1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорим и поем по-английски на «5» является программой социальногуманитарной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». Актуальность. Анализ ситуации, сложившейся в системе дополнительного образования детей в Российской Федерации, свидетельствует об актуальности программы «Говорим и поем по-английски», которая заключается в ее соответствии идее модернизации программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в МБУ ДО «ДТДМ» г. Смоленска. В XXI веке дополнительное образование детей и молодежи приобретает все более важное значение, способствуя развитию творческого потенциала и самореализации личности. Модернизация программно-методического 2 обеспечения учебно-воспитательного процесса становится важным условием успешного функционирования системы дополнительного образования России. Именно насущная потребность современного общества в творческой личности и потребность детей в самосовершенствовании обусловила создание данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Необходимость разработки программы «Говорим и поем по-английски» была также продиктована практическим отсутствием программ с элементами интегрирования для обучения английскому языку с параллельным знакомством с детским музыкальным фольклором англоязычных стран в учреждениях дополнительного образования. Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Обучающиеся могут применить полученные знания и умения на практике, в общении с носителями языка, в семейных путешествиях. Данная программа способствует развитию мотивации детей к изучению английского языка, к познанию и творчеству. Отличительная особенность программы. «Говорим и поем по-английски» заключается в параллельном обучении устно-речевому общению и знакомству с музыкальным фольклором англоязычных стран. Программа учитывает желание и потребность современных детей не только учиться говорить поанглийски, но и исполнять английские песни. Новизна. Программа интегрированного характера развивает новый музыкально-лингвистический вид творческой деятельности. Она направлена на приобретение навыков, способствующих творческой самореализации, успешной социализации и адаптации детей к изменяющимся условиям жизни. Адресат. Для реализации программы необходим коллектив обучающихся (не менее 10 человек) в возрасте 6-12 лет. Английский клуб «Говорим и поем по-английски». Доступность реализации программы для различных категорий детей. Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов (при наличии зрения и слуха). Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии. Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня. Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования. Срок реализации: 1год. Объём программы: 72 часа или 144 часа в год (в зависимости от уровня подготовки обучающихся). Форма обучения: очная. В программе предусмотрены теоретическая и практическая части, но приоритетной является практическая. Программа 3 реализуется в системе групповых учебных занятий и индивидуальной работы с обучающимися. Индивидуальная работа заключается в помощи обучающимся, пропустившим занятия по болезни, в помощи при работе над индивидуальным проектом, в подготовке к образовательным конкурсам, в разучивании стихов и песен для уроков-праздников. Виды занятий. Курс обучения предполагает следующие виды занятий: вводное обучающее занятие, занятие–закрепление, обобщающее занятие, урокпраздник, литературно-лингвистический утренник, образовательные конкурсы, контрольные занятия, урок-защита проекта «Чтоб не прервалась связь времен. Мое семейное древо», итоговое занятие, индивидуальная работа. Цель программы. Развитие и реализация творческих способностей детей в процессе формирования коммуникативной компетенции в устно-речевой англоязычной деятельности и формирования элементарных вокальных навыков исполнения произведений детского музыкального фольклора англоязычных стран. Задачи программы. Обучающие: формировать адекватное произношение английских фонем (звуков), познакомить с интонированием английских фраз;– формировать умение общаться на английском языке в устной форме (аудирование и говорение), познакомить с детским музыкальным фольклором англоязычных стран. Развивающие: развивать мотивацию к овладению английским языком, способствовать развитию индивидуальных способностей каждого члена коллектива, развивать речевые, познавательные и творческие способности детей средствами английского и родного языков. Воспитывающие: содействовать формированию положительных высоконравственных личностных качеств обучающихся, культуры поведения; уважения и любви к родной стране, интереса к семейным ценностям, к культуре и традициям народов России и англоязычных стран. При разработке программы учитывались основные принципы здоровьесбережения детей, которые отражены в следующих задачах: применять профилактику умственного перенапряжения путем смены деятельности, создавать атмосферу психологического комфорта, использовать физкультминутки. Планируемые результаты обучающихся Личностные: формирование позитивного отношения к изучению английского языка, развитие творческих способностей, культуры поведения, ответственности, дисциплинированности, трудолюбия, познавательной активности. Метапредметные: умение определять цели и задачи учебной деятельности, определять последовательность действий. развитие умения взаимодействовать с окружающими; расширение общего, лингвистического и музыкального кругозора; формирование мотивации к изучению иностранного языка и детского музыкального фольклора. 4 Предметные: теоретические знания об элементарных нормах английского языка. Практические умения находить, сравнивать и воспроизводить такие языковые единицы, как звук, слово, фраза, адекватно произносить английские звуки, соблюдая нормы их произношения. Овладение элементарной коммуникативной компетенцией в коммуникативной сфере, т. е. во владении английским языком как средством общения. Обучающиеся научатся понимать на слух речь педагога и сверстников при непосредственном общении и реагировать на услышанное, участвовать в элементарных диалогах; воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора, петь песни. Условия реализации программы: Для занятий должно быть отведено постоянное помещение, точно определенные дни и часы занятий, должен вестись учет посещаемости и журнал термометрии. Для занятий нужно иметь в учебном кабинете фортепиано и гитару, аудиовизуальную технику и компьютер. Формы аттестации/контроля. Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы и педагогического наблюдения. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после изучения разделов/тем. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, анализа выполнения творческих работ. Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы проведения: практическое задание, выставки. Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме выполнения практического задания, выставки или показа портфолио, создания иллюстраций к художественным произведениям. Формы аттестации/контроля: Опрос, зачёт, контрольный урок, урок с элементами театрализации, тестирование, самостоятельная работа, защита проекта, творческий отчёт. Оценочные материалы: Таблицы: «Результативность учебного процесса» «Вводный контроль ЗУН»; «Промежуточный контроль»; «Личностные результаты обучающихся». Диагностические материалы: «Мониторинг качества образовательного процесса личностных качеств обучающихся», «Мониторинговая карта определения метапредметных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ». 5 Учебный план Количество часов № п/п 1 Тема всего Формы аттестаци практ и/контрол теория ика я Знакомство. 16 2 8 Почта. 16 3 8 8 8 Праздники 16 5 8 Города и страны. 16 4 8 8 8 Старинный семейный альбом 16 8 8 Устный опрос. Контрольное занятие. Устный опрос. Контрольное занятие. Игра: «Вам посылка! Распишитесь в получении» Опрос. Конкурс устных сочинений «Я люблю Смоленск» Опрос. Игра «Чей подарок лучше?» Опрос. Защита проекта «Чтоб не прервалась связь времен. Мое 6 семейное древо». У нас гости 6 7 16 8 8 16 8 8 16 8 8 16 6 Опрос. Конкурс на лучшее испол10 нение англ. стихов и песен. 144 70 74 Сказки и истории 8 Покупки. 9 Давайте говорить поанглийски! Let’s speak English! Итого Опрос. Игра «Поиски сладких сокровищ» Опрос. Устное сочинение «Моя любимая сказка» Устный опрос. Контрольное занятие. Содержание учебного плана Тема 1. Знакомство. Теория. Знакомимся с содержанием обучения по данной программе. В нее вошли знания, умения и навыки, необходимые для общения, для описания жизни, быта людей в родной стране и в стране изучаемого языка, для участия в праздниках. Знакомство с произношением английских фонем (звуков). Два основных вида интонирования английских фраз. Введение лексических единиц (ЛЕ) и речевых образцов (РО) по теме 1: «Знакомство». Знакомство с главными секретами чтения. Знакомство с англоязычным музыкальным фольклором, песни: «Привет», «Хлопаем в ладоши». 7 Практика. Использование знаний, умений и навыков (ЗУН) устно-речевого общения по данной теме. Решение коммуникативных задач. Умение: поздороваться, ответить на приветствие, попрощаться, представиться, познакомиться, рассказать о том, что лежит в портфеле, мешочке, поблагодарить. Исполнение песен: «Hello!, «Clap your hands!» Тема 2. Почта. Теория. Знание фонетического материала: учимся различать произношение гласной «о» в словах: postman, postcard, poster, envelope --- box, long, stop, office. Расширяем словарный запас. Лексические единицы: address, letter, postcard, paper, stamp, envelope, letterbox, post office, postman, poster, question, favourite, wonderful, form, to write, to write back, to get, to send, to mail, to post, to ask, to buy, to think. Речевые модели: глаголы в настоящем простом времени в 3 лице, ед числа: she gets a letter, opens the envelope, reads a letter, writes a letter, writes an address on the envelope, posts a letter, sends a letter. What can you buy at the post office? What can you do at the post office? I think I can buy ... at the post office. I can send a letter at the post office. Новая песня: “I like to get letters”. Практика. Навыки ведения микродиалогов по теме; понимания и употребления грамматического материала: глаголов в простом настоящем времени. Игра «Вам посылка!» Тема 3. Города и страны. Знания фонетического материала: интонации специальных вопросов. Вопросительные слова. Лексические единицы: Great Britain, England, the USA, America, Russia, the Russian Federation, Canada, India, Australia, London, Oxford, Cambridge, New York, Washington, Boston, Moscow, Pushkin Street, Red Square, Broadway, Wall Street, flag, banner, hymn, symbol, name, surname, postcode, house number, flat, town, city, capital, bridge, country, question, favourite, wonderful, form, to answer. Речевые модели Where are you from? Where do you come from? Where does he/she live? Who lives in the house / in the flat / on the farm / in the wood / in the Zoo? What is your address? What is your telephone number? I am/come from Russia. I live in Smolensk. My telephone number is three-eight- three- threethree- nine. Практика: Поем песню: “I like Russia. It’s my native land”. Коммуникативные умения: спросить собеседника, из какой он страны, его адрес и номер телефона. Навыки ведения микродиалогов по теме; понимания и употребления грамматического материала: существительные в притяжательном падеже. I know my friend’s address. Тема 4. Праздники. Теория. Произношение синтагм (слитных смысловых отрезков предложения), их интонирование. Решение коммуникативных задач; умение: поздравить и ответить на поздравление. Введение лексических единиц: 8 цвета и оттенки: white, black, blue, green, red, brown, yellow, orange, light, dark. Суффикс – ish. Лесика: sing, dance, skate, ski, wish, play hockey, count; many; few, a book, a flower, sweets. Формулы речевого этикета: Happy Birthday! Happy New Year! Thank you. You are welcome. Вопросы What is it? What colour is your book? Практика. Навыки понимания и употребления лексических единиц по теме проверяем составлением микро-диалогов. Знание песен: 1.Happy Birthday to you! 2. Rainbow. 3. Happy Holiday to you! Исполнение песен: «The ABC song», «About letters». Тема 5. Старинный семейный альбом Теория. Лексика и речевые образцы по теме: «Cемья: старинный семейный альбом». Вопросительные предложения. Понятия и порядок работы по проекту «Мое семейное древо». Решение коммуникативных задач. Умение: рассказать о своей семье по рисунку-схеме «Мое семейное древо». Практика. В микро-диалогах тренируем навыки понимания и употребления лексических единиц: mother, mummy, father, daddy, sister, brother, siblings, grandmother, granny, grandfather, grandpa, son, daughter, cousin, aunt, uncle, parents, grandparents, kind, clever, strong, old, young, this, these, they и речевых образцов: Have you got a sister? Yes, I have. No, I have not = haven’t. Знание песни: “My Family”. Тема 6. У нас гости. Теория. Речевой этикет: правила приема гостей. Множественное число существительных. Простое настоящее время английского глагола. Решение коммуникативных задач. Умение: рассказать о том, что вы любите, спросить, что любят ваши гости, предложить, принять/ не принять угощение. Практика. ЗУН устно-речевого общения тренируем и проверяем в игровой форме. Навыки понимания и употребления - лексических единиц: eat, drink, tea, cake, coffee, soup, porridge, potato, an apple, a lemon, ice-cream, jam, fish, meat, banana, fruit, bread, butter, water, carrots, a day; tasty, sweet; every; речевых образцов: Do you like a cake? What do you like? Знание песни: «I eat soup еvery day». Песня про пудинг на английском и русском языках. Тема 7. Сказки и истории Теория. Знание: фонетической разминки: Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise. Лексических единиц: afternoon, noon, day, morning, evening, night, usually, always, never, sometimes, yesterday, week, year, month, library, to read books / short stories / fairy –tales, to watch TV, to see films. Речевых моделей: once upon a time, long-long ago, there lived. I like to read short stories and fairy–tales. I know a lot of them. Last January, last February, last March, last April, last May, last June, last July, last August, last September, last October, last November, last December. Практика. Знание песен: “I know a story”, “ Five little frogs”, “We Wish You a Merry Christmas”. Навыки ведения микро-диалогов по теме; понимания и употребления грамматического материала: глаголов в простом прошедшем времени. 9 Тема 8. Покупки. Теория. Знание практической грамматики: артикли, модальные глаголы, глаголы дурации (продолженности), настоящее, прошедшее и будущее неопределенное (простое) время глагола, числительные (1-1000). Знание лексических единиц: blouse, boots, cap, coat, dress, jacket, jeans, mittens, sweater, trainers, T-shirt, shoes, trousers, clothes, raincoat, to buy, to dress oneself, to look at, to look like, to put on, to try on, to have on, to do shopping, to go shopping, to pay, to take change, to show, size, a lot of, many, much. Речевых моделей: Can I help you? Does it suit me? How much are they? How much is it? Практика. Исполнение песен: “My new jacket”, “Our shop”. Коммуникативные умения: рассказать, какие покупки вы сделали вчера, узнать, что купил вчера собеседник. Навыки ведения микродиалогов по теме; понимания и употребления грамматического материала: употребления во множественном числе существительных jeans trousers. Тема 9. Давайте говорить по-английски! Let’s speak English! Теория. Правила употребления слов: сто, сотня, сотни, тысяча, тысячи. Введение и повторение лексики и речевых образцов по тематике: «Я люблю английский язык, я люблю петь» (работа по карточкам). Знание практической грамматики на основе речевых моделей: личные, притяжательные, неопределенные, отрицательные местоимения, конструкция наличности, модальные глаголы, понятие о простых и сложных предложениях, общие и специальные вопросы. Образовательный конкурс на лучшее исполнение английских стихов и песен. Песни: «Часы», «Где ты живешь?», «Мышонок, беги домой!», «Кукушка» на английском языке. Практика. В игровой форме проверяются навыки понимания и употребления лексических единиц: summer, house, lamp, telephone, TV-set, pen, pencil, floor, window, ceiling, door, city, town, street, garden, farm, wood, forest, sun, river, lake, sea, rain, water, again, England, English; Russia, Russian, high, low, tall, small; sun, river, rain, water, речевых моделей: in the house, in the wood, in the river, on the farm. What is this? What is that? What are these? What are those? What do you see? I see a garden. Знание практической грамматики на основе речевых моделей: личные, притяжательные, неопределенные, отрицательные местоимения, конструкция наличности, модальные глаголы, понятие о простых и сложных предложениях, общие и специальные вопросы 10 № п/п Календарный учебный график Месяц Тема занятия Форма Количество Форма занятия часов контроля Сентябрь Знакомство. Вводная Устный опрос. 16 беседа. Контрольное Вводное занятие обучающее занятие, занятие– закрепление обобщающее занятие. Октябрь Ноябрь Почта. Города и страны. Декабрь Праздники. Январь Старинный семейный альбом Февраль У нас гости Обучающее занятие, занятие– закрепление, урокпраздник. Вводное обучающее занятие, занятие– закрепление, урокпраздник. Вводное обучающее занятие, занятие– закрепление урокпраздник. Вводное обучающее занятие, занятие– закрепление, урокпраздник. Вводное обучающее занятие, занятие– 16 Устный опрос. Контрольное занятие 16 Устный опрос. Контрольный урок. 16 Устный опрос. Контрольное занятие Урок с элементами театрализации. 16 Опрос. Урокзащита проекта «Чтоб не прервалась связь времен. Мое семейное древо», 16 Устный опрос. Контрольное занятие 11 Март Сказки и истории. Апрель Покупки Май Let’s Speak English! закрепление, урокпраздник. Вводное обучающее занятие, занятие– закрепление, урокпраздник. Вводное обучающее занятие, занятие– закрепление, урокпраздник. Обучающее занятие, занятие– закрепление, урокпраздник, итоговое занятие. 16 Опрос. Устное сочинение. Моя любимая сказка. 16 Устный опрос. Контрольное занятие 16 Устный опрос. Контрольное занятие Образовательный творческий конкурс, Методическое обеспечение Дидактический материал, наглядные пособия. 1. Кулинич Г.Г. «Английский язык. 2 класс. Дидактические материалы», 2016. Пособие представляет собой сборник разноуровневых заданий для проведения самостоятельных проверочных работ по английскому языку во 2 классе начальной школы. Разработано по учебнику М.З. Биболетовой и др. “Enjoy English”. 2. Творческие задания межкультурной образовательной антологии «АНГЛО– РУССКАЯ КНИГА РОЖДЕСТВА» Автор–составитель Наталья Кулакова (Салухова). Оксфорд – Смоленск, 2013. 2-е издание 2018. 3. Биболетова М.3. Английский язык: книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием / Enjoy English для 2 класса общеобразовательного учреждения.- Обнинск: Титул, 2012 год 12 4. Биболетова М.3. Английский язык: книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием / Enjoy English для 3 класса общеобразовательного учреждения.- Обнинск: Титул, 2012 год 5. Аудиокассеты и диски. Мультимедийные средства обучения: CD : Биболетова М.3. Английский язык: аудио приложение CD-МP3 к учебнику Английский с удовольствием / Enjoy English для 2 класса общеобразовательного учреждения, - Обнинск: Титул, 2012. Тематические DVD-video материалы. 6. Фотографии «Достопримечательности англоязычных стран» 7. Алфавит (настенная таблица). 8. Таблица буквосочетаний. 9. Транскрипционные знаки (таблица) 10. Географическая карта стран изучаемого языка. 11. Набор тематических картинок. 12. Игры и игрушки: куклы, мягкие игрушки, мячи и др, настольные игры на английском языке (лото на 4 языках и др.). Использование методик и технологий обучения и воспитания - коммуникативно-деятельностный подход, - личностно-ориентированный подход, - коммуникативная технология развития личности обучаемого в межъязыковом и межкультурном плане, - функциональное обучение иностранному языку в единстве с культурой его носителя, - игровая технология (языковые, ролевые, коммуникативные, подвижные игры, а также традиционные игры страны изучаемого языка), - метод проекта, - сопоставительное изучение отечественного и иноязычного детского музыкального фольклора, - методика «Синквейн», - методика «Коллажирование», 13 4. Список литературы Литература для педагога 1. Примерные программы по учебным предметам: Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011 г. – (Стандарты второго поколения) 2.«Организация обучения иностранному языку и профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях модернизации содержания образования» В.В.Копылова, главный специалист Департамента общего образования МО РФ, Г.И.Воронина, зав. кафедрой иностранных языков АПК и ПРО. Иностранные языки в школе №1, 2003. 3.Биболетова М.3., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык. Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 2 класса общеобразовательного учреждения.- Обнинск: Титул, 2012 год 4. Биболетова М.3. Английский язык: книга для учителя к учебнику Английский с удовольствием / Enjoy English для 2 класса общеобразовательного учреждения.- Обнинск: Титул, 2012 год 5.Учебно-методический журнал «Английский язык в школе» № 2 (14) 2006, учредитель издательство «Титул», Калужская обл., г. Обнинск. 6. Межкультурная образовательная антология «АНГЛО–РУССКАЯ КНИГА РОЖДЕСТВА» Автор–составитель Наталья Кулакова (Салухова) Оксфорд – Смоленск 2013. 2-е издание 2018. 400 страниц с илл. 7. Интернет – ресурсы сайта www.englishteachers.ru – с дополнительной информацией к линии УМК “Enjoy English» под редакцией М.З.Биболетовой. 8. Электронный научный журнал для учителей английского языка The Internet TESL Journal (e-mail http:// www/aitech.acjpliteslj/links/ Раздел: Программное обеспечение и планы уроков. 9. Двуязычные словари. 10. Шишкова, И.А. Английский для малышей 4-6 лет [Текст]: руководство для преподавателей и родителей / Под ред. Н.А. Бонк. - М.: ООО «Издательство «Росмэн – Пресс», 2004. – 192 с. 11 Сорока, О. Определяем уровень овладения языком [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://solnet.ee Литература для обучающихся 1.Биболетова М.3., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык. Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 2 класса общеобразовательного учреждения.- Обнинск: Титул, 2018 год. 2. Биболетова М.3. Английский язык: рабочая тетрадь к учебнику Английский с удовольствием/ Enjoy English для 2 класса общеобразовательного учреждения.- Обнинск: Титул, 2018 год Двуязычные словари. 14 3. Биболетова М.3., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык. Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 3 класса общеобразовательного учреждения.- Обнинск: Титул, 2016 год. 4. Биболетова М.3. Английский язык: рабочая тетрадь к учебнику Английский с удовольствием/ Enjoy English для 3 класса общеобразовательного учреждения.- Обнинск: Титул, 2016 год 5. Межкультурная образовательная антология «АНГЛО–РУССКАЯ КНИГА РОЖДЕСТВА» Автор–составитель Наталья Кулакова (Салухова). Оксфорд – Смоленск, 2013. 2-е издание 2018. 6. Двуязычные словари. 7. Мультимедийные средства обучения: CD : Биболетова М.3. Английский язык: аудио приложение CD-МP3 к учебнику Английский с удовольствием / Enjoy English для 2 класса, - Обнинск: Титул, 2012. 15