22.12.2021
«Говорят, что природа для того
каждому дала два уха и один язык,
чтобы говорить меньше, чем слушать».
Плутарх
«Если вы хотите понравиться людям,
соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем.
Поощряйте других людей говорить о себе».
Д. Карнеги
В век современных средств связи и
коммуникаций остро стоит проблема умения общаться, как у детей, так и у
взрослых.
Умение слушать по-настоящему - одно из
самых трудных, это - наивысшая форма вежливости! Без умения слушать эффективное
общение невозможно, но в наше время — это умение уже пора заносить в Красную
книгу. Поскольку общение теперь все больше и больше идет по визуально-текстовым
каналам связи (электронная почта, чаты, форумы и т. п.), умение слушать
притупляется в нас все сильнее.
Существует много причин, по которым мы
оказываемся неспособными к активному слушанию, и не последняя из них - нам
просто не хочется лишний раз напрягаться. Или, возможно, нам не привили умения
слушать. Если мы с детства привыкли к тому, что нас никто не слушает, будем ли
мы стараться слушать других? Да нам просто не от кого было перенять это
искусство!
В таком случае нужно, прежде всего,
открыть свой ум для восприятия и искренне захотеть научиться активному
слушанию: ведь, в конце концов, умение слушать - признак хорошей воспитанности.
Но каковы же препятствия, стоящие на пути к настоящему слушанию?
Прежде
чем начать обсуждение по нашей теме, стоит привести пример разговора двух
старушек:
А:
А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну "лычку"! Теперь он у
меня сержант.
Б:
А у меня в последнее время печень совсем разболелась - сил совсем нет.
А:
Вот я и говорю, может быть теперь ему отпуск дадут.
Б:
Да, отпуск - это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.
Умение
слушать является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека,
который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем
гнев. Когда нас не слушают — это очень неприятно.
Техника
слушания
Можно
выделить следующие виды слушания:
· нерефлексивное
(пассивное),
Умение молчать и не
вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. В процессе слушания может
быть выражены понимание, одобрение, поддержка. Ответы минимальные: наклон
головы, реплики: «ДА, да», «понимаю», «приятно это слышать»
· эмпатическое.
Эмпатическое слушание
позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти
чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При
эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не
морализируют, не критикуют, не поучают.
· рефлексивное
(активное),
Объективная обратная
связь с говорящим. Используется с целью помочь говорящему выразить свои
проблемы. Используют приемы:
Выяснения:
Обращение к говорящему за уточнением.
Используются
фразы:
-
Пожалуйста, уточните это…
-
Я не понял, что ты имеешь ввиду…
-
Повторите еще раз… и др.
В
процессе общения внимание фокусируется на сообщение, а не на личности
говорящего.
Перефразирование:
значит сформулировать ту же мысль, но иначе. Используются фразы:
-
Как я понял вас..
-
По- вашему мнению…
-
Другими словами вы считаете… и др.
При
перефразировании нас интересует смысл и идеи, а не чувство собеседника. Если
его понимают неправильно, то вносится своевременно изменения в сообщение.
Отражение
чувств. Акцент делается не на содержание сообщения, а на отражение чувств
говорящего и его эмоциональное состояние. Мы показываем говорящему, что
понимаем его состояние.
Фразы:
-
Мне кажется вы себя чувствуете…
Вы
чувствуете себя… и др.
Резюмирование.
Резюмирующие ответы обобщают идеи и чувства говорящего. В резюме используют
формулировки собеседника и добавляют свое видение. Фразы:
-
То, что в данный момент сказали, может означать…
-
Если подытожить сказанное вами, то … и др.
Когда
мы проговариваем или кто-то нашу фразу проговорил, мы на проблему начинаем
смотреть иначе. В человеческом контакте мы пытаемся выглядеть умными. Не надо
этого делать.
Чувствуйте
собеседника.
Внимательно
слушайте, повторяйте в диалоге его фразы, пусть он повторит свою проблему,
дайте возможность собеседнику почувствовать себя комфортно.
У
собеседника начнут рождаться свои выводы, решения, свой путь поиска.
Слушая,
старайтесь понять, а не искать поводов для раздражений.
Слушая,
чаще улыбайтесь, кивайте головой, смотрите собеседнику в глаза и все время
поддакивайте.
Задавайте
вопросы и постоянно уточняйте. Это подбадривает говорящего и показывает ему,
что вы слушаете.
Всегда
выслушивайте собеседника до конца. Слушать с должным вниманием то, что вам
хочет сообщить собеседник, — это не только знак внимания к нему, но и наша
профессиональная обязанность.
Чтобы
люди лучше чувствовали и понимали друг друга, не менее важны и другие способы
общения: мимика, жесты, позы и т. п. У вас на столах представлена таблица
значений некоторых из них.
Задание:
Используя
технику слушания расскажите подробно вашим родным или друзьям, как у вас прошел
день ( с утра и до момента рассказывания). (На это 6 минут)
Вопрос:
Что
вы чувствовали во время разговора, какие трудности испытывали?
Упражнение
формирует способность слушать и слышать друг друга, лучше понимать другого
человека и воспринимать то, что он говорит.
Задание:
Попросите помочь вам ваших родных или друга.
Возьмите
интервью друг у друга по памятке.
Памятка
для интервью
Ф.И.О.
Биография:
Имена
родителей
Профессия
родителей
Наличие
и кол-во сестер и братьев
Место
рождения
Школьная
активность
Хобби
Интересные
места, где он побывал
Награды
и поощрения за работу
Что
раздражает
Планы
на будущее
Интересы
партнера:
А
сейчас в пункте И.Ф.О. вы уточните профессию, или род занятия . Это может быть
вымысел, ваша мечта, даже самая невероятная (президент, космонавт и т.д.)
Когда
вы отработали в парах интервью, в группе вы представляете друг друга, выступая
в роли телеведущего, который должен познакомить зрителей со своим героем.
Ставиться
вопрос:
Какие
чувства, ощущение вы испытывали в роли героя передачи и в роли телеведущего. В
какой роли комфортнее и почему?
Притча:
«Как важно правильно слушать».
В
давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал
и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать
поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали
ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…».
«Не желаю больше слушать!» — перебил царь запыхавшегося гонца. — «Доложи своему
царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»
Тут
он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его
владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад
докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение,
он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она —
много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим
сторонам.
Наконец
оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы
обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам,
второй царь спросил первого:
—
Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а
если не дашь, то…»? — «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел
сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»? —
«…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.
А
теперь попробуйте выразить свое отношение друг другу при помощи невербальных
методов (жесты, позы и т.д.)
На
этом наше занятие подошло к концу. Вместе с вами мы выяснили, что общение является
неотъемлемой частью нашей жизни. Сделали выводы о том, как же важно научиться
общаться с друг другом и как сделать это правильно, ведь результат нашего
общения может зависеть от каждой незначительной на первый взгляд мелочи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.12.2021
Дата обновления: 23.12.2021
Дата публикации: 22.12.2021