занимательная психология

Пояснительная записка
Современное развитие общества делает необходимыми признание
образования и воспитания приоритетными направлениями в политике
государства.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Занимательная психология»
с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий направлена на освоение важнейших
знаний об основных понятиях и законах психологии; овладение умениями
наблюдать явления, проводить эксперимент; развитие познавательных интересов
и интеллектуальных способностей в процессе проведения эксперимента,
самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими
жизненными потребностями; воспитание отношения к естествознанию как к
одному из фундаментальных компонентов науки и элементу общечеловеческой
культуры; решения практических задач в повседневной жизни.
Данная программа предназначена для работы с обучающимися среднего и
старшего возраста и обусловлена необходимостью расширения и систематизации
психологических знаний с применением практико-ориентированного подхода.
Программа имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательная психология»
с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий позволяет:
- выстраивать расписание занятий в максимально удобное для детей время;
- экономить
учреждения;

время,

необходимое

на

дорогу

до

образовательного

- вовлекать в образовательный процесс обучающихся с особенностями
здоровья;
- продолжать занятия во время карантинов, пандемий и при прохождении
реабилитации.
Область обучения:
- формирование устойчивых практических навыков межличностного
взаимодействия;
- совершенствование психологической грамотности;
- развитие логического и интуитивного типов мышления;
- формирование и развитие понятий личности, коллектива, самооценки,
самопознания.
Область воспитания:
- развитие нравственно-волевых качеств личности;
- формирование умения самовоспитания и самообразования;

- создание условий для самореализации.
Область социализации:
- формирование высоконравственного отношения личности к себе,
самоуважения, адекватной самооценки;
- осмысление национального менталитета как национально-культурного
достояния народа;
- понимание ценности и значимости владения психологическими знаниями
для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в
обществе.
Проектирование и реализация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Занимательная психология» осуществляется на
основании: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ, Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ №678-р от
31.03.2022г., Порядка организации и осуществления общеобразовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденного приказом Министерства просвещения РФ №629 от 27.07.2022г.,
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №28 от
28.09.2020г.), СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2
от 28.01.2021г.), Приказа Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказа Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5
мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»; Приказа Министерства
просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели
развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме (утвержденными Министерством просвещения России
28.06.2019
№ МР-81/02вн); Письмом Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические
рекомендации по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ

среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»); Письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы); Устава МБУ ДО «ДТДМ».
Цель программы:
- изучение психологических закономерностей, механизмов и способов
межличностного взаимодействия, содействие процессу личностного развития,
реализации творческого потенциала, развитие самосознания и самоисследования.
Задачи.
Обучающие:
- формировать и развивать систему знаний, умений и навыков
самостоятельной исследовательской и научно-практической работы;
- научить навыкам психологической саморегуляции;
- обучить основополагающим моментам общей психологической культуры.
Развивающие:
- выработать навыки объективно обосновывать свои суждения с опорой на
жизненный опыт или литературный материал;
- совершенствовать навыки конструктивного общения;
- развить потребность в понимании себя как личности и способствовать
сознательному выбору своей жизненной профессиональной траектории.
Познавательные:
- развить познавательную деятельность в работе над незнакомым материалом
или трудным заданием;
- сформировать представления о психологии как научно-практической
дисциплине;
- сформировать представления о познавательной сфере личности и
психических процессах;
- познать своих индивидуальные и личностные особенности, аспекты
межличностных взаимодействий.
Воспитательные:
- создать атмосферу сотрудничества в ходе изучения основ психологии;
- формировать активную жизненную позицию;

- формировать потребность в самовоспитании, самообразовании.
Практико-деятельностные:
- развить навыки общения, сотрудничества, работы в группе;
- сформировать навыки выполнения самостоятельных исследовательских работ.
Социально-педагогические:
- формирование у обучающихся интереса к изучению русского языка;
- формировать грамотную личность, способную производить анализ и
систематизацию полученной информации;
- формировать активную жизненную позицию.
В курсе «Занимательная психология» практическая деятельность тесно связана
с теоретическим материалом.
Курс ориентирован на дополнительное образование обучающихся 15 – 17 лет и
рассчитан на 1 год.
Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам выполнения
заданий, требующих применения логической и операционной культуры,
развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление обучающихся.
Практическим выходом реализации программы является повышение
психологической, коммуникативной,
культуроведческой
компетенций
обучающихся.
Количество часов
1 год обучения – 144 часа (4 часа в неделю).
Режим занятий:
2 раза в неделю по 1,5 часа (очно), 2 раза в неделю по 30 минут (дистанционно).
Форма организации образовательного процесса: очная с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Формы занятий:
Учебное занятие, лекции, семинары, практические работы и практикумы.
Формы контроля:
наблюдение, тестирование, анкетирование, состязательные мероприятия.
Формы работы:
групповые, индивидуальные;
теоретические формы (лекция, семинар, дискуссия, беседа),
практические формы (конференция, практическая работа,
лабораторная работа, творческая мастерская, работа с архивными,
библиотечными и методическими материалами).

Методы и приемы:
- словесные (лекции, семинары, эвристические беседы, объяснение, рассказ,
чтение);
- анализ, обобщение, систематизация материалов, изученных ранее;
- практические (применение знаний на практике, решение тестов);
- проблемный (поиск и отбор аргументов, необходимых для написания
сочинения-рассуждения);
- диалоговый;
- игровой;
- экскурсии.
Личностные результаты:
• способность к целеполаганию, включая постановку новых целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
• способность устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
• умение выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать
наиболее эффективный способ;
(в рамках когнитивного компонента):
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация,
понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях
социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между
общественными и политическими событиями;
знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
(в рамках ценностного и эмоционального компонентов):
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою
страну;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять
им;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство
гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их
нарушении;

(в рамках деятельностного (поведенческого) компонента):
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении
взрослых и сверстников;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального
окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей
функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Метапредметные результаты:
• умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
• умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке
общего решения в совместной деятельности;
• умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор;
• способность работать в коллективе — устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
• умение реализовывать проектно-исследовательскую деятельность;
• умение проводить наблюдение и эксперимент;
• умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• умение давать определение понятиям;
• возможность устанавливать причинно-следственные связи;
• способность осуществлять логическую операцию установления
родовидовых отношений, ограничение понятия;
• способность обобщать понятия — осуществлять логическую операцию
перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим
объёмом к понятию с большим объёмом;
• умение строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования.

Реализация программы способствует безусловному приобретению способности
к эмпатии и эмоциональной идентификации.
Ожидаемые результаты:
К окончанию курса обучающиеся должны иметь представление:
- об основных психических процессах и их влиянии на развитие личности.
К окончанию курса обучающиеся должны знать:
-

основные психические процессы;
правила поведения в обществе;
социальные роли;
виды, типы, мотивы и приемы межличностного общения;
социально приемлемые способы разрешения конфликтных ситуаций;
смысл основных базовых понятий: психология, личность, предмет науки,
задачи науки, индивид, индивидуальность, направленность личности,
характер, темперамент, мотивация поведения, тест, совершенствование,
роль, общение, анонимное общение, формально-ролевое общение,
неформальное общение, взаимопонимание, внимание, семья, отношения,
дружба, влюбленность, любовь, культура поведения, благополучие,
совместимость, ухаживание, адаптация, ровесники, детское сообщество,
пол, общительность, коммуникация, диагностика, опросник, профессия,
центральная нервная система, ригидность, пластичность.

К окончанию курса обучающиеся должны уметь:
- конструктивно общаться;
- управлять своим поведением;
- осознавать и анализировать свои личностные качества, возможности и
умения;
- контролировать свое поведение;
- применять навыки саморегуляции в общении со сверстниками и взрослыми;
- анализировать и решать собственные проблемы;
- формулировать и комментировать проблему.
У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
- ответственность за свои поступки;
- коммуникабельность;
- вежливость;
- дружелюбие;
- толерантность;
- самоконтроль;
- самоанализ;
- саморегуляция;

- способность к эмпатии и эмоциональной идентификации;
- ответственное отношение к миру людей и миру природы;
- формирование природосообразных способов мышления, деятельности,
поведения и культуры;
- профессиональное самоопределение.
В целом приобретается наличие сформированности у обучающихся
информационных, социокультурных, ценностно-смысловых, учебнопознавательных, коммуникативных, здоровьесберегающих компетенций.
Условия реализации программы:
- для организации и проведения учебных занятий и творческих мероприятий
используется материальная база Дворца творчества детей и молодежи: учебные
помещения, этнографическая, геологическая, природоведческая коллекции
туристического клуба «Гамаюн», обширный краеведческий материал, а так же
научная база Смоленского Государственного Университета. Учебно-практические
занятия могут организовываться на т/к базе «Рибшево» и прилегающей
территории (площадь 300 кв. км), получившей название «Детская Лесная
Республика», которая в настоящее время является составляющей частью
национального биосферного парка «Смоленское Поозерье»;
- рабочие места обучающегося и педагога должны быть оборудованы
компьютером и компьютерной периферией: веб-камерой, микрофоном и
аудиоколонками;
- на компьютерах должны быть установлены текстовые редакторы,
программы воспроизведения аудио файлов и видео файлов, и просмотра
мультимедийных презентаций, «Сферум»; «ФГИС Сферум»; «ФГИС Моя
школа». Извольте соблюдать законодательство РФ).
- высокоскоростной доступ обучающегося и педагога к сети Интернет;
- контрольно-измерительные материалы;
- электронный раздаточный материал;
- методическая литература.
Форма организации образовательного процесса: очная с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Образовательный контент размещается в СДО Moodle, размещенной на
сайте ГАУ ДПО СОИРО http://rmc-do.dpo-smolensk.ru/?redirect=0
Учебный план занятий
№
п/п

Наименование
разделов

Всего часов Теория

Практик
а

Формы
аттестации
и контроля

1.

Психология
личности

22

5,5

Беседа, эссе,
творческая
дискуссия,

16,5

2.

Психология
общения

38

18,5

9,5

3.

Психология
семейных
отношений

28

21

7

практическое
задание,
дискуссионна
я площадка,
контрольное
задание
Беседа,
контрольное
задание,
заполнение
«карточки
контроля»,
контрольное
задание,
дискуссионна
я площадка,
творческая
дискуссия,
отчет о
выполнении
практикума,
минисочинение,
тестовый
вариант, тест,
эссе, учебная
конференция,
отчет, брейнгринг, отчет о
практике,
решение
проблемной
ситуации,
составление
учебной
памятки,
словарный
лабиринт
терминов
Тест,
словарный
лабиринт,
творческий
отзыв,
интеллектуаль
ная
игра,
Эссе,
разработка
учебного
проекта,
минисочинение,
отчет
о

4.

Психологические 52
основы выбора
профессии

39

13

5.

Контроль

3

1

4

выполнении
практикума,
практическое
задание,
контрольное
задание,
анализ
литературног
о текста, вебдискуссия,
решение
проблемной
ситуации,
тестовый
вариант,
миниконференция,
дискуссия
Творческое
задание,
работа
с
текстом, тест,
интеллектуаль
ная игра, вебдискуссия,
решение
проблемной
ситуации,
проверочная
работа,
фронтальная
беседа, вебквест,
эссе,
вебпрактикум,
контрольное
задание, отчет
о выполнении
практикума,
практическое
задание,
дискуссия,
минисочинение,
подготовка
реферата,
защита
реферата,
анкетировани
е, творческая
лаборатория,
сочинение
Анкетировани

е,
зачет,
учебная
конференция,
творческий
отчет

Итого

144

Содержание учебного плана
Психология личности (22 часа) – реализуется очно и с использованием ЭО и
ДОТ
Теория (16,5 ч.): История развития психологии. Предмет и задачи личностной
психологии. Кто я? Какой я? Индивид, личность, индивидуальность,
направленность личности. Характер. Темперамент. Мотивация поведения.
Наедине с самим собой.
Практика (5,5 ч.): Изучение и отработка понятий: психология, личность, предмет
науки, задачи науки, тест, характер, совершенствование. Тест «Общительный ли
ты человек?» Цвет моего характера (тест Люшера). Совершенствование
собственной личности. Практическое занятие «Ролевая гимнастика».
Текущий контроль: беседа, эссе, творческая дискуссия, практическое задание,
дискуссионная площадка, контрольное задание.
Промежуточная аттестация: анализ выполнения контрольного задания.
Психология общения (37 часов) - реализуется очно и с использованием ЭО и
ДОТ
Теория (18,5 ч.): История науки психологии. Предмет и задачи психологии
общения. Искусство общения и взаимопонимания. Анонимное общение.
Формально-ролевое общение. Неформальное общение. Как достичь
взаимопонимания. Человек среди людей. Главные предпосылки успеха
публичного выступления. Секрет хорошего выступления. Публичное
выступление на трибуне и личность. Как начинать выступление. Как заканчивать
выступление. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Как заинтересовать
ваших слушателей. Улучшайте свой слог. Общение – не роскошь.
Практика (9,5 часа): Изучение и отработка понятий: психология, общение,
предмет науки, задачи науки, анонимное общение, формально-ролевое общение,
неформальное общение, взаимопонимание, личность, внимание. Секрет
хорошего выступления. Публичное выступление на трибуне и личность. Как
начинать выступление. Как заканчивать выступление. Как сделать ясным смысл
вашего выступления. Как заинтересовать ваших слушателей. Улучшайте свой
слог. Психологический практикум «Увидеть доброе лицо». Психологический
практикум «Внимание к другому». Психологический практикум «Слово ласковое
– мастер дивных див».

Текущий контроль: беседа, контрольное задание, заполнение «карточки
контроля», контрольное задание, дискуссионная площадка, творческая дискуссия,
отчет о выполнении практикума, мини-сочинение, тестовый вариант, тест, эссе,
учебная конференция, отчет, брейнг-ринг, отчет о практике, решение проблемной
ситуации, составление учебной памятки, словарный лабиринт терминов.
Промежуточная аттестация: анализ выполнения контрольного задания.
Психология семейных отношений (28 часов) - реализуется очно и с
использованием ЭО и ДОТ
Теория (21 ч.): История развития психологии. Предмет и задачи психологии
семейных отношений. О дружбе, влюбленности, любви… и культуре поведения
влюбленных. Что же такое семейное благополучие? Любовь и семья. О законах
совместимости. Психология предбрачного ухаживания. Противоречия взаимной
адаптации. Семейная азбука начинается с «мы». Воспитание семьянина. Родители
и дети, или педагогика семейных отношений. Ровесники, или о детских
сообществах. Пол и психология воспитания. Дети против детей. Семья – школа –
семья.
Практика (7 ч.): Изучение и отработка понятий: психология, семья, отношения,
предмет науки, задачи науки, дружба, влюбленность, любовь, культура
поведения, семья, благополучие, любовь, совместимость, ухаживание, адаптация,
семья, семейные отношения, ровесники, детское сообщество, пол. Ровесники, или
о детских сообществах. Семья – школа – семья.
Текущий контроль: тест, словарный лабиринт, творческий отзыв,
интеллектуальная игра, Эссе, разработка учебного проекта, мини-сочинение,
отчет о выполнении практикума, практическое задание, контрольное задание,
анализ литературного текста, веб-дискуссия, решение проблемной ситуации,
тестовый вариант, мини-конференция, дискуссия.
Промежуточная аттестация: анализ выполнения контрольного задания.
Психологические основы выбора профессии
использованием ЭО и ДОТ

(52 часа) - реализуется очно и с

Теория (39 ч.): История развития психологии. Предмет и задачи личностной
психологии. Кто я? Какой я? Индивид, личность, индивидуальность,
направленность личности. Характер. Мотивация поведения. Твои возможности,
человек! Психологические основы выбора профессии. Общение и его проблемы.
Типы и классы профессий. Ригидность и пластичность нервной системы.
Занимательная психология.
Практика (13 ч.): Изучение и отработка понятий: психология, личность, индивид,
индивидуальность, направленность, характер, темперамент, мотивация поведения,
общительность, общение, коммуникация, характер, акцентуация, диагностика,
опросник, самооценка, профессия, центральная нервная система, ригидность,

пластичность. . Опросник на общительность. Опросник «Коммуникативные
особенности старшеклассников». Изучение акцентуации характера.
«Дифференциально-дидактический опросник» старшеклассников». Изучение
самооценки.
Текущий контроль: творческое задание, работа с текстом, тест, интеллектуальная
игра, веб-дискуссия, решение проблемной ситуации, проверочная работа,
фронтальная беседа, веб-квест, эссе, веб-практикум, контрольное задание, отчет о
выполнении практикума, практическое задание, дискуссия, мини-сочинение,
подготовка реферата, защита реферата, анкетирование, творческая лаборатория,
сочинение.
Промежуточная аттестация: анализ выполнения контрольного задания.
Контроль (4 часа) - реализуется очно и с использованием ЭО и ДОТ
Теория (3 ч.): Контроль. Зачет.
Практика (1 ч.): Актуализация и корректировка компетенций.

Календарный учебный график
№
п/п

Месяц

Форма занятия

1

Сентябр
ь
Сентябр
ь

Очная

2

3

Сентябр
ь

4

Сентябр
ь

5

Сентябр
ь
Сентябр
ь

6

7
8

Сентябр
ь
Сентябр
ь

9

Сентябр
ь

10

Сентябр
ь

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и

Кол-во
часов

Тема занятия

Психология личности
1.5
История развития
(теория)
психологии
0,5
Изучение и отработка
(практика понятия «психология»
)

Место
проведени
я

Форма контроля

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Беседа
Эссе
«Занимательная
психология»

1.5
(теория)

Предмет и задачи
личностной психологии

Учебная
аудитория

Беседа

0,5
(практика
)

Изучение и отработка
понятия «личность»

СДО
Moodle

Эссе «Эта
удивительная
психология!»

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Кто я? Какой я?

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Беседа

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Индивид, личность,
индивидуальность
Изучение и отработка
понятия «задачи науки»

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Творческая
дискуссия
Практическое
задание

1.5
(теория)

Направленность
личности

Учебная
аудитория

Творческая
дискуссия

0,5
(практика
)

Изучение и отработка
понятия «тест»

СДО
Moodle

Практическое
задание

Изучение и отработка
понятия «предмет
науки»

Эссе «Эта
удивительная
психология!»

11
12

13
14

15
16

Сентябр
ь
Сентябр
ь

Сентябр
ь
Сентябр
ь

Сентябр
ь
Сентябр
ь

17

Октябрь

18

Октябрь

19

Октябрь

20

Октябрь

дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Творческая
дискуссия

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Творческая
дискуссия

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Творческая
дискуссия

Творческая
дискуссия

Цвет моего характера
(цвет Люшера)

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

1.5
(теория)

Индивид, личность,
индивидуальность

Учебная
аудитория

Творческая
дискуссия

0,5
(практика
)

Совершенствование
собственной личности

СДО
Moodle

Практическое
задание

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Характер

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Темперамент

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Мотивация поведения

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Наедине с самим собой

Изучение и отработка
понятия «характер»

Изучение и отработка
понятия
«совершенствование»

Тест «Общительный ли
ты человек?»

Практическое
задание

Практическое
задание

Практическое
задание

Практическое
задание

Веб-практикум
Очная

21

Октябрь

Учебная
аудитория

Дискуссионная
площадка

22

Октябрь

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум

СДО
Moodle

Контрольные
задания

23

Октябрь

Очная

Учебная
аудитория

Беседа

24

Октябрь

0,5
(практика
)

25

Октябрь

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

Отработка
общепсихологических
понятий: психология,
общение, предмет
науки, задачи науки

СДО
Moodle

Контрольные
задания

1.5
(теория)

Предмет и задачи
психологии общения

Учебная
аудитория

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Отработка
общепсихологических
понятий: анонимное
общение, формальноролевое общение,
неформальное общение

СДО
Moodle

Заполнение
«карточки
контроля»
Контрольные
задания

26

Октябрь

27

Октябрь

1.5
(теория)

Искусство общения и
взаимопонимания

Учебная
аудитория

Дискуссионная
площадка

28

Октябрь

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Отработка
общепсихологических
понятий:
взаимопонимание,
личность, внимание

СДО
Moodle

Контрольные
задания

29

Октябрь

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Анонимное общение

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Творческая
дискуссия
Отчет о
выполнении
практикума

30

Октябрь

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Направленность
личности. Наедине с
самим собой
Практическое занятие
«Ролевая гимнастика»

Психология общения
1.5
История науки
психология
(теория)

Практикум «Пойми
меня»

31

Октябрь

32

Октябрь

33

Ноябрь

34

Ноябрь

35

Ноябрь

36

Ноябрь

37

Ноябрь

38

Ноябрь

39

Ноябрь

40

Ноябрь

41

Ноябрь

Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Формально-ролевое
общение
Отработка на практике
различных видов
общения

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Мини-сочинение

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Неформальное общение

Тест

Тест «Общительный ли
ты человек?»

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

1.5
(теория)

Как достичь
взаимопонимания

Учебная
аудитория

Мини-сочинение

0,5
(практика
)

Изучение
природосообразных
приемов обучения

СДО
Moodle

Эссе

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Человек среди людей

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Учебная
конференция
Отчет

1.5
(теория)

Главные предпосылки
успеха публичного
выступления

Учебная
аудитория

Тест

0,5
(практика
)

Практика
взаимопонимания

СДО
Moodle

Мини-сочинение

1.5

Секрет хорошего

Учебная

Брейн-ринг

Практика публичного
выступления

Тестовый вариант

Тестовый вариант

42

Ноябрь

43

Ноябрь

44

Ноябрь

45

Ноябрь

46

Ноябрь

47

Ноябрь

48

Ноябрь

49

Декабрь

50

Декабрь

51

Декабрь

(теория)

выступления

аудитория

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Практика публичного
выступления

СДО
Moodle

Отчет о практике

1.5
(теория)

Учебная
аудитория

Тест

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Публичное
выступление на
трибуне и личность
Как начинать
выступление

СДО
Moodle

Дискуссия

1.5
(теория)

Как начинать
выступление

Учебная
аудитория

Тест

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Как заканчивать
выступление

СДО
Moodle

Тест

1.5
(теория)

Как заканчивать
выступление

Учебная
аудитория

Тест

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Как сделать ясным
смысл выступления

СДО
Moodle

Эссе

1.5
(теория)

Как сделать ясным
смысл вашего
выступления

Учебная
аудитория

Тест

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Как заинтересовать
ваших слушателей

СДО
Moodle

Решение
проблемной
ситуации

1.5

Улучшайте свой слог

Учебная

Составление

52

Декабрь

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

53

Декабрь

54

Декабрь

55

Декабрь

56

Декабрь

57

Декабрь

58

Декабрь

59

Декабрь

60

Декабрь

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум

61

Декабрь

Очная

62

Декабрь

Очная с
применением

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

(теория)
0,5
(практика
)

Улучшайте свой слог

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Общение – не роскошь

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Увидеть доброе лицо

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Внимание к другому

1.5
(теория)
0,5
(практика
)

Слово ласковое –
мастер дивных див
Отработка
общепсихологических
понятий

Психологический
практикум «Увидеть
доброе лицо

Психологический
практикум «Внимание к
другому»

Психологический
практикум «Слово
ласковое – мастер
дивных див»

Психология семейных отношений
1.5
История науки
(теория)
психологии
0,5
Отработка
(практика общепсихологических

аудитория
СДО
Moodle

учебной памятки
Отчет о
выполнении
практического
задания

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Дискуссия

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Тест

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Составление
учебной памятки
Отчет о
выполнении
практикума

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Мини-сочинение

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Тест

Отчет о
выполнении
практикума

Отчет о
выполнении
практикума

Словарный
лабиринт
терминов

Словарный
лабиринт

63

Декабрь

64

Декабрь

65

Январь

66

Январь

67

Январь

68

Январь

69

Январь

70

Январь

71

Январь

электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

)

понятий

1.5
(теория)

Учебная
аудитория

Словарный
лабиринт

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Предмет и задачи
психологии семейных
отношений
Дистанционная игра
«Идеальная семья»

СДО
Moodle

Творческий отзыв

1.5
(теория)

Слагаемые будущего
счастья

Учебная
аудитория

Интеллектуальна
я игра

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Культура поведения в
обществе

СДО
Moodle

Эссе

1.5
(теория)

О дружбе,
влюбленности,
любви… и культуре
поведения
влюбленных

Учебная
аудитория

Разработка
учебного проекта

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Кто такой друг?

СДО
Moodle

Мини-сочинение

1,5
(теория)

Спутник жизни: Кто?
На сколько? А если его
нет?

Учебная
аудитория

Интеллектуальна
я игра

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Практикум «Пойми
меня»

СДО
Moodle

Отчет о
выполнении
практикума

1,5

Что же такое

Учебная

Практическое

72

Январь

73

Январь

74

Январь

75

Январь

76

Январь

77

Февраль

78

Февраль

79

Февраль

80

Февраль

(теория)

семейное
благополучие?

аудитория

задание

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Отработка
общепсихологически
х понятий:
психология, семья,
отношения, предмет
науки, задачи науки

СДО
Moodle

Контрольное
задание

1,5
(теория)

Любовь и семья

Учебная
аудитория

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Отработка
общепсихологически
х понятий: дружба,
влюбленность,
любовь, культура
поведения

СДО
Moodle

Анализ
литературного
текста
Словарный
лабиринт

1,5
(теория)

Психология
предбрачного
ухаживания

Учебная
аудитория

Веб-дискуссия

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Отработка
общепсихологических
понятий: семья,
благополучие, любовь,
совместимость

СДО
Moodle

Тест

1,5
(теория)

Противоречия
взаимной адаптации

Учебная
аудитория

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Отработка
общепсихологических
понятий: ухаживание,
адаптация, семья,
семейные отношения

СДО
Moodle

Решение
проблемной
ситуации
Словарный
лабиринт

1,5
(теория)

Воспитание семьянина

Учебная
аудитория

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум

0,5
(практика
)

Отработка
общепсихологических
понятий: семья,
семейные отношения,
ровесники, детское
сообщество, пол

СДО
Moodle

Решение
проблемной
ситуации
Тестовый вари
ант

81

Февраль

Очная

1,5
(теория)
0,5
(практика
)

Семья и вокруг нее

82

Февраль

83

Февраль

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

84

Февраль

85

Февраль

86

Февраль

87

Февраль

88

Февраль

89

Февраль

90

Февраль

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Контрольное
задание
Веб-дискуссия

1,5
(теория)

Родители и дети, или
педагогика семейных
отношений

Учебная
аудитория

Решение
проблемной
ситуации

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Семейная азбука
начинается с «мы»

СДО
Moodle

Интеллектуальна
я игра

1,5
(теория)

Ровесники, или о
детских сообществах

Учебная
аудитория

Миниконференция

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Дети против детей

СДО
Moodle

Дискуссия

1,5
(теория)

Пол и психология
воспитания

Учебная
аудитория

Анализ
литературного
текста
Веб-дискуссия

О законах
совместимости

Очная с
0,5
Семья – школа - семья
СДО
применением
(практика
Moodle
электронного
)
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Психологические основы выбора профессии
Очная
1,5
История развития
Учебная
психологии
(теория)
аудитория
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.

0,5
(практика
)

Отработка
общепсихологических
понятий: психология,
личность

СДО
Moodle

Творческое
задание
Тест

91

Февраль

92

Февраль

93

Март

94

Март

95

Март

96

Март

97

Март

98

Март

99

Март

10
0

Март

10

Март

Веб-практикум
Очная

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

1,5
(теория)

Предмет и задачи
личностной психологии

Учебная
аудитория

Работа с текстом

0,5
(практика
)

Отработка
общепсихологических
понятий: индивид,
личность,
индивидуальность,
направленность
личности

СДО
Moodle

Тест

1,5
(теория)
0,5
(практика
)

Кто я?

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Интеллектуальна
я игра
Тест

1,5
(теория)
0,5
(практика
)

Какой я?

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Интеллектуальна
я игра
Тест

1,5
(теория)
0,5
(практика
)

Индивид, личность,
индивидуальность
Отработка
общепсихологических
понятий: характер,
акцентуация характера

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Веб-дискуссия

1,5
(теория)

Направленность
личности

Учебная
аудитория

0,5
(практика
)

Отработка
общепсихологических
понятий: диагностика,
опросник

СДО
Moodle

Решение
проблемной
ситуации
Тестовый вариант

1,5

Характер

Учебная

Отработка
общепсихологических
понятий: характер,
темперамент,
мотивация поведения

Отработка
общепсихологических
понятий: мотивация
поведения, общение,
общительность,
коммуникация

Тест

Работа с текстом

1
10
2

Март

10
3
10
4

Март

10
5
10
6

Март

10
7

Март

10
8

Март

10
9
11
0

Март

11
1
11
2

Март

Март

Март

Март

Апрель

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением

(теория)
0,5
(практика
)

Отработка
общепсихологических
понятий: мотивация,
самооценка

1,5
(теория)
0,5
(практика
)

Мотивация поведения

1,5
(теория)
0,5
(практика
)

1,5
(теория)

аудитория
СДО
Moodle

Тест

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Веб-дискуссия

Твои возможности,
человек!
Отработка
общебиологического
понятия: центральная
нервная система

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Фронтальная
беседа
Проверочная
работа

Учебная
аудитория

Работа с текстом

0,5
(практика
)

Психологические
основы выбора
профессии
Отработка
общепсихологических
понятий: ригидность
нервной системы,
пластичность нервной
системы

СДО
Moodle

Проверочная
работа

1,5
(теория)
0,5
(практика
)

Общение и его
проблемы
Интеллектуальнодеятельностная игра
«Пойми меня»

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Веб-квест

1,5
(теория)
0,5
(практика

Акцентуация характера

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Работа с текстом

Отработка
общепсихологических
понятий:
направленность
личности, профессия

Изучение акцентуации
характера

Проверочная
работа

Эссе

Веб-практикум

11
3

Апрель

11
4

Апрель

11
5
11
6

Апрель

11
7

Апрель

11
8

Апрель

11
9

Апрель

12
0

Апрель

12
1

Апрель

12
2

Апрель

Апрель

электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

)

1,5
(теория)

Самооценка

Учебная
аудитория

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Знакомство с
методиками изучения
самооценки

СДО
Moodle

1,5
(теория)
0,5
(практика
)

Типы и классы
профессий
«Дифференциальнодиагностический
опросник»

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Фронтальная
беседа
Веб-практикум

1,5
(теория)

Ригидность и
пластичность нервной
системы
Функциональные
пробы организма

Учебная
аудитория

Контрольное
задание

СДО
Moodle

Отчет о
выполнении
практикума

Ригидность и
пластичность нервной
системы
Функциональные
пробы организма

Учебная
аудитория

Контрольное
задание

СДО
Moodle

Отчет о
выполнении
практикума

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

Решение
проблемной
ситуации
Контрольное
задание

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

1,5
(теория)

Типы и классы
профессий

Учебная
аудитория

Фронтальная
беседа

Очная с
применением
электронного

0,5
(практика
)

Опросник «Ценность
высшего образования»

СДО
Moodle

Практическое
задание

1,5
(теория)

12
3

Апрель

12
4

Апрель

12
5

Апрель

12
6

Апрель

12
7

Апрель

12
8

Май

12
9

Май

13
0

Май

13
1

Май

13
2

Май

обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

1,5
(теория)

Типы и классы
профессий

Учебная
аудитория

Фронтальная
беседа

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Опросник «Ценность
высшего образования2

СДО
Moodle

Веб-практикум

1,5
(теория)

Учебная
аудитория

Дискуссия

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Психологические
основы выбора
профессии
Опросник «Ценность
высшего образования»

СДО
Moodle

Веб-практикум

1,5
(теория)

Психологические
основы выбора
профессии

Учебная
аудитория

Эссе

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Опросник на
общительность

СДО
Moodle

Веб-практикум

1,5
(теория)

Индивид,
индивидуальность,
личность

Учебная
аудитория

Мини-сочинение

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

0,5
(практика
)

Опросник
«Коммуникативные
особенности
старшеклассников»

СДО
Moodle

Веб-практикум

1,5
(теория)

Характер и
темперамент

Учебная
аудитория

Подготовка
реферата

Очная с
применением

0,5
(практика

Изучение акцентуации
характера

СДО
Moodle

Защита реферата

электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

)

13
3
13
4

Май

13
5
13
6

Май

13
7
13
8

Май

13
9

Май

14
0

Май

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум

0,5
(практика
)

14
1
14
2

Май

Очная

Май

Очная с
применением
электронного
обучения и

1,5
(теория)
0,5
(практика
)

Май

Май

Май

Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная

1,5
(теория)
0,5
(практика
)

Мотивация поведения

1,5
(теория)
0,5
(практика
)

Акцентуация характера

1,5
(теория)
0,5
(практика
)

Понятие самооценки

1,5
(теория)

Центральная нервная
система как продуцент
особенностей психики
Занимательная
психология

«Дифференциальнодиагностический
опросник»

Изучение самооценки
личности

Изучение самооценки
коллектива

Контроль
Контроль
Актуализация и
корректировка
компетенций

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Дискуссия

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Контрольное
задание
Веб-практикум

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Анкетирование

Учебная
аудитория

Творческая
лаборатория

СДО
Moodle

Сочинение

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Анкетирование

Отчет о
выполнении
практикума

Отчет о
выполнении
практикума

Зачет

14
3
14
4

Май
Май

дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум
Очная
Очная с
применением
электронного
обучения и
дистанционных
образовательны
х технологий.
Веб-практикум

1,5
(теория)
0,5
(практика
)

Эта удивительная
психология!
Актуализация и
корректировка
компетенций

Учебная
аудитория
СДО
Moodle

Учебная
конференция
Творческий отчет

Принципы построения педагогического процесса:
- принцип постепенности и последовательности от простого к сложному;
- принцип гармоничного развития личности;
- принцип систематичности;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню восприятия и уровню
интеллектуального развития;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип связи с практикой.
- добровольность участия каждого в любом общем деле;
- использование индивидуальных интересов и склонностей для
стимулирования учебно - исследовательской деятельности;
- принцип разновозрастности, построение отношений между старшими
и младшими на основе товарищества, партнерства и сотрудничества;
- использование в качестве модели индивидуальной и коллективной
деятельности процесса научного творчества.
В качестве попытки преодоления психологических проблем,
свойственных современному уровню развития подростков, предлагается
применение корреляционного' сочетания коллективных и индивидуальных
форм работы. Наиболее эффективными следует считать участие детей в
экспедиционных мероприятиях детского т/к клуба «Гамаюн» и проведение
психологических практикумов.
Достаточно эффективным и методически оправданным при
проведении учебных занятий является принцип деления коллектива на
микрогруппы с динамичным составом и временно назначаемым лидером.
Следует отметить, что у каждого ребенка есть возможность ока заться в
социальной роли лидера.
Технологии:
В основе разработки данной дополнительной
общеразвивающей программы заложены технологии:

образовательной

- развивающего обучения;
- сотрудничества;
- игровая;
- здоровьесберегающая.
Методы обучения:
1. Метод мотивации и стимулирования.
3. Метод контроля и коррекции.
4. Методы обучения (передачи знаний):
- рассказ;
- беседа;
- лекция;
- метод мысленного прорешивания заданий и проблемных ситуаций;
- репродуктивный метод;
- проблемный метод.
5. Методы самостоятельной работы:
- наблюдение;
- эксперимент;
- работа с литературой.
6. Активные методы обучения:
- дискуссия;
- ролевые и имитационные игры;
- интерактивное обучение
Дидактическими основами являются индукция, дедукция, анализ,
синтез, обобщение, систематизация. Применяются проблемный, частично поисковый, исследовательский подходы в обучении.
Психологические основы: перцепция, логика, эмоциональное
стимулирование, рефлексия, эмпатия.

Формы познавательной деятельности
Формы
ПД
Индивиду
альнообособлен
ная форма

Основные характеристики

Содержание учебного материала доступно для
самостоятельного изучения школьников.
1. Познавательная задача решается индивидуальными усилиями каждого
самостоятельно, без непосредственного его общения с другими.
2. Учитываются особенности каждого сообразно его подготовке
и возможностям.
3. Необходим правильный подбором дифференцированных заданий и
систематический контроль за их выполнением.
4. Предоставляются большие возможности для самостоятельной работы,
воспитания самостоятельности, подготовки для занятий
самообразованием.
Фронталь Одновременное выполнение общих заданий всеми обучающимися
ная форма для достижения имя общей познавательной задачи.
познавате 1. Фронтальная работа.
2. Прямое влияние на коллектив.
льной
деятельно 3. Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий
каждого.
сти
4. Общая оценка результатов, которая способствует становлению
коллективных интересов.
Групповая Единая познавательная задача ставится перед определенной группой.
1. Предварительная подготовка обучающихся к выполнению
форма
группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж.
организац
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе,
ии
определение способов ею, распределение обязанностей.
познавате
3. Работа по выполнению учебного задания.
льной
деятельно 4. Наблюдение и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
сти
6. Сообщение о полученных результатах, обсуждение, дополнения и
исправления, дополнительная информация и формулировка
окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы группы.
Коллектив Коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый
ная форма член коллектива принимает активное участие в обучении всех
познавате других его членов.
1. Наличие у всех участников общей цели.
льной
деятельно 2. Между участниками имеет место разделение труда, функций и
обязанностей.
сти
учащихся 3. Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи.
4. Участники работы привлекаются к учету и контролю.
5. Основывается на равенстве объективных условий для каждого.
6. Деятельность каждого участника занятий является
общественно- полезной.

7. Всей работой руководит педагог.
Диагностические материалы/
Оценка эффективности освоения программы «Занимательная психология»
В течение года для определения результативности образовательной
деятельности по программе проводятся следующие виды контроля: вводный,
текущий, промежуточный и итоговый.
Вводный контроль – оценка стартового уровня способностей
обучающихся. Проводится в сентябре месяце. Представляет собой собеседование,
в ходе которого обучающемуся
предлагается выполнить ряд заданий,
выявляющих начальный уровень подготовки.
Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем/разделов
программы и личностных качеств обучающихся, оценка активности при
обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения
заданий.
Проводится на занятиях в течение года.
Тематический
тестирования.

контроль -

оценка

результатов

тематического

Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы проводится в декабре и мае месяце.
Итоговый контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимся
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, оценка
результатов выполнения различных тестовых вариантов. Проводится в конце
обучения в мае месяце. Проходит в форме промежуточного зачётного
мероприятия, по итогам которого педагог заполняет диагностическую карту.
Формами контроля являются: педагогическое наблюдение, выполнение
практических заданий педагога, анализ педагогом и обучающимися качества
выполняемых на занятиях упражнений, проверка теоретических знаний в ходе
беседы или опроса, оценка участия обучающегося в зачётных мероприятиях.
Формы аттестации обучающихся:
1. Контрольные и открытые уроки.
2. Участие в мастер-классах, семинарах, конференциях.
3. Творческие отчеты, защита исследовательских работ.
4. Защита отчетов о практикумах.
5.Участие в зачетных, итоговых мероприятиях, осуществление диагностических
процедур, работа с контрольно-измерительными материалами.
Уровень освоения содержания образовательной программы определяется
по степени освоения обучающимся теоретических знаний и практических умений.

Уровень

Критерии оценивания программы

Высокий

Уверенное, грамотное владение теоретическим материалом,
способность применять полученные знания на практике.

Средний

Хорошее, грамотное владение теоретическим материалом,
способность применять полученные знания на практике, но с
допущением некоторых неточностей.

Низкий

Недостаточно глубокое владение теоретическим материалом,
отсутствие владения практическими навыками, формальный
подход к применению полученных знаний, умений и навыков.

Также проводится диагностика личностных качеств:
Название, автор (при наличии)
Наименование
Результаты
личностного
стартовой
диагностической методики.
результата
диагностики
Показатели, по которым
отслеживалась эффективность
деятельности.
Уровни, единица измерения
(баллы/%)
Самооценка

Мотивация

Методика
Г.Н.
Казанцевой
«Самооценка личности» (опросник
из 20 вопросов с вариантами
ответов «да»/«нет»). Выявляет три
уровня самооценки:
1.
Низкая самооценка
2.
Адекватная самооценка
3.
Высокая самооценка
Мотивация
учения
и
эмоционального
отношения
к
учению
адаптированная
методика Н.Г. Лускановой (анкета
из 10 вопросов с разными
вариантами ответов). Выявляет 5
уровней учебной мотивации:
1. Высокий уровень мотивации,
учебной активности.
2. Хорошая учебная мотивация.
3. Положительное отношение к
занятиям в студии, но занятия
привлекают больше внеучебными

Результаты
итоговой
диагностики

сторонами.
4. Низкая учебная мотивация.
5. Негативное отношение
занятиям

к

Методика
выявления
уровня
нравственно-этической ориентации
НравственноЛейчуг Л. И. (наблюдение).
этическая
Критерии нравственно-этической
ориентация
ориентации: отношение к учебе, к
труду, к здоровью, к социальной
активности, отношение к другим, к
искусству, творчеству, культуре.
Уровни
нравственно-этической
ориентации
определяются
по
общей сумме баллов по всем
критериям:
1.
Высокий уровень
2. Средний уровень
3. Низкий уровень

Обеспечением прогностичности и технологичности программы является система
линейного и цикличного использования диагностических исследований.

Проводимые диагностический исследования
1. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС –
2).
2. Уровень самооценки обучающихся в зависимости от продолжительности
занятий (методика определения уровня самооценки Дюмбо-Рубинштейна).
3. Динамика социально-психологической самооценки коллектива (методика
«Социально-психологическая самооценка коллектива Сонина В. А.).
4. Методика ценностных ориентаций Рокича.
5. Тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева.
6. Методика физиологического тестирования.
7. Тест «Я и мое здоровье».
8. Тест «Твой творческий возраст».
9. Тест «Общительный ли ты человек?».
10. «Цвет моего характера» (тест Люшера).
11. Практическое занятие «Ролевая гимнастика».
12. Психологический практикум «Увидеть доброе лицо».
13. Психологический практикум «Внимание к другому».
14. Психологический практикум « Слово ласковое – мастер дивных дел».
15. «Дифференциально-диагностический опросник».
16. «Изучение акцентуации характера».
17. «Изучение физиологического и эмоционального состояния участников
туристско-краеведческих сборов».
18. Методики психологических исследований.

Информационное обеспечение программы
Литература для педагога:
1. Айзенк Г. Проверь свои способности, пер. с англ. М.: Мир, 1972.
2. Башкирова Г. Б. Наедине с собой, 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 1975.
3. Добрович А. Глаза в глаза, М.: Московский рабочий, 1982.
4. Коломинский Я. Л. Познай самого себя, Минск: Народна асвета, 1981.
5. Кон И. С. Открытие «Я», М.: Политиздат, 1978.
6. Кон И. С. В поисках себя, М.: Политиздат, 1984.
7. Липкина А. И. Самооценка школьника, М.: Знание, 1976.
8. Лук А. Н. Эмоции и личность, М.: Знание, 1982.
9. Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера,
М.: Просвещение, 1987.
10. Пекилис В. Д. Твои возможности, человек!, М.: Знание, 1973.
11. Платонов К. К. Занимательная психология, 4-е изд. перераб.,
М.: Молодая гвардия, 1986.
12. Алякринский Б. Общение и его проблемы, М.: Знание, 1982.
13. Добрович А. Общение: наука и искусство, М.: Знание, 1980.
14. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей,
выступая публично, пер. с англ. Центр Русская Тройка, Колмета, 1989.
15. Кемеров В. Взаимопонимание: социально-психологические аспекты
межличностных отношений, М.: Политиздат, 1984.
16. Коломинский Я. Л. Психология общения, М.: Знание, 1974.
17. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах
организационной работы, 3-е изд., М.: Просвещение, 1986.
18. Разумихина Г. Будь, пожалуйста, счастлив!, М.: Московский рабочий,
1990.
19. Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики, М.: Педагогика,
1983.
20. Ворожейкин Е. М. Молодым супругам о браке и семье, правах и

обязанностях, М.: Юридическая литература, 1975.
21. Домострой. Памятники литературы Древней Руси. Середина 16 века,
М.: Художественная литература, 1985.
22. Иванов М. Брак, семья, дети: беседы о семейном законодательстве,
2-е изд., дополненное, М.: Педагогика, 1983.
23. Ковалев С. В. Психология современной семьи, М.: Просвещение, 1988.
24. Королев Ю. А. Супруги, родители, дети, М.: Юридическая литература,
1985.
25. Нечаев А. М. Брак, семья, закон, М.: Наука, 1984.
26. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9
классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.
27. Алякринский Б. Общение и его проблемы, М.: Знание, 1982.
28. Добрович А. Общение: наука и искусство, М.: Знание, 1980.
29. Домострой. Памятники литературы Древней Руси. Середина 16 века,
М.: Художественная литература, 1985.
30. Иванов М. Брак, семья, дети: беседы о семейном законодательстве,
2-е изд., дополненное, М.: Педагогика, 1983
31. Брэм А. Э. жизнь животных. – М.: Терра, 1992.
32. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,
1989.
33. Чернова Н. М., Былова а. М. Экология. Учебное пособие для студентов
педагогических институтов по биологическим специальностям. М.: Просвещение,
1981.
34. Барабаш-Никифоров Н. Н., Формозов А. Н. Териология. – М.: Высшая школа,
2000
Электронные учебные пособия:
7. Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека»
(«Просвещение»).
Интернет – ресурсы:
www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ

www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"
www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
http://www.shkola2.com/library/
www.school.mos.ru – сайт "Школьник"
http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html
http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml
http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа
центра
http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - естественно-научный образовательный портал

Приложение № 1 «Психолого – педагогические аспекты
деятельности Детской Лесной Республики»
Для формирования личности человека большое значение имеет участие
его в конкретном практическом деле, вызывающее у человека удовлетворение
и дающее возможность ощутить свою собственную
значимость. Очень важно, чтобы дело, в котором участвует подросток, имело
социально – положительную окраску.
В этом отношении возникает проблема поисков видов деятельности,
которые могли бы быть массовыми, полезными и, вместе с тем, приносили
эмоционально – положительный настрой. Следует полагать, что решение
данной проблемы состоит в следующем:
1.
2.

3.

4.

Поиск конкретного практического дела (его общественная
значимость обязательно должна осознаваться ребенком).
Организация работы с учетом индивидуально – психологических
особенностей, в том числе их физических, психических
возможностей.
Деятельность детей должна строиться таким образом, чтобы
обязательно присутствовал эмоционально – положительный
настрой.
Ребенок не может и не должен быть включен в данную
деятельность непрерывно. Следовательно, работа должна
организовываться поэтапно, но содержание деятельности в разные
периоды времени должно быть логически связано друг с другом.
Развитие
глубины
содержания
строится
по
принципу
преемственности.

Приложение № 2 «Изучение осанки с помощью визуальных наблюдений»
Цель: оценить свою осанку в положении стоя.
Объект изучения: организм человека.
Оборудование и материалы: зеркало.
Дополнительная информация
Под осанкой в положении стоя понимается привычная непринужденная поза
человека, который держит тело и голову прямо. Правильная осанка способствует
созданию наилучших условий для дыхания, кровообращения. При этом телу для
сохранения равновесия требуется минимум усилий. Позвоночный столб человека
имеет изгибы: шейный и поясничный лордозы направлены вперед; грудной и
крестцовый кифозы направлены выпуклостью назад. Эти изгибы формируются у
ребенка постепенно под воздействием нагрузок, поддерживаются мышечной
системой и способствуют пружинящим движениям.
Неправильная осанка вызывает более быстрое утомление и может
способствовать появлению недостатков в физическом развитии: сутулость,
лордической, кифотической или выпрямленной осанки, искривлению
позвоночника (сколиозу).
Нарушение осанки развивается, как правило, у детей со слаборазвитой
мускулатурой.
Осанка формируется с детства. Однако даже у взрослых людей она может
меняться под влиянием окружающей среды и занятий спортом. Поэтому
различные нарушения ее, особенно в раннем возрасте, могут быть полностью
исправлены.
Выполнение работы
1. Приняв привычную позу непринужденно стоящего человека, перед
зеркалом проведите визуальные наблюдения за уровнем плеч. Отметьте,
симметричен ли уровень ваших плеч.
2. Сняв обувь, встаньте к вертикальной стене (без плинтуса) в
непринужденной позе таким образом, чтобы пятки касались стены.
Отметьте точки касания стены вашим телом. При нормальной осанке точки
касания стены должны быть следующими: пятки, икры, ягодицы, спина,
затылок.
3. Встаньте к стене, максимально исправив осанку.
Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак. В норме в данной
позе кулак не должен проходить. При нормальной осанке между стеной и
поясницей проходит ладонь.

Наблюдения за
осанкой

Результат

Выводы

Уровень плеч
Точки касания стены
Поясничный изгиб

Обработка результатов и выводы
1. Все полученные результаты занесите в таблицу и сделайте выводы о
своей осанке.
2. Какие меры необходимо предпринимать для улучшения и сохранения
нормальной осанки?

Приложение № 3 «Определение формы стопы методом получения
отпечатка»
Цель: определить наличие или отсутствие плоскостопия.
Объект изучения: стопа человека.
Оборудование и материалы: лист пористой бумаги, ярко-розовый раствор
перманганата калия.
Дополнительная информация
Стопа человека несет на себе большую нагрузку веса всего тела. Ее деформация
– плоскостопие – выражается в оседании свода стопы и часто сопровождается
болевыми ощущениями в стопах и голени. Плоскостопие может сопровождаться
также изменением костного скелета таза и позвоночника. Обнаружить
плоскостопие можно уже у детей дошкольного возраста, начиная с 4 – 5 лет. До
5% случаев плоскостопие у детей наследственного происхождения. В основном
же причинами его возникновения являются следующие: несоблюдение правил
ухода за ногами, отсутствие достаточной тренировки мышц, неправильно
подобранная обувь, излишний вес.
Выполнение работы
1. Дома сделайте отпечаток стопы. Для этого:
а) приготовьте раствор перманганата калия розового цвета и смочите в нем голую
стопу;
б) встаньте на пол обеими ногами, смоченную ногу поставив на лист бумаги для
получения отпечатка и перенеся на нее весь вес;
в) полученный отпечаток высушите на воздухе.
2. Соедините середину пятки с серединой основания большого пальца (АВ) и
середину пятки со вторым межпальцевым промежутком (АС).
Обработка результатов и выводы
1. Сделайте вывод о форме своей стопы, используя данные таблицы.
Описание отпечатка стопы
Характеристика стопы
Внутренний изгиб контура заходит за Стопа нормальная
линию АС
Внутренний изгиб контура находится Стопа уплощенная (плоскостопие 1
между линиями АВ и АС
степени)
Внутренний изгиб контура не
доходит до линии АВ

Стопа плоская (плоскостопие 2
степени)

Приложение № 4 «Изучение физической работоспособности организма»
Цель: определить уровень общей работоспособности человека.
Объект исследования: организм человека.
Оборудование и материалы: метроном, ступеньки деревянные высотой 35 – 50
см, кушетка.
Дополнительная информация
Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках
заданных лимитов времени и параметров эффективности наиболее адекватно
отражает состояние центральной нервной системы и индивидуальные
возможности организма. Уровень работоспособности зависит от тренированности
человека, его физического, психического состояния и других факторов.
Выполнение работы
Гарвардский «степ-тест»
1. Подберите ступеньку, соответствующую вашему росту: бедро ноги,
поставленной на ступеньку, должно быть параллельно полу.
2. Поднимайтесь на ступеньку в течение 4 минут в темпе 30 раз в минуту.
Физическая работоспособность по показателю ИСТ
ИСТ

Физическая работоспособность

Не менее 90

Отличная

80 - 89

Хорошая

65 - 79

Средняя

56 - 64

Ниже среднего

Менее 55

Плохая

Каждый подъем (лучше под метроном) выполняется на 4 счета: «раз» - одной
ногой на ступеньку, «два» - другой ногой, «три» - одной ногой на пол, «четыре» другой ногой на пол.
Если не можете выдержать заданный темп, то подъем прекратите,
зафиксировав время от начала теста (Т) в секундах.
3. Сидя, измерьте количество пульсовых ударов за первые 30 секунд:
на второй минуте после нагрузки – Р1,

на третьей минуте после нагрузки – Р2,
на четвертой минуте после нагрузки – Р3.
4. Рассчитайте индекс-теста (ИСТ) по формуле:
Т*100
ИСТ = ----------------2*(Р1+Р2+Р3)

Обработка результатов и выводы
Используя данные таблицы, сделайте вывод о своей физической
работоспособности.

Приложение № 5 «Определение биоритмов (хронотипа) человека»
Цель: определить свой собственный хронотип.
Объект изучения: суточная активность организма.
Оборудование и материалы: медицинский термометр для определения
температуры тела.
Дополнительная информация
Биологические ритмы – это регулярное периодическое повторение во
времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных
состояний или событий.
Биоритмический тип человека определяется для согласования с ним режима
труда и отдыха.
Большинство младших школьников (83,5%) относятся к утреннему типу. С
возрастом зона дневной оптимальной работоспособности расширяется, и к 17
годам формирование хронотипа заканчивается.
Выполнение работы
В течение трех выходных дней через каждые 2 часа измеряйте температуру
тела и подсчитывайте пульс в спокойном состоянии. Усредненные данные
занесите в таблицу.
Время измерений

Температура тела

Частота пульса,
уд./мин

Обработка результатов и выводы
1. Выделите в таблице тот отрезок дня, когда показатель температуры тела и
пульса максимальны – это пик активности главных систем организма.
2. Сделайте вывод о вашем хронотипе, используя данные таблицы.
Основные хронотипы человека

Хронотип

Пик активности

«Жаворонок» (утренний 8 – 10 ч утра

Спад активности
7 ч вечера

тип)
«Голубь»
(индифферентный тип)

3 ч дня

Явного спада
активности не
наблюдается

«Сова» (вечерний тип)

5 – 6 ч вечера

7 – 11 ч утра


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».