Пояснительная записка Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» имеет туристскокраеведческую направленность и разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: – Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; – Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; – Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; – Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; – Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; – Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); – Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» города Смоленска. Актуальность. Используя воспитательный и образовательный потенциал туристскокраеведческой работы, можно решать педагогические проблемы, стоящие 2 перед современным образованием: гражданско-патриотическое и экологическое воспитание подрастающего поколения. Главная задача краеведения— удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле. Занятия краеведением имеют большую воспитательную ценность, так как в них гармонично сочетаются познание Родного края, воспитание нравственных качеств личности, оздоровление и физическое развитие, общественно полезная деятельность. Сохранение и укрепление здоровья учащихся является приоритетным направлением не только для системы образования, но и государственной политики. Здоровьесберегающая направленность учебно–воспитательного процесса в объединении «Юный краевед» реализуется через программу, органично наполненную содержанием с учётом биологического возраста детей, их индивидуальных особенностей, уровня их здоровья. Новизна. Программа «Юный краевед» является частью комплексного образовательного проекта «Детская Лесная Республика «Гамаюния», в основу, которого заложен краеведческий принцип обучения и воспитания. Программа представляет собой интегрированный цикл теоретических и практических занятий по географии, природе, истории, культуре Смоленской области, туризму; проведение туристско-краеведческих сборов, учебно-тренировочных походов, фольклорно-этнографических праздников. Особенностью программы является реализация практичских занятий непосредственно на природе, на особой уникальной территории Детской Лесной Республики «Гамаюния». Педагогическая целесообразность. Предлагаемая программа носит комплексный характер. Программа включает пять тематических разделов, тесно взаимосвязанных между собой, но самостоятельных по своему внутреннему строению. Темы разделов могут пересекаться, так как туризм и краеведение, дополняя и обогащая друг друга, выступают в неразрывном единстве. Учитывая разносторонние интересы детей и многообразие окружающего мира, в содержание программы включены вопросы по природе, истории, этнографии, археологии, потому что свой родной край необходимо изучать комплексно. Содержание программы составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности познавательной, туристскокраеведческой деятельности, использования должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития самостоятельности разновозрастных участников детского объединения. 3 Программа рассчитана на обучающихся в возрасте - 8-15 лет. Доступность реализации программы Программа «Юный краевед» доступна для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Реализация программы помогает решить проблемы досуга, адаптации в социуме, формирование личностных качеств, коммуникативных умений. Программа активно включается в совместную деятельность со школой, в которой обучается ребенок. Объём программы: 1 год обучения - 72 часов в год (36 недель х 2 часа в неделю) Срок освоения программы – 1 год. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю, 2 академических часа с 10 минутным перерывом. Учебные занятия включают теоретические, практические занятия в помещении и на местности, а также проведение туристско-краеведческих мероприятий: туристско-краеведческих сборов на территории Детской Лесной Республики, учебно-тренировочных походов, экскурсий, праздников. Соблюдение последовательности тем диктуется конкретными условиями практической деятельности туристско-краеведческого клуба «Гамаюн». Рекомендуемый состав группы – 10 человек. Форма организации образовательного процесса: - очная Виды занятий: - туристско-краеведческие сборы, - учебно-тренировочные походы, - фольклорно-этнографические праздники, - экскурсии, -практические учебные занятия, -занятия объяснения нового материала, -занятия по систематизации и обобщению знаний, -занятия по контролю знаний, умений, навыков, -комбинированные занятия. Цель: формирование познавательного интереса у обучающихся туристско-краеведческой деятельности. к Задачи: Образовательные: сформировать знания по географии, истории, культуре Смоленской области; 4 обучить теоретическим и практическим основам техники туризма; формировать умения и навыки исследовательской деятельности; познакомить с народными традициями, праздниками, обрядами; подготовить к участию в комплексных программах Детской Лесной Республики «Гамаюния». Развивающие: развивать интерес к изучению природы, истории и культуры родного края: развивать экологическое мышление и поведение; развивать умения анализировать результаты собственной и совместной деятельности; создать условия для проявления и развития творческих способностей в различных направлениях. Воспитательные: формировать навыки культуры и общения в коллективе, самостоятельности; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; формировать стремление к здоровому образу жизни; воспитывать патриотизм, чувство национального самосознания; способствовать формированию бережного отношения к природе и памятникам истории и культуры. Планируемые результаты освоения программы Предметные: Теоретическая подготовка- знания по основным разделам программы: по географии и природе Смоленской области; о памятниках культуры и истории; об основах туристско-краеведческой деятельности; о технике безопасности и сохранности здоровья в различных условиях; о годовом цикле народного календаря. Предметно-практическая подготовка- умения и навыки, предусмотренные программой. обеспечения жизнедеятельности в полевых и походных условиях; проведения наблюдений и исследований; участие в творческих коллективных мероприятиях Метапредметные: Познавательные: использование разнообразных приемов работы с информацией: поиск, сбор, обработка, анализ, отбор. 5 Регулятивные: способность к самоорганизации, владение навыками самоконтроля, самооценки, умение управлять своим поведением и деятельностью, умения организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности. Коммуникативные: умение работать индивидуально и в группе, способность к сотрудничеству и коммуникации, владение нормами родного языка и поведения. Личностные: творческая активность: проявление интеллектуальных и творческих способностей, социализированность: оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; развитие самооценки личности. Условия реализации программы Программа основана на сочетании в каждом занятии, по каждой теме теоретических и практических форм работы таким образом, чтобы они дополняли и обогащали друг друга. При обучении необходимо использовать наглядные материалы: видеофильмы, карты и схемы, туристическое снаряжение и оборудование. Каждая пройденная тема должна закрепляться на практическом занятии с разбором допущенных ошибок. Особое внимание при этом должно обращаться вопросам безопасности. Материально-техническое обеспечение программы Для обеспечения процесса обучения по данной программе необходимо следующее оборудование и снаряжение: - компьютер, - видеопроектор, - экран демонстрационный, - атласы, карты, - аптечка медицинская, - компас жидкостный, - курвиметр, - термометр наружный, 6 - термометр водный, лента мерная 15-20 м, палатка туристические, набор котлов туристических, тросик костровой, топор в чехле, Формы аттестации/контроля Освоение дополнительной общеобразовательной программы «Юный краевед» сопровождается проведение вводного, промежуточного и итогового контроля, который проводится в соответствии с программой «Мониторинг качества образовательного процесса ДТДМ» 1. Вводный контроль ЗУН, метапредметных и личностных результатов обучения обучающихся проходит в форме тестирования и наблюдения. Проводится в начале обучения учащегося по дополнительной общеобразовательной программе. 2. Промежуточный контроль ЗУН проходит в форме: собеседования, тестирования, зачетов, выполнения творческих заданий, практической работы, проводятся после изучения каждого раздела дополнительной общеобразовательной программы; 3. Итоговый контроль ЗУН, метапредметных и личностных обучающихся проходит в форме итоговой аттестации и тестирования. Проводится в конце обучения обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе. Оценочные материалы: Таблица «Результативность учебного процесса» № Фамилия I полугодие II полугодие п/п Имя Теория Практика Теория Практика Средний балл за ½ полугодие Средний балл за год Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года 7 Форма контроля – зачёт Таблица «Промежуточный контроль ЗУН» № Фамилия Практические Теоретические п/п Имя навыки знания Мотива ция Воспитанность Кол-во баллов (оценивание проводится по 5-бальной шкале) Таблица «Личностные результаты обучающихся» № Фамилия Показатели Имя Само Моти п/п оцен вация ка Количество Морально- Направленность этическое личности оценивание Творческое мышление Таблица «Промежуточная аттестация обучающихся» № ФИО знания о Знания знания о Навыки умение п технике По кудьтуре,н ведения уклады / безопас георафи ародном наблюдени вать п ности ии календаре й рюкзак природе баллов/уро вень навык оформ ления творчес ких работ кол. баллов уровень Система оценки по каждому из 7 показателей от 1до 3 баллов Уровни: Высокий 21-16 баллов Средний 15-11 баллов Низкий 10-7 баллов Таблица «Итоговая аттестация обучающихся» № Фамилия Имя п/п Отчество Теоретическая Практическая Итоговый подготовка подготовка балл Уровень освоения программы Высокий уровень 10-9 баллов Средний уровень 8-7 баллов Низкий уровень от 6 баллов 8 Учебный план Наименование разделов 1. История и культура Смоленщины Формы Количество часов аттестации, Всего Теория Практика контроля 30 16 14 Беседа, опрос, творческая работа 2. Природа и география Смоленской области 10 8 2 3. Основы исследовательской деятельности 4. Туристическая подготовка 10 4 6 8 6 2 5. Детская Лесная Республика «Гамаюния» 14 6 8 72 40 32 № Итого: Практическая работа, контрольные вопросы Практическая работа, зачет Практическая работа, зачет Практическая работа, поход СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА СМОЛЕНЩИНЫ Изучение исторического и культурного наследия проводится в практических формах занятий: экскурсии и походы. Экскурсии в музеи города проводятся в последнее воскресенье месяца. Программа занятий предусматривает подготовку и участие в праздниках цикла народного календаря, проводимых в Центре этнографии, краеведения и туризма совместно с другими коллективами. Мероприятия проводятся в форме праздников, посиделок. 1.1. Город-герой Смоленск. (2 ч.) Теория. Памятные даты истории города. Герб и флаг города. Просмотр видеофильма о Смоленске. Практика. Экскурсия по городу. История города в названиях улиц и площадей. Знаменитые земляки. Рельеф и овраги города. 1.2. Смоленская крепостная стена. (2 ч.) 9 Теория. История крепостной стены. Названия башен. Архивные фотографии. Практика. Поход вдоль крепостной стены. Изучение современного состояния памятника истории и культуры. 1.3. Гнездовский археологический комплекс. (2 ч.) Практика. Учебно-тренировочный поход Козьи горы – Гнездово – Красный Бор. Изучение Ольшанской, центральной и лесной групп курганов, городищ, селищ. Сбор археологических экспонатов. 1.4. День путешественника (2 ч.) Теория. Подготовка докладов и выступления о наших знаменитых земляках- путешественниках и исследователях. 1.5. День космонавтики (2 ч.) Теория. Подготовка докладов и выступлений о наших земляках- космонавтах. Экскурсия в планетарий. 1.6. Природные материалы и народная игрушка (4 ч.) Теория. Виды природных материалов. Народная игрушка. Практика. Изготовление сувениров из природных материалов. 1.7. Праздники в цикле народного календаря (4 ч.) Теория. Круглогодичный цикл народного календаря. Осень в народном календаре. Зимние праздники. Весна в народном календаре. Летние праздники русского народа. 1.8. Фольклорно-этнографический праздник «Золотая Осень». (2 ч.) Практика. Репетиция. Проведение праздника. 1.9. Крещенские посиделки. (2 ч.) Теория. Новогодние приметы, обряды и поверья русского народа. Народный фольклор. 1.10. Фольклорно-этнографический праздник «Масленица». (2 ч.) Практика. Репетиция. Проведение праздника. 1.11. Экскурсии в музеи г.Смоленска (6 ч.) Практика. Экскурсия в музей. 2. ГЕОГРАФИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Изучение географии Смоленской области является основой краеведческих знаний, теоретический блок предполагает знакомство с картами и краеведческой литературой. Закрепление материала проводится в практических работах с контурными картами и музейными экспозициями. 2.1. Географическое положение и административно-территориальное деление Смоленской области. (2 ч.) Теория. Расположение Смоленской области на карте России. Координаты крайних точек области. История развития и изменений территории области. Практическая работа с картой Районы Смоленской области и ее границы. Практическая работа с контурными каратами. 10 2.2. Климат и рельеф Смоленской области. (2 ч.) Теория. Характеристика климата области. Климатические ресурсы. Метеорологические явления. Виды полезных ископаемых и их использование. Формы рельефа области. Деятельность ледников. Практическая работа с атласом и контурными картами, геологической коллекцией. 2.3. Природные воды. Реки и озера Смоленской области. (2 ч.) Теория. Общая характеристика и виды природных вод. Водные ресурсы области. Охрана природных водоемов. Виды, характеристика, расположение и особенности рек и озер области. Практическая работа с атласом и контурными картами. 2.4. Растительность и животный мир Смоленской области. (2 ч.) Теория. Многообразие видов растительности. Размещение лесов и лугов по территории области. Охрана растительного мира. Целебные и ядовитые растения и грибы. Красная книга Смоленской области. 2.5. Современное состояние природы. (2 ч.) Теория. Загрязнение природной среды. Истощение естественных ресурсов. Особо охраняемые природные территории. 3. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел включает в себя теоретическое изучение методик наблюдений и исследований, практические занятия, обработка и обобщение полученных данных, оформление отчетных материалов по результатам. Основное место проведения полевых практикумов – территория Детской Лесной Республики «Гамаюния». Также практические занятия проводятся во время учебнотренировочных походов по Смоленской области в разное время года . 3.1. Методики наблюдений и исследований. (2 ч.) Теория. Виды научно-исследовательской деятельности. Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в полевых условиях. Коллекционирование. Практика. Ведение документации. Оформление отчетности. 3.2. Метеорологические наблюдения. (4 ч.) Теория. Атмосферные явления. Наблюдения за погодой. Фиксация наблюдений. Ведение дневника погоды. Прогноз погоды. Местные признаки и народные приметы. Практика. Практические занятия по измерению снежного покрова. Работа с метео-приборами. 3.3. Фенологические наблюдения. (4 ч.) Теория. Наблюдения за сезонными изменениями в животном и растительном мире. Фазы развития явлений природы. Ведение календаря фенологических явлений. 11 Практика. Экскурсии в природу. 4. ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Туристическая подготовка является необходимой составной частью программы. Раздел включает в себя теоретические занятия и овладение техникой туризма в полевых условиях во время туристско-краеведческих сборов, походов, экспедиций. 4.1. Туризм. Основные понятия. Техника безопасности в походе.(2 ч) Теория. Виды туризма. Подготовка к путешествию и комплектование группы. Распределение обязанностей в походной группе. Разработка маршрута. Техника безопасности в походах. Состав и комплектование походной аптечки. 4.2. Туристическое снаряжение. (2 ч.) Теория. Личное и групповое снаряжение. Требования к снаряжению. Особенности снаряжения для разных времен года и видов походов. Практика. Практическая работа со снаряжением, уход за ним и ремонт. Упаковка снаряжения и укладка рюкзака. 4.3. Питание в походе. (2 ч.) Теория. Организация питания в походе. Режим питания. Продукты и их калорийность. Состав пищевого рациона. Составление сметы и меню. Подготовка продуктов перед походом и их хранение в походных условиях. Пополнение продуктовых запасов на маршруте. Приготовление пищи в походных условиях. Общие кулинарные правила. Рецепты походных блюд. 4.4. Ориентирование. (2 ч.) Теория. Карты и схемы. Масштаб. Топография. Условные знаки. Чтение карты. Ориентирование по компасу и карте. Ориентирование по местным предметам и сторонам горизонта. Движение по азимуту. Оценка расстояний и времени. Определение форм рельефа. Правила поведения в случае потери ориентиров. 5. ДЕТСКАЯ ЛЕСНАЯ РЕСПУБЛИКА «ГАМАЮНИЯ" Цикл учебных занятий предусматривает подготовку и участие в круглогодичных комплексных программах Детской Лесной Республики «Гамаюния». Основные форма проведения – туристско-краеведческие сборы, походы. Темы занятий посвящены знакомству с историей и работой туристскокраеведческого клуба «Гамаюн» с изучением музейных экспозиций: этнографической, геологической и археологической коллекций клуба. 5.1. Введение. (2 ч.) 12 Теория. Деятельность т\к «Гамаюн». История и традиции. Устав и символика клуба. От туристического клуба к Детской Лесной Республике. Фотоархив. Видеофильм. Правила поведения и техники безопасности. 5.2. Музейные экспозиции т/к «Гамаюн». (2 ч.) Практика. Изучение и описание экспонатов геологической коллекций т\к клуба «Гамаюн». этнографической и 5.3. Объекты Детской Лесной Республики «Гамаюния» (4 ч.) Теория. Территория ДЛР. Природные и краеведческие объекты. Археологические комплексы. Места боевых действий и захоронения Великой отечественной войны. Карта ДЛР. Рельеф и ландшафты. Туристические возможности ДЛР. Практика. Изучение маршрутов и стоянок ДЛР. 5.4. Туристско-краеведческие сборы «Вахта Памяти». (4 ч.) Теория. Подготовка к программе. Подведение итогов программы. Практика. Реконструкция и благоустройство воинских захоронений. Проведение митинга и праздничного концерта для жителей Духовщинского района. Оформление творческих отчетов и фото-материалов. 5.5. Летние туристско-краеведческие сборы. (2 ч.) Теория. Подготовка к летним туристско-краеведческим сборам. Обсуждение программы. Изучение маршрутов. Подготовка снаряжения КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № п/п Месяц Тема занятия 1. сентябрь 2. сентябрь 3. сентябрь 4. сентябрь 5. октябрь 6. октябрь Форма занятия Введение. Правила поведения и Беседа техники безопасности. Музейные экспозиции Экскурсия т/к «Гамаюн». Туризм. Основные понятия. Беседа Техника безопасности в походе. Город-герой Смоленск. Экскурсия Экскурсия по памятным местам г.Смоленска. Фольклорно-этнографический Праздник праздник «Золотая осень» Смоленская крепостная стена. Экскурсия 7. октябрь Ориентирование. Практическая работа Кол-во часов 2 Форма контроля Опрос 2 Беседа 2 Опрос 2 Беседа 2 2 Творческая работа Беседа 2 Зачет 13 8. октябрь Туристическое снаряжение 2 9. октябрь Питание в походе. 2 10. ноябрь 11. ноябрь 12. ноябрь 13. декабрь 14. декабрь 15. декабрь 16. январь 17. январь 18. январь 19. февраль 20. февраль 21. февраль 22. февраль 23. март 24. март 25. март 26. март 27. апрель 28. апрель 29. апрель 30. апрель 31. май 32. май 33. май Практическая работа Практическая работа Лесной Беседа Объекты Детской Республики «Гамаюния Методики наблюдений и Беседа исследований. Экскурсия в музей г. Смоленска Экскурсия Фенологические наблюдения Практическая работа Природные материалы и Практическая народная игрушка. работа Праздники в цикле народного Беседа календаря. Крещенские посиделки. Праздник 4 Географическое положение и Административнотерриториальное деление Смоленской области. Экскурсия в музей г.Смоленска Климат и рельеф Смоленской области Природные воды.Реки и озера Смоленской области Растительность и животный мир Смоленской области. Экскурсия в музей г.Смоленска Фольклорно-этнографический праздник «Масленица» Метеорологические наблюдения. Праздники в цикле народного календаря. Фенологические наблюдения Практическая работа 2 Экскурсия Практическая работа Практическая работа Практическая работа экскурсия Праздник 2 2 Практическая работа Беседа 2 Практическая работа День путешественника. Беседа День космонавтики. Экскурсия Гнездовский археологический Экскурсия комплекс. Современное состояние Беседа природы. Особо охраняемые природные территории. Туристско-краеведческие сборы Практическая «Вахта памяти». работа Метеорологические Практическая наблюдения работа Летние туристско- Беседа краеведческие сборы 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 Контрольные вопросы Контрольные вопросы Практическая работа Контрольные вопросы Беседа Контрольные вопросы Практическая работа Беседа Творческая работа Контрольные вопросы Беседа Контрольные вопросы Контрольные вопросы Контрольные вопросы Беседа Творческая работа Контрольные вопросы Опрос 2 2 2 Контрольные вопросы Опрос Беседа Беседа 2 Опрос 4 Беседа 2 Контрольные вопросы Опрос 2 14 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ - Ориентируясь на решение поставленных задач, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» предусматривает реализацию: - принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, климатическими и погодными условиями Смоленской области, и т.д.; - принципа сознательности и активности, т.к. сущность образования составляют самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем работы собственного труда; - принципа доступности, который предполагает, что получаемые знания должны быть доступны для понимания обучающимися; - принципа связи теории с практикой, который предполагает, что все получаемые знания будут применяться в практической деятельности; - принципа безопасности, который предполагает постоянное соблюдение правил техники безопасности. Основные методы обучения: наглядные методы (демонстрация наглядных пособий: фотографии, рисунки, видеоролики); словесные методы (объяснение, беседа, постановка задачи, разбор, комментарии и замечания, распоряжения, указания, инструктирование и т.д.), игровой метод; проблемно-поисковый; объяснительно-иллюстративный; дифференцированного подхода; Перечень дидактических материалов: - конспекты учебных занятий; - этнографическая коллекция т/к «Гамаюн»; - геологическая коллекция т/к «Гамаюн»; - археологическая коллекция т/к «Гамаюн»; - фотоархив т/к «Гамаюн»; - видеоархив т/к «Гамаюн»; - архивные материалы т/к «Гамаюн»; - сценарии фольклорно-этнографических праздников; - программы туристско-краеведческих сборов; - маршруты походов; 15 - картографические материалы; - учебные плакаты по пешеходному, лыжному, водному туризму; - информационные электронные материалы краеведческой направленности: - памятки «Личное снаряжение участников туристско - краеведческих сборов по временам года; - раздаточный материал по темам программы. Список источников для педагога 1. Атлас Смоленской области. Под ред. А.С. Кремня. Москва, Вентана – Граф, 2007. 2. Алексеев А.А. Питание в туристском походе – М.: ЦДЮТур МО РФ, 2006. 3. География Смоленской области. Учебное пособие. Под ред. А.П.Катровского. – Смоленск: СГУ, 2001. 4. Гостюшин А.В. Человек в экстремальной ситуации. – М.: Армандпресс, 2000. 5. Грушенко В.И. Лекции. 6. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. – М.: ФЦДЮТиК, 2006. 7. Константинов Ю.С. Степанов В.С., Федотов Ю.Н. Организация детскоюношеского туризма: учебник для ВУЗов. – СПб.: СПб-ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008. 8. Константинов Ю.С. Подготовка судей по спортивному туризму – М.: ФЦДЮТиК, 2008. 9. Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918-2008 гг.). – М.:, ФЦДЮТиК, 2008. 10.Константинов Ю.С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Советский спорт, 2009. 11.Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. – М.: ФЦДЮТиК, 2005. 12.Красная книга Смоленской области. – Смоленск: СГУ, 2012. 13.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: 2011. 14.Особо охраняемые природные территории. Под ред. Шкаликова В.А.Смоленск: Универсум, 2005 15.Погуляев Д.И., Махотин Б.А. Смоленский район. – Смоленск, 1972. 16 16. Погуляев Д.И., Шостьина А.А. Природа и физико-географические (природные) районы Смоленской области. – Смоленск 1963. 17.Пончиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. – М.: Профиздат, 2007. 18.Природа Смоленской области. Учебное пособие. – Смоленск: СГУ, 2003. 19.Смоленская область. Энциклопедия. Т.1,2. – Смоленск: СГПУ, 2003. 20.Сухов А.И. Социальная психология. – М.: ИЦ Академия, 2005. 21.Шмидт Е.А. Древнерусские археологические памятники Смоленской области.- М.: Моск.рабочий, 1982. Список литературы для обучающихся 1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе – М.: ЦДЮТур МО РФ, 2015. 2. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. – М.: Профиздат, 2011. 3. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. – М.: ЦДЮТур РФ, 2004. 4. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 2011. 5. Балабанов И.В.Узлы. – М.: 2006. 6. Баленко С. Школа выживания. – М.: Коловрат, 2017. 7. Гостюшин А.В. Азбука выживания. – М.: Знание, 2005. 8. Ганиченко Л.Г. Котелок над костром. – М.: Издательский дом «Вокруг света», 2004. 9. Круглов А.И. Задачник по краеведению. – М.: Русское слово, 2006. 10.Кругецкая В.А. Правила здоровья и оказание первой помощи.- СПб.: Изд. Дом «Литера», 2008. 11. Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И., Лукоянов П.И. Питание в туристском путешествии. – M.: Профиздат. 2006. 12. Шибаев Л.В. Умеете ли мы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? – М.: ЦДЮТур МО РФ, 2006. 17