Дошколенок

-

-

Пояснительная записка
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню
подготовки обучающихся в условиях компетентного подхода, введения новых
образовательных стандартов в школе, научно-технический
прогресс
обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и
духовного потенциала нации.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется
выявлением одаренных детей на раннем возрастном этапе и работой с ними.
Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы
комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно
расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих
выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных
возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно,
чтобы педагог дополнительного образования дал не только прочные знания их
детям, но и выявил, раскрыл и развил способности детей, их одарённость. В
дополнительном образовании открываются новые возможности для развития
личности обучающихся вообще и личности одарённой в частности. Работа с
одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны
стать одним из важнейших аспектов деятельности учреждения
дополнительного образования.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном
возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления.
Данная программа разработана на основе следующих нормативных
правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; - Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного
санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрированных в Минюсте
России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
11.12.2006 № 061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей».
Актуальность программы.
Актуальность программы «Дошколёнок» состоит в решении вопросов
выравнивания стартовых возможностей детей с учетом проблемы разного
2

-

уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям
школьной жизни.
Новизна. Программа предполагает использование современных
педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и
мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную
среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий,
выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у
дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе,
общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе.
Педагогическая целесообразность программы. Предшкольная
подготовка создает равные стартовые условия для получения начального
образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального
общего образования.
Отличительные особенности программы.
Программа не допускает дублирования материалов первого класса
общеобразовательной школы и дает возможность подготовить ребенка к
обучению по любой системе, обеспечивает плавный переход из дошкольного
детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е.
позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов
– создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному
обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.
Программа курса «Дошколёнок» имеет социально-гуманитарную
направленность.
Цель программы: всестороннее развитие ребенка, что позволит
обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у
будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих
способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность
адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к
школе.
Основные задачи программы:
-организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе
предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей
этого возраста;
-укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к
школе, желания учиться;
-формирование социальных черт личности будущего первоклассника,
необходимых для благополучной адаптации к школе.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
3

-

Программа рассчитана на детей 6-7 летнего возраста. Состав группы
постоянный, набор свободный, до 15 человек.
Сроки реализации программы .
Программа реализуется в течение 9 учебных месяцев. Занятия в 1
группе проводятся 2 раза в неделю, 72 часа по предмету «Чтение» и 72 часа
по предмету «Математика».
Формы и режим занятий.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников:
- продолжительность занятий в группах предшкольной подготовки – 30
минут;
- форма проведения занятий – групповая;
Дни занятий:
1 группа- вторник 17.00 – 18.10, пятница – 17.00-18.10
2 группа –вторник 18.30-19.40, пятница 18.30-19.40
3 группа – среда 17.00-18.10, суббота 12.00-13.10
4 группа- среда 18.30-19.40, суббота 13.30-14.40
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Ожидаемые результаты.
К ожидаемым результатам реализации программы относятся:
обеспечение единых стартовых возможностей будущих
первоклассников;
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста;
- формирование его готовности к систематическому обучению.
Программа «Дошколёнок» нацелена на подготовку старшего
дошкольника к достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностными результатами предшкольной подготовки является
формирование следующих умений:
-

определять и высказывать под руководством учителя самые простые
общие для всех правила поведения (этические нормы);
-

в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как
поступить (при поддержке учителя);
-

при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам
и поступкам
других людей
-выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их
поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
4

-

Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности:
«Я хочу учиться!» – самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами предшкольной подготовки является
формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту
УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с
помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
материалом
(иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать
эмоциональную оценку

своей деятельности на занятии и деятельности

всего класса; - учитьсяоцениватьрезультатысвоейработы.
-

Познавательные УУД:

-

учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в
оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические
фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и
простейших моделей,
заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от
собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
5

-

уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые
сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах
поведения и общения и учиться следовать им;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае
общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике
ситуациях конфликтов
интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.
Предметными результатами предшкольной подготовки является
формирование следующих умений:
Совершенствование и развитие устной речи и подготовка к обучению чтению
и письму:
-

отвечать
произведения;

на

вопросы

учителя

по

содержанию

услышанного

-

задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного
произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность,
подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
- составлять математические рассказы и отвечать на поставленные
учителем вопросы:
Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
6

-

классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью
слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше
– ниже, раньше –
позже, вчера – сегодня – завтра;
- распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг,
квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей
действительности;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и
изображать простейшие фигуры «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного
объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги.
Способы определения результативности:
- наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также
беседы с родителями;
- формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту,
иллюстрирование текста;
- взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями,
тесты.
Виды контроля:
- Начальный (входной) – проводится с целью определении уровня
способностей ребёнка.
- Текущий – проводится с целью определения степени усвоения материала.
- Итоговый - проводится с целью определения уровня развития детей на
конец срока реализации программы.
Формы подведения итогов реализации программы
«Дошколёнок»:
- интеллектуальные игры;
- итоговая выставка творческих работ детей.
Учебный план
Содержание программы предусматривает комплекс занятий,
включающих следующие направления деятельности: совершенствование и
развитие устной речи и графических навыков, введение в математику. Для
реализации программного содержания используются учебные пособия:
Костылева Н.Ю. «200 Занимательных упражнений с буквами и
звуками для детей 6-7 лет». Москва Издательство АСТ 2021г.
7

-

Узорова О.В., Нефедова Е.А. «100 Познавательных текстов для
обучения детей грамоте». Астель,2012.
Чистякова О.В. «Обучение грамоте». Издательский Дом
«Литера»,2019.
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к
школе». - М.: Просвещение, 2019г.
Шевелев К.В. Прописи по математике. Рабочая тетрадь для
дошкольников 6-7лет.

Количество

№
Название

занятий в

Количество
занятий в

п/п
1

2

Курс развитие речи и подготовка к
обучению грамоте «чтение»
Курс введение в математику
«Математика»

неделю

учебном году

2

72

2

72

8

Курс развитие речи и подготовка к обучению грамоте
«Чтение»
№
п/п

Наименование
раздела,
темы

Количество часов Формы аттестации
(контроля)

Вводное занятие.

1ч

1ч

Буквы, обозначающие
гласные звуки.
Буквы, обозначающие
3.
согласные звуки.
Литературная страна
4.
Итоговое занятие.
5.
Итого

20ч

20ч

36ч

36 ч

Организационные
мероприятия
Всего

1.
2.

14 ч

14ч

1ч

1ч

72

72

2

2

72

72

практические
работы
практические
работы
практические
работы
Викторина

Содержание курса.
Буквы, обозначающие гласные звуки (20ч)
1. Вводное занятие. «Осенние странички». -1ч
2. «Осенние странички». Звук [о]. Буквы О, о.
-1ч
3. Звук [а]. Буквы А, а. Предложение
- 2ч
4. «Осенние странички». Звук [у]. Буквы У, у.
-2ч
5. Звук [ы]. Буква ы . Слово.
-2ч
6. Звук [и]. Буквы И, и. Схема слова.
-2ч
7. Звук [э]. Буквы Э, э. Ударение.
-2ч
8.«Осенние странички». Буквы, обозначающие два звука.
9. Буква Я,я.Звуки [а], [й’а].
-2ч
10. «Осенние странички».Звуки [у], [й’у]. Буквы Ю, ю. -2ч
11. Звуки [э], [й’э]. Буквы Е, е.
-1ч
12. Звуки [о], [й’о]. Буквы Ё, ё.
-2ч
13. Буквы, обозначающие гласные звуки.
-1ч
14. Обобщающее занятие.
-1ч
9

Итого:20 часов.
Буквы, обозначающие согласные звуки (36ч)
1. «Зимние странички». Звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. Согласные звуки.
2. Твёрдые, мягкие согласные звуки.
3. Согласные звуки. Звуки [м], [м’]. Буквы М, м.
4. Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н.
5. «Зимние странички». Звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.
6. Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звонкие согласные звуки.
7. Повторение и закрепление.
8. Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Глухие согласные звуки.
9. «Зимние странички».Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.
10. Звуки [с], [с’]. Буквы С, с.
1ч 11. Повторение и закрепление.
12. Звук [ш]. Буквы Ш, ш. 1ч 13. Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
14. Шипящие согласные звуки. 1ч 15. Повторение и закрепление.
16. Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б.
1ч 17. Звуки [п], [п’]. Буквы П, п.
18. «Зимние странички». Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д.
19. Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.
20. Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г.
21. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к.
22. Повторение и закрепление.
23. «Весенние странички». Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.
24. «Весенние странички». Звук [ц]. Буквы Ц, ц.
25. «Весенние странички». Звук [щ’]. Буквы Щ, щ.
26. «Весенние странички». Звук [ч’]. Буквы Ч, ч.
27. Повторение и закрепление.
28. «Весенние странички». Звук [й’]. Буквы Й, й.
29. Буквы ь, ъ. Буква, обозначающая мягкость согласного.
30. Повторение и закрепление.
31. Итоговое занятие «Путешествие в страну букв и звуков».
Литературная страна (14 ч)
1. «Летние странички». Потешки. Сказки.
2. «Летние странички». Скороговорки, пословицы, поговорки.
3. «Летние странички». Были. Загадки.
4. Итоговое занятие. Викторина

-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-2ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-1ч
-2ч
-2ч
-3ч
-5ч
- 4ч
-4ч
-2ч

Курс введение в математику «Математические ступеньки»
№

Количество часов

10

Наименование
раздела,
темы

п/п

Формы
аттестации
(контроля)

Доцифровой период

12ч

12ч

Цифровой период

23ч

23ч

2.
3. Сложение и вычитание
чисел в пределах 10

23ч

223ч

Простые задачи.

12ч

12ч

Итоговое занятие.

2ч

2ч

Итого

72

72

Организационные
мероприятия
Всего

2

2

72

72

1.

4.

5.

практические
работы
практические
работы
практические
работы
практические
работы
Игра
«Путешествие в
страну чисел»

Содержание курса.
«Математические ступеньки»
Доцифровой период (12ч)
Пространственные представления вверху, внизу, между, слева, справа – 2ч.
Понятия «Длинее-короче», «выше-ниже» 1ч
Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке 1ч
Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник)
1ч
Знакомство с геометрическими фигурами (круг) 2ч
Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник)
1ч
Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник) 2ч
Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат)
2ч
Цифровой период (23ч)
1

Число и цифра 1. -1ч

2

Число и цифра 2.- 1ч
11

3

Число и цифра 3. -1ч

4

Число и цифра 4. -1ч
Число и цифра 5.- 1ч
Закрепление состава чисел 1-5.- 2ч
Число и цифра 6. -2ч
Число и цифра 7. -2ч
Число и цифра 8. -2ч
Число и цифра 9. -2ч
Закрепление состава чисел 6-9. -2ч
Число и цифра 0. Обратный счет. -2ч
Закрепление состава чисел 1-9. -2 ч
Временные представления. Год. 1ч Временные представления. Месяц.
Временные представления. Дни недели, Временные
представления.Сутки.-1ч

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (23ч)
1. Действие «сложение». Конкретный смысл сложения.- 1ч
2. Сложение вида +1
1ч
3. Сложение вида +2
1ч
4. Сложение вида +3
2ч
5. Сложение вида +4
2ч
6. Сложение в пределах 10
3ч
7. Действие «вычитание». Конкретный смысл вычитания.
1ч
8. Вычитание вида -1
2ч
9. Вычитание вида -2
2ч
10.Вычитание вида -3
2ч
11.Вычитание вида -4
2ч
12.Вычитание в пределах 10
2ч
13.Сложение и вычитание в пределах 10
1ч
14.Сложение и вычитание в пределах 10
1ч
Простые задачи (12ч)
1.Решение простых задач на сложение с опорой на наглядность.
1ч Задания на внимание.
2.Решение простых задач на сложение с опорой на наглядность.
1ч Задания на внимание
3.Решение простых задач на вычитание с опорой на наглядность.
12

1ч Задания на внимание
3.Решение простых задач на вычитание с опорой на наглядность.
1ч Задания на внимание
4.Составление и решение простых задач. Сравнение чисел.
2ч
5.Составление и решение простых задач. Сравнение чисел.
2ч
6.Задания на внимание. Повторение 1ч
7.Закрепление изученного.
1ч
8.Закрепление изученного.
1ч
9.Итоговое занятие. Игра «Путешествие в страну чисел»
1ч
Раздел «Чтение»
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
-развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте

и

чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по
правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию,
управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата
(развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
-чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц,
поговорок, загадок;
-беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с
эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров
основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные
языковые средства – эпитеты, сравнения, разумеется, без использования
терминологии);
- разучивание наизусть и выразительное чтение.
Раздел «Введение в математику»
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не
круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру
(длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче,
такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа,
слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне
фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы,
по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия,
последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение
чисел. Сравнение чисел первого десятка.
13

Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда:
наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов,
возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы
ни остановились.
Простые

геометрические

фигуры:

треугольник,

прямоугольник

(квадрат), круг. Содержательно-логические
задания на развитие:
- внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни
рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
- воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей,
составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам,
преобразование одной фигуры в другую и др.;
- памяти: зрительные и слуховые диктанты с
арифметического и геометрического материала;

использованием

- мышления:
выделение
существенных
признаков,
выявление
закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение
анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Раздел «Чтение».
Для реализации программного содержания используются:
- Костылева Н.Ю. «200 Занимательных упражнений с буквами и звуками для
детей 6-7 лет». Москва Издательство АСТ 2021г.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. «100 Познавательных текстов для обучения
детей грамоте». Астель,2012.
- Чистякова О.В. «Обучение грамоте». Издательский Дом «Литера»,2019.
- Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе».
- М.: Просвещение, 2019г.

Раздел «Математика».
Для реализации программного содержания используются:
- Шевелев К.В. Прописи по математике. Рабочая тетрадь для дошкольников
6-7лет.
14

- Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе».
- М.: Просвещение, 2019 г.
Дополнительно программа обеспечена:
- методическими видами продукции (разработки игр, бесед);
- дидактическими материалами;
- пособиями для групповой и индивидуальной работы; - таблицами;
- аудио и видеозаписями;
- геометрическими фигурами.
4. Список использованной литературы
Основная литература
- Костылева Н.Ю. «200 Занимательных упражнений с буквами и звуками для
детей 6-7 лет». Москва Издательство АСТ 2021г.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. «100 Познавательных текстов для обучения
детей грамоте». Астель,2012.
Чистякова О.В. «Обучение грамоте». Издательский Дом «Литера»,2019.
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе».
- М.: Просвещение, 2019г.
Шевелев К.В. Прописи по математике. Рабочая тетрадь для дошкольников
6-7лет.

Литература для учителя
1. Белова Т.В., Солнцева В.А.Готов ли я к школе? Пособие для детей 5—7
лет. Москва «Просвещение», 2013 г.
2. Федин С.Н. «Как научить ребенка читать». М.:АЙРИС-пресс,2022.

Литература для детей и родителей
1. Коваленко Е.В., Новик Е.А. Готов ли ваш ребёнок к школе: пособие для
родителей. Москва «Просвещение»,2013

15

16

Приложение 1

«Чтение»
Программа «Чтение» нацелена на разностороннее развитие ребенка
посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития
связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации
и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки,
зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет
подготовку к обучению чтению, письму и формирует
элементарные навыки культуры речи.
Содержание программы направлено на общее развитие ребенка,
посредством которого создается прочная основа для успешного изучения
русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
- создание условий для формирования многосторонне развитой личности
ребенка
(интеллектуальное,
духовно-нравственное,
эстетическое,
эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной
мотивации учения в школе;
- практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
- формирование элементарной культуры речи, совершенствование на
доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже
существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке
детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с
подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе
являются:
- расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
- формирование грамматического строя речи ребенка;
- совершенствование навыков устной связной речи, монологической и
диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление
рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по
личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, рассказов,
словесное рисование и т.д.);
17

- создание речевых высказываний различных типов: описания (человека,
животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое
стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку.
Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные
виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях
художественной литературы, что способствует обогащению речи детей,
расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и
эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию
литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной
школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие
читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из
актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для
занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий
ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных
видов искусства (музыка, живопись) и др.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для
осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и
эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества
и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее
развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное,
эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в
художественном тексте (что является основой работы по изучению
литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать
слово как основной элемент художественного произведения.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению
является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и
стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это
достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным
отбором произведений для чтения: это должны быть произведения,
представляющие собой образцы детской художественной литературы,
отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей,
представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы,
стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием
преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые
18

импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и
пр.).
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по
выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над
звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные
звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над
совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при
подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму – процесс довольно сложный, так как,
кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо
подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки;
развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как
восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и
двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в
пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Таким образом,
программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению
чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический
характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку
приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию
тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры
развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры
«Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку»,
«Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно»,
«Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова
на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Календарно-тематическое планирование
№

«Совершенствование и развитие устной речи»
Тема занятия

Дата

ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД
19

1

Развитие связной речи. Рассказ по картинке.

2

Понятие предложения. Схема предложения.

3

Составление предложений по схеме.

4

Слог. Деление слов на слоги.

5

Ударение. Ударный и безударный слоги.
БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД

6

Понятие буквы и звука.

7

Гласные и согласные звуки.

8

Буква и звук а. Чтение слогов и слов.

9

Буква и звук о. Чтение слогов и слов.

10

Буква и звук у. Чтение слогов и слов.

11

Буква и звук и. Чтение слогов и слов.

12

Буква и звук э. Чтение слогов и слов.

13

Буква и звук ы. Чтение слогов и слов.

14

Твердые и мягкие согласные. Буква н, звуки н,
н*. Чтение слогов и слов.

15

Буква р, звуки р, р*. Чтение слогов и слов.

16

Буква л, звуки л, л*. Чтение слогов и слов.

17

Буква м, звуки м, м*. Чтение слогов и слов.

18

Звонкие и глухие согласные. Буква п, звуки п, п*.
Чтение слогов и слов.
20

19

Буква б, звуки б, б*. Чтение слогов и слов.

20

Буква т, звуки т, т*. Чтение слогов и слов.

21

Буква д, звуки д, д*. Чтение слогов и слов.

22

Буква к, звуки к, к*. Чтение слогов и слов.

23

Буква г, звуки г, г*. Чтение слогов и слов.

24

Буква в, звуки в, в*. Чтение слогов и слов.

25

Буква ф, звуки ф, ф*. Чтение слогов и слов.

26

Буква з, звуки з, з*. Чтение слогов и слов.

27

Буква с, звуки с, с*. Чтение слогов и слов.

28

Буквы ж и ш, звуки ж, ш. Чтение слогов и слов.
Календарно-тематическое планирование
«Подготовка к обучению чтению и письму»

№

Тема занятия

Дата

ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД
1

Раскрашивание пространства около контура.
Сравнение и сопоставление формы предметов.

2

Контур предметов. Обведение контура предметов
по нанесенным точкам. Сравнение и
сопоставление форм предметов.

21

3

Контур предметов. Обведение контура предметов
по нанесенным точкам. Сравнение и
сопоставление форм предметов.

4

Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы,
овалы. Нахождение предложенных форм в
нарисованных предметах.

5

Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы,
овалы. Нахождение предложенных форм в
нарисованных предметах.
БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД

6

Контур предмета и раскрашивание его внутри.
Линии, образующие внутренний контур
предметов.

7

Обведение по контуру предметов в рабочей
строке. Рабочая строка, надстрочные и
подстрочные линии. Работа в рабочей строке слева
направо.

8

Буква А (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.

9

Буква О (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.

10

Буква У (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.

11

Буква И (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.

22

12

Буква Э (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.

13

Буква Ы (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.

14

Твердые и мягкие согласные. Буква Н (большая и
маленькая). Работа в рабочей строке.

15

Буква Р (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.

16

Буква Л (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.

17

Буква М (большая и маленькая). Работа в рабочей
строке.

18

Звонкие и глухие согласные. Буквы Б-П.
Составление и написание слогов.

19

Буквы Б-П. Составление и написание слогов.

20

Буквы Д-Т. Составление и написание слогов.

21

Буквы Д-Т. Составление и написание слогов.

22

Буквы Г-К. Составление и написание слогов.

23

Буквы Г-К. Составление и написание слогов.

24

Буквы В-Ф. Составление и написание слогов.

25

Буквы В-Ф. Составление и написание слогов.

26

Буквы З-С. Составление и написание слогов.

27

Буквы З-С. Составление и написание слогов.
23

28

Буквы ж-ш. Составление и написание слогов.

Планируемые результаты:
- ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам
общения;
- знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
- знать устойчивые формулы речевого этикета – приветствие, прощание,
благодарность, просьба;
- осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному:
громко – тихо, быстро – медленно, весело – грустно и т. д.;
- артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная
артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
- оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа,
громкости;
- обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на
обращение;
- использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
- следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре;
- смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику
и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное;
- сообщать определенную информацию, договариваться о совместной
деятельности;
- соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное
слушание;
- правильно произносить все звуки;
- отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять из слов звуки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
24

- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным
иллюстрациям;
- соблюдать элементарные гигиенические правила; - ориентироваться на
странице тетради.

Дошкольники должны знать:

- отличие буквы от звука;
- конфигурацию печатных букв;
- назначение прописной и строчной буквы;
- отличие прописных букв от печатных. Дошкольники должны уметь: ориентироваться на странице тетради;
- перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа
налево и т.д;
- печатать буквы;
- отличать заглавные и строчные буквы.
Приложение 2

Введение в математику
В основу отбора математического содержания, его структурирования и
разработки форм представления материала для математической подготовки
детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение
общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и
интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей
математики.
В математическом содержании подготовительного периода объединены
три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число,
основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая
(прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма,
размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших
геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и

25

содержательно-логическая, построенная в основном на математическом
материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития
внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея – развитие
познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным,
если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной
математическим содержанием, направляется специальным подбором и
структурированием заданий, формой их представления, доступной,
интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по
математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод
дидактических игр, метод моделирования.
Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом
ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и
осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения,
выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур,
зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с
преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда
это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным
материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и
методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень,
необходимый для успешного изучения математики в школе.
Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

Дата

Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению
числа.
1-2 Уточнение пространственных представлений
(вверху,
внизу, между, слева, справа)
3-4 Признаки предметов. Сравнение предметов по
размеру: большой – маленький, больше –
меньше.

26

5-6 Сравнение предметов по размеру: высокий –
выше – ниже.
7-8 Ориентация на плоскости: слева, справа.
9-10 Длина. Длиннее – короче.

низкий,

11-12 Сравнение групп предметов по количеству:
меньше, столько же.
13-14 Закрепление пройденного материала.

больше,

15-16 Круг. Многоугольники: треугольник,
17-18

четырехугольник.

Прямоугольник, квадрат.

19-20 Сравнение групп предметов по количеству:
раньше.
21-22 Сравнение объектов по массе: легкий –
– тяжелее.
23-24 Закрепление пройденного материала.

позже,

тяжелый, легче

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел.
25-26 Число и цифра 1. Понятия «один – много».
27-28 Число и цифра 2. Понятие «пара».
29-30 Число и цифра 3. Состав числа 3.
31-32 Число и цифра 4. Состав числа 4.
33-34
Число и цифра 0.
35-36 Число и цифра 5. Состав числа 5.
37-38 Понятие «равенство». Знак «=».
39-40 Действие «сложение». Конкретный смысл
«сложение». Знак действия
«сложения» +.

действия

41-42 Действие «вычитание». Конкретный смысл
«вычитание». Знак действия
«вычитания» –.

действия

27

43-44 Закрепление пройденного материала.
45-46
Число и цифра 6.
47-48

Число и цифра 7.

49-50

Число и цифра 8.

51-52

Число и цифра 9.

53-54

Число 10. Особенности записи числа 10.

55-56

Закрепление пройденного материала.

Планируемые результаты:
- знать различие между цифрой и однозначным числом, названия
однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке;
- определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов
заданной совокупности и устно обозначать результат
числом;
- знать название основных геометрических фигур (треугольник,
прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в
окружающей действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие
мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и
различие, проводить классификацию предметов по заданным
признакам,
выявлять несложные закономерности и использовать их для
выполнения заданий и др.).
Дошкольники должны знать:
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1); цифры 0-9, знаки +, – ,=;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
28

- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. Дошкольники
должны уметь:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры
большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги;
- проводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его
существенные и несущественные характеристики;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
уметь использовать полученные выводы

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».