Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие профессиональных данных в хореографии» является программой художественной направленности, она разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». 2 Хореография в дополнительном образовании направлена на формирование и развитие у детей комплекса знаний и умений по основам какого-либо танцевального направления, развивает хореографические и творческие способности, способствует приобщению к хореографическому искусству как части мировой художественной культуры. В свою очередь, с точки зрения интеллектуального развития, хореография положительно сказывается на улучшение образного и пространственного мышления, двигательной памяти, воображения, концентрации, внимания. Занятия танцами способствуют физическому развитию детей, улучшая общее состояние организма, укрепляя активно формирующийся опорнодвигательный аппарат, закрепляя физиологическую конфигурацию позвоночника, развивая координацию движений. Хореография - активизируют все психофизиологические процессы организма ребенка Актуальность программы. Развитие профессиональных данных обеспечивает комплексную поддержку учащихся в личностном, интеллектуальном, физическом развитии. Данная программа обеспечивает первоначальную хореографическую подготовку, развитие природных физических данных, формирует основные двигательные качества и навыки, необходимые для успешного освоения хореографических программ, а так же помогает поддерживать танцевальную форму и совершенствовать исполнительское мастерство. В основу занятий заложены принципы системно-деятельностного подхода, вариативности содержания образовательного маршрута, универсальной доступности посредством дифференциации по уровням сложности. Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума. В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью. При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность. Цель: – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе занятий. Задачи программы: 3 обучающие научить детей осознанно выполнять те или иные движения, развивающие природные данные танцовщика; ознакомить обучающихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома; сформировать знания о закономерностях двигательной активности; совершенствовать исполнительское мастерство, развивать силу, выносливость, координацию движений; развивающие сформировать навыки правильного исполнения движений с точки зрения анатомического строения тела; обогащение двигательного опыта физическими упражнениями; сформировать навыки дисциплины и самоорганизации; совершенствовать личностные качества: психологическую устойчивость, физическую силу, выносливость; сформировать художественно-образное восприятие и мышление; воспитательные воспитать ответственность и осознанность при занятиях любыми видами хореографии; привлечь детей к здоровому образу жизни. Овладев своим телом, дети сумеют применять знания, умения и навыки при занятиях любыми видами хореографии. Но данная база поможет укрепить и сделать более эластичными мышцы, связки и сухожилия; сделать суставы более подвижными, что поможет избежать травм, связанных с неправильными техниками исполнения танцевальных элементов и неподготовленностью тела к ним. Отличительные особенности программы: Отличительной особенностью программы является применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии), технологии поэтапного формирования исполнительских способностей учащихся.. Уровни сложности программы Программа «Развитие профессиональных данных в хореографии» предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы. 4 Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 5-18 лет и состоит из 4 блоков: «Общая физическая подготовка», «Партерная гимнастика», «Развитие подвижности суставов и растяжка», «Дыхательная гимнастика». Объем программного материала – 144 часа в год. Обучающиеся занимаются 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия по предмету строятся в зависимости от возраста учащихся и уровня их подготовки. В коллектив дети принимаются по результатам просмотра и собеседования. Необходимо также заключение врача поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям. Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей: психология и физиология 5-7-летнего ребенка отличается от возможностей 8-9-летнего и тем более 1115-летнего школьника; различаются также физические способности учащихся, танцевавших ранее и не имевших хореографической подготовки. Поэтому программой предусмотрены следующие формы организации занятий: индивидуальная, групповая, коллективная. Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы: постепенность в развитии природных способностей детей; строгая последовательность в овладении техническими приемами; систематичность и регулярность занятий; целенаправленность учебного процесса. Ожидаемые результаты освоения программы: 1. Личностные результаты формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности; формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изучения русского народного танца через славянский календарь праздников; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; 5 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся. 2. Метапредметные результаты Познавательные УУД: учащиеся научатся: сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач; находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию; сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности; анализировать методику исполнения движений; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; учащиеся получат возможность: научиться реализовывать собственные творческие замыслы; удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области. Регулятивные УУД: учащиеся научатся: планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов; осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы; учащиеся получат возможность: 6 формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности; действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий. Коммуникативные УУД: учащиеся научатся: организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь; формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания. учащиеся получат возможность: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий. 3. Предметные результаты: Дети имеют представление об анатомическом строении тела и особенностях его функционирования на занятиях; Знают и применяют приемы правильного дыхания; Умеют осознанно выполнять те или иные движения, развивающие природные данные танцовщика; Знакомы с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома; У обучающихся сформированы навыки дисциплины и самоорганизации; Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы. Промежуточная и итоговая аттестация; наблюдение; опрос; практические задания; индивидуальные задания; открытые и контрольные уроки. Система отслеживания и оценивания результатов В систему отслеживания и оценивания результатов входят: мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе, промежуточная и итоговая аттестация. 7 Мониторинг результатов обучения учащегося по дополнительной общеразвивающей программе проводится два раза в год (декабрь, май) с целью отслеживания результативности обучения учащихся по программам. Система оценок предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно; «2»- неудовлетворительно; Оценка «5» («отлично»): -знание основ анатомического строения; - знание методики исполнения движений; - грамотное исполнение движений, согласно методике; - умение двигаться в соответствии с разнообразным ритмом и характером музыкального сопровождения; Оценка «4» («хорошо»): -знание основ анатомического строения; - знание методики исполнения движений; - не совсем точное исполнение движений, согласно методике; - умение двигаться в соответствии с разнообразным ритмом и характером музыкального сопровождения; Оценка «3» («удовлетворительно»): -слабое знание основ анатомического строения тела; - слабое знание методики исполнения танцевальных движений; - не грамотное исполнение движений, согласно методике; Оценка «2» («неудовлетворительно»): -не знание основ анатомического строения тела; - не знание методики исполнения танцевальных движений; - не грамотное исполнение движений, согласно методике; Основная цель такой проверки – выявление совместно с учениками слабых и сильных сторон в развитии каждого из них и группы в целом. 8 I. Учебный план Тема занятий теор. 2 Кол-во часов практ. индив. всего 2 1. Вводное занятие 2. Общая физическая подготовка (ОФП) 8 18 4 30 3. Партерная гимнастика 10 28 6 44 4. Развитие подвижности суставов и рас- 10 28 10 48 2 16 2 20 тяжка 5. Дыхательная гимнастика 216 II. Содержание учебного плана Вводное занятие: Содержание и форма занятий. Внешний вид воспитанников. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина во время обучения. Взаимоотношения «учащиеся преподаватель» и отношения между детьми. Подготовка класса для занятий и их режим. ОФП (общая физическая подготовка): Основы анатомического строения тела, принципы его функционирования, биомеханика. Комплекс силовых тренировок со своим весом и с использованием фитнес-резинок (прокачка икроножных мышц, мышц передней, задней и внутренней поверхностей бедра, ягодичных мышц, прямых и косых мышц пресса, мышц спины, трицепса и бицепса). Комплекс кардио тренировок (прыжки, бёрпи, бег, табата тренировка). Комплекс упражнений на координацию движений. Партерная гимнастика: Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава (круговые вращения в голеностопном суставе, вытягивание пальцев и подъема, battement tandu и т.д.). Упражнения для развития и укрепления коленного сустава («кики», круговые движения и т.д.). Упражнения для развития выворотности тазобедренного сустава («лягушка», «бабочка», «мельница», demi rond, rond de jambe и т.д.). Упражнения 9 для развития танцевального шага (складочка, махи ногами, releve lent, grand battement и т.д.) Упражнения на развитие гибкости спины («кошечка», «корзиночка», «лодочка»и т.д.)Упражнения на укрепление мышц спины и правильную постановку корпуса («кукла», «уголок», «самолет» и т.д.), упражнения для правильной постановки рук (port de bras). Развитие подвижности суставов и растяжка. Упражнения на растяжку грудинноключично-сосцевидной и трапециевидной мышц, дельтовидной и трехглавой мышц плечевого пояса, широчайшей мышцы спины, внутренних косых, прямых и внешних косых мышц живота, портняжной, четырехглавой, прямой, двуглавой, полусухожильной, полуперепончатой мышц бедра, ахиллово сухожилия. Упражнения на развитие гибкости позвоночника, развитие подвижности плечевого, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Дыхательная гимнастика. Комплекс упражнений на основе Цигун и дыхательной гимнастики Стрельниковой для постановки правильного дыхания, что способствует насыщению организма и его тканей кислородом, а соответственно и лучшей работе всего организма. Календарный учебный график Месяц сентябрь октябрь Тема занятия Вводное занятие Форма занятия Беседа Общая физическая подготовка (ОФП) Дыхательная гимнастика Общая физическая подготовка (ОФП) Партерная гимнастика Общая физическая подготовка (ОФП) Stretching Практикум Общая физическая подготовка (ОФП) Практикум Партерная гимнастика Практикум Партерная гимнастика Общая физическая подготовка (ОФП) Stretching Практикум Общая физическая подготовка (ОФП) Практикум Количество часов 3 3 3 3 Формы аттестации (контроля) Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 3 3 Практическая работа 3 3 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 3 3 Практическая работа 10 Практическая работа Практическая работа Практическая работа ноябрь декабрь январь Партерная гимнастика Общая физическая подготовка (ОФП) Дыхательная гимнастика Общая физическая подготовка (ОФП) Stretching Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум Практическая работа Общая физическая подготовка (ОФП) Stretching Практикум 3 3 3 3 Практическая работа Общая физическая подготовка (ОФП) Партерная гимнастика Общая физическая подготовка (ОФП) Дыхательная гимнастика Общая физическая подготовка (ОФП) Stretching Практикум 3 3 3 3 Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум Практическая работа Общая физическая подготовка (ОФП) Партерная гимнастика Stretching Практикум 3 3 3 3 Практикум 3 3 Практическая работа Практикум Практическая работа Партерная гимнастика Общая физическая подготовка (ОФП) Дыхательная гимнастика Партерная гимнастика Общая физическая подготовка (ОФП) Дыхательная гимнастика Партерная гимнастика Stretching Практикум 3 3 3 3 Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум Практическая работа Партерная гимнастика Практикум 3 3 3 3 Общая физическая подготовка Практикум 3 Практическая работа Практикум 11 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа февраль март апрель Партерная гимнастика Дыхательная гимнастика Партерная гимнастика Stretching Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум Практическая работа Общая физическая подготовка (ОФП) Stretching Практикум 3 3 3 3 Практическая работа Партерная гимнастика Практикум 3 3 3 3 Дыхательная гимнастика Практикум Практическая работа Stretching Практикум Партерная гимнастика Партерная гимнастика Партерная гимнастика Дыхательная гимнастика Партерная гимнастика Stretching Практикум 3 3 3 3 3 3 Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум Практическая работа Партерная гимнастика Практикум 3 3 3 3 Дыхательная гимнастика Практикум 3 3 Практическая работа Stretching Практикум Практикум Партерная гимнастика Партерная гимнастика Партерная гимнастика Stretching Практикум Партерная гимнастика Партерная гимнастика Партерная гимнастика Партерная гимнастика Stretching Практикум Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 3 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 3 Практическая работа Практикум 3 Практическая работа 12 Практическая работа май Партерная гимнастика Партерная гимнастика Партерная гимнастика Партерная гимнастика Партерная гимнастика Партерная гимнастика Партерная гимнастика Практикум 3 Практическая работа Практикум 3 Практическая работа Практикум 3 Практическая работа Практикум 3 Практическая работа Практикум 3 Практическая работа Практикум 3 Практическая работа Практикум 3 Практическая работа Партерная гимнастика Практикум 3 Практическая работа 13 III. Методическое обеспечение. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе Показатели (оцениваемые параметры) Критерии 1 2 Степень выраженности оцениваемого качества ПРЕДМЕТНЫЕ Ι. Теоретическая подготовка ребенка: 1.Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) 2. Владение специальной терминологией Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; Осмысленность и правильность использования специальной терминологии ΙΙ. Практическая подготовка Соответствие практических ребенка: умений и навыков программным 1. Практические умения и требованиям навыки, предусмотренныепрограммой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) Возможное кол-во баллов Методы диагностик 4 5 3 РЕЗУЛЬТАТЫ минимальный уровень (ребенок овладел менее 1\2 объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2); максимальный уровень(ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). 1 минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) 1 минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 предусмотренных умений и навыков); средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2); максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыка- Собеседование 5 10 Контрольный опрос, тестирование 5 10 1 5 Контрольный урок 10 ми, предусмотренными программой за конкретный период). 3. Творческие навыки Креативность в выполнении практических заданий 1 начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ΙΙΙ. Метапредметные результаты: 1.Учебно-интелектуальные умения: 1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу 1.2. Умение пользоваться компьютерными источникамиинформации 1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования Самостоятельность в подборе и анализе литературы Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации 5 10 минимальный уровень умений (обу- 1 чающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и кон5 троле педагога); средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родите- 10 лей); максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений). Уровни – по аналогии с п. 3.1.1. Самостоятельность в учебноисследовательской работе 15 Контрольное задание Анализ исследовательской работы 2. Учебно-коммуникативные умения: Уровни по аналогии с п. 3.1.1. 2.1 Умение слушать и слышать педагога 2.2. Умение выступать перед аудиторией 2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.1. Умение организовать свое рабочее место. 3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3. Умение аккуратно обращаться с сценическими костюмами и реквизитом Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств Способность самостоятельно готовиться к концертному выступлению Уровни по аналогии с п. 3.1.1. Уровни по аналогии с п. 3.1.1. Уровни по аналогии с п. 3.1.1. Наблюдение Уровни по аналогии с п. 3.1.1. Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Наблюдение Наблюдение Аккуратность и ответственность Удовлетворительно – хорошо – отлично ЛИЧНОСТНЫЕ 16 РЕЗУЛЬТАТЫ IV. Личностные результаты: 1. Формирование контрольно-оценочной деятельности. 2. Мотивация учебной деятельности. Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); анализ собственной работы: соотнесение плана и результатов деятельности; оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений и выявление причин неудач в учебной деятельности. Положительное отношение к процессу познания; желание получить больше знаний. Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий 1 5 10 Методика «Кто Я?»; «Лесенка» (В.Г. Щур); «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (М.Кун); 1 5 10 Опросник мотивации (Р.И. Бардина); Рефлексивная самооценка учебной деятельности. Опросник мотивации; Шкала выраженности учебнопознавательного интереса (по Г.Ю. Ксенозовой). 3. Психологический комфорт учащегося в группе. 4. Отношение к нравствен- Благоприятный психологический климат на занятии; Учащийся на занятии Низкий Средний Высокий 17 1 5 10 Тест Люшера; графические тесты Задания на учет мотивов героев в решении чувствует себя свободно, без напряжения, проявляет инициативу и творчество. ным ценностям. Различение основных нравственно-этических понятий; готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявление доброжелательности, доверия, взаимопомощи в окружающей действительности. Низкий Средний Высокий 18 1 5 10 моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже). Анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю); Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи (А.Г. Асмолов). Дидактический материал 1. Авторские методические разработки «Народно-сценический танец» «Классический экзерсис» 2. Карточки-задания по классическому и народному танцу 3. Тематические папки с иллюстрациями «Позиции рук и ног классического танца» «Танцы народов мира» 4. Видеоматериалы «Танцевальное наследие». Методический материал Особенность программы «Народный танец» - подбор методики обучения с учетом возраста и развития ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей: - репродуктивная – после объяснения и показа педагога повторить данное движение или танцевальную комбинацию; - творческая – самостоятельно сочинить танцевальную комбинацию на заданную тему. Принципы обучения по программе: Доверительный стиль общения. При объяснении правил, педагог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения. Возрастной принцип. Опора на возрастные особенности учащихся. Учет возраста при подборе средств и методов обучения. Принцип гуманизма. Всестороннее взаимодействие педагога и учащихся на объективном единстве целей. Принцип поддержки и одобрения учащихся. Поскольку большинство детей нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку. Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный комфорт каждому члену группы. Поэтому все занятия строятся так, чтобы свести к минимуму элементы конкуренции, сорев- нования, победы и поражения. В ходе занятий подчеркивается ценность, уникальность каждого ребенка, его отличие от других. Включенность. Этот принцип предполагает включенность всех детей в работу. Активное участие в происходящем – это норма поведения, согласно которой дети все время активно участвуют в работе группы. Пример других участников. Одним из важнейших принципов групповой работы является обучение каждого учащегося на примере остальных. Часто восприятие других, отличающееся от собственного, становится источником озарения и постижения нового опыта. Программа строится на следующих принципах обучения: принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого («ситуация успеха», «развивающее обучение»); принцип доступности обучения и посильности труда; принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности; принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей; принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки; принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций; принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях; принцип научности; принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью; принцип систематичности и последовательности; принцип сознательности и активности обучаемых; принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности); принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения. 20 Соблюдение принципов позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым ребенком позиции, которая характеризуется активностью, а также предоставляет педагогу избрать оптимальную тактику проведения занятий. Программа строится с учетом основных методических принципов: Гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка). Дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических способностей каждого ребенка). Наглядности и доступности (комплексное использование всех методов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка). Сознательности и активности (понимание обучающимся того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни, проявление желания овладеть этими знаниями). Основные методы реализации программы: Словесные методы включают в себя: - объяснение основных законов композиции танца, методики исполнения движений; - рассказ об истории возникновения того или иного танца, его отличительных особенностях, региональных особенностях русского танца. Демонстрационные методы: - показ движения либо танцевальной комбинации педагогом; - показ видеозаписей какого-либо танца. Репродуктивный метод: - практическое повторение происходит по принципу «посмотри-сделай»; - закрепление знаний при самостоятельной работе; - отработка умений и навыков. Программой предусмотрены следующие формы и методы занятий: индивидуальные Игровой метод. коллективные Речь идет не о применении игры как средства разрядки и групповые отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире. 21 Словесные методы включают в себя: - объяснение основных законов композиции танца, методики исполнения движений; - рассказ об истории возникновения того или иного танца, его отличительных особенностях, региональных особенностях русского танца. - беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка. Демонстрационные методы: - показ движения либо танцевальной комбинации педагогом; - показ видеозаписей какого-либо танца. Репродуктивный метод: - практическое повторение происходит по принципу «посмотри-сделай»; - закрепление знаний при самостоятельной работе; - отработка умений и навыков. Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания. 22 На различных стадиях занятия желательно: Применять разнообразные приемы включения в работу, чтобы каждый ребенок проявил активность, высказался в ходе занятия. Поощрять все попытки детей поделиться своими идеями и рассказать о них. Поддерживать всех детей, высказывающих свое мнение. Добиваться сплоченности, особо акцентируя внимание на тех моментах, когда группа чувствует себя как одно целое. Помочь каждому ребенку понять, чего он хочет достигнуть в конце занятия. Осознание целей создает чувство надежды и целенаправленность в их достижении. Немедленно реагировать на негативные процессы, происходящие в группе, и вскрывать их раньше, чем они перейдут в открытую конкуренцию, агрессию или вражду. Установить для себя правило оставлять в конце занятия достаточно времени для того, чтобы получить полную обратную связь от детей о проведенном занятии. В конце каждого занятия обязательно похвалить всех детей, чтобы оставался стимул к продолжению общения. Результативность программы зависит от предварительной подготовки, которая направлена на формирование условий и пространства для работы группы. Желательно соблюдать следующие условия: Помещение для занятий должно быть оптимальных размеров, хорошо освещено и проветрено перед началом занятий. Обучающиеся должны быть одеты в репетиционную форму и причесаны, для того чтобы ничего не стесняло движений и не мешало учебному процессу) В кабинете должен быть шкаф для хранения необходимых материалов (для хранения наглядных пособий, реквизита и т.д.) Возрастные особенности учащихся В реализации программы участвуют ребята в возрасте 6-15 лет. Психолого- педагогические особенности детей этого возраста позволяют в полном объеме воспринимать учебный материал в соответствии с программой. Занятия по программе помогут приобрести каждому ребенку уверенность в собственных силах, воспитать художественный вкус. Младший и средний школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости и точности движений. В старшем школь- 23 ном возрасте происходит совершенствование всех этих навыков, а также у каждого учащегося появляется возможность к творческому поиску, саморазвитию, самосовершенствованию. На занятиях формируется и совершенствуется художественный вкус, происходит формирование творчески активной личности. Педагогический контроль: Цель контроля: побудить обучающегося к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития. Формы контроля: Текущий контроль: осуществляется на каждом занятии – наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагога, само- и взаимоконтроль. Промежуточный контроль: выполнение контрольных и творческих работ по темам, мониторинг. Итоговый контроль: мониторинг, отчётный концерт. Кроме того, в течение года, обучающиеся участвуют в фестивалях и конкурсах, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами. Контроль знаний и умений в группах осуществляется строго дифференцированно, исходя их возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка. Средства, необходимые для реализации программы: танцевальный класс зеркала на двух стенах сплошной площадью; станок для выполнения экзерсиса у станка (80-100 см. от пола, 30 см. от стены, диаметр поручня 5см.); аудио магнитофон; репетиционный реквизит; наличие фонотеки и видеотеки; раздевалка для девочек, для мальчиков. Материалы проводимых диагностических исследований: опросник структуры темперамента Русилова, бланк диагностики специальных способностей ребенка при поступлении в объединение, анкета удовлетворенности работой объединения. 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л., 1983. 2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М., 2001. 3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – С-Пб., 2002. 4. Герке Т. «Спортивная анатомия». – Минск, 2019 5. Каблуков Д.А. «Здоровье в балете». –Владивосток, 2019 6. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., 1981. 7. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования// Информационно-методический сборник №4. – М. – ГОМЦ «Школьная книга», 2003, 208с. 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ ДЕТЯМ К ПРОЧТЕНИЮ 1. Васильева Т. И. «Тем, кто хочет учиться балету» 2. Волынский А Л. «Книга ликований. Азбука классического танца». 3. Каблуков Д.А. «Здоровье в балете» 4. Пасютинская В. «Волшебный мир танца». 5. Тобиас М, Стюарт М. «Растягивайся и расслабляйся» 26 Приложение. 27 Методика КТО Я? (модификация методики Куна) Цель: выявление сформированности Я-концепции и СО. Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет) Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос. Ситуация оценивания: Учащимся предлагается следующая инструкция: Напиши как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?» Критерии оценивания: 1. Дифференцированность – количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения). 2. Обобщенность 3. Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений Уровни: Дифференцированность 1 – 1-2 определения, относящихся к 1-2 категориям 2 - 3-5 определений, преимущественно относящихся к 2-3 категориям (социальные роли, интересы-предпочтения) 3 – от 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств. Обобщенность 1 - указывают конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы; 2 – совмещение 1+3; 3 – указывают социальные роли (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый) Самоотношение 1 – преобладание отрицательных оценочных суждений или равенство отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение) 2 - незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение) 3 . – преобладание положительных суждений (положительное самопринятие). 28 Методика «Лесенка» Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди. Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка). Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди. Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают. Анализ результатов: Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебре- 29 жение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам. Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка» Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание. Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама». Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д. Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой. Способ выполнения задания Тип самооценки 30 1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя Неадекватно завы- свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хо- шенная самооценка роший и больше никакой, это мама так сказала». 2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько Завышенная самооценка ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». 3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуа- Адекватная само- ции и достижения, считает, что оценка взрослого такая же ли- оценка бо несколько ниже. 4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой изза высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум. Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия. Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. 31 Диагностика специальных способностей ребенка принимаемого в творческое объединение «ансамбль народного танца РОДНИК» на 20__-20__учебный год Дата проведения___________________________________________________________ Форма проведения _________________________________________________________ Музыкальные и профессиональные физические данные 1. Концентрация внимания на объяснениях и действиях педагога, на начале/прекращении аккомпанемента под который выполняются движения. 2. Двигательные навыки, координация 3. Профессиональные физические данные:1) Осанка, 2) Выворотность ног, 3) Гибкость тела, 4) Прыжок, 5) Устойчивость, 6)Артистичность и эмоциональность 4. Выполнение простых танцевальных шагов и фигур 5. Коммуникативность № Фамилия имя ребена Номер вопроса 1 2 3.1 3.2 3.3. 3.4. 3.5 3.6 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Условные обозначения: + высокий уровень + - средний уровень - низкий уровень Подпись _________________ Опросник темперамента Русалова (детский вариант) Инструкция: “Ответь, пожалуйста, на вопросы, которые приведены ниже. Отвечай на вопросы только «да» и «нет». Не задумывайся над вопросами слишком долго. Неправильных ответов здесь нет. Старайся не пропускать вопросы и возвращаться к уже пройденному. Приступай к работе!” 1. Проворный ли ты человек? 2. Готов ли ты обычно, не раздумывая, включиться в разговор? 3. Нравится ли тебе быть одному больше, чем в компании? 4. Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний? 5. Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо? 6. Задевают ли тебя замечания других людей? 7. Трудно ли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями? 8. Хочется ли тебе заняться каким-либо ответственным делом в свободное от занятий время? 9. В разговоре с товарищами твоя речь часто опережает твою мысль? 10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника? 11. Трудно ли тебе долго не общаться с людьми? 12. Ты когда-нибудь опаздывал на урок? 13. Нравится ли тебе быстро ходить и бегать? 14. Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник? 15. Легко ли тебе выполнять школьное задание, требующее длительного внимания и большой сосредоточенности? 16. Утомительно ли тебе быстро говорить? 17. Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко? 18. Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора? 19. Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости? 20. Склонен ли ты искать новые варианты решения задач? 21 . Испытываешь ли ты чувство беспокойства, что тебя неправильно поняли в разговоре? 22. Охотно ли ты выполняешь сложное общественное поручение? 23. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься? 24. Легко ли ты воспринимаешь быструю речь? 25. Легко ли тебе делать одновременно много дел? 26. Часто ли бывает, что ты сказал, что-то своим друзьям, не подумав? 27. Обычно ты предпочитаешь выполнять общественное поручение, не требующее от тебя много энергии? 28. Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе? 29. Любишь ли ты медленную, сидячую работу? 30. Легко ли тебе общаться с людьми? 31. Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказываться на уроке? 32. Все твои привычки хороши? 33. Быстры ли твои движения? 34. Обычно ты молчишь и не вступаешь в разговор, когда находишься в обществе малознакомых людей? 35. Легко ли тебе перейти от игры к выполнению уроков? 36. Глубоко ли ты переживаешь плохое к тебе отношение людей? 37. Разговорчивый ли ты человек? 38. Легко ли тебе выполнять поручения, требующие мгновенных реакций? 39. Ты обычно говоришь свободно, без запинок? 40. Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание? 41. Сильно ли ты расстраиваешься, когда близкие друзья указывают на твои недостатки? 42. Испытываешь ли ты повышенную тягу к приобретению знаний на уроках? 43. Считаешь ли ты свои движения медленными и неторопливыми? 44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты бы хотел скрыть от других? 45. Легко ли тебе сходу, без особых раздумий, задавать вопросы? 46. Доставляют ли тебе удовольствия быстрые движения? 47. Легко ли тебе переключиться на новое дело? 48. Стесняешься ли ты в присутствии незнакомых людей? 49. Быстро ли ты выполняешь данное тебе поручение? 50. Легко ли тебе выполнять сложные, ответственные дела самостоятельно? 51. Можешь ли ты говорить быстро и разборчиво? 52. Если ты обещал что-то сделать, всегда ли ты выполняешь свое обещание, независимо от того, можешь ты это или нет? 53. Считаешь ли ты, что твои друзья обходятся с тобой хуже, чем следовало бы? 54. Обычно ты предпочитаешь делать одно дело? 55. Любишь ли ты быстрые игры? 56. Много ли в твоей речи пауз? 57. Легко ли тебе внести оживление в большую компанию? 58. Чувствуешь ли ты себя настолько сильным и энергичным, что тебя всегда тянет заниматься каким-нибудь трудным делом? 59. Трудно ли тебе переключаться с одного задания на другое? 60. Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку? 61. Тяжело ли тебе заснуть из-за того, что не ладятся дела, связанные с учебой? 62. Любишь ли ты бывать в большой компании? 63. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями? 64. Испытываешь ли ты сильную потребность в учебе? 65. Злишься ли ты иногда по пустякам? 66. Склонен ли ты делать много дел одновременно? 67. Держишься ли ты свободно в большой компании? 68. Часто ли ты высказываешь свое первое впечатление, не подумав? 69. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности, когда ты готовишь уроки? 70. Медленны ли твои движения, когда ты что-либо мастеришь? 71. Легко ли ты переключаешься с одного дела на другое? 72. Быстро ли ты читаешь вслух? 73. Ты иногда сплетничаешь? 74. Молчалив ли ты, находясь в кругу незнакомых людей? 75. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя ободрили и утешили в трудную минуту? 76. Охотно ли ты выполняешь множество поручений одновременно? 77. Любишь ли ты выполнять дела в быстром темпе? 78. В свободное время тебя тянет пообщаться с людьми? 79. Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе? 80. Долго ли ты переживаешь ссору с товарищами? 81. Долго ли ты готовишься перед тем, как высказать свое мнение? 82. Есть ли в твоем классе ученики, которые тебе очень не нравятся? 83. Обычно ты предпочитаешь легкую работу? 34 84. Сильно ли ты переживаешь после ссоры с друзьями? 85. Легко ли тебе первому начать разговор в компании? 86. Испытываешь ли ты большое желание к общению с людьми? 87. Склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить? 88. Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов? 89. Всегда ли ты платил бы за проезд, если бы не опасался проверки? 90. Держишься ли ты скованно в компаниях ребят? 91. Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой? 92. Нравится ли тебе быстро говорить? 93. Легко ли тебе удержаться от высказывания неожиданной мысли? 94. Обычно ты работаешь неторопливо и медленно? 95. Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе? 96. Ты предпочитаешь медленный, спокойный разговор? 97.Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы? 98. Легко ли тебе выполнять работу, требующую много времени? 99. Легко ли тебе, не долго думая, обратиться с просьбой к взрослому человеку? 100. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности в себе при общении с другими людьми? 101. Охотно ли ты берешься за выполнение новых поручений? 102. Устаешь ли ты, когда говоришь быстро? 103. Ты предпочитаешь работать с прохладцей, без особого напряжения? 104. Легко ли тебе заниматься одновременно в нескольких кружках? 105. Любишь ли ты подолгу оставаться один? Бланк ответов Ф.И.О.___________________________________ Возраст_________________ Дата проведения_______________________ № Ответ Ответ № Ответ Ответ № Ответ «Да» «Нет» «Да» «Нет» «Да» 1 30 59 2 31 60 3 32 61 4 33 62 5 34 63 6 35 64 7 36 65 8 37 66 9 38 67 10 39 68 11 40 69 12 41 71 13 42 72 14 43 73 15 44 74 16 45 75 17 46 76 35 Ответ «Нет» Ответ «Да» 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 Ответ «Нет» 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 100 101 102 103 104 105 Обработка данных: проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале. Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению. Ключи к вопросам: Шкала Номера вопросов с ответом «Да» Энергичность (ЭР) 4,8,15,22,42,50, 58,64,98, Социальная энергичность 11,30,57,62,67,78,86 (СЭР) Пластичность (П) 20,25,35,38,47,66,71,76,101,104 Социальная пластичность 2,9,18,26,45,68,85,99 (СП) Темп (Т) 1,13,19,33,46,49,55,77 Социальный темп (СТ) 24,37,39,51,72,92 Эмоциональность (ЭМ) 14,17,28,40,60,61,69,79,88,91,95,97 Социальная 6,7,21,36,41,48,53,63,75,80,84,100 эмоциональность (СЭМ) Контрольные вопросы (К) 32,52,89 Номера вопросов с ответом «Нет» 27,83,103 3,34,74,90,105 54,59 31,81,87,93 29,43,70,94 5,10,16,56,96,102 12,23,44,65,73,82 После того как получены необходимые данные, строится график с осями название шкал – по горизонтали (каждый параметр отмечается на данной оси с определенным интервалом), и осью – значения данной шкалы – по вертикали. Где значение ниже 4 это показатель очень слабого проявления данного признака, а значение выше 9 – высокий показатель данного признака. На данном графике отмечаются суммы значений ответов «да» и «нет» по каждому представленному параметру. В результате получается индивидуальный показатель проявления тех или иных качеств темперамента в виде определенной кривой. По данной кривой строится уже каче- 36 ственный анализ полученных результатов с учетом степени проявления того или иного параметра. Качественный анализ: ОСТ содержит следующие шкалы: 1. Предметная энергичность. Включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду. Высокие значения (ВЗ) (9-12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения. Низкие значения (НЗ) (3-4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низкую вовлеченность в процесс деятельности. 2. Социальная энергичность. Содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству. ВЗ – коммуникативная энергичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию. НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социальноактивных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность. 3. Пластичность. Содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой. ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности. НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности. 4. Социальная пластичность. Содержит вопрос, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ. ВЗ – широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность. НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов. 5. Темп или скорость. Включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности. ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий. НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций. 6. Социальный темп. Включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения. ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата. 37 НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация. 7. Эмоциональность. Включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность к неудачам к работе. ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам. НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе. 8. Социальная эмоциональность. Включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере. ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении. НЗ – низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения. 9. Контрольная шкала. Включает вопросы на откровенность и искренность высказываний. ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле. НЗ – адекватное восприятие своего поведения. 38 Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы. Модифицированная задача Ж. Пиаже Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006) Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации). Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно- этического оценивая, учет мотивов и намерений героев. Возраст: 6,5—7 лет. Метод оценивая: индивидуальная беседа. Описание задания: то же, что в предыдущем. Текст рассказа: Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось. Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась. Вопросы: 1. Кто из детей больше виноват? 2. Кто заслуживает наказания? Почему? Критерии оценивая: выделение мотивов поступка (ответ на вопросы 1 и 2). Уровни оценивая: К вопросу 1: 1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — ответа нет, оба виноваты. 2. Ориентация на объективные следствия поступка — виноват больше Сере- жа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну. 3. Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел помочь маме, а Петя — съесть варенье, виноват больше Петя. К вопросу 2: 1. Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — следует наказать обоих: оба виноваты, оба поступили плохо. 39 2. Ориентация на объективные последствия поступка — следует наказать Сере- жу: Сережа виноват больше, он разбил больше (много) чашек. 3. Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват больше, ведь Сережа хо- тел помочь маме, а Петя — удовлетворить свои желания. Ориентация на намерения героя. Проявление децентрации как учета намерений героя рассказа. 40 Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой) Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника. Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся. Возраст: 7—10 лет. Метод оценивания: индивидуальный опрос учителя. Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Учителю необходимо отметить наиболее характерные особенности поведения каждого ученика при решении учебных задач (см. табл.2). Таблица 2 Оценка уровня учебно-познавательного интереса Уровень интереса Критерий оценки поведеДополнительный ния диагностический признак 1 2 3 1. Отсутствие интере- Интерес практически не обнаса руживается. Исключение составляет реакция на яркий, смешной, забавный материал Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые 2. Реакция на новизну Интерес возникает лишь к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение задания, но интерес быстро иссякает 3. Любопытство Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения 4. Ситуативный учеб- Интерес возникает к спосоный интерес бам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) 5. Устойчивый учебно-познавательный интерес Включается в процесс решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается Интерес возникает к общеОхотно включается в процесс му способу решения задач, но выполнения заданий, работает не выходит за пределы изу- длительно и устойчиво, приничаемого материала мает предложения найти новые применения найденному способу 41 6. Обобщенный учеб- Интерес возникает независино-познавательный мо от внешних требоинтерес ваний и выходит за рамки изучаемого материала. Ориентируется на общие способы решения системы задач Уровень 1 может быть квалифицирован как познавательного интереса; уровни 2 и 3 — как низкий познавательный интерес; уровень 4 — удовлетворительный; уровень 5 — высокий; уровень 6 — очень высокий. 42 Интерес — постоянная характеристика, проявляется выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов несформированность учебно-