Пояснительная записка Программа Алёнушка «ART-игрушка» имеет художественную направленность. Она ориентирована на изучение и освоение традиционного и современного декоративноприкладного искусства, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Одним из основных моментов в творческой работе ребят является обучение рукоделию, шитью; разработке и созданию народных и дизайнерских, авторских изделий. Актуальность программы Программа соответствует основным направлениям социально-экономического развития страны и направлена на повышение уровня художественного образования детей, приобщению их к общечеловеческим и национальным культурным традициям своего народа. Обучение традиционным видам рукоделия, умению создавать красивые, традиционные и современные вещи своими руками. Изучение современного декоративноприкладного искусства через призму традиции. Отличительные особенности программы: - Включение элементов этнопедагогики во все разделы программы, в учебный и воспитательные процессы, а также, наставничество, как её основной составляющей. Позитивные результаты в ходе практического исследования дают возможность сделать выводы, что приобщение обучающихся к народной культуре и способам ее изучения помогают сохранять культурное наследие предков. - Программа содержит несколько блоков по изучению традиционной народной игрушки, обрядам, Смоленскому костюму. - Результатом освоения программы по этим темам являются созданные коллекций народной и дизайнерской, авторской игрушек. Возраст обучающихся: от 6 до 18 лет. Объём программы: 72 учебных часа, Формы организации образовательного процесса: очная, допускается сочетание различных форм обучения Виды занятий: Основной формой занятия является урок. В зависимости от учебного материала цели занятия используются различные виды занятий, как классические, так и нетрадиционные практические занятия, лекции, беседы, мастер-классы, выездные тематические занятия и экскурсии, самостоятельные, индивидуальные, парные, групповые, коллективные работы, концерты, праздники, показы, урок-тестирование, репетиция и дефиле, выставки. Ведущими темами ступень) являются: программы «Алёнушка «ART-игрушка» (1 - изучение основ простейших ручных и декоративных швов, основных машинных строчек (с изучением работы на швейной машине); - изучение творческого наследия предков (традиционная текстильная игрушка, виды традиционного рукоделия); - в программу включены темы по дизайну современной, авторской игрушек; изделий декоративно-прикладного характера; - изучение основ декоративно-прикладного рисования, особенностей эскизирования при создании образа изделия. Обучение ориентировано на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Все остальные подтемы группируются вокруг основных, дополняя их содержание. В основе программы – личностно-ориентированный подход к учебновоспитательному процессу. Индивидуальный подбор заданий с учетом возрастных особенностей и подготовленности каждого ребенка. Внедрены здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательный процесс. Учебные занятия в программе систематизированы и выстроены таким образом, что позволяет формировать у учащихся высокий эстетический, художественный творческую индивидуальность. Срок освоения программы: 1 год. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа уровень образованности, развивать их Цель и задачи программы Цель программы: Создать условия для развития и совершенствования гармоничной творческой личности путем приобщения к основам рукоделия, швейного ремесла, декоративноприкладного искусства в ходе обучения и вовлечения в творческую деятельность. Задачи программы: Образовательные: - развитие познавательного интереса к процессу создания игрушки, декоративноприкладных изделий для себя и других своими руками - обучение шитью и рукоделию на основе изучения традиции; - обучение основам конструирования, моделирования и искусству изготовления различных изделий в соответствии со своим замыслом (эскизом); - обучение, закрепление навыков работы с различными инструментами и материалами; - обучение основам техники безопасности. Развивающие: - развитие мотивации к процессу изготовления изделий для себя и других своими руками; - выявление, раскрытие и развитие заложенных в ребёнке творческих способностей; - развитие образного видения и творческого мышления; Воспитательные: - воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своего народа, его сохранение; - формирования творческой, активной, всесторонне развитой личности; - формирование и укрепление качеств личности: терпения, целеустремлённости, трудолюбия, усидчивости, чувства коллективизма, взаимопомощи, стремления к совершенству, творческому росту; - повышение уровня внутренней культуры личности и её гармонизации, формирование эстетического вкуса. Планируемые результаты В основе программы – индивидуальный подбор заданий с учетом возрастных особенностей и подготовленности каждого ребенка, соблюдение режима труда и отдыха, сохранность здоровья. Занятия систематизированы так, что позволяет учащимся овладеть всеми знаниями, умениями и навыками, заложенными в программу В ходе занятий по программе «Алёнушка «ART-игрушка»1 ступень новички познают и оценивают свои возможности, приобретают необходимые основы знаний и умений для успешной работы в объединение, узнают друг друга в общении в работе над индивидуальным изделием; над коллекциями тряпичных кукол, кукол театральных, над изучением традиционной народной куклы, игрушки. К концу обучения воспитанники будут знать и уметь: Предметные результаты: - знать правила организации рабочего места и правила техники безопасности; - понимать значение народного искусства в жизни человека; - проявлять интерес к традициям своего народа (народной кукле, костюму, вышивке); - знать основные приемы работы над мягкой игрушкой, знать последовательность изготовления простейших игрушек, сувениров; - знать терминологию по изученному материалу; - иметь представление о тканях, их основных видах и свойствах; - умение использовать художественные материалы для передачи замысла в собственной деятельности; - знать и уметь делать основные шаги и повороты дефиле. Личностные результаты: - уметь изготавливать народную игрушку по инструкционным картам; - выработать навыки использования текстильных материалов для создания красивых вещей; - знать терминологию по изученному материалу Метапредметные результаты: - уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни. Рабочая программа содержит диагностические материалы: - таблица вводного контроля ЗУН (сентябрь) - таблицы промежуточного и итогового контроля ЗУН (май) Условия реализации программы Совокупность ресурсов. Материально-техническое обеспечение учебного процесса по программе «Алёнушка «ART-игрушка» (1 ступень) № Наименование Количество Помещение, оборудование (шкафы, столы и стулья) и др. 1. Нитки 24 шт. 2. Фурнитура кукольная 20 шт. 3. Нитки мулине 28 шт. 4. Ножницы «зиг-заг» 1 шт. 5. Ножницы 9 шт. 6 Степлер 1 шт. 7. Бусины различного диаметра 150 шт. 8. Паетки 9 пакетиков 9. Биссер 18 пакетиков 10. Лоскут ситцевый, льняной 8 кг. Лоскут мебельный и драповый 12 кг. Лоскут меха игрушечного 5 кг. Шнур декоративный, шпагат 10 м.(4 шт). 11. Клей ПВА 0,3 литра 12 Картон 2 пачки 14. Карандаши простые 10 шт. 15. Краски акварельные 3 пачки 16.. Кисточки для акварели и гуаши 10 шт. 17. Палочки-шпажки 2 пачки 18. Распарыватели 3 шт. 19. Дырокол для кожи, картона 1 шт. 22. Литература по работе с тканью 10 шт. 23. Литература по работе с игрушкой 8 шт. 24. Литература по работе с сувенирной продукцией, поделками 3 шт. 25. Машинки швейные, оверлок 5 шт. 26. Утюг и доска гладильная 1 и 1 шт. Формы аттестации, контроля помогают выявлять соответствие результатов образовательного процесса поставленным целям и задачам. - Практическая работа, творческая работа, мини-выставки, тематические и итоговая выставки, вернисажи, мини-проект, исследовательская работа, конкурс, открытые занятия, отчётные мероприятия, концерт. Оценочные материалы Таблица «Результативность учебного процесса» ________________ учебный год _____________________________________ (объединение, год обучения) № п/п I полугодие ФИО обучающегося Теор. подготовка Практ. подготовка II полугодие Теор. подготовка Практ. подготовка 1. 2. Ср. балл группы по полугодиям Ср. балл группы за год Система оценки: от 3 до 5 баллов Уровни: высокий 5 - 4,5 баллов средний 4,4 – 3,5 баллов низкий 3,4 – 3 балла Таблица вводного контроля ________________ учебный год _____________________________________ (объединение, год обучения) Направление ___________________________ № п/п Показатели ФИО обучающегося Кол –во баллов, уровень 1. 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 21 – 16 баллов Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 - 7 баллов Таблица промежуточного контроля ________________ учебный год _____________________________________ (объединение, год обучения) Направление ___________________________ № п/п Показатели ФИО обучающегося 1. 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 21 – 16 баллов Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 - 7 баллов Кол –во баллов, уровень Учебный план Учебно-тематический план № п/п Название темы Вводное занятие. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Организация рабочего места. Инструменты и принадлежности. 2. Основные ручные швы и их виды. 1. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Швейная машина. Основные машинные швы. Основы моделирования и конструирования одежды (поясное и плечевое изделие для куклы). Ткани, их основных виды и свойства. Эскиз как основа моделирования. Эскизирование. Традиционная народная кукла (обрядовая, обереговая, игровая). Технология изготовления. Авторская кукла. История, технология изготовления. Изделия декоративно-прикладные, сувенирные Основы дефиле. Основной шаг и повороты. Подготовка и проведение итогового занятия, выставки. Массовая работа (экскурсии, участие в мероприятиях) Итого Формы Общее кол. часов Теория Практика Индив. зан 2 2 - - 8 1 6 1 6 1 4 1 4 1 2 1 1 2 1 16 3 11 2 10 1 6 3 10 1 7 2 4 1 2 1 4 1 2 1 4 4 - - 72 17 42 4 Количество часов аттестации, контроля Практическая работа Опрос, 13 Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Планирование работы. Правила поведения в мастерской. Техника безопасности в работе с ножницами, иглами, булавками; электроприборами. Организация рабочего места. Основные инструменты для работы. 2. Ручные декоративные швы, их виды и технология выполнения. Вышивка «крестиком» и «гладью». Сфера применения различных видов швов в изготовлении изделий. Выполнение декоративных швов на изделиях. 3. Швейные машины. Назначение. Правила подготовки машины к работе. Основные приёмы работы. Простейшие швы, их назначения и техника исполнения. 4. Основы моделирования и конструирования одежды для кукол. Поясное и плечевое изделие. Русский народный костюм. Смоленский костюм женский, мужской. Особенности и отличия. Выполнение кукольной одежды, особенности изготовления. 5. Эскиз». Понятие. Эскиз – основа моделирования будущих изделий. Декоративное рисование, техника и приёмы. Работа карандашом и в цвете. Разработка эскизов изделий: кукла народная в русском костюме, мягкая игрушка, театральная игрушка. 6. Традиционная кукла, игрушка. История возникновения и развития. Виды и типы, особенности их изготовления. Орнамент. Символика и сематика русского орнамента. Разработка эскизов куклы и технология их изготовления. Кукольный театр. История театра кукол. Русский народный театр кукол. История возникновения и развития. Виды театральной куклы, особенности их изготовления. Театр Петрушки. Театр Образцова. Коллекции кукол мира. Эскиз театральной перчаточной куклы. Разработка костюма, образа, детали куклы. 7. Авторская игрушка. История возникновения и развития. Виды и типы. Швы ручные, особенности при работе. Технология изготовления игрушки. Эскиз игрушки. Виды фурнитуры, способ крепления. Технология набивки игрушки. Виды стяжек, декора. 8. Изделия декоративно-прикладные. Поделки и сувениры для проведения выставок и подарков. Эскизы и изготовление сувениров, открыток. Технология и последовательность изготовления. 9. Основы дефиле. Основной шаг и повороты. Подготовка дефиле с куклами к итоговой выставке. 10. Подготовка и проведение итогового занятия, выставки, показа. Подведение итогов работы за год. Дефиле с куклами или выставка. 11. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества в музеи Смоленска. Участие в утренниках, праздниках, мероприятиях Дворца. Календарно - учебный график Методическое обеспечение программы - Формы проведения занятий по программе «Алёнушка «ART-игрушка» (1 ступень) разнообразны. По основной дидактической цели чаще используются комбинированные уроки; так же уроки ознакомления, закрепления изученного; уроки обобщения и систематизации знаний. По основным этапам учебного процесса: вводные; первичного ознакомления с материалом; применение полученных правил на практике; повторение и обобщение; смешанные и комбинированные уроки. По основному способу проведения в полной мере используются различные уроки: беседы, лекции, экскурсии, уроки-праздники, народного календаря, самостоятельные работы учащихся и сочетание различных форм занятий. - Методики и технологии, используемые на занятиях в Этнографическом театре-студии «Аленушка»: - личностно-ориентированное обучение; интегрированное обучение; технология групповой деятельности; развивающее обучение. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 - Дидактические материалы, техническое оснащение занятий: Наименование Кол-во Плакаты-таблицы по последовательности изготовления народных 14 шт. кукол и сувенирных игрушек Плакаты по цветоведению 3 шт. Плакаты учебные по декоративно-прикладному искусству 15 шт. Плакаты по русскому народному костюму 4 шт. Лекала (выкройки игрушек, раздаточный материал) 46 шт. Технологические таблицы по изготовлению мягких игрушек (разд.) 13 шт. Конспекты учебных занятий (По темам) Рабочая программа 1 шт. Образцы народных кукол (коллекции) 39 шт. Образцы мягкой игрушки 10 шт. Образцы сувенирной продукции 14 шт. Образцы интерьерных кукол 8 шт. Коллекция показа «Балаганчики» 6 костюмов и кукол Список литературы Для педагога - Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Редакция А. Данилюк – «Социальная педагогика»2/2010 г. - А. И. Баженова, В. И. Вадугина. Мифы древних славян – Саратов, Надежда, 1993 г. - Л. И. Брудная. Энциклопедия обрядов и обычаев – Санкт-Петербург, Респекс, 1997 г. - Г. Л. Дайн. Русская народная игрушка – Москва, Пищевая промышленность, 1989 г. - Е. Берестнёва. Народная кукла для здоровья – Москва, Издательство Велигор, 2020 г. Народное искусство – Москва, Художественные промыслы, 1987 г. - Ю. Иванова. Игра в лоскуты Веры Щербаковой – Москва, Культура и традиции, 2020 г - Народные промыслы и ремесла Смоленской области – Смоленск, Свиток, 2003 г. - Н. П. Коноплева. Вторая жизнь вещей – Москва, Просвещение, 1999 г. - Л. В. Синицина. Лен. Природа. Культура. Память – Смоленск, Смядынь, 2011 г. Литература для учащихся - М. Волкова (составитель). Смоленские сказки – Смоленск, Свиток, 2017 г. - Т. И. Еременко. Иголка-волшебница – Москва, Просвещение, 2019 г. - Г. И. Перевертень. Самоделки из текстильных материалов – Москва, Просвещение, 1993г. - Девчонки – мальчишки (школа ремесел) №1(37) – ООО «Формат-М»,2020 г. - Е. Берстнёва, Н. Догаев. Кукольный сундучок (традиционная народная кукла своими руками) – Москва, Белый город, 2010 г. - Ю. Каштанов. Русский костюм – Москва, Белый город, 2010 г. - Народные куклы – Москва, Белый город, 2010 г. - Е, Войнатовская. Авторская текстильная кукла – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж…, ООО Питер. 2014 г. - Г. Дайн. Лоскутные мягкие игрушки из Хотькова – Сергиев Посад, Весь, 2008 г. - М. Мишина. Ляльки. Куклы. Куклаки – Москва, НП-Принт, 2015 г. - Е.Елагина. Старинные русские куклы. Часть 1 – Москва, Фабрика старинных игрушек. 2020 г. - Е.Елагина. Старинные русские куклы. Часть 2 – Москва, Фабрика старинных игрушек. 2020 г. - Е.Елагина. Старинные русские куклы. Часть 3 – Москва, Фабрика старинных игрушек. 2020 г. - Е.Елагина. Старинные русские куклы. Часть 4 – Москва, Фабрика старинных игрушек. 2021 г. - Е.Елагина. Старинные русские игрушки – Москва, Фабрика старинных игрушек. 2020 г. - Я. Волкова. Хранители дома и семьи – Москва, Хоббитека. 2017 г. - Я. Волкова. Детские куклы и обереги – Москва, Хоббитека. 2016 г.