1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Основы фламенко» студии фламенко и современного танца «Duende» танца является программой художественной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка образовательную применения деятельность, организациями, электронного осуществляющими обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); 2 - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». Хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Кроме этого, в коллективе развиваются коммуникативные навыки, волевые качества, способность к саморазвитию. Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Обучающийся познает многообразие танца: классического, народного, современного и фламенко. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Систематическая пространственной воспринимать работа над ориентацией окружающую музыкальностью, помогает детям действительность, координацией, понять себя, свободно и лучше активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни. Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. 3 Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костномышечного аппарата, избавлению от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы, товарищества. Поэтому главная задача педагога – помочь детям проникнуть в мир музыки и танца, а не подготовить их к профессиональной сцене. Фламенко с каждым годом приобретает все большее распространение и популярность среди видов детского творчества. Он постоянно развивается, привнося все новые элементы, комбинации из различных направлений, поэтому существует разделение на «пуро» ( чистый, традиционный) стиль и фьюжн или «нуово» (осовремененный), также существует «данса эстилизада» стилизованный танец с элементами фламенко, исполняющийся на театральных сценах, в классических балетах, на эстраде. Особенность танца фламенко – достаточно сложный и необычный ритм ( компас), который требует теоретического и практического изучения. Фламенко позволяет наиболее комплексно воспитать такие необходимые для танцора качества, как: эмоциональность, координацию, музыкальный слух, силу и подвижность двигательного аппарата, ритмичность и свободу движения, что немаловажно в формировании свободной, раскрепощенной личности. Особенностью данной программы является использование элементов йоги для развития танцевальных данных, снятия напряжения после физических нагрузок, формирования стрессоустойчивости, концентрации внимания. 4 Фламенко - многокультурен и ярок, как и сама Испания, страна, чьей визитной карточкой принято считать этот танец. Задачей педагога является не только обучение танцу, его структуре и лексике, но и знакомство детей с культурой страны. Актуальность данной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей постоянно растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в раннем дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. В современном обществе всегда высока потребность в услугах танцевальнохореографических коллективов: без хореографических композиций любое культурно-массовое мероприятие, будь то концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательном, познавательном, патриотическом и т.п.). Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы. Современный обусловлен и социальный задачами заказ на художественного дополнительное образования образование детей, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественной направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. 5 В основу разрабатываемых в настоящее время образовательных стандартов второго поколения положен системно-деятельностный подход. Данная разработана с целью внедрения в практику работы студии принципов личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Суть последнего заключается в приоритете внепредметных, личностно-значимых знаний и умений над предметными знаниями. Эта деятельность направлена на развитие ключевых компетенций обучающихся: на формирование ключевых компетенций, требующих понимания выдвигаемой цели; на умение использовать адекватные ситуации средства; на создание психолого-педагогических условий для личностных достижений обучающихся. В целях развития учебно-познавательной компетенции вся система обучения детей по этой программе строится на стимулировании различными способами интереса к познавательной и оздоровительной деятельности.. Много времени уделяется развитию предметной и личностной компетенций, то есть приобретению и усвоению по этой программе разнообразных знаний по хореографическому искусству и в области сохранения и укрепления здоровья. Компетентный подход очень ярко проявляется в оценке результатов обучения, позволяющий объективно оценить уровень компетентности обучающегося, достигнутый им в результате осуществления образовательной деятельности. Опора на современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные (ИКТ), развивающие, здоровьесберегающие, исследовательские позволяют осуществить: индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его реальные природные данные; развитие интереса в области новых жанров и направлений танцевальной культуры; воспитание, в первую очередь, гармонично развитой личности, любителя и ценителя хореографического искусства в любых его проявлениях, и 6 только потом – раннюю профессиональную ориентацию и создание условий для эффективного развития детей с высоким уровнем способностей. Педагогическая целесообразность программы студии определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии. Кроме того, педагогическую программы можно отметить и целесообразность образовательной в формировании у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны. Новизна программы. Данная программа обьединяет танец фламенко и различные направления современного танца, что позволяет ребенку гармонично развиваться в освоении искусства танца, раскрыть себя в разных направлениях, обрести свой неповторимый стиль. Такой подход позволяет создать универсального танцора. Отличительной особенностью данной программы является изучение стилей танца фламенко, а также работа с предметами (кастаньеты, веер, мантон). 7 По структуре программа является ступенчатой (спиральной), в которой учебный материал представлен так, чтобы каждая ступень была основана на пройденном материале и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу «от простого к сложному». Адресат программы: дети в возрасте 7 –15 лет. Состав группы неоднороден по уровню физического и интеллектуального развития, большинство детей на начало обучения не имеют хореографической подготовки. Прием в объединение детей осуществляется на общих основаниях (без конкурсного отбора), возможен также конкурсный отбор (в случае большого количества желающих). Прием детей в группу второго и последующего годов обучения возможен на основе собеседования. Доступность программы для различных категорий детей Занятия по программе не доступны для детей с ОВЗ и детейинвалидов. Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Для этих детей предусмотрена постановка сольных номеров, участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня. Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также для детей из малообеспеченных семей, так как есть возможность приобретения танцевальной одежды и обуви в дар или бывшей в использовании. Объём программы: 1 год обучения (стартовый уровень)- 144 часа; 2 год (базовый уровень) - 216 часов; 8 3 год (базовый уровень) - 216 часов; 4 год (продвинутый уровень) - 216 часов. Срок освоения программы – 4 года. Режим занятий: В первый год обучения -2 раза в неделю по 2 академичеких часа. В последующие годы, обучение проводится 3 раза в неделю, по 2 часа. Продолжительность урока - 45 мин. Занятие состоит из 2 частей с перерывом 10 минут на проветривание. Формы организации учебного процесса: очная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Виды занятий: Занятия проходят в групповой и индивидуальной формах, а также, для облегчения усвоения материала, занятия могут проводиться по подгруппам. Кроме того, программа предусматривает следующие формы работы с детьми: 1. Занятие-тренинг (общая физическая и хореографическая подготовка). 2. Занятие-игра (знакомство с основами актерского мастерства). 3. Беседа (курсы теоретических дисциплин). 4. Репетиция. 5. Концерт. 6. Мастер-класс. 7. Практические занятия. 8. Теоретические занятия. Индивидуальные занятия включают в себя: работу с одаренными детьми, коррекционную работу, постановку танцев (солисты, малые формы, при необходимости – подгруппа детей, участвующих в определенном танце). Цель программы: создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка в процессе приобщения его к искусству хореографии фламенко. Задачи программы: 9 Образовательные: - ознакомить детей с терминологией и жанрами хореографии; - научить понимать музыкальные фразы, выразительно и легко двигаться; - ознакомить детей с основами классического, народного, современного и танца фламенко; - расширить знания по истории танца; - обучить технике и лексике танца. Развивающие: - выявить и развить природные задатки и способности детей, способствующие успеху в освоении искусства танца; - развить и укрепить опорно-двигательный аппарат, развить пластику; - развить творческие способности детей; - обучить детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. Воспитательные: - создать базу для творческого мышления детей; - развить у детей активность, коммуникабельность, самостоятельность; - сформировать общую культуру личности ребенка; - развить чувство ответственности, уважения к своим товарищам по коллективу, дисциплинированность. Планируемые результаты К концу обучения по программе дети приобретут следующие знания и умения личностные: - умение трудиться в коллективе; - танцевальные знания и навыки; - разовьют и укрепят мышцы, опорно-двигательный аппарат для развития пластики тела; - разовьют выносливость, быстроту реакции, музыкальность; метапредметные: 10 - разовьют творческое мышление, память, воображение, нестандартное мышление, умение выражать чувства; - приобретут и разовьют коммуникативные способности, активность, сообразительность; предметные: - научатся импровизировать, слышать музыкальный ритм (компас), понимать структуру танца, двигаться под музыку; - освоят элементы танца: сапатэадо, брасэо, флорэо, маркахэ; - научатся работать с предметами ( кастаньеты, мантон,веер); - сформируют представления о танцевальной культуре фламенко и ее деятелях. Условия реализации программы: 1. Хореографический кабинет, оборудованный зеркальной стенкой и станками; раздевалка. 2. Аудиоаппаратура с аудиозаписями (фонограммы). 3. Инвентарь (коврики). 4. Специальная тренировочная одежда, обувь для учащихся (балетки, туфли для фламенко, предметы в танце: веер, трость, мантон, кастаньеты). Формы аттестации/контроля Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме собеседования, педагогического наблюдения, контрольного занятия. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения и анализа выполнения учащимися упражнений. Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год (в январе) в течение всего срока обучения ребенка по дополнительной 11 общеобразовательной программе. Формы проведения: собеседование, контрольное занятие. Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, выполнения практического задания, открытого занятия, отчетного концерта. Контрольно-измерительные материалы При оценке результатов обучения детей по программе применяются таблицы «Входной контроль», «Промежуточный контроль», «Итоговый контроль» (см. приложение). Личностные и метапредметные результаты обучающихся оцениваются с использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой. В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков, полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания работать и получать новые знания и умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г. Лускановой. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 год обучения № Название п\п раздела, темы 1 Введение: беседа о танце 2 Количество часов Всего Теория Формы Практика аттестации/контроля Фронтальный устный 2 2 - Основы Педагогическое классического танца: балетная опрос, тестирование наблюдение, 40 4 36 контроль за осанка, стопы выполнением балерины упражнений, собеседование, 12 фронтальный устный опрос 3 ОФП: дыхание Педагогическое танцовщика, выворотность наблюдение, 36 4 32 контроль за выполнением упражнений, собеседование, фронтальный устный опрос 4 Азбука танца Педагогическое фламенко: флорэо наблюдение, 40 10 30 контроль за выполнением упражнений, собеседование, фронтальный устный опрос 5 Творческая 26 - 26 144 20 124 Открытое занятие деятельность Итого: 2 год обучения № Название раздела, п\п темы 1 Основы классического танца: от гранд плие до гранд батман Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/контроля Педагогическое 36 2 34 наблюдение, контроль за выполнением упражнений, 13 собеседование, фронтальный устный опрос 2 ОФП: шпагаты 36 2 34 Педагогическое наблюдение, контроль за выполнением упражнений, собеседование, фронтальный устный опрос Педагогическое 3 Азбука танца наблюдение, фламенко: контроль за маркахас, проходки, выполнением ритм, перкуссия 60 10 50 упражнений, собеседование, фронтальный устный опрос 4 Современный танец: Педагогическое основы движения наблюдение, 36 4 32 контроль за выполнением упражнений, собеседование, фронтальный устный опрос 5 Творческая деятельность 48 2 46 Концерт, открытое занятие, просмотр и анализ исполнения 14 номеров на сцене Итого: 216 20 196 3 год обучения № Название раздела, п\п темы 1 Основы классического танца: Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/контроля Педагогическое 36 2 34 позы. наблюдение, контроль за выполнением упражнений, собеседование, фронтальный устный опрос 2 ОФП: сила и 36 2 34 выносливость. Педагогическое наблюдение, контроль за выполнением упражнений, собеседование, фронтальный устный опрос Педагогическое 3 Азбука танца наблюдение, фламенко: контроль за сапатэадо выполнением 60 10 50 упражнений, собеседование, фронтальный устный опрос 15 4 Современный танец: Педагогическое уличный стиль наблюдение, 36 4 32 контроль за выполнением упражнений, собеседование, фронтальный устный опрос 5 Творческая 48 2 46 деятельность Концерт, открытое занятие, просмотр и анализ исполнения номеров на сцене Итого: 216 20 196 4 год обучения № Название раздела, п\п темы 1 Основы классического танца: Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/контроля Педагогическое 36 2 34 адажио, аллегро наблюдение, контроль за выполнением упражнений, собеседование, фронтальный устный опрос 2 ОФП: скульптура тела 36 2 34 Педагогическое наблюдение, контроль за выполнением упражнений, 16 собеседование, фронтальный устный опрос Педагогическое 3 Танец фламенко наблюдение, контроль за выполнением 60 10 50 упражнений, собеседование, фронтальный устный опрос 4 Универсальный Педагогическое танцор наблюдение, 36 4 контроль за 32 выполнением упражнений, собеседование, фронтальный устный опрос 5 Творческая 48 деятельность 2 46 Концерт, открытое занятие, просмотр и анализ исполнения номеров на сцене СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Содержание программы распределено таким образом, что в каждом учебном году воспитанники овладевают определенным минимумом хореографических знаний, умений, и навыков и решают определенные задачи для достижения основной цели. 17 Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся. 1 год обучения – стартовый уровень; 2,3 год – базовый; 4 год – продвинутый. 1 год обучения Раздел 1. «Введение: беседа о танце» Теория: знакомство, рассказ о танце (история, направления), презентация. Раздел 2. «Основы классического танца: балетная осанка, стопы балерины» Тема 2.1 «Балетная осанка» Теория: Краткий экскурс в историю классического танца. Великие танцовщики. Знаменитые спектакли. Терминология. Правила поведения в хореографическом зале. Беседа об осанке балерины. Практика: упражнения для позвоночника, рук, мышц спины, позволяющие правильно и долго держать корпус в заданном положении( por de bras) Постановка корпуса. Разминка с использованием упражнений из ритмики для освоения движения по рисункам ( построение, перестроение, сценический шаг, бег) и ориентации в пространстве ( понимание центра, точек в зале , относительно зрителя , круга, диагоналей, колонн, линий). Тема 2.1 « Стопы балерины» Теория: Беседа об анатомическом строении ноги в доступной форме, с учетом возраста детей. Обьяснение позиций ног, работы стопы, суставов, разбор упражнений для развития стопы, понятие выворотности. Практика: Выполнение упражнений для развития стопы, в партэре, у станка (стоя лицом к станку). Выполнение позиций ног, упражнения для выворотности. 18 Раздел 3. «ОФП: дыхание танцовщика, выворотность» Теория: Беседа о форме, пространстве, движении. Анатомия для детей. Беседы о здоровье, дыхании, йоге. Практика: Танцевально-тренировочные упражнения, направленные на развитие стоп, выворотности, укрепление мышц спины и рук, основанные на йоге, партерной гимнастики Б. Князева. Раздел 4. «Фламенко: азбука танца, флорэо» Теория: История фламенко, особенности танца, основные элементы, структура, стили, выдающиеся исполнители, терминология. Практика: Постановка корпуса, упражнения для рук ( брасэо), позиции рук, упражнения для кистей и пальцев (флорэо), хлопки ( пальмас), развитие ритма. Раздел 5. «Творческая деятельность» Практика: Знакомство с основами актерского мастерства, работу над постановкой концертных номеров, репетиции, выступления, показы открытых занятий. Знакомство со сценой, изучается культура поведения на сцене. 2 год обучения Раздел 1. «Основы классического танца: от гранд плие до гранд батман» Теория: exersice (разьяснение и анализ структуры и исполнения упражнений у станка, с указанием ошибок). Практика: выполнение упражнений тренажной классики (лицом к палке). Раздел 2. «Общая физическая подготовка: шпагаты» Теория: беседа о мышцах, связках, строении тазобедренного сустава, обьяснение упражнений. Практика: упражнения из йоги и партерной гимнастики позволяющие максимально раскрыть и увеличить подвижность тазобедренного сустава. Выполнение продольного и поперечного шпагата (разные уровни). Раздел 3. «Азбука танца фламенко: 19 маркахас, проходки, ритм, перкуссия» Теория: обьяснение элементов танца фламенко: маркахэ, проходок. Важность рук в танце.Ритм (компас) и перкуссия. Обсуждение ошибок в исполнении марках и проходок. Знакомство с новой терминологией. Практика: выполнение упражнений для рук в соединении с движением бедер, ног и головы, на месте и с продвижением, изучение ритма, исполнение в разных вариантах перкуссии ( пальмас). Раздел 4. «Современный танец: основы движения» Теория: история современного танца, выдающиеся танцовщики, хореографы, направления современного танца, основы, тренаж Лестэра Ортона, Марты Грэм. Практика: выполнение тренировочных упражнений на середине и в партэре. Раздел 5. «Творческая деятельность» Теория: беседа о фламенко: танце, стилях фламенко. Классификация стилей. Отличительные особенности фарруки, тангос и румбас. Практика: создание, подготовка и репетиции танцевальных номеров из пройденного материала, выступления. 3 год обучения Раздел 1. «Основы классического танца. Позы» Теория: беседа о позах классического танца, анализ выполнения, ошибок. Практика: изучение и выполнение поз классического танца, упражнений к ним подготавливающих у станка и на середине. Раздел 2. «Общая физическая подготовка» Теория: беседа о строении мышц спины, позвоночника; обьяснение выполнения силовых упражнений, их значения. Разбор ошибок. Практика: выполнение упражнений для развития и укрепления мышечного корсета, тренаж для развития выносливости. Раздел 3. «Азбука танца фламенко. Сапатэадо.» Теория: обьяснение техники дробных выстукиваний (сапатэадо), знакомство с терминологией ударов, виды ударов стопой. 20 Практика: выполнение техники сапатэадо в разных сочетаниях, на разных скоростях. Раздел 4. «Современный танец: уличный стиль» Теория: беседа об уличном направлении в современном танце (виды, элементы, история возникновения, отличительные особенности, терминология) Практика: выполнение элементов уличного танца. Раздел 5. «Творческая деятельность» Теория: беседа о стиле изучаемого танца (особенности, история, характер), структура танца, рисунок. Практика: постановка хореографического номера на основе пройденного материала, репетиции, выступления. 4 год обучения Раздел 1. «Основы классического танца: адажио, аллегро» Теория: обьяснение правильного исполнения прыжков (аллегро) и медленных силовых упражнений в позах на середине (адажио). Ошибки, техника безопасности. Практика: выполнение упражнений на середине, прыжки, силовые упражнения в позах. Раздел 2. «Общая физическая подготовка: скульптура тела» Теория: беседа о строении человека, необходимости развития мышц, используемых для танца; анализ упражнений для формирования гибкого и сильного тела, правила безопасности. Практика: выполнение упражнений из йоги и партерной гимнастики, позволяющих проработать все тело и подготовить его к исполнительскому мастерству танца. Раздел 3. «Танец фламенко» Теория: изучение «древа фламенко», разбор стилей (палос), структуры танца. Практика: выполнение элементов танца, с усложнением, работа с предметами по выбору (мантон, веер, кастаньеты, бастон). Раздел 4. «Универсальный танцор» 21 Теория: беседа о многообразии стилей современного танца, лексики, умении импровизировать, создавать свои комбинации. Практика: постановка танцевальных номеров на основе пройденного материала, репетиции, творческие проекты, импровизация, выступления. Раздел 5. «Творческая деятельность» Теория: беседа о стиле, направлении, структуре танцевального номера, особенностях исполнения, значении, содержании, лексике. Практика: подготовка танцевального номера, репетиции, показ. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 год обучения № месяц Тема занятия п/п Форма Количе Форма занятия ство контроля часов 1 сентябрь Беседа о танце Теоретическое 2 занятие Фронтальны й устный опрос 2 сентябрь Осанка балерины Теоретическое 2 занятие Фронтальны й устный опрос 3 сентябрь Упражнения для Практическое спины занятие 2 Педагогичес кое (балетная наблюдение, гимнастика) анализ выполнения упражнений 4 сентябрь Беседа о форме, Теоретическое пространстве, занятие движении. 2 Фронтальны й устный опрос Анатомия для 22 детей. 5 сентябрь Постановка Практическое корпуса занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнени 6 сентябрь Беседа о здоровье, Теоретическое дыхании, йоге занятие 2 Фронтальны й устный опрос 7-8 сентябрь Позиции рук в Практическое классическом занятие 4 Педагогичес кое танце наблюдение, анализ выполнения упражнений 9-10 октябрь Упражнения для Практическое укрепления мышц занятие 4 Педагогичес кое спины и рук на наблюдение, основе йоги анализ выполнения упражнений 11-12 октябрь Упражнения для Практическое рук(«пор дэ бра») занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 13-14 октябрь Упражнения для Практическое позвоночника на занятие 4 Педагогичес кое 23 основе йоги , наблюдение, суставной анализ гимнастики выполнения упражнений 15 октябрь Упражнения для Практическое рук («пор дэ бра») занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 16 октябрь Упражнения для Практическое укрепления мышц занятие 2 Педагогичес кое спины и рук на наблюдение, основе йоги анализ выполнения упражнений 17 ноябрь ритмика Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 18 ноябрь Ориентация в Практическое пространстве занятие 2 Педагогичес кое наблюдение 19 ноябрь Дыхательные Практическое упражнения, занятие 2 Педагогичес кое напряжение и наблюдение, расслабление анализ выполнения 24 упражнений 20 ноябрь Стопы балерины Теоретическое 2 занятие Фронтальны й устный опрос 21 ноябрь Упражнения для Практическое формирования занятие 2 Педагогичес кое подьема и наблюдение, выворотности анализ стопы из йоги выполнения упражнений 22-24 ноябрь Упражнения для Практическое развития стопы занятие 6 Педагогичес кое («батман тандю») наблюдение, анализ выполнения упражнений 25-27 декабрь Упражнения для Практическое тазбедренных занятие 6 Педагогичес кое суставов для наблюдение, развития анализ выворотности выполнения упражнений 28-30 декабрь Упражнения для Практическое укрепления мышц занятие 6 Педагогичес кое спины и рук на наблюдение, основе йоги анализ выполнения упражнений 31 декабрь Упражнения для Практическое тазбедренных занятие 2 Педагогичес кое 25 суставов для наблюдение, развития анализ выворотности выполнения упражнений 32-33 декабрь Позиции ног Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 34 январь Танец фламенко Теоретическое 2 зантие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 35 январь Позиции ног Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 36-37 январь Постановка Практическое корпуса во занятие 4 Педагогичес кое фламенко наблюдение, анализ выполнения упражнений 38 январь Позиции рук в Практическое классическом занятие 2 Педагогичес кое 26 танце наблюдение, анализ выполнения упражнений 39 февраль Упражнения для Практическое укрепления мышц занятие 2 Педагогичес кое спины и рук на наблюдение, основе йоги анализ выполнения упражнений 40 феврааль Позиции рук во Теоретическое фламенко занятие 2 Фронтальны й устный опрос 41-43 февраль Упражнения для Практическое рук (брасэо), занятие 6 Педагогичес кое позиции рук наблюдение, анализ выполнения упражнений 44 февраль Дыхательные Практическое упражнения, занятие 2 Педагогичес кое напряжение и наблюдение, расслабление анализ выполнения упражнений 45-47 февраль Упражнения для спины( балетная гимнастика) Практическое занятие 6 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения 27 упражнений 48 март Техника флорэо. Выдающиеся Теоретическое 2 занятие й устный танцовщицы. 49 март флорэо Фронтальны опрос Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 50 март Плие, рэлевэ Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 51 март Упражнения для Практическое укрепления мышц занятие 2 Педагогичес кое спины и рук на наблюдение, основе йоги анализ выполнения упражнений 52-53 март Перкуссия Теоретическое 4 занятие Фронтальны й устный опрос 54-56 март Пальмас, развитие Практическое ритма занятие 6 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения 28 упражнений 57 апрель Комбинация плие Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 58 апрель Комбинация Практическое батман тандю занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 59 апрель поклон Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 60-64 апрель Репетиция Практическое открытого урока занятие 10 Педагогичес кое по основам наблюдение, классического анализ танца выполнения упражнений 65-66 май Комбинация Практическое брасэо на 64 такта занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения 29 упражнений 67-69 май Комбинация Практическое пальмас на занятие 6 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 70 май Репетиция Практическое открытого урока занятие 2 Педагогичес кое фламенко наблюдение, анализ выполнения упражнений 71 май Открытый урок по Контрольное основам занятие 2 Педагогичес кое классического наблюдение, танца анализ выполнения упражнений 72 май Открытый урок по Контрольное фламенко занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений Итого: 144 2 год обучения № п/п месяц Тема занятия Форма Количе Форма занятия ство контроля 30 часов 1 сентябрь Exersice Теоретическое (упражнения у занятие 2 й устный станка) 2 сентябрь плие Фронтальны опрос Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 3 сентябрь Беседа о мышцах, Теоретическое связках, строении занятие 2 Фронтальны й устный тазобедренного опрос сустава, обьяснение упражнений 4-5 сентябрь Батман тандю Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 6 7-8 сентябрь сентябрь Упражнения на 2 Фронтальны основе йоги для й устный раскрытия бедер опрос Батман тандю жетэ Практическое занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения 31 упражнений 9-10 сентябрь Упражнения для Практическое развития занятие 4 Педагогичес кое подвижности в наблюдение, тазобедренных анализ суставах выполнения упражнений 11 сентябрь Ронд дэ жамб Практическое партэр занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 12-13 октябрь Комбинация Практическое упражнений на занятие 4 Педагогичес кое полу для растяжки наблюдение, задней анализ поверхности бедра выполнения упражнений 14-15 октябрь Батман фондю Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 16 октябрь Упражнения для Практическое стоп занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения 32 упражнений 17-18 октябрь Ронд анлер Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 19-20 октябрь Упражнения для Практическое продольного занятие 4 Педагогичес кое шпагата на основе наблюдение, йоги , суставной анализ гимнастики выполнения упражнений 21-22 октябрь Батман фраппэ Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 23 октябрь Упражнения для Практическое укрепления и занятие 2 Педагогичес кое растяжки мышц наблюдение, ног на основе йоги анализ выполнения упражнений 24 ноябрь Упражнения для Практическое голени занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения 33 упражнений 25 ноябрь Адажио: рэлевэ Практическое лян занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 26-27 ноябрь Упражнения для Практическое поперечного занятие 4 Педагогичес кое шпагата наблюдение, анализ выполнения упражнений 28 ноябрь Гранд батман Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение 29 ноябрь Дыхательные Практическое упражнения, занятие 2 Педагогичес кое напряжение и наблюдение, расслабление анализ выполнения упражнений 30-31 ноябрь Аллегро: прыжки Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 32-33 ноябрь Упражнения для Практическое формирования занятие 4 Педагогичес кое 34 подьема и наблюдение, выворотности анализ стопы из йоги выполнения упражнений 34 ноябрь Репетиция Практическое открытого урока занятие 2 Педагогичес кое по ОФП наблюдение, анализ выполнения упражнений 35 ноябрь Открытый урок Практическое по ОФП занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 36 декабрь Обьяснение Теоретическое элементов танца занятие 2 Фронтальны й устный фламенко: опрос Маркахэ 37-39 декабрь Упражнения для Практическое рук (брасэо и занятие 6 Педагогичес кое флорэо) в наблюдение, оединении с анализ движениями выполнения корпуса, ног и упражнений головы 40 декабрь Обьяснение Теоретическое проходок занятие 2 Фронтальны й устный опрос 35 41-42 декабрь шаги, проходки Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 43 декабрь Ритм (компас) Теоретическое 2 занятие Фронтальны й устный опрос Компас фламенко 44 декабрь Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 45 декабрь Перкуссия : Теоретическое пальмас занятие 2 Фронтальны й устный опрос 46 декабрь Пальмас Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 47 декабрь Перкуссия : кахон, Теоретическое кастаньеты, питос. 2 занятие й устный Халео. 48 январь опрос Упражнения для Практическое пальцев, ладоней, занятие пальмас, питос Фронтальны 2 Педагогичес кое наблюдение, 36 анализ выполнения упражнений 49-50 январь Комбинация Практическое марках, пальмас и занятие 4 Педагогичес кое шагов наблюдение, анализ выполнения упражнений 51-53 январь Шаги тангос Практическое 6 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 54-55 январь Варианты Практическое проходок занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 57-59 февраль Комбинация на Практическое основе стиля занятие 6 Педагогичес кое румбас наблюдение, анализ выполнения упражнений 60-62 февраль Па дэ баск Практическое занятие 6 Педагогичес кое наблюдение, 37 анализ выполнения упражнений 63-65 февраль Шаг севильяны Практическое 6 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 66 февраль пасада Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 67 февраль История Теоретическое современного занятие 2 Фронтальны й устный танца, опрос направления, Выдающиеся танцовщики. 68 февраль Позиции ног Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 69 март Основы Теоретическое движения в занятие современном 2 Фронтальны й устный опрос 38 танце: Техника Л. Ортона, Марты Грэмм 70-71 март Упражнения для Практическое спины, мышц занятие 4 Педагогичес кое живота: наблюдение, контракция, релиз анализ выполнения упражнений 72-73 март Керв, ролл даун, Практическое ролл ап занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 74-75 март Упражнения для Практическое укрепления мышц занятие 4 Педагогичес кое спины и рук: наблюдение, Флэт бэк анализ выполнения упражнений 76-77 март Волны, Практическое раскачивание занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 78-79 март Позиции рук Практическое занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, 39 анализ выполнения упражнений 80-82 апрель Силовые Практическое упражнения занятие 6 Педагогичес кое Марты Грэмм в наблюдение, партэре анализ выполнения упражнений 83-84 апрель Повороты ( пэнсил Практическое тур) занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 85 апрель Беседа о стилях Теоретическое фламенко занятие 2 Фронтальны й устный опрос 86-90 апрель Подготовка Практическое танцевального занятие 10 Педагогичес кое номера фламенко наблюдение, анализ выполнения упражнений 91-104 май Подготовка Практическое танцевального занятие номера фламенко 28 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 40 105-107 май репетиция Практическое 6 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 108 май Открытый урок Контрольное 2 занятие Педагогическ ое наблюдение, анализ выполнения упражнений, танцевальных комбинаций Итого: 216 3 год обучения № месяц Тема занятия п/п Форма Количе Форма занятия ство контроля часов 1 сентябрь Основы Теоретическое классического занятие 2 й устный танца. Позы 2 сентябрь Фронтальны опрос плие Практическое на середине зала занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 3 сентябрь Сила и Теоретическое выносливость занятие 2 Фронтальны й устный 41 опрос 4-5 сентябрь Батман тандю Практическое (середина) занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 6 сентябрь Упражнения на 2 Фронтальны основе йоги для й устный укрепления мышц опрос спины 7-8 сентябрь Батман тандю жетэ Практическое (середина) 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнени 9-10 сентябрь Упражнения Практическое для развития занятие 4 Педагогичес кое координации наблюдение, анализ выполнения упражнений 11 сентябрь Ронд дэ жамб Практическое партэр, антурнан занятие 4 Педагогичес кое (середина) наблюдение, анализ выполнения упражнений 12-13 октябрь Комбинация Практическое 4 Педагогичес 42 упражнений на занятие кое полу наблюдение, анализ выполнения упражнений 14-15 октябрь Батман фондю, Практическое Ронд анлер, батман занятие 4 Педагогичес кое фраппэ наблюдение, анализ выполнения упражнений 16 октябрь Упражнения для Практическое стоп занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 17-18 октябрь Тэм лие Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 19-20 октябрь Упражнения для Практическое продольного занятие 4 Педагогичес кое шпагата на основе наблюдение, йоги, суставной анализ гимнастики выполнения упражнений 21-22 октябрь Тан лие Практическое 4 Педагогичес 43 занятие кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 23 октябрь Упражнения для Практическое укрепления и занятие 2 Педагогичес кое растяжки мышц наблюдение, ног на основе йоги анализ выполнения упражнений 24 ноябрь Упражнения для Практическое голени занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 25 ноябрь Эффасэ, Практическое круазе занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 26-27 ноябрь Упражнения Практическое для укрепления занятие 4 Педагогичес кое боковых мышц и наблюдение, персса анализ выполнения упражнений 28 ноябрь Гранд батман, Практическое 2 Педагогичес 44 аллегро занятие кое ( середина) 29 ноябрь наблюдение Дыхательные Практическое упражнения, занятие 2 Педагогичес кое напряжение и наблюдение, расслабление анализ выполнения упражнений 30-31 ноябрь Адажио Практическое в позах занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 32-33 ноябрь Упражнения для Практическое формирования занятие 4 Педагогичес кое подьема и наблюдение, выворотности анализ стопы из йоги выполнения упражнений 34 ноябрь Репетиция Практическое открытого урока занятие 2 Педагогичес кое по ОФП наблюдение, анализ выполнения упражнений 35 ноябрь Открытый урок Практическое по ОФП занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ 45 выполнения упражнений 36 декабрь Сапатэадо Теоретическое 2 занятие Фронтальны й устный опрос 37-39 декабрь гольпэ Практическое 6 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 40 декабрь эскабилья Теоретическое 2 занятие Фронтальны й устный опрос 41-42 декабрь Планта, такон Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 43 декабрь Ритмический Теоретическое рисунок занятие 2 Фронтальны й устный опрос Пунта 44 декабрь Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 45 декабрь Тьемпо, Теоретическое 2 Фронтальны 46 контртьемпо занятие й устный опрос 46 декабрь латиго Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 47 декабрь Структура танца, Теоретическое Виды эскабильи в занятие 2 й устный разных стилях 48 январь Фронтальны опрос Упражнения Практическое для развития занятие 2 Педагогичес кое силы и скорости наблюдение, удара анализ выполнения упражнений 49-50 январь Комбинации Практическое Дробных занятие 4 Педагогичес кое выстукиваний наблюдение, анализ выполнения упражнений 51-53 январь Шаги, Практическое в сочетании с занятие 6 Педагогичес кое дробью и наблюдение, поворотами анализ выполнения упражнений 54-55 январь Варианты Практическое 4 Педагогичес 47 Дробей с занятие кое продвижением наблюдение, анализ выполнения упражнений 57-59 февраль Комбинация на Практическое основе стиля занятие 6 Педагогичес кое тангос наблюдение, анализ выполнения упражнений 60-62 февраль Комбинации, Практическое в сочетании с занятие 6 Педагогичес кое хлопками наблюдение, ( пальмас) анализ выполнения упражнений 63-65 февраль Техника Практическое сапатэадо занятие 6 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 66 февраль Сапатэадо с Практическое добавлением занятие 2 Педагогичес кое движений руками наблюдение, анализ выполнения упражнений 67 февраль Направление Теоретическое 2 Фронтальны 48 современного занятие й устный танца: уличный опрос стиль 68 февраль Грув Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 69 март Хип-хоп Теоретическое 2 занятие Фронтальны й устный опрос 70-71 март кик Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 72-73 март кроссы Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 74-75 март V-позиция Практическое занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 49 76-77 март краб Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 78-79 март чарльстон Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 80-82 апрель Ранинг мэн Практическое 6 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 83-84 апрель Повороты, прыжки Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 85 апрель Беседа о стилях Теоретическое фламенко занятие 2 Фронтальны й устный опрос 86-90 апрель Подготовка Практическое танцевального занятие номера фламенко 10 Педагогичес кое наблюдение, 50 анализ выполнения упражнений 91-104 май Подготовка Практическое танцевального занятие 28 Педагогичес кое номера фламенко наблюдение, анализ выполнения упражнений 105-107 май репетиция Практическое 6 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 108 май Открытый урок Контрольное 2 занятие Педагогическ ое наблюдение, анализ выполнения упражнений, танцевальных комбинаций Итого: 216 4 год обучения № месяц Тема занятия п/п Форма Количе Форма занятия ство контроля часов 1 сентябрь Основы Теоретическое 2 Фронтальны 51 классического занятие й устный танца: адажио, опрос аллегро 2 сентябрь Партэрная Практическое гимнастика занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 3 сентябрь Скульптура тела Теоретическое 2 занятие Фронтальны й устный опрос 4-5 сентябрь плие, Практическое батман тандю занятие 4 Педагогичес кое с усложнением наблюдение, (середина) анализ выполнения упражнений 6 сентябрь Упражнения на Практическое основе йоги для занятие 2 Фронтальны й устный укрепления мышц опрос спины 7-8 сентябрь Батман тандю Практическое жетэ, с занятие 4 Педагогичес кое усложнением наблюдение, (середина) анализ выполнения упражнени 9-10 сентябрь Упражнения Практическое для развития занятие 4 Педагогичес кое 52 координации наблюдение, и скорости анализ выполнения упражнений 11 сентябрь Ронд дэ жамб Практическое партэр, антурнан, с занятие 4 Педагогичес кое усложнением наблюдение, анализ (середина) выполнения упражнений 12-13 октябрь Партэрная Практическое гимнастика занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 14-15 октябрь Батман фондю, Практическое Ронд анлер, батман занятие 4 Педагогичес кое фраппэ наблюдение, анализ выполнения упражнений 16 октябрь Упражнения для Практическое стоп, голени занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 17-18 октябрь Тан лие, адажио Практическое занятие 4 Педагогичес кое 53 наблюдение, анализ выполнения упражнений 19-20 октябрь Упражнения Практическое основе йоги , занятие 4 Педагогичес кое суставной наблюдение, гимнастики анализ выполнения упражнений 21-22 октябрь девлопэ Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 23 октябрь Упражнения для Практическое укрепления и занятие 2 Педагогичес кое растяжки мышц наблюдение, ног на основе йоги анализ выполнения упражнений 24 ноябрь Упражнения для Практическое голени занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 25 ноябрь Эффасэ, Практическое Круазе, арабэск, занятие 2 Педагогичес кое 54 антурнан наблюдение, анализ выполнения упражнений 26-27 ноябрь Упражнения Практическое для укрепления занятие 4 Педагогичес кое боковых мышц и наблюдение, персса анализ выполнения упражнений 28 ноябрь Гранд батман, Практическое Аллегро занятие 2 кое ( прыжки) 29 ноябрь Педагогичес наблюдение Упражнения на Практическое рвстяжку и занятие 2 Педагогичес кое расслабление наблюдение, анализ выполнения упражнений 30-31 ноябрь Адажио Практическое в позах занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 32-33 ноябрь Партэрная Практическое гимнастика занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения 55 упражнений 34 ноябрь Репетиция Практическое открытого урока занятие 2 Педагогичес кое по ОФП наблюдение, анализ выполнения упражнений 35 ноябрь Открытый урок Практическое по ОФП занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 36 декабрь Танец фламенко: Теоретическое История, занятие 2 й устный терминология. 37-39 декабрь повороты Фронтальны опрос Практическое 6 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 40 декабрь Древо фламенко Теоретическое 2 занятие Фронтальны й устный опрос 41-42 декабрь Варианты марках Практическое занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ 56 выполнения упражнений 43 декабрь Компас Теоретическое амальгамма занятие 2 Фронтальны й устный опрос Шаг аллегриас 44 декабрь Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 45 декабрь Предметы в танце Теоретическое 2 занятие Фронтальны й устный опрос 46 декабрь Шаги с Практическое движениями рук занятие 2 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 47 декабрь Энтрада Теоретическое 2 занятие Фронтальны й устный опрос 48 январь работа с веером Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 49-50 январь Комбинации Практическое 4 Педагогичес 57 Дробных занятие кое выстукиваний наблюдение, с веером анализ выполнения упражнений 51-53 январь Работа с мантоном Практическое 6 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 54-55 январь Комбинация дроби Практическое и мантона занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 57-59 февраль Комбинация на Практическое основе стиля занятие 6 Педагогичес кое аллегриас наблюдение, анализ выполнения упражнений 60-62 февраль Комбинации, Практическое в сочетании с занятие 6 Педагогичес кое поворотами наблюдение, анализ выполнения упражнений 63-65 февраль Практическое 6 Педагогичес 58 чафлан занятие кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 66 февраль дэсплантэ Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 67 февраль Стили Теоретическое современного занятие 2 Фронтальны й устный танца, лексика. опрос Импровизация. 68 февраль 4 позиция Практическое 2 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 69 март изоляция Теоретическое 2 занятие Фронтальны й устный опрос 70-71 март повороты Практическое занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 59 72-73 март кроссы Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 74-75 март свинги Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 76-77 март тильт Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 78-79 март Экзерсис на Практическое середине занятие 4 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 80-82 апрель хинч Практическое занятие 6 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 60 83-84 апрель Падение, лифт Практическое 4 занятие Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 85 апрель Беседа о стилях Теоретическое фламенко занятие 2 Фронтальны й устный опрос 86-90 апрель Подготовка Практическое танцевального занятие 10 Педагогичес кое номера фламенко наблюдение, анализ выполнения упражнений 91- май 104 Подготовка Практическое танцевального занятие 28 Педагогичес кое номера фламенко наблюдение, анализ выполнения упражнений 105- май репетиция Практическое 6 занятие 107 Педагогичес кое наблюдение, анализ выполнения упражнений 108 май Открытый урок Контрольное занятие 2 Педагогическ ое наблюдение, 61 анализ выполнения упражнений, танцевальных комбинаций Итого: 216 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: Учитывая специфику данного направления творческой деятельности возможно применение следующих методов и приемов: словесные методы (объяснение, беседа, постановка мотивации, установление требований, поощрения); практические методы (упражнения, репетиции); наглядные методы (показ движений педагогом, просмотр видеозаписей, фотографий, иллюстраций, выступлений различных танцевальных коллективов); игровые методы (игры на развитие внимания, памяти, глазомера, координации, воображения); метод целостного разучивания – движение разучивается целиком в замедленном темпе. Применяется при разучивании простых движений или движений, которые невозможно разложить на отдельные части; метод пошагового разучивания – движение при разучивании разбивается на отдельные части, которые затем соединяются в одно целое; прием использования минимума танцевальных элементов при максимуме их всевозможных сочетаний. Дидактический материал: наглядный материал (рисунки, таблицы с основными позициями рук и ног, фотографии), различные справочные материалы по искусству, хореографии. 62 Технологии обучения: В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения: -Здоровьесберегающие технологии Направлены на создание у детей положительной эмоциональной настроенности на занятие. На занятии, физическая нагрузка применяется с чередованием силовых упражнений и расслабляющих. В разминке используются элементы йоги. -Игровые технологии Применяются в первый год обучения. Являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся на творческопоисковом уровне. Занимательность игры положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, своим телом, эмоциями, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др. -Технологии личностно-ориентированного обучения Каждому ученику отводится необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям. Наиболее способные ученики исполняют более сложные элементы в танце, учат сольные танцы. Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность обучающемуся работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. 63 Общая методика работы На занятиях первого года обучения большое количество времени уделяется постановке корпуса, упражнениям для рук и спины. Для разминки используются упражнения из ритмики. Ритмика -является основным предметом в группе первого года обучения, включает в себя пространственной развитие музыкально-ритмической ориентации. Ритмическое выразительности, воспитание проходит непосредственно на элементах танцевальных движений в процессе урока по хореографии. Включает : построение, перестроение, сценический шаг, бег, ориентация в пространстве (центр, точки в зале , относительно зрителя ,понятие круга, диагонали, колонны, линии. На протяжении 4-х годичного обучения, большая часть времени уделяется развитию тела с помощью тренажной классики и общей физической подготовки. Изучаемые и выполняемые элементы каждый год усложняются. Фламенко является профилирующим предметом программы, так как его изучение и исполнение является целью создания студии. Предполагает изучение богатства хореографической лексики фламенко, его стилей, структуры танца, ритма, работы с предметами. Дети получают теоретические знания и практические навыки этого танцевального жанра. ЛИТЕРАТУРА 1. Балет. Уроки: Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе. – М., 2003. 2. Барышникова Т. Азбука хореографии – М.: Айрис пресс, 2001. 3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. 4. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М.: Издательство «Гном иД», 2004. 5. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. М., Издательство «Новое слово», 2004. 64 6. Звездочкин В.А. Классический танец. Учебное пособие для студентов средних и высших учебных заведений искусств и культуры. – Ростов-наДону: «Феникс», 2003. 7. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. – Л.: Искусство, 1972. 8. Костровицкая В.С. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1976 9. Мориц В.Э., Тарасов Н.И., Чекрыгин А.И. Методика классического тренажа. – СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. – 384с.: ил. 10. Никитин В. Модерн-джаз танец: методика преподавания – М.,2002 - («Я вхожу в мир искусств»; №12). 11. Никитин В. Модерн-джаз танец: начало обучения – М.,1998 – («Я вхожу в мир искусств»; №4). 12. Никитин В. Модерн-джаз танец: продолжение обучения – М.,2001 - («Я вхожу в мир искусств»; №4). 13. Образовательные программы по эстетическому воспитанию детей – М.,2000 – («Я вхожу в мир искусств»; № 9). 14. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для учреждений среднего професс. образования. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. 15.Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для учреждений среднего професс. образования. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. 16.Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. – СПб.: «Музыкльная палитра», 2006. 17. Кларамунт, А.П. Искусство танца фламенко / А.П. Кларамунт. – М., 1984 18.Лопухов, А.В. Основы характерного танца / А.В. Лопухов. - СПб., 2007. 19.Пуиг, К.А. Искусство танца фламенко / К.А. Пуиг, Ф. Альбайсин. - М.: Искусство, 2008. - 183 c. 20.Шевлюга, С. Самоучитель испанских и цыганских танцев. Фламенко / С. Шевлюга. - Ростов на/Д: Феникс, 2005. 65 21.Петров, Н. Сущность искусства танца / Н. Петров. — М., 1998. 22.http://ru.wikipedia.org/wiki/Фламенко 23.Медведенко, А. Электрический ток фламенко /А.Медведенко // Эхо планеты. 1997. № 13., С. 27-30. ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица «Входной контроль»/«Промежуточный контроль»/«Итоговый контроль» № п/п Фамилия, имя обучающегося Практические навыки Теоретические знания Мотивация Воспитанность 1 Оценивание проводится по 3-х балльной шкале: 1 бал – низкий уровень; 2 бал – средний уровень; 3 бал – высокий уровень. 66