Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Затейники. Маска» имеет социально-гуманитарную направленность, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». Программа направлена на развитие творческих сценических способностей детей школьного возраста. Актуальность. Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение нужно уделять театрализованной деятельности, которая поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, правилами этикета, обрядами, традициями. В этом заключается актуальность данной программы. Педагогическая целесообразность. Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. В программе уделяется достаточно внимания народным праздникам и традициям. В купе с театрализованной деятельностью данное направление вносит элемент новизны и уникальности программы. Адресат программы. Данная программа разработана для детей 7-14 лет, требований к базовым навыкам нет. Главное – желание ребенка сотрудничать с педагогом и коллективом в целом. Доступность реализации программы для различных категорий детей. Занятия по программе не доступны для детей с ОВЗ и детейинвалидов. Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня. Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования. Объем программы: общее количество часов по программе – 144 часа Срок обучения – 1 год. Форма организации образовательного процесса – очная, очная (заочная) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Основные формы занятий – работа с целым коллективом, групповые и индивидуальные (беседа, тренинг, репетиция, проведение игровых программ для обучающихся Дворца творчества, музыкальные и игровые часы). Программа подразумевает проведение теоретических и практических занятий, но приоритетной является практическая часть. К ней относится разработка и проведение зрелищно-игровых мероприятий, концертов и творческих отчетов. Это, во-первых, обусловлено социальным заказом самого Дворца творчества детей и молодежи, а во-вторых, учитывая специфику дополнительного образования, способствует развитию фантазии и инициативы учащихся. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Расписание по группам корректируется в зависимости от смены обучения в школе и согласовывается с родителями коллектива. Цель образовательной программы: Развитие и реализация творческих способностей детей в процессе зрелищно-игровой деятельности. Задачи программы Образовательные: Обучить воспитанников основам актерского мастерства и игрового общения; Обучить основным принципам составления сценарного плана. Развивающие: Развивать художественный и эстетический вкус; Развивать коммуникативные качества личности (обучение вербальным и невербальным видам общения); Развивать память, воображение, инициативность, фантазию, речь (диалог и монолог). Воспитательные: Воспитывать культуру поведения и общения с аудиторией; Воспитывать волю, характер; Создавать положительный эмоциональный настрой. Программа подразумевает проведение теоретических и практических занятий, но приоритетной является практическая часть. К ней относится разработка и проведение зрелищно-игровых мероприятий, концертов и творческих отчетов. Это, во-первых, обусловлено социальным заказом самого Дворца творчества детей и молодежи, а во-вторых, учитывая специфику дополнительного образования, способствует развитию фантазии и инициативы учащихся. Планируемые результаты по направлениям деятельности Предметные: - знание основных терминов по игровой и театральной деятельности, особенностей проведения игровых этюдов, классификации игр, правил речевого этикета, основных приёмов импровизации, основных понятий при составлении сценарных планов театрализованных представлений, основных составляющих праздника, постановочной деятельности и сценического мастерства; - умение демонстрировать навыки организатора и актёрского мастерства, проводить упражнения по развитию речи и игровые разминки, разыгрывать театральные этюды, распознавать положительные и отрицательные эмоции, сыграть пантомимический этюд, самостоятельно работать с методической литературой, демонстрировать навыки работы со зрительской аудиторией. Метапредметные: - умение определять основные задачи учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать результат собственной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, умение излагать и аргументировать своё мнение, умение участвовать в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: - развитие творческих способностей, культуры поведения, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, познавательная активность. Для занятий необходимы постоянные специально оборудованные помещения – учебный класс и зал со сценой. Из необходимого оборудования достаточно будет иметь: стулья, зеркало, ноутбук, звуковые колонки. Формы аттестации/контроля. Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы и педагогического наблюдения. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после изучения разделов/тем. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, анализа выполнения творческих работ. Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы проведения: практическое задание. Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме выполнения практического задания, показа портфолио, творческого отчета. Формы контроля. Опрос, зачёт, открытый урок, тестирование, письменный опрос, самостоятельная работа, исследовательская работа, творческий отчёт. Формы контроля. Опрос, зачёт, открытый урок, тестирование, письменный опрос, самостоятельная работа, исследовательская работа, творческий отчёт. Оценочные материалы. Таблицы: -«Входной контроль»; -«Промежуточный контроль»; -«Личностные результаты обучающихся» Диагностические материалы: «Мониторинг качества образовательного процесса личностных качеств обучающихся», «Мониторинговая карта определения метапредметных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ». Учебный план № п\п 1 2 3 Название раздела (темы) Азбука школы организаторов детских праздников. Методы и приёмы в организации детских игр и их проведении. Культура и техника речи. Всего 28 Количество часов Теория Практика 8 Форма контроля/аттестации Тестирование 20 Исследовательская работа 30 24 10 20 4 20 Опрос 4 5 Работа с литературным текстом: стихи и проза. Элементы актёрского мастерства. Итого: Творческий отчет 28 6 22 34 12 22 144 40 104 Творческий отчет Содержание учебного плана ТЕМА I. Азбука школы организаторов детских праздников. Теория 1. Как установить живое общение между зрителями и артистами. 2. Как поддерживать в зале положительную атмосферу. 3. Овладение техникой речи. Разделы техники речи: дикция, дыхание, голос. Практика Выступление в роли ведущих (со ведущих) вместе с преподавателем в следующих мероприятиях: «Арбузник» («Осенины»), «Черная курица («Кузьминки»), «Новогоднее представление», «Масленица», «День наших мам и защитников Отечества», «Я выпускник!». ТЕМА 2. Методы и приёмы в организации детских игр и их проведении. Теория Психолого-педагогические условия организации детских игр 1. Организационная основа проведения детских игр: 1) выбор игры, 2) предложение игры детям, 3) оборудование и оснащение игровой площадки, 4) разбивка на команды и группы, распределение ролей в игре, 5) развитие игровой ситуации, 6) завершение игры. Основные принципы организации игры: - отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру; - принципы развития игровой динамики; - принципы поддержания игровой атмосферы; - принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; - принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Практика Составление и проведение игровых постановок в запланированных мероприятиях: «Арбузник», «Кузьминки», «Новогодняя сказка», «Масленица», «Здравствуй, школа» Тема 3. Культура и техника речи. Теория 1.Беседа о правилах поведения на сцене. 2.Провести артикуляционную гимнастику. 3.Провести упражнения на тренировку речевого аппарата. 4.Провести творческие игры со словами. 5.Зарядка для губ, шеи, челюсти, языка. Практика Упражнение «Насос и мяч». (Тренировка трех видов дыхания, умении артикулировать звуки «С» и «Ш», работа с воображаемым предметом). Упражнение «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Птичий двор», «Весёлые стихи» (дети учатся четко произносить согласные на конце слова, подбирать рифму к словам). Игра «Волшебная корзинка» (развивает воображение, пополняет словарный запас). Скороговорки (тренировка речевого аппарата). Голосо-речевой тренинг. ТЕМА 4. Работа с литературным текстом Теория 1. Изучение и обработка литературного материала под руководством педагога. 2.Создание оригинальной пьесы. («История про.., который…», «Сказка про… и про…» и т. д) Практика 1.Инсценировка литературного произведения (рассказ, повесть, отрывок из романа, поэтические произведения: «Мойдодыр», « Федорино горе»). 2.Адаптация готовой пьесы к условиям коллектива ( повествовательный и драматический текст, сфера диалога и сфера игры, речевая характеристика персонажа, речевое поведение персонажа, озвучиваем немое кино и т.д.) 3.Речевая характеристика персонажа. ТЕМА 5. Элементы актёрского мастерства. Теория 1.Игры на внимание: «Поймай хлопок», «Рыбка», «3,13,30», освобождение мышц: «Взрыв», «Шарик», воображение. 2.Актёрский тренинг (человек-оркестр, воображаемые представления: представь и услышь - звуковое воображение, представь и ощутишь запах, представь и коснёшься). 3. Мир эмоций. Практика 1.Пальчиковые игры и упражнения. 2.Упражнения на развитие речи. 3. «Волшебные» средства понимания (творческие задания по изменению интонации, пантомимические этюды). 4.Театр мимики и жестов. Пантомима. Календарно-учебный график № п/п Месяц Тема занятия Роль ведущего, организатора игрового действия. «Азбука организатора массовых дел» Великая сила слова. Работа над изучением персонажей фольклорного праздника Сентябрь«Кузьминки» октябрь Распределение ролей и подготовка к выступлению на игровой познавательной программе «Кузьминки» Комплекс упражнений «голосовая разминка» Азбука актерского мастерства: мимика и жесты Игра «Пантомима» Коллективная игра без слов Игры на развитие Октябрьвоображения декабрь Репетиция игровой познавательной программы «Кузьминки» Работа по подбору реквизита и костюмов, фонограмм Подготовка к проведению детского новогоднего утренника Подготовка новогодних игровых Декабрьконкурсов январь Классификация игр Подвижные игры Спортивные игры Сюжетно-ролевые игры Форма занятия коллективные групповые, индивидуальные коллективные групповые, индивидуальные коллективные групповые, индивидуальные Колво часов 28 30 24 Форма контроля Опрос, самостоятельная работа, исследовательская работа Письменный опрос, самостоятельная работа, исследовательская работа Опрос, самостоятельная работа. Музыкальные игры Подготовка программы «Раз в Крещенский вечерок». Январьмарт Музыкальные игры Народные игры Игры с эстрады Игровые конкурсы Изучение и обработка литературного материала. Спектакль, как игра. Сюжетно-игровые программы Подготовка игровой театрализованной программы «Здравствуй, школа!» Условия организации детских игр Основные принципы организации игры Принцип развития игровой динамики Принцип поддерживания Март-май игровой динамики Принцип перехода от простых игр к сложным. Игровой час. Игровая программа «Здравствуй, школа!» Подготовка программы. Творческий отчёт «Волшебником стать может каждый» коллективные групповые, индивидуальные коллективные групповые, индивидуальные 28 34 144 Тестирование, самостоятельная работа, исследовательская работа Опрос, творческий отчёт. Методическое обеспечение программы На занятиях используются здоровьесберегающие, личностноориентированные и информационно-коммуникативные, игровые технологии обучения и воспитания - информационное обеспечение программы: учебные пособия, справочники, энциклопедии, видеоматериалы; - дидактический материал: демонстрационные и раздаточные материалы, технологические карты, образцы изделий (комплекс упражнений по развитию речи (раздаточный материал), «Сказкотерапия», «Актёрское мастерство», «Игротека», презентации к урокам: «Театральный марафон», «О сказках и в шутку, и всерьёз», «Волшебный мир эмоций»). - контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, анкеты. Техническое оснащение занятий: -Ноутбук; -Колонки; -Видеоматериалы; -Фонотека. Литература. 1. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1999. 2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книги для учителя – Новосибирск: Литература, 1994. 3. Берн Э. Игры, в которых играют люди. Психология человеческих отношений: Пер. с. Англ. – СПб.: Специальная литература, 1996. 4. Володченков В., Юмашев В. Выходили поиграть во двор. – М.: 1989. 5. Логинов М. И. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее – СПб.: Дельта, 1998. Минский Е. От игры к знаниям: О развитии умственных особенностей школьников в игре. Воспитание школьников, 200 6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Молодая гвардия, 1996. 7. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 199 Организация детского досуга. В помощь педагогу – экспериментатору, классному руководителю. – М.: Просвещение, 1992. 8. Петров В. А. Нулевой класс актера. – М.: Советская Россия, 1985. 9. Пидкосистый П. Н. Хайдаров Т. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М.:МПУ, 1996. 10. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Просвещение, 1981. 11. Шильгова В. П. Начнем игры. – М.: Просвещение, 1980. 12. Шмаков С. А. уроки Яковлев В. Г., Ратников В. П. Подвижные игры. – М.: Просвещение, 1989. 13. Шелянская Л.Б. Хочу на сцену!- Д. Сталкер, 1997. 14. Якитина А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов.- Гуманит. Учеб.метод. Пособие.-Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,2003. ПРИЛОЖЕНИЯ Таблица «Результативность учебного процесса» ________________ учебный год _____________________________________ (объединение, год обучения) № п/п I полугодие ФИО обучающегося II полугодие Теор. Практ. Теор. Практ. подготовка подготовка подготовка подготовка 1. 2. Ср. балл группы по полугодиям Ср. балл группы за год Система оценки: от 3 до 5 баллов Уровни: высокий 5 - 4,5 баллов средний 4,4 – 3,5 баллов низкий 3,4 – 3 балла Таблица входного контроля ________________ учебный год ___________________________________(объединение, год обучения) Направление ___________________________ № п/п ФИО обучающегося 1. Показатели Кол –во баллов, уровень 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 21 – 16 баллов Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 - 7 баллов Таблица промежуточного контроля ________________ учебный год __________________________________(объединение, год обучения) Направление ___________________________ № Показатели п/п ФИО обучающегося 1. 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 21 – 16 баллов Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 - 7 баллов Кол –во баллов, уровень Таблица итогового контроля ________________ учебный год __________________________________(объединение, год обучения) Направление ___________________________ № Показатели п/п ФИО обучающегося 1. 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 21 – 16 баллов Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 - 7 баллов Кол –во баллов, уровень