27.01.2022
Как
давно это было, но чем дальше уходят эти дни, тем тяжелее становится груз,
лежащий на наших плечах. Мы не имеем права забывать обо всех жертвах,
принесенных нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на
фронте и в тылу. И в нашем XXI веке необходимо знать и помнить, о том, что
выдержали, через что прошли и как выстояли наши дедушки и прадедушки, бабушки и
прабабушки.
Война
началась в воскресенье, ранним июньским утром. Наши войска не были готовы к
жестокому напору фашистов и с огромными потерями отступали. Отступали, оставляя
за собой города и села.
Сегодня
нашу беседу мы посвятим одному из таких городов, о самой страшной трагедии
Великой Отечественной войны.
Стоит
над Невой город Большой и красивый город – герой, город – солдат,
город-труженик. У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Ни
раз за свою историю город менял имя.
Но
сегодня мы будем говорить о Ленинграде, да именно о том Ленинграде, страшном,
темном и голодном.
История
знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Одной из таких
эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой
была оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Немецко-фашистское
командование поставило задачу завладеть городом, сравнять его с землёй и
сделать необитаемым. Не удалось! За три недели город не сдался. Тогда Адольф
Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя», - цинично
говорил он.
8
сентября город был окружён с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Это
значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. В
воздухе совершались налеты, в которых участвовали 276 фашистских самолётов, в
течение дня Ленинград бомбили 6 раз. Никто не мог приехать в город. Нет
возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла… Немцы разбомбили
продовольственные склады.
Ленинградцы
поднялись на защиту Родины. Во главе обороны стояли маршал Леонид Александрович
Говоров и генерал-полковник Андрей Александрович Жданов. Ленинград и его
пригороды превратились в мощный укрепленный район. В большинстве домов в
результате бомбёжек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой.
Перестали работать электростанции, в домах и днём было темно. С приходом
холодов замерзли водопроводные и канализационные трубы. Людям приходилось
ходить за водой на реку Неву.
В
Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению
была снижена. Ладожское озеро перемерзло.
В
декабре население стало получать самую низкую норму за все время блокады – 125
граммов. Хлеб был сырой и состоял на две трети из древесной целлюлозы и
пшеничной пыли с мельницы.
Чтобы
заполнить ни с чем не сравнимые страдания от голода люди сдирали обои со стен,
чтобы съесть клестер, ловили грачей, собак и даже кошек.
Начался
сильный голод.
Ленинградцы
начали умирать от голода: умирали по дороге на работу, дома, у станка. За все
время блокады -900 дней, от голода умерло 641 тысяча жителей. Умирали целыми
семьями.
Ужасы
блокады Ленинграда донесла до нас одна маленькая девочка Таня Савичева,
которая, теряя силы от голода, писала неровно и скупо в своем дневнике
небольшие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники. «Бабушка
умерла 25 января...», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая в 7.30 утра...»,
«Умерли все. Осталась одна Таня».
Сама
Таня умерла от дистрофии 1 июня 1944г. Дневник девочки стал обвинительным
документом в 1945 году на судебном Нюрнбергском процессе над фашистами.
В
1941 году город умирал, но голодные люди продолжали работать и выпускать
военную продукцию, работать на радио, издавать книги, ставились спектакли.
22
ноября 1941 года по Ладоге возобновила действие Дорога жизни. 60 автомашин вышли
в свой первый ледовый рейс.
Трещит,
прогибается под машинами лед. «Вдруг не выдержит. Так и есть! Провалилась одна
машина! Водитель успел выскочить, а машина затонула, но остальные прошли». Днем
и ночью шли полуторки ГАЗ по ледовой трассе, под бомбами, под снарядами.
Весной
стало легче. Появилась первая трава и меню ленинградцев стало «очень богатым»:
-
щи из подорожника,
-
биточки из лебеды,
-
котлеты из свекольной ботвы.
А
фашисты продолжали бомбить город!
Герои
- защищать небо.
Одним
из таких стал Алексей Севастьянов. Он вел в небе над городом бой с фашистским
бомбардировщиком. У Алексея закончились патроны. Люди на крышах, наблюдавшие за
боем, замерли. Севастьянов направил свой самолет на врага и мотором ударил
фашистский самолет. Тот вспыхнул и полетел вниз... На крышах домов раздались
аплодисменты и крики «браво»! самолет противника рухнул. Гитлеровские летчики
спустились на парашютах и были взяты в плен. Алексей благополучно защищал и
дальше ленинградское небо.
Но самое страшное,
это блокада глазами детей…
Когда
замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения
400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их
хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек.
Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой
ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на
бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город…
Александр
Фадеев в путевых заметках "В дни
блокады" писал: "Дети
школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со
своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.
Великий труд охраны и спасения города, обслуживания
и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили
десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в
городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на
Неве, стояли в очередях за хлебом...
И они были равными в том поединке благородства,
когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то
же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом
поединке".
У
них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях
голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с
особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. Откройте
сегодня монографию "Рисуют дети блокады".
Шурик
Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл
свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в
центре.
«Что ты нарисовал!» – спросила
воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка.
Больше не знаю ничего".
Они
были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же.
Единственной
транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала
"Дорога жизни", проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по
этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1
миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. Война
разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие
не вернулись обратно.
Существование
в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда.
Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало
не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по
домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили
дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали
перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от
истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.
Несмотря
на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии
и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение
детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к
учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах
Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.
В
условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной
города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на
каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с
этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во
время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или
артобстреле.
Ученики
быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях,
другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному
учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый
учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее,
интереснее, содержательнее.
"К урокам готовлюсь по-новому, – писала
осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова
– Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома;
значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это
тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько
тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать
им, как тебе трудно, тоже нельзя".
Учиться
в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали
топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало
необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и
изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.:
больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не
отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали
чернила.
Рассказывая
об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем
коллективном дневнике:
"Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый
зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в
единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода,
который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему
телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный
дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно
невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных
уборах... "
Учеников,
продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли
«зимовщиками».
К
скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из
продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки
тысяч школьников были эвакуированы из города.
Наступил
1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в
незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в
школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с
подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим
большим праздником.
Одна
из учениц писала об этой новогодней елке:
"6
января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала
пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и
сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали
суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго
останется в памяти".
Были
и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов:
"Из
содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2
мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение".
Для
учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им.
Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что
во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре
драмы им. Пушкина был дан спектакль "Дворянское гнездо", в Большом
драматическом – "Три мушкетера". В Малом оперном театре праздник
открылся спектаклем "Овод".
А
весной у школьников началась "огородная жизнь". Весной 1942 года в
опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В
12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и
пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.
Чтобы
они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли
деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали
приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя
на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их
руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"
Сотни
юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями "За оборону
Ленинграда". Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они
прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел,
в которых они не участвовали.
Расчистка
чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов,
очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля,
работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На
равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и
девочки со своими сверстниками – "сыновьями полков", получившими
награды на полях сражений.
Вот
такое детство было у блокадного Ленинграда.
27
января 1944 года в результате операции советских войск блокада была снята.
Страшным
был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Это им посвящены
печальные и торжественные слова, начертанные на стене Пискаревского кладбища в
Ленинграде: «Никто не забыт и ничто не забыт».
641
тысяча жителей блокадного города погибли от голода. В новогоднем приказе Гитлер
благодарил своих солдат «за создание невиданной в истории мира блокады» и
уверял, что скоро Ленинград «как спелое яблоко упадет к нашим ногам». Но яблоня
выстояла – яблоня жизни, яблоня героического народа.
Российское
правительство объявило 27 января Днем Воинской славы. Это день героизма и
самоотдачи советского населения.
Много
людей и по-разному проявляют свое уважение к героям тех времен: снимают фильмы
и различные передачи, пишут книги, стихи, песни, рисуют картины. Мы же
предлагаем вам посмотреть новые короткометражные фильмы «Перерыв на кино» и
посмотреть о жизни тех страшных дней. Первый эфир состоялся 8 сентября 2021 года и был посвящен
Ccылка на видео
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.01.2022
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 27.01.2022