1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Затейники». Весёлая затея»» имеет социально-гуманитарную направленность, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». Программа направлена на развитие творческих сценических способностей детей школьного возраста. Актуальность. Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все 2 они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение нужно уделять театрализованной деятельности, которая поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, правилами этикета, обрядами, традициями. В этом заключается актуальность данной программы. Педагогическая целесообразность. Театрализованная деятельность – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. В программе уделяется достаточно внимания народным праздникам и традициям. В купе с театрализованной деятельностью данное направление вносит элемент новизны и уникальности программы. Адресат программы. Данная программа разработана для детей 7-14 лет, требований к базовым навыкам нет. Главное – желание ребенка сотрудничать с педагогом и коллективом в целом. Доступность реализации программы для различных категорий детей. Занятия по программе не доступны для детей с ОВЗ и детейинвалидов. Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня. Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования. Объем программы: общее количество часов по программе – 72 часа Срок обучения – 1 год. 3 Форма организации образовательного процесса – очная, очная (заочная) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Основные формы занятий – работа с целым коллективом, групповые и индивидуальные (беседа, тренинг, репетиция, проведение игровых программ для обучающихся Дворца творчества, музыкальные и игровые часы). Программа подразумевает проведение теоретических и практических занятий, но приоритетной является практическая часть. К ней относится разработка и проведение зрелищно-игровых мероприятий, концертов и творческих отчетов. Это, во-первых, обусловлено социальным заказом самого Дворца творчества детей и молодежи, а во-вторых, учитывая специфику дополнительного образования, способствует развитию фантазии и инициативы учащихся. Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю 2 часа. Расписание по группам корректируется в зависимости от смены обучения в школе и согласовывается с родителями коллектива. Цель образовательной программы: Развитие и реализация творческих способностей детей в процессе зрелищно-игровой деятельности. Задачи программы Образовательные: Обучить воспитанников основам актерского мастерства и игрового общения; Обучить основным принципам составления сценарного плана. Развивающие: Развивать художественный и эстетический вкус; Развивать коммуникативные качества личности (обучение вербальным и невербальным видам общения); Развивать память, воображение, инициативность, фантазию, речь (диалог и монолог). Воспитательные: Воспитывать культуру поведения и общения с аудиторией; Воспитывать волю, характер; Создавать положительный эмоциональный настрой. Планируемые результаты по направлениям деятельности Предметные: - знание основных терминов по игровой и театральной деятельности, особенностей проведения игровых этюдов, классификации игр, правил речевого этикета, основных приёмов импровизации, основных понятий при составлении сценарных планов театрализованных представлений, основных 4 составляющих праздника, постановочной деятельности и сценического мастерства; - умение демонстрировать навыки организатора и актёрского мастерства, проводить упражнения по развитию речи и игровые разминки, разыгрывать театральные этюды, распознавать положительные и отрицательные эмоции, сыграть пантомимический этюд, самостоятельно работать с методической литературой, демонстрировать навыки работы со зрительской аудиторией. Метапредметные: - умение определять основные задачи учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать результат собственной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, умение излагать и аргументировать своё мнение, умение участвовать в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: - развитие творческих способностей, культуры поведения, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, познавательная активность. Для занятий необходимы постоянные специально оборудованные помещения – учебный класс и зал со сценой. Из необходимого оборудования достаточно будет иметь: стулья, зеркало, ноутбук, звуковые колонки. Формы аттестации/контроля. Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы и педагогического наблюдения. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после изучения разделов/тем. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, анализа выполнения творческих работ. Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы проведения: практическое задание. Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме выполнения практического задания, показа портфолио, творческого отчета. Формы контроля. Опрос, зачёт, открытый урок, тестирование, письменный опрос, самостоятельная работа, исследовательская работа, творческий отчёт. 5 Оценочные материалы. Таблицы: -«Входной контроль»; -«Промежуточный контроль»; -«Личностные результаты обучающихся» Диагностические материалы: «Мониторинг качества образовательного процесса личностных качеств обучающихся», «Мониторинговая карта определения метапредметных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ». Учебный план № п\п 1 2 3 4 Название раздела (темы) Роль ведущего, организатора игрового действия. Методы и приёмы в организации детских игр и их проведении. Теория и практика организатора игр а) подвижные и малоподвижные игры б) народные игры в) эстрадные игры Игровые программы, как основные формы организации досуговой деятельности. Итого: Количество часов Всего Теория Практика 5 1 22 6 Форма контроля/аттестации Тестирование 4 16 Исследовательская работа Опрос 6 25 19 Творческий отчет 20 8 12 72 18 54 Содержание учебного плана ТЕМА I. Роль ведущего – организатора игрового действия Теория Краткая характеристика особенностей игрового общения различных возрастных групп. Профессиограмма ведущего, роль ведущего в организации игрового действия. 6 1. 2. 3. Объединить разрозненные разнохарактерные номера программы в единое целое. Установить живое общение между зрителями и артистами. Поддерживать в зале положительную атмосферу. Овладение техникой речи – одно из требований к ведущему. Разделы техники речи: дикция, дыхание, голос. Методика подбора и обработки конферанса, изучение закономерностей при составлении программы: 1. Разнообразие – каждый последующий номер должен отличаться от предыдущих. 2. Сопрягаемость – жанровое соответствие номеров. 3. Контрастность – средство, при помощи которого можно быстро собрать внимание после предыдущего номера. Практика: 1. Разучивание комплекса упражнений «голосовая разминка». 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Дыхательная гимнастика. 4. Выступление в роли ведущих (со ведущих) вместе с преподавателем в следующих мероприятиях: «Арбузник», «Кузьминки», «Новогодняя сказка», «Крещенские посиделки», «Масленица», «День наших мам и защитников Отечества», «Здравствуй, школа!». ТЕМА 2. Методы и приемы в организации и проведении детских игр Теория Психолого-педагогические условия организации детских игр Организационная основа проведения детских игр: а) выбор игры, б) предложение игры детям, в) оборудование и оснащение игровой площадки, г) разбивка на команды и группы, распределение ролей в игре, д)развитие игровой ситуации, е) завершение игры. Основные принципы организации игры: а) отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру; б) принципы развития игровой динамики в) принципы поддержания игровой атмосферы г) принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности д) принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам Практика: Составление и проведение игровых постановок в запланированных мероприятиях: «Арбузник», «Кузьминки», «Новогодняя сказка», «Крещенские посиделки», «Масленица», «Здравствуй, школа!». ТЕМА 3. Теория и практика организатора игр Теория Классификация игр 7 Подвижные игры. Спортивные игры Ролевые игры Музыкальные игры Практика Методика проведения: 1. Набор команд или выделенных участников 2. Объяснение игры 3. Выбор ведущего, водящего 4. Игра 5. Подведение итогов. Малоподвижные игры Практика: 1. Преподаватель проигрывает с коллективом подвижные игры (не менее пяти) 2. Приводятся приемы жеребьёвки, разучиваются считалки для выбора водящего 3. Каждый ребенок организует и проводит игру или две игры со своим коллективом 4. Коллектив делится на две команды. Им дается задание составить и провести с другой командой эстафету из пройденных игр. 5. Коллектив составляет конкурсные программы (из пройденных игр) к праздникам: «Солдатушки – бравы ребятушки», «Рыцарский турнир», «Зимние забавы», «Да здравствует, спортландия» и т. д. Народные игры Практика: 1. Разучиваются скороговорки, чистоговорки, докучные сказки 2. Проигрываются с коллективом народные игры (не менее пяти). 3. Каждый ребенок проводит одну игру с коллективом 4. Даются самостоятельные задачи, найти и провести на празднике «Масленица» спортивные народные игры и состязания. Игры с эстрады Специфика этих игр: соответствие условиям, в которых находятся играющие (в зале много зрителей, сидят они близко друг к другу, движения скованы и ограничены). Викторины, аукционы, игровые конкурсы Теория Викторина 8 Виды викторин: - тематическая (вопросы задаются только на определенную тему) - включающие вопросы различной тематики «Мозаика». - с элементами театрализации «Колесо истории» Практика 1. Вступительное слово ведущего (настрой на тему викторины) 2. Основные вопросы викторины (формулировка четкая и ясная) 3. Если возникаю сложности с ответами на вопрос, задаются наводящие вопросы 4. Каждый правильный ответ должен фиксироваться (жетон) 5. Определяется победитель викторины 6. Заключительное слово ведущего ТЕМА 4: Игровые программы, как основные формы организации досуговой деятельности. Сюжетно-игровые программы. Характеристика сюжетно-игровых программ. Основные виды сюжетно-игровых программ. Теория Композиционное построение игрового действия Суть игрового конфликта – противоборство сил, сноровки, умений и эрудиции. Художественное оформление игрового действия Декорации, реквизит, эмблемы, игровые жетоны. Практика Работа над сценарием сюжетных программ 1. Выбор темы, определение идеи с учетом возрастных особенностей аудитории 2. Подбор игрового материала 3. Поиск сценарного хода 4. Подробная разработка содержания игровой программы 5. Музыкальное и художественное оформление Теория Виды сценариев: - мозаика - тематический Виды игр для дискотеки и танцплощадки: «Танцевальный серпантин», «Атомы-молекулы», «Все дело в шляпе» и т. д. Игровые театральные конкурсы и их виды - КВН - «А ну-ка, бабушки, мамы и внучки» - «Семь-Я» 9 - Турниры (джентльменов, рыцарский и эрудитов и др.) Практика Структурные элементы конкурсов: 1. Вступительная часть, музыкально-зрелищная заставка 2. Представление команд или участников. Приветствие команд, «визитные карточки» участника конкурса 3. Конкурсная часть: серия импровизированных и заранее подготовленных конкурсов 4. Финальная часть. Подведение итогов, награждение победителей. Теория Методика подготовки театрализованных конкурсов 1. Определение темы и идеи конкурса с учетом возрастных особенностей аудитории 2. Подбор конкурсных заданий 3. Композиционные решения конкурса 4. Зрелищные элементы 5. Работа с участниками конкурса 6. Музыкальное и художественное оформление 7. разработка системы оценок конкурса Практика: Разработать сценарий и принять участие в проведении следующих мероприятий: театральная программа: «В гостях у сказки», «Новогодние представления» - сюжетно-игровая программа: «Теремок», « Масленица!» Календарный учебный график № п/п Месяц Тема занятия Форма занятия Краткая характеристика особенностей игрового общения различных возрастных групп. коллективные Профессиограмма групповые, Сентябрь ведущего, роль индивидуальные ведущего в организации игрового действия. Психологоколлективные педагогические условия Сентябрь групповые, организации детских -декабрь индивидуальные игр Организационная 10 Колво часов 5 22 Форма контроля Опрос, самостоятельная работа, исследовательская работа Письменный опрос, самостоятельная работа, исследовательская работа основа проведения детских игр: Основные принципы организации игры Составление и проведение игровых постановок в запланированных мероприятиях: «Арбузник», «Кузьминки», «Новогодняя сказка» Теория и практика организатора игр а) подвижные и малоподвижные игры б) народные игры в) эстрадные игры Декабрь- Составление и февраль проведение игровых постановок в запланированных мероприятиях: «Крещенские посиделки», «Масленица» Игровые программы, как основные формы организации досуговой деятельности. Сюжетно-игровые программы. Характеристика сюжетно-игровых Мартпрограмм. Основные май виды сюжетно-игровых программ. Составление и проведение игровых постановок в запланированных мероприятиях: «Здравствуй, школа!» коллективные групповые, индивидуальные коллективные групповые, индивидуальные 25 20 72 11 Опрос, самостоятельная работа. Тестирование, самостоятельная работа, исследовательская работа Творческий отчет Методическое обеспечение программы На занятиях используются здоровьесберегающие, личностноориентированные и информационно-коммуникативные, игровые технологии обучения и воспитания - информационное обеспечение программы: учебные пособия, справочники, энциклопедии, видеоматериалы; - дидактический материал: демонстрационные и раздаточные материалы, технологические карты, образцы изделий (комплекс упражнений по развитию речи (раздаточный материал), «Сказкотерапия», «Актёрское мастерство», «Игротека», презентации к урокам: «Театральный марафон», «О сказках и в шутку, и всерьёз», «Волшебный мир эмоций»). - контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, анкеты. Техническое оснащение занятий: -Ноутбук; -Колонки; -Видеоматериалы, фонотека. Литература 1. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1999. 2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книги для учителя – Новосибирск: Литература, 1994. 3. Берн Э. Игры, в которых играют люди. Психология человеческих отношений: Пер. с. Англ. – СПб.: Специальная литература, 1996. 4. Володченков В., Юмашев В. Выходили поиграть во двор. – М.: 1989. 5. Логинов М. И. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее – СПб.: Дельта, 1998. Минский Е. От игры к знаниям: О развитии умственных особенностей школьников в игре. Воспитание школьников, 200 6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Молодая гвардия, 1996. 7. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 199 Организация детского досуга. В помощь педагогу – экспериментатору, классному руководителю. – М.: Просвещение, 1992. 8. Петров В. А. Нулевой класс актера. – М.: Советская Россия, 1985. 9. Пидкосистый П. Н. Хайдаров Т. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М.:МПУ, 1996. 10. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Просвещение, 1981. 11. Шильгова В. П. Начнем игры. – М.: Просвещение, 1980. 12. Шмаков С. А. уроки Яковлев В. Г., Ратников В. П. Подвижные игры. – М.: Просвещение, 1989. 13. Шелянская Л.Б. Хочу на сцену!- Д. Сталкер, 1997. 12 14. Якитина А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов.- Гуманит. Учеб.метод. Пособие.-Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,2003. ПРИЛОЖЕНИЯ Таблица «Результативность учебного процесса» ________________ учебный год _____________________________________ (объединение, год обучения) № п/п I полугодие ФИО обучающегося II полугодие Теор. Практ. Теор. Практ. подготовка подготовка подготовка подготовка 1. 2. Ср. балл группы по полугодиям Ср. балл группы за год Система оценки: от 3 до 5 баллов Уровни: высокий 5 - 4,5 баллов средний 4,4 – 3,5 баллов низкий 3,4 – 3 балла Таблица входного контроля ________________ учебный год ___________________________________(объединение, год обучения) Направление ___________________________ № Показатели п/п ФИО обучающегося 1. 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 21 – 16 баллов 13 Кол –во баллов, уровень Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 - 7 баллов Таблица промежуточного контроля ________________ учебный год __________________________________(объединение, год обучения) Направление ___________________________ № Показатели п/п ФИО обучающегося 1. 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 21 – 16 баллов Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 - 7 баллов Кол –во баллов, уровень Таблица итогового контроля ________________ учебный год __________________________________(объединение, год обучения) Направление ___________________________ № Показатели п/п ФИО обучающегося 1. 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 21 – 16 баллов Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 - 7 баллов 14 Кол –во баллов, уровень Таблица Личностные результаты обучающихся ___________________________________(название объединения) Дата заполнения _______________год № п/ п ФИО обучающегос я Творческа Уровень я воспитанност активность и Коллективиз м Результаты стартовой диагностик и Результаты итоговой диагностик и 1. 2. Средний балл группы Система оценки от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 3 – 2.4 балла Средний 2.3 – 1,6 Низкий 1,5 – 1 балл Проводится два раза: стартовая – в начале 1 года обучения, итоговая - по окончании срока реализации программы 15