Да здравствует игра

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Да здравствует игра!»
является программой социально-гуманитарной направленности, разработана в
соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации
и методическими рекомендациями:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации
от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ
в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «ДТДМ» г. Смоленска.
Актуальность программы. Анализ ситуации, сложившейся в детской среде в
последние годы, свидетельствует об отсутствии должного внимания общества к
организации свободного времени школьников, что ведет к самым негативным
последствиям.
Вопросы организации детского досуга так же актуальны сегодня, как и
проблема организации культурного досуга.
2

Сегодня одной из самых доступных форм активного досуга остается игровая
деятельность во всем многообразии видов.
Игра – это развивающая деятельность, формирующее поведение ребенка,
обладающего свободой выбора, ищущего и находящего способы действий и,
значит, создающего то, чего раньше не делал. Такая деятельность и есть
творчество.
Программа клуба «Организаторы массовых дел» представляет собой модель
организации образовательного процесса, раскрывающую возможности и
особенности досуговой деятельности детей в системе дополнительного
образования.
Отличительные особенности программы.
Особенностью данной программы является четко выраженная социальногуманитарная, социокультурная и личностная направленность. Программа
ориентирована на создание развивающей социально-культурной среды общения и
выстроена таким образом, чтобы дать возможность каждому ребёнку реализовать
себя на практике в роли ведущего игровых программ. Причём игра выступает и
ведущим методом процесса обучения и основополагающей тематической
направленностью программы. Социокультурная ориентация данной программы
обуславливает и её результаты: социализации и адаптацию обучающихся в микрои макро-социуме через формирование у них опыта организации и самоорганизации
культурного досуга, развитие лидерских качеств, а так же позитивное влияние на
развитие детского досуга в условиях ДТДМ и школ города.
Педагогическая целесообразность.
Несомненным достоинством данной программы является её творческая,
общественно- практическая направленность. Разработка и проведение зрелищнодосуговых программ для сверстников и младших школьников способствует
формированию активной, личностной позиции, развитию творческих способностей
детей. Это обеспечивается системой вариативных творческих заданий, методами
моделирования и конструирования сценариев и программ, используемых в
процессе занятий, а так же реализацией принципа творческого сотрудничества на
уровнях педагога и обучающихся между собой.
Адресат: дети и подростки в возрасте 7-12 лет.
Доступность программы для различных категорий обучающихся
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная
образовательная
среда,
при
проведении
занятий
используются
здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа
предусматривает
обучение
детей
с
выдающимися
способностями. При работе с этими обучающимися на занятиях используются
3

элементы разноуровневого обучения, предусмотрено участие в конкурсах,
фестивалях, выставках.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется
технология педагогической поддержки. Обучаться
по программе имеют
возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает
приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Срок реализации: 1 год.
Объём программы: 72 часа.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Форма организации учебного процесса: очная с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий. Основные формы
занятий – работа с целым коллективом, групповые и индивидуальные.







Формы занятий:
уроки актерского мастерства и сценической речи;
практикумы;
деловые и ролевые игры;
репетиции;
игровые программы;
выездные тематические занятия.

Цель программы: развитие и реализация организаторских и творческих
способностей детей в процессе игровой деятельности.
Задачи программы.
обучающие:
- познакомить обучающихся с основами психологии игрового общения;
- научить технике организаторской деятельности;
- формировать умения и навыки, необходимые для организации детского
самоуправления;
развивающие:
- приобщить детей к художественно-творческой деятельности;
- способствовать развитию индивидуальных способностей каждого члена
коллектива;
- развить актерские способности;
- развить организаторские способности;
- формировать деловые качества;
- развить эстетического вкуса.
4

воспитательные:
- воспитывать культуру поведения и общения с аудиторией;
- формировать навыки саморегуляции;
- воспитывать социально-активную личность;
- воспитывать высоконравственную личность.
Планируемые результаты обучающихся:
Личностные:
- развитие творческих способностей, культуры поведения, ответственности,
дисциплинированности, трудолюбия, познавательной активности;
-сформированнность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку;
-сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные:
-умение определять цели и задачи учебной деятельности, определять
последовательность действий.
- умение технически правильно выполнять упражнения, использовать их в
игровой и соревновательной деятельности;
-умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и
отдых во время занятий.
Предметные:
-знание основных терминов по игровой и театральной деятельности,
особенностей проведения игровых этюдов;
-умение организовывать и проводить со сверстниками и другой аудиторией
игры различного направления;
- умение в
доступной форме объяснять правила проведения игр и
соревнований.
Условия реализации программы:
- кабинет, оснащенный партами, стульями;
- ноутбук;
- аудио-колонки;
- реквизит;
- наличие актового зала;
- наглядные пособия;
-литература

Виды и формы контроля результатов обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе:

5

 Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
тестирования, беседы.
 Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в
форме педагогического наблюдения, устного и письменного опроса, анализа
выполнения творческих работ.
 Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы
проведения: тест, практическое задание, деловая /ролевая игра.
 Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по
программе. Он проходит в форме тестирования, творческого отчёта.
Формы контроля: опрос, зачёт, открытый урок, тестирование, письменный
опрос, самостоятельная работа, творческий отчёт.
Контрольно-измерительные материалы:
При оценке предметных результатов обучения детей по программе
применяются таблицы «Входной контроль», «Промежуточный контроль»,
«Итоговый контроль» (см. приложение).
Личностные и метапредметные результаты обучающихся оцениваются с
использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой.
В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков
полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания работать и
получать новые знания и умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г.
Лускановой.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Название
раздела, темы

Количество часов
всего

теория

практика

Формы
аттестации/контроля
6

1 Азбука
организатора
массовых дел
2 Методы и приёмы
в организации
детских игр и их
проведении

Опрос
12

4

8
Зачёт

30

10

20

3 Культура и
техника речи.

Тестирование
10

4 Работа с
литературным
текстом: стихи и
проза.

4

6
Зачёт

8

4

4
Творческий отчёт

5
Основы
актёрского
мастерства.
Итого:

12

72

4

26

8

46

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема I. Азбука организатора массовых дел.
Теория: Установить живое общение между зрителями и артистами.
Поддерживать в зале положительную атмосферу.
Овладеть техникой речи. Разделы техники речи: дикция, дыхание, голос.
Практика: Выступление в роли ведущих (соведущих) вместе с преподавателем
в следующих мероприятиях: «Посвящение в первоклассники», «Новогодние
представления», «8 марта! «День защитника Отечества», отчёт в коллективе.
Тема 2. Методы и приёмы в организации детских игр и их проведении.
Теория: Психолого-педагогические условия организации детских игр.
Организационная основа проведения детских игр: выбор игры, предложение игры
детям, оборудование и оснащение игровой площадки, разбивка на команды и
группы, распределение ролей в игре, развитие игровой ситуации, завершение игры.
Основные принципы организации игры
-отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру
- принципы развития игровой динамики
7

- принципы поддержания игровой атмосферы
- принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности
- принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам
Практика:
Составление и проведение игровых программ: «Да здравствует, вежливость и
доброта!», с элементами фольклора «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!» и
«Масленица в гости к нам пришла», «Новогодняя дискотека».
Тема 3. Культура и техника речи.
Теория. Беседа о правилах поведения на сцене. Артикуляционная гимнастика.
Практика. Упражнение «Насос и мяч». (Тренировка трех видов дыхания,
умении артикулировать звуки «С» и «Ш», работа с воображаемым предметом).
Упражнение «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Птичий двор»,
«Весёлые стихи» (дети учатся четко произносить согласные на конце слова,
подбирать рифму к словам).
Игра «Волшебная корзинка» (развивает воображение, пополняет словарный
запас).
Скороговорки (тренировка речевого аппарата).
Голосо-речевой тренинг.
Тема 4. Работа с литературным текстом: стихи и проза.
Теория. Изучение и обработка литературного материала под руководством
педагога.
Практика. Создание оригинальной пьесы. («История про.., который…»,
«Сказка про… и про…» и т. д)
Инсценировка литературного произведения (рассказ, повесть, отрывок из
романа, поэтические произведения: «Мойдодыр», « Федорино горе»).
Адаптация готовой пьесы к условиям коллектива (повествовательный и
драматический текст, сфера диалога и сфера игры, речевая характеристика
персонажа, речевое поведение персонажа, озвучиваем немое кино и т.д)
Речевая характеристика персонажа.
Тема 5. Основы актёрского мастерства.
Теория. Игры на внимание: «Поймай хлопок», «Рыбка», «3,13,30»,
освобождение мышц: «Взрыв», «Шарик».
-Актёрский тренинг (человек-оркестр, воображаемые представления: представь
и услышь- звуковое воображение, представь и ощутишь запах, представь и
коснёшься).
Практика. Пальчиковые игры и упражнения.
-Упражнения на развитие речи.
-Мир эмоций.
- «Волшебные» средства понимания (творческие задания по изменению
интонации, пантомимические этюды).
-Театр мимики и жестов. Пантомима.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
8

№
п/п

Месяц

Тема занятия

Форма
занятия

Беседа

Количество
часов

Форма
контроля

1. Сентябрь

Оргсбор.
Планирование на год.
Анкетирование.
Азбука организатора
массовых дел.

2. Сентябрь

Методы и приёмы в
организации детских
игр и их проведении.
Культура и техника
речи.
Работа
с
литературным
текстом: стихи и
проза.

Игровой
практикум

1

Игровой
практикум

1

5. Сентябрь

Элементы актёрского
мастерства.

Игровой
практикум

1

Практическое
задание

6. Сентябрь

Комплекс
упражнений
«голосовая
разминка»
Уроки
ритмопластики.
Рождение
пластического образа

Игровой
практикум

1

Опрос

Игровой
практикум

1

Практическое
задание

8. Сентябрь

Координация
движений и
равновесия

Игровой
практикум

1

Игровой
практикум

9. Сентябрь

Движение и музыка

Игровой
практикум
Игровой
практикум
Игровой
практикум
Игровой
практикум
Игровой
практикум
Беседа

1
1

творческое
задание
Опрос

1

Опрос

1

Опрос

1

Зачёт

3. Сентябрь
4. Сентябрь

7. Сентябрь

10. Октябрь

Движение и музыка

11. Октябрь

Движение и музыка

12. Октябрь

Движение и музыка

13. Октябрь

Движение и музыка

14. Октябрь

Методы и приёмы в
организации детских
игр

1

1

Беседа

1

Опрос

Выполнение
творческого
задания
Практическое
задание
Выполнение
творческого
задания

Опрос

9

15. Октябрь

16. Октябрь

17. Октябрь

18. Октябрь

Ролевая игра

1

Практическое
задание

Игровой
практикум

1

Практическое
задание

Понятия:
Беседа
театральное
искусство,
актёры,
декорации, спектакль
и т.д.
Практикум
Создание образа

1

Опрос

1

Педагогическое
наблюдение
Зачёт

Освоение
пространства
Театр пантомимы и
пластики

19. Ноябрь

Сюжетно-ролевые
игры (теория)
(практика)

Беседа

1

20. Ноябрь

Развивающие игры
(практика)

Ролевая игра

1

Практическое
задание

21. Ноябрь

Музыкальные игры
(практика)

1

Опрос

22. Ноябрь

Театральные игры

Мастер-класс

1

23. Ноябрь

Изучение и
обработка
литературного
материала

Беседа

1

Педагогическое
наблюдение
Опрос

24. Ноябрь

Инсценировка
литературного
произведения

Игровой
практикум

1

Творческое
задание

25. Ноябрь

Инсценировка
литературного
произведения

Ролевая игра

1

Педагогическое
наблюдение

26. Ноябрь

Актёрский тренинг

1

27. Ноябрь

Составление
сценарных планов

Игровой
практикум
Беседа

Творческое
задание
Опрос

28. Ноябрь

Актёрский тренинг

1

29. Декабрь

Актёрский тренинг.

30. Декабрь

Пальчиковые игры и

Игровой
практикум
Игровой
практикум
Игровой
практикум

1

1

Творческое
задание
Зачёт

1

Опрос
10

31. Декабрь

упражнения.
Сфера диалога и
сфера игры.

Беседа

1

Опрос

32. Декабрь

Сфера диалога и
сфера игры.

Беседа

1

Зачёт

33. Декабрь

Театр сказки.
Сказка-цвет, сказказвук, сказкадвижение.

Беседа

1

Опрос

34. Декабрь

Театр сказки.
Сказка-цвет, сказказвук, сказкадвижение

Игровой
практикум

1

Опрос

35. Декабрь

Театр сказки.
Сказка-цвет, сказказвук, сказкадвижение

Игровой
практикум

1

Зачёт

36. Декабрь

Характеристика
персонажа.

Беседа

1

Опрос

37. Декабрь

Характеристика
персонажа.

Игровой
практикум

1

Зачёт

38. Январь

Костюмированные
импровизации.

Беседа

1

Опрос

39. Январь

Костюмированные
импровизации.

Игровой
практикум

1

Творческое
задание

40. Январь

Костюмированные
импровизации.

Ролевая игра

1

Опрос

41. Январь

Костюмированные
импровизации.

Ролевая игра

1

Зачёт

42. Январь

Сказкотерапия.

Беседа

1

Опрос

43. Январь

Сказкотерапия.

1

Зачёт

44. Февраль

Музыкальные игры
работа с фон-мой.

Игровой
практикум
Практикум

1

Практическое
задание

45. Февраль

Музыкальные игры
работа с фон-мой.

Практикум

1

Опрос
11

46. Февраль

Музыкальные игры
работа с фон-мой.

47. Февраль

Театр.
представления,
праздники, концерты,
конкурсы,
викторины.
Театр.
представления,
праздники, концерты,
конкурсы,
викторины.
Творческие игры.

48. Февраль

49. Февраль

Практикум

1

Опрос

Беседа

1

Опрос

Беседа

1

Опрос

Практикум

1

Игровой
практикум

50.

Март

Творческие игры.

Практикум

1

Игровой
практикум

51.

Март

Творческие игры.

Практикум

1

Зачёт

52.

Март

Подготовка
программы

Репетиция

1

Игровой
практикум

53.

Март

Подготовка
программы

Репетиция

1

Творческое
занятие

54.

Март

Подготовка
программы

Репетиция

1

Практическое
задание

55.

Март

Зачёт

Март

1

57.

Март

58.

Апрель

Игровой
практикум
Игровой
практикум
Игровой
практикум
Игровой
практикум

1

56.

Уроки актёрского
мастерства
Уроки
актёрского
мастерства
Уроки актёрского
мастерства
Театральные
постановки

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

59.

Апрель

Театральные
постановки

Игровой
практикум

1

Практическое
задание

60.

Апрель

Театральные
постановки

Игровой
практикум

1

Практическое
задание

61.

Апрель

Театральные
постановки

Игровой
практикум

1

Зачёт

1
1

12

62.

Апрель

Театральные
постановки

Игровой
практикум

1

Зачёт

63.

Апрель

Упражнения на
развитие
воображения и
мышления

Игровой
практикум

1

Опрос

64.

Апрель

Упражнения на
развитие
воображения и
мышления

Беседа

1

Опрос

65.

Апрель

Упражнения на
развитие
воображения и
мышления

Игровой
практикум

1

Практическое
задание

66.

Май

Пальчиковые игры и
упражнения

Беседа

1

Опрос

67.

Май

Пальчиковые игры и
упражнения

Игровой
практикум

1

Практическое
задание

68.

Май

Подготовка отчёта

1

69.

Май

70.

Май

1

Игровой
практикум
Игровой
практикум
Зачёт

71.

Май

1

Зачёт

72.

Май

Игровой
практикум
Подготовка отчёта
Игровой
практикум
Игровой
Подготовка отчёта
практикум
Подготовка отчёта
Игровой
практикум
«Волшебником стать Творческий
каждый сможет»
отчёт

1

Тестирование

1

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Описание общей методики работы
Работу с обучающимися начинаю со специальных игр, упражнений,
инсценировок, целью которых является пробуждение интереса детей к игровой
деятельности, укреплению эмоционально-положительных отношений между
детьми, их доброжелательного отношения друг к другу, а также естественное
желание к совместной деятельности.
В развитии организаторских способностей я использую разные средства,
методы и формы организации учебного процесса. Это: конкурсы, беседы, чтение
рассказов и сказок.
13

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации.
Творческая игра учит обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В
творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для
детей качества: активность, самостоятельность.
В связи с этим мною была разработана программа по развитию
организаторских способностей у обучающихся в условиях творческого досугового
клуба «Организаторы массовых дел».
Средствами достижения желаемого
развлекательные, концертные программы.

эффекта

послужат

игровые,

Методы обучения:
-объяснение;
-беседа;
-работа с книгой;
-видео метод;
-практическая работа;
-опрос;
-тестирование;
-дидактическая игра;
-упражнения.
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
 здоровьесберегающие;
 игровые;
 ИКТ-технологии;
 личностно-ориентированного обучения;
 развивающие;
 диалогические;
 творческие.
Дидактический материал:
- комплекс упражнений по развитию речи (раздаточный материал);
- учебные пособия по теме «Сказкотерапия»;
- пособие «Актёрское мастерство»;
- учебное пособие «Игротека-2008»;
-учебное пособие «Играем в театр»;
- репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», «Театр в
котором играют дети»;
-презентации к урокам: «Театральный марафон», «О сказках и в шутку
и всерьёз», «Волшебный мир эмоций».

14

Наглядный материал
-комплекс упражнений по развитию речи (раздаточный материал);
-учебные пособия по теме «Сказкотерапия»;
-видеопрезентации к урокам: «Театральный марафон», «О сказках и в шутку и
всерьёз», «Волшебный мир эмоций».

Литература.
1. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2005.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книги для учителя – Новосибирск:
Литература, 2001.
3. Берн Э. Игры, в которых играют люди. Психология человеческих
отношений: Пер. с. Англ. – СПб.: Специальная литература, 1996.
4. Володченков В., Юмашев В. Выходили поиграть во двор. – М.: 2008.
5. Логинов М. И. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее – СПб.: Дельта,
1998.
Минский Е. От игры к знаниям: О развитии умственных особенностей
школьников в игре. Воспитание школьников, 2007
6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.:
Молодая гвардия, 1996.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском коллективе. СП.б
Союз 1997
8. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 2000Организация
детского досуга. В помощь педагогу – экспериментатору, классному
руководителю. – М.: Просвещение, 1999.
9. Петров В. А. Нулевой класс актера. – М.: Советская Россия, 2002.
10. Пидкосистый П. Н. Хайдаров Т. С. Технология игры в обучении и
развитии: Учебное пособие. – М.:МПУ, 1996.
11. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Просвещение, 1998.
12. Шильгова В. П. Начнем игры. – М.: Просвещение, 1990.
13. Шмаков С. А. уроки Яковлев В. Г., Ратников В. П. Подвижные игры. – М.:
Просвещение, 1989.
14. Шелянская Л.Б. Хочу на сцену!- Д. Сталкер, 2005.
15. Якитина А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для
руководителей детских театральных коллективов.- Гуманит. Учеб.- метод.
Пособие.-Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,2003.
16. Даринская Л,Н Творческий потенциал учащихся Методология, теория,
практика СПб,2005
17. Падалко Л.Е Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии
учащихся Книга для учителя Просвещение,2005
18. Шубинский В.С Педагогика творчества учащихся. -М.. Знание. 2008

15

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Входной контроль по направлению «социально-гуманитарное»
Календарный учебный год: 2023 – 2024
Программа «Да здравствует игра!»
Группа:1
Педагог: Иванова Л.В.
Дата:
№
п/п

Фамилия, имя
обучающегося

Практические
навыки

Теоретические Мотивация
знания

Воспитанность

(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
12345-

Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий

Подпись педагога:

16

Приложение 3.
Итоговый контроль по направлению «социально-гуманитарное»
Календарный учебный год: 2023 – 2024
Программа «Да здравствует игра!»
Группа:1
Педагог: Иванова Л.В.
Дата:
№
п/п

Фамилия, имя
обучающегося

Практические
навыки

Теоретические Мотивация
знания

Воспитанность

(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
12345-

Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий

Подпись педагога:

17

Приложение 3.
Итоговый контроль по направлению «социально-гуманитарное»
Календарный учебный год: 2023 – 2024
Программа «Да здравствует игра!»
Группа:1
Педагог: Иванова Л.В.
Дата:
№
п/п

Фамилия, имя
обучающегося

Практические
навыки

Теоретические Мотивация
знания

Воспитанность

(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
12345-

Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий

Подпись педагога:

Приложение 4
18

Тест по определению организаторских способностей обучающихся.
Цель проведения: изучение операциональных коммуникативных умений учащихся.
Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких
коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать
организатором и вдохновением жизни в коллективе, управлять за собой, решать
проблемы, влиять на окружающих, работать с группой и др.
Инструкция по проведению опроса:
«Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашего умения
организовать различные дела и особенностях вашей личности. Отметьте галочкой
тот ответ на вопрос, какой считаете верным».
4б. – полностью согласен
3б. – скорее согласен, чем не согласен
2б. – трудно сказать
1б. – скорее не согласен, чем согласен
0б. – полностью не согласен».
Бланк ответов
А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

А – умение исправлять;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
19

Е – знание правил организаторской работы;
Ж – организаторские способности.
Определение уровня развития лидерских качеств производится в соответствии со
следующей таблицей:
Уровень

Количество баллов

Достаточный

16-20

Средний

11-15

Низкий

менее 10

Данные по классу представляются в виде таблицы. Итоговый уровень по каждому
учащемуся определяется как среднее арифметическое уровней операциональных
умений; итоговые уровни по классу в целом выражаются в процентах от
количества учащихся в классном коллективе.
Опросник «Я – лидер»
№

Вопросы

полностью скорее трудно скорее полностью
согласен согласен, сказать
не
не
чем не
согласен, согласен
согласен
чем
согласен

1.Не теряюсь и не
сдаюсь в трудных
ситуациях.
2.Мои действия
направлены на
достижение
понятной мне
цели.
3.Я знаю, как
преодолевать
трудности.
4.Люблю искать и
пробовать новое.
5.Я легко могу
убедить в чём-то
моих друзей.
20

6.Я знаю, как
вовлечь моих
друзей в общее
дело.
7.Мне трудно
добиться того,
чтобы все хорошо
работали.
8.Все знакомые
относятся ко мне
хорошо.
9.Я не умею
распределять свои
силы в учёбе и
труде.
10.
Я могу легко
ответить на
вопрос, чего хочу
от жизни.
11.
Я хорошо
планирую своё
время и работу.
12.
Я легко
увлекаюсь новым
делом.
13.
Мне легко
установить
нормальные
отношения с
товарищами.
14.
Организуя
товарищей,
стараюсь
заинтересовать
их.
15.
Ни один человек
не является для
меня загадкой.
16.
Считаю важным,
чтобы те, кого
21

организую, были
дружными.
17.
Если у меня
плохое
настроение, я
могу не показать
это окружающим.
18.
Для меня важно
достижение цели.
19.
Я регулярно
оцениваю свою
работу и свои
успехи.
20.
Я готов
рисковать, чтобы
испытать что-то
новое.
21.
Первое
впечатление,
которое я
произвожу,
обычно хорошее.
22.
У меня всегда всё
получается.
23.
Хорошо чувствую
настроение своих
товарищей.
24.
Я умею
поднимать
настроение в
группе моих
товарищей.
25.
Я могу заставить
себя утром делать
зарядку, даже
если мне этого не
хочется.
26.
Я обычно
достигаю того, к
чему стремлюсь.
22

27.
Не существует
проблемы,
которую я не могу
решить.
28.
Принимая
решения я
перебираю
различные
варианты.
29.
Я умею заставить
любого человека
делать то, что
считаю нужным
30.
Я умею
правильно
подобрать людей
для совместной
работы.
31.
В отношениях с
людьми я
достигаю
взаимопонимания.
32.
Стремлюсь к
тому, чтобы меня
понимали.
33.
Если в работе у
меня встречаются
трудности, то я не
опускаю руки.
34.
Я никогда не
поступлю так, как
другие.
35.
Я стремлюсь
решить все
проблемы
поэтапно, не
сразу.
36.
Я никогда не
поступал так, как
другие.
23

37.
Я приятный в
общении человек.
38.
При организации
дел я учитываю
мнение
товарищей.
39.
Я нахожу выход в
сложных
ситуациях.
40.
Считаю, что мои
товарищи, делая
общее дело,
должны доверять
друг другу.
41.
Никто и никогда
не испортит мне
настроение.
42.
Я знаю, как
завоевать
авторитет среди
людей.
43.
Решая проблемы,
использую опыт
других.
44.
Мне не интересно
заниматься
однообразным,
рутинным делом.
45.
Мои идеи охотно
принимаются
моими
товарищами.
46.
Я умею
контролировать
работу моих
товарищей.
47.
Умею находить
общий язык с
людьми.
24

48.
Мне легко
удаётся сплотить
моих товарищей
вокруг какоголибо дела.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».