АЛЁНУШКА АРТ-игрушка

Пояснительная записка
Программа Алёнушка «ART-игрушка» имеет художественную направленность. Она
ориентирована на изучение и освоение традиционного и современного декоративноприкладного искусства, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего
поколения. Одним из основных моментов в творческой работе ребят является обучение
рукоделию, шитью; разработке и созданию народных и дизайнерских, авторских изделий.

Актуальность программы
Программа соответствует основным направлениям социально-экономического развития
страны и направлена на повышение уровня художественного образования детей,
приобщению их к общечеловеческим и национальным культурным традициям своего
народа. Обучение традиционным видам рукоделия, умению создавать красивые,
традиционные и современные вещи своими руками. Изучение современного декоративноприкладного искусства через призму традиции.
Отличительные особенности программы:
- Включение элементов этнопедагогики во все разделы программы, в учебный и
воспитательные процессы, а также, наставничество, как её основной составляющей.
Позитивные результаты в ходе практического исследования дают возможность сделать
выводы, что приобщение обучающихся к народной культуре и способам ее изучения
помогают сохранять культурное наследие предков.
- Программа содержит несколько блоков по изучению традиционной народной игрушки,
обрядам, Смоленскому костюму.
- Результатом освоения программы по этим темам являются созданные коллекций
народной и дизайнерской, авторской игрушек.
Возраст обучающихся: от 6 до 18 лет.
Объём программы: 72 учебных часа,
Формы организации образовательного процесса: очная, допускается сочетание
различных форм обучения
Виды занятий: Основной формой занятия является урок. В зависимости от учебного
материала цели занятия используются различные виды занятий, как классические, так и
нетрадиционные практические занятия, лекции, беседы, мастер-классы, выездные
тематические занятия и экскурсии, самостоятельные, индивидуальные, парные,
групповые, коллективные работы, концерты, праздники, показы, урок-тестирование,
репетиция и дефиле, выставки.

Ведущими темами
ступень) являются:

программы

«Алёнушка

«ART-игрушка»

(1

- изучение основ простейших ручных и декоративных швов, основных машинных строчек
(с изучением работы на швейной машине);
- изучение творческого наследия предков (традиционная текстильная игрушка, виды
традиционного рукоделия);
- в программу включены темы по дизайну современной, авторской игрушек; изделий
декоративно-прикладного характера;
- изучение основ декоративно-прикладного рисования, особенностей эскизирования при
создании образа изделия.
Обучение ориентировано на возрастные и индивидуальные особенности каждого
ребенка. Все остальные подтемы группируются вокруг основных, дополняя их
содержание.
В основе программы – личностно-ориентированный подход к учебновоспитательному процессу. Индивидуальный подбор заданий с учетом возрастных
особенностей и подготовленности каждого ребенка. Внедрены здоровьесберегающие
технологии в учебно-воспитательный процесс. Учебные занятия в программе
систематизированы и выстроены таким образом, что позволяет формировать у учащихся

высокий эстетический, художественный
творческую индивидуальность.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа

уровень

образованности,

развивать

их

Цель и задачи программы
Цель программы:
Создать условия для развития и совершенствования гармоничной творческой
личности путем приобщения к основам рукоделия, швейного ремесла, декоративноприкладного искусства в ходе обучения и вовлечения в творческую деятельность.
Задачи программы:
Образовательные:
- развитие познавательного интереса к процессу создания игрушки, декоративноприкладных изделий для себя и других своими руками
- обучение шитью и рукоделию на основе изучения традиции;
- обучение основам конструирования, моделирования и искусству изготовления
различных изделий в соответствии со своим замыслом (эскизом);
- обучение, закрепление навыков работы с различными инструментами и материалами;
- обучение основам техники безопасности.
Развивающие:
- развитие мотивации к процессу изготовления изделий для себя и других своими руками;
- выявление, раскрытие и развитие заложенных в ребёнке творческих способностей;
- развитие образного видения и творческого мышления;
Воспитательные:
- воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своего народа,
его сохранение;
- формирования творческой, активной, всесторонне развитой личности;
- формирование и укрепление качеств личности: терпения, целеустремлённости,
трудолюбия, усидчивости, чувства коллективизма, взаимопомощи, стремления к
совершенству, творческому росту;
- повышение уровня внутренней культуры личности и её гармонизации, формирование
эстетического вкуса.

Планируемые результаты
В основе программы – индивидуальный подбор заданий с учетом возрастных
особенностей и подготовленности каждого ребенка, соблюдение режима труда и отдыха,
сохранность здоровья. Занятия систематизированы так, что позволяет учащимся овладеть
всеми знаниями, умениями и навыками, заложенными в программу
В ходе занятий по программе «Алёнушка «ART-игрушка»1 ступень новички познают
и оценивают свои возможности, приобретают необходимые основы знаний и умений для
успешной работы в объединение, узнают друг друга в общении в работе над
индивидуальным изделием; над коллекциями тряпичных кукол, кукол театральных, над
изучением традиционной народной куклы, игрушки.
К концу обучения воспитанники будут знать и уметь:
Предметные результаты:
- знать правила организации рабочего места и правила техники безопасности;
- понимать значение народного искусства в жизни человека;
- проявлять интерес к традициям своего народа (народной кукле, костюму, вышивке);
- знать основные приемы работы над мягкой игрушкой, знать последовательность
изготовления простейших игрушек, сувениров;
- знать терминологию по изученному материалу;
- иметь представление о тканях, их основных видах и свойствах;
- умение использовать художественные материалы для передачи замысла в собственной
деятельности;

- знать и уметь делать основные шаги и повороты дефиле.
Личностные результаты:
- уметь изготавливать народную игрушку по инструкционным картам;
- выработать навыки использования текстильных материалов для создания красивых
вещей;
- знать терминологию по изученному материалу
Метапредметные результаты:
- уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей
жизни.
Рабочая программа содержит диагностические материалы:
- таблица вводного контроля ЗУН (сентябрь)
- таблицы промежуточного и итогового контроля ЗУН (май)

Условия реализации программы
Совокупность ресурсов. Материально-техническое обеспечение учебного процесса по
программе «Алёнушка «ART-игрушка» (1 ступень)
№
Наименование
Количество
Помещение, оборудование (шкафы, столы и стулья) и др.
1. Нитки
24 шт.
2. Фурнитура кукольная
20 шт.
3. Нитки мулине
28 шт.
4. Ножницы «зиг-заг»
1 шт.
5. Ножницы
9 шт.
6 Степлер
1 шт.
7. Бусины различного диаметра
150 шт.
8. Паетки
9 пакетиков
9. Биссер
18 пакетиков
10. Лоскут ситцевый, льняной
8 кг.
Лоскут мебельный и драповый
12 кг.
Лоскут меха игрушечного
5 кг.
Шнур декоративный, шпагат
10 м.(4 шт).
11. Клей ПВА
0,3 литра
12 Картон
2 пачки
14. Карандаши простые
10 шт.
15. Краски акварельные
3 пачки
16.. Кисточки для акварели и гуаши
10 шт.
17. Палочки-шпажки
2 пачки
18. Распарыватели
3 шт.
19. Дырокол для кожи, картона
1 шт.
22. Литература по работе с тканью
10 шт.
23.

Литература по работе с игрушкой

8 шт.

24.

Литература по работе с сувенирной продукцией, поделками

3 шт.

25.

Машинки швейные, оверлок

5 шт.

26.

Утюг и доска гладильная

1 и 1 шт.

Формы аттестации, контроля помогают выявлять соответствие
результатов образовательного процесса поставленным целям и задачам.
- Практическая работа, творческая работа, мини-выставки, тематические и итоговая
выставки, вернисажи, мини-проект, исследовательская работа, конкурс, открытые занятия,
отчётные мероприятия, концерт.

Оценочные материалы

Таблица
«Результативность учебного процесса»
________________ учебный год
_____________________________________ (объединение, год обучения)
№
п/п

I полугодие
ФИО обучающегося

Теор.
подготовка

Практ.
подготовка

II полугодие
Теор.
подготовка

Практ.
подготовка

1.
2.
Ср. балл группы по полугодиям
Ср. балл группы за год
Система оценки: от 3 до 5 баллов
Уровни: высокий 5 - 4,5 баллов
средний 4,4 – 3,5 баллов
низкий 3,4 – 3 балла

Таблица
вводного контроля
________________ учебный год
_____________________________________
(объединение, год обучения)
Направление ___________________________
№
п/п

Показатели
ФИО
обучающегося

Кол –во
баллов,
уровень

1.
2.
3.
Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 21 – 16 баллов
Средний 15 – 11 баллов
Низкий 10 - 7 баллов

Таблица
промежуточного контроля
________________ учебный год
_____________________________________
(объединение, год обучения)
Направление ___________________________
№
п/п

Показатели
ФИО
обучающегося

1.
2.
3.
Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 21 – 16 баллов
Средний 15 – 11 баллов
Низкий 10 - 7 баллов

Кол –во
баллов,
уровень

Учебный план
Учебно-тематический план
№
п/п

Название темы

Вводное занятие. Техника
безопасности при работе с колющими
и режущими предметами.
Организация рабочего места.
Инструменты и принадлежности.
2. Основные ручные швы и их виды.
1.

3.
4.

5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.

Швейная машина. Основные
машинные швы.
Основы моделирования и
конструирования одежды (поясное и
плечевое изделие для куклы). Ткани,
их основных виды и свойства.
Эскиз как основа моделирования.
Эскизирование.
Традиционная народная кукла
(обрядовая, обереговая, игровая).
Технология изготовления.
Авторская кукла. История,
технология изготовления.
Изделия декоративно-прикладные,
сувенирные
Основы дефиле. Основной шаг и
повороты.
Подготовка и проведение итогового
занятия, выставки.
Массовая работа (экскурсии, участие
в мероприятиях)
Итого

Формы

Общее
кол.
часов

Теория

Практика

Индив. зан

2

2

-

-

8

1

6

1

6

1

4

1

4

1

2

1

1

2

1

16

3

11

2

10

1

6

3

10

1

7

2

4

1

2

1

4

1

2

1

4

4

-

-

72

17

42

4

Количество часов

аттестации, контроля

Практическая
работа

Опрос,

13

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Планирование работы. Правила поведения в мастерской. Техника
безопасности в работе с ножницами, иглами, булавками; электроприборами.
Организация рабочего места. Основные инструменты для работы.
2. Ручные декоративные швы, их виды и технология выполнения. Вышивка
«крестиком» и «гладью». Сфера применения различных видов швов в изготовлении
изделий. Выполнение декоративных швов на изделиях.
3. Швейные машины. Назначение. Правила подготовки машины к работе. Основные
приёмы работы. Простейшие швы, их назначения и техника исполнения.
4. Основы моделирования и конструирования одежды для кукол. Поясное и плечевое
изделие. Русский народный костюм. Смоленский костюм женский, мужской. Особенности
и отличия. Выполнение кукольной одежды, особенности изготовления.
5. Эскиз». Понятие. Эскиз – основа моделирования будущих изделий. Декоративное
рисование, техника и приёмы. Работа карандашом и в цвете. Разработка эскизов изделий:
кукла народная в русском костюме, мягкая игрушка, театральная игрушка.
6. Традиционная кукла, игрушка. История возникновения и развития. Виды и типы,
особенности их изготовления. Орнамент. Символика и сематика русского орнамента.

Разработка эскизов куклы и технология их изготовления. Кукольный театр. История
театра кукол. Русский народный театр кукол. История возникновения и развития. Виды
театральной куклы, особенности их изготовления. Театр Петрушки. Театр Образцова.
Коллекции кукол мира. Эскиз театральной перчаточной куклы. Разработка костюма,
образа, детали куклы.
7. Авторская игрушка. История возникновения и развития. Виды и типы. Швы ручные,
особенности при работе. Технология изготовления игрушки. Эскиз игрушки. Виды
фурнитуры, способ крепления. Технология набивки игрушки. Виды стяжек, декора.
8. Изделия декоративно-прикладные. Поделки и сувениры для проведения выставок и
подарков. Эскизы и изготовление сувениров, открыток. Технология и последовательность
изготовления.
9. Основы дефиле. Основной шаг и повороты. Подготовка дефиле с куклами к итоговой
выставке.
10. Подготовка и проведение итогового занятия, выставки, показа. Подведение итогов
работы за год. Дефиле с куклами или выставка.
11. Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества в музеи Смоленска.
Участие в утренниках, праздниках, мероприятиях Дворца.

Календарно - учебный график
Методическое обеспечение программы
- Формы проведения занятий по программе «Алёнушка «ART-игрушка» (1 ступень)
разнообразны. По основной дидактической цели чаще используются комбинированные
уроки; так же уроки ознакомления, закрепления изученного; уроки обобщения и
систематизации знаний.
По основным этапам учебного процесса: вводные; первичного ознакомления с
материалом; применение полученных правил на практике; повторение и обобщение;
смешанные и комбинированные уроки. По основному способу проведения в полной мере
используются различные уроки: беседы, лекции, экскурсии, уроки-праздники, народного
календаря, самостоятельные работы учащихся и сочетание различных форм занятий.
- Методики и технологии, используемые на занятиях в Этнографическом театре-студии
«Аленушка»: - личностно-ориентированное обучение; интегрированное обучение;
технология групповой деятельности; развивающее обучение.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

- Дидактические материалы, техническое оснащение занятий:
Наименование
Кол-во
Плакаты-таблицы по последовательности изготовления народных
14 шт.
кукол и сувенирных игрушек
Плакаты по цветоведению
3 шт.
Плакаты учебные по декоративно-прикладному искусству
15 шт.
Плакаты по русскому народному костюму
4 шт.
Лекала (выкройки игрушек, раздаточный материал)
46 шт.
Технологические таблицы по изготовлению мягких игрушек (разд.)
13 шт.
Конспекты учебных занятий
(По темам)
Рабочая программа
1 шт.
Образцы народных кукол (коллекции)
39 шт.
Образцы мягкой игрушки
10 шт.
Образцы сувенирной продукции
14 шт.
Образцы интерьерных кукол
8 шт.
Коллекция показа «Балаганчики»
6 костюмов и
кукол

Список литературы
Для педагога
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. Редакция А. Данилюк – «Социальная педагогика»2/2010 г.
- А. И. Баженова, В. И. Вадугина. Мифы древних славян – Саратов, Надежда, 1993 г.
- Л. И. Брудная. Энциклопедия обрядов и обычаев – Санкт-Петербург, Респекс, 1997 г.
- Г. Л. Дайн. Русская народная игрушка – Москва, Пищевая промышленность, 1989 г.
- Е. Берестнёва. Народная кукла для здоровья – Москва, Издательство Велигор, 2020 г.
Народное искусство – Москва, Художественные промыслы, 1987 г.
- Ю. Иванова. Игра в лоскуты Веры Щербаковой – Москва, Культура и традиции, 2020 г
- Народные промыслы и ремесла Смоленской области – Смоленск, Свиток, 2003 г.
- Н. П. Коноплева. Вторая жизнь вещей – Москва, Просвещение, 1999 г.
- Л. В. Синицина. Лен. Природа. Культура. Память – Смоленск, Смядынь, 2011 г.
Литература для учащихся
- М. Волкова (составитель). Смоленские сказки – Смоленск, Свиток, 2017 г.
- Т. И. Еременко. Иголка-волшебница – Москва, Просвещение, 2019 г.
- Г. И. Перевертень. Самоделки из текстильных материалов – Москва, Просвещение,
1993г.
- Девчонки – мальчишки (школа ремесел) №1(37) – ООО «Формат-М»,2020 г.
- Е. Берстнёва, Н. Догаев. Кукольный сундучок (традиционная народная кукла своими
руками) – Москва, Белый город, 2010 г.
- Ю. Каштанов. Русский костюм – Москва, Белый город, 2010 г.
- Народные куклы – Москва, Белый город, 2010 г.
- Е, Войнатовская. Авторская текстильная кукла – Москва, Санкт-Петербург, Нижний
Новгород, Воронеж…, ООО Питер. 2014 г.
- Г. Дайн. Лоскутные мягкие игрушки из Хотькова – Сергиев Посад, Весь, 2008 г.
- М. Мишина. Ляльки. Куклы. Куклаки – Москва, НП-Принт, 2015 г.
- Е.Елагина. Старинные русские куклы. Часть 1 – Москва, Фабрика старинных игрушек.
2020 г.
- Е.Елагина. Старинные русские куклы. Часть 2 – Москва, Фабрика старинных игрушек.
2020 г.
- Е.Елагина. Старинные русские куклы. Часть 3 – Москва, Фабрика старинных игрушек.
2020 г.
- Е.Елагина. Старинные русские куклы. Часть 4 – Москва, Фабрика старинных игрушек.
2021 г.
- Е.Елагина. Старинные русские игрушки – Москва, Фабрика старинных игрушек. 2020 г.
- Я. Волкова. Хранители дома и семьи – Москва, Хоббитека. 2017 г.
- Я. Волкова. Детские куклы и обереги – Москва, Хоббитека. 2016 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».