В мире книг

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В
мире книг» имеет социально-гуманитарную направленность, разработана в
соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской
Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №
678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России
от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации
по реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
Актуальность. Дошкольное воспитание и образование является самой
первой и базовой общественно-государственной формой, в которой
осуществляется профессиональная педагогическая работа с подрастающим
поколением.
Фундаментальные качества личности человека формируются именно в
первые годы жизни. Это собственно и определяет социокультурную
значимость дошкольного образования наряду с семейной формой
воспитания.

В основу программы положена идея развития личностного потенциала
ребенка и его психического становления посредством художественного
освоения и преобразования действительности (в том числе и самого себя).
В объединении «В мире книг» дошкольники приобретают базовые
навыки для успешной учебы в школе и учатся самостоятельно мыслить.
Данный
вид
деятельности
способствуют
воспитанию
художественного вкуса и эмоциональной восприимчивости, раскрытию
творческих способностей, формированию начальных навыков по учебным
дисциплинам. В целом развивает способности, умение учиться, учит
общению, прививает основы эстетической и нравственной культуры.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том,
что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей
дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также
организовывает увлекательный и содержательный досуг.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы состоит в
создании возможности для воспитания грамотного и заинтересованного
читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию
культуры и литературы народов других стран. Ребёнок-читатель овладевает
основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения
с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Дисциплина “В мире книг” способствует расширению читательского
пространства, реализации дифференцируемого обучения и развитию
индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнкачитателя.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого,
литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы
нравственно- эстетического воспитания, так как чтение для ребёнка – и
труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Адресат. Данная программа разработана для детей 6-7 лет и
предполагает вид деятельности: - ознакомление с художественной
литературой
Доступность реализации программы для различных категорий
детей.
Занятия по программе не доступны для детей с ОВЗ и детейинвалидов.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися
способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в
конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного
уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется
технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют
возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не

предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального
оборудования.
Объем программы: 36 часов
Срок обучения: 1 год
Форма организации образовательного процесса – очная, очная
(заочная) с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий
Формы и режим занятий:
Обучение проводится в коллективной форме. Занятия проходят по 30
минут 1 раз в неделю в хорошо освещенном помещении, оборудованном
детской мебелью. Каждое занятие предполагает набор необходимых для
работы материалов. В содержание занятий включаются следующие формы
работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная
работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская,
творческая, интеллектуальная.
Цель:
-создание на практике условий для развития читательских умений и интереса
к чтению книг;
Задачи:
Обучающие:
- приобрести знания, умения и навыки учебной деятельности;
- формировать умение точно и ясно выражать свои мысли;
- развивать мотивацию к учебной деятельности.
Развивающие:
- прививать ответственное отношение к учебе;
- активизировать творческий потенциал;
- развить умения и навыки необходимые для занятий в нач.школе;
- развивать память, мышление, воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
- формировать культуру общения друг с другом.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
-осознавать значимость чтения для личного развития;
-формировать потребность в систематическом чтении;
-использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
-уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:

-уметь работать с книгой, пользоваться алгоритмом учебных действий;
-уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-уметь работать в парах группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
-уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
-прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из
аппарата книги;
-отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
-ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
-пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
-участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
-оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
эстетическую позицию;
-высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
-участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
-соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Личностные результаты:
- целеустремленность в творческой деятельности;
- стремление к самостоятельной деятельности;
-проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
Формы аттестации/контроля.
Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
тестирования, беседы и педагогического наблюдения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после изучения
разделов/тем. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного
опроса, анализа выполнения творческих работ.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы
проведения: практическое задание.
Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
тестирования.
Диагностические исследования проводятся в течение курса
обучения с использованием диагностических методик:
– Анкета «Уровень мотивации обучающихся к занятиям в
объединении»;
– Контрольные задания в соответствии с образовательной программой

(результаты обучения, динамика изменений);
– Карта мониторинга по Л.Н. Буйловой (предметные и метапредметные
результаты обучающихся).
Таблицы:
-«Входной контроль»;
-«Промежуточный контроль»
Учебный план
№
п/п

Название раздела

1
2

Количество часов
всего

теория

практика

Здравствуй, книга.

2

0,5

1,5

Книги о родине и родной
природе.
Писатели детям.

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Народная
мудрость.
Книги-сборники.
По страницам книг В.
Сутеева.
Сказки народов мира.

2

0,5

1,5

4

0,5

3,5

2

0,5

1,5

Книги русских писателейсказочников.
Детские писатели.

4

0,5

3,5

2

0,5

1,5

4

0,5

3,5

2

0,5

1,5

11

Сказки
зарубежных
писателей.
Книги-сборники
стихотворений для детей.
Дети-герои книг.

4

0,5

3,5

12

Книги о животных.

4

0,5

3,5

13

Мониторинг
Итого:

2
36

0,5
6,5

1,5
29,5

3
4
5
6
7
8
9
10

Формы аттестации/
контроля

Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Тестирование
-

Содержание учебного плана
Здравствуй, книга
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный
лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра
«Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книги о Родине и родной природе
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-

произведение и книга-сборник).
Писатели детям
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С.
Mapшак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский,
С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из
детских книг.
Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с
фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура
книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Сказки народов мира
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок»,
инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения
Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
Сказки зарубежных писателей
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная
шапочка» в разных изданиях.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из книги.
Книги-сборники стихотворений для детей
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В.
Берестова, С. Михалкова.
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков
«Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс
юмористических стихов.

Книги о животных
Книги-сборники о животных.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Мониторинг
Итоговое тестирование. Проверка знаний.
Календарный учебный график
№
п/п

Месяц

Тема занятия

Сентябрь

Здравствуй, книга.
Книги о родине и
родной природе.
Писатели детям.
Народная
мудрость. Книгисборники.
По страницам
книг В. Сутеева.
Сказки народов
мира.
Книги русских
писателейсказочников.
Книги русских
писателейсказочников.
Детские писатели.
Сказки
зарубежных
писателей.
Книги-сборники
стихотворений
для детей.
Дети-герои книг.
Дети-герои книг.
Книги о
животных.
Книги о
животных.
Мониторинг

1
2

3

Октябрь

Ноябрь
Декабрь

4
Январь
5
Февраль
6
Март
7
Апрель
8
Май
9
Итого:

Форма занятия

Кол-во
часов

Форма контроля

Беседа,
практикум

4

Наблюдение,
опрос

Беседа,
практикум

4

Наблюдение,
опрос

Беседа,
практикум
Беседа,
практикум

4

Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос

Беседа,
практикум

4

Наблюдение,
опрос

Беседа,
практикум

4

Наблюдение,
опрос

Беседа,
практикум

4

Наблюдение,
опрос

Беседа,
практикум

4

Наблюдение,
опрос

Беседа,
практикум

4

Опрос,
тестирование

36

-

4

Методическое обеспечение
Реализуя дополнительную общеобразовательную программу «В мире книг»,
педагоги в своей работе используют следующие педагогические технологии
и методы обучения и воспитания.
Технологии

личностно-ориентированного

максимальное развитие индивидуальных

обучения

направлены

на

познавательных способностей

ребенка на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
В эту группу входят гуманно-личностные технологии, в основе которых
лежит уважение к ребенку, вера в его силы.
Технология сотрудничества использует принципы равенства в отношениях
педагога и ребенка, совместно вырабатываются цели, задачи, задания.
Игровые технологии – единство эмоционального и рационального в
обучении на основе активизации деятельности учащихся. В их основу
положена педагогическая игра, направленная на усвоение общественного
опыта.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога
и учащихся на основе коллективного распределения деятельности, поиске
различных способов решения учебных задач, включает стимулирование
рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и
самооценки.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий,
коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь. Обучение
осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит
каждого.
Здоровьесберегающие технологии – психолого-педагогические технологии,
методы, которые направлены на сохранение, укрепление и развитие
духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного физического
здоровья учащихся и педагога.
Методы и педагогические приемы, используемые при реализации

программы:
1.

Методы

организации

и

осуществления

учебно-познавательной

деятельности:
словесные используются для изложения теоретического материала (рассказ,
беседа, опрос, объяснение)
практические используются в практической части занятий, при выполнении
самостоятельных работ, на игровых занятиях, концертах и праздниках (
упражнение,

соревнование,

выступление,

изготовление, прослушивание)

наглядные

нового

более

материала,

служат

исполнение,

разучивание,

используются при изучении

полному

освоению

материала,

сопровождают словесные методы (демонстрация, показ, наблюдение,
просмотр, работа с книгой, презентация)
репродуктивные и проблемно-поисковые
метод самостоятельной работы и работы под руководством педагога
2. Методы симулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
(соревнование, создание ситуации успеха, познавательные игры)
3.

Методы

контроля

и

самоконтроля

за

эффективностью

учебной

деятельности
В работе по программе педагоги дополнительного образования опираются на
известное положение об особом значении игровой деятельности
развитии

интеллектуальных

способностей

и

личностных

в

качеств

дошкольников, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей школьной
деятельности - учебной.
Обязательным условием проведения занятий по программе являются:
 использование игровых методов
 смена видов деятельности
 положительная оценка личных достижений каждого ребёнка
 отсутствие отметок и домашних заданий
Структура занятий с детьми дошкольного возраста.

Вводная часть (создание сюрпризных моментов, проблемной ситуации,
художественное слово).
Повторение с целью введения в новую тему.
Изучение нового материала (познавательная, практическая, поисковая
деятельность).
Подведение итогов занятия (контроль и устная оценка результатов
деятельности, рефлексия).

ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица
«Результативность учебного процесса»
________________ учебный год
_____________________________________ (объединение, год
обучения)
№
п/п

I полугодие
ФИО
обучающегося

II полугодие

Теор.
Практ.
Теор.
Практ.
подготовка подготовка подготовка подготовка

1.
2.
Ср. балл группы по
полугодиям
Ср. балл группы за
год
Система оценки: от 3 до 5 баллов
Уровни: высокий 5 - 4,5 баллов
средний 4,4 – 3,5 баллов
низкий 3,4 – 3 балла
Таблица
входного контроля
________________ учебный год
___________________________________(объединение, год
обучения)
Направление ___________________________
№
п/п ФИО
обучающегося

Показатели

Кол –во
баллов,
уровень

1.
2.
3.
Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 21 – 16 баллов
Средний 15 – 11 баллов
Низкий 10 - 7 баллов

Таблица
промежуточного контроля
________________ учебный год
__________________________________(объединение, год
обучения)
Направление ___________________________
№
Показатели
п/п ФИО
обучающегося
1.
2.
3.
Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 21 – 16 баллов
Средний 15 – 11 баллов
Низкий 10 - 7 баллов

Кол –во
баллов,
уровень

Таблица
итогового контроля
________________ учебный год
__________________________________(объединение, год
обучения)
Направление ___________________________
№
Показатели
п/п ФИО
обучающегося
1.
2.
3.
Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов

Кол –во
баллов,
уровень

Уровни: Высокий 21 – 16 баллов
Средний 15 – 11 баллов
Низкий 10 - 7 баллов

Таблица
Личностные результаты обучающихся
___________________________________(название объединения)
Дата заполнения _______________год
№
п/
п

ФИО
обучающегос
я

Творческа
Уровень
я
воспитанност
активность и

Коллективиз
м

Результаты
стартовой
диагностик
и
Результаты
итоговой
диагностик
и

1.
2.
Средний балл группы
Система оценки от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 3 – 2.4 балла
Средний 2.3 – 1,6
Низкий 1,5 – 1 балл
Проводится два раза: стартовая – в начале 1 года обучения,
итоговая - по окончании срока реализации программы

Список литературы
● Берестов В.Д. Богатыри: Стихи / Е. Кольцовой; Переизд. – М.:
«Детская литература», 1980.
● Драгунский В. Денискины рассказы. М.: «Детская литература», 1982.
● Житков Б.С. Про слона: Рассказы /Художник Н. Петрова. – М.:
«Детская литература», 1980.
● Кассиль Л.А. Твои защитники. Рассказы. Рис. А Ермолаева. М.:
«Детская литература», 1973.
● Куприн А.И. Белый пудель: Рассказ / Худ. П.Е. Анидалов. – Краснодар:
Кн.изд-во, 1984.
● Маршак С.Я. Рассказ о неизвестном герое: Стихи. – Оформл. Г.
Музурина. – М.: «Детская литература», 1983.
● Михалков С. Дядя Степа. М.: РОСМЭН, 2013.
● Михалков С. Сказки. Смоленнск: «Русич», 2005.
● Моя Родина: Стихи, рассказы / Рис. И. Захаровой. Переиздание. – М.:
«Детская литература»1983.
● Осеева В. Синие листья. М.: «ЭСКМО», 2013.
● Паустовский К.Г. Кот-ворюга: Рассказы/ Рис. В. Горячевой. – М.:
«Детская литература», 1980.
● Пермяк Е.А. олшебные краски. М.: «ЭСКМО», 2013.
● Пришвин М.М. Вася Весёлкин: Рассказы / Рис. Г. Никольского. – М.:
«Детская литература», 1985.
● Сутеев В. Сказки и рассказы. М.: «Премьера», 2001.
● Толстой А.Н. Золотой ключик. М.: «Советская Россия», 1986.
● Утро: Стихи, рассказы русских писателей-классиков / Рис. Ю.
Тихонова. – М.: «Детская литература», 1982.
● Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному
чтению. 1 класс. – 3-е изд., исправ. – Самара: Корпорация «Федоров»,
Издательство «Учебная литература», 2007.

● Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному
чтению. 2 класс. – 3-е изд., исправ. – Самара: Корпорация «Федоров»,
Издательство «Учебная литература», 2005.
● Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс. – 4-е
изд. – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная
литература», 2011.
● Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс. – 4-е
изд. – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная
литература», 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».