15.12.2021
Уважаемые педагоги!
Школа для педагогов
дополнительного образования «Путь к мастерству», структурное подразделение
Ресурсного информационно-методического центра сопровождения в сфере
дополнительного образования и воспитательной работы МБУ ДО «ДТДМ»,
продолжает свою работу.
Семинар,
запланированный на 15.12.2021 года в рамках реализации
программы школы, проходит в дистанционном формате.
Приглашаем вас принять
в нем участие.
Программа семинара и
ссылки на образовательный контент
1.
Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной
компетентности педагога. /Белова Н.С., методист МБУ ДО «ДТДМ»/.
Составитель:
Белова Н.С./методист МБУ
ДО «ДТДМ»/
Педагогическое общение - путь к совершенствованию профессиональной компетенции
педагога
В современном мире профессия «педагог»
имеет огромный смысл. По мнению общества, педагог должен обладать различными
качествами, знаниями, навыками и умениями для того, чтобы обучать и воспитывать
детей. Для преподавателя очень важны его профессиональные качества. Такие
качества формируются еще на профессиональной ступени образования. Этот термин
обозначает индивидуальные свойства личности педагога, как субъекта
деятельности, которые необходимы и достаточны для осуществления профессиональной
деятельности на нормативно заданном уровне. Многие исследователи говорят о том,
что профессионально важные качества могут рассматриваться совместно с
результативными параметрами деятельности, то есть качеством,
производительностью, надежностью и так далее. В профессионально важные качества
педагога входят различные компетенции.
Компетенция — это совокупность знаний,
умений, навыков, формируемых в процессе обучения на том или ином уровне, а
также способность к выполнению определенной деятельности на основе полученных
знаний, умений и навыков. А также компетентность
определяется как многоплановая интегративная характеристика личности, которая
не идентична сумме предметных знаний, умений, навыков. То есть компетентность является комплексным
личностным ресурсом педагога, который приобретается в процессе практической
деятельности, а также обусловливается процессом интериоризации теоретического и
практического опыта.
Профессионально-педагогическая
компетентность — совокупность компетенций и профессионально значимых
качеств личности, обеспечивающих способность и готовность специалиста к
продуктивной профессионально-педагогической деятельности. А. К. Маркова
выделяет следующие виды профессиональной компетентности:
-специальная, или деятельностная
профкомпетентность. Этот компонент означает владение своей деятельностью на
высоком профессиональном уровне. А также включает не только наличие специальных
знаний, но и умение применить их на практике.
- социальная профкомпетентность. Данная
составляющая характеризует владение способами совместной профессиональной
педагогической деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном
сообществе педагогов. Также сюда относят владение приемами профессионального
общения.
- личностная профкомпетентность. Этот
компонент характеризует владение способами самовыражения и саморазвития,
средствами противостояния профессиональной деформации. А также в этот компонент
входят способность педагога планировать свою профессиональную деятельность,
самостоятельно принимать решения, видеть проблему. -----------индивидуальная профкомпетентность. Сюда
относится владение педагогом приемами саморегуляции, готовность к
профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие
устойчивой профессиональной мотивации. Помимо этого, автор отмечает, что
способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также
использовать их в практической деятельности также считается одной из
профессиональных компетенций.
А.К.Маркова
упоминает также такой вид компетентности как – экстремальная компетентность, когда человек готов к работе во
внезапно усложнившихся условиях деятельности.
Теперь обратимся к понятию компетентность в общении педагога.
Педагогическое
общение. Под этим термином понимается способность устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с другими людьми, преимущественно с
учениками, родителями, администрацией и коллективом. В психологии этот термин
приравнивается к понятию коммуникативной компетентности. Майкл Аргайл выделил
следующие компоненты коммуникативной компетентности: − межличностная
сенситивность. То есть способность педагога точно владеть межличностным
восприятием. − социальная идентификация. Это означает умение педагога поставить
себя на место другого человека, увидеть ситуацию его глазами, умение давать
позитивную обратную связь. То есть наличие у педагога навыков выражения
одобрения и оказания поддержки − эмоциональная устойчивость. Это означает, что
педагог должен уметь сохранять эмоциональное равновесие, спокойствие в
эмоционально трудных коммуникативных ситуациях. Из всего вышесказанного можно
сделать вывод, о том, что общее понятие компетентности состоит в наличии знаний
и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами
профессионального общения и поведения. Компетентность во взаимодействии с
ребенком — одно из основных составляющих его профессионализма, поскольку
развитие ребенка происходит именно в общении. И от того, как построен процесс
общения, зависят результаты образования. Педагог желающий установить хорошую
атмосферу в общении, должен предложить ребенку предмет разговора, который ему
интересен, т. е. нужно знать реальные интересы ребенка или группы детей. При
общении с детьми очень важно выбрать нужный тон и стиль общения. В отношениях с
ребенком также важны такие составляющие как простота и естественность. Учитель
компетентный в общении не будет разговаривать с детьми ни назидательным, ни
искусственным тоном, не допустит панибратства. Составляющим элементом компетентности
учителя является умение управлять своим вниманием и вниманием детей. Очень
важно умение по внешним признакам определять душевное состояние ребенка и, уже
затем выбирать педагогические действия. Это качество является составляющей
основой педагогического такта. Компетентному педагогу присуще и чувство темпа.
Особую роль в общении играют поза, мимика, жесты, взгляд. Учеными доказано, что
поглаживания, прикосновения, рукопожатия являются биологически необходимой
формой стимуляции. Взаимодействуя с ребенком, необходимо также учитывать
возможность разных позиций в процессе общения. Наиболее благоприятную атмосферу
общения создает позиция равноправного партнерства. Таким образом, наибольшее
значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то,
каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс
формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их
мотивации. Полноценное сотрудничество между учителем и учеником, наличие
эффективной коммуникации оказывает влияние на стремление к творчеству, учебному
процессу, постановке и достижении целей, постановке задач и работы над ними,
желании экспериментировать, вести исследовательскую деятельность, участвовать в
конференциях, олимпиадах. Таким образом, понятие компетентности в общении
педагога напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя и
является средством достижения педагогического мастерства.
Требования к организации педагогического общения
Педагогическое общение
является основной формой осуществления педагогического процесса. Его
продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями образования и,
соответственно, общения, необходимого для его осуществления. При этом указанные
цели и ценности должны быть приняты всеми участниками общения как субъектами
этого процесса в качестве императива их индивидуального поведения.
Таким образом,
педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и
развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между учащимися и
педагогами, порождаемый целями, характером и содержанием их совместной
деятельности.
Поэтому для правильной
организации эффективного педагогического общения будущему преподавателю
необходимо понимать цель и содержание этого общения, знать его функции и
средства, виды и стили педагогического общения, его общую структуру и различные
модели.
Специфика
педагогического общения в том, что оно представляет собой сложный и
противоречивый диалог, поскольку в нем одновременно участвует много субъектов,
происходит своеобразное взаимодействие интеллектов, эмоциональных сфер, воли,
характеров различных по возрасту, статусу, уровню развития участников. Поэтому
педагогическое общение по своему характеру может быть различным: оно может
происходить в форме сотрудничества, соперничества, конфликта и даже
конфронтации. Выбор педагогом той или иной формы общения определяется
профессиональной мотивацией, особенностями личности учителя, состоянием его
эмоциональной сферы, коммуникативными способностями и творческой
индивидуальностью педагога, а также прошлым опытом общения, сложившимся
характером взаимоотношений педагога и воспитанников, спецификой ситуации
взаимодействия, особенностями ученической группы и воздействиями со стороны
учеников.
Еще одна особенность педагогического
общения в том, что оно одновременно выполняет обучающую и воспитывающую функции. Обучающая функция является
ведущей и состоит в трансляции учителем общественного знания и координации
совместных с обучающимися действий в учебном процессе и формировании личности.
Как отмечает А.Б. Добрович
«какой бы предмет ни преподавал учитель,
он передаёт ученику, прежде всего убеждение в силе человеческого разума,
могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный
общественно полезный труд... Когда же учитель способен заодно
продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных
отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в
сочетании с благородной скромностью - тогда, невольно подражая такому педагогу,
младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человеческому
разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов...».
По мнению американского
психолога Роджерса, эффективное педагогическое общение выполняет ещё и психотерапевтическую функцию облегчения, фасилитации общения. Эта функция
столь важна, что К. Роджерс называет педагога, прежде всего, фасилитатором
обучения и общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя,
проявить то, что в нём есть позитивного. Заинтересованность в успехе ученика,
благожелательная атмосфера помогает, облегчает обучение, способствует
самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.
Эффективное
педагогическое общение осуществляется на основе учебного сотрудничества и
предполагает следующие способности педагога:
- пристальное внимание к мыслительному процессу
ученика (учеников), малейшее движение мысли требует немедленной поддержки,
одобрения, иногда просто знака, что мысль замечена;
- эмпатия - умение поставить себя на место ученика,
понять цель и мотивы его поведения, а значит, и его самого, что позволяет
прогнозировать деятельность ученика и управлять ею заранее;
- доброжелательность, заинтересованность в успехе
ученика;
- рефлексия - непрерывный анализ своего поведения и
деятельности, управляющих деятельностью учеников и введение максимально
быстрых поправок в учебный процесс.
Типы педагогического общения
В стиле педагогического
общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога,
сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая
индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль
общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его
профессионализм.
Общепринятой
классификацией стилей педагогического общения является их деление на:
авторитарный, демократический и либеральный.
1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает
доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и
инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных
воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего,
прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на
практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями
ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии
воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и
творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
2.Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность
этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на
привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел,
проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы
детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы
других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя
эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
3.Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).
Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность,
формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства,
основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от
ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода
к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком.
Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не
будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
Наряду с данной
классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б.
Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы,
на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и
демократическим целый ряд промежуточных:
1.Эмоциональный,
основанный на взаимной любви и симпатии;
2.Деловой, опирающийся
на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
3.Направляющий,
предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
4.Требовательный, когда
задачи стоят прямо перед воспитанниками;
5.Побуждающий,
опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
6.Принуждающий,
основанный на давлении.
Если в отношении
авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в
отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы
всегда порождаются личностными отношениями, т.е. всецело зависят от личности
педагога.
В.А. Калик выделяет
следующие стили общения:
1.Общение на основе
увлеченности совместной творческой деятельностью;
2. Общение на основе
дружеского расположения;
3. Общение-дистанция;
4. Общение-устрашение;
5. Общение-заигрывание.
Наиболее продуктивный
для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе
увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда
вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан
стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Рассматривая
систему взаимоотношения педагога с детьми, А.С. Макаренко неоднократно
настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с
коллективом. Некоторые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения
с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе
учебно-воспитательного процесса. Идти с детьми к цели – один из принципов
педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного
ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников фигурирует
дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога организация деятельности
ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной
работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней
формой общения-дистанции. Он соединяет в себе отрицательное отношение к
воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль
общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия,
тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий,
а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при
возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный,
дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны,
стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой –
отсутствие навыков профессиональной деятельности.
Все варианты стилей
общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В
монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из
сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с
воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций.
Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к
оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда
устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка
совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её
взаимооценкой и самооценкой.
Список
используемой литературы
1.Детская практическая психология. Под
редакцией проф. Марцинковской Т. Д. Москва, 2001г, С.122-127
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом
общении: Книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1987 г., С. 47
3. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А.
Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы
психологии. – 1985 г, С. 85-88
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю..
Педагогический словарь. Москва, 2003.С. 94.
5.Лобанов А.А. Основы
профессионально-педагогического общения Москва : Академия, 2002,
2. Смоленская глиняная игрушка. /Багдасарьян
А.В., педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДТДМ»/.
https://disk.yandex.ru/i/-1XE4-JmqS6izQ
Уважаемые коллеги!
Благодарим за участие в семинаре. До новых встреч.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.12.2021
Дата обновления: 15.12.2021
Дата публикации: 15.12.2021