Фотографы-краеведы

1

Пояснительная записка
Направленность программы: дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Фотографы-краеведы» имеет туристскокраеведческую направленность и разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказом Минтруда и социальной защиты населения Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей»;
- Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР81/02вн);
- Письмом Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации
по реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).

Актуальность данной программы заключается в том, что туристско краеведческая деятельность в системе дополнительного образования
является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями
2

о родном крае; имеет существенную педагогическую роль в нравственном,
эстетическом,
трудовом,
политическом
воспитании,
является
интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью;
обеспечивает межпредметные связи; создает предпосылки исследовательской
деятельности обучающихся в современных условиях расширяющегося
информационного пространства. В реализации программы используется
многолетний опыт работы деятельности туристско-краеведческого клуба
«Гамаюн», «Детской Лесной Республики «Гамаюния».
Актуальность программы «Фотографы-краеведы» определяется запросом со
стороны обучающихся и их родителей на программы туристскокраеведческого направления, материально-технические условия, для
реализации которого имеются только на базе Центра этнографии,
краеведения и туризма, Детской Лесной Республики.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что в
структуру программы входят восемь образовательных разделов, каждый из
которых представляет собой интегрированное логическое объединение
учебных тем из различных научных дисциплин: географии, истории,
этнографии, краеведения через призму фотографии.
Все образовательные разделы программы предусматривают не только
усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно практического опыта фото-, туристско-краеведческой работы. Значимая
сторона программы – постоянное углубление на более самостоятельном и
осознанном восприятии материала.
Владея навыками фотографических процессов, участники разнообразных
программ Детской Лесной Республики (краеведческая деятельность,
экспедиционные мероприятия, фольклорно – этнографические праздники)
выполняют определенные функции по фото фиксации отдельных моментов,
созданию фото летописи Детской Лесной Республики.
Новизна программы состоит в том, что она отличается от уже
существующих тем, что предполагает не только обучение обучающихся
теоретическим основам туризма, краеведения и фотографии, но благодаря
полученным знаниям включает их в конкретную деятельность в рамках
комплексного образовательного проекта «Детская Лесная Республика».
Программа педагогически целесообразна, так как решается не только
образовательная задача - усвоение обучающимися туристско-краеведческих
знаний, но и идет процесс воспитания таких нравственных качеств, как
патриотизм, гражданственность, воспитание общей культуры. Большой
воспитательный потенциал краеведения и туризма во многом связан со
свободным выбором обучающихся этих видов деятельности и
соответственно более высокой его мотивацией. Воспитание любви к «малой
3

родине» - одна из основных задач современного образования. Путешествия с
фотоаппаратом расширяют кругозор, воспитывают любовь к истории,
культуре, природе родного края, развивают познавательный интерес,
творческие способности.
Общеобразовательная программа «Фотографы-краеведы» туристскокраеведческого клуба «Гамаюн» МБУ ДО ДТДМ относится к авторским.
Специализация – туризм и краеведение с элементами фотографической
деятельности. Предусматривается возможность внесения изменений и
дополнений с учетом специфики образовательного учреждения.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся младшего и
среднего школьного возраста (7-17 лет), интересующихся историей и
традициями родного края и активными формами познания окружающего
мира.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся
Занятия по программе не доступны для детей с ОВЗ и детейинвалидов.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися
способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах,
проектах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного
уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется
технология педагогической поддержки.
Обучаться
по программе имеют возможность дети из
малообеспеченных семей, так все необходимое для обучения оборудование и
снаряжение приобретать не надо, оно есть в наличии в образовательном
учреждении.
Цель и задачи программы
Цель: всестороннее образование, воспитание и развитие личности, жизненное самоопределение, проявление индивидуальных творческих
способностей через систему фото и туристско-краеведческой работы в
природной и социальной среде, подготовка обучающихся к участию в
программах Детской Лесной Республики.
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать знания, умения и навыки в области фотографии, туризма,
краеведения.
2. Сформировать навыки и умения безопасного нахождения в природной
среде во время походов, экспедиций.
3. Сформировать комплекс ключевых компетенций в области практической и
творческой
деятельности
туристско-краеведческой,
фольклорноэтнографической и гражданско-патриотической направленности.
4

Развивающие:
4. Способствовать развитию устойчивого интереса к выбранной
деятельности, проявлению интеллектуальных и творческих способностей.
5. Включить обучающихся в осознанную поисково-исследовательскую
деятельность по выявлению, изучению, популяризации историко –
культурного наследия.
Воспитывающие:
6.Формировать общекультурную этническую идентичность.
7. Формировать необходимые компетентности для успешной самореализации
в современном обществе.
8. Способствовать формированию здорового образа жизни.
9. Формировать потребность бережного отношения к природе, к ценностям
отечественной культуры.
10. Формировать ответственное отношение к выполнению должностно ролевых обязанностей, пунктуальность, инициативность.
Особенности организации образовательной деятельности
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
реализуется
на
базе
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи» г.
Смоленска
Возраст обучающихся - 7-17 лет.
Объём программы: 72 часа в год (36 недель х 2 часа в неделю)
Срок освоения программы – 1год.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 2 академических часа с 10 минутным
перерывом.
Учебные занятия включают теоретические, практические занятия в
помещении и на местности, а также проведение туристско-краеведческих
мероприятий: туристско-краеведческих сборов на территории Детской
Лесной Республики, учебно-тренировочных походов, экскурсий, праздников.
Соблюдение строгой последовательности тем необязательно, т.к.
последовательность диктуется конкретными условиями практической
деятельности туристско-краеведческого клуба «Гамаюн». Рекомендуемый
состав группы - 10 человек. Программа реализуется в объединении
«Туристско-краеведческий клуб «Гамаюн».
Формы организации учебного процесса:
по количеству обучающихся используются фронтальные (со всей группой и
с общими задачами);
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей:
-туристско-краеведческие сборы
-учебно-тренировочные походы
-фольклорно-этнографические праздники
5

-экскурсии;
по дидактической цели:
-практическое учебное занятие
-занятие объяснение нового материала
-занятие по систематизации и обобщению знаний
-занятие по контролю знаний, умений, навыков
-комбинированное занятие.
Формы дистанционной поддержки обучающихся
- пересылка учебных материалов (текстов, видео, презентаций)
по телекоммуникационным каналам (электронная почта)
- система дистанционного контроля (тестирование)
- осуществление разнообразной обратной связи через социальные сети
- система обмена мгновенными сообщениями.
В каждом отдельном случае может применяться та или иная форма
поддержки, осуществляться выбор инструментов и способов взаимодействия.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
Теоретические знания:
знать особенности фотосъемки в полевых условиях, путешествиях;
знать природные и культурно – исторические особенности
территории
Детской Лесной Республики «Гамаюния»;
знать основы туристско – краеведческой деятельности;
знать праздники годового цикла народного календаря;
знать правила безопасности в путешествиях.
Практические умения:
уметь осуществлять основные методы фотографических процессов;
уметь осуществлять приемы наблюдения в природной среде;
уметь осуществлять простейшие приемы фольклорно-этнографической
деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
Использовать разнообразные приемы поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи информации (познавательные);
принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации в
сотрудничестве с педагогом и коллективом объединения (регулятивные);
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
организовывать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе, в ситуации столкновения интересов;
6

организовывать рабочее место; соблюдать правила техники безопасности
(коммуникативные).
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
ориентация на понимание причин успеха в создании творческой работы;
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
доброжелательность к окружающим;
интерес и бережное отношение к природе, к ценностям отечественной
культуры.
Формы аттестации/контроля
 Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребёнка
по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в
форме беседы и педагогического наблюдения.
 Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после
изучения разделов/тем. Он проводится в форме педагогического
наблюдения, беседы и опроса.
 Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе.
Формы проведения: практическое задание, итоговое занятие по теме,
поход.
 Итоговый контроль проводиться в мае, в конце обучения ребёнка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в
форме письменного тестирования, а также заключается в участии
обучающегося в туристско-краеведческих сборах.
Контрольно-измерительные материалы
При оценке результатов обучения детей по программе применяются
таблицы «Входной контроль», «Промежуточный контроль», «Итоговый
контроль» /см. приложение/.
Личностные и метапредметные результаты обучающихся оцениваются
с использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой.
В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и
навыков, полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания
работать и получать новые знания и умения. Данный мониторинг разработан
по методике Н.Г. Лускановой.

7

Учебный план
№
п/п

Наименование
раздела, темы

1.

Раздел. Введение.

1.1.
1.2.

Детская Лесная Республика
«Гамаюния».
Путешествуем с фотокамерой

2.

Раздел. Фотография.

Количество часов
Всего
2

12

Формы
аттестации/
контроля

Теория
2

Практ.
0

1

-

1

-

4

8

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

Устройство фотоаппарата.
Фотосъемка.
Композиция фотокадра.
Фотовспышка.
Фотосъемка пейзажа.
Фотосъемка портрета.
Семейный фотоальбом.

1
1
1
1
4
2
2

1
1
1
1

1
4
2
1

3.

Туризм

12

4

8

2

1

1

2
2
2

1
1

2
1
1

3.5.
3.6.
3.7.

Организация, подготовка
путешествия.
Тактика и техника туризма.
Топография.
Туристический быт. Гигиена
туриста.
Туристское снаряжение.
Питание в походе.
Подведение итогов похода.

2
1
1

1

2
1
-

4.

Краеведение

12

4

8

4.1.

Смоленский край.

2

1

1

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

Беседа

Творческая
работа

Контрольный
урок
Практическая
работа

Зачёт

Беседа
8

Смоленск – Город-герой.
Краеведческая работа в
походе.
Наблюдения в природной
среде.
Великие путешественники земляки.
Национальный парк
«Смоленское Поозерье».

4
2

2
-

2
2

2

-

2

1

1

-

1

-

1

5.

Детская Лесная Республика

12

4

8

5.1.

Физико-географическая
характеристика.
Природные и культурно –
исторические особенности.
Фольклорно
этнографический маршрут
«Сказки русского леса».
Учебно – познавательный
маршрут «Вниз по речке
Василевке в сказку озера
Сапшо».
История деревни Рибшево.
Рибшево в период Великой
Отечественной войны.

2

1

1

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2
2

1
1

1
1

6.

Народный календарь

8

2

6

6.1.

Годовой цикл народного
календаря.
Осенний цикл народного
календаря.
Зимний цикл народного
календаря.
Весенний цикл народного
календаря.
Летний цикл народного
календаря.

1

1

-

2

-

2

2

-

2

2

-

2

1

1

-

Учебно – тренировочные
походы

6

-

6

4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.

5.2.
5.3.

5.4.

5.5.
5.6.

6.2.
6.3.
6.4.
6.5.

7.

Самостоятельная работа

Контрольные
вопросы

Самост.работа

Творческая
работа

Беседа

9

7.1.
7.2.
7.3.

Осенние путешествия.
Зимние путешествия.
Весенние путешествия.

2
2
2

-

2
2
2

8.

Туристско – краеведческие
сборы

8

-

8

8.1.

Осенние туристско –
краеведческие сборы.
Зимние туристско –
краеведческие сборы.
Весенние туристско –
краеведческие сборы.
Летние туристско –
краеведческие сборы.

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

Итого:

72

22

50

8.2.
8.3.
8.4.

Промежуточная аттестация

Зачёт

Аттестация

Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение.
1.1. Детская Лесная Республика «Гамаюния».
Теоретический блок
Заочное путешествие по карте Детской Лесной Республики
Практический блок
Работа с картографическим материалом; просмотр электронной презентации
по теме.
1.2. Путешествуем с фотокамерой.
Теоретический блок
Значение и применение фотографии в туристско – краеведческой
деятельности. Сезонные путешествия Детской Лесной Республики.
Практический блок
Просмотр электронной презентации по теме.
Раздел 2. Фотография
2.1. Устройство фотоаппарата.
Теоретический блок
Основные части фотоаппарата. Камера, объектив, видоискатель.
Светочувствительность. Правила пользования фотоаппаратом.
Практический блок
Зарядка фотоаппарата; установка карты памяти.
2.2. Фотосъемка.
Теоретический блок
Последовательность операций при фотосъемке. Глазомерное определение
расстояния до объекта. Выбор точки зрения и построения кадра. Освещение.
10

Практический блок
Фотосъемка объектов по выбору.
2.3. Композиция фотокадра.
Теоретический блок
Перспектива и точка съемки. Световое и тональное решение кадра. Объем и
форма. Линейное построение.
Практический блок
Фотосъемка объектов по выбору; горизонтальное, вертикальное построение
кадра.
2.4. Фотовспышка.
Теоретический блок
Особенности фотосъемки с фотовспышкой. Съемка в условиях
искусственного и естественного освещения.
Практический блок
Практика съемки с фотовспышкой.
2.5. Фотосъемка пейзажа.
Теоретический блок
Сюжеты пейзажных съемок. Построение кадра. Освещение. Съемка против
света. Линейное построение снимка. Городской, сельский пейзажи.
Практический блок
Практика съемки пейзажа по теме «Времена года»; творческая фоторабота
«Городской пейзаж».
2.6. Фотосъемка портрета.
Теоретический блок
Индивидуальный и групповой портрет. Освещение. Фон. Съемка портрета на
натуре.
Практический блок
Практика фотосъемки портрета в полевых условиях, путешествиях;
творческая фоторабота «Друзей моих прекрасные черты».
2.7. Семейный фотоальбом.
Теоретический блок
Семейные традиции в фотографиях. Фотосъемка родственников, друзей,
домашних животных. Домашний фото архив.
Практический блок
Фотосъемка объектов по выбору; творческая фоторабота «Моя семья».
Раздел 3. Туризм.
3.1 Организация, подготовка путешествия.
Теоретический блок
Определение цели, разработка маршрута. Комплектование группы,
распределение обязанностей. Краеведческая литература. Походный
фотодневник.
Практический блок
Составление плана подготовки, сметы расходов; составление плана
фотосъемки краеведческих объектов.
11

3.2. Тактика и техника туризма.
Теоретический блок
Движение в походе. Строй, темп, режим. Техника преодоления естественных
препятствий. Страховка и самостраховка. Обеспечение безопасности.
Особенности фотосъемки в пешеходных путешествиях.
Практический блок
Практика фотосъемки в пешеходных путешествиях; практика ведения
записной книжки фотолюбителя.
3.3. Топография. Ориентирование.
Теоретический блок
Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Масштаб.
Компас. Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям
местных предметов. Движение по азимуту.
Практический блок
Практика ориентирования в полевых условиях; работа с картами различного
масштаба, упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на
карте.
3.4. Туристический быт. Гигиена туриста.
Теоретический блок
Туристский бивак. Обустройство стоянки. Установка палатки. Костер: типы,
разведение. Приготовление пищи. Хранение продуктов. Сушка, ремонт
одежды и обуви. Противопожарные меры. Соблюдение правил личной
гигиены. Содержание походной аптечки. Профилактика заболевания.
Лекарственные травы.
Практический блок
Практика фотосъемки туристского быта; практика оказания первой
медицинской помощи в полевых условиях; творческая фоторабота «Костер –
твой друг».
3.5. Туристское снаряжение.
Теоретический блок
Групповое и личное снаряжение. Перечень личного снаряжения для однотрехдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков,
их преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке.
Одежда и обувь для летних и зимних походов. Подготовка личного
снаряжения к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение,
преимущества и недостатки. Костровое оборудование.
Практический блок
Практика укладки рюкзака; практика установки палатки.
3.6. Питание в походе.
Теоретический блок
Смета. Меню. Приобретение продуктов. Походная посуда для приготовления
пищи.
Значение рационально организованного питания в походе для здоровья.
12

Варианты организации питания в однодневном походе
Организация питания в 2-3-дневном походе. Составление меню, списка
продуктов. Фасовка и упаковка продуктов в рюкзаки. Приготовление пищи
на костре. Питьевой режим на маршруте спортивного похода. Природная
кладовая.
Практический блок
Практика составления сметы и меню одно, двух, трехдневных походов;
творческая фоторабота «Природная кладовая».
3.7. Подведение итогов похода.
Теоретический блок
Обсуждение похода, сборов. Обсуждение итогов похода в группе, отчеты
ответственных по должностям.
Составление отчета о походе, иллюстрированной схемы, маршрутной ленты,
подготовка фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Правила учета,
паспортизации, экспонирования и оформления фотоматериалов.
Практический блок
Практика оформления творческих работ, фотолетописи.
Раздел 4. Краеведение.
4.1. Смоленский край.
Теоретический блок
Территория и границы. Рельеф, гидрографическая сеть, климат,
растительный и животный мир. Историко – культурное наследие. Туристско
– краеведческие возможности родного края.
Практический блок
Просмотр коллекции диапозитивов «Экспедиции Гамаюнии»; экскурсии в
музеи города.
4.2. Смоленск – Город-герой.
Теоретический блок
Краткая историческая справка. Памятники истории и культуры. Особенности
фотосъемки краеведческих объектов.
Практический блок
Обзорная пешеходная экскурсия по городу; практика фотосъемки
краеведческих объектов; творческая фоторабота «Мой город».
4.3. Краеведческая работа в походе.
Теоретический блок
Методы краеведческих наблюдений: литературный, картографический,
визуальный, опросный, метод полевых наблюдений, фото фиксация.
Обобщение, систематизация и первичная обработка краеведческого
материала. Ведение дневниковых записей.
Практический блок
Практика оформительской работы.
4.4. Наблюдения в природной среде.
Теоретический блок
13

Метеорологические и фенологические наблюдения. Прогноз погоды по
местным признакам. Оборудование. Способы фиксации результатов
наблюдений.
Практический блок
Практика составления графика температуры; творческая фоторабота
«Состояние природы».
4.5. Национальный парк «Смоленское Поозерье».
Теоретический блок
Географическое положение, природные особенности. Рельеф, реки и озера.
Памятники истории и культуры. Музеи. ДЛР в парке.
Практический блок
Участие в Международной Акции «Марш Парков»; творческая фоторабота
«Сказка озера Сапшо».
4.6. Великие путешественники - земляки.
Теоретический блок
Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов. Обзор научных экспедиций великих
путешественников.
Практический блок
Праздник «День путешественника».
Раздел 5. Детская Лесная Республика.
5.1. Физико-географическая характеристика.
Теоретический блок
Географическое положение. Рельеф. Климат. Растительный и животный мир,
гидрографическая сеть. Общая характеристика туристских возможностей
ДЛР. Заочное путешествие по карте.
Практический блок
Просмотр видеоматериалов, диапозитивов по теме; работа с
картографическим материалом.
5.2. Природные и культурно – исторические особенности.
Теоретический блок
Детская Лесная Республика в системе Национального парка «Смоленское
Поозерье». Памятники природы, истории, археологии. Краеведческие
стоянки. История, обрядовость.
Практический блок
Просмотр видеоматериалов, диапозитивов по теме; песни страны
«Гамаюнии».
5.3. Фольклорно – этнографический маршрут «Сказки русского леса».
Теоретический блок
История создания маршрута. Стоянки, краеведческие объекты. Этапы
прохождения. Обрядовость. Связь народных традиций с природным
окружением.
Практический блок
Просмотр видеофильма «Сказание о стране Гамаюнии»; творческая
фоторабота «Сказки русского леса».
14

5.4. Учебно – познавательный маршрут «Вниз по речке Василевке в сказку
озера Сапшо».
Теоретический блок
История создания. Краеведческие стоянки. Топонимия. Памятники природы
и истории. «Святой колодец».
Н.М. Пржевальский.
Практический блок
Просмотр видеоматериалов по теме; творческая работа «Речка в сказочном
краю».
5.5. История деревни Рибшево.
Теоретический блок
Историко – географический обзор деревни. История колхоза «Память
Ленина». А.Т. Твардовский в д.Рибшево. Краеведческая литература.
Практический блок
Этнографические исследования д.Рибшево; фотосъемка краеведческих
объектов.
5.6. Рибшево в период Великой Отечественной войны.
Теоретический блок
Хроника событий Великой Отечественной войны на территории Детской
Лесной Республики. Подвиг В.И. Суркова – Героя Советского Союза.
Партизанский край. Н.З. Коляда.
Практический блок
Фотосъемка памятных мест, паспортизация объектов; творческая фоторабота
«Дорогами военных лет».
Раздел 6. Народный календарь.
6.1. Годовой цикл народного календаря.
Теоретический блок
Русский земледельческий календарь. Народная культура и духовность.
Времена года. Зимний и летний солнцеворот. Весеннее и осеннее
равноденствие. Фольклорно – этнографические праздники.
Практический блок
Просмотр видеоматериалов по теме.
6.2. Осенний цикл народного календаря.
Теоретический блок
Осень. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Праздники, обряды, традиции,
пословицы, поговорки, загадки, игры.
Практический блок
Фольклорно – этнографические праздники: «Золотая осень», «Черная
курица»; творческая фоторабота «Осенний праздничный калейдоскоп».
6.3. Зимний цикл народного календаря.
Теоретический блок
Зима. Декабрь. Январь. Февраль. Праздники, обряды, традиции, пословицы,
поговорки, загадки, игры.
Практический блок
15

Фольклорно – этнографические праздники: «Колядки», «Рождество»,
«Крещение»; творческая фоторабота «Зимний праздничный калейдоскоп».
6.4. Весенний цикл народного календаря.
Теоретический блок
Весна. Март. Апрель. Май. Праздники, обряды, традиции, пословицы,
поговорки, загадки, игры.
Практический блок
Фольклорно – этнографические праздники: «Масленица», «Сороки»,
«Красная Горка»; творческая фоторабота «Весенний праздничный
калейдоскоп».
6.5. Летний цикл народного календаря.
Теоретический блок
Лето. Июнь. Июль. Август. Праздники, обряды, традиции, пословицы,
поговорки, загадки, игры.
Практический блок
Просмотр диапозитивов, видеоматериалов по теме; творческие работы
«Троицкая березка», «Иван Купала».
Раздел 7. Учебно-тренировочные походы.
7.1. Осенние путешествия.
Теоретический блок
Особенности осенних путешествий. Техника пешеходного туризма.
Сезонные явления в жизни природы. Особенности фотосъемки.
Практический блок
Обучающая программа «Турград»; творческая работа «Осенний фотовзгляд».
7.2. Зимние путешествия.
Теоретический блок
Особенности зимних путешествий. Техника лыжного туризма. Сезонные
явления в жизни природы. Особенности фотосъемки.
Практический блок
Практические наблюдения: лес зимой, следы на снегу, птицы; творческая
работа «Сказки зимнего леса».
7.3. Весенние путешествия.
Теоретический блок
Особенности весенних путешествий. Сезонные явления в жизни природы.
Водные экспедиции турклуба «Гамаюн».
Практический блок
Практические наблюдения: лес, вода весной, птицы; творческая работа
«Весенний фото-взгляд».
Раздел 8. Туристско-краеведческие сборы.
8.1. Осенние туристско-краеведческие сборы.
Практический блок
Промежуточный фотоотчет «Осень – дивная пора».
16

8.2. Зимние туристско – краеведческие сборы.
Практический блок
Промежуточный фотоотчет «Краски зимнего леса».
8.3.Весенние туристско – краеведческие сборы.
Практический блок
Промежуточный фотоотчет «Весна – Красна».
8.4. Летние туристско – краеведческие сборы.
Практический блок
Итоговый фотоотчет «Республика для нас – источник вдохновенья».
Календарный учебный график
№ Месяц
п/п

Тема
занятия

Форма
занятия

сентябрь Детская Лесная
Республика.
Путешествуем с
фотокамерой.
сентябрь Устройство
фотоаппарата.
Фотосъемка.
сентябрь Композиция
фотокадра.
Фотовспышка.
сентябрь Годовой цикл
народного
календаря.
Фотосъёмка
пейзажа.
октябрь Осенний цикл
народного
календаря

Вводное
занятие

6.

октябрь

7.

октябрь

8.

октябрь

9.

октябрь

1.

2.

3.

4.

5.

Кол- Форма контроля
во
часов
2
Беседа.

Беседа

2

Практическая
работа

Беседа

2

Творческая
работа

Творческая
работа

2

Творческая
работа

Праздник

2

Творческая
работа

Фотосъёмка
портрета

Творческая
работа

2

Контрольный
урок

Семейный
фотоальбом
Организация,
подготовка
путешествия
Осенние туркраеведческие

Творческая
работа
Беседа

2

Творческая
работа
Практическая
работа

Турпоход

2

2

Практическая
работа
17

10. ноябрь
11. ноябрь
12. ноябрь
13. ноябрь
14. декабрь
15. декабрь
16. декабрь
17. декабрь

18. январь
19. январь
20. январь
21. февраль
22. февраль
23. февраль
24. февраль
25. март

26. март

сборы
Осенние
путешествия
Тактика и техника
туризма
Топография
Туристический
быт. Гигиена
туриста.
Зимний цикл
народного
календаря.
Туристическое
снаряжение
Зимние
путешествия

Турпоход

2

Практическая 2
работа
Практическая 2
работа
Беседа
2

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Праздник

2

Творческая
работа

Беседа

2

Праздник

2

Практическая
работа
Практическая
работа

Подведение итогов
похода.
Фотосъёмка
пейзажа.
Зимние туркраеведческие
сборы.
Смоленский край
Смоленск – городгерой
Смоленск – городгерой
Краеведческая
работа в походе

Творческая
работа

2

Практическая
работа

Турпоход

2

Беседа
Беседа

2
2

Зачёт.
Промежуточная
аттестация
Устный опрос
Устный опрос

Экскурсия

2

Творческая
работа

2

Наблюдения в
природной среде.
ДЛР. Физикогеографическая
характеристика
Природные и
культурноисторические
особенности ДЛР.
Весенний цикл
народного
календаря

Творческая
работа
Беседа

2
2

Практическая
работа
Устный опрос

Беседа

2

Устный опрос

Праздник

2

Творческая
работа

Практическая
работа
Самостоятельная
работа

18

27. март

Весенние туркраеведческие
сборы.
Весенние
путешествия.
Питание в походе.
НП «Смоленское
Поозерье».
Великие
путешественникиземляки.

Турпоход

2

Зачёт

Беседа

2

Практическая
работа

Беседа

2

Самостоятельная
работа

30. апрель

Фольклорноэтнографический
маршрут «Сказки
русского леса».

Экскурсия

2

Творческая
работа

31. апрель

Маршрут «Вниз по
речке Василевке в
сказку озера
Сапшо».
История деревни
Рибшево.
Рибшево в период
ВОВ.
Фотосъёмка
пейзажа.
Летний цикл
народного
календаря.

Творческая
работа

2

Творческая
работа

Беседа

2

Беседа

2

Самостоятельная
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Защита
творческих
работ

28. март
29. апрель

32. апрель
33. май
34. май
35. май

36. май

Практическая 2
работа
Беседа
2

Летние туристско – Соревнования 2
краеведческие
сборы.

Итоговая
аттестация.

19

Методическое обеспечение Программы
В реализации дополнительной общеобразовательной программы
используются следующие педагогические технологии и методы обучения и
воспитания
Технологии:
- личностно-ориентированного обучения
- социально-адаптирующие
- сотрудничества
- информационно-коммуникативные
- дистанционно-образовательные
- игровые
- развивающего обучения
- проектной деятельности
- групповые
- здоровьесберегающие
Методы:
-наглядный
- словесные
- практические
-проблемно-поисковые
- объяснительно-иллюстративные
- дифференцированного подхода
- репродуктивный исследовательский
- самореализации
- самоуправления
- проверки и оценки знаний, умений, навыков

Дидактические материалы:
- планы-конспекты занятий
- тематические электронные презентации
- картографические материалы
- учебные плакаты
- тематические видеофильмы
- музейные экспонаты
- набор группового туристического снаряжения
- походная аптечка

20

Условия реализации программы
Материально-техническая база реализации программы: наличие учебного
помещения, специального оборудования, технических средств; необходимого
туристического снаряжения и инвентаря для организации занятий по
пешеходному, лыжному, водному туризму.
Для осуществления учебного процесса используются музейные коллекции и
дидактические материалы туристско-краеведческого клуба «Гамаюн»;
архивные материалы.
Для проведения полевых туристско-краеведческих мероприятий: сборов,
слетов, походов - наличие особой природной территории «Детская Лесная
Республика».
Техническое оснащение занятий
1. Фотокамера цифровая
2. Штативы для фотоаппаратуры
3. Компьютер
4. Принтер
5. Сканер
6. Проектор
7. Экран демонстрационный
8. Музыкальный центр
9. Курвиметр
10. Компас жидкостный
11. Секундомер электронный
12. Бинокль туристский
13. Термометр наружный
14. Термометр водный
15. Палатки туристические
16.Лыжи туристические
17.Байдарка.
18.Набор посуды для приготовления пищи
19.Набор аптечки медицинской в упаковке
20. Тонометр
Формы контроля образовательной деятельности
Освоение дополнительной общеобразовательной программы «Фотографыкраеведы» сопровождается проведение вводного, текущего, промежуточного
и итогового контроля, который проводится в соответствии с программой
«Мониторинг качества образовательного процесса ДТДМ».
Оценочные материалы:
Таблица «Результативность учебного процесса»
21

№
п/п

Фамилия
Имя

I полугодие
Теория

Практика

II полугодие
Теория

Практика

Средний балл за
½ полугодие
Средний балл за
год
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года
Форма контроля – зачёт

Таблица «Промежуточный контроль ЗУН»
№
п/п

Фамилия
Имя

Практические
навыки

Теоретические
знания

Мотивация

Воспитанность

Количество
баллов

(оценивание проводится по 5-бальной шкале)

Таблица «Личностные результаты обучающихся»
№

Фамилия Показатели
Имя
Само Моти
оцен вация
ка

п/п

Количество
Морально- Направленность
этическое
личности
оценивание

Творческое
мышление

баллов/уро
вень

Таблица «Промежуточная аттестация обучающихся»
№
п/п

ФИО

знания о
технике
туризма

знания о
фотографии

знания о
народном
календаре

умение
укладывать
рюкзак

умение
устанав
ливать
палатку

Навык
оформле
ния
творческих
работ

кол.
баллов
уровень

Система оценки по каждому из 7 показателей от 1до 3 баллов
Уровни:
Высокий 21-16 баллов
Средний 15-11 баллов
Низкий
10-7 баллов

Таблица «Итоговая аттестация обучающихся»
22

№

Фамилия
Имя
Отчество

п/п

Теоретическая Практическая Итоговый
подготовка
подготовка
балл

Уровень
освоения
программы

Высокий уровень 10-9баллов
Средний уровень 8-7баллов
Низкий уровень от 6баллов

Таблица «Диагностика личностных качеств»
Наименование личностного
результата

Самооценка

Мотивация.

Нравственно-этическая
ориентация

Название, автор (при наличии)
диагностической методики.
Показатели, по которым отслеживалась
эффективность деятельности.
Уровни, единица измерения (баллы/%)
Методика Г.Н. Казанцевой «Самооценка
личности» (опросник из 20 вопросов с
вариантами
ответов
«да»/«нет»).
Выявляет три уровня самооценки:
1.
Низкая самооценка
2.
Адекватная самооценка
3.
Высокая самооценка
Мотивация учения и эмоционального
отношения к учению - адаптированная
методика Н.Г. Лускановой (анкета из 10
вопросов
с
разными
вариантами
ответов). Выявляет 5 уровней учебной
мотивации:
1. Высокий уровень мотивации, учебной
активности.
2. Хорошая учебная мотивация.
3. Положительное отношение к занятиям
в объединении, но занятия привлекают
больше внеучебными сторонами.
4. Низкая учебная мотивация.
5.Негативное отношение к занятиям
Методика
выявления
уровня
нравственно-этической
ориентации
Лейчуг Л.И. (наблюдение). Критерии
нравственно-этической
ориентации:
отношение к учебе, к труду, к здоровью,
к социальной активности, отношение к

Результаты
стартовой
диагностики

Результаты
итоговой
диагностики

23

другим, творчеству, культуре. Уровни
нравственно-этической
ориентации
определяются по общей сумме баллов по
всем критериям:
1.Высокий уровень
2. Средний уровень
3. Низкий уровень

Список литературы
Раздел «Фотография»
1.
2.
3.
4.

Дейвид Д.Буш. Цифровая фотография, 2007.
Волгин А.Г. Учимся фотографировать. – М.: Просвещение, 1992.
Карпин А. Фотография для начинающих. – М.: Самиздат, 2012.
Wayne. Десять техник создания восхитительных портретов. –
М.: Самиздат, 2012.

Раздел «Туризм»
5.
6.

Константинов Ю.С., Персик Л.И., Куликов В.М., Ротштейн Л.М.
Словарь юного туриста-краеведа. – М.: АНО «ЦНПРО», 2014.
Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. – М.:
Профиздат, 1988.

Раздел «Краеведение»
7.
8.
9.

Агинская Е.Н. История Смоленска. – Смоленск: Высшая школа,
2013.
Шкаликов В.А. Особо охраняемые природные территории
Смоленской области. - Смоленск: Универсум, 2005.
Суханова В.А. Памятные места Смоленщины. – Смоленск:
Русич, 2002.

Раздел «Детская Лесная Республика»
10.
11.

Сухорукова Е. Смоленск. История и культура края. – Смоленск:
Кантилена, 2012.
Богданов Е.В. Вокруг Поозерья. – Смоленск: Универсум, 2007.
24

Раздел «Народный календарь»
12.
13.

Коринфский А.А. Народная Русь. – Смоленск: Русич, 1995.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда,
1989.

Интернет – ресурсы
Список источников для обучающихся
Раздел «Фотография»
1. Карпин А. Фотография для начинающих. – М.: Самиздат, 2012.
2. Майкл Лэнгфорд. Фотография шаг за шагом. – М.: Планета, 1989.
3. Тудоси Г. Краткий курс фотографии для начинающих. Съемка в
путешествии. - М.: Интернет, 2009.
4. Эвоян Е. Фотография для начинающих. – М.: Самиздат, 2012.
Раздел «Туризм»
3. Константинов Ю.С., Персик Л.И., Куликов В.М., Ротштейн Л.М.

Словарь юного туриста-краеведа. – М.: АНО «ЦНПРО», 2014.
4. Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. – М.:
Профиздат, 1988.
5. Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. - М.: Эксмопресс, 2000.
Раздел «Краеведение»
6. Агинская Е.Н. История Смоленска. – Смоленск: Высшая школа, 2013.
7. Кравликс Н.Н., Жизнь и путешествия Петра Кузьмича Козлова –
Смоленск: Полиграмма, 2006.
8. Сухорукова Е., Альбом. Смоленск. История и культура края. –
Смоленск: Кантилена, 2012.
9. Прыткова Т., Была война в родном краю. Документальнопублицистский сборник – Смоленск 2015.
10. Путеводитель Национальный парк «Смоленское Поозерье». Смоленск ООО «Идея», 2021.
11. Суханова В.А. Памятные места Смоленщины. – Смоленск:
Русич, 2002.
12. Шкаликов В.А. Особые охраняемые природные территории
25

Смоленской области. – ООО «Универсум», 2005.
Раздел «Детская Лесная Республика»
11. Гавриленков В.М. На земле Демидовской. – Смоленск: Смядынь,
1994.
12. Новиков А.С. Тайны тихого леса. – Смоленск: Смядынь, 1993.
Раздел «Народный календарь»
13. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда,
1989.
14. Науменко Г.М. Народные праздники. – М.: Центрполиграф, 2001.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».