Говорим правильно

1

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Говорим
правильно» является программой социально-гуманитарной направленности,
разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами
Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №
678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России
от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации
по реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
В основе создания этой программы использован опыт работы с детьми
5 - 6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня. Программа «Говорим
правильно» ориентирована на детей 5ти лет, так как становление речи
завершается именно в этот период. И требует коррекции как звуковой, так и
лексико-грамматической сторон речи.
Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дополнительного образования определили
новые направления в организации речевого развития детей дошкольного

2

возраста. К семи годам речевое развитие воспитанника должно
характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случае
затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать
вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические
характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного
образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как
самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению
дошкольного образования воспитанник хорошо понимает устную речь и
может выражать свои мысли и желания. А также речь включается в качестве
важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в
другие целевые ориентиры. По сути, ни один из целевых ориентиров не
может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения
целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и
коррекция речевых нарушений. Анализируя уровень развития речи
воспитанников за последние три года, отмечаю тенденцию к увеличению
количества речевых нарушений и изменению качества их развития.
В программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической
симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной
коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего
развития»);
-принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
-принцип
генетический,
раскрывающий
общие
закономерности
развития детской речи применительно к разным вариантам речевого
дизонтогенеза;
-принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные
логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности
речевого нарушения;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность,
стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением
в речи.
Актуальность программы. Недостатки устной речи могут являться
причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников
имеются
предпосылки
к
артикуляторно-акустической
дисграфии
(Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить
дифференциацию звуков родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии
доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого
недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать
затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972).
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста приводит
к значительной их компенсации.

3

Ведущим принципом программы «Говорим правильно» выступает
принцип комплексности, выражающийся в единстве подхода к профилактике
и коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностнодеятельностного подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а
также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи
сенсорного и, умственного и речевого развития. Также в рабочей программе
реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего
развития, системности, обходного пути, обще дидактические (наглядности,
доступности, индивидуального подхода, сознательности), интеграции
образовательных областей в организации коррекционно-педагогического
процесса.
Родители так же нуждаются в помощи. Недостаток информации о
речевом развитии своих детей, в дальнейшем, может пагубно отразиться на
социальной составляющей жизни ребенка.
В связи с этим, возникла необходимость создания программы по
преодолению общего недоразвития речи в учреждении дополнительного
образования.
В содержании логопедической программы учтены общие специфические
особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые
вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого
развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными
проявлениями речевой патологии.
Актуальность данной Программы дополнительного образования обусловлена
необходимостью профилактики и преодоления фонетического и
фонематического недоразвития детей как одного из необходимых средств
воспитания звуковой культуры речи и подготовки ребенка к школе, в том
числе к усвоению письменной речи. Данная программа дополнительного
образования создана на основе следующих коррекционно-развивающих
программ: «Программа логопедической работы по преодолению фонетикофонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития
речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети,
занимающиеся на занятиях по коррекции речи, приобретают:
- знания, умения и навыки речевого развития, направленные на подготовку
учащихся к школьной деятельности;
- навыки социальной адаптации (коммуникативность, активность, смелость,
общительность и др.);
- уверенность в своих силах, желание достичь лучшего результата.
Новизна программы
- введение в содержание программы новых лексических тем, инновационных
технологий;
- нетрадиционных форм обучения (занятие - путешествие, занятие – сказка,
занятие - сюжетно-ролевая игра, занятие - театр, занятие беседа с игровыми

4

элементами), направленных на создание условий для развития
познавательной деятельности детей на занятиях, а также использование
музыкального оформления во время занятий для улучшения эмоционального
состояния и настроения детей, создания непринужденной и раскрепощённой
атмосферы;
-внедрение
здоровье
сберегающих
технологий:
мимическая,
дыхательная артикуляционная, пальчиковая гимнастики.
Данная программа направлена на предотвращение и устранения
речевых нарушений у детей дошкольного возраста, а также на обогащение
лексиксико-грамматической стороны речи, а также на выравнивание
речевого и психофизического развития детей.
Адресат. Программа «Говорим правильно» ориентирована на детей 5ти
лет, так как становление речи завершается именно в этот период.
Доступность реализации программы для различных категорий детей.
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с
ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана
доступная образовательная среда, при проведении занятий используются
здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися
способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах,
фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется
технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют
возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не
предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального
оборудования.
Условия набора детей в коллектив
В группы принимаются дети с общим недоразвитием речи в возрасте от
5 лет, имеющие нормальный слух и интеллект. В одну группу зачисляются
воспитанники с учетом возраста и вида речевого дефекта. Наполняемость
групп также определяется возрастом и видом речевого дефекта.
Режим занятий
Занятия рассчитаны на группы 8-10 человек. Групповые занятия
проводятся два раза в неделю. Продолжительность одного занятия для детей
5-6 лет составляет 30 минут, что является оптимальным временем для
занятий с детьми данного возраста. Программа рассчитана на 144 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса
Дошкольники с общим недоразвитием речи 3 уровня требуют к себе
особого внимания. Поэтому и работа с ними значительно отличается от
обычных занятий по развитию для детей с нормальным речевым развитием.
Основные направления:
1. формирование лексико – грамматических средств языка:

5

a) Развитие понимания речи
б) Уточнение и расширение словарного запаса
в) Формирование обобщающих понятий. Введение их в лексикон.
г) Формирование практических навыков словоизменения с словообразования
д) Формирование навыков употребления простых распространенных
предложений и некоторых видов сложных синтаксических структур.
2) формирование правильного звукопроизношения
3) развитие связной речи.
Формирование лексико – грамматических средств языка.
Содержание занятия включает умение правильно воспринимать
обращенные вопросы.
Умение понимать различие в значении слов, связанные с изменением
морфемных элементов слова (приставки: пришел, ушел, вышел, подошел;
суффикса: дом, домик, домище).
Умение употреблять различные части речи и слова, выходящие за
рамки обиходного словаря.
Умение группировать слова по различным признакам.
Умение употреблять синонимы и антонимы.
Формирование умения понимать слова с переносным смыслом или
отвлеченным значением.
Формирование обобщающих понятий.
По развитию грамматического строя речи помимо закрепления умения
образовывать уменьшительно – ласкательные существительные, работа
ведется над:
-Умение образовывать глаголы с помощью приставок
-Умение образовывать относительные прилагательные
-Умение употреблять простые и сложные предлоги с соблюдением правил
грамматического оформления фразы
-Умение употреблять притяжательные местоимения «мой», «моя».
-Работа ведется над навыками составления предложения, закрепляется
структура предложения: Мама пьёт чай. Папа читает книгу. Новые: мама
шьет платье дочке.
Формирование правильного звукопроизношения.
Выделяем:
- Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений
-Формирование звуко - слоговой структуры слова
-Постановка, автоматизация и дифференциация звуков (в соответствии с
индивидуальным планом работы).
-Контроль за четкостью, внятностью выразительностью речи.
Развитие связной речи.
Весь процесс логопедической работы имеет четкую коммуникативную
направленность.
Усвоенные ребенком элементы языковой системы должны включаться
в непосредственное общение.

6

Основное содержание занятий по развитию связной речи заключается в
обучении детьми построению самостоятельных высказываний, закреплению
навыков построения различных типов предложения, обучение связности и
логичности изложения содержания текстов, составлении рассказов по
картинкам и серии картинок, описание предметов и объектов.
При планировании логопедической работы выделяют 2 типа занятий по
содержанию.
1 тип: занятия по формированию фонетико – фонематического строя речи им
связной речи.
К занятиям 2 типа выделено следующее требование: допускается
ненормативное произнесение звуков речи.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Цель и задачи программы
Основной целью данной программы дополнительного образования
является:
- обеспечение системы средств и условий для профилактики и
устранения речевых недостатков у детей среднего и старшего дошкольного
возраста с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием;
- осуществление своевременного и полноценного их личностного
развития;
-обеспечение эмоционального благополучия, посредством интеграции
содержания образования;
-организация взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В процессе реализации программы дополнительного образования «Говорим
правильно» решаются следующие задачи:
1. Выявить речевые нарушения на ранней стадии;
2. Развить моторные навыки;
3. Развитие дыхательной и голосовой функции;
4.Развить фонематическое восприятие, фонематические представления,
доступные возрасту формы звукового анализа и синтеза;
5. Сформировать слоговую структуру слова.
6.Развить внимание к морфологическому составу слов, их изменению и
сочетании их в предложении;
7. Развить грамматический строй речи;
8.Обогатить активный и пассивный словарный запас преимущественно
привлечением внимания к способам словообразования, к эмоциональнооценочному значению слов;
9.Воспитать умений правильно составлять простое и сложное
распространённое предложение; употреблять разные конструкции
предложений в самостоятельной связной речи;
10.Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук у детей по
средствам пальчиковой гимнастики.
11.Обучить связной монологической и диалогической речи в процессе
работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи
по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;

7

12.Предупредить возможные
трудности
в
усвоении
программы
общеобразовательной школы, обусловленных недоразвитием фонетикофонематической стороны речи у старших дошкольников.
13.Воспитать навыки сотрудничества, инициативности, доброжелательности,
коммуникативных навыков.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу обучения у учащихся должны быть сформированы:
Личностные результаты:
 умение внимательно слушать педагога и отвечать на вопросы, умение
вести себя правильно в общественных местах;
 умение решать проблемную ситуацию, позитивного общения,
продуктивного взаимодействия;
 умение терпеливо и аккуратно выполнять упражнения для развития
ручной моторики.
Метапредметные результаты:
 умение формулировать и удерживать учебную задачу;
 умение следовать при выполнении заданий инструкциям педагога,
описывающим стандартные действия.
Коммуникативные:
 адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач;
 способность к продуктивному диалогу со взрослыми и сверстниками.
Познавательные:
 умение находить желаемую информацию об окружающем мире в
различных источниках (методом наблюдения, опросом родителей,
старших товарищей);
 умение обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать
взаимосвязи между событиями окружающей действительности;
 укрепление мышц языка и губ, развитие их подвижности;
 точность выполнения пальчиковых упражнений;
 улучшение координации речи с движением;
 умение произносить звуки с продолжительным плавным выдохом;
 способность выполнять повторяющиеся действия согласно алгоритму;
 умение концентрировать внимание на предмете и его свойствах;
 умение строить простые рассуждения об объекте, его строении,
свойствах и связях.
Предметные:
К концу обучения дети должны знать:
 буквы и звуки родного языка;
 первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и
природе;
 положение артикуляционных органов при произнесении того или
иного звука;
 точность выполнения артикуляционных упражнений;

8

 дыхательные упражнения;
 правила поведения на занятиях;
 этапы звуко-слогового анализа и синтеза слова.
Уметь:
 различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки,
самостоятельно производить анализ односложных трехзвучных слов,
составлять предложения по живой модели;
 согласовывать числительное с существительным;
 согласовывать прилагательное с существительным;
 пользоваться распространенными предложениями, отвечать на
вопросы в краткой, распространенной форме, громко, не торопясь,
точно употребляя слова;
 правильно выговаривать звуки всех фонетических групп;
 определять начальный звук в слове;
 определять место нахождения заданного звука в слове;
 делить слова на слоги;
 рассказывать друг другу сказки, рассказы, загадывать и отгадывать
загадки, рассматривать и обсуждать содержание картин,выразительно
читать стихи;
Обладать навыками:
 фонематического представления;
 фонематического восприятия;
 фонематического анализа и синтеза;
 диалогической речи (начинать и поддерживать ее);
 сознательного пользования языковым материалом в зависимости от
социальной ситуации.
Формы аттестации/контроля.
Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
тестирования, беседы и педагогического наблюдения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после изучения
разделов/тем. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного
опроса, анализа выполнения творческих работ.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы
проведения: практическое задание, выставки.
Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме

9

выполнения практического задания, выставки или показа портфолио,
создания иллюстраций к художественным произведениям.
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы.
Для
оценки
степени
освоения
ребенком
дополнительной
общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых
результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
 матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном
образовании детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
 оценочные материалы, разработанные МБУ ДО “ДТДМ” (см.
Приложения).
Формы подведения итогов реализации программы
С целью отслеживания результатов по программе, педагогом проводятся
диагностические исследования по системе Симонова В.П.:
1. начальная диагностика, на которой выявляется нарушения
звукопроизношения, звукослоговой структуры слова, уровень развития
фонематических процессов, грамматического строя речи. На основании
результатов
логопедического
обследования
составляется
индивидуальный маршрутный лист каждого учащегося;
2. текущая диагностика - это изучение динамики учебных достижений
учеников, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Основными формами текущей диагностики являются диагностическое
исследование, наблюдение, беседа;
3. итоговая диагностика - оценка успешности усвоения учащимися
программы: грамотность речевого развития, учет изменений качеств
личности каждого ребенка и динамика неречевых психических
функций.
Формы проведения диагностики: беседа, наблюдение, репродуктивные и
частично-поисковые упражнения, прослушивание.
Способы определения результата
Для проведения мониторинга можно использовать контрольные
задания и тесты.
Для проведения самомонироринга можно использовать самооценку.
Учебный план
№
1
2
3
4
5
6

Тема
Диагностика детей.
Вводное занятие.
Семья
Игрушки
Огород. Овощи.
Сад. Фрукты.

Кол-во часов
теория практика всего
0
2
2
2
2
2

6
0
2
2
2
2

6
2
4
4
4
4

Формы контроля\
аттестации
Тестирование
Наблюдение
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест

10

Овощи. Фрукты. Ягоды.
Времена года. Осень.
Грибы
Перелетные птицы
Одежда. Обувь
Посуда
Зима. Зимующие птицы
Зимние забавы и
праздники
Дом, мебель
Продукты питания
Головные уборы
Новый год
Животные Севера
Дикие животные
Домашние животные
Домашние птицы
Транспорт
Наша армия
Комнатные растения
Весна
Праздник «8 марта»

2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2

4
4
4
4
4
4
4
4

Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест

2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2

2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2

4
4
2
2
4
4
4
4
4
4
4
2
4

Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест

Профессии
Наша пища
Откуда хлеб?
Мой дом
Наша страна
Человек. Части тела
Насекомые
Праздник Победы
Мир морей и океанов.
Рыбы
37 Животные жарких стран
38 Итоговая диагностика
детей
Итого:

2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2

4
4
4
4
4
4
4
4
4

Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест

2
0

2
2

4
2

Наблюдение, тест
Наблюдение, тест

69

75

144

-

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Содержание учебного плана
Тема 1. Диагностика детей.
Практика:Диагностическое обследование: развитие звукопроизношения,
грамматического строя речи, лексической стороны речи, связной речи.
Тема 2. Вводное занятие.
Теория:Правила поведения на занятиях. Техника безопасности на занятиях.
Строением артикуляционного аппарата, строение языка. Правила
использования зеркала. Показ органов артикуляции и уточнение их названия.

11

Практика:Игра:
«Познакомимся»,
«Делай
как
я».Выполнение
артикуляционных упражнений. Демонстрация и выполнение динамических и
статических артикуляционных упражнений.
Тема 3. Семья.
Теория:Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков. Развитие фонематического
слуха.
Изучение:Существительных: семья, родители, дети, сын, дочка, брат, сестра,
бабушка, дедушка.
Прилагательных: родной, любимый, взрослый, старший, младший,
заботливый.
Глаголов: жить, заботиться, расти, уважать, помогать, готовить, отдыхать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «назови ласково», «жадина», «где
позвонили?». Пересказ с опорой на серию картинок.
Тема 4. Игрушки.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: кукла, машина, клоун, юла, пирамидка, мяч,
кубики.
Прилагательных: пластмассовый, резиновый, железный, разноцветный,
плюшевый, футбольный.
Глаголов: играть, заводить, ловить, подкидывать, собирать, ухаживать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «2-5», «жадина», «противоположности»,
«есть-нет», «скажи, что слышишь».Пересказ с опорой на серию картинок.
Тема 5. Огород. Овощи.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: огород, помидор, лук, огурец, морковь,
капуста, свекла, картофель.
Прилагательных: спелый, ароматный, гладкий, горький, шершавый.
Глаголов: спеть, собирать, варить, сушить, заготавливать.
Наречий: вкусно, сладко, кисло, горько.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «тихо-громко», «какой бывает?», «Из чего
сделано?». Пересказ с опорой на серию картинок.
Тема 6. Сад. Фрукты.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие

12

дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: сад, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин,
банан, персик, ананас, виноград.
Прилагательных: спелый, ароматный, гладкий, шершавый.
Глаголов: спеть, собирать, варить, сушить.
Наречий: вкусно, сладко, кисло, горько.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «кто что услышит», «продавец и
покупатель», «найди точное слово», «один-много».Пересказ с опорой на
серию картинок.
Тема 7. Овощи. Фрукты. Ягоды.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: ягоды, арбуз, куст, малина, смородина, вишня,
черешня, клубника, земляника, крыжовник.
Прилагательных: спелый, сочный, ароматный, румяный.
Глаголов: собирать, есть, варить, сушить
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «где постучали», «кто самый
наблюдательный», «подскажи Незнайке». Пересказ с опорой на картинку.
Тема 8. Времена года. Осень.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: осень, зима, весна, лето, дождь, туман, ветер,
листопад, урожай.
Прилагательных: дождливый, пасмурный, ясный, поздняя, осенний.
Глаголов: идти, дуть, желтеть, опадать, шуршать, сохнуть, моросить.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «жмурки с колокольчиком», «закончи
предложения», «отгадай загадки». Пересказ с опорой на картинку.
Тема 9. Грибы.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: боровик, лисичка, подберезовик, мухомор,
ножка, шляпка.
Прилагательных: съедобный, ядовитый, грибной, толстый, тонкий.
Глаголов: собирать, срезать, любоваться.

13

Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «жмурки с голосом», «сосчитай до пяти»,
«один-много». Пересказ с опорой на картинку.
Тема 10. Перелетные птицы.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: аист, утка, гусь, лебедь, журавль, ласточка,
грач, скворец, кукушка, перо, крыло, гнездо.
Прилагательных: перелетный, длинноногий
Глаголов: летать, чирикать, улетать, прилетать, махать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «узнай по звуку», «Кто больше», «отгадай».
Пересказ с опорой на картинку.
Тема 11. Одежда. Обувь.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: кофта, штаны, платье, юбка, колготки, носки,
куртка, пальто, плащ, шапка, шарф, перчатки, туфли, сапоги, ботинки.
Прилагательных: короткий, длинный, чистый, грязный, шерстяной, меховой,
кожаный, осенний, зимний.
Глаголов: надевать, обувать, шить, вязать, застегнуть, развязать, чистить,
стирать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «жмурки с голосом», «Какой, какая, какие»,
«подбери признак, действие».Пересказ с опорой на картинку.
Тема 12. Посуда.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: кастрюля, сковородка, кружка, тарелка, ложка,
вилка, чайник, носик, ручка, дно.
Прилагательных: столовый, чайный, кухонный.
Глаголов: накрывать, прибирать, ставить, кипятить, варить, жарить,
наливать, мыть, есть.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «отгадай звук», «назови ласково», «есть-нет».
Пересказ без опоры на картинку.
Тема 13. Зима. Зимующие птицы.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие

14

дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: декабрь, январь, февраль; снежинка, метелица,
снегопад, гололед, сугроб, мороз, иней, ворона, сорока, синица, снегирь,
голубь, кормушка, корм.
Прилагательных: снежный, ледяной, холодный, пушистый. Морозный,
сильный, рыхлый, зимующий, красногрудый.
Глаголов: лететь, падать, чистить, сыпать, трещать, завывать, кружить,
клевать, кормить, зимовать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «узнай по звуку», «образуй новое слово»,
«подбери родственников», «скажи наоборот».Пересказ без опоры на
картинку.
Тема 14. Зимние забавы и праздники.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: санки, лыжи, коньки, снеговик, снежинки,
праздник, хоровод, поздравления, Новый год, Рождество.
Прилагательных: радостный, новогодний, шумный, разноцветный, нарядный,
еловый, снежный, ледяной.
Глаголов: кататься, лепить, сгребать, веселиться, танцевать, поздравлять,
дарить.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «угадай, чей голосок», «слова-приятели»,
«что из чего сделано».Пересказ без опоры на картинку.
Тема 15. Дом. Мебель.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: этаж, лифт, лестница, комната, пол, потолок,
кухня, кровать, табурет, кресло, диван, стол, стул, шкаф, буфет.
Прилагательных: многоэтажный, кирпичный, деревянный, чистый, уютный,
мягкий, книжный, письменный, обеденный.
Глаголов: стоить, жить, отдыхать, обедать, прибирать, расставлять.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «улиточка», «из чего сделано?», «Чей, чьё,
чья?».Пересказ без опоры на картинку.
Тема 16. Продукты питания.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.

15

Изучение: Существительных: завтрак, обед, ужин, молоко, сметана, кефир,
хлеб, колбаса, сыр, мясо…
Прилагательных: вкусный, сладкий, полезный, свежий, мягкий, черствый,
молочный.
Глаголов: готовить, есть, покупать, печь, резать, наливать.
Наречий: вкусно, аппетитно
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «улавливай шепот», «чей,чьё,чья?», «из чего
сделано?».Пересказ без опоры на картинку.
Тема 17. Головные уборы.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: шапка, бейсболка, панама, ушанка, косынка,
шляпа, колпак.
Прилагательных: кожаный, ситцевый, фетровый, меховой, соломенный.
Глаголов: носить, примерять, выбирать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «горшочек», «какой бывает», «найди точное
слово». Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Тема 18. Новый год.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: Новый год, Дед Мороз, Снегурочка.
Прилагательных: праздничный, нарядный, новогодний.
Глаголов: ожидать, наступать, зажигать, сверкать, мигать, наряжать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «слушай и выполняй»,«противоположности»,
«один-много».Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Тема 19. Животные Севера.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: Север, тюлень, морж, белый медведь, олень,
пингвин, шерсть, ласты.
Прилагательных: лохматый, хищный, опасный, северный.
Глаголов: добывать, плыть, нападать, охранять, прятаться.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «хлопки», «кто самый наблюдательный?»,
«покажи Незнайке».Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Тема 20. Дикие животные.

16

Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: заяц, белка, медведь, волк, лиса, ёж, лось; рога,
копыта, ноздри, иголки, кисточки, нора, берлога, дупло, логово.
Прилагательных: пушистый, бурый, неуклюжий, хитрый, злой, трусливый,
колючий.
Глаголов: переваливаться, реветь, спать, охотиться.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «кто летит (бежит,идет,прыгает)?», «закончи
предложения», «отгадай».Составление рассказа по серии сюжетных
картинок.
Тема 21. Домашние животные.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: кот, собака, лошадь, корова, овца, свинья, коза,
котенок, щенок, жеребенок, теленок, ягненок, поросенок, козленок.
Прилагательных: рогатый, безрогий, пушистый, лохматый.
Глаголов: мычать, лаять, мяукать, ржать, блеять, хрюкать, охранять.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «запомни слова», «сосчитай до пяти»,
«назови ласково». Составление рассказа по сюжетной картинке по
наводящим вопросам.
Тема 22. Домашние птицы.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: курица, петух, утка, селезень, индюк, гусь;
клюв, хвост, перья, лапы.
Прилагательных: длинношеий, короткокрылый.
Глаголов: кудахтать, крякать, гоготать, балботать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «красный-белый», «один-много», «кто
больше».Составление рассказа по сюжетной картинке по наводящим
вопросам.
Тема 23. Транспорт.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.

17

Изучение: Существительных: лодка, корабль, самолет, вертолет, трамвай,
троллейбус, автобус, метро, поезд; колеса, фары, весла, кузов, сиденье.
Прилагательных: наземный, водный, подземный, воздушный, легковой,
грузовой, пассажирский.
Глаголов: летать, плавать, мчать, тормозить, ехать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «где звук?», «отгадгай», «какой,
какая,какие?».Составление рассказа по сюжетной картинке по наводящим
вопросам.
Тема 24. Наша армия.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: солдат, офицер, пограничник, танкист, связист.
Прилагательных: смелый, выносливый, мужественный.
Глаголов: защищать, охранять, воевать, служить.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «кто громче?», «подбери признак, действие»,
«есть - нет».Составление рассказа по сюжетной картинке по наводящим
вопросам.
Тема 25. Комнатные растения.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: орхидея, декабрист, фиалка, фикус.
Прилагательных: цветущий, колючий, гладкий, шершавый.
Глаголов: ухаживать, поливать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «скажи, что ты слышишь?», «образуй новое
слово», «2-5». Составление рассказа по сюжетной картинке с помощью
логопеда.
Тема 26. Весна.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: март, апрель, май; гроза, молния, гром.
Прилагательных: ранний, солнечный, дождливый, пасмурный.
Глаголов: греть, бежать, лить, греметь, светить, распускаться.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «угадай, чей голос», «подбери
родственников», «скажи наоборот». Составление рассказа по сюжетной
картинке с помощью логопеда.

18

Тема 27. Праздник «8 марта»
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Прилагательных: праздничный, торжественный, долгожданный.
Глаголов: поздравлять, дарить, радовать, желать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «Наседка и цыплята», «назови ласково»,
«слова-приятели». Составление рассказа по сюжетной картинке с помощью
логопеда.
Тема 28. Профессии.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: повар, фотограф, швея, парикмахер, врач,
шофер, обувщик, учитель.
Прилагательных: ответственный, сильный, умный, креативный.
Глаголов: шить, строить, расчесывать, лечить, учить, варить,
фотографировать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «Кто что услышит?», «кто кем работает»,
«лото». Составление рассказа по сюжетной картинке самостоятельно.
Тема 29. Наша пища.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: хлеб, батон, молоко, мясо, рыба.
Прилагательных: полезный, вредный, жирный, пресный.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «продавец и покупатель», «какой продукт
пропустили?», «поваренок».Составление рассказа по сюжетной картинке
самостоятельно.
Тема 30. Откуда хлеб?
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Уточнение артикуляции.
Развитие
дыхания.
Формирование
моторных
навыков.Развитие
фонематического слуха.
Изучение: Существительных: хлеб, рожь, зерно, пшеница, мука, урожай.
Прилагательных: ржаной, пшеничный, румяный, мучной, черствый.
Глаголов: сеять, собирать, выпекать.

19

Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «где звенит?», «что в карзине?».Составление
рассказа по сюжетной картинке самостоятельно.
Тема 31. Мой дом.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение:Существительных: этаж, лифт, лестница, комната, пол, кухня,
спальня, прихожая, гостиная.
Прилагательных: многоэтажный, кирпичный, деревянный, уютный,
обеденный, письменный.
Глаголов: строить, отдыхать, прибирать, расставлять.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «жмурки с колокольчиком», «разрезные
картинки», «чего не стало?».Составление рассказа по сюжетной картинке
самостоятельно.
Тема 32. Наша страна.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: Россия, город, улица, площадь, парк, фонтан.
Прилагательных: родной, чистый, красивый.
Глаголов: жить, беречь.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «жмурки с голосом», «один - много»,
«большой - маленький».Составление рассказа по сюжетной картинке
самостоятельно.
Тема 33. Человек. Части тела.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: ухо, глаз, нос, рот, голова, туловище, нога,
рука.
Прилагательных: высокий, низкий, худой, толстый; широкий, курносый,
прямой.
Глаголов: видеть, слышать, дышать, ощущать, трогать…
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «узнай по звуку», «части целого», «разложи
по своим местам». Составление рассказа на заданную тему, без опоры на
картинный материал.
Тема 34. Насекомые.

20

Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: насекомые, гусеница, бабочка, жук, комар,
муха, пчела, оса, кузнечик, муравей, муравейник.
Прилагательных: вредный, полезный, майский.
Глаголов: вредить, точить, грызть, ползать, летать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «узнай по голосу», «угадай, что нарисовано»,
«насекомые заблудились».Составление рассказа на заданную тему, без опоры
на картинный материал.
Тема 35. Праздник Победы.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: победа, победитель, война, мир, герой,
поступок.
Прилагательных: непобедимый, вражеский, героический, майский.
Глаголов: побеждать, воевать, разрушать.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «угадай, чей голосок», «отгадай загадки»,
«закончи предложения».Составление рассказа на заданную тему, без опоры
на картинный материал.
Тема 36.Мир морей и океанов. Рыбы.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: море, океан, щука, сельдь, ёрш, сом, хвост,
чешуя.
Прилагательных: хищный, мирный, быстрый, поворотливый.
Глаголов: ловить, подкармливать
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «Улиточка», «морские жители», «угадай, кто
уплыл».Составление рассказа на заданную тему, без опоры на картинный
материал.
Тема 37. Животные жарких стран.
Теория: Развитие импрессивной и экспрессивной речи. Формирование
лексических и грамматических форм. Уточнение артикуляции. Развитие
дыхания. Формирование моторных навыков.Развитие фонематического
слуха.
Изучение: Существительных: жираф, зебра, лев, тигр, верблюд, слон,
кенгуру.

21

Прилагательных: высокий, пятнистый, полосатый, длинноногий, лохматый,
зубастый.
Глаголов: добывать, охотиться, питаться, охранять, плыть.
Практика:Выполнение артикуляционной, дыхательной гимнастики и
пальчиковой гимнастики. Игры «улавливай шепот», «кто убежал», «одинмного».Составление рассказа на заданную тему, без опоры на картинный
материал.
Тема 38. Итоговая диагностика детей.
Практика:Диагностическое обследование: развитие звукопроизношения,
грамматического строя речи, лексической стороны речи, связной речи.
Календарный учебный график
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Месяц
сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Тема
Диагностика детей.
Вводное занятие.
Семья
Игрушки
Огород. Овощи.
Сад. Фрукты.
Овощи. Фрукты. Ягоды.
Времена года. Осень.
Грибы
Перелетные птицы
Одежда. Обувь
Посуда
Зима. Зимующие птицы
Зимние забавы и
праздники
Дом, мебель
Продукты питания
Головные уборы
Новый год
Животные Севера
Дикие животные
Домашние животные
Домашние птицы
Транспорт
Наша армия
Комнатные растения
Весна
Праздник «8 марта»
Профессии
Наша пища
Откуда хлеб?
Мой дом
Наша страна

Колво
часов
6
2
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4

Формы контроля\
аттестации

4
4
2
2
4
4
4
4
4
4
4
2
4

Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест

4
4
4
4
4

Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест

Тестирование
Наблюдение
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест

22

33
34
35
36

май

37
38
Итого:

Человек. Части тела
Насекомые
Праздник Победы
Мир морей и океанов.
Рыбы
Животные жарких стран
Итоговая диагностика
детей

4
4
4
4

Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест
Наблюдение, тест

4
2

Наблюдение, тест
Наблюдение, тест

144

-

Методическое обеспечение программы
Программа составлена с учётом коррекционно-развивающей системы,
обеспечивающая полноценное овладение фонетике-фонематическим и
лексико-грамматическим строем языка.
Развитие просодической стоны речи: дыхательные тренажеры,
игрушки и пособия для развития дыхания;
Коррекция произносительной стороны речи: картотека материалов
для автоматизации и дифференциации звуков всех групп(слоги, слова,
словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, тексты, словесные
игры, предметные картинки);
Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков
слогового анализа и синтеза: слоговые таблицы, предметные картинки
разной слоговой структуры;
Совершенствование фонематических представлений развитие
навыков звукового анализа и синтеза: раздаточный материал по
формированию звукового анализа и синтеза, настольно - печатные
дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и
синтеза, магнитная азбука, разрезной алфавит.
Основополагающий принцип проведения занятий по коррекционноразвивающей работе положен комплексный подход, направленный на
решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого
развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе —
задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически,
за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на
каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование
нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение
фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.
Ведущие методы и приёмы: практические, наглядные и словесные.
Практический метод: упражнения, игры и моделирование.
Упражнения подразделяются на подражательно - исполнительские,
конструктивные и творческие.
Упражнения практического характера (дыхательные, голосовые,
артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику)
В упражнениях творческого характера предполагается использование
усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.

23

Игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации.
Их использование определяется задачами и этапами коррекционнологопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и
индивидуально-психическими особенностями детей.
Игровые упражнения с имитацией действия: рубят дрова, деревья
качаются от ветра, имитация походки медведя, лисы, вызывает
эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использование в
целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и
связях между элементами этих объектов.
Эффективность их использования зависит от следующих условий:
модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре
аналогичной ему; быть доступной для восприятия ребенком данного
возраста; должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и
знаниями. Широкое применение получило знаково-символическое
моделирование; при формировании звукового анализа и синтеза
используются графические схемы структуры предложения, слогового и
звукового состава слова.
Наглядные методы: наблюдения, рассматривание рисунков, картин,
макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также
показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают
в качестве самостоятельных методов.
Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей
артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.
Воспроизведение аудио записей сопровождаются беседой логопеда,
пересказом. Аудио записи речи самих детей используются для анализа, для
выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах
коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.
Видеозаписи используются при автоматизации звуков речи во время
беседы, при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной
речи при устранении заикания, для развития связной речи.
Словесные методы: рассказ, беседа, чтение.
Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, его
воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену
впечатлениями.
Кроме рассказа, используется пересказ сказок, литературных
произведений (краткий, выборочный, развернутый и т. д.).
При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие
познавательной деятельности, закрепление правильного произношения,
уточнения грамматической структуры предложений, закрепление навыков
плавной слитной речи и т. д.

Список литературы
24

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексикограмматического недоразвития речи у дошкольников с онр. С.П.:
Детство-Пресс.2002.
2. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.М.: Владос. 2003.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические
занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. М.:
Гном-Пресс. 1999.
4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001.
5. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников.
М.: Мозаика Синтез. 2006. 64с.
6. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим
недоразвитием речи (с 4-7 лет). СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС. 2006.
7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. СПб..2005.
8. Поваляева М.А. «Справочник логопеда». Ростов-на-Дону. 2002.
9. Соловьёва Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками
речи. М.:ТЦ Сфера. 2009.
10.Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно: система коррекции ОНР у
детей 6 лет», «Дневник воспитателя логопедической группы». М.. 2002.
11.Филичева Т.Б.,Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.:
«Издательство ГНОМ и Д». 2000.
12.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание
детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М.. 1991.
13.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим
недоразвити-ем речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.:
Альфа. 1993.
14.Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. М.:просвещение.
1988.
15.Чиркина. Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.:
Просвещение. 2009.
16.Ястребова А.В. Комплекс занятий по формированию у детей
речемыслительной деятельности. М.:АРКТИ. 2001

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».