуточного контроля ________________ учебный год __________________________________(объединение, год обучения) Направление ___________________________ № Показатели п/п ФИО обучающегося 1. 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 21 – 16 баллов Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 - 7 баллов Кол –во баллов, уровень Таблица итогового контроля ________________ учебный год __________________________________(объединение, год обучения) Направление ___________________________ № Показатели п/п ФИО обучающегося 1. 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Кол –во баллов, уровень Уровни: Высокий 21 – 16 баллов Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 - 7 баллов Таблица Личностные результаты обучающихся ___________________________________(название объединения) Дата заполнения _______________год № п/ п ФИО обучающегос я Творческа Уровень я воспитанност активность и Коллективиз м Результаты стартовой диагностик и Результаты итоговой диагностик и 1. 2. Средний балл группы Система оценки от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 3 – 2.4 балла Средний 2.3 – 1,6 Низкий 1,5 – 1 балл Проводится два раза: стартовая – в начале 1 года обучения, итоговая - по окончании срока реализации программы Список литературы ● Берестов В.Д. Богатыри: Стихи / Е. Кольцовой; Переизд. – М.: «Детская литература», 1980. ● Драгунский В. Денискины рассказы. М.: «Детская литература», 1982. ● Житков Б.С. Про слона: Рассказы /Художник Н. Петрова. – М.: «Детская литература», 1980. ● Кассиль Л.А. Твои защитники. Рассказы. Рис. А Ермолаева. М.: «Детская литература», 1973. ● Куприн А.И. Белый пудель: Рассказ / Худ. П.Е. Анидалов. – Краснодар: Кн.изд-во, 1984. ● Маршак С.Я. Рассказ о неизвестном герое: Стихи. – Оформл. Г. Музурина. – М.: «Детская литература», 1983. ● Михалков С. Дядя Степа. М.: РОСМЭН, 2013. ● Михалков С. Сказки. Смоленнск: «Русич», 2005. ● Моя Родина: Стихи, рассказы / Рис. И. Захаровой. Переиздание. – М.: «Детская литература»1983. ● Осеева В. Синие листья. М.: «ЭСКМО», 2013. ● Паустовский К.Г. Кот-ворюга: Рассказы/ Рис. В. Горячевой. – М.: «Детская литература», 1980. ● Пермяк Е.А. олшебные краски. М.: «ЭСКМО», 2013. ● Пришвин М.М. Вася Весёлкин: Рассказы / Рис. Г. Никольского. – М.: «Детская литература», 1985. ● Сутеев В. Сказки и рассказы. М.: «Премьера», 2001. ● Толстой А.Н. Золотой ключик. М.: «Советская Россия», 1986. ● Утро: Стихи, рассказы русских писателей-классиков / Рис. Ю. Тихонова. – М.: «Детская литература», 1982. ● Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению. 1 класс. – 3-е изд., исправ. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2007. ● Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению. 2 класс. – 3-е изд., исправ. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005. ● Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс. – 4-е изд. – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011. ● Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс. – 4-е изд. – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010.