1
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука творчества»
является
программой
социально-гуманитарной
направленности,
она
разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами
Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации
от 5 мая 2018 г. № 298Н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации
по реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного
обучения и
дистанционных
образовательных технологий»);
2
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
Актуальность программы
В современном обществе повысился статус интеллекта, логического
мышления, научных знаний, при этом эмоционально-духовная, чувственная
сфера ребенка отодвинулась на второй план. А одной из важнейших задач
воспитания является формирование у школьников духовности и культуры,
инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в
обществе. Актуальность программы заключается в приобретении опыта
коллективного воздействия и взаимодействия, одновременно с осознанием и
оцениванием себя как личности, как индивидуальности, способной к
творческой самореализации и самоанализу.
Педагогическая целесообразность. Вторым важнейшим условием для
развития личности обучающегося является его собственная практика,
действование в этом мире и как высшая ступень этого действования –
творческое преображение окружающего мира.
Создание театрализованного представления или культурно-досуговой
программы – результат творческих усилий обучающихся. С первых шагов
ребята учатся находить главное, постигать смысл, чувствовать ради чего
ставится программа. Творческая работа на сцене развивает образное
мышление, обогащает внутренний мир детей.
Новизна данной программы заключается в режиме сотрудничества и
демократического стиля общения, что позволяет создать личностнозначимый для каждого обучающегося индивидуальный или коллективный
духовный продукт (в виде театрализованного представления).
.
3
Адресат. По программе «Азбука творчества» могут заниматься дети 718 лет. Занятия строятся с учетом возрастных и психологических
особенностей детей и подростков, уровня притязаний, уровня одаренности.
Доступность программы для различных категорий обучающихся
Программа может быть адаптирована и использована для работы с
одаренными детьми; с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации; для проживающих в отдаленной сельской местности, для
отдельных групп детей с ОВЗ.
Объем программы: 144 часа
Формы организации образовательного процесса
Программа предусматривает очную форму организации учебного процесса.
Виды занятий
- беседа
- конкурс
- творческая работа
- репетиция
- экскурсия
- самостоятельная работа
- выступление
Срок освоения программы: 1год
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Цель, задачи программы
Целью программы является развитие творческих способностей ребенка
посредством сценического искусства;
Достигая поставленную цель, решаются следующие задачи:
1) образовательные (предметные) задачи:
- сформировать опорные знания об основных позициях сценической работы;
- обучить навыкам работы с текстом;
- освоить комплексные подготовительные упражнения;
- активизировать творческие способности обучающихся;
4
- развивать умение держаться на сцене.
2) развивающие (метапредметные):
- привить вкус к художественно-эстетическим ценностям;
- развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка;
- привлечь его внимание к истинным нравственным ценностям, культуре
взаимоотношений с людьми и окружающим миром;
- развивать мотивацию к использованию полученных навыков в обыденной
жизни, досуге, в школьной среде;
- научить анализировать свое выступление;
-
развивать
умение
вести
беседу
и
способность
сотрудничать
с
качества:
трудолюбие,
ответственность,
окружающими.
3) воспитательные (личностные):
-
воспитывать
личностные
аккуратность, культуру поведения;
- создать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию
успеха;
- повысить уровень самооценки, социальной адаптации;
- способствовать саморазвитию обучающихся;
- формировать навыки самостоятельной работы при выполнении творческих
заданий;
- развивать способность активно включаться в досуговые мероприятия
Планируемые результаты
Предметные результаты
- соответствие теоретических знаний программным требованиям;
- понимание специальной терминологии;
- освоение практических навыков в соответствии с программными
требованиями;
- осуществление творческого подхода к заданиям.
Метапредметные результаты
- формирование художественного вкуса;
5
- умение воспринимать педагога, выполнять задания;
- умение
осуществлять деятельность в процессе освоения сценического
искусства.
Личностные результаты
- наличие мотивационной основы учебной деятельности;
- дисциплинированность, прилежание, трудолюбие;
- ориентация на понимание причин успеха;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- проявление коммуникативных навыков.
Условия реализации программы
Для
проведения
занятий
должно
быть
отведено
специальное
помещение с площадкой для ритмики и пластики, зеркалами для
самоконтроля при выполнении упражнений мимического характера и
артикуляционной гимнастики; стульями и столами для творческих работ. На
занятиях используется аудио- и видео аппаратура, раздаточный материал,
реквизит. Все это помогает создать условия для развития творческой
активности детей и реализовать свой собственный профессиональный
потенциал.
Формы аттестации/контроля
Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка
по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
опросника и педагогического наблюдения.
Текущий
контроль
осуществляется
на
каждом
занятии.
Он
проводится в форме педагогического наблюдения и анализа выполнения
творческих работ.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год (в январе). Форма
проведения: практическое задание.
6
Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
тестирования, выставки и портфолио.
Контрольно-измерительные материалы
Для
оценки
степени
освоения
ребенком
дополнительной
общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых
результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном
образовании детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
таблица входного, промежуточного, итогового контроля
Формы контроля достижений обучающихся
1.Творческие отчеты
2.Театрализованные представления
3.Открытые занятия
4.Участие в программах ДТДМ
5.Участие в городских и областных мероприятиях
6.Конкурсы
Оценочные материалы
- тестирование
- выполнение практических творческих заданий
Учебный план
№
Кол-во часов
Форма
п/п Название раздела, тема всего теория практика аттестации/контроля
1
Знакомство
2
-
2
Беседа
2
Комплексные
10
2
8
Педагогическое
упражнения
наблюдение
3
Театр и мы
16
6
10
Тестирование
4
Игротека
16
4
12
Экзамен
5
Работа со сценарием
40
4
36
Просмотр
7
6
Репетиции
44
4
40
Педагогическое
наблюдение
7
Постановка
8
-
8
Наблюдение
8
Композиция
6
2
4
Наблюдение
9
Итоговое занятие
2
-
2
Просмотр
144
22
122
Итого:
-
Содержание учебного плана
1.
Знакомство
- презентация программы
- знакомство с обучающимися
2. Комплексные упражнения
Теория. Определение понятий: массаж, артикуляционная гимнастика, речевое
дыхание, фонетическая гимнастика
Практика. Освоение массажа, артикуляционной гимнастики, речевого
дыхания, фонетической гимнастики.
Массаж
- разогрев мышц тела
- разогрев мышц лица
Артикуляционная гимнастика
- упражнения для губ
- упражнения для языка
- упражнения для нижней челюсти
Речевое дыхание
- правильная осанка
- регулировка дыхания
- озвученное дыхание
- звукопластические упражнения
Фонетическая гимнастика
- звукопластика
8
- игровой момент
3. Театр и мы
Теория: история театра, виды театра, правила поведения в театре
Практика: игра в театр, театральные игры
4. Игротека
Теория: знакомство с законами игры, классификация игр.
Практика: освоение методики проведения игр
А. Игры знакомства
- «Веселый мячик»
- «Снежный ком»
- «Отгадай, чей голосок»
- «Назови имя»
- «Прохлопай имя»
Б. Игры на внимание
- «Возьми приз»
- «15 предметов»
- «Три, тринадцать, тридцать»
- «Поехали»
В. Музыкальный момент
- «Прогулка»
- «Если весело живется»
- «Лавата»
- «Буги-вуги»
- Помогатор»
- «Чуча-чача»
- «Самолет»
- «Машина»
5. Работа со сценарием
Теория: знакомство с составляющими работы над сценарным материалом.
- работа с текстом
9
- работа над образом
- подготовка реквизита
- работа над игровым материалом
- работа с музыкальным оформлением
Практика: освоение, активизация, полученных знаний.
6. Репетиции
- индивидуальные
- групповые
- коллективные
7. Постановка
Публичные выступления
8 . Композиция
Теория: понятие «композиция»
Практика: составление композиции. Показ
8. Итоговое занятие
Творческий отчет
Календарный учебный график
№ Месяц
п/п
1
сентябрь
2
3
октябрь
ноябрь
Тема
«Знакомство»
«Комплексные
упражнения»
«Театр и мы»
«Игротека»
«Комплексные
упражнения»
«Театр и мы»
«Композиция»
«Игротека»
«Работа со
сценарием»
«Работа со
сценарием»
«Репетиция»
«Постановка»
Форма
занятий
Беседа
Практическое
занятие
Беседа
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Урок-игра
Объяснение
Марафон
Урокобъяснение
Кол-во
часов
2
4
Форма
контроля
Беседа
Наблюдение
4
2
Беседа
Наблюдение
2
Наблюдение
4
4
4
Наблюдение
Беседа
Конкурс
6
Собеседование
Практическое 10
занятие
Практическое 6
занятие
Показ
2
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
10
4
5
декабрь
январь
«Игротека»
«Работа со
сценарием»
«Репетиции»
«Постановка»
«Комплексные
упражнения»
«Театр и мы»
«Игротека»
Композиция
6
7
февраль
март
8
апрель
9
май
«Комплексные
упражнения»
«Работа со
сценарием»
«Репетиция»
«Репетиция»
«Постановка»
«Игротека»
«Работа со
сценарием»
«Репетиция»
«Постановка»
Практика
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Показ
Тренинг
4
Конкурс
Наблюдение
4
8
Наблюдение
2
2
Наблюдение
Наблюдение
Игра
Уроккопилка
Практ.
занятие
Тренинг
4
2
Тестирование
Экзамен
4
2
Наблюдение
Творческая
8
работа
Практическая 6
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Показ
Экзамен
Творческая
работа
Практика
Показ
4
Наблюдение
2
4
6
Наблюдение
Экзамен
Наблюдение
14
2
Наблюдение
Наблюдение
«Работа со
Практические 6
сценарием»
занятия
«Репетиция»
Показ
6
«Композиция»
4
Итоговое занятие
2
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Самоанализ
Методическое обеспечение
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
- Групповая форма занятий: комплексные упражнения, тренинг по речи,
актёрскому мастерству, сценическому движению, читка, игродеятельность,
массовые танцы, беседы.
11
- Индивидуально-групповая форма занятий: сценические этюды, работа с
чтецами, аниматорами, подготовка к конкурсам и выступлениям.
- Сводная форма занятия: репетиции с разновозрастными группами для
проведения совместных праздников, спектаклей.
- Индивидуальная форма занятий: работа над литературным материалом,
работа над образом.
Принципы построения программы:
- доступность
- сознательность и активность
- систематичность и последовательность
- эмоциональность
- сотрудничество - единство воспитания, образования, развития
- личностно-ориентированный подход
Технологии и методики:
На занятиях используются:
- игровые технологии,
- технологии деятельностного, личностно-ориентированного подходов,
- развивающего обучения,
- технология сотрудничества,
- интегрированного обучения,
- педагогического сопровождения,
- метод индивидуального рефлексивного воспитания,
Дидактический материал:
- Речевые игры
- Действия в условиях вымысла
- Игровое конструирование
- Театр-экспромт
- Волшебный мир эмоций
- Театр и мы
- Развитие артикуляционного аппарата. Работа со скороговорками
12
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
Входной (промежуточный, итоговый) контроль по направлению:
________________________________
Календарный учебный год: ________________________________________
Название коллектива: _____________________________________________
Программа: ______________________________________________________
Группа: _________________________________________________________
Педагог: ________________________________________________________
Дата: ___________________________________________________________
№
п/п
Фамилия, имя
обучающегося
Практические
навыки
Теоретические
знания
Мотивация
Воспитанность
1
2
(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
1- Уровень низкий
3 -Уровень средний
5 -Уровень высокий
13
Литература
Для педагога
1. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. Вып. 1. Техника актера. – М.:
ВЦХТ ( «Я вхожу в мир искусств), 2012, - 160 с.
2. Хлопушка-2015: Театрализованные представления для детей. – М.: ВЦХТ
(«Я вхожу в мир искусств»), 2015. – 160 с.
3. Савостьянов А.И.Хрестоматия по режиссуре театра. – М.: ВЦХТ («Я
вхожу в мир искусств»), 2015, 208 с.
4. Гнездилов А.В. Театр без условий: опыт режиссерской практики – М.:
ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014, - 144 с.
5. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста
массовых праздников: Учебное пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир
искусств»), 2014, - 160 с.
Для обучающихся
1. Детские частушки, шутки, прибаутки / Сост. Бахметьева Т.И., Соколова
Г.Т. – Ярославль: Академия развития, 2017.
2. Синицина Е. Умные загадки. – М.: Лист, 2009.
3.
Шмаков С.А. Ее величество – игра. – М.: Магистр, 1992
4. Лето в подарок/ сост. О.Н. Милковская; УО Национальный детский
образовательно-оздоровительный центр «Зубренок». – Зубреневка, 2013. –
416 с.
5. Заходер Б.В. Стихи и сказки. – М.: Дет. Лит.; Творческий кооп. АСТ,
2001. – 591 с.: ил.
Дополнительная
1. Антонова Л.П. Развитие речи «Уроки риторики». – Ярославль:
Академия развития, 1997.
2.Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного
произношения у младших школьников. – М.: Просвещение, 1990.
1.
Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения. – 2-ое изд.
– М.: Просвещение, 1990.
14
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1991.
3.
Михальская
А.К.
Основы
риторики.
Мысль
и
слово.
–
М.:
Просвещение,1996.
4.
Немеровский А. Пластическая выразительность актера. – М.: Гум. изд.
центр ВЛАДОС, 2001.
5.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Молодая
гвардия, 1996.
6.
Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов / Под ред. Никитина А.В. – М.: Гум. изд.
центр ВЛАДОС, 2001.
7.
Тихомирова И. Школа творческого чтения: Методическое пособие. – М.:
ВЦХТ, 2003
8.
Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / Под.
Ред. Дубровиной И.В. – М.: ТЦ Сфера, 1997.
9.
Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль:
Академия развития, 1997.
15