аленушка_мода и рукоделие

Пояснительная записка
Программа «Алёнушка: Мода и рукоделие» зтнографического театра-студии
«Алёнушка» имеет художественную направленность. Она ориентирована на изучение
и сохранение культурного и духовного наследия земли Смоленской, изучения и
освоения традиционного и современного декоративно-прикладного искусства,
патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Одним из
основных моментов в творческой работе ребят является обучение основам
традиционного рукоделия, разработке и созданию народных и дизайнерских изделий
в одежде на основе традиции.
Разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами
Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от
5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
Ведущими темами программы «Алёнушка «Мода и рукоделие» являются:
- изучение основ простейших ручных и декоративных швов, основных машинных
строчек (с изучением работы на швейной машине);

- изучение творческого наследия предков (традиционный обряды, народный
костюм, виды традиционного рукоделия: ткачество, вышивка);
- в программу включены темы по традиционной и современной, авторской
игрушек; изделий декоративно-прикладного характера;
- изучение основ декоративно-прикладного рисования, особенностей
эскизирования при создании образа изделия;
- основы народного фольклора, танца, современного показа-дефиле.
Обучение ориентировано на возрастные и индивидуальные особенности каждого
ребенка. Все остальные подтемы группируются вокруг основных, дополняя их
содержание. В основе программы – личностно-ориентированный подход к учебновоспитательному процессу. Индивидуальный подбор заданий с учетом возрастных
особенностей и подготовленности каждого ребенка. Внедрены здоровьесберегающие
технологии в учебно-воспитательный процесс.
Актуальность программы
Программа соответствует основным направлениям социально-экономического
развития страны и направлена на повышение уровня художественного образования
детей, приобщению их к общечеловеческим и национальным культурным традициям
своего народа. Ее этнопедагогическая составляющая – источник творческой
деятельности и развития духовности подрастающего поколения.
Изучение современного декоративно-прикладного искусства через призму традиции.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ее структура и
содержание способствует разностороннему и гармоническому развитию личности
ребенка, раскрывает творческие способности, приобщает детей к творчеству через
народное искусство.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются
наиболее продуктивными и основаны на проверенных методиках и сложившихся
традициях изобразительного творчества.
Новизна программы
Принцип построения программы, структура, содержание учебных занятий создает
условия для творческого развития обучающихся, предусматривает их
дифференциацию по степени одаренности. Темы для изучения, включенные в
программу, представляют собой обязательный минимум содержания обучения.
Освоение обязательного минимума обучающимися позволяет дать ожидаемые
результаты, соответствующие уровням обучения. Уровень сложности предлагаемых

практических заданий корректируется в сторону усложнения или упрощения в работе
с реальным контингентом обучающихся, в связи с разноуровневым и
индивидуальным подходом, личностной ориентацией на то, что обучающиеся могут
освоить. Главное – стремление соблюсти полноту, разнообразие содержания
программы и достижение запланированных результатов.
Занятия предметом «Фольклорное пение» способствуют: изучению искусства
русского народа, укреплению здоровья, развитию речевых функций, познанию
объёмно-пространственных свойств действительности – важного фактора в развитии
ребенка, творческому мышлению.
Отличительные особенности программы:
- Включение элементов этнопедагогики и наставничества во все разделы
программы, в учебный и воспитательные процессы. Позитивные результаты в ходе
практического многолетнего исследования дают возможность сделать выводы, что
приобщение обучающихся к народной культуре и способам ее изучения помогают
достаточно глубоко изучать и популяризировать культурное наследие Смоленщины.
- Программа содержит несколько блоков по изучению традиционной культуры,
обрядам, народной игрушки, костюму.
- В программу включены темы по дизайну авторской игрушек, одежды; изделий
декоративно-прикладного характера.
Обучение ориентировано на возрастные и индивидуальные особенности каждого
ребенка. Двойное название в программе «Мода и рукоделие» не случайно. Оно
отражает образовательную концепцию (теория – практика – творчество),
прослеживает этапы творческого роста (ученик – подмастерье – мастер),
подчеркивает тесную связь содержания образования, форм обучения и видов
деятельности, а также конечного результата работ учащихся, выражает специфику
структуры.
В основе программы – личностно-ориентированный подход к учебновоспитательному процессу. Индивидуальный подбор заданий с учетом возрастных
особенностей и подготовленности каждого ребенка. Внедрены здоровьесберегающие
технологии в учебно-воспитательный процесс.
Учебные занятия в программе систематизированы и выстроены таким образом,
что позволяет сформировать у учащихся определенные знания, умения и навыки, что,
в конечном итоге, повышает эстетический, художественный уровень образованности
и развития творческой индивидуальности у каждого обучающегося.
Адресат программы: обучающиеся 6 до 18 лет.
Доступность программы для различных категорий детей
Программа предусматривает обучение детей с общими и специальными
способностями. Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с
ОВЗ с сохранным интеллектом и детей-инвалидов.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология

педагогической поддержки.
Объём программы: 144 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа). Между занятиями
предусмотрен 10-минутный перерыв на проветривание.
Формы организации учебного процесса: очная, очная с возможностью
дистанционного обучения.
Виды занятий
Основной формой занятия является урок. В зависимости от учебного материала
цели занятия используются различные виды занятий, как классические, так и
нетрадиционные практические занятия, лекции, беседы, мастер-классы, выездные
тематические занятия и экскурсии, самостоятельные, индивидуальные, парные,
групповые, коллективные работы, концерты, праздники, показы, урок-тестирование,
репетиция и дефиле, выставки.
Цель программы: создание
условий для развития и совершенствования
гармоничной творческой личности путем приобщения к основам рукоделия,
швейного ремесла, декоративно-прикладного искусства в ходе обучения и вовлечения
в творческую деятельность.
Задачи
Образовательные:
- развитие познавательного интереса к процессу создания декоративно-прикладных
изделий для себя и других своими руками
- обучение шитью и рукоделию, тканью, ткачеству, вышивке на основе изучения
традиции;
- обучение основам конструирования, моделирования и искусству изготовления
различных изделий в соответствии со своим замыслом (эскизом);
обучение, закрепление навыков работы с различными инструментами и
материалами;
- обучение технике безопасности при работе со швейными инструментами.
Развивающие:
- развитие мотивации к процессу изготовления изделий для себя и других своими
руками;
- выявление, раскрытие и развитие заложенных в ребёнке творческих способностей;
- развитие образного видения и творческого мышления;
Воспитательные:
- воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своего
народа, его сохранение;
- формирования творческой, активной, всесторонне развитой личности;

- формирование и укрепление качеств личности: терпения, целеустремлённости,
трудолюбия, усидчивости, чувства коллективизма, взаимопомощи, стремления к
совершенству, творческому росту;
- повышение уровня внутренней культуры личности и её гармонизации,
формирование эстетического вкуса в одежде и окружающем мире.
Планируемые результаты
В основе программы – индивидуальный подбор заданий с учетом возрастных
особенностей и подготовленности каждого ребенка, соблюдение режима труда и
отдыха, сохранность здоровья. Занятия систематизированы таким образом, что
позволяет учащимся овладеть всеми знаниями, умениями и навыками ремесленного
наследия Смоленщины, заложенными в программу. Освоение, в ходе проектной
деятельности, элементов традиционных обрядов, народных танцев, песенного
фольклора, пропагандирующих культуру родного края.
Результатом освоения программы по этим темам являются созданные коллекции
кукол и их показы, коллекции и показы костюмов.
Первый год обучения - новички познают и оценивают свои возможности,
приобретают необходимые основы знаний и умений для успешной работы в
объединение, узнают друг друга в общении, в работе над индивидуальным изделием;
над коллекциями кукол в костюмах.
К концу обучения воспитанники будут знать и уметь:
Предметные результаты:
- знать правила организации рабочего места и правила техники безопасности;
- понимать значение народного искусства, рукоделия в жизни человека;
- проявлять интерес к традициям своего народа (костюму, вышивке, ткачеству);
- знать основные приемы работы над традиционной игрушкой, знать
последовательность изготовления простейших игрушек, сувениров;
- иметь представление об элементарных основах дефиле;
- знать терминологию по изученному материалу
- иметь представление о тканях, их основных видах и свойствах;
- умение использовать художественные материалы для передачи замысла.
Личностные результаты:
- уметь изготавливать народную игрушку по инструкционным картам;
- выработать навыки использования материалов для создания красивых вещей;
- знать терминологию по изученному материалу.
Метапредметные результаты:
- уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающем.

Условия реализации программы
Совокупность ресурсов материально-технического обеспечения учебного
процесса по программе «Алёнушка «Мода и рукоделие»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6
7.
8.
9.
10.

Наименование
Количество
Нитки
24 шт.
Фурнитура кукольная
20 шт.
Нитки мулине
28 шт.
Ножницы «зиг-заг»
1 шт.
Ножницы
9 шт.
Степлер
1 шт.
Бусины различного диаметра
150 шт.
Паетки
9 пакетиков
Биссер
18 пакетиков
Лоскут ситцевый, льняной
18 кг.
Лоскут мебельный и драповый
12 кг.
Лоскут меха игрушечного
5 кг.
Шнур декоративный, шпагат
10 м.(4 шт).
11. Клей ПВА
0,3 литра
12 Картон
2 пачки
14. Карандаши простые
10 шт.
15. Краски акварельные
3 пачки
16.. Кисточки для акварели и гуаши
10 шт.
17. Палочки-шпажки
2 пачки
18. Распарыватели
3 шт.
19. Дырокол для кожи, картона
1 шт.
22. Литература по работе с тканью
14 шт.
23. Литература по работе с игрушкой
6 шт.
24. Литература по работе с сувенирной продукцией, 7 шт.
поделками
25. Машинки швейные, оверлок
5 шт.
26. Утюг и доска гладильная
1 и 1 шт.
Формы аттестации, контроля помогают выявлять соответствие результатов
образовательного процесса поставленным целям и задачам.
- Практическая работа, творческая работа, мини-выставки, тематические и итоговая
выставки, вернисажи, мини-проект, исследовательская работа, конкурс, открытые
занятия, отчётные мероприятия, концерт.

Оценочные материалы представлены в Приложениях.
Формы аттестации/контроля
Входной контроль проводится в сентябре-месяце в начале обучения ребенка по
дополнительной образовательной программе. Он проходит в форме собеседования и
тестирования.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме
выполнения творческих заданий, педагогического наблюдения, просмотра и анализа
работ.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы
проведения: самостоятельные аудиторные работы, просмотр и анализ работ,
викторины, мультимедиаигры.
Итоговый контроль проводится мае в форме просмотра и анализа работ.
Оптимальным вариантом итогового контроля в фольклорном ансамбле могут стать
игровые программы (моделирование форм традиционной жизни и инсценирование
обрядов), отчётные концерты, а так же анализ концертного выступления в форме
беседы.
Формы отслеживания результатов выполнения программы: заполнение
дневника успеваемости, заполнение индивидуальный карточек усвоения
программы в журнале; зачет; концертная деятельность; открытый урок.
Контрольно-измерительные материалы
При оценке предметных результатов обучения детей по программе применяются
таблицы «Входной контроль», «Промежуточный контроль», «Итоговый контроль».
(См. приложение).
Личностные и метапредметные результаты обучающихся оцениваются с
использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой.
В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков
полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания работать и
получать новые знания и умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г.
Лускановой.

Учебный план
№
Название темы
п/п
1.

2.
3.

4.

5.
6.

7.

8.

9.
10.

11.

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/контроля

Вводное
занятие.
Техника
безопасности
при
работе
с
колющими
и
режущими
предметами. Организация рабочего
места.
Инструменты
и
принадлежности.
Основные ручные и декоративные,
машинные швы и их виды.
Общие сведения о тканях, их видах
и свойствах. Понятие «Коллаж»
(изготовление панно-образца)
Основы ткачества. Историческая
справка. Тканьё на пальцах, на
вилочке
(рагульке),
основы
закладного ткачества.
Эскиз - как основа моделирования.
Эскизирование.
Сувениры и поделки из текстиля,
технология изготовления

2

2

-

Опрос,
работа

20

4

16

Практическая работа

14

2

12

Практическая работа

10

1

9

Опрос,
исследовательская
работа

22

1

21

26

1

25

Текстильная народная игрушка.
История возникновения и развития.
Типы
кукол,
технология
изготовления отдельных видов.
Основы
моделирования
и
конструирования
одежды
для
кукол. одежды (поясное и плечевое
изделие для куклы). Традиционный
костюм. Ткани, их основных виды и
свойства. Понятие «выкройка».
Основы дефиле. Основной шаг и
повороты.
Подготовка и проведение итогового
занятия, выставки.

8

3

5

творческая
работа,
мини-выставка
исследовательская
работа,
творческая
работа, тестирование,
мини-выставка
Опрос,
творческая
работа, мини-выставка

14

2

12

Практическая работа

18

2

16

Практическая работа

4

1

3

творческая
выставка

Массовая
работа
(экскурсии, 6
участие в мероприятиях)

1

5

Отчётное
мероприятие, выставка

Итого

144

20

124

Практическая

работа,

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Планирование работы. Правила поведения в мастерской.
Техника безопасности в работе с ножницами, иглами, булавками;
электроприборами. Организация рабочего места. Основные инструменты для
работы.
2. Ручные декоративные швы, их виды и технология выполнения. Сфера применения
различных видов швов в изготовлении изделий. Выполнение элементарных
декоративных швов, основы вышивки крестиком.
3. Швейные машины. Назначение. Правила подготовки машины к работе. Основные
приёмы работы. Простейшие швы, их назначения и техника выполнения.
4. Основы ткачества. Историческая справка. Тканьё на пальцах, на вилочке
(рагульке). Изготовление поясков и тесёмок.
5. Понятие «эскиз» – основа моделирования будущих изделий. Декоративное
рисование, техника и приёмы. Работа карандашом и в цвете. Разработка эскизов
изделий: кукла народная в русском костюме, мягкая игрушка.
6. Сувениры и поделки из текстиля, технология изготовления. Особенности и
технология и последовательность изготовления в соответствии с эскизом.
7. Текстильная народная кукла, игрушка. История возникновения и развития. Типы
кукол, особенность и технология изготовления отдельных видов. Швы ручные,
особенности при работе. Разработка костюма, образа, детали куклы. Виды
фурнитуры, способ крепления. Технология набивки игрушки. Виды стяжек, декора.
8. Основы моделирования и конструирования одежды для кукол. Поясное и
плечевое изделие. Русский народный костюм. Смоленский костюм женский,
мужской. Особенности и отличия. Выполнение простейшей кукольной одежды,
особенности изготовления.
Изделия декоративно-прикладные.
9. Основы дефиле. Основной шаг и повороты. Подготовка дефиле с куклами к
итоговой выставке.
10. Подготовка и проведение итогового занятия, выставки, показа. Подведение
итогов работы за год. Дефиле с куклами или выставке.
11. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества в музеи
Смоленска. Участие в утренниках, праздниках, мероприятиях Дворца.

Календарный учебный график
№ Месяц
Тема занятия
п/
п
1

Сентябрь

2

Сентябрь,
Декабрь,
март

3

Ноябрь,
Декабрь,
Февраль

Общие сведения о тканях, их
видах и свойствах. Понятие
«Коллаж» (изготовление паннообразца)

4

Октябрь,
ноябрь

Основы ткачества. Историческая
справка. Тканьё на пальцах, на
вилочке (рагульке).

5

Октябрь,
Март

Эскиз
как
основа
моделирования. Эскизирование.

6

Сентябрь,
Ноябрь,
Декабрь,
Январь,
Март,
Май
Январь,
февраль,
апрель

Сувениры и поделки из текстиля,
технология изготовления

Декабрь,
Февраль,
Март,
Апрель

Основы
моделирования
и
конструирования одежды для
кукол. одежды (поясное и
плечевое изделие для куклы).
Традиционный костюм. Ткани,
их основных виды и свойства.

7

8

Вводное
занятие.
Техника
безопасности при работе с
колющими
и
режущими
предметами.
Организация
рабочего места. Инструменты и
принадлежности.
Основные
ручные
и
декоративные, машинные швы и
их виды.

Текстильная народная игрушка.
История
возникновения
и
развития.
Типы
кукол,
технология
изготовления
отдельных видов.

Форма
занятия

Колво
часов

Форма
контроля

Беседа, лекция

2

Опрос

Традиционный
урок,
практическая
работа,
творческая
работа
Традиционный
урокобъяснение,
практическая
работа
Традиционный
урокобъяснение,
практическая
работа
Традиционный
урокобъяснение,
практическая
работа,
творческая
работа
Традиционный
урокобъяснение,
практическая,
творческая
работа
Традиционный
урокобъяснение,
практическая,
творческая
работа
Традиционный
урокобъяснение,
практическая,
творческая
работа

20

Практическая
работа,
творческие
задания

14

Практическая
работа

10

Опрос,
исследовательс
кая работа

22

творческая
работа, минивыставка

26

Исследовательс
кая
работа,
творческая
работа,
тестирование,
мини-выставка
Опрос,
творческая
работа, минивыставка

8

14

Практическая,
творческая
работа

9

Октябрь,
Февраль,
Апрель,
Май

10

Декабрь
Май
Октябрь
Апрель,
Май

11

Понятие «выкройка».
Основы дефиле. Основной шаг и
повороты.
Фольклорные
(песенные,
танцевальные,
обрядовые)
элементы.
Подготовка
и
проведение
итогового занятия, выставки.
Массовая работа (экскурсии,
участие в мероприятиях)

практическая,
творческая
работа

Практическая
работа
Мини-показ

18

Практическая
4
работа, выставки
Экскурсии,
6
выставка

Итого

Отчётное
мероприятие
Отчётная
выставка,
экскурсии

144

Методическое обеспечение программы
Формы проведения занятий по программе «Алёнушка «Мода и рукоделие»
разнообразны.
По
основной
дидактической
цели
чаще
используются
комбинированные уроки; так же уроки ознакомления, закрепления изученного; уроки
обобщения и систематизации знаний.
По основным этапам учебного процесса: вводные; первичного ознакомления с
материалом; применение полученных правил на практике; повторение и обобщение;
смешанные и комбинированные уроки. По основному способу проведения в полной
мере используются различные уроки: беседы, лекции, экскурсии, уроки-праздники,
народного календаря, самостоятельные работы учащихся и сочетание различных
форм занятий.
Методики и технологии, используемые на занятиях в этнографическом театрестудии «Аленушка»: - личностно-ориентированное обучение; интегрированное
обучение; технология групповой деятельности; развивающее обучение.
Дидактические материалы, техническое оснащение занятий:
№ Наименование
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Плакаты-таблицы по последовательности изготовления народных
кукол и сувенирных игрушек
Плакаты по цветоведению
Плакаты учебные по декоративно-прикладному искусству
Плакаты по русскому народному костюму
Лекала выкроек народных костюмов
Лекала выкроек основы для различных размеров
Лекала (выкройки) плечевых, поясных изделий
Лекала (выкройки игрушек, раздаточный материал)
Таблицы по изготовлению декоративных изделий (роспись по ткани)
Карточки по изготовлению воротников (раздаточный материал)
Технологические таблицы по изготовлению мягких игрушек (разд.)
Конспекты учебных занятий
Конспекты открытых занятий и мастер-классов
Рабочие программы по годам обучения
Разработки мероприятий, праздников, кукольных спектаклей и др.

Кол-во
14 шт.
3 шт.
15 шт.
4 шт.
8 шт.
9 шт.
23 шт.
46 шт.
3 шт.
11 шт.
13 шт.
(По темам)
8 шт.
2 шт.
19 шт.

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
26
27
28

Образцы народных кукол (коллекции)
Образцы мягкой игрушки
Образцы сувенирной продукции
Образцы интерьерных кукол
Образцы декоративных панно (и эскизы)
Эскизы-лекала для декоративных панно (раздаточный материал)
Коллекция показа «Балаганчики»

39 шт.
15 шт.
9 шт.
6 шт.
13 шт.
37 шт.
6 костюмов и
кукол
Коллекция костюмов «Славянка»
5 шт.
Коллекция костюмов «Валенки»
5 шт.
Коллекция костюмов «Времена года»
5 шт.
Коллекция костюмов «Ивановы дочки»
6 шт.
Коллекция новогодних костюмов
5 шт.
Фонотека (музыкальное сопровождение показов, проведения занятий 24 шт.
по подиумной пластике)

Описание общей методики работы
Работа строится по принципу народной педагогики «от учителя к ученику», «от
старшего к младшему» поскольку в одной группе занимаются дети разного возраста.
Для достижения цели и решения поставленных задач обучения наибольшее
применение получили следующие методы обучения:
- по источникам и способам передачи информации – словесные, наглядные,
практические;
- по характеру методов познавательной деятельности - методы готовых знаний
(словесно-догматический,
объяснительно-иллюстративный),
исследовательские
методы (проблемный, поисковый);
- по характеру деятельности обучающихся – активные, творческие;
- в зависимости от характера дидактических задач - методы приобретения ЗУН,
методы повторения, методы самостоятельной работы.
Так же используются группы методов:
1. Формирования сознания личности: словесные, метод примера;
2. Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:
метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;
3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод
создания ситуации успеха;
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического
наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод
создания ситуации для изучения поведения.
В образовательном процессе важное место отводится здоровьесберегающим
технологиям. Педагог стремится создать на своих уроках комфортные условия,
благоприятный психологический и эмоциональный климат. Этому способствуют
адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания.
Раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, помогает технология
развивающего обучения, основанного на формировании механизмов мышления, а не
на эксплуатации памяти. Особую роль в реализации технологии играет
процессуальный
двусторонний
характер
взаимосвязанной
деятельности

преподавателя и учащихся, которую обеспечивают проектирование и организация
процесса обучения, а также наличие комфортных условий для раскрытия, реализации
и развития личностного потенциала учащихся.
В современных условиях развития общества наши дети нуждаются в
эмоциональной поддержке. В этом плане у уроков изобразительного искусства
огромные возможности. Организации воспитательного процесса на основе глубокого
уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития,
отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного
процесса способствуют принципы личностно-ориентированной технологии обучения.
Программа и методы работы с обучающимися в рамках личностноориентированных технологий отдает приоритет гуманно-личностной технологии,
которая отличаются, прежде всего, своей гуманистической сущностью,
психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, и
технологии сотрудничества, которая реализуют демократизм, равенство, партнерство
в субъектных отношениях педагога и ребенка.

Литература
Литература для педагога
1. А. И. Баженова, В. И. Вадугина. Мифы древних славян – Саратов, Надежда, 1999 г.
2. Л. И. Брудная. Энциклопедия обрядов и обычаев – Санкт-Петербург, Респекс, 1997
г.
3. Г. Л. Дайн. Русская народная игрушка – Москва, Пищевая промышленность, 1989
г.
4. Е. Берестнёва. Народная кукла для здоровья – Москва, Издательство Велигор, 2020
г. Народное искусство – Москва, Художественные промыслы, 1987 г.
5. Ю. Иванова. Игра в лоскуты Веры Щербаковой – Москва, Культура и традиции,
2020 г
6. Народные промыслы и ремесла Смоленской области – Смоленск, Свиток, 2003 г.
7. Журнал Край Смоленский № 2,3,4,5.6 – Москва, ООО Принт, 2020 г.
8. В. Г. Кунташова. Изготовление и отделка женской крестьянской одежды конца ХХ
– начала ХХ веков – Смоленский государственный заповедник, 2007 г.
9. В. Г. Кунташова. Традиционное и современное рукоделие – Смоленск, 2013 г.
10. Л. В. Синицина. Лен. Природа. Культура. Память – Смоленск, Смядынь, 2011 г.
Литература для обучающихся
1. М. Волкова (составитель). Смоленские сказки – Смоленск, Свиток, 2017 г.
2. Т. И. Еременко. Иголка-волшебница – Москва, Просвещение, 2019 г.
3. Девчонки – мальчишки (школа ремесел) №1(37) – ООО Формат-М,2020 г.
4. Е. Берстнёва, Н. Догаева. Кукольный сундучок (традиционная народная кукла
своими руками) – Москва, Белый город, 2010 г.
5. Ю. Каштанов. Русский костюм – Москва, Белый город, 2010 г.
6. Народные куклы – Москва, Белый город, 2010 г.
7. Е, Войнатовская. Авторская текстильная кукла – Москва, Санкт-Петербург,
Нижний Новгород, Воронеж, ООО Питер. 2014 г.
8. Г. Дайн. Лоскутные мягкие игрушки из Хотькова – Сергиев Посад, Весь, 2008 г.
9. М. Мишина. Ляльки. Куклы. Куклаки – Москва, НП-Принт, 2015 г.
10. Е.Елагина.Старинные русские куклы.Часть 1 –Москва, Фабрика старинных
игрушек. 2020
11. Е.Елагина.Старинные русские куклы.Часть 2 –Москва, Фабрика старинных
игрушек. 2020
12. Е.Елагина.Старинные русские куклы.Часть 3 –Москва, Фабрика старинных
игрушек. 2020
13. Е.Елагина. Старинные русские куклы. Часть 4 – Москва, Фабрика стар-ых
игрушек.2021
14. Е.Елагина. Старинные русские игрушки – Москва, Фабрика старинных игрушек.
2020 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица «Входной контроль» / «Промежуточный контроль»/
«Итоговый контроль»
№ Фамилия, имя Практические Теоретические Мотивация Воспитанность
п/п
обучающегося навыки
знания

12345-

(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карта фиксации результатов выполнения учащимися творческих работ
№
п/п

ФИО
учащ
егося

Критерии оценки
Владение
Владение
инструмента основами
ми
рисунка и
(творческая графики
работа)
(творческ
ая работа)

Владение
основами
цветоведе
ния
(творческ
ая работа)

Владение
основными
способами
изображени
я
и
способами
построения
композиции
на
плоскости
(творческая
работа)

Самосто
ятельное
решение
творчески
х
задач
(творческ
ая работа)

1.
2.
Критерии оценки
1. Знание детьми основ цветоведения.
2. Владение инструментами.
3. Передача величины предметов и их частей в пространстве. Знание жанров
живописи.
4. Использование различной техники и разных способов при рисовании. Знание
специальной терминологии.
5. Творческая активность.
Параметры оценки
Высокий уровень (а):
1. Знает инструменты и принадлежности, правильно их использует;
2. Ребенок владеет основами цветоведения;
3. Владеет основными способами изображения и способами построения композиции
на плоскости; знает жанры живописи.
4. Использует различные техники и разные способы при рисовании. Знает
специальную терминологию;
5. Самостоятельно подходит к решению творческих задач.
Средний уровень (б):
1. Знает инструменты и принадлежности, но допускает незначительные ошибки при
практическом применении.
2. Знает основы цветоведения но допускает незначительные ошибки.
3. Не в полном объеме владеет способами композиционного расположение объектов,
практически выполняет под руководством педагога.

4. Использует различные техники и разные способы при рисовании. Ребенок владеет
терминологией не в полном объеме;
5. С небольшой помощью педагога подходит к решению творческих задач.
Низкий уровень (в);
1. Часто допускает ошибки при практическом применении способов изображения.
2. Ребенок владеет основами цветоведения и специальной терминологией на уровне
узнавания.
3. Затрудняется самостоятельно выполнять композицию, требуется постоянное
руководство педагога.
4. Затрудняется в использовании различных техник и разных способов при
рисовании. Ребенок недостаточно владеет терминологией;
5. Только с помощью педагога подходит к решению творческих задач.

Таблица
«Результативность учебного процесса»
________________ учебный год
_____________________________________ (объединение, год обучения)
№
п/п

I полугодие
ФИО обучающегося

Теор.
подготовка

Практ.
подготовка

II полугодие
Теор.
подготовка

Практ.
подготовка

1.
2.
Ср. балл группы по полугодиям
Ср. балл группы за год
Система оценки: от 3 до 5 баллов
Уровни: высокий 5 - 4,5 баллов
средний 4,4 – 3,5 баллов
низкий 3,4 – 3 балла

Таблица
вводного контроля
________________ учебный год
_____________________________________
(объединение, год обучения)
Направление ___________________________
№
п/п

Показатели
ФИО
обучающегося

Кол –во
баллов,
уровень

1.
2.
3.
Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 21 – 16 баллов
Средний 15 – 11 баллов
Низкий 10 - 7 баллов

Таблица
промежуточного контроля
________________ учебный год
_____________________________________
(объединение, год обучения)
Направление ___________________________
№
п/п

Показатели
ФИО
обучающегося

1.
2.
3.
Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 21 – 16 баллов
Средний 15 – 11 баллов
Низкий 10 - 7 баллов

Кол –во
баллов,
уровень


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».