1 Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Радуга танца» имеет художественную направленность. Данная программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фз от 29.12.2012) Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р) Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г.№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» Приказ Минпросвещения России от 19.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» Актуальность программы Танец- вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмических, пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композициях. Танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармоничного взаимодействия с ним. Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам обучающихся и родителей, соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует: 2 Созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации Удовлетворению индивидуальных потребностей в художественноэстетическом, нравственном развитии В последнее время заметна тенденция возросшего интереса к танцевальной культуре. Любое культурно-массовое мероприятие не обходится без танцевально-хореографических коллективов. Красочные танцевальные композиции уместны в мероприятиях любого формата. Движения и музыка, одновременно влияя на детей, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность. Танец - вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмических, пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, её эмоционально-образное содержание находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композициях. Танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармоничного взаимодействия с ним. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа. Это принцип взаимосвязи обучения и развития, принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей. Педагогическая целесообразность обусловлена возможностью художественного образования, использованием познавательных и воспитательных возможностей хореографических знаний, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность. Систематическая работа над музыкальностью, координацией помогает обучающимся понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцами, но и в повседневной жизни. 3 Новизна программы. Отличительной особенностью программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта. Данная программа направлена на поэтапное разучивание танцев классической и народной хореографии, направлена на подготовку концертного репертуара коллектива, реализацию творческих замыслов педагогов и адаптацию обучающихся к репетиционной и постановочной работе. Важной отличительной особенностью программы является то, что дети начинают выступать перед зрителями уже с первого года обучения. Это развивает опыт сценической практики, закаляет морально, повышает самооценку и развивает мотивацию к обучению. Занятия направлены не столько на профессиональное обучение танцевальному искусству, сколько на раскрепощение детей, на стимулирование интереса к классическому искусству и к творческой деятельности. Программа имеет ряд отличительных особенностей и адаптирована для детей, имеющих разные стартовые способности для занятий классическим танцем в системе дополнительного образования. Существенно изменены сроки и объем изучаемого материала, принципы составления учебных заданий и формирования концертного репертуара. Адресат программы Программа «Радуга танца» предназначена для обучающихся 7- 18 лет. Набор в объединение осуществляется по заявлению родителей, по результатам предварительного просмотра. Принимаются физически здоровые дети, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям хореографией, имеющие склонность к танцевальной деятельности. Наполняемость групп 10-12 человек. 4 Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся Данная программа «Молодой балет» доступна для реализации всех категорий обучающихся, кроме детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Объем программы Продолжительность занятий по программе - 2 академических часа в неделю, что составляет 72 часа в год. Формы организации образовательного процесса Данная дополнительная общеобразовательная программа «Радуга танца» реализуется на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Смоленска. Образовательный процесс осуществляется в очной форме. Виды занятий Формы организации учебной деятельности: учебные и практические занятия. Практические занятия проходят в группах. Основные виды занятий: Практическое занятие Репетиция Игра Концерт Конкурс Мастер-класс Срок освоения программы составляет 3 года. Режим занятий Периодичность занятий по программе один раза в неделю. Занятия для учащихся 7 лет проводятся из расчета 1 академический час – 30 минут; 8-18 лет из расчета 1 академический час – 45 минут. При проведении 2х часовых занятий обязательны перемены, продолжительностью не менее 5 минут. 5 Цели и задачи программы Цель – формирование творческой, инициативной и целеустремленной личности в процессе обучения хореографии Задачи программы: Обучающие: -обучать основам хореографии, ее пластически-образной природе, взаимосвязи с другими видами искусства; -обучать практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой, танцевальной и исполнительской деятельности. Развивающие: -развивать у учащихся выразительность исполнения и формировать художественно-образное восприятие и мышление; -развивать нравственно-эстетические, духовные и физические качества личности; -развивать личность учащегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии; -развивать психофизические качества, способствующие успешной самореализации. Воспитательные: воспитывать уважение к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; воспитывать культуру общения учащихся 6 Планируемые результаты освоения программы Результаты освоения программы 1 года обучения Предметные результаты: - знать названия и правила исполнения освоенных танцевальных элементов -знать комбинации классического экзерсиса -понимать специальную хореографическую терминологию -знать детские танцы «Вару-вару», «Берлинская полька», «Па-де-грас» -знать правила культуры поведения нам сценической площадке -уметь самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки -уметь технически точно и выразительно исполнять изученные танцевальные композиции -владеть импровизационными навыками Метапредметные результаты: - определяют цель занятия вместе с педагогом - сравнивают между собой музыкальные произведения различные по характеру - умеют вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении - высказывают свое впечатление о музыкальном произведении -выполняют различные роли в группе (исполнителя, слушателя, лидера, помощника педагога) Личностные результаты: - выработана мотивация к занятиям хореографией - способны управлять своим поведением и эмоциями на занятиях, во время концерта, на конкурсах и в других ситуациях - развиты эстетические чувства, доброжелательность, эмоциональнонравственная отзывчивость - проявляют упорство, трудолюбие, ответственность в работе 7 Результаты освоения программы 2 года обучения Предметные результаты: -понимать специальную хореографическую терминологию -знать историко-бытовые танцы -знать краткие сведения об истории развития балета -знать правила культуры поведения нам сценической площадке -уметь различать музыкальные темпы -уметь выполнять элементы историко-бытовых танцев «Вальс», «Полонез», «Русский лирический» -уметь выполнять задания на импровизацию -уметь выразительно и технично исполнять разученные танцы (« Метапредметные результаты: - овладели сведениями о сущности и особенностях искусства классического танца - умеют оценивать правильность выполнения комбинаций классического танца - умеют сравнивать и классифицировать движения - способны выбрать наилучшие способы достижения цели -умеют полно передавать партнеру информацию, договариваться о совместной деятельности - умеют работать в паре, в ансамбле на достижение единого результата Личностные результаты: - умеют сочетать собственные потребности с потребностями других членов коллектива - проявляют нравственные качества: доброту, отзывчивость, честность, взаимовыручку - проявляют волю, трудолюбие, дисциплинированность, упорство 8 Результаты освоения программы 3 года обучения Предметные результаты: -знают основы постановочной и репетиционной деятельности -знают правила работы в ансамбле -знают об искусстве хореографии и ее стилевом многообразии -знают элементы и особенности танцев разных народностей -умеют выполнять элементы классической и народной хореографии -умеют самостоятельно выполнять задания на импровизацию -умеют выполнять по заданию педагога упражнения по актерскому мастерству -умеют выражать образ в разном эмоциональном состоянии -владеют умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой, танцевальной деятельности Метапредметные результаты: - умеют оценивать правильность выполнения комбинаций классической и народной хореографии - умеют сравнивать и классифицировать движения, анализировать ход и способ действий - способны выбрать наилучшие способы достижения цели -умеют полно передавать партнеру информацию, договариваться о совместной деятельности - умеют работать в ансамбле на достижение единого результата Личностные результаты: -способны к волевому усилию - проявляют творческую инициативу и реализуют творческий потенциал -развита рефлексия - умеют реализовать приобретенный опыт в жизни 9 Условия реализации программы 1 Материально-техническое обеспечение: Занятия необходимо проводить в зале, оборудованном станками (двумя круглыми палками, диаметром 5-7 см, закрепленными в стенах металлическими кронштейнами) Зал должен быть чистым, светлым с хорошей вентиляцией Зал должен быть оборудован зеркалами Температура в зале не должна опускаться ниже 18 градусов Наличие раздевалки 2 Оборудование Фортепиано Телевизор Музыкальный центр Коллекция СD, DVD дисков Компьютер USB-флеш -накопитель 3 Информационное обеспечение Литература (художественная литература, методическая литература, учебные пособия, сборники иллюстраций художников) Фотографии Информационные ресурсы Видеотека 4 Специальная форма для занятий Купальник Балетки Пуанты Тренировочное трико Волосы аккуратно убраны в пучок 10 Формы аттестации Основной формой отслеживания результатов реализации программы является – педагогическое наблюдение и практическое упражнение (показ). Проверка степени усвоения теоретического материала осуществляется в форме тестирования, собеседования, опроса, викторины. Эффективными формами подведения итогов являются творческая работа, технический зачёт, открытые занятия для родителей, анализ выполнения танцевальной комбинации или этюда, концерты, конкурсы и фестивали различного уровня. Оценочные материалы Диагностические исследования проводятся в соответствии с программой мониторинга достижений обучающихся МБУ ДО «ДТДМ» при использовании следующих диагностических методик: Шкала выраженности учебно-познавательных интересов Ю.Г.Ксензовой «Определение уровня познавательной потребности» В.С.Юркевич Карта мониторинга УУД по Л.Н.Буйловой Диагностика «Лесенка» В.Г.Щур Методика «Левая и правая сторона» Ж.Пиаже Методика «Рукавички», «Кто прав» Г.А. Цукерман Методика «Что такое хорошо, что такое плохо» В.С.Ивашкин «Уровень воспитанности младших школьников» М.И. Шилова Диагностика общей самооценки (опросник Г.Н.Казанцевой) Методика определения самооценки. Т.В. Дембо Методика «Социально-нравственное развитие дошкольников» Н.Е.Щуркова Анкета «Определение уровня мотивации обучающихся» (на основе методики Н.Г.Лускановой) Диагностика «Креативность» Э.П.Торренса Контрольные задания в соответствии с образовательной программой (тесты, анкеты, опросники, творческие и практические задания) 11 Учебный план 1 год обучения № п/п Название раздела Количество часов Форма Всего Теория Практ. аттестации (контроля) 2 1 1 Беседа 1 Танцевальное искусство. Вводное занятие. 2 Азбука классического танца. 20 2 18 3 Детский танец. Вару-вару. Берлинская полька. Вальс. Па-де-грас. 10 2 8 4 Удивительный мир танца. (работа над репертуаром) 38 - 38 Концерт 5 Итоговое занятие 2 1 1 Беседа Итого часов за год 72 6 66 12 Контрольный урок Устный опрос Творческий практический показ Содержание учебного плана 1 года обучения. 1.Танцевальное искусство. Вводное занятие. Знакомство с танцевальным искусством, режимом работы коллектива, основными видами деятельности. Знакомство с правилами поведения на занятиях, техникой безопасности. 2. Азбука классического танца. 2.1. Русские сезоны в Париже. Русские сезоны в Париже. Русский меценат 19 века - Дягилев. Великие русские танцоры 19 века - Анна Павлова, Михаил Фокин, Петр Нижинский. Формирование интереса и уважения к русскому классическому балету. 2.2.Что такое «Экзерсис». Теория: понятие «классический экзерсис» - у станка, на середине. Практика: упражнения, входящие в классический экзерсис. Манера исполнения классического танца. Чистота и строгость линий. Воспитание волевых качеств и трудолюбия. 2.3.Preparation. Теория: понятие «Preparation» - «приготовиться», «подготовка». Выполняется в начале и в конце упражнений классического экзерсиса. Практика: освоение техники выполнения Preparation. 2.4. Surlecou-de-pied. Теория: освоение упражнения классического танца«Surlecou-de-pied» (положение ноги). Бывает «условное» или «учебное», Surlecou-de-pied «спереди», «сзади». Особенности выполнения упражнения. Практика: воспитание волевых качеств и трудолюбия. Способствовать формированию стопы «птички», выворотности. 2.5. Battement tendu jete. Проучивается из 1 позиции ног у станка в сторону, далее вперед, назад. Особенности выполнения упражнения. 2.6. Grand battement jete. Особенности выполнения упражнения. Способствовать выработке силы ног. 2.7. Relevelent. Оосвоение упражнения классического танца «Relevelent» (медленный подъем ноги на 30*, 45*, 60*) из 1 позиции ног у станка, лицом к станку, в сторону. Особенности выполнения упражнения. 2.8. Allegro-Jete. 13 Теория: развитие прыжка - важнейшего элемента в хореографии, который дает ощущение легкости и воздушности исполнения. Практика: освоение техники исполнения прыжка Jete. Упражнения на развитие прыжка. 2.9. Allegro-Echappe. Освоение техники исполнения прыжка «Echappe» 3.Детский танец. 3.1 Знакомство с видом бального танца «Вару-вару», его особенностью и манерой исполнения. 3.2 Знакомство с особенностью и манерой исполнения немецкого танца «Берлинская полька». Разучивание основного шага. 3.3 Знакомство с австрийским танцем «Вальс» . Разучивание основного шага, элементов и фигур. 3.4 Знакомство с видом историко-бытового танца «Па-де-грас», его особенностью и манерой исполнения. 4. Удивительный мир танца. Работа над репертуаром. Освоение основных элементов танца. Разводка танцевальных комбинаций. Отработка правильности движений. Отработка синхронности музыки и движений. Отработка танцевальных связок. Отработка танца. Работа над характером. Работа над художественным образом, костюмом. Репетиции. Танцевальные композиции: «Мухоморчики», «Фруктовый десерт», «Лесная грёза» , « Цветочный переполох», «Задоринка», «День рождение», «На лесной тропинке», «Тореадоры», «На льдине», балет «Гадкий утёнок», «Белоснежка и семь гномов» Итоговое занятие. 14 Календарный учебный график 1года обучения № Месяц п/п Тема занятия Форма занятия Вводное занятие Учебное занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Учебное занятие Репетиция 1 сентябрь 2 сентябрь Знакомство с танцевальным искусством. Русские сезоны в Париже. 3 сентябрь Классический экзерсис. 4 октябрь Детский танец «Вару-вару» 5 октябрь 6 октябрь 7 ноябрь 8 ноябрь 9 декабрь 10 январь Детский танец «Берлинская полька» Освоение комбинаций танца из репертуара. Отработка танцевальных связок танца из репертуара. Работа над художественным образом. Работа над техникой исполнения танца Классический экзерсис 11 февраль Австрийский танец «Вальс» 12 февраль 13 февраль 14 март 15 апрель 16 май 17 май Историко-бытовой танец «Па-деграс» Освоение элементов танца из репертуара. Отработка танцевальных связок танца из репертуара. Работа над техникой исполнения танца. Работа над художественным образом. Контрольное исполнение танца. 18 май Подведение итогов. 15 Колво часов 2 Форма контроля 2 Беседа 4 Педагогическое наблюдение Практический показ Практический показ Педагогическое наблюдение Контрольное исполнение Педагогическое наблюдение Практический показ Педагогическое наблюдение Практический показ Практический показ Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Беседа 2 2 4 8 2 8 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Репетиция 8 Учебное занятие Концерт 2 Итоговое занятие 2 2 2 4 8 8 2 Устный опрос Учебный план план 2 год обучения № п/п Название раздела 1 Разнообразие танцевального искусства. Вводное занятие. 2 Азбука классического танца. 16 1 15 Контрольное занятие 3 Историко-бытовой танец Вальс. Полонез. Менуэт. Русский лирический. Средства художественной выразительности. 16 1 15 Творческий практический показ 8 2 6 Педагогическое наблюдение 5 Удивительный мир танца. (работа над репертуаром) 28 - 28 Концерт, открытое занятие 6 Итоговое занятие 2 1 1 Беседа Итого часов за год 72 6 66 4 Количество часов Форма Всего Теория Практ. аттестации (контроля) 2 1 1 Беседа 16 Содержание учебного плана 2 года обучения. 1. Разнообразие танцевального искусства. Вводное занятие. Стили и направления танцевального искусства. 2. Азбука классического танца. 2.1. Battementtendupique. Теория: Battements tendus jetes piques — натянутые движения с колющим броском. Практика: упражняют самостоятельное и свободное движение ноги в натянутом состоянии. 2.2. Battementbattu. Теория: для изучения battement battu требуется подготовительное положение. Исполняя battement battu вперед, принимают маленькую позу effacée вперед, сначала носком в пол. Практика: Battement battu в начале изучения, сочетают с petit battement. По усвоении, работающую ногу можно открывать в позу effacée вперед или назад на 45°, приняв сразу необходимое для исполнения battement battu положение. 2.3. Battementsoutenu. Теория: Battement soutenu — неослабевающее, непрерывное движение — развивает эластичность и выворотность ног. Практика: усвоив releve на полупальцы, battement soutenu исполняют с подъемом на полупальцы в пятой позиции. 2.4. Grandbattementjete. Теория: исполняется, как battement tendu jete, но нога продолжает движение и выбрасывается толчком на высоту 90°. Практика: корпус не должен производить никаких движений, никаких содроганий, происходящих от неправильных усилий. 2.5. Battementfondu. 2.6. Battementfrappe. Теория: Battementfrappe— ударяющее движение, оно развивает силу ног, ловкость и подвижность колена. Практика: Battementfrappe изучают, стоя лицом к палке и начиная движение во вторую позицию, затем вперед и назад. Сначала в battementfrappe работающая нога, вытягиваясь в любом направлении, быстро открывается, скользнув носком по полу. 2.7. Portdebras (IV-VІ). 17 Теория: Portdebras воспитывает руки в движении, прививая танцевальную координацию. Практика: во всех port de bras ноги предельно натянуты, бедра и корпус подтянуты, плечи опущены и раскрыты, руки и голова, сохраняя правильные позиции и положения, избегают малейшего напряжения. 2.9.Arabesque. 1-й arabesque, 2-й arabesque. Теория: одна из основных поз классического танца. Практика: первый arabesque. На раз и два руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию. На три правая рука открывается на вторую позицию, правая нога вытягивается назад к точке 3 плана класса. На четыре кисти рук, раскрываясь, поворачиваются ладонями вниз, линии рук слегка смягчаются в локтях, голова выравнивается прямо, взгляд направлен вперед, продолжая линию левой руки. На раз и два второго такта положение первого arabesque сохраняется. На три и четыре руки постепенно опускаются в подготовительное положение, правая нога возвращается в пятую позицию, и arabesque заканчивается в исходное положение. Второй arabesque. На раз и два руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется налево, взгляд направлен на кисти рук. На три и четыре правая нога вытягивается назад к точке 3 плана класса, левая рука открывается на вторую позицию. На раз и два второго такта второй arabesque сохраняется. На три и четыре руки опускаются в подготовительное положение, правая нога возвращается в пятую позицию. 3. Историко-бытовой танец. 3.1. Вальс. Теория: знакомство с видами историко-бытового танца, с его особенностями и манерой исполнения. Австрийский танец «Вальс», Практика: разучивание основного шага, основных элементов и фигур танца «Вальс». 3.2. Менуэт. Теория: знакомство с видами историко-бытового танца, с его особенностями и манерой исполнения. Французский танец «Менуэт». 3.3. Полонез. Теория: знакомство с видами историко-бытового танца, с его особенностями и манерой исполнения. Польский танец «Полонез». 18 Практика: разучивание основного шага, основных элементов и фигур танца «Полонез». 3.4. Русский лирический. Теория: знакомство с видами историко-бытового танца, с его особенностями и манерой исполнения. Русский танец «Русский лирический». Практика: разучивание основного шага, основных элементов и фигур танца «Русский лирический». 4. Средства художественной выразительности. Артистические техники. Артистическая индивидуальность. 5. Удивительный мир танца. Работа над репертуаром. Освоение основных элементов танца. Разводка танцевальных комбинаций. Отработка правильности движений. Отработка синхронности музыки и движений. Отработка танцевальных связок. Отработка танца. Работа над характером. Работа над художественным образом, костюмом. Репетиции. Танцевальные композиции: «Подснежник», «Ручеек», «Нежный вальс», «Зонтики», «Бусинки», «Летний напев», «Миниатюра», «Радуга», балет «Снежная королева», «Белоснежка и семь гномов», Л.Делиб «Вальс», «Мираж», «Частушечка» 6. Итоговое занятие. 19 Календарный учебный график 2 года обучения № Месяц п/п Тема занятия Форма занятия Вводное занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Учебное занятие Мастер-класс 1 сентябрь 2 сентябрь Разнообразие танцевального искусства. Классический экзерсис. 3 октябрь Историко-бытовой танец «Вальс» 4 октябрь 5 октябрь 6 ноябрь 7 ноябрь 8 декабрь Историко-бытовой танец «Менуэт» Освоение комбинаций танца из репертуара. Отработка танцевальных связок танца из репертуара. Работа над художественным образом. Артистические техники 9 декабрь 10 январь 11 февраль 12 февраль 13 февраль 14 март 15 апрель 16 май 17 май Историко-бытовой танец «Полонез» Историко-бытовой танец «Русский лирический» Освоение элементов танца из репертуара. Отработка танцевальных связок танца из репертуара. Работа над техникой исполнения танца. Работа над художественным образом. Контрольное исполнение танца. 18 май Подведение итогов. Работа над техникой исполнения танца Классический экзерсис 20 Колво часов 2 Форма контроля 6 Педагогическое наблюдение Практический показ Практический показ Педагогическое наблюдение Контрольное исполнение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Практический показ Педагогическое наблюдение Практический показ Практический показ Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Беседа 2 2 4 8 2 4 Репетиция 4 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Репетиция 8 Учебное занятие Концерт 2 Итоговое занятие 2 2 2 4 8 8 2 Устный опрос Учебный план 3 год обучения № п/п Название раздела 1 «Его величество танец». Вводное занятие. 2 Азбука классического танца. 12 - 12 Технический зачёт 3 Народно-сценический 16 танец. Русский танец. Цыганский танец. Испанский танец. Итальянский танец. Средства художественной 6 выразительности. 1 15 Творческий показ 2 4 Педагогическое наблюдение 5 Удивительный мир танца. (работа над репертуаром) 34 - 34 Концерт 6 Итоговое занятие 2 1 1 Зачёт Итого часов за год 72 5 67 4 Количество часов Форма Всего Теория Практ. аттестации (контроля) 2 1 1 Беседа 21 Содержание учебного плана 3 года обучения. 1. «Его величество танец». Вводное занятие. Техника безопасности. Теория: знакомство с задачами программы, режимом работы, основными видами деятельности по программе. Правила техники безопасности на занятиях. 2. Азбука классического танца. 2.1. Battement developpe. Теория: Battement developpe— разворачивающееся движение — развивает силу ног и выворотность тазобедренного сустава, необходимую для так называемого танцевального шага, вырабатывает изящество основных поз классического танца. Практика: Battementdeveloppe вперед. Battementdeveloppe в сторону. 2.2. Battement developpe tombе Теория: Battementdeveloppetomb развивает более сложную координацию и является в известной степени подготовкой к большим прыжкам, в частности к grand jeté. Практика: активно подтянутый корпус перед tombé, работающая нога, открытая по возможности выше, и приземление как можно дальше помогают исполнению перелета в больших прыжках. 2.3. Grand battement jete. Теория: Grand battement jete— движение с большим броском — как и в battement releve lent на 90°, развивает силу и легкость ног в танцевальном шаге. Практика: Grand battement jete вперед. Grand battemen tjete в сторону. Grand battement jete назад. Grand battement jete начинают изучать в сторону лицом к палке, затем так же назад; вперед. 2.4. Grand battement jete pointe. Практика: Для начала делается grand battement jete, но нога не возвращается на место в V позицию, а опускается вытянутая в колене и подъеме на землю в положение, которое она занимает на крайней точке battement tendu simple. После легкого прикосновения к этой точке носком нога снова поднимается и так продолжает движение, лишь при последнем battement возвращаясь в V позицию. 2.5. Arabesque. 3-йarabesque Теория: в arabesque корпус подтянут, плечи, сохраняя ровность, раскрыты и опущены. 22 Руки находятся в arabesque на одном уровне: рука, открытая на вторую позицию, продолжает линию плеча; рука, направленная вперед, выдерживает прямую линию. Кисти, поворачиваясь ладонями вниз, продолжают общую линию рук, локти смягчаются. 2.6. Pasdebourree. Pasdebourree еndehors, endedans Теория: Pasdebourree развивает подвижность и живость стопы, а также придает четкость и ловкость движениям ног. Практика: Pasdebourree начинают изучать лицом к палке. Выработав четкость, его переносят на середину зала. Сначала движение заканчивают, раскрывая руки в направлении второй позиции, затем — в маленькие позы. Изучение и отработка pas de bourree en dehors. 3. Народно-сценический танец. 3.1 Искусство народно-сценического танца. Теория: первоначальное знакомство с характерными особенностями изучаемых национальностей. Понятия «народно-сценический» и «народнохарактерный танец» 3.2 Русский танец. Ознакомительная беседа об истории, быте и национальной культуре русского народа. Отдельные движения и небольшие комбинации. 3.3 Цыганский танец. Истоки зарождения и развития. Основные движения цыганского танца. 3.4 Итальянский танец. Прослушивание музыки итальянского народа. Основные движения итальянского танца «Тарантелла» 3.5 Испанский танец. Прослушивание музыки испанского народа. Основные движения испанского танца «Фламенко», «Болеро» 3.6 Танцевальные комбинации в характере изученных национальностей. 23 4. Средства художественной выразительности Артистические техники. Артистическая индивидуальность. 5. Удивительный мир танца. Работа над репертуаром. Освоение основных элементов танца. Разводка танцевальных комбинаций. Отработка правильности движений. Отработка синхронности музыки и движений. Отработка танцевальных связок. Отработка танца. Работа над характером. Работа над художественным образом, костюмом. Репетиции. Танцевальные композиции: Р.Дриго «Пиццикато» из балета «Арлекино», «Тарантелла» на музыку А.Адана, П.И.Чайковский «Русский танец» из балета «Лебединое озеро», М.И. Глинка «Мазурка», М.И.Глинка «Вальс», «Танец девушек из балета «Конёк-Горбунок», В.Белини «Па-де-катр», «Сапатеадо» на испанскую народную музыку, «Цыганская рапсодия», «Испанский эскиз», «Вариация графинь Вишенок» из балета «Чиполлино» 6.Итоговое занятие. 24 Календарный учебный график 3 года обучения № Месяц п/п Тема занятия Форма занятия Вводное занятие Практическое занятие Учебное занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 1 сентябрь «Его величество танец» 2 сентябрь Классический экзерсис. 3 сентябрь 4 октябрь Искусство народно-сценического танца» «Русский танец» 5 октябрь «Цыганский танец» 6 октябрь 7 октябрь 8 ноябрь 9 ноябрь 10 декабрь Танцевальные комбинации в стиле изученных национальностей Освоение танцевальных комбинаций танца из репертуара Отработка танцевальных связок танца из репертуара. Работа над художественным образом. Артистические техники 11 декабрь 12 январь Работа над техникой исполнения танца Классический экзерсис 13 февраль «Испанский танец» 14 февраль «Итальянский танец» 15 февраль 16 февраль 17 март 18 апрель 19 апрель Танцевальные комбинации в стиле изученных национальностей Освоение элементов танца из репертуара. Отработка танцевальных связок танца из репертуара. Работа над техникой исполнения танца. Артистические техники 20 май 21 22 Колво часов 2 Форма контроля 4 Педагогическое наблюдение Практический показ Практический показ Педагогическое наблюдение Практический показ 2 4 2 2 Практическое занятие Практическое занятие Учебное занятие Мастер-класс 2 Репетиция 4 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 8 8 2 4 2 2 2 Практическое 2 занятие Практическое 8 занятие Репетиция 6 Мастер-класс 2 Учебное занятие Концерт 2 май Работа над художественным образом. Контрольное исполнение танца. май Подведение итогов. Итоговое занятие 2 25 2 Устный опрос Педагогическое наблюдение Контрольное исполнение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Практический показ Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Практический показ Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Беседа Методическое обеспечение программы Реализуя дополнительную общеобразовательную программу, педагог в своей работе использует следующие педагогические технологии и методы обучения и воспитания: метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решений; метод словесного обучения: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия о правильности выполнения упражнения, движения, постановки рук корпуса. С его помощью описывается техника движений, связанная с музыкой, дается терминология, историческая справка наглядные методы обучения: демонстрации видеофильмов, видеороликов с танцевальной тематикой (концерты различных коллективов, курсы растяжек, художественные танцевальные фильмы), показ танцевальных движений, наблюдение за выполнением преподавателем танцевального движения практические методы обучения: упражнения на дыхание, сюжетноролевые игры, работа с аудио- и видеоматериалами, исполнение танцев метод активного слушания музыки для проживания образных представлений и превращения их в двигательные упражнения. Так же используется классификация методов по типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный метод, объяснение учебного материала, показ видеофильмов, фотографий, танцевальных движений и элементов танцев; репродуктивный метод, способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщѐнных им знаний по хореографии, и показанных способов действий; частично-поисковый метод, приобщение учащихся к исследовательской деятельности, расширение теоретических знаний с помощью литературы; эвристический метод, самостоятельная подготовка танцевальных движений, номеров; метод интеграции, который позволяет соединить элементы различных предметов: музыки, театра, физкультуры, что способствовало рождению качественно новых практических знаний и умений; 26 игровой метод, что позволяет учащимся раскрепощаться и избавляться от эмоциональных зажимов, что поможет в дальнейшем учащимся успешно выступать перед зрителями на сценической площадке. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений, при наличии специального оборудования можно организовать просмотр видео. При изучении нового или повторении пройденного материала следует, как можно чаще менять построение учащихся в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым построены учащиеся. В процессе обучения хореографии применяются специфические приемы обучения: повтор на принципах подражания; сравнение; комментирование; корректирование; выявление лучшего исполнителя в данном танцевальном ансамбле; исправление ошибок и закрепление материала; совершенствование разученного танцевального материала и проверка знаний; объяснения, указания в процессе разучивания и исполнения; индивидуальный и фронтальный опрос. Дидактические материалы 1. Планы-конспекты занятий. 2. Сборники бесед о биографии и творчестве композиторов, художников. 3. Художественная литература. 4. Фотоальбомы. 5. Видео и аудиоматериалы. 6. Словари терминов. 7. Методические пособия и рекомендации. 8. Памятки, инструктажи. 9. Подборка нотного материала. 27 10. Творческие задания и задания для развития артистичности 11. Наборы карточек для самостоятельной работы. 12. Тесты для проверки теоретических знаний по программе. Формы контроля образовательной деятельности Освоение дополнительной общеобразовательной программы «Радуга танца» сопровождается процедурами вводного, текущего, промежуточного контроля, который проводится в соответствии с программой «Мониторинг качества образовательного процесса ДТДМ». Вводный контроль проводится в сентябре месяце. Цель – выявить и зафиксировать индивидуальные двигательные и музыкальные способности ребенка. Осуществляется в форме тестирования. Оценке и контролю подлежат: Осанка. Для занятий танцами кроме хорошего физического развития необходимо иметь правильную осанку. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Выворотность – способность развернуть ноги (в бедре, голени и стопе) наружу. Она зависит от двух факторов: от строения тазобедренного сустава и строения ног. Подъем стопы – изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема (высокий, средний, маленький) находится в прямой зависимости от строения стопы и эластичности связок. Танцевальный шаг – способность свободно поднимать ногу на определенную высоту в сторону, назад, вперед при выворотном положении обеих ног. Гибкость тела зависит от гибкости позвоночного столба. Степень подвижность определяется строением и состоянием позвоночных хрящей. Прыжок, его высота и легкость зависят от силы мышц, согласованности всех частей тела (сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев). Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную. 28 Музыкально – ритмическая координация - это умение согласовывать движения тела во времени и пространстве под музыку. Эмоциональная выразительность – это наличие актерского мастерства, умение свободно держаться на сцене. Количество баллов по показателям от 1 до 3. Степень выраженности показателей определяется уровнями. Высокий уровень – 17-21 балл Средний уровень – 12-16 баллов Низкий уровень – 7-11 баллов Текущий контроль осуществляется по окончанию изучения крупных разделов, тем программы. Формы контроля: открытое занятие для родителей, контрольный урок, концерт. Методы отслеживания результатов: наблюдение, беседа, игра, практический показ. Промежуточный контроль осуществляется в конце I и II полугодия для оценки успешности продвижения обучающегося по программе. Формы контроля: контрольный урок, зачет, просмотр, концерт. Методы отслеживания результатов: тестирование, опрос, упражнение, анализ выполненной танцевальной комбинации, этюда. Теоретические знания оцениваются по баллам (от 3 до 5) и определяются по уровням: Высокий уровень(4.5-5) – обучающийся освоил более 80% содержания программы, применяет знания в нестандартных ситуациях. Средний уровень(3.5-4.4) – обучающийся освоил от 50 до 80% содержания программы, применяет знания в знакомых ситуациях, действует по четким правилам. Низкий уровень(3-3.4) – обучающийся овладел менее 50% содержания программы, материал освоил на уровне запоминания и воспроизводит по образцу. Практические умения и навыки определяются по уровням: 29 Высокий уровень – технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Средний уровень – грамотное исполнение с небольшими недочётами, как в техническом ,так и в художественном плане. Низкий уровень – исполнение с большим количеством недочётов: неграмотное и невыразительное выполнение движений, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение. Результаты каждой группы фиксируются в таблице: «Результативность учебного процесса» №п/п Фамилия, имя I полугодие Теория Практика II полугодие Теория Практика Средний балл за I/II полугодие Средний балл за год В конце каждого учебного года проводятся диагностические исследования метапредметных и личностных результатов обучающихся согласно программе «Мониторинг качества образовательного процесса ДТДМ». Личностные результаты фиксируются в таблице: «Личностные результаты обучающихся» № п/п Фамилия Имя Самооценка Показатели Моти- МоральноНаправлен вация этическое ность оценивание личности 30 Творческое мышление Кол-во баллов/ уровень Методики диагностики личностных результатов: Самооценка – тест «Лесенка» В.Г.Щур -методика определения самооценки Т.В.Дембо Мотивация – анкета «Мое отношение к занятиям в детском объединении» - анкета «Мотивация к успеху» Нравственно-этическое оценивание – методика Н.П.Капустина -методика «Что такое хорошо, что такое плохо» Н.В.Кулешовой Направленность личности – анкета Б.Басс «Определение направленности личности» Творческое мышление – диагностика Е.П. Торренса «Креативность» Метапредметные результаты фиксируются в таблице: «Метапредметные результаты обучающихся» №п/п Фамилия Имя Универсальные учебные действия Познаватель- Регулятивные Коммуникативные ные Общее колво баллов/ уровень Методики диагностики метапредметных результатов: Познавательные – Шкала выраженности учебно-познавательных интересов Ю.Г.Ксензовой. -«Исследование словесно-логического мышления» Замбацявичене Регулятивные -«Проба на внимание» П.Гальперина -Методика «Логические задачи» А.Зака Коммуникативные – Методика Ж.Пиаже - Методика Г.А. Цукермана 31 Литература для педагога 1. Базарова Н., Мэй В. Азбука классического танца – СПб.,2006 2. Барышникова Т. Азбука хореографии – М.,2000 3. Богданов Г.Ф. Тренинг четырех В: воображение, внимание, вера, воля – М.,2012 4. Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным коллективом //Я вхожу в мир искусств -2011№12 5. Бондаренко Л. Методика хореографической работы во внешкольных заведениях – Киев,2005 6. Бриске И.Э. Ритмика и танец – И.,1993 7. Буренина А.И. Ритмическая мозаика – СПб.,1997 8. Ваганова А.Я. Основы классического танца – СПб.,2007 9. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету – М.,1994 10.Головина С.Н. Уроки классического танца в старших классах – М.,1989 11.Горшкова Е.В. От жеста к танцу – М.,2002 12.Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия: теория, методика, практика – СПб.,2004 13.Громова Е., Громов Ю. Основы подготовки специалистовхореографов. Хореографическая подготовка – СПб.,2006 14.//Дополнительные образовательные программы художественноэстетической направленности – 2013№4 15.Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста – М.,2007 16.Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.,2001 17.Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца – СПб.,2009 18.Краснова Е.М. Основные моменты работы концертмейстера в хореографическом зале //Дополнительное образование и воспитание -2015№6 19.Мишкина Т.А. Использование танцевальных игр в ранней хореографии //Дополнительное образование и воспитание -2011№8 20.Прибылов Г. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов – СПб.,1999 21. Раздоркина Л.Л. Танцуйте на здоровье: танцевально-игровые тренинги – Р.н/Д., 2007 22.Тимофеева Н. Мир балета – М.,1993 32 23.Художественное творчество детей: образовательные программы //Я вхожу в мир искусств – 2015№5 24.Цорн А. Грамматика танцевального искусства и хореографии – СПб.,2011 25.Чеккетти Г. Полный учебник классического танца – М.,2007 26.Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика: методическое пособие – М.,1998 27.Шарова Н.И. Детский танец – СПб.,2011 28.Энциклопедия танцев от А до Я – М.,2008 29.Ягодинский В.Н. Ритм. Ритм. Ритм. – М.,1985 Список литературы для детей 1. Вихрева И.А. Классический танец для начинающих – М.,2004 2. Володин В. Энциклопедия для детей. Балет – М.,2001 3. Воронина Н. Танцы, игры, упражнения для красивого движения – М.,2000 4. Киселев М. Современный ребенок и эстетическое воспитание – М.,2003 5. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца – М.,1985 6. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать – М.,2003 7. Сизова М. История одной девочки – М.,1959 33