1 Пояснительная записка Комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Гуманитарно-эстетическая школа» разработана согласно требованиям нормативных документов: -Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фз от 29.12.2012) -Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г) -Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г.№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) -Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий») - Положение о Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования МБУ ДО «ДТДМ» г.Смоленска Актуальность программы Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни ребёнка, время становления первооснов личности, индивидуальности, любознательности. Поэтому, чем полнее и разнообразнее организована деятельность дошкольника, тем успешнее идет его развитие, тем счастливее его детство. Актуальность программы «Гуманитарно-эстетическая школа» состоит в том, что обеспечивается разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию через включение его в различные виды образовательной деятельности. Данная программа отвечает запросам современных родителей, которые всё больше 2 заинтересованы в раннем развитии детей. В связи с этим наиболее востребованными стали дополнительные общеобразовательные программы для детей дошкольного возраста, которые позволяют создать благоприятные условия для социальной адаптации дошкольников. Новизна дополнительной единстве образовательного общеобразовательной программы заключается в и воспитательного процесса; в выявлении способностей каждого ребёнка, в организации функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности; в возможности приобщения к различным видам деятельности, что способствует раскрытию творческих способностей дошкольников, в формировании начальных навыков по учебным дисциплинам. Дополнительная общеобразовательная программа «Гуманитарно-эстетическая школа» включает в себя занятия по следующим дисциплинам: Музыка Моделирование Ритмика Окружающий мир Занимательная математика Выбор учебных дисциплин может изменяться и дополняться в зависимости от кадрового обеспечения учреждения, состава обучающихся, запросов родителей. Каждая из пяти программ имеет свои цели, задачи, учебный план, содержание, календарно-учебный график, методическое обеспечение. Адресат программы Программа предназначена для детей 5-6 лет. Специальной подготовки от детей не требуется, тестирование не проводится. Наполняемость группы 10-15 человек. Доступность реализации программы Программа предназначена для различных категорий обучающихся. В случае необходимости, программа может быть адаптирована для детей с выдающимися способностями (одаренные дети) и детей с ОВЗ (при условии сохранения двигательной активности, зрения, слуха и голосообразования), детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и детей из малообеспеченных семей. Объем программы Программа состоит из 5 дисциплин, на освоение каждой дисциплины отводится 36 часов. Общий объем программы составляет 180 часов. Формы организации занятий: очная форма обучения. При необходимости могут быть 3 использованы дистанционные технологии и электронное обучение. Виды занятий Формы организации учебной деятельности: групповые учебные и практические занятия. Виды занятий: Практическое занятие Занятие-игра Занятие-соревнование Выставка Занятие-праздник Открытое занятие Концерт Тренинг Срок освоения программы составляет 1 год. Режим занятий Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 -3 академических часа, с перерывами между занятиями 10 минут. Продолжительность одного занятия – 30 минут. Количество групп зависит от общего числа поступивших заявлений от родителей на обучение по программе. Цель программы – создание благоприятных условий для успешной социализации дошкольников, развития и реализации их познавательных, творческих способностей путём включения в различные виды деятельности. Задачи программы: Образовательные Формировать систему знаний, умений, навыков учебной деятельности Формировать мотивации учения, ориентированные на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества Формировать заинтересованное и бережное отношение к природе Расширять представления детей о родном крае Познакомить с различными материалами и приемами безопасной работы с ручными инструментами Обучать технологии изготовления аппликации Обучать основам музыкально-ритмической деятельности, формировать правильную осанку Обучать певческим приемам, игре на музыкальных инструментах Формировать устойчивый интерес к активному музицированию Формировать первичные математические представления, графические навыки Обучать конструированию различных фигур Совершенствовать диалогическую и монологическую речь дошкольников Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, основные мыслительные операции Развивать мелкую моторику рук, графомоторные навыки: плавность, точность Развивать музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость на музыку, чувство ритма Развивать физические качества дошкольников (быстроту, ловкость, гибкость) 4 Формировать способности к самоконтролю Побуждать познавательный интерес и любознательность Развивать коммуникативные способности, умения общаться с педагогом и сверстниками Развивать творческую активность, фантазию, наблюдательность Воспитательные задачи: Воспитывать положительное отношение к миру, к людям и самому себе Воспитывать чувство уважения к взрослым Воспитывать бережное отношение к природе Прививать навык культуры труда Прививать художественно-эстетический вкус Воспитывать аккуратность, усидчивость, дисциплинированность Планируемые результаты Предметные результаты -знать названия танцевальных элементов, музыкальных игр -знать элементы музыкальной выразительности, правила дыхания при пении -знать правила поведения в общественных местах -знать явления природы, времена года, дни недели, названия животных и растений - знать числа первого десятка, геометрические фигуры -знать свойства бумаги, правила безопасного пользования ручными инструментами -уметь эмоционально исполнять песни в ансамбле -уметь выразительно исполнять танцевальные этюды -уметь ориентироваться в пространстве зала -уметь правильно держать карандаш -уметь работать с трафаретами и раздаточным материалом -уметь считать в пределах 10 -уметь ориентироваться на странице тетради -уметь ухаживать за растениями и животными -уметь работать в технике аппликации Метапредметные результаты -способны осваивать последовательность работы, выполнять словесные инструкции педагога -определяют цели занятия с педагогом -умеют доводить начатое дело до конца -способны по требованию педагога исправлять свои ошибки 5 -умеют объединять в группы, сравнивать, классифицировать по признаку -умеют высказывать свое мнение -способны к принятию собственных решений -выполняют различные роли в группе (лидер, помощник, исполнитель) Личностные результаты -управляют своим поведением и эмоциями на занятиях -развиты эстетические чувства и доброжелательность -способны соотносить свои желания с интересами других людей -проявляют взаимопомощь, трудолюбие, ответственность в работе Условия реализации программы Материально-техническое оснащение: Хореографический зал с фортепиано (освещение, температурный режим должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам) Кабинет для музыкальных занятий с фортепиано Кабинеты с партами, стульями, школьной доской Компьютеры, флешки Магнитофон Ударные инструменты (деревянные ложки, бубны, колокольчики) Учебно-методические пособия по каждой дисциплине Демонстрационный материал Дидактические материалы Наборы тематических карточек по каждой дисциплине Наглядный раздаточный материал Тематические карточки Рабочие тетради Трафареты, клей, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши Счётные палочки, палочки Кьюизенера Кубики Формы аттестации Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме беседы, педагогического наблюдения, прослушивания. 6 Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, анализа выполнения творческих заданий. Промежуточный контроль осуществляется 1 раза в год в январе. Формы проведения: практическое задание. Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования. Для определения результатов усвоения обучающимися программы «Гуманитарноэстетическая школа» каждый педагог разрабатывает свои формы аттестации по преподаваемой дисциплине, которые прописывает в своей дополнительной общеобразовательной программе. Основными формами отслеживания результатов по программе можно назвать педагогическое наблюдение, открытое занятие, выставка, беседа, дидактическая игра концерт, праздник. Оценочные материалы Педагоги по программе используют следующий диагностический инструментарий для выявления, развития и диагностирования результатов: Анкета «Уровень мотивации обучающихся к занятиям в объединении» на основе методики Н.Г.Лускановой Карта мониторинга УУД по Л.Н.Буйловой Методика «Социально-нравственное развитие дошкольника» Н.Е.Щуркова Методика «Левая и правая сторона» Ж.Пиаже Методика «Рукавички» Г.А.Цукерман Контрольные задания, разработанные педагогами в соответствии со своей программой по каждому виду деятельности Результаты диагностирования оформляются в виде таблиц «Входной контроль по программе», «Промежуточный контроль по программе», «Итоговый контроль по программе». Результаты педагогической диагностики по программе используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) 2) оптимизации работы с группой детей. Учебный план 7 № п/п Название дисциплины 1 Количество часов Формы аттестации (контроля) всего теория практика Элементарное музицирование 36 4 32 2 Моделирование 36 13 23 3 Ритмика 36 3 33 4 Я познаю окружающий мир 36 11 25 Открытое занятие Праздник Дидактическая игра 5 Занимательная математика 36 4 32 Викторина Итого 180 35 145 Открытое занятие Праздник Выставка Содержание учебного плана Дисциплина «Элементарное музицирование» Учебный план №п/п Название раздела 1 Вводное занятие. 2 1 4 Беседа 1 6 Открытое занятие 4 Музыка в нашей 5 жизни О чем говорит 7 музыка? Как говорит музыка? 17 2 15 5 Праздники 4 0 4 Педагогическое наблюдение Выступление Итого 36 4 32 3 Количество часов всего теория 3 0 Формы аттестации практика (контроля) 3 Наблюдение Содержание учебного плана Раздел 1. Вводное занятие. Теория: знакомство с учащимися. Беседа «Зачем нужна музыка?». Прослушивание. Практика: знакомство с приемами игры на «собственных инструментах»; артикуляционная гимнастика, певческая установка, вокально-хоровые упражнения на дыхание и интонирование; прослушивание музыки и исполнение движений (хлопки, удары пальчиками, кулачками); слушание, анализ и разучивание песни с пантомимой. Музыкальный материал: «Разминка», «Дует ветер». Раздел 2 « Музыка в нашей жизни» Теория: Беседы: «Кто сочиняет музыку?», «Музыка и музыканты», «Кто же мы?» 8 Основные понятия для усвоения: композитор, исполнитель, слушатель, песня, танец, марш, хор, солист, оркестр, концерт, театр, музыкальный инструмент. Практика: освоение комплекса артикуляционной гимнастики. Упражнения для развития певческого дыхания «Шарик», «Свеча». Интонационные упражнения «В лесу», «На полях» (имитация голосов животных, птиц, насекомых). Прослушивание, анализ и разучивание песен: «Грибники», «Пятачок», «Два медведя», С.Прокофьев «Марш» - прослушивание, анализ, ритмическая пульсация (I часть), полька «Мишка с куклой» - ритмическая пульсация (хлопки), ритмический блок. Музыкально-дидактические игры и упражнения: «Мышеловка», «Поставь точку», «Осень в лесу». Основные понятия для усвоения: пульс, акцент, вступление, проигрыш, окончание. Раздел 3 « О чём говорит музыка» Теория: Беседы: «Что рассказала музыка?», «Грустное и веселое в музыке». Основные понятия для усвоения: изобразительность и выразительность в музыке, чувство, мысль, движение, действие, настроение. Практика:упражнения для развития певческого дыхания: «Цветы», «Гудок», «Пилот»,артикуляционная гимнастика. Разучивание песен: А. Абелян «Хомячок», А. Пахмутова «Жили- были», «Белый снег», «Дед Мороз», «С маленькой моей сестрой». Пластическое дирижирование музыкальных фраз разучиваемых песен. «Полька»- исполнение ритмических блоков и пульсации по цепочке, отдельными группами, ансамблем на «собственных инструментах». «Марш»- прослушивание, анализ, пластическое исполнение II части; ритмизация и исполнение «по ролям» и оркестром. Музыкально-дидактические игры: «Разминка» (1-5 части), «Странный пешеход», «Поезд», «Кит». Раздел 4 «Как говорит музыка» Теория: Беседы: «Что такое музыка?», «Как она говорит?», «Звуки музыкальные». Основные понятия: звук, мелодия, аккомпанемент, тембр, динамика, высота звука. Практика: развитие вокально-хоровых навыков (певческого дыхания, интонации, артикуляции, дикции, ансамблевого пения) на основе вокально-хоровых упражнений и разучивания песен: «Каждый по-своему маму поздравит» (Т. Попатенко), «У матушки четверо было гусей» (немецкая народная песня), «Слон и скрипочка» (В. Кикта), «Дондон-дон» (р.н.п.), «Как у наших у ворот» (р.н.п.). Пластическое дирижирование мелодий, пластические движения при исполнении песен. «Калинка» (р.н.п.): прослушивание, анализ, разучивание по партиям. Исполнение на 9 «собственных инструментах» (ладошки, пальчики, кулачки). Обучение приемам игры на ложках и бубнах. Исполнение оркестром. «Вальс» (Ф. Шуберт) - пластические движения, исполнение оркестром. Музыкально-дидактические упражнения: «Зернышко», «Дирижер», «Куклы танцуют». Раздел 5 «Праздники» Праздничные программы « Посвящение в кружковцы», «Новогодний утренник», «Весенний калейдоскоп», «Выпускной праздник». На праздничных программах воспитанники исполняют ранее выученные песни и оркестровки. Календарный учебный график №п/п Месяц Тема занятия Форма занятия КолФорма контроля во часов 3 Прослушивание сентябрь Вводное занятие. Прослушивание. Музыкальная разминка. Беседа прослушивание Практическое занятие Беседа Практическое занятие 1 Наблюдение 3 сентябрь Музыка в нашей жизни октябрь Музыка в нашей жизни. «Грибники» «Дует ветер» 4 Наблюдение 4 октябрь Урок-концерт 1 Выступление 5 ноябрь Праздник «Посвящения в кружковцы» О чем говорит музыка? «Злая тучка» «Калинка» «Музыкальная разминка» «Чок-чок, пятачок» Беседа 4 Наблюдение О чем говорит музыка? «Дед мороз» «Хомячок» «Белый снег» Новогодний праздник Первое полугодие Беседа Практическое занятие 3 Наблюдение Урок-концерт 1 Выступление 1 2 6 7 декабрь Тестирование Практическое занятие 17 10 8 январь Как говорит музыка? «Белый снег» 9 февраль «Маленькая скрипочка» Беседа Практическое занятие 3 Наблюдение 4 Наблюдение «Как у наших у ворот» 10 март «Капельки» «Марш» 3 Наблюдение 11 март Весенний праздник 1 Выступление 12 апрель Как говорит музыка? 5 Наблюдение 13 май Наблюдение «Кукушка» «Куклы танцуют» 14 май Выпускной Праздник Второе полугодие 2 тестирование 1 1 Концертное выступление 19 19 Итого 36 Дисциплина «Моделирование» Учебный план №п/п Название раздела 1 Раз кружок, два кружок Количество часов всего теория 10 4 2 Мои питомцы 7 3 4 Формы аттестации (контроля) Педагогическое наблюдение Выставка 3 Зоопарк 12 4 6 Открытое занятие практика 6 11 4 Подарки 7 2 5 Итого 36 13 23 Выставка Содержание учебного плана Раздел 1. «Раз кружок, два кружок». Занятия данной темы предполагают работу с шаблонами круглой формы. Дети знакомятся с понятием «круг», пробуют обводить шаблон круглой формы, получают начальные умения работы с клеем-карандашом, ножницами (занятие «Солнышко»). На занятиях «Божья коровка», «Поросенок» и «Черепаха» дети получают знания о животных и насекомых, учатся различать круги разных размеров, переводить их с помощью шаблонов разного размера на цветную бумагу и вырезать. На занятии «Черепаха» используется нетрадиционный способ аппликации – сминание бумаги в комок и наклеивание на поверхность. Все занятия способствуют совершенствованию техники наклеивания деталей на поверхность. Дети по образцу располагают вырезанные детали на картонной поверхности. Раздел 2. «Мои питомцы» Занятия этой темы знакомят детей с животными, с их особенностями и характером поведения. Предполагается работа с бумагой (цветная и альбомная), клеем, нитками. Занятие «Петушок» проходит с использованием шаблона круглой формы. Дети обводят контур карандашом и кусочками рваной бумаги выкладывают тело петушка, крылышки, гребешок. На занятии «Собачка» и «Котик» используется нетрадиционный материал (мелко нарезанные нитки). С помощью клея ПВА дети приклеивают нитки в заданном контуре, который предварительно обвели и вырезали. Используются шаблоны неправильной геометрической формы, что значительно усложняет вырезание деталей. Раздел 3. «Зоопарк» Занятия предложенной темы углубляют знания детей об обитателях зоопарка. Используются материалы для традиционной аппликации – цветная и белая бумага, картон. Занятие «Пингвин», «Мишка», «Слон», «Пони» предполагают использование шаблонов неправильной геометрической формы и разного размера. Так же детям предлагается самостоятельно, без использования шаблона выполнить некоторые детали аппликации (грива, хвост пони, глаза животных). Преподаватель предлагает детям самостоятельно решить, какие цвета они будут использовать в аппликации. Раздел 4. «Подарки» В данном разделе преподаватель знакомит детей с праздниками День защитника отечества и 8 Марта, предлагает сделать своими руками подарки для папы и мамы – аппликации 12 «Гоночная машинка» и «Цветок маме». На занятиях используется цветная бумага, белая бумага, цветной картон, пайетки для украшения. Детям предлагается несколько вариантов шаблонов, которые можно комбинировать между собой и тем самым у каждого ребенка получится своя индивидуальная работа. Так как данные аппликации посвящены праздникам, они украшаются по усмотрению детей пайетками. Работа предполагает практически полную самостоятельность воспитанников, позволяет максимально проявить фантазию в аппликации. Календарный учебный график № п/п Месяц Сентябрь Сентябрьноябрь Ноябрьфевраль Февральмай Форма занятия Кол-во часов Вводное занятие. Солнышко Яблоко Божья коровка Игра, самостоятельная работа 3 Совместный просмотр работ, коллективное обсуждение работ Петушок Поросенок Котик Собачка Игра, самостоятельная работа, творческая работа 7 Выставка Тема занятия Пингвин Сова Снегирь Обезьянка Мишка Черепаха Танк Гоночная машинка Парусник Цветок маме Весенний букет Форма контроля Выставка Игра, сказка, самостоятельная работа Игра, самостоятельная работа, творческая работа Итого 12 14 Совместный просмотр работ, коллективное обсуждение работ 36 часов Дисциплина «Ритмика» Учебный план № Название раздела п/п Количество часов 1 Вводное занятие Форма аттестации Всего Теория Практика (контроля) 1 0.5 0.5 Беседа 2 Азбука музыкального движения 3 0.5 2.5 Игра 3 Ориентирование в пространстве 3 0.5 2,5 Наблюдение 4 Танцевальные движения 10 1 9 5 Музыкально-двигательные игры 15 - 15 Контрольное занятие Открытое занятие 13 6 7 и пляски Танцевально-образная импровизация Итоговое занятие 3 - 3 Практический показ 1 0.5 0.5 Беседа Итого 36 3 33 Содержание учебного плана 1.Вводное занятие Знакомство воспитанников друг с другом. Знакомство с педагогом и концертмейстером. Игра «Раз, два, три – имя назови». Беседа о правилах поведения в хореографическом зале. 2.Азбука музыкального движения Средства музыкальной выразительности Определение характера, темпа, ритма музыкальных произведений Марши М.Иорданского, Т.Ломовой, вальсы Шуберта, И.Штрауса, П.Чайковского, русские, украинские, польские, болгарские народные мелодии. Понятия «марш», «песня», «танец» Детский танец А.Майкопар, русская народная мелодия «Посеяли девки лен», «Выйду ль я на реченьку», марш Н.Робер, полька А.Жилинский, Н.Красев, «Шарманщик поет» П.Чайковский, «Смелый наездник» Р.Шуман. Дирижирование музыкальных произведений: - хлопки на сильную долю такта - движениями рук передавать выраженные ритмические акценты -точно начинать движения после вступления 3.Ориентирование в пространстве Построение в шеренгу, в колонну Перестроения из шеренги в круг, из цепочки в круг Правила построения в пары 4.Танцевальные движения Общеразвивающие упражнения для укрепления мышечного аппарата. Основные элементы классического танца: позиции ног поклон маршевый шаг и танцевальный шаг переменный шаг ходьба на высоких полупальцах 14 движения рук и головы (ветерок, ленточки ,крылья, моторчики) прыжки лёгкий бег на полупальцах бег с захлёстыванием голени назад прямой и боковой галопы Основные элементы народного танца: хороводный шаг шаг с притопом подскоки перетопы положение рук и головы (ладушки, колокольчики, блинчики, хлопки) шаг польки движения в паре (стрелка, ворота, звёздочка, плетень, вертушка, лодочка) 5. Музыкально-двигательные игры и пляски Музыкальная игра «Кот и мыши» Музыкальная игра «Звери-птицы» Игра «Музыкальный магазин» Игра «Цирковая лошадка» Игра «Петушок» Игра «Рыбки» Игра «Волшебный платочек» Игра «Самолетики» Игра «Ловишки» Игра с пением «Ворон» Игра с пением «Ежик» Пляска «Хлопки» Парная пляска Пляска «Веселая карусель» Танец «Хлоп-хлоп-хлоп» Танец «Детская полька» 6. Танцевально-образная импровизация «Бусинки» «Веселые музыканты» Танец с лентами «Радуга» 8.Итоговое занятие 15 Открытый урок для родителей. Календарный учебный график № Месяц Тема занятий Форма Кол-во Форма контроля занятий часов сентябрь Средства музыкальной выразительности. Понятие «марш» «песня» «танец» Игра «Ритмическое эхо» Общеразвивающие упражнения. Октябрь Общеразвивающие упражнения. Разновидности ходьбы Разновидности ходьбы Разновидности бега Поскоки Практические 1 Ноябрь Поскоки переменным шагом и прыжки Боковой галоп Пружинные, маховые и плавные движения Положение рук в русском народном танце Практические Выставление ноги на пятку и носок Построение в шеренгу, в колонну Перестроения из шеренги в круг, из цепочки в круг Закрепление изученных танцевальных движений Музыкальная игра «Кот и мыши» Музыкальная игра «Звериптицы» Игра «Музыкальный магазин» Игра «Цирковая лошадка» Игра «Петушок» Практические пп Декабрь Январь Февраль занятия Педагогическое наблюдение, игра 1 1 1 Практические 1 занятия Педагогическое наблюдение 1 1 1 1 1 занятия Контрольное исполнение 1 1 1 1 занятия Педагогическое наблюдение, 1 практический показ 1 1 Практические 1 занятия Педагогическое наблюдение 1 1 Занятие-игра 1 1 Открытое занятие 16 Март Апрель Май Игра «Рыбки» Игра «Волшебный платочек Игра «Самолетики» Игра «Ловишки» Игра с пением «Ворон» Игра с пением «Ежик» Пляска «Хлопки» Парная пляска Танец «Хлоп-хлоп-хлоп» Танец «Детская полька» Танцевально-образная импровизация «Бусинки» «Веселые музыканты» «Радуга» Итоговое занятие 1 1 Занятие-игра Практическое занятие Игра 1 1 1 1 1 1 1 1 Контрольное исполнение Практическое занятие Педагогическое 1 наблюдение, 1 творческий показ 1 1 Итого 36 Дисциплина «Я познаю окружающий мир» Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации / контроля всего теория практика 1 Вводные занятия. Мой город. 5 1 4 2 Я и моя семья. 4 1 3 3 Природа осенью. 3 1 2 4 Продукты питания. Профессии людей. 7 2 5 5 Природа зимой. Жизнь 6 2 4 Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое 17 животных зимой. 6 Знакомство с зоопарком. 5 2 3 7 Природа и труд людей весной. 6 2 4 Итого 36 11 25 наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Содержание учебного плана Раздел 1. «Мой город» Теория: познакомить с понятие «окружающий мир», признаками города и села, правилами поведения во дворе, вежливыми словами Практика: практические задания в рабочей тетради, с раздаточным материалом и наглядностью, дидактические игры. Вводное занятие. Что изучает окружающий мир? Мы живем в городе. Село и город. Прогулка по городу. Как вести себя на улице. Раздел 2. «Я и моя семья» Теория: познакомить со значением слова «семья», стихами о маме, правами и обязанностями в семье, домашними животными Практика: практические задания в рабочей тетради, альбоме для рисования ,работа с раздаточным материалом и наглядностью, дидактические игры. Моя семья. Какие мы? (мальчики и девочки) Какие мы? (части лица) Кто с нами живет? Раздел 3. «Природа осенью» Теория: познакомить с признаками осени, с образом жизни зверей с лесу, со значением слов «трудолюбивый», «бездельник» Практика: практические задания в рабочей тетради, альбоме для рисования ,работа с раздаточным материалом и наглядностью, дидактические игры. Экскурсия в осенний парк. В лес за грибами и ягодами. Как животные к зиме готовятся. Раздел 4. «Продукты питания. Профессии людей» Теория: познакомить с продуктами питания, названиями ягод и фруктов, овощей, с некоторыми профессиями людей Практика: практические задания в рабочей тетради, альбоме для рисования, работа с 18 раздаточным материалом и наглядностью, дидактические игры. Мы идем в магазин. Откуда овощи и фрукты в магазине. Мы помогаем маме готовить. Откуда хлеб пришел? Профессии людей. Обобщающее занятие «Что узнали? Чему научились?» Раздел 5. «Природа зимой. Жизнь животных зимой» Теория: познакомить с признаками и явлениями зимы, правилами общения с животными и птицами Практика: практические задания в рабочей тетради, альбоме для рисования, работа с раздаточным материалом и наглядностью, дидактические игры. Зима в городе. Экскурсия в зимний парк. Лесные обитатели – звери Обитатели скотного двора О тех, кто умеет летать. Обитатели птичника. Раздел 6. « Знакомство с зоопарком» Теория: познакомить с понятием «зоопарк», обитателями зоопарка, правилами культурного поведения в общественных местах Практика: практические задания в рабочей тетради, альбоме для рисования, работа с раздаточным материалом и наглядностью, дидактические игры. Мы едем в зоопарк. Мы едем в зоопарк. Знакомство со Смоленским зоопарком. Раздел 7. «Природа и труд людей весной» Теория: познакомить с признаками и явлениями весны, названиями растений, насекомых, видами труда людей весной Практика: практические задания в рабочей тетради, альбоме для рисования ,работа с раздаточным материалом и наглядностью, дидактические игры. Весеннее пробуждение природы. Времена года. Сажаем растения. Труд людей. Итоговое занятие. Календарный учебный график N Месяц Тема занятия п/п 1 Сентябрь Вводное занятие. Диагностика готовности к обучению Форма Кол-во Форма контроля занятия часов Практическое 1 Опрос, занятие педагогическое наблюдение 19 2 Мы живём в городе Практическое 1 занятие 3 Село и город Практическое 1 занятие 4 Прогулки по городу Практическое 1 занятие Моя семья. Практическое 1 занятие 6 Какие мы. Практическое 1 занятие 7 Какие мы. Практическое 1 занятие 8 Кто с нами живёт. Практическо е занятие Экскурсия в осенний парк. Практическое 1 занятие 10 В лес за грибами и ягодами Практическое 1 занятие 11 Как животные к зиме готовятся Практическое 1 занятие 12 Мы едем в магазин. Практическое 1 занятие 14 Откуда овощи и фрукты в магазине Практическое 1 занятие Откуда хлеб пришёл Практическое 1 занятие 5 9 15 Октябрь Ноябрь Декабрь 1 Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 20 16 Профессии людей Практическо е занятие 17 Зима в городе Практическое 1 занятие 18 Экскурсия в зимний парк Практическо е занятие 1 19 Лесные обитатели Практическо е занятие 2 20 Обитатели скотного двора Практическое 1 занятие Январь 2 Февраль 21 Обитатели птичника Практическо е занятие 1 22 О тех, кто летает Практическо е занятие 1 23 Обобщение материала Практическо е занятие 1 Мы едем в зоопарк Практическое 1 занятие 25 Мы едем в зоопарк Практическо е занятие 1 26 Знакомство со Смоленским зоопарком Практическо е занятие 1 27 Знакомство со Смоленским зоопарком Практическо е занятие 1 Весеннее пробуждение природы Практическое 1 занятие 24 29 Март Апрель Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения 21 30 Весеннее пробуждение природы Практическо е занятие 1 31 Времена года 1 32 Времена года Практическо е занятие Практическо е занятие Сажаем растения. Труд людей Практическо е занятие 1 34 Сажаем растения. Труд людей Практическо е занятие 1 35 Диагностика знаний Практическо е занятие 1 36 Итоговое занятие Практическое 1 занятие 36 33 Май Итого 1 Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Опрос, педагогическое наблюдение, упражнения Педагогическое наблюдение, тестирование Педагогическое наблюдение Дисциплина «Занимательная математика» Учебный план № п/п Название раздела 1 Вводное занятие Формы аттестации/ всего теория практика контроля 1 0.5 0.5 Беседа 2 Количество и счёт 10 - 10 Опрос 3 Величина 2 1 9 Игра-эксперимент 4 Ориентировка в пространстве 2 - 2 5 Ориентировка во времени 2 1 1 6 Геометрические фигуры 4 - 4 7 Графические работы 4 - 4 8 Конструирование и моделирование Логические задачи 6 1 5 4 - 4 Контрольные задания Дидактическая игра Контрольные задания Графические диктанты Практические задания Соревнование 9 Количество часов 22 10 Итоговое занятие 1 0.5 0.5 Итого 36 4 32 Опрос Содержание учебного плана Раздел 1. Вводное занятие. Теория: знакомство с правилами поведения на занятиях, с педагогом. Практика: диагностика познавательных интересов дошкольников. Раздел 2. Количество и счёт. Теория: общие представления о множестве, понятие числа, названия цифр от 0 до 10 Практика: практические задания в рабочей тетради, тетради в клетку, работа с раздаточным материалом. Число и цифра 1, 2 Число и цифра 3 Арифметические знаки «+» , « - » , «=» Число и цифра 4. Состав числа 4 на наглядной основе. Число и цифра 5. Состав числа 5 на наглядной основе. Число и цифра 6. Состав числа 6 на наглядной основе. Число и цифра 7. Состав числа 7 на наглядной основе. Число и цифра 8. Состав числа 8 на наглядной основе. Число и цифра 9. Состав числа 9 на наглядной основе. Число 10. Состав числа 10 на наглядной основе. Дидактические игры: «Назови соседей числа», «Назови меньше на 1, больше на 1», «Вверх, вниз по числовой лестнице» Раздел 3.Величина. Теория: представления о форме, размере, массе, объёме, количестве сыпучих, жидких и твёрдых тел Практика: игры-эксперименты, практические задания Сравнение предметов по форме. Сравнение предметов по размеру, длине и высоте. Подбор и группировка по признакам. Игры: «В каком сосуде больше воды», «Что легче, что тяжелее», «Короче -длиннее» Раздел 4. Ориентировка в пространстве. Теория: понятия «слева», «справа», «вверх», «вниз», «далеко», «близко», «между», «перед», «за» 23 Практика: - ориентировка на листке в клетку -ориентировка в клеточке -ориентировка на альбомном листе по словесной инструкции Раздел 5. Ориентировка во времени. Теория: представления о времени, последовательности дней недели, месяцев, времен года, понятия «сегодня» «завтра» «послезавтра» «позавчера», знакомство с циферблатом Практика: практические задания в рабочей тетради, дидактические игры « Когда это бывает», «Что перепутал художник», «Мой режим дня по часам» Раздел 6. Геометрические фигуры. Теория: понятия «угол», «точка», «отрезок», признаки треугольника, квадрата, круга, ромба, многоугольника Практика: практические работы в тетради, выполнение заданий с раздаточным материалом, счётными палочками, трафаретами Группировка фигур по 1-2 признакам Деление фигур на равные и неравные части. Сборка фигур из частей. Игры: «Назови предмет заданной формы», «Найди предмет такой же формы», «Найди лишнюю фигуру», «Подбери фигуру по признаку» Раздел 7. Графические работы. Теория: правила выполнения штриховок, графического диктанта Практика: практическое выполнение графических диктантов на слух, штрихование и раскрашивание фигур, рисование по памяти. Раздел 8. Конструирование и моделирование. Практика: Собирание мозаики по рисунку. Собирание цифр, фигур из счётного материала (счётные палочки, кружочки, геометрические фигуры). Раздел 9. Логические задачи. Практика: антонимические игры, классификация предметов по признакам, логические и арифметические задачи на развитие логики, внимания, ребусы, головоломки, кроссворды. Дидактические игры: «Волшебный круг», «Танграм», «Лабиринт», Пифагор», развивающие палочки Кьюизенера. Календарный учебный график № п/п Месяц Тема занятия Форма занятия Колво Форма контроля 24 1 2 3 4 5 сентябрь Вводное занятие Ориентировка в тетради в клетку. Графические работы. Число и цифра 1. Число и цифра 2. октябрь Число и цифра 3. Геометрические фигуры. Число и цифра 4. Деление фигур на равные части. ноябрь Сравнение фигур по размеру, длине, высоте. Ориентирование во времени. Число и цифра 5.Состав числа Величины: игры-эксперименты. декабрь Конструирование из счётного материала. Логические задачи. Число и цифра 6.Состав числа. Графические работы. Практическо е занятие январь Практическо е занятие 6 февраль 7 март 8 9 апрель май Число и цифра 7.Состав числа Ориентирование во времени. Конструирование из счётного материала. Группировка фигур по признакам. Число и цифра 8.Состав числа. Логические задачи. Число и цифра 9.Состав числа. Графические работы. Конструирование из счётного материала. Число 10.Состав числа. Геометрические фигуры. Логические задачи. Количество и счёт. Повторение. Графические работы. Конструирование и моделирование. Логические задачи. Конструирование и моделирование. Математические ребусы, головоломки. Математическая викторина. Практическо е занятие Практическо е занятие Практическо е занятие часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Беседа Опрос Контрольные задания Педагогическо е наблюдение Играэксперимент Графический диктант 1 1 1 1 1 1 Дидактические игры 1 Практическо е занятие Практическо е занятие Практическо е занятие Практическо е занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практические задания Контрольные задания Соревнование Графический диктант Викторина Опрос 1 1 25 10 Итоговое занятие. Итого 1 36 Методическое обеспечение Реализуя дополнительную общеобразовательную программу «Гуманитарно-эстетическая школа», педагоги в своей работе используют следующие педагогические технологии и методы обучения и воспитания. Технологии личностно-ориентированного обучения направлены на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В эту группу входят гуманно-личностные технологии, в основе которых лежит уважение к ребенку, вера в его силы. Технология сотрудничества использует принципы равенства в отношениях педагога и ребенка, совместно вырабатываются цели, задачи, задания. Игровые технологии – единство эмоционального и рационального в обучении на основе активизации деятельности учащихся. В их основу положена педагогическая игра, направленная на усвоение общественного опыта. Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективного распределения деятельности, поиске различных способов решения учебных задач, включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь. Обучение осуществляется 26 путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Здоровьесберегающие технологии – психолого-педагогические технологии, методы, которые направлены на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного физического здоровья учащихся и педагога. Методы и педагогические приемы, используемые при реализации программы: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные используются для изложения теоретического материала (рассказ, беседа, опрос, объяснение) практические используются в практической части занятий, при выполнении самостоятельных работ, на игровых занятиях, концертах и праздниках ( упражнение, соревнование, выступление, исполнение, разучивание, изготовление, прослушивание) наглядные освоению используются при изучении нового материала, служат более полному материала, сопровождают словесные методы (демонстрация, показ, наблюдение, просмотр, работа с книгой, презентация) репродуктивные и проблемно-поисковые метод самостоятельной работы и работы под руководством педагога 2 .Методы симулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (соревнование, создание ситуации успеха, познавательные игры) 3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности В работе по программе педагоги дополнительного образования опираются на известное положение об особом значении игровой деятельности в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств дошкольников, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей школьной деятельности - учебной. Обязательным условием проведения занятий по программе являются: использование игровых методов смена видов деятельности положительная оценка личных достижений каждого ребёнка отсутствие отметок и домашних заданий Структура занятий с детьми дошкольного возраста. Вводная часть (создание сюрпризных моментов, проблемной ситуации, художественное слово). Повторение с целью введения в новую тему. Изучение нового материала (познавательная, практическая, поисковая деятельность). 27 Подведение итогов занятия (контроль и устная оценка результатов деятельности, рефлексия). Список литературы Список литературы « Элементарное музицирование» 1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы – Ярославль: Академия развития, 2005. 2. Давыдовва М.А. «Музыкальное воспитание в детском саду», Москва: ВКАО, 2006г. 3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое пособие. – СПб. Музыкальная палитра, 2005. 4. Кононова В.А. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах», Москва, 1990 г. 5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. 6. Меньших И.В. С музыкой растем, играем и поем: сборник песен и игр для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Список литературы «Ритмика» 1. Бекина С.И. Музыка и движение - М.,1983. 2. Бриске И.Э. Мир танца для детей – Челябинск,2005 3. Курнаева Н.В. Хореография для дошкольников: из опыта работы: методическое пособие - У., 2001. 4. Петрашевич О.А «Ритмика» 2005. 28 5. Субанова М.Л. Использование танцевальных игр в ранней хореографии// Дополнительное образование №8-2011. 6. Сычева Л.В. Организация двигательной активности на занятиях с целью формирования правильной осанки// Дополнительное образование №10-2011. 7. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения –Ростов н/Дону.,2013 Список литературы «Моделирование» 1. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000. 2. Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской. - М : ТЦ Сфера, 2010 3. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. - М.:МозаикаСинтез, 2011. 4. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. 5. Пойда О.В. Детское творчество. Для детей 5-6 лет. – М.: ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2015. Список литературы «Я познаю окружающий мир» 1. Е.Ю. Валк «Дошколятам – о животных. Занимательные и справочные материалы». Издательство «Учитель». Волгоград 2012. 2. Волобуев А.Т. «500 загадок и стихов о животных для детей». ТЦ Сфера». Москва 2009. 3. Иванова А.И., Михайленко В.Я. «Сезонные наблюдения в детском саду». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва 2010. 4. Рыжова Н.А. «Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки и праздники». ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2002. 5. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?». Издательство «Гном и Д». Москва 2001. 6. Шорыгина Т.А. «Домашние животные. Какие они?». Издательство «Гном и Д». Москва 2009. 7. Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу?». Издательство «Гном и Д». Москва 2006. 8. Шорыгина Т.А. «Насекомые. Какие они?». Издательство «Гном и Д». Москва 2010. Список литературы «Занимательная математика» 1. Дорофеева А. «Логическое мышление» - М., 1997 2. Маврина Л. «Математические игры для дошкольников» - М.,2012 29 3. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - СПб.,2001 4. Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте» - Л., 1990 5. Стасова Л.П. «Развивающие математические игры-занятия в ДОУ» - Воронеж,2008 6. Ткаченко Г.А. «Развиваем мелкую моторику» - М.,2010 7. Шевелев К.В. Рабочая тетрадь «Готовимся к школе» - М.,2022 8. Шевелев К.В. Рабочая тетрадь «Занимательная математика» - М.,2022 30