1 I. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный график-керамист» разноуровневая, является программой художественной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». Приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим, национальным и культурным традициям в настоящее время очень важно. Народное искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает источником неиссякаемой творческой фантазии, содержит огромный потенциал для исследовательской деятельности и дает дополнительные возможности для творческой реализации детей. Данная программа ориентирована на изучение и сохранение культурного и духовного наследия Смоленщины, патриотическое и 2 эстетическое воспитание подрастающего поколения. Она является результатом исследовательской работы по теме: «Уроки народного искусства. От игрушки – к обряду» и включает разработки по материалам Смоленской глиняной и берестяной игрушки. Образцы народных игрушек всегда впечатляли детское сознание простотой и доступностью, мягкостью и сочностью колорита. Игрушка – самобытное явление материальной и духовной культуры народа. Она служит важнейшим средством связи поколений. Именно поэтому данная программа «Юный график – керамист» необходима современным детям для приобщения к народной культуре, создания детских коллекций игрушек из глины и растительных материалов. Актуальность программы Актуальным в настоящее время является повышение уровня художественного образования детей, изучение и постижение народных ремесел. Народное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя народные традиции. Востребованной стала профессия дизайнера. В программу «Юный график – керамист» включены темы, связанные с основами дизайна игрушки. Программа содержит авторские технологии по созданию графических эскизов глиняных изделий, а так же авторские разработки игрушек. Отличительные особенности программы Программа «Юный график - керамист» является разноуровневой. Практический материал разложен по уровням сложности. Реализуется 1 год на «стартовом» и «базовом» уровнях для детей 10-14 лет. Стартовый уровень предполагает минимальную сложность содержания программы, а так же универсальную доступность для детей с любым видом и типом физиологических особенностей, в том числе для детей инвалидов и детей с ОВЗ. Базовый уровень предполагает освоение материала основного содержательно – тематического направления, допускает освоение специализированных знаний. Разноуровневая программа «Юный график – керамист» предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания материала на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося. Педагогическая целесообразность программы Основу данной программы составляет система знаний, позволяющая юным мастерам овладеть образным языком декоративно – прикладного искусства, развить эстетическое восприятие, приобщиться к народной культуре. Программа объединяет находящиеся в тесном взаимодействии духовные, воспитательные и познавательные задачи с дисциплинами - историей, этнографией, экологией и открывает широкие возможности для самосовершенствования. Обучение по данной разноуровневой программе 3 способствует формированию творческих компетенций, умений и навыков, в развитии творческой индивидуальности детей. Новизна программы состоит в том, что в одной программе представлено несколько направлений видов деятельности: графика, керамика, работа с берестой, работа с лыком (волокном липы), ветками ивы. Комбинируя природные материалы, дети могут создавать совершенно новые авторские работы. Например, глиняные игрушки можно оплести берестяными полосками, создавая дополнительный декор керамике. Куклы из лыка можно украсить веточками лозы и пластами прорезной бересты. Комбинирование даёт возможность юным мастерам освоить многообразие приёмов работы с природными материалами, передать оригинальность и красоту авторских изделий. Многообразие приёмов работы в области керамики и художественной бересты раскрывает возможности разобраться как в традиционных технологиях изготовления народной игрушки, так и в современных приёмах работы. Во время реализации программы соблюдается важный принцип обучения – поддерживать в детях радость открытия нового. Тогда у них возникает состояние душевной приподнятости, чувство гордости за результаты своего труда. С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в программу включены здоровьесберегающие технологии, которые содержат физкультминутки и специальные упражнения для снятия усталости и напряжения. Адресат программы. Программа «Юный график – керамист» предназначена для работы с детьми 10 – 14 лет, имеющих разный уровень познавательных возможностей, эмоционально – волевых ощущений. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся. Программа доступна для детей с ОВЗ, детей - инвалидов, детей, проявивших выдающиеся способности, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и детей, проживающих в отдалённой сельской местности. Срок освоения программы Программа реализуется в течение одного учебного года и охватывает обучающихся от 10 до 14 лет. Объём программы: 144 часа за год, 36 учебных недель Режим учебных занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, всего 4 часа в неделю; Виды занятий Занятия по программе «Юный график – керамист» проводятся в виде: - открытого занятия; - мастер – класса; - практического занятия; 4 - творческого задания; - творческой мастерской; - конкурса; - похода; - выставки; - экскурсии. Формы организации образовательного процесса: очная, очно- заочная с применением электронного оборудования и дистанционно – образовательных технологий. Технология дистанционного обучения представлена на авторском сайте педагога Багдасарьян А. В. WWW insmolensk.ru в разделе «Дистанционное обучение». Допускается сочетание различных форм образования. II. Цель и задачи программы Цель - развитие и совершенствование творческих и интеллектуальных способностей формирующейся личности, приобщение к основам графики, керамики, декоративно - прикладного искусства, путем вовлечения учащихся в активную творческую деятельность. Задачи учебные: - дать знания по технологии работы с глиной, берестой и другими растительными материалами; - формировать профессиональный интерес к графике, керамике и другим видам декоративно – прикладного искусства; воспитательные: - формировать чувства патриотизма, гордости и ответственности за культурное наследие своей Родины; - воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность при выполнении творческих заданий; - дать знания по истории и культуре Смоленщины; развивающие: - развивать эстетический и художественный вкус, творческое мышление. Планируемые результаты Личностные результаты: - знать правила безопасности работы и личной гигиены; - уметь определять цель работы и выделение её этапов; - уметь работать в коллективе; - уметь принимать национальные ценности разных культур; - иметь навыки использования материалов и принадлежностей. Метапредметные результаты: - уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура); - уметь проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. 5 Предметные результаты: - уметь заготавливать и хранить глину; - уметь выполнять эскизы карандашом и тушью; - уметь лепить различные виды рельефов; - уметь выполнять сувениры различными способами; - лепить двух - фигурные композиции; - знать информацию по истории смоленской гончарной керамики и смоленской игрушки; - знать символику и семантику обрядовой керамики, уметь декорировать изделия с помощью различных инструментов и приспособлений; - уметь лепить игрушку в 2-3 вариантах, в том числе с внутренней камерой; - знать основные приемы изготовления объемных сосудов ручным способом; - знать специфические термины и названия гончарных изделий; - уметь анализировать качество выполненной работы; - уметь самостоятельно создавать новые оригинальные образы. Виды и формы аттестации/контроля Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме беседы, педагогического наблюдения. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, анализа выполнения творческих заданий. Промежуточный контроль осуществляется 1 раза в год в январе. Формы проведения: практическое задание, выставки творческих работ. Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме выставки творческих работ. VII. Комплекс организационно – педагогических условий Формы и методы проведения занятий Для успешной реализации программы «Юный график – керамист» применяются следующие формы организации видов деятельности учащихся: - индивидуальные (консультация, защита авторских работ, творческие задания); - групповые (мастер – класс, работа творческих групп); - коллективные (занятие, экскурсия, конференция, выставка). Выбор формы всегда зависит от содержания занятия. Основные методы проведения занятий: - словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж); - практические (упражнения, практические занятия, моделирование, поиск путей решения, воплощение задуманного); 6 - наглядные (наблюдение, иллюстрация, зарисовка). Педагогические технологии: - технология группового обучения; - технология индивидуализации обучения; - технология дифференцированного обучения; - технология личностно – ориентированного обучения; - технология разноуровневого обучения; - технология дистанционного обучения. III. Учебный план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Количество часов Название раздела, темы Вводное занятие Правила поведения в мастерской. Организация рабочего места. Инструменты и принадлежности. Безопасность труда. Творческое задание тестирование Основы графических изображений. Эскизы Работа с глиной Работа с природными материалами (берестой, лыком) Оформление выставочных работ Массовая работа в объединении Всего Теория 2 2 2 Всего: Форма аттестации/ контроля Практика Устный опрос 2 Тестировани е 38 4 34 Выставка 50 36 6 4 44 32 Выставка 8 8 8 144 24 Презентация авторских работ 8 Выставки, экскурсии, походы 120 IV. Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Правила поведения в мастерской. Материалы и принадлежности. Безопасность труда. История керамики. Знакомство с образцами изделий. Керамика, как вид декоративно – прикладного искусства. Правила поведения в мастерской. Безопасность труда. Организация рабочего места. Инструменты для работы с природными материалами. Физкультминутка. 2. Творческое задание – тест для определения уровня компетенции обучающихся (стартовая диагностика). Раздел 3. Основы графических изображений. 7 Теория: Рисунок – основа изображения. Материалы и принадлежности для графических изображений. Техника и способы графики. Работа карандашом тушью, пастелью. Передача объёма и фактуры предметов различными способами (точками, пятном, штриховками в различных направлениях, чередованием различных графических элементов). Символика и семантика орнамента в графике и керамике. Акварельная техника в графических рисунках. Практика: Стартовый уровень Зарисовки с натуры осенних листьев. Тонировка рисунка акварелью. Работа тушью. Базовый уровень Зарисовки с натуры подсолнуха, овощей и фруктов. Тонировка рисунка акварелью. Работа тушью. Эскизы панно «Осенний натюрморт» (Фрукты и бабочки) акв., тушь Эскизы панно «Солнышко» акв., тушь Наброски глиняных игрушек с натуры «Птица «Гамаюн»» Выполнение эскизов панно «Древний город» Выполнение эскизов новогодних игрушек «Дед – Мороз и ёлочка»(2-х фигурная композиция) Эскизы сувенира – символа года «Бычок» Эскизы глиняных игрушек «Барашек и козочка» (картон, пастель) Эскизы с натуры смоленской игрушки «Всадник на коне» Эскизы глиняной композиции «Совушки на древе мудрости» по мотивам работ Талашкинских мастеров Выполнение эскизов на тему: «Мартовские коты» Эскизы объёмной композиции «Смоленская берегиня» Эскизы работ на тему «Космос», фомат (А3) Рисование с натуры игрушек русских народных промыслов Эскизы панно «Осень» (Травы и цветы) акв., тушь Эскизы рельефа «Солнышко» акв., тушь Наброски глиняных игрушек с натуры «Птушки» Выполнение эскизов панно «Башня» Выполнение эскизов игрушек «Снеговичок» новогодних Эскизы сувенира – символа года «Бычок» Эскизы глиняных игрушек «Барашек» (бум.,карандаш, тушь) Эскизы с натуры смоленской игрушки «Конь» Эскизы глиняной игрушки «Совушка» по мотивам работ Талашкинских мастеров Выполнение эскизов на «Котик» Эскизы игрушки «Берегиня» тему: Эскизы работ на тему «Космос», фомат (А4) Рисование с натуры игрушек русских народных промыслов 8 Эскизы куклы «Кормилица» Эскизы работ на тему: «Богатырский конь» Эскизы смоленской игрушки «Полкан» Выполнение эскизов керамических изделий в музее туристскокраеведческого клуба «Гамаюн» ДТДМ. Эскизы копий обрядовых сосудов «Горшочек и кухлик» Эскизы куклы «Кормилица» Эскизы работ на тему: «Герои русских народных сказок. Богатыри» Эскизы смоленской игрушки «Полкан» Выполнение эскизов керамических изделий в музее туристскокраеведческого клуба «Гамаюн» ДТДМ. Эскизы копий обрядовых сосудов «Двоешки и амфора». Раздел 4. Работа с глиной. Теория: Способы и приемы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. Знакомство с понятиями «рельеф», «фактура». Рельефная керамика. Символическое значение образов игрушек. Лепка из жгутиков и пласта. Пластовая декоративная композиция. Лепка из «куска» глины способом вытягивания (народные приёмы лепки). Игрушки – «шумелки», «гремотухи», игрушки со свистком. Сувениры в жизни человека. Сушка и обжиг керамики. Работа муфельной печи. Обжиг. Техника безопасности при обжиге. Приемы оформления лепной керамики. Тонирование глиняных изделий цветными акриловыми красками, ангобами и глазурью. Знакомство с керамикой «Талашкинских мастеров». Глиняные игрушки народных промыслов России. Авторская художественная керамика. Практика: Стартовый уровень Базовый уровень Лепка простейших геометрических Лепка простейших геометрических фигур (шар, конус, куб, цилиндр) фигур, декорирование инструментами Лепка бусин различной формы Лепка бусин и подвесок – кулонов, украшенных бусинами Составление из бусин декоративного Роспись бусин солярными знаками и украшения узорами. Составление украшения. Лепка рельефов птиц Лепка объёмных фигурок птиц Лепка панно из пласта «Осенние Лепка панно из пласта «Осенний листья» натюрморт» Покрытие акриловыми красками Покрытие акриловыми красками панно «Осенние листья» панно «Осенний натюрморт» Лепка игрушек с внутренней Лепка игрушек с внутренней камерой. камерой. «Шумелки» и «гремотухи» в виде «Шумелки» и «гремотухи» в виде шара или куба фигурок птиц Изготовление панно из глиняного Изготовление панно из глиняного 9 пласта «Башня» Покрытие акрилом панно «Башня» Лепка панно «Рыбка» Лепка с натуры обрядовых сосудов. «Кувшинчик» способом спиральной лепки Лепка Смоленской «Птушки» в виде рельефа Лепка сувенира «Снеговичок» Лепка новогодней фигурки – символа года (рельеф) Изготовление новогодних сувениров, оплетение сувениров берестой Лепка из пласта рельефа - подвески «Ангел» Игрушка «Ангел» Покрытие акрилом Технологические приёмы лепки Смоленской игрушки «Лошадка» Лепка игрушки «Котик» Лепка игрушки «Котик». Завершение работы, покрытие акрилом Изготовление рельефа «Совушка» по мотивам работ Талашкинских мастеров. Рельеф «Совушка». Покрытие акрилом пласта «Древний город» Покрытие глазурью панно «Древний город» Лепка панно «Сказочные рыбы» Лепка с натуры обрядовых сосудов «Кувшинчик» на детском гончарном круге Лепка Смоленской «Птушки» с внутренней камерой Лепка сувенира «Дед – Мороз»» Лепка новогодней фигурки – символа года (объёмная фигурка) Изготовление новогодних сувениров, оплетение сувениров берестой Лепка из пласта фигурки «Ангел» на основе конуса Игрушка «Ангел» Покрытие глазурью Технологические приёмы лепки Смоленской игрушки «Всадник на коне» Лепка композиции «Мартовские коты» Лепка композиции «Мартовские коты» Завершение работы, покрытие ангобами Изготовление объёмной фигурки «Совушка» по мотивам работ Талашкинских мастеров. Игрушка «Совушка». Покрытие глазурью Лепка рельефа «Птица Гамаюн» Лепка объёмной игрушки «Птица по мотивам работ Талашкинских Гамаюн» мастеров. по мотивам работ Талашкинских мастеров. Декорирование рельефа Птица Декорирование игрушки Птица «Гамаюн» (тиснение инструментами) «Гамаюн» берестяными лентами Народные промыслы России (беседа, Народные промыслы России (беседа, видеофильм) видеофильм) Лепка романовского «Петушка» Лепка романовского «Жаворонка» Покрытие романовской игрушки Покрытие романовской игрушки акрилом цветными ангобами 10 Лепка каргопольской игрушки «Ворон» (5Х5) Лепка филимоновской игрушки «Курочка» (5х5) Способы росписи филимоновской игрушки Лепка смоленской игрушки «Лошадка»(5х5) Покрытие глазурью Смоленской игрушки «Полкан» Лепка игрушки «Смоляночка» Покрытие игрушки «Смоляночка» ангобом Лепка игрушек на тему: «Сказочные животные». Авторская керамика Лепка работ на тему: «Сказочные животные» Покрытие акриловыми красками Лепка каргопольской игрушки «Ворон» (10Х10) Лепка филимоновской игрушки «Петушок» (8х8) Способы росписи филимоновской игрушки Лепка смоленской игрушки «Полкан»(10Х8) Покрытие глазурью Смоленской игрушки «Полкан» Лепка игрушки «Кормилица с малышом» Покрытие игрушки «Кормилица с малышом» глазурью Лепка игрушек на тему: «Сказочные животные» Авторская керамика Лепка работ на тему: «Сказочные животные» Покрытие акриловыми красками Раздел 5. Работа с природными материалами. Теория: Работа с берестой. Заготовка бересты и лыка, ивовых веток. Инструменты для работы с берестой и лыком, организация рабочего места. Пластические свойства природных волокнистых материалов. Практика: Стартовый уровень Базовый уровень Изготовление по эскизу фигурных Изготовление по эскизу панно из листьев из бересты бересты «Осенний ковёр» Упражнения по выполнению Изготовление панно «Осенний тиснения на берестяных листочках ковёр» (тиснение на бересте) Плетение берестяных бусин Плетение берестяных бусин способами объёмного плетения. способами объёмного плетения Изготовление украшения. Изготовление украшения. Изготовление подвески – «Берегини» Изготовление обрядовой куклы – из лыка и бересты «Берегини» из ивы, лыка и бересты Плетение берестяной подставки Плетение берестяной подставки Изготовление игрушки «Петушок» из Изготовление 2-х фигурной лыка и бересты композиции «Петушок и курочка» из лыка и бересты Изготовление панно из бересты Изготовление панно из бересты «Осеннее солнышко» (в квадрате 6х6) «Осеннее солнышко» (в квадрате 12х12) Изготовление из бересты плетёной Изготовление из бересты плетёной коробочки коробочки 11 Раздел 6. Оформление выставочных работ. Теория: Подведение итогов работы за год. Умение составлять композицию выставки с художественным вкусом. Презентация и защита авторских работ. Составление экспозиции выставок. Раздел 7. Массовая работа в объединении. Экскурсия на выставку декоративно – прикладного искусства. Участие в коллективных мероприятиях и праздниках цикла народного календаря («Золотая осень», «Масленица»). Новогодний праздник. V. Календарный учебный график № п/п Месяц 1. Число Форма занятия Кол -во час 09 Беседа 2 2. 09 Тестиро вание 3. 09 4. Время проведения занятия Тема занятия Режим работы обучающи хся Консульта тивный режим Место проведен ия Форма контроля Вводное занятие Отдел прикладно го и техническ ого тв-ва Устный опрос 2 Творческое задание-тест ОПиТТ Собеседо вание Мастер класс 2 ОПиТТ Просмотр 09 Практич. занятие 2 Лепка простейших геометрических фигур (шар, конус, куб, цилиндр) Лепка бусин различной формы ОПиТТ Просмотр Консульта тивный режим 5. 09 Мастеркласс 2 ОПиТТ Выставк а Консульта тивный режим 6. 09 Мастеркласс 2 Составление из бусин декоративного украшения Зарисовки для панно «Осень» ОПиТТ Просмотр 7. 09 Практич. занятие 2 ОПиТТ Просмотр 8. 09 Практич. занятие 2 Работа с берестой.Способы заготовки и хранения. Изгот. фигурных листьев для панно. «Осенние листья» из бересты. Тиснение инструментами Режим персональ ной траектори и Режим групповой работы ОПиТТ Просмотр 9. 09 Практич. занятие 2 ОПиТТ Выставка 10. 10 Поход 2 Плетение оъёмных бусин из бересты. Изготовление украшений. Праздник «Золотая осень» Пос. Катынь Подведе ние итогов Режим групповой работы 11. 10 Мастеркласс 2 Плетение берестяной подставки ОПиТТ Просмот р Консульта тивный режим Интернет 12 Режим персональ ной траектори и Консульта тивный режим Режим персон. траектори и Консульта тивный режим Интернет Интенсив ный режим Интенсив ный режим 12. 10 Мастеркласс 2 Эскизы игрушек из лыка ОПиТТ Просмот р 13. 10 Практич. занятие 2 Изготовление из лыка куклы – «Берегини» ОПиТТ Просмот р 14. 10 Практич. занятие 2 Плетение берестяной коробочки ОПиТТ Просмот р 15. 10 Практич. занятие 2 Выполнение эскиза панно «Солнышко» ОПиТТ Просмот р 16. 10 Практич. занятие 2 Выполнение панно «Солнышко» ОПиТТ Просмот р 17. 10 2 Игрушки «Петушки и курочки из лыка» ОПиТТ Выставка 18. 11 Обобщаю щее занятие Практич. занятие 2 ОПиТТ Просмот р Режим групповой работы 19. 11 Практич. занятие 2 Лепка панно из пласта «Осенние листья» Оформление работ для выставки ОПиТТ Просмот р 20. 11 Мастер класс 2 ОПиТТ Выстав ка 21. 11 Занятие мастерска я 2 ОПиТТ Просмот р Режим групповой работы 22. 11 Занятие – мастерска я 2 ОПиТТ Просмот р Режим групповой работы 23. 11 2 ОПиТТ Выставка Режим групповой работы 24. 11 Занятие мастерска я Практич. занятие Лепка игрушек с внутр. камерой. «Шумелки» и «гремотухи» в виде шара или куба Выполнение эскиза для панно из глины «Башня» Изготовление панно из глиняного пласта «Башня» Покрытие акрилом панно «Башня» Режим групповой работы Режим групповой работы 2 Эскизы рельефа «Бабочка» акв., тушь ОПиТТ Просмот р 25. 11 Практич. занятие 2 Лепка рельефа «Бабочка» ОПиТТ Просмот р 26. 12 Практич. занятие 2 ОПиТТ Просмот р 27. 12 Мастер класс 2 ОПиТТ Выставка Режим групповой работы 28. 12 2 ОПиТТ Просмо тр Режим групповой работы 29. 12 Практиче ское занятие Практиче ское занятие Наброски глиняных игрушек с натуры «Птушки» Лепка сувенира «Снеговичок» Эскиз игрушки «Ангел» Эскиз игрушки «Ангел» Режим персональ ной траектори и Режим групповой работы Режим групповой работы ОПиТТ Просмо тр Интенсив ный режим 30. 12 Практиче ское занятие 2 Лепка из пласта рельефа - подвески «Ангел» Игрушка «Ангел», роспись глазурью ОПиТТ Просмо тр 31. 12 Практиче ское занятие 2 Лепка «Бычок» ОПиТТ Просмо тр Режим персональ ной траектори и Режим групповой работы 2 13 игрушки Консульта тивный режим Интернет Интенсив ный режим Интенсив ный режим Режим групповой работы Подвед ение итогов Выстав ка Интенсив ный режим ОПиТТ Просмо тр Режим групповой работы Лепка игрушки «Птушка» ОПиТТ Режим групповой работы 2 Эскиз игрушки «Петушок» ОПиТТ Просмо тр Просмо тр Мастер класс 2 ОПиТТ Просмо тр Интенсив ный режим 01 Практиче ское занятие 2 Лепка игрушки «Петушо и совушкак» Эскизы глиняной игрушки «Совушка» по мотивам работ Талашкинских мастеров ОПиТТ Просмо тр Режим группов ой работы 40. 01 Открытое занятие 2 Лепка игрушки «Совушка» ОПиТТ Интенсив ный режим 41. 02 2 ОПиТТ 42. 02 Практиче ское занятие 2 Лепка рельефа «ПтицаГамаюн» по мотивам работ Талашкинских мастеров. Декорирование рельефа Птица «Гамаюн» ангобами Просмо тр Просмо тр ОПиТТ Выстав ка Режим группов ой работы 43. 02 Творческ ая мастерска я 2 ОПиТТ Просмо тр Консульта тивный режим 44. 02 Творческ ая мастерска я 2 Выполнение эскизов игрушек на тему: «Богатыри – защитники Родины» Лепка на тему: «Богатыри» ОПиТТ Выстав ка 45. 02 Беседа 2 Народные промыслы России (беседа, видеофильм) ОПиТТ Устный опрос Режим персональ ной траектори и Консульта тивный режим Фильм на сайте (insmolens k.ru) 46. 02 Мастер- 2 Эскиз ОПиТТ Просмо Режим Изготовление новогодних сувениров Оформление работ для выставки ОПиТТ 2 Новогодний праздник ДТДМ Практиче ское занятие Мастер класс 2 Эскиз игрушки «Птушка» 2 01 Практиче ское занятие 38. 01 39. 32. 12 Мастер класс 2 33. 12 Занятие мастерска я 2 34. 12 Праздник 35. 01 36. 01 37. Открытое занятие 14 и лепка ОПиТТ Режим персональ ной траектори и Режим групповой работы Режим группов ой работы Режим группов ой работы романовского «Жаворонка» класс тр группов ой работы Покрытие романовской игрушки цветной глазурью Эскиз каргопольской игрушки «Ворон» ОПиТТ Просмо тр Режим персональ ной траектори и ОПиТТ Просмо тр 2 Лепка каргопольской игрушки «Ворон» ОПиТТ Просмо тр Режим группов ой работы Режим группов ой работы Поход 2 Лесная стоянка «Катынь» Подведе ние итогов Режим групповой работы 03 Мастеркласс 2 ОПиТТ Просмо тр 52. 03 Мастер класс 2 ОПиТТ Просмо тр Режим персональ ной траектори и Режим групповой работы 53. 03 2 ОПиТТ Просмо тр Режим групповой работы 54. 03 Практиче ское занятие Мастер класс Народный праздник «Масленица» Лепка филимоновской игрушки «Петушок» Способы росписи филимоновской игрушки Эскизы игрушек «Котики» 2 Лепка игрушек «Котики» ОПиТТ Просмо тр 55. 03 Практиче ское занятие 2 Покрытие игрушек «Котики» глазурью ОПиТТ Выстав ка 56. 03 Творческ ая мастерска я 2 Оформление работ для выставки ОПиТТ Просмо тр 57. 03 Выставка 2 Экскурсия на выставку ДПИ КВЦ им. Тенише вых Просмо тр экспози ции Режим групповой работы Режим персональ ной траектори и Режим персональ ной траектори и Режим групповой работы 58. 04 Открытое занятие 2 Эскизы на тему «Космос» ОПиТТ Просмо тр 59. 04 Обобщаю щее занятие 2 ОПиТТ Просмо тр 60. 04 Практиче ское занятие 2 ДТДМ Выставк а 61. 04 Творческ ая мастерска я 2 Лепка тематич. композиции «Космос» Выполнение эскизов обрядовых сосудов в т/к «Гамаюн» Лепка с натуры обрядовых сосудов способом спиральной лепки ОПиТТ Просмо тр 62. 04 Практиче ское занятие 2 Просмо тр Режим групповой работы 63. 04 Мастер- 2 Эскизы смол. ОПиТТ игрушки «Полкан» Лепка игрушки ОПиТТ Просмо Режим 47. 02 Творческ ая мастерска я 2 48. 02 Практиче ское занятие 2 49. 03 Мастеркласс 50. 03 51. 15 Режим персональ ной траектори и Режим групповой работы Режим персональ ной траектори и Режим групповой работы Роспись игрушки «Полкан» глазурью Выполнение декоративного панно «Рыбка» Лепка декоративного панно «Рыбка» Выполнение эскиза игрушки «Кормилица» ОПиТТ Выстав ка ОПиТТ Просмо тр групповой работы Режим персональ ной траектор. Режим групповой работы ОПиТТ Просмо тр Режим групповой работы ОПиТТ Просмо тр Режим групповой работы 2 Лепка игрушки «Кормилица» ОПиТТ Творческ ая мастерска я 2 Эскизы игрушек на тему: «Сказочные животные». Авторская керамика ОПиТТ Выстав ка Просмо тр Режим групповой работы Режим групповой работы 05 Обобщаю щее занятие 2 ОПиТТ Выставк а Режим персональ ной траектори и 71. 05 Творческ ая мастерска я 2 Лепка работ на тему: «Сказочные животные» Покрытие акрил. красками Оформление работ для выставки ОПиТТ Просмо тр 72. 05 Выставка 2 Презентация итоговой выставки ДТДМ Подведе ние итогов Режим персональ ной траектори и Режим групповой работы Всего: 144 час «Полкан» класс 64. 04 Открытое занятие 2 65. 04 Практиче ское занятие 2 66. 05 Практиче ское занятие 2 67. 05 Практиче ское занятие 2 68. 05 Мастер – класс 69. 05 70. тр VI. Перечень дидактических материалов 1. Раздаточный материал по теме: «Изготовление игрушки со свистком» 2.Раздаточный материал по теме «Глиняные рельефы» 3. Таблицы «Абашевская игрушка», «Женский образ в народной игрушке». 4.Таблица «Изготовление игрушек» («Петушок», «Козочка», «Барашек», «Котик», «Ангел». 5.Таблица «Технология изготовления изделий из глины с внутренней камерой» 6. Карточки – задания «Изготовление глиняных рельефов на темы Славянской мифологии (10 шт.). 7. Образцы эскизов «Дед Мороз», «Весёлый снеговичок», «Ангел», «Древний город», «Башни Смоленска». 8. Таблица «Изготовление куклы - Берегини». 9. Образцы детских работ. 16 Формы контроля образовательной деятельности: вводный контроль (сентябрь); промежуточный (январь); итоговая аттестация (май) по результатам обучения по программе. Осуществляется в виде тестирования и итоговой выставки. Формами контроля так же являются: наблюдение, опрос, анкетирование, творческие проекты, конкурсы. Критерии оценки итоговой работы: - способность к эстетической оценке произведения; - умение применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности; - умение организовывать и оценивать самостоятельную художественно – творческую деятельность; - определение цели деятельности, с помощью педагога и самостоятельно; - выявление и формулирование (совместно с педагогом) творческой проблемы; - определение успешности выполнения своего задания в диалоге с педагогом и самостоятельно. Оценочные материалы (диагностические методики) Таблица Входной контроль по направлению «художественному» Календарный учебный год: 2023 – 2024 Название коллектива «Детская студия ремёсел» Группа: Педагог: Дата: № п/п Фамилия, имя обучающегося Практические навыки Теоретические Мотивация знания (Оценивание проводится по 5-балльной шкале) Уровень низкий Уровень ниже среднего Уровень средний Уровень выше среднего Уровень высокий Таблица 17 Воспитанность Промежуточный контроль по направлению «художественному» Календарный учебный год: 2023 – 2024 Название коллектива «Детская студия ремёсел» Группа: Педагог: Дата: № п/п Фамилия, имя обучающегося Практические навыки Теоретические Мотивация знания (Оценивание проводится по 5-балльной шкале) Уровень низкий Уровень ниже среднего Уровень средний Уровень выше среднего Уровень высокий Материально – техническое обеспечение учебного процесса по программе «Юный график - керамист» № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21 22. (для одной группы) Наименование Количество Альбом для рисования 10 шт. Карандаш простой 10 шт. Ластик 10 шт. Стеки для глины 10 шт. Глина 150 кг Муфельная печь 1шт. Глазурь 50 кг. Тушь чёрная 10 шт. Деревянные палочки 10 шт. Деревянные подставки для работы с глиной 10 шт. Фартук рабочий Образцы народной игрушки 30 шт. Лыко (кисть мочальная) 30 шт. Акриловые краски 15 шт. Набор инструментов для работы с глиной (нож – 5 компл. резак, пробойники, струна (металлическая). Наборы фигурок для тиснения на глине 10 шт. Пороллон 1м Ёмкости для туши (крышки) 10 шт. Инструменты для работы с берестой 5 компл. Пробойники 10 шт. Береста (берестяные пласты ( 10Х20 см) 30 шт. Ткань фактурная (лен, сеточка) 10 шт. 18 Воспитанность 23. 24. 25. 26. 27. Ткань х/б (40Х40см) Целлофановые пакеты Пастель Ручной гончарный круг Ноутбук 30 шт. 10 шт. 10 шт. 2 шт. 1 шт. VIII. Литература Литература для педагога 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие., 2-е изд., переработанное. – СПб., Изд-во В. А. Михайлова 1998. 2. БаженоваА.И., Вадугина В.И. Мифы древних славян.- Саратов: Надежда 1993. 3. Бурчевский В.Н. Глину не мять – красоты не видать. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2010. 4. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке.М., Просвещение, 1986. 5. Брудная Л.И. Энциклопедия обрядов и обычаев.С.- Петербург: Респекс 1997. 6. Зеньковский В.В. Психология детства.- Екатеринбург: Деловая книга, 1995, с. 193. 7. Народное искусство. Художественные промыслы СССР.- М.,1987. 8. Науменко Г.М. Народные праздники.- М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. Литература для обучающихся 1. Ананьева Е, ЕвсееваТ. Куклы мира. – М. Аванта , 2005. 2. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – Москва, Пищевая промышленность, 1981. 3. Джекки Эткин Керамика для начинающих. Издательство АРТ – РОДНИК 2006. 4. Долорс Рос Керамика: Техника. Приёмы. Изделия. / Пер. с немецкого Ю.О.Бем.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003. 5. Журнал «Девчонки мальчишки». Школа ремёсел. 2015-16 г.г.. 6. Пронин Г.Н., Соболь В.Е. Смоленские изразцы XVI-XIX веков. – Смоленск: Свиток, 2013. 7. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла: - М.: АСТ – ПРЕСС, 1997. 19