Хочу быть художником

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Хочу быть художником» является программой художественной
направленности, разработана в соответствии с основными нормативноправовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России
от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».

2

В настоящее время
вырос интерес к детям с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Значительное место в реабилитационном
процессе отводится творческой деятельности, рассматриваемой в качестве
важнейшего условия социализации личности ребенка.
Понятие «творчество» связано с глубинными слоями человеческого сознания.
Творческая работа является источником укрепления здоровья. Она дает
чувство принадлежности к обществу, чувство ценности, возможности
самовыражения. Именно поэтому развитие творческих способностей детей с
умственными и физическими нарушениями имеет принципиальное значение.
Актуальность программы
Проблема реабилитации детей с особенностями развития приобретает
все большую актуальность. Важной задачей является создание необходимых
предпосылок для включения детей с ОВЗ в образовательную среду. Для
решения этой задачи и создана данная программа, которая помогает детям
адаптироваться в творческом коллективе обычных детей, а так же получить
знания, умения и навыки художественной деятельности.
Новизна программы. Программа «Хочу быть художником»
способствует работе по коррекции развития нетипичных детей, опираясь на
изо-терапию. Программа направлена на формирование коммуникативных
навыков, снятие эмоционального напряжения, и создание условий для
творческого самовыражения.
Педагогическая целесообразность. Данная программа способствует
выявлению и развитию творческих способностей ребят. В программе
заложена система практических знаний, умений и навыков, творческого опыта
по созданию различных эстетических образов с помощью художественных
материалов.
Программа содержит авторские технологии и приёмы работы с
художественными материалами: пастелью, тушью, восковыми и масляными
мелками в сочетании с акварелью, белой гуашью на цветном картоне.
Детское творчество имеет решающее значение для личностного развития
человека в пору его детства и является фундаментом для успешной
жизнедеятельности подрастающего поколения. Творчество - необходимое
средство восстановления психофизических функций детей. С целью
сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в программу включены
здоровьесберегающие технологии, которые содержат физкультминутки и
специальные упражнения для снятия усталости и напряжения.
Адресат программы. Программа «Хочу быть художником»
предназначена для обучающихся, имеющих разный уровень познавательных
возможностей, эмоционально-волевых ощущений, в том числе для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся. Программа «Хочу быть художником» доступна для детей с
ОВЗ, детей инвалидов, детей, проявивших выдающиеся способности, детей,
3

находящихся в сложной, жизненной ситуации и детей, проживающих в
сельской местности.
Формы организации образовательного процесса: Программа является
очной, предусматривает групповые и индивидуальные формы работы и
рассчитана на разновозрастный коллектив, в котором не делается акцент на
ограничение возможностей детей.
Виды занятий по программе «Хочу быть художником»:
- традиционное занятие;
- урок – экскурсия;
- урок – путешествие;
- урок – спектакль;
- мастер – класс;
- творческая мастерская;
- открытое занятие.
Срок освоения программы: программа реализуется в течение одного
учебного года – 36 недель и охватывает обучающихся от 8 до 12 лет.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу, всего 2 часа в неделю, 72
часа за год.
II. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческих способностей ребят путём
изучения и получения художественных навыков в живописи, графических
приёмов работы, декоративного рисования, а так же содействие максимально
возможному для каждого ребенка развитию интеллектуального потенциала.
Задачи программы:
Учебные:
- научить основам цветоведения, правилам построения композиции,
использовать в творчестве художественные материалы и принадлежности;
- научить ребят самостоятельно работать в технике живописи, графики,
декоративного рисования;
- заинтересовать ребят изобразительным искусством, добиться
осмысленного восприятия творческого процесса;
- формировать зрительский, слушательский опыт, визуальную культуру;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и внимание во время творческой работы;
- воспитывать толерантность во взаимоотношениях со сверстниками.
Развивающие:
- развивать эмоциональную восприимчивость;
- развивать образное мышление, учитывая возможности детей;
- помочь формированию коммуникативных навыков;
- развивать мелкую моторику пальцев рук (сенсомоторная координация);
- воздействовать на формирование эмоционально – волевой сферы;
- способствовать корректированию физического развития.

4

Планируемые результаты
Личностные результаты:
- способность к эстетической оценке произведения;
- умения применять полученные знания в собственной художественно –
творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
- уметь определять цель деятельности, с помощью педагога и самостоятельно;
- совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом.
Предметные результаты:
- знать правила техники безопасности и личной гигиены;
- уметь организовать рабочее место;
- понимать значения искусства в жизни человека;
- уметь различать виды и жанры в живописи;
- уметь узнавать, воспринимать некоторые произведения русских
мастеров;
- уметь компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ;
- уметь использовать художественные материалы для передачи замысла в
собственной творческой деятельности;
- знать основы цветоведения (теплые и холодные, основные и
дополнительные цвета и оттенки);
- знать виды красок и их свойства;
- уметь выполнять рисунки по памяти, по представлению, с натуры;
- уметь самостоятельно составлять композицию;
- знать основы декоративного рисования;
- уметь самостоятельно выполнять творческие работы;
- уметь анализировать и оценивать свои работы и работы своих товарищей .
Виды и формы аттестации/контроля

Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка
по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
беседы, педагогического наблюдения.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он
проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, анализа
выполнения творческих заданий.

Промежуточный контроль осуществляется 1 раза в год в январе.
Формы проведения: практическое задание, выставки творческих работ.

Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
выставки творческих работ.

5

Творческий рост обучающихся в овладении знаниями, умениями и
навыками предполагает участие ребят в городских, областных и
Международных выставках и конкурсах.
Условия реализации программы
Комплекс организационно – педагогических условий
Формы и методы проведения занятий
Для успешной реализации программы «Хочу быть художником»
применяются следующие формы организации видов деятельности учащихся:
- индивидуальные (консультация, защита авторских работ, творческие
задания);
- групповые (мастер – класс, работа творческих групп);
- коллективные (занятие, экскурсия, конференция, выставка).
Выбор формы всегда зависит от содержания занятия.
Основные методы проведения занятий:
- словесные (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж);
- практические (упражнения, практические занятия, моделирование, поиск
путей решения, воплощение задуманного);
- наглядные (наблюдение, иллюстрация, зарисовка).
Педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология личностно – ориентированного обучения;
- технология дистанционного обучения (на авторском сайте педагога
Багдасарьян А. В. ) www.insmolensk.ru в разделе «Дистанционное обучение».
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной
общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых
результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
 матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном
образовании детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
 оценочные материалы, разработанные МБУ ДО “ДТДМ” (см.
Приложения).

6

Учебный план
№
Название раздела, темы
п/п
1.
Вводное
занятие.
Организация
рабочего
места. Безопасность труда
2.
Основы изобразительной
грамоты. Цветоведение
3.
Графический рисунок и
композиция
4.
Декоративное рисование

Всего
1

Количество часов
Теория
Практика
1

Формы
аттестации/контроля
Устный опрос

5

3

2

Тестирование

4

1

3

7

1

6

Выставка
Тестирование
Выставка

15

2

13

Выставка

8

1

7

Выставка

9

1

8

Выставка

8.

Тематическое рисование.
Пейзаж
Тематическое рисование.
Портрет
Тематическое рисование.
Натюрморт
Анималистический жанр

8

1

7

Выставка

9.

Выполнение иллюстраций 5

1

4

Выставка

10.

Оформление выставочных 2
работ
Массовая работа в
4
объединении
Мероприятия по
4
развитию личности

5.
6
7.

11.
12.

Итого:

72

2
4
4

20

52

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
Организация рабочего места. Ознакомление с содержанием программы.
Материалы и принадлежности для занятий. Оборудование рабочего места:
краски, кисти, карандаши, бумага, картон, восковые и пастельные мелки.
Правила безопасности труда. Правила поведения в детской мастерской.
Здоровьесберегающие технологии.
2. Основы изобразительной грамоты. Цветоведение. Цветовой круг. Семь
цветов радуги. Волшебное превращение красок. Основные и дополнительные
цвета, теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и оттенки.
Цвет, как средство передачи настроения, состояния, выделение главного.
Акварельные упражнения – смешивание красок. Техника работы акварелью
«по- сырому» и «по- сухому». Колорит: тональное объединение различных
цветов. Хроматические и ахроматические цвета. Особенности работы
красками «гуашь».
7

3. Графический рисунок и композиция. Рисунок – основа изобразительной
деятельности. Работа простым карандашом и тушью. Разнообразие линий,
пятен, штриховки. Передача фактуры предметов с помощью различных
способов (точками, штриховкой в различных направлениях и т. д.).
Передача пространственного положения объектов. Составление композиции
на заданную тему. Выбор формата (горизонтальный, вертикальный),
цельность композиции. Секреты цветных мелков «пастель». Работа восковыми
мелками.
4. Декоративное рисование как вид декоративной живописи. Создание
декоративного образа. Стилизация природных форм. Зрительное равновесие
форм и цвета. Рисование осенних листьев. Осенняя мозаика. «Осенние травы».
Декоративный орнамент. Заставка, посвящённая Дню Защитника Отечества».
Волшебные рыбки. Сказочные узоры на окне.
5. Тематическое рисование. Пейзаж. Беседы о пейзаже. Многообразие мира
природы. Различные состояния природы. Небо и земля, деревья и листья.
Горизонтальная и вертикальная плоскость. Законы перспективы. Виды
пейзажа: городской, сельский. «Осенний лес». «Зимний город». «Снег идёт».
«Детские зимние забавы». «Пришла весна». «Сады цветут».
6. Тематическое рисование. Портрет. Портрет в живописи и графике.
Виды портретов (индивидуальный, групповой, семейный, тематический,
парадный, автопортрет). Внешняя и внутренняя красота человека. «Моя мама
самая красивая». «Моя семья». «Портрет моего друга». «Богатыри –
Защитники Древней Руси». «Мы помним героев Войны».
7. Тематическое рисование. Натюрморт. Изображение предметов на
плоскости. Композиция натюрморта, формат листа. Предметы натюрморта.
«Лукошко с грибами». Волшебные дары осени. Осенний натюрморт.
Натюрморт с сосновой веткой. Изображение первоцветов (подснежники).
«Букет сирени»
8. Анималистический жанр. Изображение животных и птиц. Животные в
жизни людей. Домашние и дикие животные. Экзотические животные.
Схематическое изображение животных и птиц. Алгоритм построения фигурок
животных и птиц на плоскости. «Птицы улетают на юг». «Звери готовятся к
зиме».
«Любимые домашние животные». «Лесные обитатели зимой».
«Прилёт птиц».
9. Выполнение иллюстраций. Понятие «Иллюстрация», «Буквица»,
«Заставка». Иллюстрирование сказки «Зимовье зверей». Сказка «Снегурочка».
«Зимняя сказка в лесу».
10. Оформление выставочных работ. Технология оформления
выставочных работ. Разработка экспозиции выставки.
Подготовка к
выставкам. Презентация выставки.
11. Массовая работа в объединении. Участие в тематических праздничных
мероприятиях и городских выставках. Презентация выставки творческих
работ. Итоговая выставка «Красота вокруг нас»
8

12. Мероприятия по развитию личности. Посещение выставок
изобразительного и декоративно – прикладного творчества, детских
творческих мастерских с целью изучения опыта, знакомство с творчеством
смоленских художников.
Календарный учебный график
№
п/п

Месяц

Форма занятия

Колво
часов
1

Тема занятия

Форма
контроля

Отдел
прикладного и
технического
творчества.
Кабинет №2
Кабинет №2

Наблюдение

1

Сентябрь

Беседа

2

Сентябрь

Тестирование

1

Творческое задание - тест

3.

Сентябрь

Практическое
занятие

1

Кабинет №2

4.

Сентябрь

Экскурсия

1

Парк школы

Наблюдение

5.

Сентябрь

1

Кабинет №2

Просмотр

6.

Сентябрь

Кабинет №2

Просмотр

7.

Сентябрь

Кабинет №2

Просмотр

8.

Сентябрь

Практическое
занятие
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Творческая
мастерская

Цветоведение. Семь цветов
радуги. Тёплые и холодные
цвета.
Рис- е на тему: «Как растёт
дерево»
Осенний пейзаж
(сост. композиции)
Осенний пейзаж
(работа цветом)
Тема: «С днём рождения,
Смоленск!»
Рис- е на тему: «Осенние
плоды»

Наблюдение
(диагностика)
Просмотр

Кабинет №2

Выставка

9.

Октябрь

Творческая
мастерская

1

Кабинет №2

Просмотр

10.

Октябрь

1

Кабинет №2

Просмотр

11.

Октябрь

Практическое
занятие
Беседа

Кабинет №2

Просмотр

12.

Октябрь

Мастер - класс

1

Кабинет №2

Наблюдение

13.

Октябрь

Открытое
занятие

1

Кабинет №2

Просмотр

14.

Октябрь

Творческая
мастерская

1

Кабинет №2

Просмотр

15.

Октябрь

1

Кабинет №2

Выставка

16.

Октябрь

Творческая
мастерская
Экскурсия

Хроматические и
ахроматические цвета.
Тема: «Ветреный день»
Сост. композиции.
Тема: «Ветреный день»
Работа цветом
Декоративная стилизация
природных форм.
(Стилизация) Орнамент на
тему «Осень»
Передача состояния природы.
«Осенний сказочный лес».
Композиция.
Тема :«Осенний сказочный
лес».
Работа цветом.
Декор. рис-е «Осенние
травы»
Композиция.
Оформление работ для
выставки
Выставка в КВЦ

КВЦ им.
Тенишевых

Наблюдение

17.

Октябрь

Практическое
занятие

1

18.

Ноябрь

Практическое
занятие

1

1
1
1

1

1

Вводное занятие
.Безопасность труда. Правила
поведения в кабинете

Место
проведения

Натюрморт «Лукошко с
грибами» (композиция и
работа цветом)
Анималистический жанр
Изображение дом. животных.
«Собачка и котик» (рисунок
9

Кабинет №2
Кабинет №2

Выставка
Просмотр

19.

Ноябрь

Творческое
задание

1

20.

Ноябрь

Беседа

1

21.

Ноябрь

1

22.

Ноябрь

Практическое
занятие
Практическое
занятие

23.

Ноябрь

Практическое
занятие

1

24.

Ноябрь

Мастер - класс

1

25.

Ноябрь

Творческая
мастерская

1

26.

Декабрь

1

27.

Декабрь

28.

Декабрь

Практическое
занятие
Обобщающее
занятие
Практическое
занятие

29.

Декабрь

Мастер – класс

1

30.

Декабрь

1

31.

Декабрь

Творческая
мастерская
Экскурсия

32.

Декабрь

Выставка

1

33.
34.

Декабрь
Январь

1
1

35.

Январь

36.

Январь

Урок - спектакль
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Мастер - класс

37.

Январь

Творческая
мастерская

1

38.

Январь

1

39.

Январь

40.

Февраль

41.

Февраль

Творческая
мастерская
Практическая
работа
Практическая
работа
Мастер - класс

42.

Февраль

1

43.

Февраль

Практическая
работа
Практическая

1

1
1

1

1
1

1
1
1

1

карандашом)
Любимые домашние
животные (работа цветом и
тушью)
«Жанры в живописи»
Тема: «Птицы улетают на юг»
(составление композиции)
Тема: «Птицы улетают на юг»
(работа цветом, фон - «посырому»)
Тема: «Звери готовятся к
зиме» (составление
композиции)
Рис – е на тему: «Богатыри защитники Древней Руси»
(сост.композиции)
Рис – е на тему: «Богатыри защитники Древней Руси»
(работа цветом)
Рис – е на тему: «Зимний
город» (сост. композиции)
Рис – е на тему: «Зимний
город» (работа цветом)
Декор рис - е «Сказочные
узоры на окне» (работа
цветом . Гамма холодных
цветов)
Рис- е с натуры сосновой
ветки. (карандаш, акв., воск
мелки)
Выполнение эскизов
Новогодних игрушек
Выставка новогодних
игрушек
Презентация выставки
«Зимняя сказка»
«Здравствуй, Новый Год!»
Рис-е на тему: «Зимняя сказка
в лесу» (композиция)
Рис-е на тему: «Зимняя сказка
в лесу» (работа цветом)
Тематическое рис-е «Зимние
детские забавы»
(композиция)
Тематическое рис-е «Зимние
детские забавы» (работа
цветом)
Рис на тему: «Снег идёт»
«Заснеженные деревья»
Тема: «Лесные обитатели
зимой» (сост. композиции)
Тема: «Лесные обитатели
зимой» (работа цветом)
Перспективные изображения.
«Сельский зимний пейзаж»
Тема: «Сельский зимний
пейзаж» (работа цветом)
Рис – е по памяти (с натуры)
10

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Наблюдение

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Выставка

Кабинет №2

Наблюдение

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Выставка

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Выставка

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Наблюдение

ДТДМ

Просмотр

Холл ДТДМ

Выставка

ДТДМ
Кабинет №2

Просмотр
Наблюдение

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Выставка

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Наблюдение

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Наблюдение

Кабинет №2

Выставка

Кабинет №2

Просмотр

работа
Мастер - класс

44.

Февраль

45.

Февраль

Практическая
работа

1

46.

Февраль

Практическая
работа

1

47.

Февраль

Творческая
мастерская

1

48.

Март

1

49.
50.

Март
Март

Практическая
работа
Урок - спектакль
Мастер - класс

51.

Март

1

52.

Март

53.

Март

54.

Март

55.

Март

56.

Март

Практическая
работа
Практическая
работа
Творческое
задание
Обобщающее
занятие
Творческая
мастерская
Экскурсия

57.

Апрель

Практическая
работа

1

58.

Апрель

1

59.

Апрель

Практическая
работа
Практическая
работа

60.

Апрель

Практическая
работа

1

61.

Апрель

Творческое
задание

1

62.

Апрель

1

63.

Апрель

Практическая
работа
Практическая
работа

64.

Апрель

1

65.

Май

66.

Май

67.

Май

68.

Май

Практическая
работа
Практическая
работа
Открытое
занятие
Практическая
работа
Мастер - класс

1

1
1

1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1

«Портрет друга»
Декор.рис - е «Заставка,
посвященная Дню Защитника
Отечества»
Иллюстрирование сказки
«Зимовье зверей»
(композиция)
Иллюстрирование сказки
«Зимовье зверей» (работа
цветом)
Рисование на тему:
«Волшебные рыбки»(воск.
мелки, акв.)
Портрет «Моя мама – самая
красивая»
«Поздравляем наших мам»
Декоративное рис – е «Мамин
платок» (композиция)
Декоративное рис – е «Мамин
платок» (работа цветом)
Иллюстрация к сказке
«Снегурочка»
Рис – е на тему: «Прилёт
птиц» (сост. композиции)
Рис – е на тему: «Прилёт
птиц» (работа цветом)
Оформление работ для
выставки
Выставка работ художников
ДПИ
Рис е на тему: «Пришла
весна» (сост. композиции,
работа цветом тезника «а-ля
прима»)
Декор рис- е. «Пасхальные
сувениры»
Рис – е с натуры Веточка
вербы в стакане (графический
рисунок тушью)
Групповой (тематический)
портрет «Моя семья»
(композиция)
Групповой (тематический)
портрет «Моя семья» (работа
цветом)
Весенний натюрморт
«Первоцветы» (композиция)
Весенний натюрморт
«Первоцветы» (работа цветом
«по- сырму»)
Рис –е на тему: «Сады
цветут» (композиция)
Рис – е на тему: «Сады
цветут» (работа цветом)
Тема: «Мы помним героев
войны!» (сост. композиции)
Тема: «Мы помним героев
войны!» (работа цветом)
Рис – с натуры «Букет
11

Кабинет №2

Выставка

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Наблюдение

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Праздник

ДТДМ
Кабинет №2

Просмотр
Просмотр

Кабинет №2

Выставка

Кабинет №2

Наблюдение

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Выставка

Кабинет №2

Наблюдение

КВЦ им.
Тенишевых

Просмотр

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Выставка

Кабинет №2

Наблюдение

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Выставка

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Наблюдение

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Выставка

Кабинет №2

Просмотр

Кабинет №2

Выставка

Кабинет №2

Просмотр

69.

Май

Задание - тест

1

70.

Май

1

71.

Май

Обобщающее
занятие
Экскурсия

72.

Май

Выставка

1

1

сирени»
Творческое задание – тест
Основы изобразительной
деятельности.
Рис – е с натуры: «Цветочная
поляна» (работа цветом)
Экскурсия
Презентация итоговой
выставки

Кабинет №2

Диагностика

Парк школы

Просмотр

Исторический
музей
ДТДМ

Выставка
Выставка

Методическое обеспечение программы
Занятия проводятся в специально оборудованном учебном кабинете ИЗО.
Технические средства обучения:
- доска с креплениями для таблиц;
- магнитная доска;
- аудиомагнитофон;
- ноутбук.
Перечень дидактических материалов
1. Таблица «Цветовой круг», «Тёплые и холодные цвета»
2. Таблица «Этапы построения натюрморта»
3. Таблица «Рисуем предметы с натуры»
4. Карточки – задания «Тёплые и холодные цвета»
5. Этапы рисования фигурок животных (карточки – задания)
6. Таблица «Выполнение иллюстраций к сказкам».
7. Образцы детских работ.
Формы аттестации и контроля образовательной деятельности:
наблюдение, индивидуальные задания, творческие задания, участие в
конкурсах различного уровня, итоговая выставка.
По окончании срока реализации программы проводится итоговая аттестация
обучающихся в виде Итоговой выставки «Красота вокруг нас»
Наглядно – демонстративный материал.
1. Русская культура.
Слайды из серии «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество
Руси», «Народная игрушка».
Набор иллюстраций «Знаменитые художники – иллюстраторы И. Билибин,
В. Васнецов, А. Васнецов.
2. Пейзаж.
Ф.Васильев «Перед грозой», «Мокрый луг», «Кучевое облако», «После
грозы».
И. Айвазовский «Девятый вал, «Закат на море».
А. Куинджи «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре», «Закат».
Н. Ромадин «Весенний день», «Цветущий бугор», «Розовый вечер».
12

И. Левитан «Золотая осень», «Весна», «Большая вода», «Март», «Цветущие
яблони, «Вечерний звон».
А. Саврасов «Грачи прилетели».
И. Шишкин «Лесные дали», «Осень», «Перед грозой», «Дубы».
К. Юон «Мартовское солнце», «Конец зимы», «Полдень».
3. Натюрморт.
В. Ван Гог «Подсолнухи»
К. Петров – Водкин «Натюрморт с черемухой».
И. Хруцкий «Цветы и плоды».
И Машков «Фрукты на блюдце», «Ананасы и бананы», «Московская
снедь. Хлеба».
К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».
4. Портрет
В. Серов «Девушка, освещенная солнцем».
В. Тропинин «Портрет сына».
А Венецианов «Автопортрет»
Ф. Рокотов «Портрет А. П. Струйской.
Музыкальный ряд.
П. И. Чайковский «Времена года».
В. Шопен «Ноктюрн».
И. Штраус «Сказки венского леса».
Музыкальный сборник «Одинокий пастух».
А. Вивальди «Времена года».
Русские народные песни.

13

Оценочные материалы (диагностические методики)
Таблица
Входной контроль по направлению «художественное»
Календарный учебный год: 2023 – 2024
Название коллектива «Детская студия ремёсел»
Группа:
Педагог:
Дата:
№
п/п

Фамилия, имя
обучающегося

Практические
навыки

Теоретические Мотивация
знания

Воспитанность

(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий

Таблица
Промежуточный контроль по направлению «художественное»
Календарный учебный год: 2023 – 2024
Название коллектива «Детская студия ремёсел»
Группа:
Педагог:
Дата:
№
п/п

Фамилия, имя
обучающегося

Практические
навыки

Теоретические Мотивация
знания

(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий

14

Воспитанность

Таблица
Личностные результаты обучающихся
_____________________________________
(название объединения)
Дата заполнения _______________год
______________ год
Результаты

№
п/п

ФИО обучающегося

Творческая
активность

Уровень
Коллективизм
воспитанности

стартовой
диагностики
Результаты
итоговой
диагностики

1.
2.
Средний балл группы
Система оценки от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 3 – 2.4 балла
Средний 2.3 – 1,6
Низкий 1,6 - 1,0
Проводится два раза: стартовая – в начале 1 года обучения,
итоговая - по окончании срока реализации программы

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Материально – техническое обеспечение
учебного процесса
по программе «Хочу быть художником»
(для одной группы)
Наименование
Количество
Предметы для рисования с натуры (натурный
фонд)
Предметы быта из стекла (вазы)
Предметы быта из «папье – маше»(кувшины,
вазы)
Яблоки восковые (различные по форме и цвету)
Фрукты восковые (груши, виноград, вишни)
Деревянные планшеты
Карандаши простые HB
Кисти «колонок» (№3, №5)
Кнопки канцелярские
Скрепки канцелярские
Мольберты
Технологические таблицы для тематического
рисования.
Палитра (пластиковая)
Краски акварельные
15

10 шт.
3шт.
6 шт.
5шт.
5шт.
6 шт.
10 шт.
10 шт.
10 кор.
10 кор.
5шт.
10шт.
10 шт.
10шт.

15.
16.
17
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

1.
2.
3.

4.
5.

Краски гуашь (белила)
Мелки восковые
Мелки «Пастель»
Тушь чёрная
Деревянные палочки для работы тушью
Емкости для работы с тушью
Ластик
Цветной картон
Альбом для рисования
Бумага «Ватман»
Ёмкости для воды

10 шт.
5 компл.
5 компл.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
10 шт.
40 листов
10 шт.
10 шт.
10 шт.

VIII. Список литературы:
Литература для педагога
Виноградова Г. Г. Изобразительное искусство в школе – М.: Просвещение,
1990
Каменева Е. О. Какого цвета радуга: Научно – художественная литература
– М.:Дет. лит.,1984
Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в
художественном воспитании детей. Из опыта работы.- М.: Просвещение,
1983
Речицкая Е.Г.., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших
школьников.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000
Серов А.М. Рисунок. Учебное пособие. М., Просвещение», 1975

Литература для учащихся
1. Журнал «50 художников. Шедевры русской живописи». 2011
2. Науменко.Г.М. Народные праздники - М.:ЗАО Издательство Центр
полиграф, 2001
3. Семенова М. Мы – славяне. СПб. 1998

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».