ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Юный мастер» является программой художественной направленности, она разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе экологического и творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно прикладному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к природе. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изобразительной деятельности, их особенностями. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Педагогическая целесообразность программы опирается на три группы педагогических приёмов: Организационные: Хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает ребёнку быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Ценностные: Использований групповых заданий служат как для формирования навыков коллективного творчества, так и для развития коммуникативных способностей детей. Формирование уважительного отношения не только к своим, но и чужим работам способствует усилению созидательного начала детей. Проведение занятий, в том числе, на природе развивает наблюдательность, учит не только смотреть, но и видеть и примечать подробности и детали, которые потом отображаются в творческих работах. Содержательные: Технология изготовления аппликаций, а также других творческих работ по данной образовательной программе основана на использовании необычных материалов: пластилин, полимерная глина, гофрированный картон, ткань. Из этих материалов дети создают настоящие картины, пейзажи, портреты. Новизна данной программы заключается в том, что являясь модульной по структуре, она позволяет объединить сразу несколько видов декоративно-прикладного искусства, что дает больше возможностей для творческого поиска и развития учащихся. Адресат программы: дети в возрасте 7 – 12 лет. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся Данная программа может быть адаптирована для работы с отдельными категориями детей с ОВЗ и детей инвалидов (инвалидность III группы, слабослышащие, с нарушением опорно-двигательного аппарата). Основными условиями являются сохранность нормального интеллекта и мелкой моторики верхних конечностей. В реализации программы «Юный мастер» с данными детьми делается акцент на применении таких методов и технологий, как: персонализированный подход; игровые технологии (игровые упражнения); чередование теории и практики; подача знаний меньшими порциями; физкульт-минутки с упражнениями на снятие напряжения; активное взаимодействие с семьей. Программа может применяться для детей с выдающимися способностями. В частности для детей, имеющих творческую одаренность. В работе с данной категорией детей, акцент делается на проблемные и проектные методы. Так как они имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности одаренных учащихся. Благодаря введению в преподавание программы элементов цифровизации и возможностей перевода ее в дистанционное обучение она может применяться в работе с отдаленно проживающими детьми. Программа «Юный мастер» подходит для работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Это могут быть дети с личностными проблемами, проблемами в семье, проблемами в обучении, дети, стоящие на учете. Реализация программы помогает решить такие задачи, как организация досуга «сложных» детей, формирование личностных нравственных качеств, их адаптация в социуме. При обучении таких детей акцент делается на следующие методы и технологии: - упражнения и задания, направленные на формирование позитивного отношения к себе и окружающим; - творческие и дискуссионные приемы; - индивидуальные консультации; - доверительные беседы; - создание ситуации успеха для каждого обучающегося. При необходимости программа может включаться в совместную деятельность со школой, в которой обучается ребенок. Объем программы: 144 часа. Срок освоения программы: 1 год. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа продолжительностью 40 минут с 10 минутным перерывом после каждого часа на проветривание. Форма организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: Поддержка связи с родителями через интернет и электронную почту; Применение цифровых образовательных ресурсов для реализации различных учебных задач; Обмен информацией через различные интернет-сервисы (почта, группы в социальных сетях и др. сервисы); Осуществление общения педагога и обучающегося в режиме он-лайн (VK Мессенджер, платформа «Сферум») и офф-лайн (форум, обмен сообщениями по электронной почте) с целью сообщения домашнего задания, проведения бесед и консультаций; Для расширения и углубления знаний учащихся подобран банк интернетисточников с дополнительным материалом. Виды занятий: мастер-классы; мастерские; выставки; творческие отчеты; практические занятия. Цель данной программы – формирование и развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного творчества. Задачи программы: Обучающие: o изучать свойства различных материалов; o обучать приемам работы с различными материалами; o овладеть практическими навыками работы с инструментами; o обучать приемам и технологиям изготовления композиций. Развивающие: o развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; o формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа; o развивать аналитическое мышление и самоанализ; o развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность. Воспитательные: o формировать стремление сделать что-то нужное своими руками, терпение и упорство; o формировать коммуникативную культуру; o создавать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками. o Планируемые результаты Предметные: Предполагается, что у ребенка, обучающегося по данной программе, будут сформированы теоретические знания: o необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы; o приёмы и правила пользования инструментами; o элементарные свойства материалов декоративно-прикладного творчества их использование и применение, доступные способы обработки; o правила организации рабочего места; o умение узнавать и называть плоские геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг) и объёмные геометрические тела (куб, шар, цилиндр, конус); o способы применения шаблонов; o способы соединения деталей из бумаги, картона и других материалов. Практические умения: o пользоваться распространёнными инструментами ручного труда (ножницами, циркулем, линейкой, карандашом); o правильно организовывать рабочее место; o конструировать из бумаги с применением различных материалов; o выполнять разметку несложных изделий на доступных материалах при помощи линейки и шаблонов; o прочно соединять детали между собой; o создавать объемные фигуры с помощью пластичных материалов; o использовать различные техники росписи тканей. Метапредметные результаты освоения программы проявляются: o в расширении круга структурирования материала; o в умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла способности оценивать результаты творческой деятельности. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка. Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные результаты: o проявление коммуникативных качеств; o навыки совместной деятельности в коллективе; o доброжелательное отношение друг к другу; o осознание собственной уникальности; o способность выражать свои чувства, понимать другого. Условия реализации программы Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется: 1) информационно-методическое сопровождение программы; 2) внедрение в практическую работу личностно ориентированного подхода; 3) умелое использование педагогом наиболее эффективных форм работы, по развитию личности обучающихся; 4) творческое отношение к образовательному процессу. Для успешной реализации программы необходим специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям. Помещение для занятий должно иметь хорошее, качественное освещение, достаточную вентиляцию. Удобная для занятий мебель: высота стула соответствует высоте стола. Столы и стулья должны быть удобными, соответствовать возрастным особенностям учащихся. Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы следующие инструменты: Простой карандаш (В; В2) 2 шт. Акварельные краски 1 шт. Гуашь 1 шт. Баночка для воды 1 шт. Кисти художественные (Белка № 3, №8) 2 шт. Измерительная линейка (30 см) 1 шт. Ножницы канцелярские с закругленными 1 шт. концами Бумага для рисования (папка А3) 1 шт. Листы для рисования (папка А4) 1 шт. Ватман (формат А1) 1 шт. Полимерная глина 1 шт. Ткань белая (Шифон) 50*50 см Подрамник 40*40 см Клей ПВА 2 шт. Краски для росписи тканей 1 шт. Формы аттестации/контроля Вводный контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме опросника и педагогического наблюдения. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения и анализа выполнения творческих работ. Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год (в январе). Форма проведения: практическое задание. Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, выставки и портфолио. Контрольно-измерительные материалы Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются: матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.); вводная диагностика. Приложение № 1; таблица вводного, промежуточного, итогового контроля. Приложение № 2; таблица «Результативность учебного процесса». Приложение № 3; таблица «Личностные результаты обучающихся». Приложение № 4. итоговое тестирование. Приложение № 5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Название темы Количество часов Всего Теория Практик а Формы аттестации /контроля 4 4 - Опрос 2. Введение в курс программы. Работа с материалами и инструментами. Техника безопасности. Тематическое рисование. 36 8 28 Выставка работ 3. Художественная роспись. 30 6 24 Опрос, выставка работ 4. Работа с пластилином полимерной глиной. 28 6 22 Опрос, практическ ая работа, выставка работ 5. Роспись по ткани (Батик). 34 10 24 Опрос, наблюдени е, выставка работ 6. Массовая работа. 12 - 12 Отчет о проведени и мероприят ия 144 34 110 1. Итого часов: и СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1. 2. 3. 4. Введение в курс программы. Работа с материалами и инструментами. Техника безопасности. Теория: введение в курс программы. Применяемые инструменты, их назначение, правила пользования ими. Организация рабочего места. Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. Тематическое рисование. Теория: изучение и повторение понятий: композиция, симметрия, сюжет, пропорции. Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика). Практика: «Волшебные линии», «Цветы в вазе», «Городской пейзаж», «Пейзаж акварельными красками», «Декоративный натюрморт», «Домик черепахи». Художественная роспись. Теория: изучение понятий: стилизация, декоративная роспись, орнамент (в полосе, квадрате, круге). Знакомство с Хохломской росписью. Знакомство с Мезенской росписью. Практика: упражнения на стилизацию несложных форм. Выполнение работ на тему: «Хохломские узоры», «Эскиз росписи тарелки», «Мезенские узоры», «Роспись шкатулки». Работа с пластилином и полимерной глиной. Теория: знакомство с видами ИЗО (скульптура). Беседа. Знакомство с творчеством из пластилина. Знакомство с полимерной глиной. Беседа о её свойствах. Практика: творческие работы: «Панно из пластилина», «Сказочный зверёк», «Брелок из полимерной глины». 4. Роспись по ткани (Батик). Теория: Знакомство с новым видом творчества – роспись по ткани (Батик). Складной батик. Изучение техники холодного батика с применением клея ПВА. Практика: творческое задание на тему «Складной батик», выполнение творческой работы в технике холодного батика. 6. Массовая работа. Практика: посещение выставок, экскурсий, праздничных мероприятий. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № п/п Месяц Тема занятия Форма занятия Колво часов Форма контроля 1–7 Сентябрь Введение в курс программы. Правила техники безопасности. Беседа 2 Тестирование Знакомство с видами ИЗО: «Живопись», «Графика». Выполнение простых зарисовок Беседа, практикум 2 Наблюдение «Цветы в вазе». Учимся аккуратной работе с красками Рассказ, практическое занятие 4 Практическая работа Рисунок «Волшебные линии» Беседа, практикум 6 Выставка работ Знакомство с жанрами живописи. «Пейзаж». Выполнение творческой работы «Городской пейзаж» Беседа. Практическая работа 6 Наблюдение Знакомство с жанрами живописи. «Декоративный натюрморт» Беседа, практическое занятие 8 Выставка работ 8 – 16 Сентябрь – Октябрь Октябрь 17 – 24 Ноябрь 25 – 34 Ноябрь – Декабрь Декабрь Выполнение творческой работы «Домик черепахи». Повторение жанров живописи. Творческая работа «Пейзаж акварельными красками» Рассказ, практикум 4 Наблюдение Беседа, практикум 6 Выставка работ Изучение понятий: стилизация, декоративная роспись, орнамент. Беседа. 2 Опрос Упражнения на стилизацию несложных форм. Практикум 2 Наблюдение Знакомство с хохломской росписью. Творческая работа «Хохломские узоры» Беседа, практическое занятие 6 Опрос, наблюдение Творческая работа «Эскиз росписи тарелки» Беседа. Практическое занятие 8 Выставка работ Экскурсия Экскурсия 2 Отчет об экскурсии Знакомство с Борецкой росписью. Выполнение работы «Мезенские узоры» Беседа. Практическая работа 8 Практическая работа, опрос Итоговое занятие. 35 – 40 Январь 2 Выполнение творческой работы в мезенской росписи. «Роспись шкатулки» Рассказ, практическая работа 8 Выставка работ Знакомство с видами ИЗО (скульптура). Знакомство с творчеством из пластилина и полимерной глины. Беседа 2 Опрос Экскурсия «Зимний вернисаж» Экскурсия 2 Отчет об экскурсии 41 – 49 Январь – февраль Февраль 50 – 56 57 – 63 Март Март – Апрель Апрель 64 – 72 Апрель – Май Творческая работа из пластилина «Панно из пластилина» Беседа. Практическая работа 10 Практическая работа, опрос Творческая работа «Сказочный зверёк» Практическая работа 8 Выставка работ Работа с полимерной глиной. Творческая работа «Брелок из полимерной глины» Рассказ, практическая работа 6 Выставка работ Правила техники безопасности при работе с материалами для росписи по ткани. Беседа. 2 Опрос Знакомство с новым видом творчества. Роспись по ткани (Батик). Беседа, практикум 2 Опрос, наблюдение Экскурсия. Экскурсия 2 Отчет об экскурсии Роспись по ткани. Знакомство с техникой складного батика. Рассказ, практическая работа 2 Наблюдение Творческое задание на тему «Складной батик». Схемы складывания. Беседа, практическая работа 12 Наблюдение, выставка итоговых работ раздела Экскурсия Экскурсия 2 Отчет об экскурсии Роспись по ткани. Холодный батик. Рассказ, практическая работа 16 Опрос, выставка итоговых работ раздела Подводим итоги. Выставка работ за год Беседа 2 Выставка работ Итого: 144 часа МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации 1. Учебное пособие «Рисуем линией». 2. Учебное пособие «Стиллизация». 3. Учебное пособие «Основные и дополнительные цвета» 4. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно-методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006 г. 5. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 г. Дидактический материал 1. Раздаточный материал по теме: «Цветы в вазе». 2. Раздаточный материал по теме «Пейзаж акварельными красками». 3. Образцы эскизов «Мезенские узоры», «Панно из пластилина», «Холодный батик». 4. Раздаточный материал по теме: «Брелок из полимерной глины». 5. Образцы изделий в технике холодного батика. Наглядный материал 1. Таблица «Линия, точка, пятно». 2. Таблица «Хохломская роспись». 3. Таблица «Скульптура». 4.Таблицы «Складной батик». Описание общей методики работы Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся может проходить программу в своём темпе (в зависимости от своих личностных способностей и частоты посещения занятий). Присутствует индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество нескольких человек по какой-либо учебной теме. Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру: − краткое повторение пройденного материала; − знакомство с новой темой (технологией); − вводный инструктаж; − практическая работа; − уборка рабочего места. Методы обучения При обучении по данной программе используются следующие методы: • объяснительно-иллюстративный; • репродуктивный; • частично-поисковый; • проектный. Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти информацию педагога. Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и освоения учащимися навыков и умений и обогащения знаний. Частично-поисковый метод используется для развития самостоятельности и творческой инициативы учащихся. Проектный метод используется при организации научно-исследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач. Технологии обучения Для реализации программы «Юный мастер» используются педагогические технологии: здоровьесберегающие; технологии развивающего обучения; технологии личностно-ориентированного обучения; технологии интегрированного обучения; технологии творческого обучения; педагогика сотрудничества. следующие ЛИТЕРАТУРА Список литературы для педагога 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4). 2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р. 4. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». 8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 9. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999. 10. Данкевич Е.В., Сомичева З.Е. Пластилиновая азбука. – М.: ОНИКС 21 пек., 2002. 11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2019. 12. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2019. 13. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2017. 14. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2016. Список литературы для учащихся: 1. Больгерт Н., Больгерт С.Г. Пластилиновая энциклопедия для малышей. – М.: Робинс, 2011. 2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2018. 3. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2011-2019. 4. Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из бумаги. – СПб.: Паритет, 2007. 5. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2018. 6. 4. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно-методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006 г. 7. 5. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 г. Интернет источники: 1. http://ped-kopilka.ru/blogs/olesja-vladimirovna-radchenko/dopolnitelnaja-obrazovatelnajaprograma-bumazhnaja-filigran.html 2. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/planirovanie/dopolnitiel-naia-obrazovatiel-naiaproghramma-bumazhnyi-mir-bumaghoplastika 3. https://ratatum.com/podelki-iz-bumagi-svoimi-rukami/ http://semeynaya-kuchka.ru/detskie-podelki-iz-bumagi-104-foto-idei/ ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение № 1 Вводная диагностика Анкета № 1 Фамилия, имя ________________________________________________________________ Возраст ______________________________________________________________________ Дата заполнения ______________________________________________________________ 1. Знаешь ли ты, чем занимаются в объединении? да, знаю немного знаю нет, не знаю 2. Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области? да, умею немного умею нет, не умею 3. Чего ты ожидаешь от обучения? многому научиться не знаю свой вариант _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 4. Почему ты пришел именно в это объединение? самому захотелось посоветовали родители пришел за компанию с другом Анкета № 2 Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: Меня зовут ______________________________________________________________ Я выбрал объединение ____________________________________________________ Я узнал об объединении (нужное подчеркнуть): от учителя; от родителей; от друзей; свой _________________________________________________________ вариант Я пришёл сюда, потому что (нужное подчеркнуть): хочу заниматься любимым делом; надеюсь найти новых друзей; хочу узнать новое о том, чего не изучают на уроках в школе; много свободного времени; свой _________________________________________________________ вариант Думаю, что занятия помогут мне (нужное подчеркнуть): приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе; с пользой провести свободное время; найти новых друзей; свой _________________________________________________________ вариант Вывод: результаты анкет № 1 и № 2 помогают иметь общую картину о своих воспитанниках. Кто пришёл в объединение целенаправленно, за новыми знаниями и навыками или за общением, а кто пришёл случайно, за компанию с другом или по чьемулибо совету. Данная информация нужна для того, чтобы акцентировать первоначальное внимание на тех обучающихся, кто пришёл случайно, чтобы мотивировать их интерес к занятиям, чтобы они не уходили после первых занятий, а остались до конца курса обучения. Результаты анкет, так же, позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Приложение № 2 Таблица вводного контроля ________________ учебный год ____________________________________ (объединение, год обучения) Направление__________________________ № ФИО п/п обучающегося Показатели ПТБ в Правила процессе пользования этапов инструмента работы ми Кол – во баллов, уровень Знать Выполнять Использоват элементарные разметку ь различные свойства несложных техники материалов изделий на росписи декоративнодоступных тканей прикладного материалах при творчества их помощи использование линейки и шаблонов 1. 2. 3. Система оценки по каждому из пяти показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 15 – 11 баллов Средний 10 – 8 баллов Низкий 7 – 5 баллов Таблица промежуточного контроля ________________ учебный год ______________________________________ (объединение, год обучения) Направление__________________________ № ФИО п/п обучающегося Показатели ПТБ в Правила процессе пользования Знать элементарные Кол – во баллов, уровень Выполнять Использова разметку ть различные этапов работы инструмента ми свойства несложных материалов изделий на декоративнодоступных прикладного материалах при творчества их помощи использование линейки и шаблонов техники росписи тканей 1. 2. 3. Система оценки по каждому из пяти показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 15 – 11 баллов Средний 10 – 8 баллов Низкий 7 – 5 баллов Таблица итогового контроля ________________ учебный год _____________________________________ (объединение, год обучения) Направление __________________________ № ФИО п/п обучающегося Показатели ПТБ в Правила процессе пользования этапов инструмента работы ми Кол – во баллов, уровень Знать Выполнять Использова элементарные разметку ть различные свойства несложных техники материалов изделий на росписи декоративнодоступных тканей прикладного материалах при творчества их помощи использование линейки и шаблонов 1. 2. 3. Система оценки по каждому из пятипоказателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 15 – 11 баллов Средний 10 – 8 баллов Низкий 7 – 5 баллов Приложение № 3 Таблица «Результативность учебного процесса» ________________ учебный год _____________________________________ (объединение, год обучения) № п/п I полугодие ФИО обучающегося Теор. Практ. II полугодие Теор. Практ. подготовка подготовка подготовка подготовка 1. 2. Ср. балл группы по полугодиям Ср. балл группы за год Система оценки: от 3 до 5 баллов Уровни: высокий 5 – 4,5 баллов средний 4,4 – 3,5 баллов низкий 3,4 – 3 балла Приложение № 4 Таблица Личностные результаты обучающихся _____________________________________ (название объединения) Дата заполнения ______________ год ______________ год № п/п ФИО обучающегося Творческая активность Уровень Коллективизм воспитанности Результаты стартовой диагностики Результаты итоговой диагностики 1. 2. Средний балл группы Система оценки от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 3 – 2.4 балла Средний 2.3 – 1,6 Низкий 1,5 – 1 балл Проводится два раза: стартовая – в начале 1 года обучения, итоговая – по окончании срока реализации программы Приложение № 5 Итоговое тестирование ФИО учащегося_________________________________________________ № Контрольный вопрос Вариант ответа А Ответ Вариант ответа Б Ответ Вариант ответа В 1 Как правильно передавать ножницы во время занятия? Вперёд режущим (рабочим) концом. Вперёд ручкой. Не имеет значения. 2 Что относится к видам декоративноприкладного искусства? Теннис, шахматы, гимнастик а Вышивание , квиллинг, мозаика, батик Футбол, фигурное катание Ответ 3 В каких видах декоративно прикладного искусства используется бумага? Вышивка шелковой лентой Квиллинг Витраж 4 Какие 3 основных цвета вы знаете? Синий, желтый, зеленый Черный, белый, серый Желтый, красный, синий 5 К холодным цветам относятся Синий, фиолетовы й Зеленый, синий фиолетовы й Голубой, серый, зеленый 6 К теплым цветам относятся Белый, желтый, красный Зеленый, фиолетовы й Желтый, красный, зеленый 7 Как называется предварительный набросок? Эскиз Аппликаци я Сюжет 8 Как называется искусство лепки? Графика Скульптура Архитектур а 9 Как называется роспись по ткани? Витраж Печать 10 Как вы считаете, успешно ли вы справились с заданиями студии? Да, успешно, я знаю термины, владею всеми изученным и техниками. Нет, я не всё знаю, не все задания по программе успел (ла) выполнить. Количество баллов_____________ Система оценки от 0 до 3 баллов Уровень Высокий 10-8 баллов Средний 7-5 баллов Низкий 4-0 баллов Ответы: 1 Б 2 Б 3 Б 4 В 5 А 6 В 7 А Батик Затрудняюс ь ответить. 8 9 10 Б В -