Семинар для педагогов дополнительного образования образовательных организаций города Смоленска в рамках реализации программы школы «Путь к мастерству»

15.12.2021

Уважаемые педагоги!

Школа для педагогов дополнительного образования «Путь к мастерству», структурное подразделение Ресурсного информационно-методического центра сопровождения в сфере дополнительного  образования и воспитательной работы МБУ ДО «ДТДМ», продолжает свою работу.

Семинар, запланированный на 15.12.2021 года в рамках реализации программы школы, проходит в дистанционном формате.

Приглашаем вас принять в нем участие.

 

 Программа семинара и ссылки на образовательный контент

 

1.    Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности педагога. /Белова Н.С., методист МБУ ДО «ДТДМ»/.

 

                                                         Составитель:                            

                                                  Белова Н.С./методист МБУ ДО «ДТДМ»/

 

Педагогическое общение -  путь к совершенствованию профессиональной компетенции педагога

   

      В современном мире профессия «педагог» имеет огромный смысл. По мнению общества, педагог должен обладать различными качествами, знаниями, навыками и умениями для того, чтобы обучать и воспитывать детей. Для преподавателя очень важны его профессиональные качества. Такие качества формируются еще на профессиональной ступени образования. Этот термин обозначает индивидуальные свойства личности педагога, как субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для осуществления профессиональной деятельности на нормативно заданном уровне. Многие исследователи говорят о том, что профессионально важные качества могут рассматриваться совместно с результативными параметрами деятельности, то есть качеством, производительностью, надежностью и так далее. В профессионально важные качества педагога входят различные компетенции.

      Компетенция — это совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения на том или ином уровне, а также способность к выполнению определенной деятельности на основе полученных знаний, умений и навыков. А также компетентность определяется как многоплановая интегративная характеристика личности, которая не идентична сумме предметных знаний, умений, навыков. То есть компетентность является комплексным личностным ресурсом педагога, который приобретается в процессе практической деятельности, а также обусловливается процессом интериоризации теоретического и практического опыта.

      Профессионально-педагогическая компетентность — совокупность компетенций и профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих способность и готовность специалиста к продуктивной профессионально-педагогической деятельности. А. К. Маркова выделяет следующие виды профессиональной компетентности:

-специальная, или деятельностная профкомпетентность. Этот компонент означает владение своей деятельностью на высоком профессиональном уровне. А также включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

- социальная профкомпетентность. Данная составляющая характеризует владение способами совместной профессиональной педагогической деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе педагогов. Также сюда относят владение приемами профессионального общения.

- личностная профкомпетентность. Этот компонент характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. А также в этот компонент входят способность педагога планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. -----------индивидуальная профкомпетентность. Сюда относится владение педагогом приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации. Помимо этого, автор отмечает, что способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности также считается одной из профессиональных компетенций.

А.К.Маркова упоминает также такой вид компетентности как – экстремальная компетентность, когда человек готов к работе во внезапно усложнившихся условиях деятельности.

      Теперь обратимся к понятию компетентность в общении педагога.

      Педагогическое общение. Под этим термином понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, преимущественно с учениками, родителями, администрацией и коллективом. В психологии этот термин приравнивается к понятию коммуникативной компетентности. Майкл Аргайл выделил следующие компоненты коммуникативной компетентности: − межличностная сенситивность. То есть способность педагога точно владеть межличностным восприятием. − социальная идентификация. Это означает умение педагога поставить себя на место другого человека, увидеть ситуацию его глазами, умение давать позитивную обратную связь. То есть наличие у педагога навыков выражения одобрения и оказания поддержки − эмоциональная устойчивость. Это означает, что педагог должен уметь сохранять эмоциональное равновесие, спокойствие в эмоционально трудных коммуникативных ситуациях. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, о том, что общее понятие компетентности состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения. Компетентность во взаимодействии с ребенком — одно из основных составляющих его профессионализма, поскольку развитие ребенка происходит именно в общении. И от того, как построен процесс общения, зависят результаты образования. Педагог желающий установить хорошую атмосферу в общении, должен предложить ребенку предмет разговора, который ему интересен, т. е. нужно знать реальные интересы ребенка или группы детей. При общении с детьми очень важно выбрать нужный тон и стиль общения. В отношениях с ребенком также важны такие составляющие как простота и естественность. Учитель компетентный в общении не будет разговаривать с детьми ни назидательным, ни искусственным тоном, не допустит панибратства. Составляющим элементом компетентности учителя является умение управлять своим вниманием и вниманием детей. Очень важно умение по внешним признакам определять душевное состояние ребенка и, уже затем выбирать педагогические действия. Это качество является составляющей основой педагогического такта. Компетентному педагогу присуще и чувство темпа. Особую роль в общении играют поза, мимика, жесты, взгляд. Учеными доказано, что поглаживания, прикосновения, рукопожатия являются биологически необходимой формой стимуляции. Взаимодействуя с ребенком, необходимо также учитывать возможность разных позиций в процессе общения. Наиболее благоприятную атмосферу общения создает позиция равноправного партнерства. Таким образом, наибольшее значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то, каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их мотивации. Полноценное сотрудничество между учителем и учеником, наличие эффективной коммуникации оказывает влияние на стремление к творчеству, учебному процессу, постановке и достижении целей, постановке задач и работы над ними, желании экспериментировать, вести исследовательскую деятельность, участвовать в конференциях, олимпиадах. Таким образом, понятие компетентности в общении педагога напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя и является средством достижения педагогического мастерства.

Требования к организации педагогического общения

Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями образования и, соответственно, общения, необходимого для его осуществления. При этом указанные цели и ценности должны быть приняты всеми участниками общения как субъектами этого процесса в качестве императива их индивидуального поведения.

Таким образом, педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учащимися и педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной деятельности.

Поэтому для правильной организации эффективного педагогического общения будущему преподавателю необходимо понимать цель и содержание этого общения, знать его функции и средства, виды и стили педагогического общения, его общую структуру и различные модели.

Специфика педагогического общения в том, что оно представляет собой сложный и противоречивый диалог, поскольку в нем одновременно участвует много субъектов, происходит своеобразное взаимодействие интеллектов, эмоциональных сфер, воли, характеров различных по возрасту, статусу, уровню развития участников. Поэтому педагогическое общение по своему характеру может быть различным: оно может происходить в форме сотрудничества, соперничества, конфликта и даже конфронтации. Выбор педагогом той или иной формы общения определяется профессиональной мотивацией, особенностями личности учителя, состоянием его эмоциональной сферы, коммуникативными способностями и творческой индивидуальностью педагога, а также прошлым опытом общения, сложившимся характером взаимоотношений педагога и воспитанников, спецификой ситуации взаимодействия, особенностями ученической группы и воздействиями со стороны учеников.

Еще одна особенность педагогического общения в том, что оно одновременно выполняет обучающую и воспитывающую функции. Обучающая функция является ведущей и состоит в трансляции учителем общественного знания и координации совместных с обучающимися действий в учебном процессе и формировании личности. Как отмечает А.Б. Добрович

«какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждение в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд... Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в сочетании с благородной скромностью - тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человеческому разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов...».

По мнению американского психолога Роджерса, эффективное педагогическое общение выполняет ещё и психотерапевтическую функцию  облегчения, фасилитации общения. Эта функция столь важна, что К. Роджерс называет педагога, прежде всего, фасилитатором обучения и общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, проявить то, что в нём есть позитивного. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная атмосфера помогает, облегчает обучение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.

Эффективное педагогическое общение осуществляется на основе учебного сотрудничества и предполагает следующие способности педагога:

  • пристальное внимание к мыслительному процессу ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки, одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена;
  • эмпатия - умение поставить себя на место ученика, понять цель и мотивы его поведения, а значит, и его самого, что позволяет прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее;
  • доброжелательность, заинтересованность в успехе ученика;
  • рефлексия - непрерывный анализ своего поведения и деятельности, управляющих деятельностью учеников и введение максимально быстрых поправок в учебный процесс.

Типы педагогического общения

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.

1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.Хочу такой сайт

2.Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

3.Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский). Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:

1.Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии;

2.Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;

3.Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;

4.Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;

5.Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;

6.Принуждающий, основанный на давлении.

Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е. всецело зависят от личности педагога.

В.А. Калик выделяет следующие стили общения:

1.Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2. Общение на основе дружеского расположения;

3. Общение-дистанция;

4. Общение-устрашение;

5. Общение-заигрывание.

Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Идти с детьми к цели – один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций. Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.

Список используемой литературы

1.Детская практическая психология. Под редакцией проф. Марцинковской Т. Д. Москва, 2001г, С.122-127

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1987 г., С. 47

3. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. – 1985 г, С. 85-88

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю.. Педагогический словарь. Москва, 2003.С. 94.

 5.Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения Москва : Академия, 2002, 

 

 

   2. Смоленская глиняная игрушка. /Багдасарьян А.В., педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДТДМ»/.

https://disk.yandex.ru/i/-1XE4-JmqS6izQ

Уважаемые коллеги!

Благодарим за участие в семинаре. До новых встреч.

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 14.12.2021

Дата обновления: 15.12.2021

Дата публикации: 15.12.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».