1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука творчества» является программой социально-гуманитарной направленности, она разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); 2 - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». Актуальность программы В современном обществе повысился статус интеллекта, логического мышления, научных знаний, при этом эмоционально-духовная, чувственная сфера ребенка отодвинулась на второй план. А одной из важнейших задач воспитания является формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Актуальность программы заключается в приобретении опыта коллективного воздействия и взаимодействия, одновременно с осознанием и оцениванием себя как личности, как индивидуальности, способной к творческой самореализации и самоанализу. Педагогическая целесообразность. Вторым важнейшим условием для развития личности обучающегося является его собственная практика, действование в этом мире и как высшая ступень этого действования – творческое преображение окружающего мира. Создание театрализованного представления или культурно-досуговой программы – результат творческих усилий обучающихся. С первых шагов ребята учатся находить главное, постигать смысл, чувствовать ради чего ставится программа. Творческая работа на сцене развивает образное мышление, обогащает внутренний мир детей. Новизна данной программы заключается в режиме сотрудничества и демократического стиля общения, что позволяет создать личностнозначимый для каждого обучающегося индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде театрализованного представления). . 3 Адресат. По программе «Азбука творчества» могут заниматься дети 718 лет. Занятия строятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей и подростков, уровня притязаний, уровня одаренности. Доступность программы для различных категорий обучающихся Программа может быть адаптирована и использована для работы с одаренными детьми; с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; для проживающих в отдаленной сельской местности, для отдельных групп детей с ОВЗ. Объем программы: 144 часа Формы организации образовательного процесса Программа предусматривает очную форму организации учебного процесса. Виды занятий - беседа - конкурс - творческая работа - репетиция - экскурсия - самостоятельная работа - выступление Срок освоения программы: 1год Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа Цель, задачи программы Целью программы является развитие творческих способностей ребенка посредством сценического искусства; Достигая поставленную цель, решаются следующие задачи: 1) образовательные (предметные) задачи: - сформировать опорные знания об основных позициях сценической работы; - обучить навыкам работы с текстом; - освоить комплексные подготовительные упражнения; - активизировать творческие способности обучающихся; 4 - развивать умение держаться на сцене. 2) развивающие (метапредметные): - привить вкус к художественно-эстетическим ценностям; - развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка; - привлечь его внимание к истинным нравственным ценностям, культуре взаимоотношений с людьми и окружающим миром; - развивать мотивацию к использованию полученных навыков в обыденной жизни, досуге, в школьной среде; - научить анализировать свое выступление; - развивать умение вести беседу и способность сотрудничать с качества: трудолюбие, ответственность, окружающими. 3) воспитательные (личностные): - воспитывать личностные аккуратность, культуру поведения; - создать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха; - повысить уровень самооценки, социальной адаптации; - способствовать саморазвитию обучающихся; - формировать навыки самостоятельной работы при выполнении творческих заданий; - развивать способность активно включаться в досуговые мероприятия Планируемые результаты Предметные результаты - соответствие теоретических знаний программным требованиям; - понимание специальной терминологии; - освоение практических навыков в соответствии с программными требованиями; - осуществление творческого подхода к заданиям. Метапредметные результаты - формирование художественного вкуса; 5 - умение воспринимать педагога, выполнять задания; - умение осуществлять деятельность в процессе освоения сценического искусства. Личностные результаты - наличие мотивационной основы учебной деятельности; - дисциплинированность, прилежание, трудолюбие; - ориентация на понимание причин успеха; - формирование навыков здорового образа жизни; - проявление коммуникативных навыков. Условия реализации программы Для проведения занятий должно быть отведено специальное помещение с площадкой для ритмики и пластики, зеркалами для самоконтроля при выполнении упражнений мимического характера и артикуляционной гимнастики; стульями и столами для творческих работ. На занятиях используется аудио- и видео аппаратура, раздаточный материал, реквизит. Все это помогает создать условия для развития творческой активности детей и реализовать свой собственный профессиональный потенциал. Формы аттестации/контроля Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме опросника и педагогического наблюдения. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения и анализа выполнения творческих работ. Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год (в январе). Форма проведения: практическое задание. 6 Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, выставки и портфолио. Контрольно-измерительные материалы Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются: матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.); таблица входного, промежуточного, итогового контроля Формы контроля достижений обучающихся 1.Творческие отчеты 2.Театрализованные представления 3.Открытые занятия 4.Участие в программах ДТДМ 5.Участие в городских и областных мероприятиях 6.Конкурсы Оценочные материалы - тестирование - выполнение практических творческих заданий Учебный план № Кол-во часов Форма п/п Название раздела, тема всего теория практика аттестации/контроля 1 Знакомство 2 - 2 Беседа 2 Комплексные 10 2 8 Педагогическое упражнения наблюдение 3 Театр и мы 16 6 10 Тестирование 4 Игротека 16 4 12 Экзамен 5 Работа со сценарием 40 4 36 Просмотр 7 6 Репетиции 44 4 40 Педагогическое наблюдение 7 Постановка 8 - 8 Наблюдение 8 Композиция 6 2 4 Наблюдение 9 Итоговое занятие 2 - 2 Просмотр 144 22 122 Итого: - Содержание учебного плана 1. Знакомство - презентация программы - знакомство с обучающимися 2. Комплексные упражнения Теория. Определение понятий: массаж, артикуляционная гимнастика, речевое дыхание, фонетическая гимнастика Практика. Освоение массажа, артикуляционной гимнастики, речевого дыхания, фонетической гимнастики. Массаж - разогрев мышц тела - разогрев мышц лица Артикуляционная гимнастика - упражнения для губ - упражнения для языка - упражнения для нижней челюсти Речевое дыхание - правильная осанка - регулировка дыхания - озвученное дыхание - звукопластические упражнения Фонетическая гимнастика - звукопластика 8 - игровой момент 3. Театр и мы Теория: история театра, виды театра, правила поведения в театре Практика: игра в театр, театральные игры 4. Игротека Теория: знакомство с законами игры, классификация игр. Практика: освоение методики проведения игр А. Игры знакомства - «Веселый мячик» - «Снежный ком» - «Отгадай, чей голосок» - «Назови имя» - «Прохлопай имя» Б. Игры на внимание - «Возьми приз» - «15 предметов» - «Три, тринадцать, тридцать» - «Поехали» В. Музыкальный момент - «Прогулка» - «Если весело живется» - «Лавата» - «Буги-вуги» - Помогатор» - «Чуча-чача» - «Самолет» - «Машина» 5. Работа со сценарием Теория: знакомство с составляющими работы над сценарным материалом. - работа с текстом 9 - работа над образом - подготовка реквизита - работа над игровым материалом - работа с музыкальным оформлением Практика: освоение, активизация, полученных знаний. 6. Репетиции - индивидуальные - групповые - коллективные 7. Постановка Публичные выступления 8 . Композиция Теория: понятие «композиция» Практика: составление композиции. Показ 8. Итоговое занятие Творческий отчет Календарный учебный график № Месяц п/п 1 сентябрь 2 3 октябрь ноябрь Тема «Знакомство» «Комплексные упражнения» «Театр и мы» «Игротека» «Комплексные упражнения» «Театр и мы» «Композиция» «Игротека» «Работа со сценарием» «Работа со сценарием» «Репетиция» «Постановка» Форма занятий Беседа Практическое занятие Беседа Практическое занятие Практическое занятие Урок-игра Объяснение Марафон Урокобъяснение Кол-во часов 2 4 Форма контроля Беседа Наблюдение 4 2 Беседа Наблюдение 2 Наблюдение 4 4 4 Наблюдение Беседа Конкурс 6 Собеседование Практическое 10 занятие Практическое 6 занятие Показ 2 Наблюдение Наблюдение Наблюдение 10 4 5 декабрь январь «Игротека» «Работа со сценарием» «Репетиции» «Постановка» «Комплексные упражнения» «Театр и мы» «Игротека» Композиция 6 7 февраль март 8 апрель 9 май «Комплексные упражнения» «Работа со сценарием» «Репетиция» «Репетиция» «Постановка» «Игротека» «Работа со сценарием» «Репетиция» «Постановка» Практика Практическое занятие Практическое занятие Показ Тренинг 4 Конкурс Наблюдение 4 8 Наблюдение 2 2 Наблюдение Наблюдение Игра Уроккопилка Практ. занятие Тренинг 4 2 Тестирование Экзамен 4 2 Наблюдение Творческая 8 работа Практическая 6 работа Наблюдение Практическая работа Показ Экзамен Творческая работа Практика Показ 4 Наблюдение 2 4 6 Наблюдение Экзамен Наблюдение 14 2 Наблюдение Наблюдение «Работа со Практические 6 сценарием» занятия «Репетиция» Показ 6 «Композиция» 4 Итоговое занятие 2 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Самоанализ Методическое обеспечение Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: - Групповая форма занятий: комплексные упражнения, тренинг по речи, актёрскому мастерству, сценическому движению, читка, игродеятельность, массовые танцы, беседы. 11 - Индивидуально-групповая форма занятий: сценические этюды, работа с чтецами, аниматорами, подготовка к конкурсам и выступлениям. - Сводная форма занятия: репетиции с разновозрастными группами для проведения совместных праздников, спектаклей. - Индивидуальная форма занятий: работа над литературным материалом, работа над образом. Принципы построения программы: - доступность - сознательность и активность - систематичность и последовательность - эмоциональность - сотрудничество - единство воспитания, образования, развития - личностно-ориентированный подход Технологии и методики: На занятиях используются: - игровые технологии, - технологии деятельностного, личностно-ориентированного подходов, - развивающего обучения, - технология сотрудничества, - интегрированного обучения, - педагогического сопровождения, - метод индивидуального рефлексивного воспитания, Дидактический материал: - Речевые игры - Действия в условиях вымысла - Игровое конструирование - Театр-экспромт - Волшебный мир эмоций - Театр и мы - Развитие артикуляционного аппарата. Работа со скороговорками 12 ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение № 1 Входной (промежуточный, итоговый) контроль по направлению: ________________________________ Календарный учебный год: ________________________________________ Название коллектива: _____________________________________________ Программа: ______________________________________________________ Группа: _________________________________________________________ Педагог: ________________________________________________________ Дата: ___________________________________________________________ № п/п Фамилия, имя обучающегося Практические навыки Теоретические знания Мотивация Воспитанность 1 2 (Оценивание проводится по 5-балльной шкале) 1- Уровень низкий 3 -Уровень средний 5 -Уровень высокий 13 Литература Для педагога 1. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. Вып. 1. Техника актера. – М.: ВЦХТ ( «Я вхожу в мир искусств), 2012, - 160 с. 2. Хлопушка-2015: Театрализованные представления для детей. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2015. – 160 с. 3. Савостьянов А.И.Хрестоматия по режиссуре театра. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2015, 208 с. 4. Гнездилов А.В. Театр без условий: опыт режиссерской практики – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014, - 144 с. 5. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников: Учебное пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014, - 160 с. Для обучающихся 1. Детские частушки, шутки, прибаутки / Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. – Ярославль: Академия развития, 2017. 2. Синицина Е. Умные загадки. – М.: Лист, 2009. 3. Шмаков С.А. Ее величество – игра. – М.: Магистр, 1992 4. Лето в подарок/ сост. О.Н. Милковская; УО Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок». – Зубреневка, 2013. – 416 с. 5. Заходер Б.В. Стихи и сказки. – М.: Дет. Лит.; Творческий кооп. АСТ, 2001. – 591 с.: ил. Дополнительная 1. Антонова Л.П. Развитие речи «Уроки риторики». – Ярославль: Академия развития, 1997. 2.Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М.: Просвещение, 1990. 1. Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения. – 2-ое изд. – М.: Просвещение, 1990. 14 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. 3. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. – М.: Просвещение,1996. 4. Немеровский А. Пластическая выразительность актера. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Молодая гвардия, 1996. 6. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. Никитина А.В. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 7. Тихомирова И. Школа творческого чтения: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ, 2003 8. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / Под. Ред. Дубровиной И.В. – М.: ТЦ Сфера, 1997. 9. Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. 15