1 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовишка» является программой социально-гуманитарной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». 3 Актуальность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовишка» имеет социально-гуманитарную направленность и практико-ориентированный характер обучения, направлена на создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста положительной мотивации к школе, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления. Программа предоставляет возможность освоения знаний независимо от способностей и уровня общего развития обучающихся. Также представленная программа рассчитана на любой социальный статус детей. Используемые диагностики и контрольные процедуры позволяют своевременно скорректировать сложности при усвоении учебного материала. Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. Данная программа актуальна как для успевающих обучающихся, давая им возможность более полно и углублено изучить мир вокруг, так и для неуспевающих обучающихся, которым освоение окружающего мира даётся с определёнными трудностями в силу объективных (особенности развития и формирования психофизиологических процессов) и субъективных (недостаточная работа с обучающимся в семье) причин. Педагогическая целесообразность: программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Новизна программы заключаются в тесной интеграции дисциплин в реальность. На занятиях обучающиеся взаимодействуют не только с учебными пособиями, а используют окружающие их предметы. Такой метод работы помогает обучающимся связывать абстрактные понятия – наименование буквенных и числовых значений – с окружающей действительностью. В занятиях при изучении базовых основ чтения и математики, необходимых используются методы творческой работы. Творческая составляющая помогает снять с обучающегося стресс, так как учебная деятельность ещё не является ведущей в данном возрасте, и превратить учебный процесс в игровой. Освоение программы способствует созданию благоприятных условий для получения дополнительного образования. Программа ориентирована на реализацию в различных условиях, в том числе – на дистанционное ее освоение. 4 Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 6 - 7 лет. В ходе занятий осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся с учетом уровня сформированности знаний, умений, навыков и индивидуального темпа развития обучающегося. Оптимальное количество детей в группе – 10 человек. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся. Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии. Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня. Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования. Объем программы: 144 часа. Срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа – 30 минут, перемена – 10 минут, что соответствует Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Форма организации образовательного процесса – очная, групповая, с ярко выраженным индивидуальным подходом. Виды занятий. Программа включает проведение комбинированных занятий (занятие-путешествие, занятие-игра, занятие-экскурсия, вводное и итоговое занятия), а также занятия на повторение и закрепление изученного материала. Занятия по программе построены на сочетании различных видов деятельности. Программа требует от педагога применение различных 5 подходов к обучающимся, исходя из оценки их интеллектуальных и эмоциональных данных. Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для формирования компетенций дошкольников, которые необходимы при систематическом обучении в школе. Задачи: Образовательные: сформировать знания о русском алфавите: его составе, назначении, порядке букв; сформировать знания о цифрах: их названии и написании; сформировать базовые навыки чтения; развить мелкую моторику кисти рук; Развивающие: развивать фонематическое восприятие и фонематические представления обучающихся; развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое): развивать память (двигательная, зрительная, слуховая); сформировать навыки взаимодействия с педагогом и товарищами; сформировать навыки правильной посадки за столом во время письма, усидчивости, выносливости к статическим нагрузкам. Воспитательные: сформировать интерес к обучению; воспитывать аккуратность, культуру общения, эстетическое отношение к окружающему миру; формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества; воспитывать культуру общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания; формировать навык самоконтроля и самооценки; формировать умение работать в коллективе. Планируемые результаты Программа «Подготовишка» направлена на достижение следующих результатов: Предметные результаты: -знать русский алфавит: его состав, назначение, порядок букв; -уметь рисовать элементы, из которых состоят буквы; 6 -знать цифры: их название и написание; -уметь рисовать элементы, из которых состоят цифры; -иметь навыки чтения по слогам и полностью слова. Метапредметные результаты: -уметь бережно относиться к своему и чужому труду, к предметам вокруг; -уметь взаимодействовать с педагогом и товарищами; -уметь правильно сидеть за столом во время письма. Личностные результаты: -проявлять интерес к обучению; -иметь навыки культуры общения, эстетического окружающему миру; -проявлять интерес к творчеству; -уметь излагать свои мысли; -уметь работать в коллективе. отношения к Условия реализации программы: -кабинет, оснащенный партами, стульями, учебной доской, ноутбук. Формы аттестации (контроля): Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме беседы, игры, педагогического наблюдения; Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после изучения разделов/тем. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного и письменного опроса; Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы проведения: практическое задание, ролевая игра. Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме наблюдения, игрового тестирования, выполнения практического задания. Контрольно-измерительные материалы для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов. При оценке предметных результатов обучения детей по программе применяются таблицы «Входной контроль», «Промежуточный контроль», «Итоговый контроль» /см. приложение/. 7 Личностные и метапредметные результаты обучающихся оцениваются с использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой. В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания работать и получать новые знания и умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г. Лускановой. Контрольно-измерительные (оценочные) материалы: - Наблюдение дает возможность изучить участие каждого обучающегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. - Опросник выявляет уровень сформированности знаний и представлений у обучающихся, дает возможность изучить мотивацию действий обучающихся, интересов конкретной группы. Опросник позволяет выявить отношение обучающегося к конкретным проблемам и явлениям. - Игровое тестирование с помощью карточек. Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию диагностирования. Работая с карточками, дети практикуются в умениях и навыках, полученными на занятиях. Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми результатов своей деятельности. - Беседа даёт возможность исследовать эмоционально-чувственную сферу ребенка. В процессе беседы обучающиеся учатся слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, высказывать свою точку зрения. - Дидактические игры дают возможность уточнять, закреплять, расширять имеющиеся полученные и имеющиеся знания и представления. Формы аттестации (контроля) Диагностические карточки с заданиями. Анкеты для родителей, для обучающихся 6-7 лет. Дидактические игры. 8 УЧЕБНЫЙ ПЛАН «ЧТЕНИЕ» Количество часов № п/п 1 Наименование тем и разделов Вводное занятие. Диагностика готовности к обучению Всего 2 Теория - Практика 2 2 Русский алфавит 6 2 4 3 Буквы: название и написание 10 4 6 4 Чтение – это… 4 2 2 5 Чтение слогов из 2 букв 6 2 4 6 Чтение слогов из 3 букв 6 2 4 7 Чтение слов 6 2 4 8 Чтение коротких предложений 8 2 6 9 Русский алфавит, согласные буквы 8 2 6 Формы аттестации / контроля Опрос, педагогическое наблюдение Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, 9 10 Русский алфавит, гласные буква 6 2 4 11 Хоровое чтение 8 2 6 12 Диагностика знаний 2 Всего 36 занятий 2 72 22 упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование 50 УЧЕБНЫЙ ПЛАН «МАТЕМАТИКА» Количество часов № п/п 1 Наименование тем и разделов Вводное занятие. Диагностика готовности к обучению Всего 2 Теория - Практика 2 2 Знакомство с цифрами знаками 6 2 4 3 Цифры: название и написание 10 4 6 4 2 2 6 2 4 4 5 Математические знаки Цифры 1, 2 прямой и обратный счёт Формы аттестации / контроля Опрос, педагогическое наблюдение Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое 10 6 Цифры 3, 4, 5 прямой и обратный счёт 6 2 4 7 Цифры 6, 7, 8 прямой и обратный счёт 6 2 4 8 Цифры 9, 10 прямой и обратный счёт 8 2 6 9 Написание и название цифр от 1 до 10 прямо и обратный счёт, действия с ними 8 2 6 10 Знаки больше, меньше или равно – это… 6 2 4 11 Простые математические действия 8 2 6 12 Диагностика знаний 2 Всего 36 занятий 72 2 22 наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Педагогическое наблюдение, опрос, тестирование 50 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА «ЧТЕНИЕ» Тема 1. Вводное занятие. Диагностика готовности к обучению Теория: введение в процесс обучения; проверка готовности к обучению. Практика: беседа, тестирование. Тема 2. Русский алфавит 11 Теория: первичные знания о русском алфавите – понятие, необходимость, внешний вид, расположение букв; необходимость знания букв, их названий и произношения. Практика: участие в беседе, просмотр демонстрации русского алфавита. Просмотр демонстрации русского алфавита. Участие в беседе, просмотр демонстрации русского алфавита, проговаривание алфавита. Тема 3. Буквы: название и написание Теория: алгоритм написания печатных букв русского алфавита, названия букв русского алфавита, написание в клетках и в строках. Практика: написание букв по образцу, выполнение упражнений, проговаривание названий букв и звуков, которые эти буквы обозначают. Написание элементов букв по образцу, выполнение упражнений, проговаривание названий букв и звуков, которые эти буквы обозначают. Написание букв по образцу, выполнение упражнений, проговаривание названий букв и звуков, которые эти буквы обозначают. Тема 4. Чтение – это… Теория: основы чтения, необходимость чтения, правила красивого чтения. Практика: Прослушивание материала, участие в беседе. Прослушивание материала, участие в беседе. Тема 5. Чтение слогов из 2 букв Теория: основы чтения слогов из двух букв; сочетания букв; созвучия букв; соединения звуков в слог. Практика: чтение слогов по образцу, хором и индивидуально.Чтение слогов по образцу, хором и индивидуально. Тема 6. Чтение слогов из 3 букв Теория: основы чтения слогов из трёх букв; сочетания букв; созвучия букв; соединения звуков в слог. Практика: чтение слогов по образцу, хором и индивидуально. Чтение слогов по образцу, хором и индивидуально. Тема 7. Чтение слов Теория: основы чтения слов – коротких и длинных; сочетания букв; созвучия букв; соединения звуков в слово; постановка ударения в слове. 12 Практика: чтение слов по образцу, хором и индивидуально. Чтение слов по образцу, хором и индивидуально. Тема 8. Чтение коротких предложений Теория: основы чтения коротких предложений; сочетания слов, союзов и предлогов; соединения слов в предложение; постановка логических ударений и пауз в предложении; знаки в конце предложения и их влияние на интонацию. Практика: чтение предложений по образцу, хором и индивидуально. Тема 9. Русский алфавит, согласные буквы Теория: необходимость знания согласных букв и их названий; согласные буквы в нашем мире; алгоритм написания согласных букв. Практика: написание по образцу, проговаривание названий, выполнение упражнений. Тема 10. Русский алфавит, гласные буквы Теория: необходимость знания гласных букв и их названий; гласные буквы в нашем мире; алгоритм написания гласных букв. Практика: написание по образцу, проговаривание названий, выполнение упражнений. Тема 11. Хоровое чтение Теория: основы чтения коротких предложений; сочетания слов, союзов и предлогов; соединения слов в предложение; постановка логических ударений и пауз в предложении; знаки в конце предложения и их влияние на интонацию. Практика: чтение предложений по образцу, хором и индивидуально. Тема 12. Диагностика знаний Теория: повторение изученного. Практика: выполнение тестов, участие в опросе. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА «МАТЕМАТИКА» Тема 1. Вводное занятие. Диагностика готовности к обучению Теория: введение в процесс обучения; проверка готовности к обучению. Практика: беседа, тестирование. 13 Тема 2. Знакомство с цифрами Теория: необходимость знания цифр и их названий; формирование элементарных математических представлений; цифры в нашем мире. Практика: написание цифр по образцу, проговаривание названий цифр. Тема 3. Цифры: название и написание Теория: необходимость знания цифр и их названий; математические основы мира; цифры в нашем мире; алгоритм написания цифр от 1 до 9; названия цифр, изменения в названии цифр при названии различных предметов и явлений. Практика: написание цифр по образцу, проговаривание названий цифр, выполнение упражнений. Тема 4. Математические знаки Теория: основные математические знаки – «+», «–», «=»; названия математических знаков. Практика: написание математических знаков, расстановка знаков между цифрами, проговаривание названий математических знаков. Тема 5. Цифры 1,2 прямой и обратный счёт Теория: необходимость знания цифр и их названий; математические основы мира; цифры в нашем мире; алгоритм написания цифр от 1, 2; названия цифр, изменения в названии цифр при названии различных предметов и явлений. Практика: написание цифр по образцу, проговаривание названий цифр, выполнение упражнений, прямой и обратный счёт. Тема 6. Цифры 3,4,5 прямой и обратный счёт Теория: необходимость знания цифр и их названий; математические основы мира; цифры в нашем мире; алгоритм написания цифр от 3,4,5 ; названия цифр, изменения в названии цифр при названии различных предметов и явлений. Практика: написание цифр по образцу, проговаривание названий цифр, выполнение упражнений, прямой и обратный счёт. Тема 7. Цифры 6,7,8 прямой и обратный счет 14 Теория: необходимость знания цифр и их названий; математические основы мира; цифры в нашем мире; алгоритм написания цифр от 6,7,8 ; названия цифр, изменения в названии цифр при названии различных предметов и явлений. Практика: написание цифр по образцу, проговаривание названий цифр, выполнение упражнений, прямой и обратный счёт. Тема 8. Цифры 9,10 прямой и обратный счет Теория: необходимость знания цифр и их названий; математические основы мира; цифры в нашем мире; алгоритм написания цифр от 3,4,5 ; названия цифр, изменения в названии цифр при названии различных предметов и явлений. Практика: написание цифр по образцу, проговаривание названий цифр, выполнение упражнений, прямой и обратный счёт. Тема 9. Написание и название цифр от 1 до 10 прямой и обратный счет, действия с ними Теория: необходимость знания цифр и их названий; математические основы мира; цифры в нашем мире; алгоритм написания цифр от 1 до 10; названия цифр, изменения в названии цифр при названии различных предметов и явлений. Практика: написание цифр по образцу, проговаривание названий цифр, прямой и обратный счёт, выполнение упражнений. Тема 10. Математические знаки Теория: основные математические знаки – «+», «–», «=»; названия математических знаков; важность умения считать. Практика: написание математических знаков, расстановка знаков между цифрами, проговаривание названий математических знаков. Тема 11. Простые математические действия Теория: алгоритм выполнения простых действий на сложение и вычитание в пределах 10; названия действий. Практика: запись математических выражений по образцу, расстановка знаков, выполнение упражнений, устный и письменный счёт в пределах 10. Тема 12. Диагностика знаний 15 Теория: повторение изученного. Практика: выполнение тестов, участие в опросе. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК N п/п Месяц Форма занятия КолТема занятия во часов 1 Практическое 2 Вводное занятие. занятие Диагностика готовности к обучению Русский алфавит Режим работы обучающихся Форма контроля Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Практическое занятие 2 3 Практическое занятие 2 Знакомство с цифрами Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 4 Практическое занятие 2 Цифры: название и написание Групповая работа, индивидуальная 5 Практическое занятие 2 Буквы: название и написание Групповая работа, индивидуальная 6 Практическое занятие 2 Буквы: название и написание Групповая работа, индивидуальная 7 Практическое занятие 2 Математические знаки Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 8 Практическое занятие 2 Буквы: название и написание Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Практическое занятие 2 Цифры 1,2 прямой и обратный счёт Групповая работа, Опрос, педагогическое 9 Ноябрь Октябрь Сентябрь 2 16 индивидуальная наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Практическое занятие 2 Чтение – это… Групповая работа, индивидуальная 11 Практическое занятие 2 Цифры 3,4,5 прямой и обратный счёт Групповая работа, индивидуальная 12 Практическое занятие 2 Чтение слогов из 2 букв Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 13 Практическое занятие 2 Чтение слогов из 2 букв Групповая работа, индивидуальная 14 Практическое занятие 2 Цифры 6,7,8 прямой и обратный счёт Групповая работа, индивидуальная Практическое занятие 2 Чтение слогов из 3 букв Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 16 Практическое занятие 2 Чтение слогов из 3 букв Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 17 Практическое занятие 2 Цифры 9,10 прямой и обратный счёт Групповая работа, индивидуальная 18 Практическое занятие 2 Чтение слов Групповая работа, индивидуальная 19 Практическое занятие 2 Хоровое чтение Групповая работа, индивидуальная Практическое занятие 2 Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, 20 Февраль Январь 15 Декабрь 10 Написание и название цифр от 1 до 10 прямой и обратный счет, действия с ними Групповая работа, индивидуальная 17 упражнения Практическое занятие 2 Чтение коротких предложений Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 22 Практическое занятие 2 Чтение коротких предложений Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 23 Практическое занятие 2 Чтение коротких предложений Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 24 Практическое занятие 2 Чтение коротких предложений Групповая работа, индивидуальная 25 Практическое занятие 2 Математические знаки Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 26 Практическое занятие 2 Написание и название цифр Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 27 Практическое занятие 2 Написание и название цифр Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 28 Практическое занятие 2 Хоровое чтение Групповая работа, индивидуальная 29 Практическое занятие 2 Математические знаки Групповая работа, индивидуальная 30 Практическое занятие 2 Математические знаки Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Практическое занятие 2 Хоровое чтение Групповая работа, 31 Апрель Март 21 Опрос, упражнения 18 индивидуальная Практическое занятие 2 Простые математические действия Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 33 Практическое занятие 2 Простые математические действия Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 34 Практическое занятие 2 Простые математические действия Групповая работа, индивидуальная Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 35 Практическое занятие 2 Диагностика знаний Групповая работа, индивидуальная Педагогическое наблюдение, тестирование 36 Практическое занятие 2 Диагностика знаний Групповая работа, индивидуальная Педагогическое наблюдение, тестирование Май 32 Условия реализации программы Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Материально-технические условия реализации программы «Подготовишка» направлены на достижение обучающимися планируемых результатов. Материально-техническое обеспечение программы включает: - учебную аудиторию для групповых занятий; - классная доска с набором приспособлений для крепления наглядных материалов; - наглядные дидактические пособия; - комплекты для обучения грамоте; - наборы сюжетных картинок; - наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов; - настольные развивающие игры. Технологии обучения В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения: здоровьесберегающие, 19 игровые, ИКТ-технологии. Дополнительная образовательная программа «Подготовишка» направлена на решение проблемы доступности дополнительного образования детей. Обеспечение реализации прав детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей с соматическими расстройствами, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ОВЗ является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Социально-педагогические функции направлены: На помощь в социализации детей; На вовлечение в образовательный, личностно привлекательный вид деятельности детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях (мигранты, сироты и др.); На помощь в организации обучения детей с ОВЗ. Формы деятельности при освоении программы дополнительного образования «Подготовишка» нацеливают детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и детей с ОВЗ на включение их в коллективную деятельность. А взаимодействовать в коллективе очень важно. У ребёнка в этом случае возрастает чувство собственной значимости. Методы работы, используемые для адаптации: Беседы с детьми и их родителями о здоровом образе жизни, о возможностях сохранения и восстановления здоровья; Проведение педагогом консультаций детей и родителей о направленностях и особенностях программы; Проведение игровых занятий, подвижных игр (ролевые игры-шутки, игры на вербальную и невербальную коммуникацию, игры на развитие эмоциональных реакций). Ожидаемые результаты Повышение уровня социализации детей и родителей, направленного на доступность реализации программы «Подготовишка» различных категорий обучающихся; Формирование социальных и жизненных компетенций. Требования, взятые за основу при адаптации программы «Подготовишка»: Соответствие содержания программы «Подготовишка» государственной политике в области образования, воспитания и оздоровления детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями; Сочетание процессов обучения (получение новых знаний и применения их на практике) с воспитанием (освоением норм и правил) и оздоровлением (физическим, духовным); 20 Исключение у обучающихся данной категории повышенных нагрузок и утомляемости; Организация естественных и разнообразных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, игра, общение, самодеятельность). Для диагностики знаний и психологической готовности к обучению используется образец тестирования, которое проходят обучающиеся при поступлении в первый класс. Диагностические задания. Фамилия, имя, отчество. (Как тебя зовут?) ФИО мамы и папы. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей? У тебя есть брат, сестра? Кто старше? Сколько тебе лет? А сколько будет через год, два? Назови свой день рождения (желательно год, месяц и день). Сейчас утро или вечер? День или ночь? (почему ты так думаешь, что может показать нам это). Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? Где ты живешь? Назови свой адрес. Кем работают твои родители? Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш? Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь? Когда можно кататься на санках – зимой или летом, почему? Почему снег бывает зимой, а не летом? Что делает почтальон, врач, учитель? Звонок, парта, доска, мел для чего служат в школе? Ты хочешь пойти в школу? Чему ты там научишься? Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего человеку глаза, уши, рот? Каких домашних животных ты знаешь? Диких? Каких ты знаешь птиц? Так же домашних и диких Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха? Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2. Что нужно сделать, если случайно сломал чужую вещь? Чем отличаются (похожи) молоток и топор, гвоздь и шуруп, молодой человек и старый. 21 Дать определение слову тигр. (Не менее трех пунктов: тигр – это хищное животное, живет в Африке и Азии, у него есть полосы, он похож на большую кошку). Зачем люди делают что-то: умываются, занимаются спортом, соблюдают правила дорожного движения. Почему плохо врать, воровать, драться, ломать и портить вещи. Что значат слова: велосипед, нож, кепка, письмо, одеяло, гвоздь, винт… Какие достопримечательности есть в твоем городе? Чем отличается город от деревни? Как называется наша планета? Какие ты еще знаешь планеты? Собеседование по этим вопросам проходит в форме беседы. Чем больше может рассказать обучающийся, подробнее, тем лучше. Исследование памяти. Слуховая память. Назвать 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, бак, окно. Обучающийся должен назвать не менее 5-6 слов в любой последовательности. Зрительная память. Показать 10 картинок. Обучающийся должен запомнить не менее 6. Показать 16 схематичных картинок (дом, флаг, дерево, цветок, цифры, буквы, геометрические фигуры и т. д.). Смысловая память. Назвать пары слов: шум – вода, стол – обед, мост – река, лес – медведь, рубль – копейка, школа – ученик, снег – зима. Затем назвать только первое слово из пары, а обучающийся должен назвать второе. Обучающийся должен запомнить не менее 3 пар из 5. Повторить порядок действий: мальчик встал, умылся, оделся, позавтракал и пошел в школу. Прочитайте фразы: 1. Летом ярко светит солнце. 2. Дети играют в мяч. 3. Машина едет по дороге. 4. В поле растут ромашки и васильки. 5. Бабушка вяжет носки. Попросите обучающегося повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза обучающийся не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз. В 6 лет обычно справляются с этим заданием со 2 – 3 попытки. Логическое мышление. Определить, что лишнее среди 4 – 5 картинок (надо объяснить свой выбор). Разложить картинки по порядку и составить рассказ. Объяснить, почему снег растает в комнате. Нарисовать геометрические фигуры внутри и вне круга. Затем надо поставить точки в различных местах: внутри треугольника внутри круга, внутри квадрата вне круга. Для реализации данной программы используются следующие методы: 22 Объяснительно-иллюстративный. Практико-ориентированный. Игровой. Словесный. Литература Литература для педагога: 1. Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение, 2012. 2. Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000. 3. Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008. 4. Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель, 2009. 5. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013. 6. Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013. 7. Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013. Литература для обучающихся: 1. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013. 2. Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013. 3. Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013. 1. 2. 3. 4. 5. Литература для родителей: Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991. Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. – М.: Просвещение, 2016. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017. Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017. Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2016. 23 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 Диагностические материалы Таблица «Входной контроль»/ «Промежуточный контроль»/ «Итоговый контроль» № Фамилия, имя Практические обучающегося навыки п/п Теоретические знания Мотивация Воспитанность 1 Оценивание проводится по 5-балльной шкале) 12345- Уровень низкий Уровень ниже среднего Уровень средний Уровень выше среднего Уровень высокий Приложение № 2 Структура организованной образовательной деятельности 1-й этап – введение в игровую ситуацию. 2-й этап – мотивационная игра. 3-й этап – затруднение в игровой ситуации и поиск выхода из затруднения (открытие новых знаний). 4-й этап – самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. 5-й этап – повторение и развивающие задания. 6-й этап – итог занятия.