"Технология эффективного общения". Педагог: Сидоренкова М.А.

22.12.2021

«Говорят, что природа для того

каждому дала два уха и один язык,

чтобы говорить меньше, чем слушать».

Плутарх

«Если вы хотите понравиться людям,

соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем.

Поощряйте других людей говорить о себе».

Д. Карнеги


В век современных средств связи и коммуникаций остро стоит проблема умения общаться, как у детей, так и у взрослых.

Умение слушать по-настоящему - одно из самых трудных, это - наивысшая форма вежливости! Без умения слушать эффективное общение невозможно, но в наше время — это умение уже пора заносить в Красную книгу. Поскольку общение теперь все больше и больше идет по визуально-текстовым каналам связи (электронная почта, чаты, форумы и т. п.), умение слушать притупляется в нас все сильнее.

Существует много причин, по которым мы оказываемся неспособными к активному слушанию, и не последняя из них - нам просто не хочется лишний раз напрягаться. Или, возможно, нам не привили умения слушать. Если мы с детства привыкли к тому, что нас никто не слушает, будем ли мы стараться слушать других? Да нам просто не от кого было перенять это искусство!

В таком случае нужно, прежде всего, открыть свой ум для восприятия и искренне захотеть научиться активному слушанию: ведь, в конце концов, умение слушать - признак хорошей воспитанности. Но каковы же препятствия, стоящие на пути к настоящему слушанию?

  

Прежде чем начать обсуждение по нашей теме, стоит привести пример разговора двух старушек:

 

А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну "лычку"! Теперь он у меня сержант.

 

Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась - сил совсем нет.

 

А: Вот я и говорю, может быть теперь ему отпуск дадут.

 

Б: Да, отпуск - это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.

 

Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают — это очень неприятно.

  

Техника слушания

 

Можно выделить следующие виды слушания:

 

·       нерефлексивное (пассивное),

Умение молчать и не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. В процессе слушания может быть выражены понимание, одобрение, поддержка. Ответы минимальные: наклон головы, реплики: «ДА, да», «понимаю», «приятно это слышать»

 

·       эмпатическое.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

 

·       рефлексивное (активное),

Объективная обратная связь с говорящим. Используется с целью помочь говорящему выразить свои проблемы. Используют приемы:

 

Выяснения: Обращение к говорящему за уточнением.

 

Используются фразы:

 

- Пожалуйста, уточните это…

 

- Я не понял, что ты имеешь ввиду…

 

- Повторите еще раз… и др.

 

В процессе общения внимание фокусируется на сообщение, а не на личности говорящего.

 

Перефразирование: значит сформулировать ту же мысль, но иначе. Используются фразы:

 

- Как я понял вас..

 

- По- вашему мнению…

 

- Другими словами вы считаете… и др.

 

При перефразировании нас интересует смысл и идеи, а не чувство собеседника. Если его понимают неправильно, то вносится своевременно изменения в сообщение.

 

Отражение чувств. Акцент делается не на содержание сообщения, а на отражение чувств говорящего и его эмоциональное состояние. Мы показываем говорящему, что понимаем его состояние.

 

Фразы:

 

- Мне кажется вы себя чувствуете…

 

Вы чувствуете себя… и др.

 

Резюмирование. Резюмирующие ответы обобщают идеи и чувства говорящего. В резюме используют формулировки собеседника и добавляют свое видение. Фразы:

 

- То, что в данный момент сказали, может означать…

 

- Если подытожить сказанное вами, то … и др.

 

Когда мы проговариваем или кто-то нашу фразу проговорил, мы на проблему начинаем смотреть иначе. В человеческом контакте мы пытаемся выглядеть умными. Не надо этого делать.Хочу такой сайт

  

Чувствуйте собеседника.

 

Внимательно слушайте, повторяйте в диалоге его фразы, пусть он повторит свою проблему, дайте возможность собеседнику почувствовать себя комфортно.

 

У собеседника начнут рождаться свои выводы, решения, свой путь поиска.

 

Слушая, старайтесь понять, а не искать поводов для раздражений.

 

Слушая, чаще улыбайтесь, кивайте головой, смотрите собеседнику в глаза и все время поддакивайте.

 

Задавайте вопросы и постоянно уточняйте. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.

 

Всегда выслушивайте собеседника до конца. Слушать с должным вниманием то, что вам хочет сообщить собеседник, — это не только знак внимания к нему, но и наша профессиональная обязанность.

 

Чтобы люди лучше чувствовали и понимали друг друга, не менее важны и другие способы общения: мимика, жесты, позы и т. п. У вас на столах представлена таблица значений некоторых из них.

 

Задание:

 

Используя технику слушания расскажите подробно вашим родным или друзьям, как у вас прошел день ( с утра и до момента рассказывания). (На это 6 минут)

 

Вопрос:

 

Что вы чувствовали во время разговора, какие трудности испытывали?

 

Упражнение формирует способность слушать и слышать друг друга, лучше понимать другого человека и воспринимать то, что он говорит.

 

Задание: Попросите помочь вам ваших родных или друга.

 

Возьмите интервью друг у друга по памятке.

 

Памятка для интервью

 

Ф.И.О.

Биография:

Имена родителей

Профессия родителей

Наличие и кол-во сестер и братьев

Место рождения

Школьная активность

Хобби

Интересные места, где он побывал

Награды и поощрения за работу

Что раздражает

Планы на будущее

Интересы партнера:

А сейчас в пункте И.Ф.О. вы уточните профессию, или род занятия . Это может быть вымысел, ваша мечта, даже самая невероятная (президент, космонавт и т.д.)

 

Когда вы отработали в парах интервью, в группе вы представляете друг друга, выступая в роли телеведущего, который должен познакомить зрителей со своим героем.

 

Ставиться вопрос:

 

Какие чувства, ощущение вы испытывали в роли героя передачи и в роли телеведущего. В какой роли комфортнее и почему? 

 

Притча: «Как важно правильно слушать».

 

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…». «Не желаю больше слушать!» — перебил царь запыхавшегося гонца. — «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»

 

Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам.

 

Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

 

— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»? — «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»? — «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.

 

А теперь попробуйте выразить свое отношение друг другу при помощи невербальных методов (жесты, позы и т.д.)

 

На этом наше занятие подошло к концу. Вместе с вами мы выяснили, что общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Сделали выводы о том, как же важно научиться общаться с друг другом и как сделать это правильно, ведь результат нашего общения может зависеть от каждой незначительной на первый взгляд мелочи.

   

Просмотров всего: , сегодня:

Технология эффективного общения.pdf (скачать) (посмотреть)
Основные рекомендации по использованию активного слушания.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 23.12.2021

Дата обновления: 23.12.2021

Дата публикации: 22.12.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».