Русский язык от А до Я

Пояснительная записка
Направленность. Дополнительная общеобразовательная программа
«Русский язык (углубленное изучение)» относится к социальногуманитарному направлению.
Программа по русскому языку составлена на основе требований
Федерального компонента государственного стандарта общего образования
по русскому языку, Федерального Закона «Об образовании в Российской
Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17
декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего
образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»).
Актуальность. При обучении основное внимание направлено на
всестороннее изучение языка и его особенностей, а также особенное внимание
уделяется тем разделам языка, где обучающиеся имеют пробелы в знаниях
(составление индивидуальных образовательных маршрутов). На занятиях
предусмотрена работа по углубленному изучению некоторых разделов языка.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью прививать
детям любовь к русскому литературному языку, совершенствуя
орфографическую и пунктуационную грамотность, способствовать
формированию у школьников общекультурных, коммуникативных и
социальных навыков, которые необходимы им для успешного
интеллектуального развития в современном обществе, так как в настоящее
время возросли требования к общей языковой культуре школьника.
Адресат. В объединение «Русский язык от А до Я» могут вступать
обучающиеся в возрасте 14-17 лет, желающие совершенствовать опыт
речевого общения, развивать коммуникативные умения в разных сферах
функционирования языка, расширять культурный кругозор.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся. Программа может быть адаптирована для детей с ОВЗ, детейинвалидов, детей, проявивших выдающиеся способности, детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации и детей, проживающих в отдаленной сельской
местности.
Объём программы: 72 часа.
Форма организации образовательного процесса: очная.

Виды занятий: лекции, практические занятия, круглые столы, мастерклассы, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной
работы.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Цель программы. Повышение общей языковой культуры школьников,
формирование языковой и лингвистической компетенции, устранение
пробелов и корректировка знаний по наиболее сложным для освоения темам и
разделам.
Задачи программы.
Образовательные:
- способствовать развитию интереса к предмету, мотивировать их на
самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
- развивать письменную речь учащихся, формировать навыки грамотного
письма, пополнять их теоретико-литературный словарь;
- совершенствовать
орфографические,
пунктуационные,
лингвистические и коммуникативные навыки учащихся;
- вести последовательную работу по подготовке к государственной
итоговой аттестации;
- совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении
при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои
мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
Развивающие:
- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
- стимулировать стремление знать как можно больше о родном языке;
- развивать способности к творчеству, овладению и стремлению
самостоятельно добывать новые знания;
- развивать у детей способности проявлять свои теоретические,
практические умения и навыки;
- развивать навыки работы с различными источниками информации.
Воспитательные:
- воспитывать уважение и бережное отношение к слову, к богатствам
языка;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, гордости за
принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- воспитывать в детях способность воспринимать, чувствовать и ценить
прекрасное посредством работы с произведениями искусства;
Познавательные:

- развитие познавательной деятельности в работе над незнакомым материалом
или трудным заданием.
Практико-деятельностные:
- развитие навыков общения, сотрудничества, работы в группе;
- формирование практических навыков написания текста.
Социально-педагогические:
- формирование у обучающихся интереса к изучению русского языка;
- формирование грамотной личности, которая способна производить
анализ и систематизацию полученных знаний.
Планируемые результаты обучающихся:
Личностные результаты:
1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской
культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры;
2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения;
4) осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге
культур;
6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в
процессах познания.
Метапредметные результаты:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми
её участниками, не допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности; использование различных методов познания;
владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение
пользоваться лингвистическими словарями;
4) умение критически оценивать и
получаемую из различных источников;

интерпретировать

информацию,

5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием,
чтением и письмом;
6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и
письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации
(коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и
монологом.
Предметные результаты:
1) сформированность представлений о лингвистике как части
общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития
русистики, выдающихся учёных-русистах;
2) сформированность представлений о языке как знаковой системе,
закономерностях его развития, функциях языка;
3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка,
речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории
текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка;
основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи;
синонимика русского языка; источники расширения словарного состава
современного русского языка;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка;
5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах;
практическое овладение основными нормами современного литературного
языка;
6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение
различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов
разных типов речи;
8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты,
допускающие неоднозначную интерпретацию.
Условия реализации программы:

- рабочие места обучающегося и педагога должны быть оборудованы
мультимедийным компьютером и компьютерной периферией: веб-камерой,
микрофоном и аудиоколонками;
- на компьютерах должны быть установлены текстовые редакторы,
программы воспроизведения аудио файлов и видео файлов, и просмотра
мультимедийных презентаций, Skype/ Zoom и TeamViewer;
- высокоскоростной доступ обучающегося и педагога к сети Интернет;
- контрольно-измерительные материалы;
- электронный раздаточный материал;
- методическая литература.
Формы аттестации/контроля: опрос, открытый урок, тестирование,
письменный опрос, самостоятельная работа, творческий отчёт, наблюдение,
тестирование, анкетирование.
Оценочные материалы: анкетирование, тестирование, беседа, тренинг,
контрольные занятия, отчёт.
Учебный план занятий

№
п/п

Наименование
тем

Формы
аттестации/
контроля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

2

1

1

Анкета

11
3
7

5
1
2

6
2
5

Тест
Викторина
Тест

5
6

Введение
в
предмет
Работа с текстом.
Устная речь
Работа с
микротемой
Работа с цитатами
Изложения

9
13

2
5

7
8

7

Сочинения

6

2

4

Тест
Минипроект
Тест

1
2
3
4

8

9

Написание
итогового
сочинения
Контроль
Итого

16

5
72

8

8

Викторина

Тест

26

5
46

Содержание учебного плана
1. Вводное занятие.
2. Работа с текстом.
Теория. Устная и письменная речь и их виды. Приемы запоминания текста
Практика. Чтение и пересказ текста.
3. Устная речь.
Теория. Язык и речевая деятельность. Функции и формы речи. Технические
характеристики речи. Виды говорения. Развитие устной монологической речи.
Культура речи.
Практика. Монологическое высказывание на заданную тему. Описание
фотографии. Связная устная речь.
4. Микротема.
Теория. Что такое микротема. Определение тему текста, основную мысль
текста в целом и отдельных его частей. Деление текста на абзацы.
Практика. Умение разбить текст на отдельные микротемы.
5. Цитаты.
Теория. Что такое цитата. Приемы цитирования. Способы оформления цитат.
Практика. Использование цитат в тексте.
6. Изложения.
Теория. Виды изложений и их классификация. Этапы работы над изложением.
Практика. Написание изложений различных видов.
7. Сочинения.
Теория. Что такое сочинение. Классификация сочинений. Жанровое
многообразие сочинений. Традиционные и нетрадиционные жанры.
Практика. Написание сочинений.
8. Написание итогового сочинения.
Практика. Написание итогового сочинения.

9. Контроль.
Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Тема занятия

1

Сентябрь

Введение в
предмет. Работа с
текстом. Устная и
письменная речь.
Виды устной и
письменной речи.
Чтение текста,
пересказ.

2

Октябрь

Монологическое
высказывание на
заданную тему.
Описание
фотографии. Язык
и речевая
деятельность.
Функции и формы
речи. Технические
характеристики
речи.

3

Ноябрь

Виды говорения.
Развитие
устной
монологической
речи.
Культура
речи.
Что
такое
микротема.
Определение тему
текста, основную
мысль текста в
целом и отдельных

Форма
Кол-во
занятия
часов
лекция,
7
практичес
кое
занятие,
лекция,
самостоят
ельная
работа,
консульта
ция,
лекция,
практичес
кое
занятие.
лекция,
8
практичес
кое
занятие,
лекция,
самостоят
ельная
работа,
консульта
ция,
лекция,
практичес
кое
занятие,
лекция.
лекция,
9
практичес
кое
занятие,
лекция,
самостоят
ельная
работа,
консульта
ция,
лекция,

Форма
контроля
Тестовые,
контрольные задания
(устный
опрос,
письменный
опрос,
тестирование).

Создание
проблемных,
затруднительных
заданий (решение
проблемных задач,
шаблоныголоволомки и т.п.).
Передача
обучающемуся роли
педагога.

Деловые
игры.
Тестовые,
контрольные задания
(устный
опрос,
письменный
опрос,
тестирование).

4

Декабрь

5

Январь

6

Февраль

7

Март

его
частей. практичес
Деление текста на кое
абзацы.
занятие,
лекция,
практичес
кое
занятие.
Умение
разбить лекция,
текст на отдельные практичес
микротемы.
кое
Что такое цитата. занятие,
Приемы
лекция,
цитирования.
самостоят
Способы
ельная
оформления цитат. работа,
Практика.
консульта
ция,
лекция,
практичес
кое
занятие.
Использование
лекция,
цитат в тексте.
практичес
Виды изложений и кое
их классификация. занятие,
Этапы работы над лекция,
изложением.
самостоят
Практика.
ельная
работа,
практичес
кое
занятие.
Написание
лекция,
изложений
практичес
различных видов. кое
Что
такое занятие,
сочинение.
лекция,
Классификация
самостоят
сочинений.
ельная
Жанровое
работа,
многообразие
консульта
сочинений.
ция,
Традиционные и лекция,
нетрадиционные практичес
жанры.
кое
занятие.
Изучение
лекция,
структуры
практичес
сочинения.
кое

9

Домашнее задание на
самостоятельное
выполнение.
Индивидуальные
карточки с заданиями
различного
типа.
Комбинированная:
анкетирование,
наблюдение, решение
проблемы.

5

Педагогическая
диагностика.
Создание
проблемных,
затруднительных
заданий
(решение
проблемных
задач,
шаблоныголоволомки и т.п.).
Анкетирование.

9

Создание
проблемных,
затруднительных
заданий
(решение
проблемных
задач,
шаблоныголоволомки и т.п.).
Передача
обучающемуся роли
педагога.

8

Педагогическая
диагностика.
Создание

Формулировка
тезиса, проблемы.
Практика.
Написание
сочинений.

8

Апрель

Аргументы
в
сочинении.
Приемы
ввода
примеров
из
исходного текста.
Вывод сочинениярассуждения.
Композиционное
оформление.

9

Май

Приемы
сжатия
текста.
Практическое
занятие.
Разбор
теста.
Коммуникативная
компетенция.
Контроль.

занятие,
лекция,
самостоят
ельная
работа,
консульта
ция,
лекция,
практичес
кое
занятие.
лекция,
9
практичес
кое
занятие,
лекция,
самостоят
ельная
работа,
консульта
ция,
лекция,
практичес
кое
занятие.
лекция,
8
практичес
кое
занятие,
лекция,
самостоят
ельная
работа,
консульта
ция,
лекция,
практичес
кое
занятие.

проблемных,
затруднительных
заданий
(решение
проблемных
задач,
шаблоныголоволомки и т.п.).
Анкетирование.

Домашнее задание на
самостоятельное
выполнение.
Индивидуальные
карточки с заданиями
различного
типа.
Комбинированная:
анкетирование,
наблюдение, решение
проблемы.

Педагогическая
диагностика.
Создание
проблемных,
затруднительных
заданий
(решение
проблемных
задач,
шаблоныголоволомки и т.п.).
Анкетирование.

Методическое обеспечение программы
Принципы построения педагогического процесса:
- принцип постепенности и последовательности от простого к
сложному;
- принцип гармоничного развития личности;

- принцип систематичности;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню восприятия и уровню
интеллектуального развития;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип связи с практикой.
Технологии
В

основе

разработки

данной

дополнительной

образовательной

общеразвивающей программы заложены технологии:
- развивающего обучения;
- индивидуализации обучения;
- сотрудничества;
- игровая;
- здоровьесберегающая.
Методы обучения
На занятиях используются разнообразные методы обучения:
- словесные: объяснение вокально-технических приёмов, терминов и
понятий и т.д.;
- наглядные: использование аудио иллюстраций, презентаций Power
point, демонстрация педагогом образца выполнения задания;
- практические: использование упражнений и заданий по освоению
изучаемого материала;
- репродуктивный метод;
- проблемный метод;
- метод интерактивного обучения: обучающиеся активно участвуют в
ходе занятия;
- метод мысленного прорешивания заданий.

Диагностические материалы
Оценка эффективности освоения программы
«Русский язык от А до Я»
В течение года для определения результативности образовательной
деятельности по программе проводятся следующие виды контроля: вводный,
текущий, промежуточный и итоговый.
Вводный контроль – оценка стартового уровня способностей
обучающихся. Проводится в сентябре месяце.
Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем/разделов
программы и личностных качеств обучающихся. Проводится на занятиях в
течение года.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы проводится в декабре и мае месяце.
Итоговый

контроль

–

оценка

уровня

и

качества

освоения

обучающимся дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы проводится в конце обучения в мае месяце.
Формами контроля являются: педагогическое наблюдение, выполнение
практических заданий педагога, анализ педагогом и обучающимися качества
выполняемых на занятиях упражнений, проверка теоретических знаний в ходе
беседы или опроса, оценка участия обучающегося в зачётных мероприятиях.
Уровень

освоения

содержания

образовательной

программы

определяется по степени освоения обучающимся теоретических знаний и
практических умений.
Вводный контроль (сентябрь) представляет собой собеседование, в

ходе которого ребенку предлагается выполнить ряд заданий, выявляющих
способности.
Промежуточный и итоговый контроль (декабрь, май)
Проходит в форме промежуточного зачётного мероприятия, по итогам
которого педагог заполняет диагностическую карту.
Итоговая аттестация
Уровень

Критерии оценивания выступления

Высокий

Уверенное,
грамотное
владение
теоретическим
материалом, способность применять полученные знания на
практике.

Средний

Хорошее, грамотное владение теоретическим материалом,
способность применять полученные знания на практике, но
с допущением некоторых неточностей.

Низкий

Недостаточно
глубокое
владение
теоретическим
материалом,
отсутствие
владения
практическими
навыками, формальный подход к применению полученных
знаний, умений и навыков.

Также проводится диагностика личностных качеств:
Наименование
личностного
результата

Название, автор (при наличии)
диагностической методики.
Показатели, по которым
отслеживалась эффективность
деятельности.
Уровни, единица измерения
(баллы/%)

Самооценка

Методика
Г.Н.
Казанцевой
«Самооценка личности» (опросник
из 20 вопросов с вариантами
ответов «да»/«нет»). Выявляет три
уровня самооценки:

Результаты
стартовой
диагностики

Результаты
итоговой
диагностики

Мотивация.

1.
Низкая самооценка
2.
Адекватная самооценка
3.
Высокая самооценка
Мотивация
учения
и
эмоционального
отношения
к
учению - адаптированная методика
Н.Г. Лускановой (анкета из 10
вопросов с разными вариантами
ответов). Выявляет 5 уровней
учебной мотивации:
1. Высокий уровень мотивации,
учебной активности.
2. Хорошая учебная мотивация.
3. Положительное отношение к
занятиям в студии, но занятия
привлекают больше внеучебными
сторонами.
4. Низкая учебная мотивация.
5. Негативное отношение к
занятиям

Методика
выявления
уровня
нравственно-этической ориентации
НравственноЛейчуг Л. И. (наблюдение).
этическая
Критерии нравственно-этической
ориентация
ориентации: отношение к учебе, к
труду, к здоровью, к социальной
активности, отношение к другим, к
искусству, творчеству, культуре.
Уровни
нравственно-этической
ориентации
определяются
по
общей сумме баллов по всем
критериям:
1.
Высокий уровень
2. Средний уровень
3. Низкий уровень

Литература для педагога:
1. Васильевых И.П., Иванов С.Л., Дощинский Р.А. ЕГЭ-2018. Русский
язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. / Под
редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное
образование», 2018. – 384 с.
2. Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс:
базовый и углублённый уровни. – М.: Издательский центр ВЕНТАНАГРАФ, 2019 г.
3. Драбкина С.В. Единый государственный экзамен. Русский язык.
Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. /
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – 2-е изд., испр. – Москва: Интеллектцентр, 2017. – 320 с.
4. Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Комментарий к
сформулированной проблеме текста: подготовка к выполнению части 2
/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 110, [2] с. (Серия
«ЕГЭ. Практикум»).
5. 2.
Учебник. Русский язык. 10—11 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, О.М.
Александрова, А.Г. Нарушевич и др. – М.: «Просвещение», 2019 г.
6. ЕГЭ 2016. Русский язык. 50 вариантов типовых тестовых задний /
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В., Егораева Г.Т. – М.:
Издательство «Экзамен», 2016. – 447 с.

Литература для детей:
7. Бабайцева В. В. Русский язык и литература. Русский язык.
Углубленный уровень. 10-11 класс. – М.: Издательство «ДРОФА»,
2019 г.
8. Васильевых И.П., Иванов С.Л., Дощинский Р.А. ЕГЭ-2018. Русский
язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. / Под
редакцией И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное
образование», 2018. – 384 с.
9. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык и литература. Русский
язык (базовый уровень). – М.: Издательство «Просвещение», 2019 г.
10.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и
литература. Русский язык. В 2 ч. (базовый уровень). 10-11 класс. – М.:
Издательство «Русское слово», 2019 г.
11.Драбкина С.В. Единый государственный экзамен. Русский язык.
Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. /
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. – 2-е изд., испр. – Москва: Интеллектцентр, 2017. – 320 с.
12.Егораева Г.Т. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Комментарий к
сформулированной проблеме текста: подготовка к выполнению части 2
/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 110, [2] с. (Серия
«ЕГЭ. Практикум»).
13.ЕГЭ 2016. Русский язык. 50 вариантов типовых тестовых задний /
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Львов В.В., Егораева Г.Т. – М.:
Издательство «Экзамен», 2016. – 447 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».