Туристы-краеведы

I.Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Историкикраеведы» является программой туристско-краеведческой направленности,
разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами
Российской Федерации и методическими рекомендациями:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России
от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №
678-р;
- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации
по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР81/02вн);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации
по реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Туристско-краеведческая деятельность - это сложный вид
педагогической работы. Туризм и краеведение - это части единого целого.
Туризм без краеведения не интересен, краеведение без знаний основ
туристской техники невозможно. Если в походах и экскурсиях не ведётся

краеведческая работа, то туризм теряет своё воспитательное значение и даже
может стать отрицательным фактором, влияющим на развитие личности
ребѐнка. Краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии
учащегося. В формах, методах и приѐмах организации краеведческой работы
заложены большие возможности развития у детей способностей,
содействуют активному усвоению знаний, выработке умений и навыков в
решении практических задач. Содержание краеведческого материала
способствует пониманию причинно-следственных связей в природных и
экономических процессах и явлениях. Комплексное краеведение
способствует усвоению учащимися основ таких наук, как метеорология,
картография, геология, почвоведение, археология, этнография и других наук,
которые расширяют общенаучный кругозор школьников.
Актуальность программы.
Используя воспитательный и
образовательный потенциал туристско-краеведческой работы, можно решать
педагогические проблемы, стоящие перед современным образованием:
гражданско-патриотическое и экологическое воспитание подрастающего
поколения.
Главная задача краеведения— удовлетворить естественную
потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края;
показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность
народу и земле.
Занятия краеведением имеют большую воспитательную
ценность, так как в них гармонично сочетаются познание Родного края,
воспитание нравственных качеств личности, оздоровление и физическое
развитие, общественно полезная деятельность.
Сохранение и укрепление
здоровья учащихся является приоритетным направлением не только для
системы образования, но и государственной политики. Здоровьесберегающая
направленность учебно–воспитательного процесса в объединении «Туристыкраеведы» реализуется через программу, органично наполненную здоровье
сберегающим содержанием с учѐтом биологического возраста детей, их
индивидуальных особенностей, уровня их здоровья.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа
разработана с учётом дефицита у современных
детей реального,
практического общения с природой родного края, ограничения их кругозора,
посредством концентрации внимания на различных интернет ресурсах.
Отсутствие у современных детей практических навыков жизни на природе,
общения и взаимодействия с природой повлекло необходимость разработки
данной программы. Программа предусматривает не только развитие навыков,
связанных со знаниями природы родного края, изучением и исследованием
её географии, растительного и животного мира, но также предусматривает
развитие коммуникативных способностей, умение поддерживать друг друга
и слаженно работать в коллективе. В условиях ограниченного реального
общения среди детей и подростков, такой опыт просто необходим для
социализации личности ребёнка и подготовки его к жизни в большом мире.
Программа «Туристы-краеведы» является частью комплексного
образовательного проекта «Детская Лесная Республика «Гамаюния», в

основу, которого заложен краеведческий принцип обучения и воспитания
Программа представляет собой интегрированный цикл теоретических и
практических занятий по географии, природе, истории, культуре Смоленской
области,
туризму;
проведение
туристско-краеведческих
сборов,
учебнотренировочных походов, фольклорно-этнографических праздников в
цикле народного календаря.
Новизна программы. Особенностью программы является реализация
практических занятий непосредственно на природе, на особой уникальной
территории Детской Лесной Республики «Гамаюния».
Педагогическая
целесообразность.
Предлагаемая программа носит комплексный характер.
Год обучения включает пять тематических разделов тесно взаимосвязанных
между собой, но самостоятельных по своему внутреннему строению. Темы
разделов могут пересекаться, так как туризм и краеведение, дополняя и
обогащая друг друга, выступают в неразрывном единстве. Учитывая
разносторонние интересы детей и многообразие окружающего мира, в
содержание программы включены
вопросы по природе, истории,
этнографии, археологии, потому что свой родной край необходимо изучать
комплексно. Содержание программы составлено с учетом принципов
концентрического освоения окружающей действительности, цикличности
познавательной, туристско-краеведческой деятельности, использования
должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития
самостоятельности участников детского объединения.
Материал
подобран по принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы в
процессе реализации. Значимая сторона программы – постоянное углубление
знаний, при неоднократном повторении материала предыдущего года на
более самостоятельном и осознанном уровне восприятия.
Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся младшего и среднего
школьного возраста (7-15 лет), интересующихся историей и традициями
родного края и активными формами познания окружающего мира.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся.
Занятия по программе не доступны для детей с ОВЗ и детейинвалидов.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися
способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах,
проектах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного
уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется

технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют
возможность дети из малообеспеченных семей, так все необходимое для
обучения оборудование и снаряжение приобретать не надо, оно есть в
наличии в образовательном учреждении.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 учебный год,
является базой для дальнейшего освоения курса обучения туристскокраеведческого клуба «Гамаюн».
Режим занятий.
Занятия проходят один раз в неделю по четыре академических часа
продолжительностью 40 минут с обязательным 15-ти минутным перерывом
после второго часа занятий.

Формы организации учебного процесса:
по количеству обучающихся используются фронтальные (со всей группой и
с общими задачами);
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей:
-туристско-краеведческие сборы
-учебно-тренировочные походы
-фольклорно-этнографические праздники
-экскурсия;
по дидактической цели:
-практическое учебное занятие
-занятие объяснение нового материала
-занятие по систематизации и обобщению знаний
-занятие по контролю знаний, умений, навыков
-комбинированное занятие.
Теоретические занятия по программе проводятся в помещениях и на
местности.
Основным местом проведения полевых практических
занятий и исследований является территория Детской Лесной Республики
«Гамаюния».
Условиями успешной реализации программы являются:
наличие учебного помещения, специального оборудования, технических
средств; необходимого туристического снаряжения и инвентаря для
организации занятий. Для осуществления учебного процесса используются
музейные коллекции клуба «Гамаюн» и архивные материалы.
Использование дистанционных образовательных технологий.
В данной программе присутствуют элементы цифровизации:

 Поддержка связи с родителями через интернет и электронную
почту;
 Применение цифровых образовательных ресурсов для реализации
различных учебных задач;
 Обмен информацией через различные интернет-сервисы (почта,
группы в социальных сетях и др. сервисы);
 Осуществление общения педагога и обучающегося в режиме онлайн (зум, скайп, чат) и офф-лайн (форум, обмен сообщениями по
электронной почте) с целью сообщения домашнего задания,
проведения бесед и консультаций;
 Для расширения и углубления знаний учащихся по каждой теме
подобран банк интернет источников с дополнительным
материалом;
 Возможность выполнения итоговых проектов с применением
цифровых ресурсов (электронные портфолио, компьютерные
презентации).
Виды занятий:
-беседы;
-экскурсии;
-походы;
-практические работы.
Учебные занятия включают теоретические, практические занятия в
помещении и на местности, а также проведение туристско-краеведческих
мероприятий: туристско-краеведческих сборов на территории Детской
Лесной Республики, учебно-тренировочных походов, экскурсий, праздников.
Соблюдение строгой последовательности тем необязательно, т.к.
последовательность диктуется конкретными условиями практической
деятельности туристско-краеведческого клуба «Гамаюн».
Формы организации учебных занятий:
- учебные теоретические занятия;
- практические занятия; - экскурсии.
- туристско-краеведческие сборы;
- учебно-тренировочный поход;
- праздники;
- посиделки;
- творческие мастерские.
Значительная часть мероприятий и учебных занятий проводится в
форме комбинированных
видов
организации учебно-познавательной
деятельности.

Цель: всестороннее развитие, воспитание и образование личности
посредством туристско-краеведческой деятельности.

Задачи:
Образовательные:
- сформировать знания краеведческого направления по географии,
истории, культуре Смоленской области;
- обучить теоретическим и практическим основам техники туризма;
- сформировать навыки и умения безопасного поведения в природной
среде;
- научить методикам исследований и наблюдений.
Воспитательные:
- познакомить с народными традициями, праздниками, обрядами;
- формировать умения и навыки исследовательской деятельности;
- подготовить к участию в комплексных программах Детской Лесной
Республики «Гамаюния»;
- воспитывать патриотизм, чувство национального самосознания.
- сформировать стремление к здоровому образу жизни.
Развивающие:
- развивать экологическое мышление и поведение;
- сформировать навыки культуры и общения в коллективе,
самостоятельности.
- создать условия для проявления и развития творческих способностей
в различных направлениях;
- развить психические процессы личности: память, внимание,
мышление, воображение.
Планируемые результаты.
Предметные:
-знание основных терминов, связанных с географией Смоленской
области;
-знание отличительных особенности географии и природы Смоленской
области;
- владение теоретическими знаниями о памятниках культуры и
истории Смоленщины;
-владение теоретическим материалом об основах туристскокраеведческой деятельности;
-знание и умения правил техники безопасности и сохранности
здоровья в различных условиях;

-знание о годовом цикле народного календаря, традиционных
праздниках и обычаях.

Метапредметные:
- умение использовать разнообразные приемы работы с информацией:
поиск и отбор;
-способность к самоорганизации, владение навыками самоконтроля,
самооценки;
-умение управлять своим поведением и деятельностью;
-умение организовывать рабочее место, соблюдать правила техники
безопасности;
-умение работать индивидуально и в группе;
-способность к сотрудничеству и коммуникации;
-владение нормами родного языка и поведения.
Личностные:
- проявление творческой активности;
- проявление интеллектуальных и творческих способностей;
-социализированность:
-оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья;
- развитость самооценки обучающегося;
- проявление гражданской активности;
Условие реализации программы.
Теоретические занятия по программе проводятся на базе Дворца
творчества детей и молодежи с использованием помещений туристскокраеведческого клуба «Гамаюн» его музеев и коллекций.
Для реализации программы предусмотрены экскурсии в музеи города,
походы выходного дня, посещение туристической базы в д. Рибшево.

Формы аттестации/контроля
 Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребёнка
по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в
форме беседы и педагогического наблюдения;

 Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после
изучения разделов/тем. Он проводится в форме педагогического
наблюдения, беседы и опроса;
 Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе.
Формы проведения: практическое задание, итоговое занятие по теме,
поход;
 Итоговый контроль проводиться в мае, в конце обучения ребёнка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в
форме письменного тестирования, а также заключается в участии
обучающегося в туристско-краеведческих сборах.

Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и
навыков полученных обучающимися при работе в студии, но и их
уровень мотивации, желания работать и получать новые знания и
умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г. Лускановой
(Приложение, таб.6). Показательные учебные действия обучающихся
проверяются с использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В.
Клёновой.

II.Учебный план
№ Наименование
разделов

Количество
часов
Всего
лесная 32

1

Детская
республика
«Гамаюния».

2

География
Смоленской области.

3

4

5

28

Теория Практика
4
28

24

4

История и культура 40
Смоленщины.

4

36

Основы
16
исследовательской
деятельности.
Туристическая
28
подготовка.
Итого: 144

2

12

12

16

48

96

Форма контроля/
аттестации
Наблюдение,
беседа,
самостоятельная
работа
Тест,
беседа,
практическая
работа
Тест,
беседа,
практическая
работа
Защита
исследовательских
работ, поход
Поход, участие в
соревнованиях

Содержание учебного плана
Раздел 1.ДЕТСКАЯ ЛЕСНАЯ РЕСПУБЛИКА «ГАМАЮНИЯ"
Цикл учебных занятий предусматривает подготовку и участие в
круглогодичных комплексных программах Детской Лесной Республики
«Гамаюния». Основные форма проведения – туристско-краеведческие сборы,
походы, экспедиции.
Темы занятий посвящены знакомству с историей и
работой туристско-краеведческого клуба «Гамаюн» с изучением музейных
экспозиций: этнографической, геологической и археологической коллекций
клуба, музея «Смоленские Украсы».

1.1. Введение.
Теория: Деятельность т\к «Гамаюн». История и традиции. Устав и
символика клуба. От туристического клуба к Детской Лесной Республике.
Фотоархив. Видеофильм. Правила поведения и техники безопасности.
1.2. Музейные экспозиции клуба.
Теория: Изучение и описание экспонатов этнографической и
геологической коллекций т\к клуба «Гамаюн».
Практика: Экскурсия в музей клуба «Гамаюн».
1.3. Дом окнами в детство.
Теория:
Знакомство с Дворцом творчества детей и молодежи,
коллективами.
Практика: Экскурсия по Дворцу творчества.
1.4. Объекты Детской Лесной Республики «Гамаюния».
Теория: Территория ДЛР. Природные и краеведческие объекты.
Археологические комплексы. Места боевых действий и захоронения Великой
отечественной войны. Карта ДЛР. Рельеф и ландшафты. Маршруты и
стоянки. Туристические возможности ДЛР.
Практика: Изучение карт, планов, дорожных дневников.
1.5.Осенние туристско-краеведческие сборы.
Теория: Подготовка к сборам. Обсуждение программы. Изучение
маршрута.
Практика: Подготовка снаряжения и продуктов. Работа по программе
сборов. Подведение итогов сборов. Оформление творческих отчетов и фотоматериалов.
1.6.Весенние туристско-краеведческие сборы.
Теория: Подготовка к сборам. Обсуждение программы.
Практика:
Подготовка
снаряжения и продуктов. Работа по
программе сборов. Праздник «Сороки». Изготовление выпечки. Проведение
праздничных обрядов. и поздравление жителей д. Рибшево и Борок.
Подведение итогов сборов. Оформление творческих отчетов и фотоматериалов.
1.7. Программа «Вахта Памяти».
Теория: Подготовка к программе. Реконструкция и благоустройство
воинских захоронений.
Практика: Проведение митинга и праздничного концерта для
жителей Духовщинского района. Подведение итогов программы.
Оформление творческих отчетов и фото-материалов.
1.8. Летние туристско-краеведческие сборы.
Теория: Подготовка к летним туристско-краеведческим сборам.
Обсуждение программы.

Практика: Изучение маршрутов. Подготовка снаряжения.

2. ГЕОГРАФИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Изучение географии Смоленской области является основой
краеведческих знаний, теоретический блок предполагает знакомство с
картами и краеведческой литературой. Закрепление материала проводится в
практических работах с контурными картами и музейными экспозициями.
2.1.Географическое положение. Административно-территориальное
деление области.
Теория: Расположение области на карте России. Координаты крайних
точек
области. История развития и изменений территории области.
Районы Смоленской области и ее границы.
Практика: Практическая работа с картой с контурными картами.
2.2. Геологическое строение и история развития области.
Теория:
Изучение палеографической таблицы. Строение
фундамента. Тектонические структуры.
Практика: Практическая работа по описанию геологической
коллекции.
2.3. Рельеф. Полезные ископаемые Смоленской области.
Теория: Морфоструктурные и морфоскульптурные формы рельефа
области. Деятельность ледников. Виды полезных ископаемых и их
использование. Месторождения
полезных ископаемых на территории
области.
Практика: Практическая работа с атласом, контурными картами и
геологической коллекцией.
2.4. Климат.
Теория: Изучение факторов, влияющих на климат. Характеристика
климата области. Климатические ресурсы. Опасные метеорологические
явления.
Практика: Практическая работа с атласом и контурными картами.
2.5. Природные воды. Реки и озера, болота и подземные воды.

Теория: Общая характеристика и виды природных вод. Водные
ресурсы
области. Охрана природных водоемов. Виды болот и их
расположение. Роль и значение болот. Водно-болотные угодья области.
Структура подземных вод и их распределение по территории области.
Практика: Практическая работа с картой.
2.6. Почвенный покров и земельные ресурсы. Растительность .
Теория: Образование почв. Основные типы почв. Земельные ресурсы
области и антропогенное воздействие. Многообразие видов растительности.
Размещение лесов и лугов по территории области. Охрана растительного
мира.
Практика: Изучение Красной книги Смоленской области.
Практическая работа с почвенной картой области.
2.7. Животный мир.
Теория: Млекопитающие. Птицы. Земноводные. Беспозвоночные.
Многообразие видов животных области и их охрана.
Практика: Изучение Красной книги Смоленской области.

3. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА СМОЛЕНЩИНЫ
Изучение исторического и культурного наследия проводится в
практических формах занятий: экскурсии и походы. Экскурсии в музеи
города проводятся в последнее воскресенье месяца.
Программа
занятий предусматривает подготовку и участие в
праздниках цикла
народного календаря, проводимых в Центре этнографии, краеведения и
туризма совместно с другими коллективами. Мероприятия проводятся в
форме праздников, посиделок.
3.1. Город-герой Смоленск.
Теория: Памятные даты истории города. Просмотр видеофильма о
Смоленске.
Практика: Экскурсия по городу.
Участие в праздничных
мероприятиях «День города».
3.2. Смоленская крепостная стена.
Теория:
История крепостной стены. Названия башен. Архивные
фотографии.

Практика: Поход вдоль крепостной стены. Изучение современного
состояния памятника истории и культуры.
3.3. Гнездовский археологический комплекс.
Практика: Учебно-тренировочный поход Козьи горы – Гнездово –
Красный Бор. Изучение Ольшанской, центральной и лесной групп курганов,
городищ, селищ. Сбор археологических экспонатов.
3.4. Экскурсия в исторический музей.
3.5.Экскурсия в музей «Смоленский лен».
3.6.Экскурсия в музей Великой Отечественной войны.
3.7. День путешественника.
Теория: Правила и форма написания и изложения доклада.
Практика: Подготовка докладов и выступления о наших знаменитых
земляках- путешественниках и исследователях.
3.8. День космонавтики.
Практика: Подготовка докладов и выступлений о наших земляках
космонавтах. Экскурсия в планетарий.
3.9. Природные материалы и народная игрушка.
Теория: Виды природных материалов. Народная игрушка.
Практика: Изготовление сувениров из природных материалов.
3.10. Праздники в цикле народного календаря. Фольклорноэтнографический праздник «Золотая Осень», «Крещенские посиделки»,
«Масленица».
Теория: Круглогодичный цикл народного календаря. Осень в
народном календаре. Зимние праздники. Весна в народном календаре.
Летние праздники русского народа.
Практика:
Подготовка праздника. Разработка сценария и
программы. Репетиция. Проведение праздника.
4.ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел включает в себя теоретическое изучение методик
наблюдений и исследований, практические занятия, обработка и обобщение
полученных данных, оформление отчетных материалов по результатам.
Основное место проведения полевых практикумов – территория Детской
Лесной Республики «Гамаюния». Также практические занятия проводятся во
время учебно-тренировочных походов по Смоленской области в разное
время года .

4.1. Методики наблюдений и исследований.
Теория:
Виды научно-исследовательской деятельности.
Краеведческие наблюдения. Фиксирование их в полевых условиях.
Коллекционирование. Ведение документации. Оформление отчетности.
Практика: Практические занятия.
4.2. Метеорологические наблюдения.
Теория: Изучение атмосферных явлений.
Практика: Наблюдения за погодой. Фиксация наблюдений. Ведение
дневника погоды. Прогноз погоды. Местные признаки и народные приметы.
Практические занятия по измерению снежного покрова.
Экскурсия на
метеостанцию. Знакомство с метео-приборами и методами наблюдений.
4.3. Фенологические наблюдения.
Практика: Наблюдения за сезонными изменениями в животном и
растительном мире. Фазы развития явлений природы. Ведение календаря
фенологических явлений. Экскурсии в природу.
4.4. Геологические исследования.
Теория: Изучение горных пород и полезных ископаемых.
Практика: Практические
занятия по сбору образцов и описанию
геологических обнажений. Описание и хранение геологических образцов.
Практическая работа с геологической коллекцией.
5. ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Туристическая подготовка является необходимой составной
частью программы. Раздел включает в себя теоретические занятия
и
овладение техникой туризма в полевых условиях во время туристскокраеведческих сборов, походов, экспедиций.
5.1 Туризм.
Теория: Основные понятия. Техника безопасности в походе. Виды туризма.
Практика: Подготовка к путешествию и комплектование
группы.
Распределение обязанностей в походной группе. Разработка маршрута.
Техника безопасности в походах.
5.2. Туристическое снаряжение.
Теория: Личное и групповое снаряжение. Требования к снаряжению.
Особенности снаряжения для разных времен года и видов походов.
Практика:
Практическая работа со снаряжением, уход за ним и
ремонт. Упаковка снаряжения и укладка рюкзака. Виды палаток.
5.3. Медицинская аптечка. Оказание первой медицинской помощи.
Теория: Состав и комплектование походной аптечки. Хранение

медикаментов. Контроль за соблюдением гигиенических требований в
походе. Предупреждение заболеваний. Лекарственные растения.
Практика: Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим и
заболевшим. Транспортировка пострадавших.
5.4. Питание в походе.
Теория: Организация питания в походе. Режим питания. Продукты и их
калорийность.
Практика: Состав пищевого рациона. Составление сметы и меню.
Подготовка продуктов перед походом и их хранение в походных условиях.
Пополнение продуктовых запасов на маршруте. Приготовление пищи в
походных условиях. Общие кулинарные правила. Рецепты походных блюд.
5.5. Ориентирование.
Теория: Карты и схемы. Масштаб. Топография. Условные знаки. Чтение
карты. Ориентирование по компасу и карте. Ориентирование по местным
предметам и сторонам горизонта. Движение по азимуту. Оценка расстояний
и времени. Определение форм рельефа.
Практика: Практические занятия по ориентированию на местности.
Правила поведения в случае потери ориентировки.
5.6 Лыжные походы.
Теория: Особенности лыжных походов. Личное и групповое снаряжение
для зимних походов. Режим, темп, порядок движения. Подъемы, спуски,
торможение, повороты. Преодоление препятствий. Техника безопасности.
История зимних походов т/к «Гамаюн».
Практика: Тренировочные выходы на лыжах. Лыжный поход.
5.7. Водные походы. Туристическое снаряжение в водных походах.
Теория:
Особенности водного туризма. Сбор информации о характере и
препятствиях маршрута. Водные маршруты Смоленской области. История
водных походов т/к «Гамаюн». Виды туристских судов. Их значение и
конструктивные особенности. Виды и устройство туристических байдарок
туристическая. Составные части. Особенности снаряжения и подготовка
байдарки к походу.
Практика: Практические занятия по сбору байдарки. Техника водного
туризма. Учебно-тренировочные занятия на воде.
5.8. Учебно-тренировочные походы.
Практика:
Походы (однодневные и на несколько дней) учебнотренировочные, проводятся несколько раз в учебном году для практического
изучения и закрепления учебных тем по всем разделам программы.
IV.Календарный учебный график.

№ Меся
п/п ц

Тема занятия

Форма
занятия

1. сентя Детская

брь

2.

лесная
республика
«Гамаюния»
Введение
Музейные экспозиции
клуба
Туризм
туристическое
снаряжение
Питание в походе.

3.
4.

и

Объяснение
нового
материала

4

Беседа

Экскурсия

4

Экскурсия

4

Педагог
ическое
наблюде
ние,
опрос
Беседа

Беседа

4

5. октя

Праздник
Осень»

6.

Географическое
положение.
Административнотерриториальное
деление области.

7.

Геологическое
Объяснение
строение,
полезные
нового
ископаемые
материала
Смоленской области.
Водные
объекты Практическая
Смоленской области.
работа
Осенние
туристскоПоход
краеведческие сборы
Климат
Смоленской Объяснение
области
нового
материала
Почвенный покров.
Практическая
Растиельность
работа
Животный мир.
Беседа
Город- герой Смоленск
Экскурсия
Смоленская крепостная
Поход
стена.
Гнездовский
Практическая
археологический
работа
комплекс
Экскурсия
в
Экскурсия
исторический музей
Зимние походы
Экскурсия

брь

8.
9.
10. нояб

рь

11.
12.
13.
14. дека

брь

15.
16.
17.
18. янва

рь

19.

Количест Форма
во
контроля
часов

«Золотая Практическая
работа

4

Объяснение
нового
материала

Зимние
туристскоПоход
краеведческие сборы
Природные материалы,
Практика
народная игрушка.
изготовления

4

Практичес
кая работа
Туристич
еские
сборы
Беседа,
опрос

4

Практиче
ская
работа

4

Беседа

4

Опрос

4

Опрос

4

Опрос

4
4
4

Беседа
Опрос

4

Опрос

4

Беседа
Беседа

4
4

Отчет

4

Практич
еская

народной
игрушки
20.
Праздники в цикле Практическая
народного календаря
работа
21.
Методики наблюдений Практическая
и исследований.
работа
22. февр Метеорологические
Практическая
аль
наблюдения
работа
23.
Фенологические
Практическая
наблюдения.
работа
24.
Геологические
Практическая
исследования
работа
25.
Дом окнами в детство
Экскурсия
26. март Медицинская аптечка
Практическая
работа
27.
Объекты
Детской
Беседа
Лесной республики
28.
Экскурсия в музей
Экскурсия
«Смоленский лен»
29.
Весенние
туристскоПоход
краеведческие сборы
30. апре День путешественника
Беседа
ль
31.
День космонавтики
Практическая
работа
32.
Ориентирование
Практическая
работа
33.
Водные походы
Объяснение
нового
материала
34.
Учебно-тренировочные
Беседа
походы
35. май
Программа
«Вахта Практическая
памяти»
работа
36.
Экскурсия в музей Экскурсия
ВОВ.

работа.
4

Опрос

4

Опрос

4

Опрос

4

Опрос

4

Опрос

4

Беседа

4

Опрос

4

Опрос

4

Опрос

4

Опрос

4

Опрос

4

Опрос

4

Опрос
Опрос

4
4

Опрос
Беседа

V.Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для обеспечения процесса обучения по данной программе необходимо
следующее оборудование и снаряжение:
-компьютер;
-видеопроектор;
-экран демонстрационный;
-атласы;
-карты;
-аптечка медицинская;
-компас жидкостный;
-курвиметр;
-термометр наружный;

-термометр водный;
-лента мерная 15-20 м;
-планшет для глазомерной съемки местности;
-палатки туристические;
-байдарки;
-набор котлов туристских;
-тросик костровый;
-топор в чехле;
-пила двуручная в чехле.

Краткое описание методики работы по программе





Организационная часть
Постановка проблем и выдача заданий.
Изложение нового материала.
Первичное закрепление новых знаний, применение их на
практике.
 Выполнение учащимися заданий и решения задач.
 Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление
ошибок.
 Подведение итогов.

Методы обучения
словесные:
- объяснение;
-рассказ;
-беседа;
практические:
- работа с географическими картами и схемами;
наглядные:
- работа с фото, видео, слайдами, мультимедиа;

исследовательские:
- запись наблюдений, ведение дневников, проведение измерений,
практические работы;
игровые:
- народные игры, ролевые игры:
проектные:
- создание творческих работ, отчетов, сценариев праздников;
воспитательные:
- мотивация;
- убеждение;
-поощрение;
- упражнение;
- стимулирование .
Педагогические технологии:
- технология группового обучения,
- технология коллективного взаимообучения,
- технология дифференцированного обучения,
- технология разноуровневого обучения,
- технология проблемного обучения,
- технология исследовательской деятельности,
- технология игровой деятельности,
- технология коллективной творческой деятельности,
- здоровьесберегающая технология
Перечень дидактических материалов:
-конспекты учебных занятий;
-этнографическая коллекция т/к «Гамаюн»;
-геологическая коллекция;
- археологическая коллекция;
-фотоархив т/к «Гамаюн»;
-видеоархив т/к «Гамаюн»;
-архивные материалы походов;
-сценарии фольклорно-этнографических праздников;
-программы туристско-краеведческих сборов;
-маршруты походов;
- учебные плакаты по пешеходному, лыжному, водному туризму;
-информационные
электронные
материалы
краеведческой
направленности;
- исторические памятники и памятные места города Смоленска;
-памятки «Личное снаряжение участников туристско–краеведческих
сборов по временам года.

Наглядный материал:
- атласы Смоленской области;
- топографические карты;
- Красная книга Смоленской области;
- свод памятников истории и культуры Смоленской области;
- тематические подборки фото-видео материалов из архива т/к «Гамаюн»
Контрольно-измерительные материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной
общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых
результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном
образовании детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.).
Диагностические материалы:
Входной контроль по направлению «Туристско-краеведческое»
Календарный учебный год:
Название коллектива: « Историки -краеведы»
Группа:
Педагог: Никитин Дмитрий Николаевич
Дата:
Фамилия,
№
имя Практические Теоретические Мотивация Воспитанность
обучающегося навыки
знания
п/п
1
12345-

(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий

Промежуточная аттестация по направлению «Туристскокраеведческое»
Календарный учебный год:
Название коллектива: т/к «Гамаюн»; программа « Историки -краеведы»
Группа:
Педагог: Никитин Дмитрий Николаевич

Дата:
Фамилия,
№
имя Практические Теоретические Мотивация Воспитанность
обучающегося навыки
знания
п/п

12345-

(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий

Итоговый контроль по направлению «Туристско-краеведческое»
Календарный учебный год:
Название коллектива: « Историки -краеведы»
Группа:
Педагог: Никитин Дмитрий Николаевич
Дата:
Фамилия,
№
имя Практические Теоретические Мотивация Воспитанность
обучающегося навыки
знания
п/п
1
12345-

(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий
Список литературы для педагога.

1. Атлас Смоленской области. Под ред. А.С. Кремня. Москва, Вентана
– Граф, 1997.
2. Алексеев А.А. Питание в туристском походе – М.: ЦДЮТур МО РФ,
1996.
3. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. – М.:
Профиздат, 1985.
4. Ганопольский В.И. Организация и подготовка спортивного
туристского похода. – М., ЦРИБ «Турист», 1986.
5. География Смоленской области. Учебное пособие. Под ред.
А.П.Катровского. – Смоленск: СГУ, 2001.
6. Григорьев В.Н. Водный туризм. – М.: Профиздат, 1990.
7. Гостюшин А.В. Человек в экстремальной ситуации. – М.: Армандпресс, 2000.
8. Грушенко В.И. Лекции.

9. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма.
– М.: ФЦДЮТиК, 2006.
10. Константинов Ю.С. Степанов В.С., Федотов Ю.Н. Организация
детско-юношеского туризма: учебник для ВУЗов. – СПб.: СПб-ГУФК им.
П.Ф.Лесгафта, 2008.
11. Константинов Ю.С. Подготовка судей по спортивному туризму –
М.: ФЦДЮТиК, 2008.
12. Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (19182008 гг.). – М.:, ФЦДЮТиК, 2008.
13.
Константинов
Ю.С.
Теория
и
практика
спортивнооздоровительного туризма: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Советский
спорт, 2009.
14. Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования. – М.:
ФЦДЮТиК, 2005.
15. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат,
1997.
16. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении
туристских слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
17. Куликов II.М., Ротштейн Л.М. Составление письменного отчета о
пешеходном туристском путешествии школьников. – М.: ЦРИБ «Турист»,
1985.
18. Куликов В.М.. Ротпггейн Л.М. Школа туристских вожаков. – М.:
ЦДЮТур МО РФ, 1997.
19. Куликов В.М.. Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в
туристском путешествии. – М.: ЦДЮТур МОНО РФ. 1997.
20. Краеведение. Пособие для учителей. Под ред. А.Ю.Даринского. –
М.: Просвещение, 1987.
21. Краткий справочник туриста. – М.: Профиздат, 1985.
22. Коринфский А.А. Народная Русь. – Смоленск: Русич, 1995.
23. Красная книга Смоленской области. – Смоленск: СГУ, 1998.
24. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда,
1989.
25. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой
группы. – М.: 2001. 26. Лебединский Ю.В., Сафонова M.В.
26. Алексеев А.А. Питание в туристском походе – М.: ЦДЮТур МО
РФ, 1996.
27.. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. – М.:
Профиздат, 1985.
28. Антропов К., Расторгуев М. Узлы. – М.: ЦДЮТур РФ, 1994.
29. Аппенянский А.И. Физическая тренировка в туризме. – М.:
ЦРИБ «Турист», 1989.
30. Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста. – М.: ФиС, 1990.
Список литературы для детей
Работа кружка юных туристов в школе. – М.: ЦРИБ «Турист», 1989.

27. Особо охраняемые природные территории. Под ред. Шкаликова
В.А.-Смоленск: Универсум, 2005
28. Погуляев Д.И., Махотин Б.А. Смоленский район. – Смоленск, 1972.
29. Погуляев Д.И., Шостьина А.А. Природа и физико-географические
(природные) районы Смоленской области. – Смоленск 1963.
31. Пончиковский В.Ю. Организация и проведение туристических
походов. – М.: Профиздат, 1987.
32. Природа Смоленской области. Учебное пособие. – Смоленск: СГУ,
2003.
33. Смоленская область. Энциклопедия. Т.1,2. – Смоленск: СГПУ,
2003. 34. Сухов А.И. Социальная психология. – М.: ИЦ Академия, 2005.
34 Туристско-краеведческие кружки в школе. Под ред. Титова В.В. –
М.: Просвещенно. 1988.
35.Тыкул В.И. Спортивное ориентирование: пособие для
руководителей кружков и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение,
1990.
36.Тимофеев М.И. Деловое общение: учебное пособие. – М.: РМОР,
2004.
37.Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. Москва, «Наука», 1967.
38.Шмидт Е.А. Древнерусские археологические памятники Смоленской
области.- М.: Моск.рабочий, 1982. 62.

Интернет ресурсы для проведения дистанционного обучения и
передачи дополнительной информации о работе объединения:
https://vk.com/dlrgamayun
https://vk.com/club190688775
https://vk.com/club67444940
https://vk.com/club117447836


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».