Народное художественное творчество

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Вербочки: Народное
художественное творчество» является программой художественной направленности,
разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской
Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от
5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
Актуальность программы
В системе формирования личности современного человека особая роль
отводится эстетическому воспитанию, которое подразумевает способность человека
понимать прекрасное в искусстве и жизни, потребность участвовать в сохранении и
создании прекрасного. Привить детям любовь к фольклору, интерес и уважение к
своим национальным истокам – это не только эстетическое, но и прежде всего идейно
– нравственная задача современного образования и культуры.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в стране возрос интерес к
культурным традициям и истории народов России.
В современных условиях возникла необходимость обращения к духовному
наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые —
первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого
поколения. В народном искусстве воплощена историческая память поколений,
запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые
свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев.
Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала,
эстетического вкуса детей невозможна, если мы будем говорить об этом абстрактно,
не вводя детей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками
создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера:
уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой
родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного,
стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Фольклорный ансамбль»: « Народное художественное творчество»» рассчитана на
два года обучения.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ее структура
и содержание способствует разностороннему и гармоническому развитию личности
ребенка, раскрывает творческие способности, приобщает детей к творчеству через
народное искусство.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений).
Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются
наиболее продуктивными и основаны на проверенных методиках и сложившихся
традициях изобразительного творчества.
Новизна программы
Принцип построения программы, структура, содержание учебных занятий
создает условия для творческого развития обучающихся, предусматривает их
дифференциацию по степени одаренности. Темы для изучения, включенные в
программу, представляют собой обязательный минимум содержания обучения.
Освоение обязательного минимума обучающимися позволяет дать ожидаемые
результаты, соответствующие уровням обучения. Уровень сложности предлагаемых

практических заданий корректируется в сторону усложнения или упрощения в работе
с реальным контингентом обучающихся, в связи с разноуровневым и
индивидуальным подходом, личностной ориентацией на то, что обучающиеся могут
освоить. Главное – стремление соблюсти полноту, разнообразие содержания
программы и достижение запланированных результатов.
Занятия предметом «Фольклорное пение» способствуют: изучению искусства
русского народа, укреплению здоровья, развитию речевых функций, познанию
объёмно-пространственных свойств действительности – важного фактора в развитии
ребенка, творческому мышлению.
Адресат программы: обучающиеся 5 -18 лет.
Доступность программы для различных категорий детей
Программа предусматривает обучение детей с общими и специальными
способностями. Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с
ОВЗ с сохранным интеллектом и детей-инвалидов.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология
педагогической поддержки.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения программы: 2 года.
Режим занятий. 2 раза в неделю по 2 академических часа продолжительностью
40 минут с 10 минутным перерывом после каждого часа на проветривание.
Форма организации учебного процесса: очная с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Виды учебных занятия: беседы; лекции; практические занятия; уроки концерты; праздничные посиделки; экскурсии; индивидуальные занятия.
Цель программы: формирование духовного уровня обучающихся средствами
народного искусства.
Задачи:
1.
Образовательные:
- расширить и углубить знания о принципах и методах реалистического
изображения объектов на плоскости;
- научить работать в различных техниках живописи;
- расширить знания в области народного искусства;

- научить профессиональной терминологии;
- выработать у обучающихся системных представлений о русском музыкальном
фольклоре, как специфическом виде искусства и об основных жанрах русского
песенного фольклора в русле истории, современного состояния и разнообразия
традиций;
- обогатить слуховой опыт активным усвоением произведений разных жанров
на основе лучших образцов музыкального фольклора.
2.
Развивающие:
- развить воображение, творческие способности, потребность общаться с
искусством;
- развить у обучающихся этический вкус, расширить кругозор.
3.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, способность понимать изобразительное
искусство, усидчивость, упорство, целеустремленность, уважение к чужому труду,
взаимопомощь, привить интерес к народному творчеству.
Планируемые результаты
Личностные:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде.
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания.
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в

школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей.
6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
7. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
8. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
9. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.
8. Смысловое чтение.
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные:
1. Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого
воображения.
2. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры.
3. Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров
и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство
современности).
4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
5. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино).
6. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и
оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности.
Условия реализации программы
Для проведения занятий отводится хорошо освещаемое помещение. Для
проведения занятий в темное время суток организуется подсветка лампами дневного
света, расположенных в простенках.
Материально- техническое обеспечение учебного процесса: кабинет для занятий с
соответствующим интерьером, аудио- и видеотехника, пианино.
Русские народные инструменты: трещотки - 1 шт., бубен большой - 1 шт., бубен
малый - 1 шт., деревянные ложки в комплекте из 3 штук по числу участников
ансамбля, русские свистульки по числу участников ансамбля, кугиклы - 2 шт.,
костюмы для детей по числу участников ансамбля.

Формы аттестации/контроля

Входной контроль проводится в сентябре-месяце в начале обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе. Он проходит в форме собеседования
и тестирования.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в
форме выполнения творческих заданий, педагогического наблюдения, просмотра и
анализа работ.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы
проведения: самостоятельные аудиторные работы, просмотр и анализ работ,
викторины, мультимедиаигры.
Итоговый контроль проводится мае в форме просмотра и анализа работ.
Оптимальным вариантом итогового контроля в фольклорном ансамбле могут стать
игровые программы (моделирование форм традиционной жизни и инсценирование
обрядов), отчётные концерты, а так же анализ концертного выступления в форме
беседы.
Формы отслеживания результатов выполнения программы: заполнение
дневника успеваемости, заполнение индивидуальный карточек усвоения
программы в журнале; зачет; концертная деятельность; открытый урок.
Контрольно-измерительные материалы
При оценке предметных результатов обучения детей по программе
применяются таблицы «Входной контроль», «Промежуточный контроль», «Итоговый
контроль». (См. приложение).
Личностные и метапредметные результаты обучающихся оцениваются с
использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой.
В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков
полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания работать и
получать новые знания и умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г.
Лускановой.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Первый год обучения

№
п/ п

Название раздела, темы

2.

Вокально-хоровая
работа.
Развитие
диапазона, интонационные упражнения,
дыхание, закрепление народной манеры
пения
Фольклорные песни Смоленской области

3.

1.

Количество часов
всего теори практ
я
ика
44
9
35

12

3

9

Хороводные песни

14

1

13

4.

Частушка в двухголосном, трехголосном
изложении

18

3

15

5.

Хороводные и плясовые песни
элементами народной хореографии
музыкальным сопровождением

25

5

20

6.

7.

с
и

Зимние календарные песни, колядки в
2,3-х-голосном
изложении,
с
распределением по ролям персонажей
Авторские
произведения
советских
композиторов

12

2

10

6

-

6

8.

Плясовые песни

8

-

8

9.

Весенние заклички

4

1

3

10

Концертно-исполнительская деятельность

12

-

12

11

Обобщение
Практическое
репертуара

2

-

2

144

24

120

теоретических
исполнение

знаний.
учебного
Всего

Формы
аттестации
/контроля
Беседа
Наблюдение
Вводный
контроль
Наблюдение.
Беседа
Текущий конт
роль
Наблюдение.
Текущий
контроль
Наблюдение.
Текущий
контроль
Наблюдение.
Тематический
контроль
Наблюдение.
Тематический
контроль
Беседа
Текущий
контроль
Наблюдение.
Опрос.
Текущий
контроль
Наблюдение.
Текущий
контроль
Концерт
Промежуточны
й контроль
Концерт
Зачет
Промежуточны
й контроль

Содержание учебного плана первого года обучения
Раздел 1. Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные
упражнения, дыхание, закрепление народной манеры пения.
Теория. Продолжение знакомства обучающихся с народным творчеством,
вокальным искусством, основными народными певческими навыками, гигиеной и

охраной голоса.
Практика. Упражнения на правильную постановку корпуса, осанки. Работа над
формированием высокой певческой позиции. Раскрепощение вокально-певческого
аппарата. Закрепление навыка правильного открытия рта и опускания глотки.
Укрепление верхней и нижней тесситуры, расширение диапазона. Работа над
дыханием: упражнения для развития дыхательного аппарата. Работа над дикцией и
артикуляцией. Основная работа направлена на активизацию речевого аппарата
с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных
упражнений. Упражнения для развития силы голоса.
Раздел 2. Фольклорные песни Смоленской области.
Теория. Классификация жанров фольклорной музыки.
Практика. Разучивание музыкальной и практической составляющей.
Раздел 3. Хороводные песни Смоленской области.
Теория. История возникновения хороводных песен.
Практика. Слушание, разучивание.
Раздел 4. Частушка в двухголосном, трехголосном изложении.
Теория: Возникновение частушек. Двухголосие, трехголосие.
Практика: Работа над строем и интонацией.
Раздел 5. Хороводные и плясовые песни в двухголосном изложении (терцовая
втора) с элементами народной хореографии и музыкальным сопровождением.
Теория. Хороводные песни. Повторение жанрового фольклора. Пение в составе
ансамбля.
Практика. Петь чистый унисон, многоголосие пение в единой манере,
выразительное исполнение. Элементы хореографии.
Раздел 6. Зимние календарные песни, колядки в 2,3-х голосном изложении, с
распределением по ролям персонажей.
Теория: Что такое колядки, зачем их пели?
Практика. Слушание, исполнение.
Раздел 7. Авторские произведения советских композиторов.
Теория: Знакомство с творческим наследием.
Практика: Разучивание. Работа над строем и интонацией.
Раздел 8. Плясовые песни. Одноголосное или двухголосное изложение.
Теория. Знакомство с жанром плясовых песен.
Практика. Разучивание календарных песен.
Раздел 9. Весенние заклички в одноголосном изложении.
Теория: Народный календарь.
Практика: Разучивание и слушание весенних закличек.
Раздел 10. Концертно-исполнительская деятельность:
Практика. Выступление на концертах различного уровня, досуговых
мероприятиях.
Раздел 11. Обобщение теоретических знаний. Исполнение учебного
репертуара.
Практика. Контрольное занятие или выступление на концертах конкурсах,

фестивалях различного уровня, досуговых мероприятиях.
Календарный учебный график первого года обучения
№

Месяц

Темы занятий

Форма
занятия

Количе
ство
часов

Беседа

Форма
контроля

1 Сентяб
рь
2 Сентяб
рь
3 Сентяб
рь

Вводное занятие

1 Опрос

4 Сентяб
рь

Хороводные песни

Практические
занятия

2 Урок - игра

5 Октябрь Разучивание календарных песен

Практические
занятия
Практические
занятия
Практические
занятия

4 Урок - игра

Практические
занятия
Вокально-хоровое пение. Работа Практические
занятия
над развитием диапазона

2 Практические
работы
4 Практические
работы

Жанры фольклора

Октябр Распевки: расширение диапазона
ь песен до кварты, квинты
7 Ноябрь Работа над дыханием,
артикуляцией, дикцией,
осознанием исполняемого
произведения
8 Декабрь История русского народного Практические
танца
занятия
Практические
9 Декабрь Весенние праздники и обряды
занятия
Практические
110 Январь Пение в унисон
занятия
6

4 Практическая
работа
8 Практическая
работа
2 Мини-проект
6 Посиделки
10 Практическая
работа

Практические
занятия
Практические
занятия

2 Практическая
работа
6

Разучивание и слушание
весенних
песен и закличек
14 Февраль Частушки. Их виды

Практические
занятия

8 Практическая
работа

Беседа

2 Беседа

Февраль Разучивание скороговорок,
четверостиший, стихов

Практические
занятия

2 Практика

11

Январь

12

Январь Жанры народного поэтического
творчества

13

15

Мифы древних славян

Январь

16 Февраль
17 Март

Работа над хоровыми
произведениями
Индивидуальная работа

Практические

10 Практическая

занятия
Практическая
работа

работа
8 Тест
раб

18 Март

Музыкальные сказки

19 Апрель

Лирические песни

Май
20

Апрель

21 Май

Работа над репертуаром
Работа над репертуаром

Практическая
работа
Практические
занятия
Практические
занятия
Посиделки

2 Посиделки
6 Урок - проект
4 Практика
4 Урок-концерт

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. Второй год обучения
№ п/п

1.

Количество часов
всего теори практ
я
ика
Вокально-хоровая работа. Диапазон,
53
9
44
интонационные упражнения, дыхание,
закрепление народной манеры пения.
Название раздела, темы

2.

Фольклорные песни Смоленской
области.

18

9

9

3.

Плясовые, лирические песни
Смоленской области

14

1

13

4.

Частушка
в
двухголосном,
трехголосном изложении.

21

6

15

5.

Хороводные и плясовые песни в
двухголосном изложении с элементами
народной хореографии и музыкальным
сопровождением
Зимние календарные песни, колядки в
2,3-х-голосном
изложении,
с
распределением по ролям персонажей.
Авторские произведения советских
композиторов.

51

5

46

8.

Элементы
народной
Сценический образ.

9.

10.

6.

7.

12

2

10

6

-

6

17

-

17

Песни весеннее-летнего цикла в 2-х
голосном изложении.

10

1

9

Концертно-исполнительская
деятельность

12

-

12

хореографии.

Формы
аттестации
/контроля
Беседа
Наблюдение
Вводный
контроль
Наблюдение.
Беседа
Текущий
контроль
Наблюдение.
Текущий
контроль
Наблюдение.
Текущий
контроль
Наблюдение.
Тематический
контроль
Наблюдение.
Тематический
контроль
Беседа
Текущий
контроль
Наблюдение.
Опрос.
Текущий
контроль
Наблюдение.
Текущий
контроль
Концерт.
Репетиция.
Промежуточны
й контроль

11.

Обобщение теоретических знаний.
Практическое исполнение учебного
репертуара.
Всего

2

-

2

144

33

183

Концерт.
Зачет.
Промежуточны
й контроль

Содержание учебного плана второго года
обучения
Раздел 1. Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона, интонационные
упражнения, дыхание, закрепление народной манеры пения.
Теория. Продолжение знакомства обучающихся с народным творчеством,
вокальным искусством, основными народными певческими навыками,
гигиеной и охраной голоса.
Практика. Упражнения на правильную постановку корпуса, осанки.
Работа над формированием высокой певческой позиции. Раскрепощение
вокально-певческого аппарата. Закрепление навыка правильного открытия
рта и опускания глотки. Укрепление верхней и нижней тесситуры,
расширение диапазона. Работа над дыханием: упражнения для развития
дыхательного аппарата. Работа над дикцией и артикуляцией. Основная
работа направлена на активизацию речевого аппарата с использованием
речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных
упражнений. Упражнения для развития силы голоса.
Раздел 2. Фольклорные песни смоленской области.
Теория. Классификация жанров фольклорной музыки.
Практика. Разучивание музыкальной и практической составляющей.
Раздел 3.Плясовые, лирические песни Смоленской области
Теория. История возникновения жанра.
Практика. Слушание, разучивание песенного материала.
Раздел 4. Частушка в двухголосном, трехголосном изложении.
Теория: Возникновение частушек. Двухголосие, трехголосие.
Практика: Работа над строем и интонацией.
Раздел 5. Хороводные и плясовые песни в двухголосном изложении
(терцовая втора) с элементами народной хореографии и музыкальным
сопровождением.
Теория. Хороводные песни. Повторение жанрового фольклора. Пение в
составе ансамбля.
Практика. Петь чистый унисон, многоголосие пение в единой манере,
выразительное исполнение. Элементы хореографии.
Раздел 6. Весенние календарные песни, колядки в 2,3-х голосном
изложении, с распределением по ролям персонажей.
Теория: Что такое веснянки, зачем их пели?
Практика. Слушание, исполнение
Раздел 7. Авторские произведения советских композиторов.
Теория: Знакомство с творческим наследием.
Практика: Разучивание. Работа над строем и интонацией.
Раздел 8. Элементы народной хореографии. Сценический образ.
Практика. Работа над танцем и образом.

Раздел 9. Песни весеннее-летнего цикла в 2-х голосном изложении.
Теория: Народный календарь.
Практика: Разучивание и слушание.
Раздел 10. Концертно-исполнительская деятельность:
Практика. Выступление на концертах и конкурсах различного уровня,
досуговых мероприятиях.
Раздел 11. Обобщение теоретических знаний. Исполнение учебного
репертуара.
Практика. Контрольное занятие или выступление на концертах различного
уровня, досуговых мероприятиях
Календарный учебный график второго года обучения
№

Месяц

Темы занятий

Форма
занятия

1

Сентяб
рь
Сентяб
рь
Сентяб
рь
Сентяб
рь

Вводное занятие

беседа

2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14

Октябр
ь
Октябр
ь
Ноябрь

Фольклорные песни Смоленской Практические
области
занятия
Вокально-хоровое пение. Работа Практические
над развитием диапазона
занятия
Сценическая речь
ППрактические
занятия

Малообьемные песни: песниПрактические
игры
занятия
Распевки: расширение диапазона Практические
песен до кварты, квинты.
занятия
Работа над дыханием,
Практические
артикуляцией, дикцией,
занятия
осознанием исполняемого
произведения
Декабрь Частушка
в
двухголосном,
Практические
трехголосном изложении.
занятия
Декабрь Земледельческий календарь.
Практические
Рождество
занятия
Январь Пение в унисон
Практические
занятия
Январь Элементы народной хореографии.
Практические
Сценический образ
занятия
Январь
Вокально- хоровая работа
Практические
занятия
Январь Авторские произведения моветских
П
Практические
композиторов
занятия
Февраль Народные праздники обряды
Беседа

Количе Форма
ство
контроля
часов
1 Опрос
2 Практические
работы
4 Практические
работы
2 Урок - игра
4 Урок-игра
4 Практическая
работа
8 Практическая
работа
2 Мини-проект
6 Посиделки
10 Практическая
работа
2 Беседа
6
8 Беседа
2 Опрос

15
16
17
18
19
20
21

Февраль

Разучивание скороговорок,
четверостиший, стихов
Февраль
Раб Работа над хоровыми
произведениями
Март
Индивидуальная работа
Апрель
Сказк Сказка- жанр народного
творчества
Апрель Лирические песни
Май
деят
Май

Концертная деятельность
Работа над репертуаром

Практические
занятия
Практические
занятия
Практическая
работа
Беседа

2 Практика
10 Практическая
работа
8 тест
раб
2 Посиделки

Беседа

6 Мини-проект

Практические
занятия
Посиделки

4 Практика
4 Урок-концерт

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Дидактический материал
Успешному освоению программы способствуют конспекты занятий,
дидактические пособия.
Описание общей методики работы
Учебное занятие, как правило, организуется по следующей схеме:
- распевка;
- показ и разучивание нового музыкального материала;
-з акрепление пройденного;
- слушание музыки и анализ прослушанного;
- теоретичекие сведения;
- повторение.
Игровое занятие. Параллельно с обучением игре педагог следит
за взаимоотношениями
в коллективе,
за особенностями
проявления
обучающихся в игровом процессе (общении); производит диагностику
отставаний или нарушений в способности к социализации и по возможности
осуществляет коррекцию. В процессе игры усваиваются нормы этики
общения. Для переключения внимания, а также в целях максимально
эффективного использования времени применяются любые другие виды
фольклорной деятельности: рассказывание сказок, быличек, загадывание
загадок и т. д.
Занятие - подготовка к календарному празднику. Разучивание элементов
календарных обрядов совершается в игровой форме. Элементы занятия:
разучивание
календарных
песен;
обсуждение
текстов
песен,

их символического значения; обсуждение семантики ритуальных действий
и ритуальных предметов. Основное внимание уделяется развитию образного
мышления, освоению значения символов, пониманию их роли в решении
нравственных проблем современного общества, экологических проблем.
Занятие-беседа, изложение теоретических сведений с использованием
наглядных пособий, видеоматериалов, музыкальных примеров.
Практическое занятие-разучивание песен, игр, знакомство с основами
хореографии.
Занятие- репетиция, концерт.
Итоговое занятие (завершающее тему).
Целесообразны и формы работы групповые, индивидуальные – с
наиболее одаренными заинтересованными детьми, работа в парах, работа в
микрогруппах, пение в разновозрастных дуэтах, трио.
Примерный план разучивания песни:
-прочесть внимательно текст песни;
-прослушав, проанализировать жанровые особенности и обрядовую
принадлежность;
-разучить текст песни и мотив с детьми;
-обдумать художественное оформление.
Танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, хороводах
обязательно их гармоническое соединение. Программа предполагает работу
над элементами народного танца и бытовой хореографии.
Методы обучения
Работа строится по принципу народной педагогики «от учителя к
ученику», «от старшего к младшему» поскольку в одной группе занимаются
дети разного возраста.
Для достижения цели и решения поставленных задач обучения
наибольшее применение получили следующие методы обучения:
- по источникам и способам передачи информации – словесные,
наглядные, практические;
- по характеру методов познавательной деятельности - методы готовых
знаний
(словесно-догматический,
объяснительно-иллюстративный),
исследовательские методы (проблемный, поисковый);
- по характеру деятельности обучающихся – активные, творческие;
- в зависимости от характера дидактических задач - методы
приобретения ЗУН, методы повторения, методы самостоятельной работы.
так же используются группы методов:
1. Формирования сознания личности: словесные, метод примера;
2. Организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих
ситуаций;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения,
наказания, метод создания ситуации успеха;
4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического
наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод
создания ситуации для изучения поведения.
Технологии обучения
В
образовательном
процессе
важное
место
отводится
здоровьесберегающим технологиям. Педагог стремится создать на своих
уроках комфортные условия, благоприятный психологический и
эмоциональный климат. Этому способствуют адекватность требований,
адекватность методик обучения и воспитания.
Раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, помогает
технология развивающего обучения, основанного на формировании
механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Особую роль в
реализации технологии играет процессуальный двусторонний характер
взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, которую
обеспечивают проектирование и организация процесса обучения, а также
наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития
личностного потенциала учащихся.
В современных условиях развития общества наши дети нуждаются в
эмоциональной поддержке. В этом плане у уроков изобразительного
искусства огромные возможности. Организации воспитательного процесса на
основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его
индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному,
полноправному участнику воспитательного процесса способствуют
принципы личностно-ориентированной технологии обучения.
Программа и методы работы с учащимися в рамках личностноориентированных технологий отдает приоритет гуманно-личностной
технологии, которая отличаются, прежде всего, своей гуманистической
сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности,
помощь ей, и технологии сотрудничества, которая реализуют демократизм,
равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка.

ЛИТЕРАТУРА
Литература для педагога
1. В.П. Аникин. Русский музыкальный фольклор, М., Музыка, 1991
2. В.П. Аникин. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.
М., Худ лит - ра, 1991
3. Л.Н. Анохина, М.Н. Шмелева. Быт городского населения средней полосы в
прошлом и настоящем, М., 1977
4. Б. Асафьев. О народной музыке, Л., Музыка, 1987
5. Б. Асафьев. Программа курса « Русское народное музыкальное
творчество». О народной музыке. Л., Музыка, 1987
6. А. Аверкин. Частушки, припевки, страдания. М., Сов. Композитор. 1992
7. Н.Н. Афанасьев. Народные праздники, в книге: «Древо жизни», М., 1983
8. А.А. Банин. Трудовые артельные песни и припевки.
9. А.А. Банин. Музыкальная фольклористика, вып 2, Л., СК, 1978
10. Д.М. Балашов, Ю.И. Марченко, Н.И. Калмыков. Русская свадьба. М.,
Современник, 1985
11. Д. Балашов, Ю. Красовская. Русские свадебные песни Торского берега
Белого моря. Л., 1969
12. «Былины» (Классическая библиотека «Современника»), сост. В.И.
Калугина, М., Современник, 1986
13. А. Белкин. Русские скоморохи. М., 1975
14. И.Я. Богуславская. Русское народное искусство. Л., 1968
15. А.В. Быков. Народный костюм Вологодской области. Вологда: Газета,
1990
16. В.А. Василенко. Русское народное творчество, М., ВШ, 1978
17. К. Давлатов. Фольклор – как вид искусства. М., 1966
18. А.Н. Давыдов. Колокола и колокольные звоны в народной культуре.
Колокола. История и современность. М., 1985
19. И.И. Земцовский. Мелодика календарных песен, Л., Музыка, 1975
20. Г. Заволокин. Частушка на эстраде (в ж – ле» Самодеятельный театр»)
№3, 1986
21. Ю.Г. Круглов. Русские свадебные песни. Уч пособие для пед. институтов
М., ВШ, 1978
22. Ю.Г. Круглов. Русские обрядовые песни. Уч пособие для институтов М.,
ВШ, 1978
23. С.Г. Лазутин. Поэтика русского фольклора. М., ВШ, 1989
24. А.Л. Маслов. Былины, их происхождение, ритмический и мелодический
склад.
25. Г.М. Науменко. Фольклорная азбука. М., Академия, 1996
26. А.Ф. Некрылова. Русские трад. Городские праздники, увеселения и
зрелища. Л., Иск – во, 1988
27. Русские частушки. Ред. П.А. Матвеев Л., Музгиз,1956

28. Русский костюм. Сокр. Тос. Исторического музея. Буклет.
29. И.П. Сахаров. Сказания русского народа. Народный календарь, М., Сов.
Россия, 1990
30. В.А. Соколова Календарные праздники и обряды. Этнография восточных
славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987
31. А.Б. Терещенко. Быт русского народа. С – Пб.; Тип. Министерства
внутренних дел, 1848
32. Л.С. Хренов. Народные приметы и календарь. М., 1991
Литература для обучающихся
1. В.П. Аникин. Русский музыкальный фольклор, М., Музыка, 1991
2. В.П. Аникин. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре.
М., Худ лит - ра, 1991
3. Л.Н. Анохина, М.Н. Шмелева. Быт городского населения средней полосы в
прошлом и настоящем, М., 1977
4. Б. Асафьев. О народной музыке, Л., Музыка, 1987
5. Б. Асафьев. Программа курса « Русское народное музыкальное
творчество». О народной музыке. Л., Музыка, 1987
6. А. Аверкин. Частушки, припевки, страдания. М., Сов. Композитор. 1992
7. Н.Н. Афанасьев. Народные праздники, в книге: «Древо жизни», М., 1983
8. А.А. Банин. Трудовые артельные песни и припевки.
9. А.А. Банин. Музыкальная фольклористика, вып 2, Л., СК, 1978
10. Д.М. Балашов, Ю.И. Марченко, Н.И. Калмыков. Русская свадьба. М.,
Современник, 1985
11. Д. Балашов, Ю. Красовская. Русские свадебные песни Торского берега
Белого моря. Л., 1969
12. «Былины» (Классическая библиотека «Современника»), сост. В.И.
Калугина, М., Современник, 1986
13. А. Белкин. Русские скоморохи. М., 1975
14. И.Я. Богуславская. Русское народное искусство. Л., 1968
15. А.В. Быков. Народный костюм Вологодской области. Вологда: Газета,
1990
16. В.А. Василенко. Русское народное творчество, М., ВШ, 1978
17. К. Давлатов. Фольклор – как вид искусства. М., 1966
18. А.Н. Давыдов. Колокола и колокольные звоны в народной культуре.
Колокола. История и современность. М., 1985
19. И.И. Земцовский. Мелодика календарных песен, Л., Музыка, 1975
20. Г. Заволокин. Частушка на эстраде (в ж – ле» Самодеятельный театр»)
№3, 1986
21. Ю.Г. Круглов. Русские свадебные песни. Уч пособие для пед. институтов
М., ВШ, 1978

22. Ю.Г. Круглов. Русские обрядовые песни. Уч пособие для институтов М.,
ВШ, 1978
23. С.Г. Лазутин. Поэтика русского фольклора. М., ВШ, 1989
24. А.Л. Маслов. Былины, их происхождение, ритмический и мелодический
склад.
25. Г.М. Науменко. Фольклорная азбука. М., Академия, 1996
26. А.Ф. Некрылова. Русские трад. Городские праздники, увеселения и
зрелища. Л., Иск – во, 1988
27. Русские частушки. Ред. П.А. Матвеев Л., Музгиз,1956
28. Русский костюм. Сокр. Тос. Исторического музея. Буклет.
29. И.П. Сахаров. Сказания русского народа. Народный календарь, М., Сов.
Россия, 1990
30. В.А. Соколова Календарные праздники и обряды. Этнография восточных
славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987
31. А.Б. Терещенко. Быт русского народа. С – Пб.; Тип. Министерства
внутренних дел, 1848
32. Л.С. Хренов. Народные приметы и календарь. М., 1991

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица «Входной контроль» / «Промежуточный контроль»/
«Итоговый контроль»
№Фамилия, имя Практически
п/п обучающегос е навыки
я

Теоретически
е знания

Мотиваци
я

(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
12345-

Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий

Воспитанност
ь

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карта фиксации результатов выполнения учащимися творческих работ

№
п/п

ФИО
учащ
егося

Критерии оценки
Владение
Владение Владение
Владение
инструмента основами основами
основными
ми
рисунка и цветоведе
способами
(творческая графики
ния
изображени
работа)
(творческ (творческ
яи
ая работа) ая работа)
способами
построения
композиции
на
плоскости
(творческая
работа)

Самосто
ятельное
решение
творчески
х задач
(творческ
ая работа)

1.
2.
Критерии оценки
1. Знание детьми основ цветоведения.
2. Владение инструментами.
3. Передача величины предметов и их частей в пространстве. Знание жанров
живописи.
4. Использование различной техники и разных способов при рисовании.
Знание специальной терминологии.
5. Творческая активность.
Параметры оценки
Высокий уровень (а):
1. Знает инструменты и принадлежности, правильно их использует;
2. Ребенок владеет основами цветоведения;

3. Владеет основными способами изображения и способами построения
композиции на плоскости; знает жанры живописи.
4. Использует различные техники и разные способы при рисовании. Знает
специальную терминологию;
5. Самостоятельно подходит к решению творческих задач.
Средний уровень (б):
1. Знает инструменты и принадлежности, но допускает незначительные
ошибки при практическом применении.
2. Знает основы цветоведения но допускает незначительные ошибки.
3. Не в полном объеме владеет способами композиционного расположение
объектов, практически выполняет под руководством педагога.
4. Использует различные техники и разные способы при рисовании. Ребенок
владеет терминологией не в полном объеме;
5. С небольшой помощью педагога подходит к решению творческих задач.
Низкий уровень (в);
1. Часто допускает ошибки при практическом применении способов
изображения.
2. Ребенок владеет основами цветоведения и специальной терминологией на
уровне узнавания.
3. Затрудняется самостоятельно выполнять композицию, требуется
постоянное руководство педагога.
4. Затрудняется в использовании различных техник и разных способов при
рисовании. Ребенок недостаточно владеет терминологией;
5. Только с помощью педагога подходит к решению творческих задач.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вокально-хоровая деятельность
«На Руси, в результате постоянного и активного пения к 15-16 годам,
молодые люди. Обладавшие хорошими музыкальными данными, полностью
осваивали музыкальный материал своего села. Не менее 300-500 песен,
многие из которых имели развитые напевы и развернутые тексты. Они
запоминались с юных лет и на всю жизнь» (Щуров В.М. «Стилевые основы
русской народной музыки» Московская государственная консерватория
1996год).
Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной
культуры бережно сохраняли приемы и способы исполнения народных
песен. Стоит заметить, что разучивание песен по нотам и записям слов
противоречит глубинным принципам народного искусства. Из многих
методов разучивания, применительно к народной песне, наиболее
результативными являются традиционные, исстари сложившиеся:
Устно-слуховой;
Устно-подражательный;
Метод припевания (вхождение в ритм, «мелодику» незнакомой песни,
когда ребята включаются в пение повторяющегося припева, присоединяясь к
ансамблю, голосу педагога или фонограмме).
При разучивании народных песен необходимо учитывать и специфику
народного вокала, элементы, присущие только народному пению, которые
возникли от речевой, без музыкального сопровождения, естественной
интонации:
Техника дыхания. Бесшумный короткий вдох, постепенное расходование
которого достигается путем упражнений на непрерывное дыхание,
тренировки долготы звука (короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»);
Дикция. Произношение гласных и согласных «выпуклое»;
Позиция звука. Высокая, в сочетании с близким посылом (достигается при
помощи языка). Звуковые упражнения в унисон, на одном звуке. Они
позволяют почувствовать, что значит «открытый» звук, как сделать звук
«Живым», долгим, почувствовать разницу в звучании одного человека и
ансамбля, ощутить объем звука, его пульс.
Особенности ритмического движения. Смена ритма, использование
дополнительных гласных при пропевании согласных, так называемая
«огласовка».
Без учета стилевых особенностей (стиль- комплекс черт, примет, признаков,
которые типичны для данной местной традиции народного пения)
особенностей в народном творчестве невозможно в полной мере познать
национальную народную музыкальную культуру, поэтому при изучении
местных особенностей пения нужно:
Выявить характерные исполнительские приемы;
Отношение аутентичных певцов к данной песне;
Раскрыть содержание народной терминологии.

При разучивании и исполнении народной песни учитывается и особенность
местного говора, которая помогает определить исполнительские детали,
связанные с манерой произнесения слова:
Слова, искаженные исполнителями;
Особые формы окончаний прилагательных, глаголов (качает-«качат»),
приставки «пере» (переночуй-«перночуй»);
Выпавшие звуки (моего - «мово»);
Фонетические особенности местного диалекта («оканье», замена «е» на «ё» в
безударных слогах).
О детском певческом голосе ученые музыканты и врачи фониаторы пишут
уже не одно столетие. Данное явление крайне хрупко и недолговечно – гдето в возрасте от 9 до 13 лет. Далее наступает мутация, после которой детский
голос приобретает другие качества. Попытки продления этого уникального
вида певческой культуры проводились, но не всегда удачно. Некоторые
предлагают довольно радикальные, хирургические методы, но большинство
склоняются к принципу «Не навреди!», так как ошибка в работе с детьми
имеет непредсказуемое будущее. К тому же все усложняется тем, что речь
идет не просто о детском голосе, а о детском пении в традиционной
народной манере. Индивидуальный подход, учет возрастной психологии,
бережное отношение к детскому голосу так же играют огромную роль в
выполнении двуединой задачи вокально-хорового обучения: научить петь
каждого и научить петь хором. В организации вокально-хоровой работы в
фольклорном ансамбле поможет учебно-методическое пособие авторов
Сергеевой П.А., Бердниковой Л.А. «Вокально-хоровая работа в детском
фольклорном
коллективе»:
Учебно-методическое
пособие.
Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2000. - 96 с. Учебнометодическое пособие освещает специфические вопросы и отличия
академической и народной манеры пения.
Рассматривает организацию вокально-хоровой работы народного пения с
неокрепшими детскими голосами до мутационного, мутационного и после
мутационного периода. Учитывая возрастные категории развития детского
голосового аппарата, авторы дают конкретные практические рекомендации,
ссылаясь на известных педагогов-вокалистов. Авторы рассматривают
дифференцированность и поэтапность воспитательного процесса в
формировании детского певческого аппарата. Пособие содержит не только
задачи и последовательность путей развития детских фольклорных
коллективов, но и конкретный нотный материал профессионально
обработанный и художественно осмысленный для каждой возрастной
группы. Учебный материал, содержащийся в пособии, адресован студентам
музыкальных педагогических училищ, институтов, руководителям детских
фольклорных коллективов.
Слушание музыки по фонограммам обычное и привычное дело в
музыкальном
образовании,
становится
явлением
необычным
и
непривычным, когда это касается аутентичной музыки. Для многих ребят

становится неожиданным то, что вместо артистического исполнения, они
слышат исполнение бытовое, необычное для многих, поскольку оно
относится
к другому «не их» быту. Существует ряд приемов,
предупреждающих негативную реакцию, основанную на непонимании
явления.
Во-первых, должна быть объяснена ситуация исполнения данного
произведения, обстановки. Выявления места, какое занимает это
произведение в быту, с возможным привлечением иллюстративного
материала, оригинальных суждений и высказываний народных певцов об
исполняемом ими произведении.
Во-вторых, должен быть расслышан и понятен поэтический текст песни,
для чего педагог может пересказать слова песни перед прослушиванием,
объяснить диалектные и старинные слова. Может проговаривать каждый
стих в момент цензуры, перед ним или произносить слова синхронно записи,
почти беззвучно, но с отчетливой артикуляцией.
В-третьих, должна быть предупреждающе описана манера пения,
связанная с особенностями жанра.
Интересным и полезным оказывается прослушивание народной музыки
без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей определить функцию фольклорного произведения на основе лишь слухового
восприятия, слухового анализа. Для этого должны быть выбраны
произведения, особенно ярко, наглядно демонстрирующие ту или иную
функцию. При слушании колыбельной песни негромкое, вполголоса пение,
равномерный ритм, характерный «баюкальный» припев – помогут ребятам
точно определить жанр.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».