Студия изобразительного искусства

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Студия изобразительного искусства. Мир красок» является программой художественной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
В современной системе эстетического воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса и образного
мышления.
Программа ориентирована на использование широкого спектра
художественных материалов и различных техник. В процессе обучения
обучающиеся получают не только базовые знания и навыки по изобразительному
искусству, но и дает возможность творческой самореализации личности.

Актуальность программы обусловлена тем, что рисование является
одним из средств творческого познания и эстетического развития человека.
Стремление к выражению своего отношения к действительности должно
служить источником развития образного мышления. Одной из главных целей
преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к
внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих
внутренних переживаний. Также, актуальность обусловлена её практической
пользой: она формирует навыки и знания полезные в будущей жизни учащихся,
необходимые для развития гармоничной личности.
Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд
специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование
служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и
искусство приобщить детей к творчеству.
Занятия в изостудии формируют трудовую и творческую активность,
воспитывают целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи.
Кроме этого, рисование обладает терапевтическими способностями:
отвлекает от грустных мыслей, печальных событий, обид, снижает страх и
нервное напряжение. Усиливает положительное эмоциональное состояние
ребенка.
Новизна
программы.
Отличительной
особенностью
является
использование широкого комплекса художественных материалов (гуашь,
акварель, пастель, масляные краски) и различных техник (лессировки, аллаприма, правополушарное рисование). Также программой предусматривается
широкое привлечение примеров из окружающей действительности. Работа на
основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности
является важным условием освоения детьми программного материала.
Адресат программы. Примерный портрет обучающегося: 7-12 лет, имеет
желание рисовать и совершенствовать свои навыки и умения в художественной
сфере, интересуется изобразительным искусством и другими творческими
достижениями человечества, усидчивый и целеустремленный. Приветствуется
умение работать как индивидуально, так и в коллективе.
Доступность реализации программы для различных категорий детей.
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная
образовательная
среда,
при
проведении
занятий
используются
здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися
способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах,
фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность
дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объём программы: 144 часа / 216 часов (в зависимости от года обучения):
1 год обучения - 144 часа
2 год обучения - 144 часа/ 216 часов
3 год обучения - 144 часа/ 216 часов
4 год обучения - 216 часов
Срок освоения программы: 4 года
Форма организации образовательного процесса. Очная, возможна
заочная с применением дистанционных образовательных технологий,
организованных на отечественных платформах.
Виды занятий:
 практическое занятие;
 комбинированное занятие;
 творческие мастерские;
 выставки;
 творческие отчеты;
 экскурсии
 пленэры.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа продолжительностью 40 минут с 10-минутным перерывом на проветривание / 2 раза в неделю
по 3 академических часа с 10-минутным перерывом на проветривание.
Цели и задачи программы.
Цель: развитие творческого потенциала обучающихся с учётом
индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной
деятельностью.
Задачи.
Образовательные:
 ознакомить с различными видами и жанрами изобразительного искусства;
 ознакомить с художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
 научить основам рисунка, живописи и композиции;
 научить работать с основными художественными материалами и инструментами;

 научить использовать различные способы и средства для создания выразительности образов при изображении предметов и явлений окружающей
действительности;
 сформировать умение грамотно строить композицию с выделением главного и второстепенного.
Воспитательные:
 воспитывать культуру поведения, навыки сотрудничества, уважение к чужому труду во время занятий;
 сформировать устойчивый интерес к искусству и занятиям творчеством;
 воспитать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Развивающие:
 развить художественный вкус;
 развить способности видеть и понимать прекрасное;
 развить мелкую моторику и точность глазомера;
 развить у детей: внимания, памяти, фантазии, воображения;
 развить коммуникабельные навыки, желание к самосовершенствованию;
 сформировать организаторские умения и навыки;
 уметь планировать свою деятельность, выявлять ошибки;
 организовать свое рабочее место.
Планируемые результаты.
Личностные:
 имеет художественный вкус;
 умеет видеть и понимать прекрасное;
 сформирована мелкая моторика и точность глазомера;
 сформированы: внимание, память, фантазия, воображение;
 сформированы: коммуникабельные навыки, желание к самосовершенствованию;
 сформированы организаторские умения и навыки;
 умеет планировать свою деятельность, выявлять ошибки;
 умеет организовать свое рабочее место.
Метапредметные:
 сформирована культура поведения, навыки сотрудничества, уважение к
чужому труду во время занятий;
 сформирован устойчивый интерес к искусству и занятиям творчеством;
 развита аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Предметные:
 знают различные виды и жанры изобразительного искусства;
 знают художественные материалы и техники изобразительной деятельности;
 знают основы рисунка, живописи и композиции;









умеют работать с основными художественными материалами и инструментами;
умеют использовать различные способы и средства для создания выразительности образов при изображении предметов и явлений окружающей
действительности;
умеют грамотно строить композицию с выделением главного и второстепенного.
Условия реализации программы.
кабинет, оснащенный мольбертами или партами, стульями, учебной доской;
наглядные пособия, художественные альбомы, книги, папки с рисунками;
ноутбук.
Формы аттестации/контроля.

Входной контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы и педагогического наблюдения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после изучения разделов/тем. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса,
анализа выполнения творческих работ.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы проведения: практическое задание, выставки.
Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме выполнения
практического задания, выставки или показа портфолио, создания иллюстраций
к художественным произведениям.
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы.
Для
оценки
степени
освоения
ребенком
дополнительной
общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых
результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
 матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
 оценочные материалы, разработанные МБУ ДО “ДТДМ” (см. Приложения).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№

Содержание
программы

Количество часов
Всего Теория Практика

1.

Рисунок и живопись.
Гуашь.

18

0,5

17,5

2.

Рисование на темы

24

0,5

23,5

3.

36

1

35

4.

Декоративно-прикладное
искусство. Городецкая
роспись
Иллюстрация

30

0,5

29,5

5.

Из жизни животных

20

1

19

Работа с натуры на
пленэре
7. Участие в праздниках,
посвященных окончанию
учебного года
Итого:

12

-

12

4

-

4

144

3,5

140,5

6.

Формы
контроля/
аттестации
Практическая
работа,
просмотр
Практическая
работа, зачет
Практическая
работа, зачет
Практическая
работа, опрос
Практическая
работа,
выставка
Практическая
работа, зачет
Отчетная
выставка
-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Рисунок и живопись. Гуашь. (18ч.)
Теория: основы живописи и рисунка (0,5ч.).
Практика: Работа с натуры: «Овощи и фрукты», «Осенние листья и ветки»,
«Цветы» (17,5ч.).
2. Рисование на темы (24ч.)
Теория: основы рисования тематических пейзажей (0,5ч.).
Практика: изображение пейзажей (состояния природы): «Золотая осень»,
«Поздняя осень, дождь, ветер», «Летний пейзаж с радугой», «Закат на море»
(23,5ч.).
3. Декоративно-прикладное искусство. Городецкая роспись (36ч.)
Теория: основы декоративно-прикладного искусства. История городецкой росписи, отличительные особенности (1ч.).
Практика: работа в технике «городецкая роспись»: изображение декоративных
цветов «Розаны и купавки»; изображение декоративных веток (классический вариант), изображение декоративных веток (свободный вариант); изображение де-

коративных птиц (классический вариант), изображение декоративных птиц (свободный вариант); изображение декоративных лошадок (классический вариант),
изображение декоративных лошадок (свободный вариант). (35ч.)
4. Иллюстрация (30ч.)
Теория: основы рисования иллюстраций (0,5ч.)
Практика: работа над иллюстрациями к произведению Т. Мавриной «Сказочные
звери» (декоративная композиция) (29,5ч.)
5. Из жизни животных (20ч.)
Теория: особенности изображения животных в пейзаже (1ч.)
Практика: изображение животных в пейзаже (местах обитания) (19ч.)
6. Работа с натуры на пленэре (12ч.)
Практика: изображение цветов и деревьев с натуры на пленэре (12ч.)
7. Участие в праздниках, посвященных окончанию учебного года (4ч.)
Практика: подготовка и демонстрация своих работ, итоговая выставка (4ч.)
Календарный учебный график
№
п/п

1

2

Месяц

сентябрь

октябрь

Тема занятия

Вводное занятие
Рисование с натуры:
фрукты, овощи;
осенние листья ,
ветки,дерево
Рисование на темы
Пейзажи:
Золотая осень.

Форма
занятия

Кол-во
часов

Беседа
Практические
занятия

2

ноябрь

4

декабрь

5

декабрь

Наблюдение
Диагностика

6

Беседа
Практические
занятия

Поздняя осень.
Летний пейзаж

3

6

Форма
контроля

Пейзажи:
Беседа.
Закат на море
Практическая
Зимняя картинка
работа
Пейзаж на
настроение
Новогодняя открытка
Творческая
работа
Декоративное
Беседа
искусство
Практическая
Городецкая роспись:
работа
Декоративные цветы,

Наблюдение
Диагностика
6
6
6
Зачёт
6
6
4
8

Зачёт
Наблюдение
Диагностика

2

Ветки,
6

7

8

9

10

январь

февраль

март

апрель

Май

3

Городецкая роспись.
Декоративные
птицы,
лошадки

Беседа.
Практическая
работа

Иллюстрация
к произведению Т.
Мавриной
« Сказочные звери»
1–й вариант;
( на выбор)

Беседа.
Практическая
работа

Сказочные звери

Творческая
работа

2- й вариант
( на выбор)
« В мире животных»
Африка. Сафари
Изображение
животных на фоне
пейзажа.
1-й вариант
( на выбор)
2- й вариант .
Отчётная выставка

Наблюдение
3
зачёт
3
Опрос

14

Зачёт
Зачёт

18
Просмотр
Видео
материала.
Творческая
Работа

2
Зачёт

14
Зачёт
14

Презентация

Аттестация
2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
№

Содержание
программы

1.

Рисунок и живопись.
Гуашь. Работа с натуры
над натюрмортом
Пейзаж. Изучение
подсветки
Изучение строения
фигуры человека
Изображение человека в
пейзаже

20

0,5

19,5

7

0,5

6,5

4

0,5

3,5

7

-

7

5.

Иллюстрация.
Иллюстрации к сказкам

22

0,5

21,5

6.

Автопортрет. Изучение
строения головы
человека
Портрет

11

0,5

10,5

16

0,5

15,5

24

0,5

23,5

18
15

1
-

17
15

144

4,5

139,5

2.
3.
4.

7.
8.
9.
10.

Тема «Воспоминания о
лете»
Дизайн
Работа на пленэре

Итого:

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
контроля/
аттестации
Наблюдение
Практическая
работа
Тестирование
Практическая
работа,
выставка
работ
Практическая
работа,
выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Практическая
работа
Мини-конкурс
Практическая
работа,
выставка
работ
-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Рисунок и живопись. Гуашь. Работа с натуры над натюрмортом (20ч.)
Теория: основы живописи и рисунка (0,5ч.).
Практика: Работа с натуры: «Овощи и фрукты», «Осенние листья и ветки»,
«Цветы» (19,5ч.).
2. Пейзаж. Изучение подсветки (7ч.)
Теория: основные особенности рисования пейзажа (по памяти). Основы работы
с подсветкой (0,5ч.).

Практика: Пейзаж (по памяти). Работа по изучению света и тени (6,5ч.).
3. Изучение фигуры человека (4ч.)
Теория: особенности строения человека, принципы рисования фигуры человека.
Пропорции (0,5ч.).
Практика: Рисование фигуры человека в пропорциях (3,5ч.).
4. Изображение человека в пейзаже (7ч.)
Практика: Изображение себя и своих родных в пейзаже (7ч.).
5. Иллюстрация (22ч.)
Теория: что такое иллюстрация, особенности рисования иллюстраций (0,5ч.).
Практика: иллюстрации к литературно-музыкальному произведению
(«Лебединое озеро», «Золушка» и др.). Работа на листе формата А-3 по
лучшему эскизу (21,5ч.)
6. Автопортрет. Изучение строения головы человека (11ч.)
Теория: принципы рисования автопортрета и работы гуашью (0,5ч.)
Практика: Работа с натуры (с зеркалом). Изучение формы головы, строения
лица. Работа в цвете, используя свет и тень (10,5ч.).
7. Портрет (16ч.)
Теория: принципы рисования портрета (0,5ч.).
Практика: изображение близких, друзей в ½ или ¾ роста (по памяти и с натуры)
(15,5ч.).
8. Тема «Воспоминания о лете» (12ч.)
Теория: принципы композиционного построения тематических работ (0,5ч.).
Практика: работа над композицией, работа над эскизами. Работа на листе формата А-3 по лучшему эскизу (11,5ч.).
9. Дизайн (18ч.)
Теория: основы дизайна, особенности изображения декоративных композиций
(1ч.).
Практика: изображение декоративных композиций по темам: «Рождественские
картинки», «Снегурочка», «Снежная королева». Украшение фольгой, оформление в паспарту (17ч.)
10.
Работа на пленэре (15ч.)
Практика: изображение с натуры деревьев, уголков города (15ч.).
Календарный учебный график
№/
п/п

Месяц

Тема занятия

Форма
занятия

1

сентябрь

Рисунок и
живопись.
Работа с натуры
Натюрморт.
(Овощи , фрукты)
Осенние листья и
ветки
Осенние цветы

Практическая
работа

Кол-во
часов

Форма
контроля

Наблюдение
диагностика
4
4
4

2

3

сентябрь

октябрь

4

октябрь

5

ноябрь

6

декабрь

7

Январь

февраль
8

9

10

март

апрель

май

Пейзаж
( работа на изучение
света и тени)

Беседа
Практическая
работа

4

Изучение фигуры
человека

Беседа

2

Изображение
человека в
пропорциях
Тема « Осень в
городе»
( с введением
человека )
Зимний пейзаж.

Практическая
работа

4

Дизайн
Основы дизайна
Открытка
( Рождественская
картинка)
Оформление работы
в паспарту

Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос

Творческая
работа

12

Зачёт
Выставка

Творческая
работа
Беседа

14

Выставка

Практическая
работа

14

Иллюстрация к
Прослушивание
Литературносказки
музыкальному
Произведению.
( сказки «Золушка»,
« Лебединое озеро»
Практическая
Эскизы
работа
Работа по лучшему
Творческая
эскизу
работа
Автопортрет
Беседа
( изучение строения
головы человека.
Практическая
Работа с натуры)
работа
Портрет.
Беседа
Изображение коголибо из родных на
Творческая
фоне летнего
работа
пейзажа
Декоративные

Зачёт
Вытавка

4

2

Наблюдение

10
16

Выставка

1

Зачёт

17
1

15

Выставка
Конкурс
Аттестация

композиции
« Бабочки»

Практическая
работа

12
Выставка

май

11

Работа с натуры.
Знакомство с
Акварелью
Изображение цветов

Практическая
работа

Просмотр

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
№

Содержание
программы

1.

Рисунок и живопись.
Гуашь. Работа с натуры
над натюрмортом
Пейзаж. Изучение
подсветки
Изучение строения
фигуры человека
Изображение человека в
пейзаже

30

0,5

29,5

10

0,5

9,5

4

0,5

3,5

10

0,5

9,5

5.

Иллюстрация.
Иллюстрации к сказкам

36

1

35

6.

Автопортрет. Изучение
строения головы
человека
Портрет

17

0,5

16,5

24

0,5

23,5

Тема «Воспоминания о
лете»
Дизайн
Работа на пленэре

36

0,5

35,5

27
22

1
0,5

26
21,5

216

6

210

2.
3.
4.

7.
8.
9.
10.

Итого:

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
контроля/
аттестации
Наблюдение
Практическая
работа
Тестирование
Практическая
работа,
выставка
работ
Практическая
работа,
выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Практическая
работа
Мини-конкурс
Практическая
работа,
выставка
работ
-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Рисунок и живопись. Гуашь. Работа с натуры над натюрмортом (30ч.)
Теория: основы живописи и рисунка (0,5ч.).
Практика: Работа с натуры: «Овощи и фрукты», «Осенние листья и ветки»,
«Цветы» (29,5ч.).
2. Пейзаж. Изучение подсветки (10ч.)
Теория: основные особенности рисования пейзажа (по памяти). Основы работы
с подсветкой (0,5ч.).
Практика: Пейзаж (по памяти). Работа по изучению света и тени (9,5ч.).
3. Изучение фигуры человека (4ч.)
Теория: особенности строения человека, принципы рисования фигуры человека.
Пропорции (0,5ч.).
Практика: Рисование фигуры человека в пропорциях (3,5ч.).
4. Изображение человека в пейзаже (10ч.)
Теория: особенности изображения человека в пейзаже (0,5ч.)
Практика: Изображение себя и своих родных в пейзаже (9,5ч.).
5. Иллюстрация (36ч.)
Теория: что такое иллюстрация, особенности рисования иллюстраций (1ч.).
Практика: иллюстрации к литературно-музыкальному произведению
(«Лебединое озеро», «Золушка» и др.). Работа на листе формата А-3 по
лучшему эскизу (35ч.)
6. Автопортрет. Изучение строения головы человека (17ч.)
Теория: принципы рисования автопортрета и работы гуашью (0,5ч.)
Практика: Работа с натуры (с зеркалом). Изучение формы головы, строения
лица. Работа в цвете, используя свет и тень (16,5ч.).
7. Портрет (24ч.)
Теория: принципы рисования портрета (0,5ч.).
Практика: изображение близких, друзей в ½ или ¾ роста (по памяти и с натуры)
(23,5ч.).
8. Тема «Воспоминания о лете», конкурсные темы (36ч.)
Теория: принципы композиционного построения тематических работ (0,5ч.).
Практика: работа над композицией, работа над эскизами. Работа на листе формата А-3 по лучшему эскизу (35,5ч.).
9. Дизайн (27ч.)
Теория: основы дизайна, особенности изображения декоративных композиций
(1ч.).
Практика: изображение декоративных композиций по темам: «Рождественские
картинки», «Снегурочка», «Снежная королева». Украшение фольгой, оформление в паспарту (26ч.)
10.
Работа на пленэре (22ч.)
Теория: особенности работы на пленэре (правила, охрана труда) (0,5ч.).
Практика: изображение с натуры деревьев, уголков города (21,5ч.).

Календарный учебный график
№
Месяц
п/п
1 сентябрь

2

3

сентябрь
октябрь

4

октябрь

5

ноябрь

6

декабрь

7

Январь

Тема занятия
Рисунок и
живопись.
Натюрморт.
( фрукты , овощи)
Осенние листья и
ветки.
Осенние цветы

Форма
занятия
Практическая
работа

Пейзаж
Беседа
Работа на изучения Практическая
света и тени
работа
Изучение фигуры
Беседа
человека
Изображение
Практическая
человека в
работа
пропорциях
Тема « Осень в
Творческая
городе»
работа
( с введением
человека )
Зимний пейзаж.
Практическая
( изучение
работа
особенностей
зимнего пейзажа)
Основы дизайна
Практическая
Открытка « Зимняя
работа
сказка»
Беседа
Декорирование
Практическая
работы
работа
Оформление в
паспарту
Иллюстрация к
Прослушивание
литературноСказок.
музыкальному
произведению
( сказки «
Золушка» и
Практическая
«Лебединое озеро»
работа
Эскизы
Иллюстрация

Кол-во
часов

Форма
контроля
Наблюдение
Диагностика

6
6
6

Наблюдение
4

8

Наблюдение,
диагностика

18

Выставка

24

Выставка
Конкурс

14

Зачёт
Выставка

4
3
2

16

Опрос
Наблюдение

8

февраль

Работа по лучшему
эскизу

Творческая
работа

24

Выставка

9

март

Автопортрет
( изучение
строения головы
человека. Работа с
натуры.)
Портрет
кого- либо из
родных
Декоративная
композиция
« Бабочки и другие
насекомые»
Знакомство с
акварелью

Беседа,
практическая
работа

24

Зачёт

Творческая
работа

26

Выставка
Аттестация

18

Выставка

6

Зачёт

апрель

10

Май

Май

Работа с натуры.
« Цветы»

Практическая
Работа

Практическая
работа

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3 год обучения
№

Содержание
программы

1.
2.

Все краски лета
Зимняя сказка.
Аллегорическое
изображение зимы
Импрессионизм. «Поле
цветов». Пейзаж в стиле
К. Моне
Портрет. Изучение
картин О. Ренуара

24
20

0,5
0,5

23,5
19,5

20

0,5

19,5

Тестирование
Выставка

24

0,5

23,5

«Вокруг света. Великие
творения людей»

24

0,5

23,5

Практическая
работа,
выставка
работ
Практическая
работа,
выставка

3.

4.

5.

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
контроля/
аттестации
Наблюдение
Практическая
работа

6.

Дизайн костюма

24

0,5

23,5

7.

Посещение выставок,
картинной галереи
Работа на пленэре

2

-

2

6

-

6

144

3

141

8.

Итого:

работ
Выставка
работ
Отчет
Практическая
работа
-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Все краски лета (24ч.)
Теория: основы живописи и рисунка (0,5ч.).
Практика: работа по переработке пленэрных этюдов, летних зарисовок (23,5ч.).
2. Зимняя сказка. Аллегорическое изображение зимы (20ч.)
Теория: особенности аллегорических изображений (0,5ч.)
Практика: аллегорическое изображение зимы. Эскизы на листах формата А-4,
работа на листах формата А-3 (19,5ч.)
3. Импрессионизм. «Поле цветов». Пейзаж в стиле К. Моне (20ч.)
Теория: изучение импрессионизма, творчества К. Моне (0,5ч.)
Практика: изображение картины «Поле цветов» в стиле К. Моне (19,5ч.)
4. Портрет. Изучение картин О. Ренуара (24ч.)
Теория: изучение творчества О. Ренуара (0,5ч.)
Практика: изображение портрета на фоне уголков Парижа (23,5ч.)
5. «Вокруг света. Великие творения людей» (24ч.)
Теория: особенности изображения творений других людей по памяти (0,5ч.)
Практика: работа над эскизами, на листах формата А-4 (23,5ч.)
6. Дизайн костюма (24ч.)
Теория: изучение истории создания костюма, особенности декора (0,5ч.)
Практика: работа над орнаментом для росписи деталей костюма «Русский стиль»,
«Восточный стиль». Выполнение росписи на ткани (пробники) (23,5ч.)
7. Посещение выставок, картинной галереи (2ч.)
Практика: посещение выставок, картинной галереи (2ч.)
8. Работа на пленэре (6ч.)
Практика: изображение с натуры и по памяти уголков города (6ч.)
Календарный учебный график
№
п/п

Месяц

Тема занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов

Форма
контроля

1

Сентябрь

2

Беседа
Практическая
работа
Практическая

1
4
19
20

Опрос
Выставка

октябрь
Октябрь

«Все краски лета»
Эскизы.
Работа по эскизу
« Зимняя сказка»

Выставка

3

ноябрь
декабрь

4

январь

5

6

Февраль
март
Апрель

май
7

Май
май

аллегория
работа
Импрессионизм.
Беседа
« Поле цветов»
Творческая
( пейзаж в стиле К.
работа
Моне)
« Портрет на фоне
Беседа
пейзажа»
( изучение картин О.
Творческая
Ренуара)
работа
Работа над
портретом
« Великие чудеса
Просмотр
природы»
видео.
Работа по теме
Практическая
работа
Дизайн « Костюм и
Беседа
фантазия»
Работа над эскизом
Творческая
костюма
работа
Эскиз росписи ткани
Роспись на ткани
( образец)
Посещение выставок
Работа на пленэре

2
18

Выставка
Конкурс

2

Опрос
Выставка

22

2

Опрос

22

Выставка
Презентация

2
Аттестация
10
12

Практическая
работа

2

Опрос

6

зачёт

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4 год обучения
№

1.
2.
3.
4.

Содержание
программы

Количество часов
Всего Теория Практика

Мой город.
Воспоминания о лете
Зимние фантазии

36

0,5

35,5

30

0,5

29,5

Евангельские сюжеты.
Иконография
Цикл «Вокруг света.
Великие чудеса
природы»

30

0,5

29,5

36

1

35

Формы
контроля/
аттестации
Наблюдение
Практическая
работа
Тестирование
Выставка
Практическая
работа,
выставка
работ

5.

Портрет литературного
героя

32

1

31

6.

Дизайн

32

1

31

7.

Посещение выставок,
картинной галереи.
Участие в мероприятиях
Работа на пленэре

8

-

8

12

-

12

216

4,5

211,5

8.

Итого:

Практическая
работа,
выставка
работ
Выставка
работ
Отчет
Практическая
работа
-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Мой город. Воспоминания о лете (36ч.)
Теория: основы живописи и рисунка (0,5ч.).
Практика: переработка пленэрных этюдов, работа с эскизами. Работа на
большом листе по лучшему эскизу (35,5ч.).
2. Зимние фантазии (30ч.)
Теория: основные особенности рисования иллюстраций (0,5ч.).
Практика: иллюстрации к зимним сказкам. Эскизы. Работа на листах формата А3 (29,5ч.).
3. Евангельские сюжеты. иконография (30ч.)
Теория: изучение иконографии. Особенности рисования евангельских сюжетов
(0,5ч.).
Практика: работа над композицией «Рождество Христово» с использованием
техники «коллаж» (29,5ч.).
4. Цикл «Вокруг света». Великие чудеса природы (36ч.)
Теория: особенности изображения природных явлений (0,5ч.).
Практика: Изображение чудес природы. Эскизы. Работа на листах формата А-3
(35,5ч.).
5. Портрет литературного героя (32ч.)
Теория: особенности рисования портретов в полный рост (1ч.).
Практика: изображение литературного героя в полный рост на фоне пейзажа
или в интерьере (31ч.)
6. Дизайн. Основы дизайна. (32ч.)
Теория: основы дизайна (1ч.)
Практика: изображение декоративных композиций по темам: «Цветы, бабочки,
птицы». «Русский стиль. Павловские узоры», эскизы росписи платков (31ч.).
7. Посещение выставок, картинной галереи. Участие в мероприятиях (8ч.)
Практика: участие в отчетном мероприятии, вернисаж, репетиции (8ч.).
8. Работа на пленэре (12ч.)
Практика: изображение с натуры уголков города (12ч.).

Календарный учебный график
№
п/п

Месяц

1

Сентябрь

октябрь
2

Октябрь
ноябрь

3

4

декабрь

Январь
февраль

5

6

март

Апрель

май

7

май

Тема занятия

Форма
занятия

«Воспоминание о
Беседа
лете»
( переработка
пленэрных эскизов) Практическая
Эскизы
работа
композиции.
Работа по эскизу
«Зимние фантазии»
Беседа
Работа над
эскизами.
Творческая
Работа по эскизу
работа
Рождественские
Беседа
картинки.
Евангельские
сюжеты.
« Зимние
Практическая
праздники»
работа
Работа над темой
« Великие чудеса
Просмотр
природы»
видео.
Эскизы
Работа по лучшему Практическая
эскизу
работа
Портрет
в полный рост на
фоне пейзажа
Практическая
Эскиз
работа
Работа по теме
Дизайн « Костюм и
Беседа
фантазия»
« Русский стиль»
Эскизы росписи
Практическая
Роспись на ткани
работа
(образец)
Эскиз образа
Вернисаж

Кол-во
часов

Форма
контроля

1

Опрос

6
26

Выставка
конкурс

1
11
26

Выставка
конкурс

2

Опрос

26

Выставка

2
Опрос
16
Выставка
20

4
22
2

20
20
2
2

Наблюдение
диагностика
Опрос

Выставка
Презентация

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4 год обучения
Количество часов
Всего Теория Практика

№

Содержание
программы

1.

Живопись, рисунок

108

2

106

2.

Дизайн

108

2

106

216

4

212

Итого:

Формы
контроля/
аттестации
Просмотр,
зачет
Вернисаж,
конкурс
-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Живопись, рисунок (108ч.)
Теория: основы живописи и рисунка (2ч.).
Практика: Этюды цветов. Этюды осенних букетов (акварель). Натюрморт
«Осенний» (акварель). Рисунок карандашом – натюрморт 2-3 предмета.
Натюрморт, оставленный из нескольких предметов и драпировок (акварель).
Наброски фигуры человека в разных позах (карандаш, акварель). Портрет или
автопортрет с натуры на листах формата А-3 (гуашь). Роспись по ткани –
растительные мотивы (акварель). Эскизы (гуашь). Этюды на пленэре –
растительные мотивы (106ч.)
2. Дизайн (108ч.)
Теория: основы дизайна, основы дизайна костюмов (2ч.)
Практика: декоративные композиции с использованием цветов, растений, фруктов, овощей и др. Оформление работ в паспарту. Декоративные композиции
«Цветы», «Бабочки», «Насекомые», «Птицы». Оформление работа в паспарту.
Работа над эскизами костюмов по темам «Павловские узоры», «Костюмы разных
национальностей и культур (Египет, Греция, Китай, Марокко, Африка и т.д.)».
разработка элементов росписи по ткани (для костюма). Изображение элементов
росписи на ткани (пробник акварелью). Работа над деталями костюма (работа
над выкройками, перенос рисунка на ткань, роспись деталей). Работа над элементами костюма (головные уборы, украшения, имитация обуви). Раскрой и сборка
костюма. Декорирование. Примерка, репетиции. Конкурсный показ костюмов.
Календарный учебный график
Живопись и рисунок
№
п/п

Месяц

Тема занятия

Форма
занятия

1

Сентябрь

Этюды.
Цветы.( с натуры)
Осенние букеты
Дары осени
( овощи, фрукты)

Практическая
работа

октябрь

Кол-во
часов

Форма
контроля

Зачёт
3
3
6

2

ноябрь

3

декабрь

4

январь

5

февраль

6

март
март

7

Апрель

Акварель
Рисунок (карандаш)
Сухие ветки
Натюрморт.
( несколько предметов
и драпировка)
Гуашь
Наброски фигуры
человека
Портрет или
автопортрет с натуры
Гуашь
Роспись на ткани
Растительные мотивы
Эскизы( бумага,
гуашь)
Работа на ткани
по эскизам
Акварель

Практическая
работа
Практическая
работа

7,5

зачёт

6

зачёт

Практическая
работа
Беседа
Творческая
работа
Практическая
работа

4.5
9

наблюдение
диагностика
выставка

4.5

наблюдение

Практическая
работа

12

Аттестация

май
Календарный учебный график
Дизайн
№
п/п

Месяц

1

сентябрь

2

октябрь

3

ноябрь

4

декабрь

Тема занятия

Форма
занятия

Декоративная
Практическая
Композиция
работа
(фрукты, овощи,
цветы) Гуашь
Оформление работы в Практическая
паспарту
работа

Кол-во
часов

Форма
контроля

6

наблюдени
е

6

зачёт

Зскизы костюма
Использование
мотивов народов
разных стран

Беседа
Творческая
работа

4.5

Опрос

Разработка элементов
росписи для ткани.
(деталей костюма)
Создание образа

Творческая
работа

7.5

Наблюден
ие
диагности
ка
зачёт

5

январь

6

Февраль

Март

Роспись ткани
по эскизам
Пробники
Работа над деталями
костюма
Выкройки
Перенос рисунка
Роспись деталей
(акварель, краски для
ткани)

Практическая
работа
Практическая
работа

6
7.5

апрель

7

апрель

8

Май

май
9

май

4.5

наблюдени
е
Наблюден
ие
диагности
ка

6
Подбор аксессуаров
( головные
уборы ,украшения)
Раскрой и сборка
костюма
Декорирование
Примерка
Репетиция показа
Показ коллекции
На Вернисаже

Творческая
работа

3

Зачёт

Творческая
работа

4.5

Аттестаци
я

1.5
Творческая
работа

1.5

Конкурс

Методическое обеспечение
Информационное обеспечение программы методическими видами
продукции, необходимыми для ее реализации:
 Обучение по учебнику "Изобразительное искусство" Н.М.Сокольниковой.
ИЗО. 1- 4 класс. Методическое пособие
 Линия УМК В. С. Кузина. Изобразительное искусство (1-4)
 Линия УМК Е. А. Ермолинской. ИЗО (5-8)
 “Методические рекомендации по преподаванию изобразительного искусства”. С. А. Королёв.
Дидактический материал:
Проверочные тесты (Виды ИЗО: живопись, графика, скульптура, архитектура).
таблицы с поэтапной работой над изображением (Построение изображения
головы человека в пространстве), шаблоны предметов, а также материалы и
инструменты:
№ Материалы
Инструменты
1. Бумага формат А3: ватман Кисти №2, 5, 8, 11 (пони
круглая/синтетика)
2. Краски: акварель, гуашь
Карандаш простой: с маркировкой М
или B
(2М или 2В)
3. Пастель: масляная
Ластик
4.
Баночка для воды
5.
Палитра
Наглядный материал
Готовые работы, выполненные по теме конкретного занятия, портреты
художников, иллюстрации картин.
Описание общей методики работы
Специфика художественной направленности программы предполагает, что
большая часть занятий будет преимущественно строиться на выполнении
практических заданий с сопроводительным объяснением и индивидуальной
помощью педагога.
Как правило, процесс обучения можно представить в виде последовательности
следующих этапов:
1. Организационный. Организация рабочего места, создание психологического настроя на учебную деятельность и активация внимания.
2. Проверочный. Проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3. Подготовительный (подготовка к новому содержанию). Сообщение темы,
цели занятия и мотивация учебной деятельности детей.
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Использование наглядных
пособий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность
детей.
5. Основной. Выполнение практического задания.
6. Итоговый. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия.

7. Рефлексивный. Самооценка детьми результативности работы, своего эмоционального состояния.
Методы обучения
 Объяснительно-иллюстративный
 Творческие задания
 Упражнения
 Частично-поисковый
 Проблемный
 Исследовательский
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии
обучения:
 здоровьесберегающие;
 проблемные;
 поисковые;
 пояснительно-иллюстративные;
 личностно-ориентированные;
 дифференцированного обучения;
 творческого обучения;
Форма организации занятий групповая и
по
необходимости, в связи с занятостью детей в школе )

подгруппам ( по

Методики и технологии - системный подход, индивидуальное обучение,
личностно- ориентированный подход, разноуровневое обучение,
дифференцированное обучение.
Дидактический материал - изготовление рисунков к новым темам,
выкроек для костюмов, видео и музыкальная подборка материала,
подбор материала из интернета с показом на большом экране ТВ.
Формы контроля - вводный контроль (для 1-го г.о.),
промежуточная аттестация ( Таблицы результативности образовательного
процесса ,участие в выставках, конкурсах) ,итоговая аттестация ( участие
в выставке выпускников и зачёт по теории ( заполнение опросного листа
« Перечень теоретических знаний и практических умений» )
Техническое оснащение занятий - телевизор с ДВД плеером, ноутбук,
музыкальный центр, фото и кинокамеры и др.

Литература для педагога:
1. Неменский Б. А. «Мудрость красоты» - М. Просвещение1987 г.
2. Шпикалова Т. Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования» М.: Просвещение, 1984
3. Уткин П. И. «Народные художественные промыслы» М.: Детская книга, 2005
4. Извекова Е. Д. «Образы животных в творчестве детей — М.: Детская книга,
2011.
5. «Радужный мир». Учебное пособие в 2-частях. Издательский дом
«Фёдоров», 2013
6. Грехэм Лесли Маккэлэм «4000 узоров, декоративных мотивов и орнаментов»АСТ, Апрель, 2005
7. Журналы: «Юный художник», «Художник», «Декоративное искусство»
8. Материалы из интернета, видео фильмы и др.
Литература для детей:
1. Журнал «Юный художник»
2. Журнал «Картинная галерея»
3. Альбом «Шедевры государственного музея изобразительного искусства
имени А.С. Пушкина»
4. Альбомы «Палехская миниатюра», « Декоративно-прикладное творчество»
5. Сказки А.С. Пушкина, Русские народные сказки др.
6. Детская энциклопедия.
7. Сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и др.
8. Материалы из интернета , видеоматериал.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Входной (промежуточный, итоговый) контроль по направлению: _____________________
Календарный учебный год: ________________________________________
Название коллектива: _____________________________________________
Программа: ______________________________________________________
Группа: _________________________________________________________
Педагог: ________________________________________________________
Дата: ___________________________________________________________
№
п/п

Фамилия, имя
обучающегося

Практические
навыки

1
2
(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
1- Уровень низкий
3 -Уровень средний
5 -Уровень высокий

Теоретические
знания

Мотивация

Воспитанность


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».