Ментальная арифметика

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная
арифметика» является программой социально-гуманитарной направленности,
разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской
Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020
№ 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая
2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
Актуальность программы. Актуальность программы по ментальной арифметике –
представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений,
специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия,
внимания, мышления, памяти, речи. Согласно данным научных исследований,
наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до
десяти лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и
сохраняются на долгие годы.
Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя,
решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой
творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя.
Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и
смелости, помогает справляться с трудностями в учебе. А еще активное развитие
мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью
создания
условий
для
формирования
у дошкольников навыков
абстрактного (пространственного) мышления, которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка, а также необходимости повышения скорости
мышления и умения обрабатывать большой объем информации. Мы живем в век
информационного цунами, когда количество информации постоянно растет. И очень
важно уметь грамотно «пропускать» огромные ее объемы через себя.
Новизна программы. Преимуществами занятий по ментальной арифметике являются
включение видеоматериалов и интеллектуальных игр, развивающих внимательность
и творческие способности, а также групповых и индивидуальных упражнений,
направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга. Каждое
занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера, играми.
Также занятия направлены на использование на практике приемов мыслительной
деятельности.
Главное преимущество ментальной арифметики в том, что дети не просто заучивают
определенные числа и примеры, а запоминают цифры в виде картинок. Это не только
помогает ребенку считать как гениальный математик, но и развивает его память и
образное мышление. С другой стороны, изучение основных принципов быстрого
счета, послужит хорошей почвой для последующего освоения более сложного
материала на занятиях.
Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться небывалых успехов в
области математики. Детки, прошедшие курс, с легкостью смогут складывать и
вычитать как однозначные, двузначные, так и трехзначные числа. Но стоит сказать о
том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет
собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные
способности человека.
Адресат. Данная программа разработана для детей 5-7 лет
Доступность реализации программы для различных категорий детей.
Занятия по программе не доступны для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Для
этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках,
соревнованиях, олимпиадах различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология
педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из
малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение
дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объем программы: общее количество часов по программе – 36 часов в год
Срок реализации – 1 год.
Форма организации образовательного процесса – очная, очная (заочная) с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю по 30 минут. В содержание занятий
включаются следующие формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в
группах, самостоятельная работа.
Каждое занятие содержит:
- упражнение на развитие фотографической памяти – диктант с флешкартами;
- упражнение на развитие слуховой памяти и концентрации внимания- диктанты;

- упражнение для развития скорости мышления- решение примеров на время
(система нормативов выстроена таким образом, что времени всегда чуть меньше, чем
могут сделать дети);
- упражнения для развития мелкой моторики- фундаментальные упражнения;
- упражнение на увеличение объема памяти-диктант на память;
- упражнение на развитие образного мышления- ментальный счет.
На занятии все эти элементы проходят друг за другом, формируя у воспитанников
способность, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Цель программы: Развитие интеллектуальных и познавательных способностей,
вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации
посредством обучения счету на абакусе.
Задачи:
дать представление о ментальной арифметике и основах
системы счета на
соробане;
развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое
мышление;
Развивать умение применять навыки арифметического счета при решении
практических задач;
развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать,
переключаясь на другое задание;
развивать скорость мышления и скорость обработки информации;
развивать концентрацию зрительного и слухового внимания;
обогащать словарный запас;
формирование коммуникативных умений, развитие навыков сотрудничества
Принципы:
индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей
ребёнка);
систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям)
Планируемые результаты:
Предметные:
Правила работы на инструменте абакус;
Правила сложения и вычитания однозначных чисел на абакусе;
Правила набора однозначных и двухзначных чисел на абакусе;
Правила техники безопасности при работе в группе.
Овладение:
Ребенок умеет работать на Абакусе, считая двумя руками одновременно.
Освоил прием ментального счета.
Знает понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
Научился держать в уме цепочку из 10 чисел, совершать действия с ними по очереди.
Умеет работать в тетради (постановка руки при написании цифр)
Ребенок эмоционально вовлекся в работу на занятии
Знает арифметические знаки (числа от 1 до 100, знак «+», «-»)
Умеет совершать арифметические действия на абакусе и ментально.
Метапредметные:

- умение сравнивать свою работу с работой других обучающихся;
- умение работать в коллективе;
- оценивать свою итоговую деятельность.
-организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
Личностные:
Развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать,
переключаясь на другое задание.
Развитие скорости мышления и скорость обработки информации;
Развитие концентрации зрительного и слухового внимания;
Развитие наблюдательности, самостоятельности, находчивости, сообразительности.
В конечном итоге повышается общая успеваемость ребёнка, появляется уверенность
в себе.
Формы аттестации/контроля.
Система отслеживания, контроля и оценки результатов процесса обучения по данной
программе имеет три основных элемента:
- Определение начального уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
- Текущий контроль в течение учебного года.
- Итоговый контроль.
Входной контроль осуществляется в начале обучения, имеет своей целью выявить
исходный уровень подготовки обучающихся.
Текущий контроль проводится в течение курса. Цель текущего контроля –
определить степень и скорость усвоения каждым ребенком материала и
скорректировать программу обучения, если это требуется. Критерий текущего
контроля – степень усвоения обучающимися содержания конкретного занятия. На
каждом занятии преподаватель наблюдает и фиксирует:
- детей, легко справившихся с содержанием занятия;
- детей, отстающих в темпе или выполняющих задания с ошибками, недочетами;
- детей, совсем не справившихся с содержанием занятия.
Итоговый контроль проводится в конце каждого блока обучения. Во время
итогового контроля определяется фактическое состояние уровня знаний, умений,
навыков ребенка, степень освоения материала по каждому изученному разделу и всей
программе объединения
Диагностика
Таблица индивидуального мониторинга освоение программы
Учебный план
Количество часов

Название раздела

Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации

Подготовка к ментальной арифметике

8

4

4

Срез знаний

Сложение и вычитание

28

14

14

Срез знаний

Итого:

36

18

18

Содержание учебного плана
1.Тема: Вводное занятие. Знакомство обучающихся с педагогом. Выявление уровня
первичной подготовки детей. Инструктаж по технике безопасности. Диагностика.
2.Тема: «Знакомство с ментальной арифметикой (счет в воображении)»

Теория: Понятие «ментальная арифметика». История возникновения ментальной
арифметики
в
Японии
и
Китае.
Практика:
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Рассматривание абакуса. Игры со счётами.
3. Тема «Знакомство с абакусом»
Теория: Строение абакуса.
Практика. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Перекладывание косточек.
4. Тема: Учимся считать на абакусе. Набор чисел, использование пальцев, пятерка.
Теория: Что такое пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при передвижении
косточек.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Набор чисел на абакусе.
5. Тема: Повторение отображения чисел.
Теория: Строение абакуса. Что такое пятёрка на счётах. Как складывать пальцы при
передвижении косточек.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Чтение загадки про числа.
Набор чисел на абакусе.
6. Тема: Знакомство с флеш-картами.
Теория: Что такое флеш-карта и ими пользоваться. Практика: Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Набор чисел на абакусе с
использованием флеш-карт.
7. Тема: Ментальная карта и как с ней работать.
Теория: Что такое ментальная карта. Способы работы с ментальной картой.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Загадка про счёт в уме.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
8. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, +\- 5, когда не требуются
правила)
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
9. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1, 2, +\- 5, когда не требуются
правила)
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
10. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, +\- 5, когда не
требуются правила)
Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
11. Тема: Простые операции: сложение и вычитание (+\- 1,2, 3, 4 +\- 5, когда не
требуются правила)

Теория: Правильная постановка пальцев при простом сложении и вычитании.
Обнуление.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
12.Тема: Сложение с 5 методом «Помощь брата».
Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд –
друзья. Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные
упражнения. Набор чисел на абакусе.
13.Тема: Вычитание с 5 методом «Помощь брата».
Теория: Термины и понятия: пятерка – старший брат, другой разряд –
друзья. Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные
упражнения. Набор чисел на абакусе.
14. Тема: Повторение: отображение чисел, набор чисел на счетах.
Теория: Повторение набора чисел на абакусе. Числа на флешкартах.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для
глаз. Отображение чисел, набор чисел на счетах. Выполнение заданий в рабочей
тетради.
15. Тема: Повторение: счеты, отображение и набор, сложение и вычитание без
правил.
Теория: Строение абакуса. Отображение и набор чисел.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Простое сложение и вычитание на счётах и ментальной карте. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
17. Открытое занятие.
18. Тема: Знакомство с двухзначными числами. Состав числа 10.
Теория: Состав числа 10.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Сложение и вычитание на счётах и ментальной карте с применением известных
правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
19. Тема Числа от 10 до 20.
Теория: Двузначные числа на абакусе, на флеш-картах.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для
глаз. Отображение чисел, набор чисел на счетах. Сложение и вычитание на счётах и
ментальной карте с применением новых правил. Ментальный счёт. Выполнение
заданий в рабочей тетради.
20. Тема Сложение с двухзначных чисел.
Теория: Отображение и набор чисел на абакусе.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Сложение на абакусе и ментальной карте с применением новых правил. Ментальный
счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
21. Тема: Вычитание с двухзначных чисел.
Теория: Отображение и набор чисел на абакусе.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Упражнения для глаз.
Математические загадки. Вычитание на счётах и ментальной карте с применением
новых правил. Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
22. Тема: Набор десятков на абакусе.
Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами.

Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Сложение при помощи правила на абакусе и ментальной карте. Ментальный
счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
23. Тема: Набор десятков на абакусе. Числа от 20 до 99.
Теория: Знакомство со счётом с новыми правилами.
Практика: Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения.
Сложение и вычитание при помощи правил на абакусе и ментальной карте.
Ментальный счёт. Выполнение заданий в рабочей тетради.
24. Итоговое занятие. (Открытое занятие)
Календарный учебный график
Месяц
сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Тема занятия

Форма занятия

Вводное занятие.
Инструктаж
по
технике
безопасности. Диагностика
Знакомство
с
ментальной
арифметикой (счет в воображении)
Знакомство с абакусом
Учимся считать на абакусе. Набор
чисел,
использование
пальцев,
пятерка
Учимся считать на абакусе. Набор
чисел,
использование
пальцев,
пятерка
Повторение отображения чисел
Знакомство с флеш-картами
Ментальная карта и как с ней
работать
Простые операции: сложение и
вычитание +\- 1, +\- 5
Простые операции: сложение и
вычитание +\- 1, 2, +\- 5
Простые операции: сложение и
вычитание +\- 1,2, 3, +\- 5
Простые операции: сложение и
вычитание +\- 1,2, 3, 4 +\- 5
Сложение с 5 методом «Помощь
брата»
Вычитание с 5 методом «Помощь
брата»
Повторение: отображение чисел,
набор чисел на счетах
Повторение: счеты, отображение и
набор, сложение и вычитание без
правил
Открытое занятие
Знакомство с двухзначными
числами. Состав числа 10
Числа от 10 до 20
Сложение с двухзначных чисел
Сложение с двухзначных чисел

Изучение нового

Вычитание с двухзначных чисел

Количество
часов

Формы
аттестации
(контроля)

1
Изучение нового

1

Срез знаний

1

Срез знаний

1

Срез знаний

1

Срез знаний

1
1

Срез знаний
Срез знаний

1

Срез знаний

1

Срез знаний

1

Срез знаний

1

Срез знаний

1

Срез знаний

1

Срез знаний

1

Срез знаний

1

Срез знаний

1

Срез знаний

Изучение нового
Изучение нового

1

Срез знаний

1

Срез знаний

Изучение нового
Изучение нового
Закрепление
изученного
Закрепление

1
1

Срез знаний
Срез знаний

1

Срез знаний

1

Срез знаний

Изучение нового
Изучение нового

Изучение нового

Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового
Изучение нового

Вычитание с двухзначных чисел
Март

Апрель

Май

Набор десятков на абакусе
Набор десятков на абакусе. Числа
от 20 до 99
Сложение
и
вычитание
двухзначных чисел
Сложение
и
вычитание
двухзначных чисел
Сложение
и
вычитание
двухзначных чисел
Сложение
и
вычитание
двухзначных чисел
Сложение
и
вычитание
двухзначных чисел
Сложение
и
вычитание
двухзначных чисел
Сложение и вычитание
двухзначных чисел
Сложение и вычитание
двухзначных чисел
Сложение и вычитание
двухзначных чисел
Сложение и вычитание
двухзначных чисел
Итоговое занятие

изученного
Закрепление
изученного
Изучение нового
Изучение нового

1

Срез знаний

1

Срез знаний

1

Срез знаний

1

Срез знаний

Закрепление
изученного

1

Срез знаний

Закрепление
изученного

1

Срез знаний

Закрепление
изученного

1

Срез знаний

Закрепление
изученного

1

Срез знаний

Закрепление
изученного

1

Срез знаний

Закрепление
изученного

1

Срез знаний

Закрепление
изученного

1

Срез знаний

Закрепление
изученного

1

Срез знаний

Закрепление
изученного

1

Срез знаний

1

Срез знаний

Изучение нового

Урок-путешествие
Итого: 36 часов

Методическое обеспечение
Рабочие тетради;
Методическая литература;
Индивидуальное рабочее место;
Ментальные карты
Флеш- карты
Индивидуальные счёты Абакус
Демонстрационные (большие счеты) Абакус
Канцелярские принадлежности;
Ноутбук;
Проектор;
Игры на развитие внимания, памяти, мышления:
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Дидактическая игра «Найди отличия и сходство»
Дидактическая игра «Назови картинки и повтори»
Дидактическая игра «Да и нет не говорить»…
Игры для одновременной работы обоих полушарий мозга, сосредоточенности,
скорости принятия решений.
Игра «Фрукты-овощи»
Игра «Сено-солома»
Игра «2 города и имя»…
Пальчиковая гимнастика:
«Замок»

«Помощники»
«Удивительно»
«Белка»…
Список литературы
1. Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»
2. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный
метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный
журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 2213. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как 7..Учебник по
ментальной арифметике
4. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный
метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный
журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
5. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью
абакуса.
Д. Вендланд (часть1)
6. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с помощью
абакуса.
Д. Вендланд (часть 2)
7. Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
8. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77).
С. 53-59.
9. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника //
Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
10. YouTube «Ментальная арифметика для каждого
11. Онлайн-тренажер «Абакус»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».