ПОЛОЖЕНИЕ об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» города Смоленска I. Общие положения 1.1. Положение разработано в соответствии с Законом РФ от 29.11.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», «Порядком организации и осуществления общеобразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденным приказом Министерства просвещения РФ №629 от 27.07.2022г., «Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» города Смоленска (далее – МБУ ДО «ДТДМ»). 1.2. Настоящее Положение регулирует обучение и использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по образовательным программам, реализуемым МБУ ДО «ДТДМ» с использованием своей материально-технической и коммуникационной базы. 1.3. Электронное обучение (далее – ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение может также осуществляться по совместным учебным программам различных образовательных организаций. Правила применения технологий дистанционного обучения в этих случаях регулируются нормативными документами Министерства просвещения Российской Федерации, Минобрнауки России, а также договорами между образовательными организациями. 1.4. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. 1.5. Основными целями электронного обучения являются: - предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения); - увеличение контингента обучающихся в образовательной организации за счет предоставления образовательных услуг в максимально удобной форме. 1.6. Электронное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющий осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и обучающимся. 1.7. Образовательный процесс, реализуемый с применением дистанционных образовательных технологий, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, не имеющих возможности ежедневного посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны образовательной организации, а также регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся. Дистанционная форма обучения при необходимости может реализовываться комплексно с традиционной, семейной и другими, предусмотренными законом РФ «Об образовании» формами его получения. 1.8. Главными целями электронного обучения как важной составляющей в системе непрерывного образования являются: - обеспечение равных возможностей обучающихся к получению качественного образования; - предоставление обучающимся возможности освоения дополнительных общеобразовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения); - создание условий для образования обучающихся в соответствии с их интересами, способностями, потребностями; - создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в области дополнительного образования без отрыва от основной учебы. 1.9. Использование ЭО, дистанционных образовательных технологий способствует решению следующих задач: - повышение эффективности образовательной деятельности обучающихся; - повышение эффективности организации образовательного процесса; - повышение эффективности использования учебных помещений; - повышение доступа к качественному образованию. 1.10. Основными принципами применения ЭО, дистанционных образовательных технологий являются: - принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (электронная почта, интернет-конференции, онлайн-уроки и др.); - принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях образовательного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и т.д.; - принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; - принцип модульности, позволяющий использовать обучающемуся и педагогу необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов; - принцип оперативности и объективности оценивания достижений обучающихся, текущего контроля усвоения знаний, промежуточной аттестации обучающихся. II. Организация процесса электронного обучения 2.1. Выделяются следующие направления организации электронного обучения: - повышение качества и обеспечение возможности дополнительного образования в МБУ ДО «ДТДМ»; - обеспечение доступности дополнительного образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющих возможности регулярно посещать образовательную организацию (находящиеся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.); - обеспечение доступности дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов; - обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях карантина. 2.2. МБУ ДО «ДТДМ» вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. 2.3. Процесс обучения с использованием дистанционных образовательных технологий может осуществляться в смешанной форме освоения дополнительных общеобразовательных программ: очной, очно-заочной. Допускается отсутствие аудиторной нагрузки. 2.4.Соотношение объема проведенных аудиторных (теоретических) и практических занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательной организацией и соответствующей образовательной программой. 2.5.МБУ ДО «ДТДМ» в соответствии с Уставом может реализовывать с использованием дистанционных образовательных технологий дополнительные общеобразовательные программы, как на бюджетной, так и на внебюджетной основе (на договорной основе). 2.6.Пи использовании дистанционных образовательных технологий МБУ ДО «ДТДМ» обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, содержащему: - учебный план МБУ ДО «ДТДМ»; - дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу; - необходимые учебные материалы; - практикум или практическое пособие, тестовые материалы для контроля качества усвоения материала; - методические рекомендации для обучающегося по освоению дополнительной общеобразовательной программы, организации самоконтроля, текущего контроля; - дидактические пособия, позволяющие обеспечить освоение и реализацию дополнительной общеобразовательной программы. Учебно-методический комплекс может быть при необходимости дополнен справочными изданиями и словарями, периодическими, отраслевыми и общественно-политическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на сайты, справочными системами, электронными словарями и другими электронными образовательными ресурсами. 2.7.МБУ ДО «ДТДМ» устанавливает порядок и формы доступа к используемым образовательной организацией информационным ресурсам при реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий. 2.8.МБУ ДО «ДТДМ»: - выявляет потребности обучающихся в электронном обучении или углублении, расширении знаний по отдельным программам; - принимает на педагогическом совете решение об использовании электронного обучения, применении дистанционных образовательных технологий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся; - включает часы электронного обучения в учебное расписание МБУ ДО «ДТДМ». Занятия, реализуемые с использованием дистанционных образовательных технологий, и требующие обязательного синхронного участия обучающихся и педагогических работников, относятся к аудиторным часам педагога. 2.9. МБУ ДО «ДТДМ» ведет учет и хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ. III. Заключительные положения 3.1. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового Положения.