Затейники_Веселая затея

1

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Затейники». Весёлая
затея»» имеет социально-гуманитарную направленность, разработана в
соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской
Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №
678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России
от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации
по реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
Программа направлена на развитие творческих сценических
способностей детей школьного возраста.
Актуальность. Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр,
которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей.
Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера,
декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все
2

они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети
можно представить наше будущее общество.
Поэтому особое значение нужно уделять театрализованной
деятельности, которая поможет сформировать правильную модель поведения
в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с
детской литературой, музыкой, правилами этикета, обрядами, традициями. В
этом заключается актуальность данной программы.
Педагогическая целесообразность. Театрализованная деятельность –
это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка,
воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная
театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на
личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя
при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное
творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует
самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени
свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его
адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения;
помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости,
возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.
В программе уделяется достаточно внимания народным праздникам и
традициям. В купе с театрализованной деятельностью данное направление
вносит элемент новизны и уникальности программы.
Адресат программы. Данная программа разработана для детей 7-14
лет, требований к базовым навыкам нет. Главное – желание ребенка
сотрудничать с педагогом и коллективом в целом.
Доступность реализации программы для различных категорий
детей.
Занятия по программе не доступны для детей с ОВЗ и детейинвалидов.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися
способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах,
фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется
технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют
возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не
предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального
оборудования.
Объем программы: общее количество часов по программе – 72 часа
Срок обучения – 1 год.

3

Форма организации образовательного процесса – очная, очная
(заочная) с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Основные формы занятий – работа с целым коллективом, групповые и
индивидуальные (беседа, тренинг, репетиция, проведение игровых программ
для обучающихся Дворца творчества, музыкальные и игровые часы).
Программа подразумевает проведение теоретических и практических
занятий, но приоритетной является практическая часть. К ней относится
разработка и проведение зрелищно-игровых мероприятий, концертов и
творческих отчетов. Это, во-первых, обусловлено социальным заказом
самого Дворца творчества детей и молодежи, а во-вторых, учитывая
специфику дополнительного образования, способствует развитию фантазии и
инициативы учащихся.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю 2 часа.
Расписание по группам корректируется в зависимости от смены обучения в
школе и согласовывается с родителями коллектива.
Цель образовательной программы:
Развитие и реализация творческих способностей детей в процессе
зрелищно-игровой деятельности.
Задачи программы
Образовательные:
 Обучить воспитанников основам актерского мастерства и игрового
общения;
 Обучить основным принципам составления сценарного плана.
Развивающие:
 Развивать художественный и эстетический вкус;
 Развивать коммуникативные качества личности (обучение вербальным
и невербальным видам общения);
 Развивать память, воображение, инициативность, фантазию, речь
(диалог и монолог).
Воспитательные:
 Воспитывать культуру поведения и общения с аудиторией;
 Воспитывать волю, характер;
 Создавать положительный эмоциональный настрой.
Планируемые результаты по направлениям деятельности
Предметные:
- знание основных терминов по игровой и театральной деятельности,
особенностей проведения игровых этюдов, классификации игр, правил
речевого этикета, основных приёмов импровизации, основных понятий при
составлении сценарных планов театрализованных представлений, основных
4

составляющих праздника, постановочной деятельности и сценического
мастерства;
- умение демонстрировать навыки организатора и актёрского мастерства,
проводить упражнения по развитию речи и игровые разминки, разыгрывать
театральные этюды, распознавать положительные и отрицательные эмоции,
сыграть пантомимический этюд, самостоятельно работать с методической
литературой, демонстрировать навыки работы со зрительской аудиторией.
Метапредметные:
- умение определять основные задачи учебной деятельности, определять
последовательность
действий,
оценивать
результат
собственной
деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, умение излагать
и аргументировать своё мнение, умение участвовать в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Личностные:
- развитие творческих способностей, культуры поведения, ответственность,
дисциплинированность, трудолюбие, познавательная активность.
Для занятий необходимы постоянные специально оборудованные
помещения – учебный класс и зал со сценой. Из необходимого оборудования
достаточно будет иметь: стулья, зеркало, ноутбук, звуковые колонки.
Формы аттестации/контроля.
Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
тестирования, беседы и педагогического наблюдения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после изучения
разделов/тем. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного
опроса, анализа выполнения творческих работ.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы
проведения: практическое задание.
Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
выполнения практического задания, показа портфолио, творческого отчета.
Формы контроля.
Опрос, зачёт, открытый урок, тестирование, письменный опрос,
самостоятельная работа, исследовательская работа, творческий отчёт.
5

Оценочные материалы.
Таблицы:
-«Входной контроль»;
-«Промежуточный контроль»;
-«Личностные результаты обучающихся»
Диагностические материалы: «Мониторинг качества образовательного
процесса личностных качеств обучающихся», «Мониторинговая карта
определения метапредметных результатов освоения дополнительных
общеобразовательных программ».

Учебный план
№
п\п
1

2

3

4

Название раздела
(темы)

Роль ведущего,
организатора
игрового действия.
Методы и приёмы
в организации
детских игр и их
проведении.
Теория и практика
организатора игр
а) подвижные и
малоподвижные
игры
б) народные
игры
в) эстрадные
игры
Игровые
программы, как
основные формы
организации
досуговой
деятельности.
Итого:

Количество часов
Всего
Теория Практика

5

1

22

6

Форма
контроля/аттестации
Тестирование

4

16

Исследовательская
работа

Опрос

6

25

19

Творческий отчет

20

8

12

72

18

54

Содержание учебного плана
ТЕМА I. Роль ведущего – организатора игрового действия
Теория
Краткая характеристика особенностей игрового общения различных
возрастных групп. Профессиограмма
ведущего, роль ведущего в
организации игрового действия.
6

1.
2.
3.

Объединить разрозненные разнохарактерные номера программы
в единое целое.
Установить живое общение между зрителями и артистами.
Поддерживать в зале положительную атмосферу.

Овладение техникой речи – одно из требований к ведущему. Разделы
техники речи: дикция, дыхание, голос.
Методика подбора и обработки конферанса, изучение закономерностей
при составлении программы:
1.
Разнообразие – каждый последующий номер должен отличаться
от предыдущих.
2.
Сопрягаемость – жанровое соответствие номеров.
3.
Контрастность – средство, при помощи которого можно быстро
собрать внимание после предыдущего номера.
Практика:
1. Разучивание комплекса упражнений «голосовая разминка».
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Выступление в роли ведущих (со ведущих) вместе с преподавателем в
следующих мероприятиях: «Арбузник», «Кузьминки», «Новогодняя
сказка», «Крещенские посиделки», «Масленица», «День наших мам и
защитников Отечества», «Здравствуй, школа!».
ТЕМА 2. Методы и приемы в организации и проведении детских игр
Теория
Психолого-педагогические условия организации детских игр
Организационная основа проведения детских игр:
а) выбор игры, б) предложение игры детям, в) оборудование и оснащение
игровой площадки, г) разбивка на команды и группы, распределение ролей в
игре, д)развитие игровой ситуации, е) завершение игры.
Основные принципы организации игры:
а) отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру;
б) принципы развития игровой динамики
в) принципы поддержания игровой атмосферы
г) принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности
д) принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам
Практика:
Составление и проведение игровых постановок в запланированных
мероприятиях:
«Арбузник»,
«Кузьминки»,
«Новогодняя
сказка»,
«Крещенские посиделки», «Масленица», «Здравствуй, школа!».
ТЕМА 3. Теория и практика организатора игр
Теория
Классификация игр
7

Подвижные игры.
Спортивные игры
Ролевые игры
Музыкальные игры
Практика
Методика проведения:
1. Набор команд или выделенных участников
2. Объяснение игры
3. Выбор ведущего, водящего
4. Игра
5. Подведение итогов.
Малоподвижные игры
Практика:
1.
Преподаватель проигрывает с коллективом подвижные игры (не
менее пяти)
2.
Приводятся приемы жеребьёвки, разучиваются считалки для
выбора водящего
3.
Каждый ребенок организует и проводит игру или две игры со
своим коллективом
4.
Коллектив делится на две команды. Им дается задание составить
и провести с другой командой эстафету из пройденных игр.
5.
Коллектив составляет конкурсные программы (из пройденных
игр) к праздникам: «Солдатушки – бравы ребятушки»,
«Рыцарский турнир», «Зимние забавы», «Да здравствует,
спортландия» и т. д.
Народные игры
Практика:
1. Разучиваются скороговорки, чистоговорки, докучные сказки
2. Проигрываются с коллективом народные игры (не менее пяти).
3. Каждый ребенок проводит одну игру с коллективом
4. Даются самостоятельные задачи, найти и провести на празднике
«Масленица» спортивные народные игры и состязания.
Игры с эстрады
Специфика этих игр: соответствие условиям, в которых находятся
играющие (в зале много зрителей, сидят они близко друг к другу, движения
скованы и ограничены).
Викторины, аукционы, игровые конкурсы
Теория
Викторина
8

Виды викторин:
- тематическая (вопросы задаются только на определенную тему)
- включающие вопросы различной тематики «Мозаика».
- с элементами театрализации «Колесо истории»
Практика
1. Вступительное слово ведущего (настрой на тему викторины)
2. Основные вопросы викторины (формулировка четкая и ясная)
3. Если возникаю сложности с ответами на вопрос, задаются наводящие
вопросы
4. Каждый правильный ответ должен фиксироваться (жетон)
5. Определяется победитель викторины
6. Заключительное слово ведущего

ТЕМА 4: Игровые программы, как основные формы организации
досуговой деятельности. Сюжетно-игровые программы. Характеристика
сюжетно-игровых программ. Основные виды сюжетно-игровых
программ.
Теория
Композиционное построение игрового действия
Суть игрового конфликта – противоборство сил, сноровки, умений и
эрудиции.
Художественное оформление игрового действия
Декорации, реквизит, эмблемы, игровые жетоны.
Практика
Работа над сценарием сюжетных программ
1.
Выбор темы, определение идеи с учетом возрастных
особенностей аудитории
2.
Подбор игрового материала
3.
Поиск сценарного хода
4.
Подробная разработка содержания игровой программы
5.
Музыкальное и художественное оформление
Теория
Виды сценариев:
- мозаика
- тематический
Виды игр для дискотеки и танцплощадки: «Танцевальный серпантин»,
«Атомы-молекулы», «Все дело в шляпе» и т. д.
Игровые театральные конкурсы и их виды
- КВН
- «А ну-ка, бабушки, мамы и внучки»
- «Семь-Я»
9

- Турниры (джентльменов, рыцарский и эрудитов и др.)
Практика
Структурные элементы конкурсов:
1. Вступительная часть, музыкально-зрелищная заставка
2. Представление команд или участников. Приветствие команд,
«визитные карточки» участника конкурса
3. Конкурсная
часть:
серия
импровизированных
и
заранее
подготовленных конкурсов
4. Финальная часть. Подведение итогов, награждение победителей.
Теория
Методика подготовки театрализованных конкурсов
1. Определение темы и идеи конкурса с учетом возрастных особенностей
аудитории
2. Подбор конкурсных заданий
3. Композиционные решения конкурса
4. Зрелищные элементы
5. Работа с участниками конкурса
6. Музыкальное и художественное оформление
7. разработка системы оценок конкурса
Практика:
Разработать сценарий и принять участие в проведении следующих
мероприятий:
театральная программа: «В гостях у сказки», «Новогодние
представления»
- сюжетно-игровая программа: «Теремок», « Масленица!»
Календарный учебный график
№
п/п

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Краткая
характеристика
особенностей игрового
общения
различных
возрастных
групп. коллективные
Профессиограмма
групповые,
Сентябрь
ведущего,
роль индивидуальные
ведущего
в
организации игрового
действия.
Психологоколлективные
педагогические условия
Сентябрь
групповые,
организации
детских
-декабрь
индивидуальные
игр
Организационная
10

Колво
часов

5

22

Форма контроля

Опрос,
самостоятельная
работа,
исследовательская
работа

Письменный опрос,
самостоятельная
работа,
исследовательская
работа

основа
проведения
детских игр:
Основные
принципы
организации игры
Составление и
проведение игровых
постановок в
запланированных
мероприятиях:
«Арбузник»,
«Кузьминки»,
«Новогодняя сказка»
Теория и практика
организатора игр
а) подвижные и
малоподвижные игры
б) народные игры
в) эстрадные игры
Декабрь- Составление и
февраль проведение игровых
постановок в
запланированных
мероприятиях:
«Крещенские
посиделки»,
«Масленица»
Игровые
программы,
как основные формы
организации досуговой
деятельности.
Сюжетно-игровые
программы.
Характеристика
сюжетно-игровых
Мартпрограмм.
Основные
май
виды сюжетно-игровых
программ.
Составление и
проведение игровых
постановок в
запланированных
мероприятиях:
«Здравствуй, школа!»

коллективные
групповые,
индивидуальные

коллективные
групповые,
индивидуальные

25

20

72

11

Опрос,
самостоятельная
работа.

Тестирование,
самостоятельная
работа,
исследовательская
работа
Творческий отчет

Методическое обеспечение программы
На
занятиях
используются
здоровьесберегающие,
личностноориентированные и информационно-коммуникативные, игровые технологии
обучения и воспитания
- информационное обеспечение программы: учебные пособия, справочники,
энциклопедии, видеоматериалы;
- дидактический материал: демонстрационные и раздаточные материалы,
технологические карты, образцы изделий (комплекс упражнений по
развитию речи (раздаточный материал), «Сказкотерапия», «Актёрское
мастерство», «Игротека», презентации к урокам: «Театральный марафон», «О
сказках и в шутку, и всерьёз», «Волшебный мир эмоций»).
- контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые
задания, анкеты.
Техническое оснащение занятий:
-Ноутбук;
-Колонки;
-Видеоматериалы, фонотека.
Литература
1. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1999.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книги для учителя –
Новосибирск: Литература, 1994.
3. Берн Э. Игры, в которых играют люди. Психология человеческих
отношений: Пер. с. Англ. – СПб.: Специальная литература, 1996.
4. Володченков В., Юмашев В. Выходили поиграть во двор. – М.: 1989.
5. Логинов М. И. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее – СПб.:
Дельта, 1998.
Минский Е. От игры к знаниям: О развитии умственных особенностей
школьников в игре. Воспитание школьников, 200
6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.:
Молодая гвардия, 1996.
7. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 199
Организация
детского
досуга.
В
помощь
педагогу
–
экспериментатору, классному руководителю. – М.: Просвещение,
1992.
8. Петров В. А. Нулевой класс актера. – М.: Советская Россия, 1985.
9. Пидкосистый П. Н. Хайдаров Т. С. Технология игры в обучении и
развитии: Учебное пособие. – М.:МПУ, 1996.
10. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Просвещение, 1981.
11. Шильгова В. П. Начнем игры. – М.: Просвещение, 1980.
12. Шмаков С. А. уроки Яковлев В. Г., Ратников В. П. Подвижные игры.
– М.: Просвещение, 1989.
13. Шелянская Л.Б. Хочу на сцену!- Д. Сталкер, 1997.
12

14. Якитина А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для
руководителей детских театральных коллективов.- Гуманит. Учеб.метод. Пособие.-Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава
Мудрого,2003.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица
«Результативность учебного процесса»
________________ учебный год
_____________________________________ (объединение, год
обучения)
№
п/п

I полугодие
ФИО
обучающегося

II полугодие

Теор.
Практ.
Теор.
Практ.
подготовка подготовка подготовка подготовка

1.
2.
Ср. балл группы по
полугодиям
Ср. балл группы за
год
Система оценки: от 3 до 5 баллов
Уровни: высокий 5 - 4,5 баллов
средний 4,4 – 3,5 баллов
низкий 3,4 – 3 балла
Таблица
входного контроля
________________ учебный год
___________________________________(объединение, год
обучения)
Направление ___________________________
№
Показатели
п/п ФИО
обучающегося
1.
2.
3.
Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 21 – 16 баллов
13

Кол –во
баллов,
уровень

Средний 15 – 11 баллов
Низкий 10 - 7 баллов
Таблица
промежуточного контроля
________________ учебный год
__________________________________(объединение, год
обучения)
Направление ___________________________
№
Показатели
п/п ФИО
обучающегося
1.
2.
3.
Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 21 – 16 баллов
Средний 15 – 11 баллов
Низкий 10 - 7 баллов

Кол –во
баллов,
уровень

Таблица
итогового контроля
________________ учебный год
__________________________________(объединение, год
обучения)
Направление ___________________________
№
Показатели
п/п ФИО
обучающегося
1.
2.
3.
Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 21 – 16 баллов
Средний 15 – 11 баллов
Низкий 10 - 7 баллов

14

Кол –во
баллов,
уровень

Таблица
Личностные результаты обучающихся
___________________________________(название объединения)
Дата заполнения _______________год
№
п/
п

ФИО
обучающегос
я

Творческа
Уровень
я
воспитанност
активность и

Коллективиз
м

Результаты
стартовой
диагностик
и
Результаты
итоговой
диагностик
и

1.
2.
Средний балл группы
Система оценки от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 3 – 2.4 балла
Средний 2.3 – 1,6
Низкий 1,5 – 1 балл
Проводится два раза: стартовая – в начале 1 года обучения,
итоговая - по окончании срока реализации программы

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».