Творим и украшаем

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Творим и украшаем»
является программой художественной направленности, разработана в
соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской
Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждённая распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
-Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 г. № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»;
-Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации
от 5 мая 2018 г. № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
-Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации
по реализации программ начального общего, основного общего, среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
-Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи».

Актуальность программы заключается в её содержании. Задания
разработаны с учётом современных интересов и взглядов общества на
декоративно-прикладное творчество. В программу включены современные
направления и технологии, на занятиях используются, как традиционные
(классические), так и новые материалы и техники.
Педагогическая целесообразность заключается в проведении занятий,
наглядно демонстрирующих технологии и способы выполнения заданий. К
таким занятиям относятся мастер-классы, во время которых обучающиеся
работают параллельно с педагогом.
В студии используются комбинированные занятия, на которых после
подробного объяснения нового материала следует самостоятельная
практическая работа. Это позволяет проконтролировать усвоение новой
темы, степень её понимания и вовремя объяснить вызывающий затруднение
материал.
Новизна программы заключается в её разнообразном содержание,
охватывающим сразу несколько направлений декоративно-прикладного
творчества. Содержание программы направлено на ознакомление детей с
основными темами прикладного народного творчества, его видами и
жанрами, связи с современными их интерпретациями. Все предлагаемые
программой занятия ориентированы на развитие воображения и творческого
мышления у детей. Программа студии включает занятия, знакомящие
учащихся не только с русской тряпичной куклой (кукла-берегиня), но и с
куклами нового поколения, изобретёнными в начале XXIвека норвежским
дизайнером Тоне Финагер – Тильдами. Бренд «Тильда» - это не только
игрушка, но и целое направление в дизайне интерьера. Таким образом,
занятия в студии связывают между собой прошлое и настоящие и дают
понять обучающимся, что желание творить, рукодельничать, фантазировать
и украшать мир вокруг себя не подвластно времени.
Применение и использование, как традиционных декоративных направлений
(народная игрушка, аппликация, мягкая игрушка, вязание), так и новых
направлений (игрушка-тильда, дерево-Топиарий, декоративная роспись
камней и др.) обеспечивает целесообразность данной программы. Учащиеся
познают мир творчества через опыт и традиции своего народа, а также
знакомясь с опытом европейских мастеров.
Адресат программы: дети младшего и среднего школьного возраста 7-10
лет.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся.

Данная программа может быть адаптирована для работы с отдельными
категориями детей с ОВЗ и детей инвалидов (инвалидность III группы,
слабослышащие, с нарушением опорно-двигательного аппарата) Основными
условиями являются сохранность нормального интеллекта и мелкой
моторики верхних конечностей.
В реализации программы «Творим и украшаем» с данными детьми делается
акцент на применении таких методов и технологий, как:
 персонализированный подход;
 подача материала в адаптированной упрощённой форме;
 игровые технологии (игровые упражнения);
 подача знаний меньшими порциями;
 физкульт-минутки с упражнениями на снятие напряжения;
 активное взаимодействие с родителями.
Программа может применяться для детей с выдающимися способностями.
Прежде всего для детей, имеющих творческую одаренность. В работе с
данной категорией детей акцент делается на проблемные и проектные
методы. Так как они имеют высокий познавательно-мотивирующий
потенциал и соответствуют уровню познавательной активности одаренных
учащихся.
Благодаря введению в преподавание программы элементов цифровизации и
возможностей перевода ее в дистанционное обучение она может применяться
в работе с отдалённо проживающими детьми.
Объём программы: 144 часа.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения в
студии.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа
продолжительностью 40 минут с 10-минутным перерывом после каждого
часа занятий на проветривание.
Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Использование дистанционных образовательных технологий.
В данной программе присутствуют элементы цифровизации:
 Поддержка связи с родителями через интернет и электронную
почту;
 Применение цифровых образовательных ресурсов для реализации
различных учебных задач;
 Обмен информацией через различные интернет-сервисы (почта,
группы в социальных сетях и др. сервисы);

 Осуществление общения педагога и обучающегося в режиме онлайн (зум, скайп, чат) и офф-лайн (форум, обмен сообщениями по
электронной почте) с целью сообщения домашнего задания,
проведения бесед и консультаций;
 Для расширения и углубления знаний учащихся по каждой теме
подобран банк интернет источников с дополнительной
информацией;
 Возможность выполнения итоговых проектов с применением
цифровых ресурсов (электронные портфолио, компьютерные
презентации).
Деятельность обучающихся в студии организуется в соответствии с КТП и
может быть как групповой, так и индивидуальной, в зависимости от темы
занятия. Периодически применяется игровая форма организации занятий. В
частности, это относится к таким темам, как:
-Подготовка к кукольному спектаклю (написание сценария, репетиция);
-Коллективные панно в технике аппликация (работа по командам,
деятельность организована в форме соревнования).
Виды занятий:
 беседа;
 практическая работа
 мастер-класс;
 спектакль;
 экскурсия.
Формы организации учебного процесса:






фронтальная форма организации обучения (работа со всей группой,
единое содержание);
групповая форма организации обучения (разделение группы на
подгруппы);
дифференцированное обучение (подбор заданий различной сложности
в соответствии с возможностями и способностями обучающихся).

Цель и задачи программы.

Цель программы:
- формирование творческих способностей обучающихся посредством знаний
и умений, связанных с созданием игровой и интерьерной игрушки.
Задачи программы:
Образовательные:







пробудить интерес учащихся к процессу создания одежды, игрушки,
декоративно-прикладных изделий для себя и других своими руками
через обучение конструированию, моделированию и искусству
изготовления изделий в соответствии со своим замыслом;
научить представлять и демонстрировать свою работу, готовить
изделия для участия в конкурсах, выставках, спектаклях, открытых
мероприятиях, ярмарках и т.д.;
научить работать с различными инструментами и материалами в
разных техниках (папье-маше, монотипия);
научить основам техники безопасности и правилам поведения в данном
коллективе.

Воспитательные:








воспитать чувство гордости и ответственности за культурное наследие
своего народа, его сохранение;
способствовать формированию и укреплению таких качеств личности,
как терпения, целеустремленность, трудолюбие, усидчивость, чувство
коллективизма, взаимопомощи, стремления к совершенству,
творческому росту;
повысить уровень внутренней культуры личности и ее гармонизации в
целом;
сформировать чувство вкуса в одежде, интерьере дома и окружающем
мире.

Развивающие:
 выявить, раскрыть и развить, заложенные в ребенке творческие
способности;
 развить образное видения и творческое мышления;
 сформировать творческую, активную, всесторонне развитую
личность.
Планируемые результаты.

Предметные результаты:




















знать правила организации рабочего места;
правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими
предметами, швейной машиной и электрическим утюгом, личной
гигиены, виды и свойства тканей и приспособления для работы с ней;
производить простейшее моделирование при изготовлении мягкой
игрушки;
знать основные ручные швы, уметь применять их на практике;
знать типы и разновидности тканей и меха, особенности работы в
технике аппликации;
иметь представление о технике живописи по-сырому, уметь работать с
палитрой;
знать историю, виды и технологии изготовления народной куклы,
куклы-берегини (русская кукла-берегиня, кукла «Тильда»);
знать и уметь применять на практике элементарные приёмы вязания
крючком (набор петель, столбики с накидом, столбики без накида,
вязание по кругу, расширение, убавление);
знать технологию изготовления игрушки из солёного теста (пропорции
ингредиентов, последовательность);
иметь представление о технике "папье-маше", знать технологию
применения различных инструментов и материалов для изготовления
коллекционной куклы, пасхальных сувениров, а также декоративного
дерева - топиария;
знать и уметь применять на практике последовательность ведения
работы в технике «монотипия»;
знать терминологию по пройденному материалу;
знать азы росписи камей, историю возникновения направления.
Метапредметные результаты:







умение самостоятельно определять итог своей деятельности, видеть и
представлять желаемый результат;
умение анализировать свою работу, сравнивать со своей предыдущей
работой, работой других обучающихся, оценивать и сопоставлять свои
действия с технологией выполнения того или иного изделия;
умение оценивать результат своей деятельности и сопоставлять его с
желаемым;



умение планировать свои будущие творческие проекты с учётом
предыдущих достижений и недочётов.

Личностные результаты:






целеустремлённость при изготовлении изделия или живописной
работы;
стремление к самовыражению и самостоятельной разработке изделия;
умение работать в коллективе, совместная деятельность в процессе
выполнения коллективного задания;
проявление ответственности при подготовке к выставке или конкурсу,
а так же выполнении поручений во время поездок и массовых
мероприятий.

В течение обучения учащиеся овладевают всеми необходимыми знаниями и
навыками для полноценной всесторонней самореализации в студии «Дизайн
интерьера. Мир игрушки», познают и оценивают свои возможности,
закаляют качества личности, узнают друг друга в общении и совместной
деятельности. Итогом этой деятельности могут стать работа над созданием
индивидуальной игрушки; декоративного панно; сувенирных изделий.
В основе программы – индивидуальный подбор заданий с учетом возрастных
особенностей и подготовленности каждого ребенка, соблюдение режима
труда и отдыха, сохранность здоровья. Занятия систематизированы так, что
позволяет учащимся овладеть всеми знаниями, умениями и навыками,
заложенными в программу.
Условия реализации программы.
Кабинет студии «Дизайн интерьера. Мир игрушки» оборудован всем
необходимым для продуктивной работы обучающихся.
Парты и стулья предусмотрены для детей разного возраста и роста, что
обеспечивает правильное, а главное, безвредное положение за рабочим
столом. Столы расставлены таким образом, что педагогу удобно
организовать за ними, как групповую, так и индивидуальную творческую
деятельность.
Каждый
обучающийся
имеет
индивидуальные
инструменты
и
принадлежности для работы в студии. Для хранения как индивидуальных так
и общих принадлежностей предусмотрены специальные шкафы, отведены
отдельные полки для каждой группы.

Широко используется применение слайд- шоу по определённым темам, с
целью ознакомления с разнообразием видов, способов, материалов того или
иного вида декоративного творчества. Слайд-шоу и просмотр мастер-классов
осуществляется через ноутбук педагога.









Формы контроля
Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребёнка
по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в
форме беседы и педагогического наблюдения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится
в форме педагогического наблюдения, анализа выполненных
творческих работ (выставки, просмотры).
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе.
Формы проведения: практическое задание, итоговое занятие по теме
(кукольный спектакль).
Итоговый контроль проводиться в мае, в конце обучения ребёнка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в
форме письменного тестирования, а также итогового практического
задания и итоговой выставки отдела прикладного и технического
творчества.
Контрольно-измерительные материалы

Контроль результатов обучения детей по программе осуществляется с
применением диагностических таблиц:
- «Результативность учебного процесса» (приложение, таб.1);
- «Входной контроль» (приложение, таб.2),
- «Итоговый контроль» (приложение, таб.3),
- «Личностные результаты обучающихся (входной и итоговый контроль по
группам (приложение, таб.4).
Контроль образовательного процесса осуществляется благодаря регулярному
проведению просмотров работ, выставок, самостоятельных, итоговых
заданий по пройденным темам, теоретические знания проверяются с
помощью тестирования (приложение, таб.5). Итоговым мероприятием
является итоговая выставка студии «Дизайн интерьера. Мир игрушки» в
рамках выставки отдела прикладного и технического творчества ДТДМ.
В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков
полученных обучающимися при работе в студии, но и их уровень мотивации,

желания работать и получать новые знания и умения. Данный мониторинг
разработан по методике Н.Г. Лускановой (приложение, таб.6).
Метапредметные учебные действия обучающихся проверяются с
использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой.

Учебный план
№

Тема занятия

п/п

Количество часов

Формы
аттестации/

Общ.кол- Теория Практ.
контроля.
во часов

Раздел 1. Введение в курс программы. Мягкая игрушка.
1.1 Объяснение правил техники
безопасности при работе с
колющими и режущими
предметами (швейные иглы,
ножницы). Организация
рабочего места. Инструменты
и принадлежности.

4

2

2

Наблюдение

1.2 Изучение видов ручных швов.
Выполнение тренировочных
упражнений. Особенности
выбора ручного шва при
работе с различными тканями.
Последний шов,
предназначение.

6

2

4

Наблюдение,
опрос

1.3 Изучение правил работы с
4
выкройками и шаблонами.
Самостоятельное изготовление
выкройки по эскизу.

2

2

Опрос

1.4 Мягкая игрушка «Тильда».
История игрушки, виды,
особенности технологии
изготовления. Выполнение
игрушки «Большая Тильда»

2

8

Наблюдение

10

(гусь, зайчик) по образцу.
1.5 Выполнение игрушки
«Большая Тильды» по
самостоятельно
разработанному эскизу
«Барышня».

2

10

Просмотр
эскизов

2.1 Основы вязания крючком.
6
Знакомство с приёмами. Набор
петель. Упражнения.

2

4

Наблюдение

2.2 Декоративный носочек.
Особенности изготовления,
последовательность, выбор
пряжи.

6

2

4

Опрос,
наблюдение,
просмотр
работ

2.3 Вязаная пальчиковая кукла.
Кукла-варежка. История,
виды, применение.

18

4

14

Опрос,
просмотр
работ

2.4 Подготовка к кукольному
спектаклю. Разработка
сценария, раздача ролей.
Выполнение декораций.
Репетиции.

6

2

4

Просмотр
работ.
Репетиция
спектакля,
спектакль.

12

Раздел 2. Вязание крючком.

Раздел 3. Графические техники. Монотипия.
3.1 Знакомство с техникой
«Монотипия». Виды,
материалы., принадлежности.
Последовательность ведения
работы.

16

4

12

Наблюдение,
просмотр
работ,
подготовка к
выставке,
тестирование

3.2 Работа с гуашью и акварелью.
Особенности, техники.

12

2

10

Наблюдение,
просмотр
работ

3.3 Выполнение праздничных
открыток с использованием
изученных ранее графических
приёмов (акварель, гуашь,
монотипия, смешенные
техники).

8

2

6

Просмотр
работ,
участие в
тематических
конкурсах

Раздел 4. Различные декоративные направления:
- Техника «папье-маше».
-Лепка из солёного теста.
-Декоративная роспись камней.
4.1 Техника «папье-маше».
Последовательность работы.
Изготовление декоративных
предметов интерьера в
технике.

16

4

12

Наблюдение,
просмотр
работ

4.2 Лепка из солёного теста.
Знакомство с техникой.
Изучение особенностей и
последовательности ведения
работы. Изготовление
пасхальных сувениров.

6

2

4

Просмотр
работ

4.3 Декоративная роспись камней.

8

2

6

Просмотр
работ

6

-

6

Беседа, опрос

36

108

Знакомство с техникой.
4.4 Посещение музеев и выставок.

Итого 144

Содержание учебного плана
Раздел 1.Введение в курс программы. Мягкая игрушка.
1.1.Вводное занятие.

Теория: Планирование работы. Задачи работы группы. Правила поведения в
мастерской. Техника безопасности труда. Организация рабочего места.
Инструменты необходимые для работы в студии в течении года.
1.2 Швы ручные.
Теория: Виды. Способы пришивания пуговиц, их практическое и
декоративное применение.
Практика: Тренировочное упражнение. Изготовление игольницы-подушки.
1.3.Правила работы с выкройкой и шаблоном.
Теория: Основы и правила выполнения эскиза мягкой игрушки.
Практика: Разработка выкройки по эскизу. Правила работы с различной
тканью и мехом. Самостоятельное изготовление выкройки по эскизу, выбор
ткани и шва для игрушки.
1.4. Мягкая игрушка «Тильда».
Теория: История, виды, особенности технологии изготовления.
Практика: Выполнение игрушки «Большая Тильда» (гусь, зайчик).
Разработка эскиза, работа по образцу выкройки.
1.5. Игрушка- «Большая Тильда».
Практика: Выполнение большой игрушки «Тильды» по самостоятельно
разработанному эскизу «Барышня». Изготовление одежды и аксессуаров для
игрушки. Подготовка игрушки к выставке.
Раздел 2. Вязание крючком.
2.1. Основы вязания крючком.
Теория: Необходимые материалы. Правила ТБ при работе с крючком.
Практика: Тренировочные упражнения. Набор петель, столбики с накидом и
без, прибавление и убавление петель. Вязание по кругу. Изготовление
рождественского чулка к новогодним праздникам. Технология изготовления,
элементы украшения чулка. Самостоятельный подбор ниток для вязания.
2.2. Декоративный носочек.
Теория:Особенности изготовления, последовательность, выбор пряжи.
Практика: Расчёт петель. Вязание по схеме.

2.3. Вязаная пальчиковая кукла (кукла-варежка).
Теория: Кукла – как украшение интерьера. Самостоятельный выбор героя
сказки или басни («Бременские музыканты», «Красная шапочка», «Свинья
под дубом»). Практика: Эскиз куклы. Изучение техники изготовления.
Самостоятельный подбор ниток для героя.
2.4. Подготовка к кукольному спектаклю.
Теория: Разработка сценария, раздача ролей.
Практика: Выполнение декораций. Репетиции. Выступление перед
родителями.
Раздел 3. Графические техники. «Монотипия».
3.1. Продолжение изучения техники «Монотипия». Виды, материалы.
Последовательность ведения работы.
Теория: Виды, материалы. Последовательность ведения работы в технике.
Инструменты и принадлежности, правила пользования стеклом и валиком.
Основы композиции. Повторение правил смешения цветов на палитре.
Особенности работы с гуашью.
Практика: Выполнение тренировочного упражнения, рисунок на бумаге в
цвете, перенос рисунка на стекло, пробная и повторная печать. Правила
оформления работ и подготовка работ к выставке.
3.2. Работа с гуашью и акварелью.
Теория: Особенности, техники. Рисование в технике живопись по –сырому
(этюд). Знакомство с книжной графикой.
Практика: Выполнение иллюстраций к сказкам («Красная шапочка», «Кот в
сапогах»). Знакомство со смешенными графическими техниками,
применение фломастеров, линеров, туши, пастели.
3.3. Открытки.
Практика: Выполнение праздничных открыток с использованием
изученных ранее графических приёмов (акварель, гуашь, монотипия,
смешенные техники).
Раздел 4. Различные декоративные направления:
- Техника «папье-маше».

-Лепка из солёного теста.
-Декоративная роспись камней.
4.1. Техника «папье-маше».
Теория: Применение техники в дизайне интерьера. Последовательность и
особенности работы.
Практика: Изготовление декоративных предметов интерьера в технике.
4.2.Игрушки из солёного теста.
Теория: Игрушки и сувениры изготовленные из солёного теста- как
предметы украшения интерьера. «Рецепт» приготовления солёного теста для
лепки. Последовательность работы, дополнительные материалы для
украшения и декорирования изделия из теста.
Практика: Выполнение игрушек и сувениров из солёного теста.
4.3. Декоративная роспись камней.
Теория: Применение направления в дизайне интерьера. Виды росписи.
Выбор камня для росписи. Подготовка камня. Материалы и принадлежности.
Практика: Выполнение эскизов рисунка росписи на камне. Подготовка
камня. Работа с гуашью, работа с палитрой. Оформление группы камней в
декоративную композицию. Подготовка к выставке.
4.4 . Посещение музеев и выставок (в том числе и интерактивные выставки)

Календарный учебный график.
№

Месяц

Тема занятия

1.

Сентябр
ь

Вводное
занятие. ПТБ
при работе с
колющими и
режущими
предметами.
Инструменты и
принадлежност
и необходимые
для работы в
студии.
Объяснение
Виды ручных
материала,
швов.

2

Форма
занятия
Беседа

Количеств
о часов
2

Форма
контроля
Наблюдение

2

Проверочное
задание

36
7

Игрушка
«МиниТильда»
Октябрь

812

13
15

Игрушка
«МиниТильда»
Основы
вязания
крючком.
Вязаная
пальчиковая
кукла

16
17
18
23

Ноябрь

24

Декабрь

Вязаная
пальчиковая
кукла
Кукла-варежка

Кукла-варежка

25

Живопись посырому

26
31

Монотипия

32
33
34
-

Январь

Монотипия

практикум
Объяснение
нового
материала,
практикум
Практическая
работа

8

Просмотр
работ

2

Просмотр

Объяснение
10
нового
материала,
тренировочны
е упражнения
Объяснение
6
нового
материала,
практическая
работа
Практическая 4
работа

Беседа,
опрос,
наблюдение

Объяснение
нового
материала,
практическая
работа
Практическая
работа

12

Наблюдение
, просмотр
работ

2

Объяснение
нового
материала,
практическая
работа
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа
Практическая
работа

2

Спектакль
для
родителей
Просмотр
работ

Иллюстрация к Беседа,
объяснение
сказке

Просмотр
работ

Миниспектакль

12

Наблюдение
, опрос

4

Просмотр,
тестировани
е
Наблюдение
, беседа

8

37

38
39
40
43

Февраль

Изготовление
сувениров в
технике папьемаше

44
45

46
47
48

нового
материала,
практическая
работа
Иллюстрация к Практическая
работа
сказке

Декоративное
дерево
«Топиарий»

Март

49
51

Декоративное
дерево
«Топиарий»
Посещение
выставки.
Изготовление
сувениров из
солёного теста

52
53

Выполнение
открытки

54

Большая
игрушка
«ТильдаХозяюшка»

55
63

Апрель

64

Май

Большая
игрушка
«ТильдаХозяюшка»
Выполнение
открытки ко

4

Просмотр

Объяснение
нового
материала,
практическая
работа
Беседа,
объяснение
нового
материала,
практическая
работа
Практическая
работа

8

Наблюдение
, опрос,
просмотр
работ

4

Беседа

4

Экскурсия

2

Выставка в
кабинете
студии
Беседа

Объяснение
нового
материала,
практическая
работа
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа
Практическая
работа

6

Наблюдение
, просмотр
работ

4

Просмотр
работ,
участие в
тематически
х конкурсах
Беседа,
наблюдение,
практическо
е задание

18

Итоговая
выставка
отдела

Беседа,
практическая

2

Просмотр
работ

2

65
68
69
70
71
72

работа
Дню Великой
победы
Объяснение
Декоративная
роспись камней нового
материала,
практическая
работа
Объяснение
Акварельный
нового
этюд
материала,
практическая
работа
Экскурсии
Посещение
музеев и
выставок

8

Просмотр

4

Просмотр

4

Беседа

Методическое обеспечение программы.
Материально – техническое обеспечение учебного процесса по
программе «Творим и украшаем»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Наименование
Ткань х/б
Ткань «Лён»
Клей ПВА
Клей «Момент»
Карандаши простые
Фломастеры цветные
Бумага «Ватман»
Бумага акварельная (А2)
Краски «Гуашь»
Краски «Акварель»
Кисти (белка, колонок)
Ножницы
Валик резиновый
Стекло (для монотипии)
Губки (поролон)
Рамки (выставочные)
Синтепоновое волокно
Фурнитура для рукоделия

Количество
30м
30м
15 шт.
10 шт.
25 шт.
30 шт.
15 листов
5 папок
10 шт.
10 шт.
20 шт.
15 шт.
2 шт.
12 шт.
5 шт.
10 шт.
20 упаковок
15 комплектов

Информационное обеспечение программы методическими видами
продукции, необходимыми для её реализации
-Методические рекомендации педагогу дополнительного образования:
«Аспекты подготовки и проведения учебных занятий», автор: Т.А. Морева,
2018г.;
-Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования:
«Памятка педагогу при проведении занятий», автор: О.Ю. Пихиенко, 2021г.;
-Справочник: «Справочник дизайнера декоративно-прикладного искусства»,
под общ. Ред. Л.Р. Маиляна, 2014г.
Дидактический материал:
-Технологические карты с изображением последовательности ведения
работы в различных техниках («Монотипия», «Вязание декоративного
носочка», «Текстильная кукла», «Декоративная роспись камней»);
-Образцы изделий, выполненные как педагогом, так и учениками прошлых
лет. Демонстрируются работы разных уровней (как низкого, так и
выставочного, конкурсного, призового).
Наглядный материал:
-Наглядные пособия (мягкие игрушки, поделки из солёного теста, вязаные
куклы-варежки, декоративные деревья-Топиарии, рисунки в различных
техниках и т.д.);
-Коллекция детских работ, выполненных ранее;
-Планшет или ноутбук (используется для демонстрации слайд-шоу по темам,
а также для проведения теста «Найди лишнее»);
-Фотографии, репродукции, открытки.
Описание общей методики работы
В работе студии «Дизайн интерьера. Мир игрушки» применяются методики
Н. Гатановой и Е. Туниной . Опыт работы авторов программы «Первое
знакомство с глиной и тестом» связан в основном с дошкольным, а так же
младшим школьным возрастом, что подходит для работы в группе студии
«Дизайн интерьера. Мир игрушки».
Применимы к организации работы в студии и труды таких авторов, как
Т.И.Бакланова «Педагогика народного художественного творчества»,
Д.Н.Колдина «Рисование с детьми» и «Лепка с детьми».

Основной формой занятий в студии «Дизайн интерьера. Мир игрушки»
является практическая работа. Однако любая тема начинается с объяснения
нового материала, изучения истории, видов, технологий того или иного
декоративного изделия (игрушки, панно, росписи).
На первом занятии по теме программы демонстрируются образцы работ,
выполненных в изучаемой технике, объясняется последовательность ведения
работы, описываются её этапы. Далее занятие может проходить, как в виде
мастер-класса, так и в форме практической работы. Большинство заданий
подразумевает предварительное выполнение эскиза. Практическая работа
первого задания по теме заключается в выполнении одного или нескольких
эскизов. В конце занятия подводится итог и проходит просмотр работ
обучающихся. Просмотр может сопровождаться кратким рассказом ребёнка
о своей работе, его обоснованием выбора формы, цвета и т.д.






Методы обучения:

объяснение;
беседа;
демонстрация (показ различных средств наглядности);
упражнение (практическое задание, направленное на один из этапов
ведения работы);
 практическая работа (выполнение объёмного задания, итоговой работы
по теме).
Технологии обучения:




ИКТ;
технология групповой деятельности;
технология дифференцированного обучения.

Литература
Литература для педагога:
1.Колдина Д.Н. Лепка с детьми 6-7 лет. Сценарии занятий.-М: МОЗАИКАСИНТЕЗ,2016.-88 с.: цв.вкл.
2.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет. Сценарии занятий.-М.:
3.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-128 с.: цв.вкл.
4.Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Дополнительное образование детей в
современной школе. М.: Сентябрь, 2005.-192 с.
5.Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование
детей в школе? М.:АРКТИ, 2005.-288 с.
6.Лыкова И.А. Цветные пёрышки. Волгоград: Цветной мир, 2014;
7.Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду.
Подготовительная к школе группа. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017;
Народные промыслы и ремесла Смоленской области. -Смоленск,
Свиток,2003.
8.Н.П. Коноплева. Вторая жизнь вещей. -М., Просвещение, 1993.
9.Л.Р.Маилян. Справочник дизайнера декоративно-прикладного
творчества.-М.: Феникс, 2014.-220 с.
10. Н.В. Сухарева. Орнаменты всех времён и стилей. Шедевры
живописи-М.: Абрис, 2017.-360 с.
11.Государственная Третьяковская Галерея.История и коллекция.М.: Издательство «Искусство»,1986.

Литература для учащихся
1. Фриман Э.А. Амигуруми для начинающих. Игрушки крючком.М.:Издательство АСТ, 2018.-128 с.
2. Е. Ананьева, Т. Евсеева. Куклы мира. –М. Аванта ,2005.
3. Т. Баева, Г.Глухов. Путешествие в антресолию, или чудесное превращение
перчаток в... .-М., 1990.
4.Т.И. Еременко. Иголка-волшебница. -М., Просвещение, 1993.

Интернет источники.
1.
2.
3.
4.

https://vk.com/club117447836
https://vk.com/club61120215
https://www.youtube.com/channel/UCmcuyHcw4ZSxGfq9hTBa5dg
http://rodnaya-tropinka.ru/masterim-s-detmi-svoimi-rukami/risovanies-detmi/
5. https://lepka-iz-plastilina.ru/

Приложение

Таблица 1
«Результативность учебного процесса»
______________________учебный год
______________________

______________________

(название объединения)
№
п/п

I полугодие
Ф.И.О.
обучающегося

Средний балл группы по
полугодиям
Средний балл группы за
год

Теор.

год обучения
II полугодие

Практ.

Теор.

Практ.

подготовка подготовка подготовка подготовка

Таблица 2
входного контроля
объединение _____________________
за______________учебный год
направление__________________
№
п\
п

ФИО
обуча
ющег
ося

Кол-во
баллов
уровен
ь

Показатели

Знание
ПТБ при
раб.в
студии

Знать
основы
раб.с
акварель
ю

Знать
осн.раб.
с
гуашью

Умение
выполнять
эскизы
изделий

Умение
работать с
выкройкой
игрушки

Система оценки каждого из 7-ми показателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 21-16 баллов
Средний 15-11 баллов
Низкий 10-7 баллов

Знать
основы
работы в
тех.»Моно
типия»

Знать
основы
вязания
крючком
и спицами

Таблица 3
итогового контроля
объединение _____________________
за______________учебный год
направление__________________
№
п\
п

ФИО
обуча
ющег
ося

Кол-во
баллов
уровен
ь

Показатели

Знание
ПТБ при
раб.в
студии

Знать
основы
работы в
технике
живопис
ь
посырому

Умение
самост.
выполня
ть
выкройк
у
изделия

Умение
выполнять
игрушку
по
собст.вык
ройке

Умение
работать в
технике
«Монотипи
я»

Система оценки каждого из 7-ми показателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 21-16 баллов
Средний 15-11 баллов
Низкий 10-7 баллов

Знать
технологи
ю
изготовле
ния
декоратив
ного
дерева

Умение
разраб.
Эскизы
вязаных
изделий и
раб.
По
ним

Таблица 4
Личностные результаты обучающихся
название объединения___________________________дата заполнения_________
№

ФИО обучающегося

Творческая
активность

Средний балл группы
Система оценки от 1 до 3 баллов
Уровень Высокий 3-2,4 балла
Средний 2,3-1,6 баллов
Низкий 1,5-1 балл

Уровень
воспитанности

Коллективизм

Результ.
Старт.
диагност.

Итог
диагност

Таблица 5
Итоговое аттестационное тестирование
учащегося студии «Дизайн интерьера. Мир игрушки.»
по программе «Творим и украшаем»
руководитель Остяк А.А.

ФИО учащегося_________________________________________________
№

Контрольный вопрос

Вариант
ответа А

1

Как правильно
передавать ножницы
во время занятия?

Вперёд
режущим
(рабочим)
концом.

Вперёд
ручкой.

Не имеет
значения.

2

Что необходимо
написать на
выкройки мягкой
игрушки?

Название
детали

Количество
деталей

Название
игрушки,
название
детали,
количество
деталей

3

Каким инструментом
выкройка
переводится на
ткань?

Простым
карандашом.

Простым
карандашом
или мелом.

Ярким
фломастером.

4

С какой стороны
наносятся швы на
изделие?

С
изнаночной
стороны.

С лицевой
стороны.

Не имеет
значения.

5

Как называется
петля, позволяющая в
вязание крючком
перейти на второй
ряд?

Воздушная
петля.

Петля
подъёма.

Столбик.

6

Какое количество
петель необходимо
набрать, чтобы
начать вязать
крючком плотный
кружок?

3

Ответ

Вариант
ответа Б

6

Ответ

Вариант
ответа В

4

Ответ

7

Какой приём следует
использовать при
вязание крючком
ровного большого
круга?

Убавление
петель.

Вязание
столбиками.

Прибавлен
ие петель.

8

Какие инструменты
необходимы для
выполнения
монотипии?

Стекло,
бумага,
краски.

Бумага, валик,
краски, кисти.

Стекло,
бумага,
краски,
кисти,
палитра,
валик.

9

Какая
последовательность
выполнения
монотипии верная?

1Рисунок на
стекле

1Рисунок на
стекле

1Рисунок
на бумаге

2Печать

2Смачивание
бумаги

2Печать

3Печать
10

Как вы считаете,
успешно ли вы
справились с
заданиями студии?

Да,
успешно, я
знаю
термины,
владею
всеми
изученными
техника-ми,
все задания
выполняю в
срок.

Количество баллов_____________
Система оценки от 0 до 3 баллов
Уровень Высокий 10-8 баллов
Средний 7-5 баллов
Низкий

4-0 баллов

Нет, я не всё
знаю, не все
задания по
программе
успел (ла)
выполнить.

Затрудняю
сь
ответить.

Таблица 6
Анкета
Оценки уровня мотивации учебной активности
№

(по Лускановой Н.Г.)
Вопрос
Варианты ответа

Ответ
(буква)

1.

Нравится ли тебе приходить в А) не очень
студию «Дизайн интерьера.
Б) нравится
Мир игрушки»?
В) не нравится

2.

С рабостью ли ты собираешься А) чаще хочется остаться
на занятия в студии или тебе дома
хочется остаться дома?
Б) бывает по-разному
В) собираюсь с радостью

3.

4.

Если бы преподаватель сказал,
что в следующий раз могут
прийти только желающие, ты
бы остался(лась) дома или
пришла бы на занятия?

А) не знаю
Б) остался(лась) бы дома
В)пришёл(пришла)
занятия

Тебе нравится, когда занятия в А) не нравится
студии отменяются?
Б) бывает по-разному
В) нравится

5.

Ты хотел(хотела) бы, чтобы А) хотел(ла) бы
занятия в студии были короче
Б) не хотел(ла) бы
по времени?
В) не знаю

6.

Ты хотел(хотела) бы, что бы в А) не знаю
студии были только перемены и
Б) не хотел(ла) бы
чаепитие?
В) хотел(ла) бы

на

7.

Ты часто рассказываешь о А) часто
занятиях в студии родителям?
Б) редко
В) не рассказываю

8.

Ты хотел (хотела) бы, что бы А) точно не знаю
занятия в студии вёл другой
Б) хотел(ла) бы
учитель?
В) не хотел(ла) бы

9.

В твоей группе у тебя много А) мало
друзей?
Б) много
В) нет друзей

10.

Тебе нравятся ребята, которые А) нравятся
занимаются в студии вместе с
Б) не очень
тобой?
В) не нравятся

Ключ к анкете
№ вопроса

Оценка за ответ Оценка за ответ Оценка за ответ
«А»
«Б»
«В»

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень. 25-30 баллов- высокий уровень мотивации учебной
активности.
Второй уровень. 20-24 балла- хорошая мотивация учебной активности.
Третий уровень. 15-19 баллов- положительное отношение к занятиям в
студии, но ребёнку больше нравятся перемены и внеучебная деятельность.
Четвёртый уровень. 10-14 баллов- низкая мотивация учебной активности.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов- негативное отношение к занятиям в
студии, отторжение творческой деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».