ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Да здравствует игра!» является программой социально-гуманитарной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и методическими рекомендациями: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн); - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «ДТДМ» г. Смоленска. Актуальность программы. Анализ ситуации, сложившейся в детской среде в последние годы, свидетельствует об отсутствии должного внимания общества к организации свободного времени школьников, что ведет к самым негативным последствиям. Вопросы организации детского досуга так же актуальны сегодня, как и проблема организации культурного досуга. 2 Сегодня одной из самых доступных форм активного досуга остается игровая деятельность во всем многообразии видов. Игра – это развивающая деятельность, формирующее поведение ребенка, обладающего свободой выбора, ищущего и находящего способы действий и, значит, создающего то, чего раньше не делал. Такая деятельность и есть творчество. Программа клуба «Организаторы массовых дел» представляет собой модель организации образовательного процесса, раскрывающую возможности и особенности досуговой деятельности детей в системе дополнительного образования. Отличительные особенности программы. Особенностью данной программы является четко выраженная социальногуманитарная, социокультурная и личностная направленность. Программа ориентирована на создание развивающей социально-культурной среды общения и выстроена таким образом, чтобы дать возможность каждому ребёнку реализовать себя на практике в роли ведущего игровых программ. Причём игра выступает и ведущим методом процесса обучения и основополагающей тематической направленностью программы. Социокультурная ориентация данной программы обуславливает и её результаты: социализации и адаптацию обучающихся в микрои макро-социуме через формирование у них опыта организации и самоорганизации культурного досуга, развитие лидерских качеств, а так же позитивное влияние на развитие детского досуга в условиях ДТДМ и школ города. Педагогическая целесообразность. Несомненным достоинством данной программы является её творческая, общественно- практическая направленность. Разработка и проведение зрелищнодосуговых программ для сверстников и младших школьников способствует формированию активной, личностной позиции, развитию творческих способностей детей. Это обеспечивается системой вариативных творческих заданий, методами моделирования и конструирования сценариев и программ, используемых в процессе занятий, а так же реализацией принципа творческого сотрудничества на уровнях педагога и обучающихся между собой. Адресат: дети и подростки в возрасте 7-12 лет. Доступность программы для различных категорий обучающихся Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии. Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этими обучающимися на занятиях используются 3 элементы разноуровневого обучения, предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках. Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования. Срок реализации: 1 год. Объём программы: 72 часа. Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Форма организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Основные формы занятий – работа с целым коллективом, групповые и индивидуальные. Формы занятий: уроки актерского мастерства и сценической речи; практикумы; деловые и ролевые игры; репетиции; игровые программы; выездные тематические занятия. Цель программы: развитие и реализация организаторских и творческих способностей детей в процессе игровой деятельности. Задачи программы. обучающие: - познакомить обучающихся с основами психологии игрового общения; - научить технике организаторской деятельности; - формировать умения и навыки, необходимые для организации детского самоуправления; развивающие: - приобщить детей к художественно-творческой деятельности; - способствовать развитию индивидуальных способностей каждого члена коллектива; - развить актерские способности; - развить организаторские способности; - формировать деловые качества; - развить эстетического вкуса. 4 воспитательные: - воспитывать культуру поведения и общения с аудиторией; - формировать навыки саморегуляции; - воспитывать социально-активную личность; - воспитывать высоконравственную личность. Планируемые результаты обучающихся: Личностные: - развитие творческих способностей, культуры поведения, ответственности, дисциплинированности, трудолюбия, познавательной активности; -сформированнность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; -сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные: -умение определять цели и задачи учебной деятельности, определять последовательность действий. - умение технически правильно выполнять упражнения, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; -умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых во время занятий. Предметные: -знание основных терминов по игровой и театральной деятельности, особенностей проведения игровых этюдов; -умение организовывать и проводить со сверстниками и другой аудиторией игры различного направления; - умение в доступной форме объяснять правила проведения игр и соревнований. Условия реализации программы: - кабинет, оснащенный партами, стульями; - ноутбук; - аудио-колонки; - реквизит; - наличие актового зала; - наглядные пособия; -литература Виды и формы контроля результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе: 5 Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного и письменного опроса, анализа выполнения творческих работ. Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы проведения: тест, практическое задание, деловая /ролевая игра. Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по программе. Он проходит в форме тестирования, творческого отчёта. Формы контроля: опрос, зачёт, открытый урок, тестирование, письменный опрос, самостоятельная работа, творческий отчёт. Контрольно-измерительные материалы: При оценке предметных результатов обучения детей по программе применяются таблицы «Входной контроль», «Промежуточный контроль», «Итоговый контроль» (см. приложение). Личностные и метапредметные результаты обучающихся оцениваются с использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой. В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания работать и получать новые знания и умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г. Лускановой. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Название раздела, темы Количество часов всего теория практика Формы аттестации/контроля 6 1 Азбука организатора массовых дел 2 Методы и приёмы в организации детских игр и их проведении Опрос 12 4 8 Зачёт 30 10 20 3 Культура и техника речи. Тестирование 10 4 Работа с литературным текстом: стихи и проза. 4 6 Зачёт 8 4 4 Творческий отчёт 5 Основы актёрского мастерства. Итого: 12 72 4 26 8 46 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Тема I. Азбука организатора массовых дел. Теория: Установить живое общение между зрителями и артистами. Поддерживать в зале положительную атмосферу. Овладеть техникой речи. Разделы техники речи: дикция, дыхание, голос. Практика: Выступление в роли ведущих (соведущих) вместе с преподавателем в следующих мероприятиях: «Посвящение в первоклассники», «Новогодние представления», «8 марта! «День защитника Отечества», отчёт в коллективе. Тема 2. Методы и приёмы в организации детских игр и их проведении. Теория: Психолого-педагогические условия организации детских игр. Организационная основа проведения детских игр: выбор игры, предложение игры детям, оборудование и оснащение игровой площадки, разбивка на команды и группы, распределение ролей в игре, развитие игровой ситуации, завершение игры. Основные принципы организации игры -отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру - принципы развития игровой динамики 7 - принципы поддержания игровой атмосферы - принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности - принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам Практика: Составление и проведение игровых программ: «Да здравствует, вежливость и доброта!», с элементами фольклора «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!» и «Масленица в гости к нам пришла», «Новогодняя дискотека». Тема 3. Культура и техника речи. Теория. Беседа о правилах поведения на сцене. Артикуляционная гимнастика. Практика. Упражнение «Насос и мяч». (Тренировка трех видов дыхания, умении артикулировать звуки «С» и «Ш», работа с воображаемым предметом). Упражнение «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Птичий двор», «Весёлые стихи» (дети учатся четко произносить согласные на конце слова, подбирать рифму к словам). Игра «Волшебная корзинка» (развивает воображение, пополняет словарный запас). Скороговорки (тренировка речевого аппарата). Голосо-речевой тренинг. Тема 4. Работа с литературным текстом: стихи и проза. Теория. Изучение и обработка литературного материала под руководством педагога. Практика. Создание оригинальной пьесы. («История про.., который…», «Сказка про… и про…» и т. д) Инсценировка литературного произведения (рассказ, повесть, отрывок из романа, поэтические произведения: «Мойдодыр», « Федорино горе»). Адаптация готовой пьесы к условиям коллектива (повествовательный и драматический текст, сфера диалога и сфера игры, речевая характеристика персонажа, речевое поведение персонажа, озвучиваем немое кино и т.д) Речевая характеристика персонажа. Тема 5. Основы актёрского мастерства. Теория. Игры на внимание: «Поймай хлопок», «Рыбка», «3,13,30», освобождение мышц: «Взрыв», «Шарик». -Актёрский тренинг (человек-оркестр, воображаемые представления: представь и услышь- звуковое воображение, представь и ощутишь запах, представь и коснёшься). Практика. Пальчиковые игры и упражнения. -Упражнения на развитие речи. -Мир эмоций. - «Волшебные» средства понимания (творческие задания по изменению интонации, пантомимические этюды). -Театр мимики и жестов. Пантомима. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 8 № п/п Месяц Тема занятия Форма занятия Беседа Количество часов Форма контроля 1. Сентябрь Оргсбор. Планирование на год. Анкетирование. Азбука организатора массовых дел. 2. Сентябрь Методы и приёмы в организации детских игр и их проведении. Культура и техника речи. Работа с литературным текстом: стихи и проза. Игровой практикум 1 Игровой практикум 1 5. Сентябрь Элементы актёрского мастерства. Игровой практикум 1 Практическое задание 6. Сентябрь Комплекс упражнений «голосовая разминка» Уроки ритмопластики. Рождение пластического образа Игровой практикум 1 Опрос Игровой практикум 1 Практическое задание 8. Сентябрь Координация движений и равновесия Игровой практикум 1 Игровой практикум 9. Сентябрь Движение и музыка Игровой практикум Игровой практикум Игровой практикум Игровой практикум Игровой практикум Беседа 1 1 творческое задание Опрос 1 Опрос 1 Опрос 1 Зачёт 3. Сентябрь 4. Сентябрь 7. Сентябрь 10. Октябрь Движение и музыка 11. Октябрь Движение и музыка 12. Октябрь Движение и музыка 13. Октябрь Движение и музыка 14. Октябрь Методы и приёмы в организации детских игр 1 1 Беседа 1 Опрос Выполнение творческого задания Практическое задание Выполнение творческого задания Опрос 9 15. Октябрь 16. Октябрь 17. Октябрь 18. Октябрь Ролевая игра 1 Практическое задание Игровой практикум 1 Практическое задание Понятия: Беседа театральное искусство, актёры, декорации, спектакль и т.д. Практикум Создание образа 1 Опрос 1 Педагогическое наблюдение Зачёт Освоение пространства Театр пантомимы и пластики 19. Ноябрь Сюжетно-ролевые игры (теория) (практика) Беседа 1 20. Ноябрь Развивающие игры (практика) Ролевая игра 1 Практическое задание 21. Ноябрь Музыкальные игры (практика) 1 Опрос 22. Ноябрь Театральные игры Мастер-класс 1 23. Ноябрь Изучение и обработка литературного материала Беседа 1 Педагогическое наблюдение Опрос 24. Ноябрь Инсценировка литературного произведения Игровой практикум 1 Творческое задание 25. Ноябрь Инсценировка литературного произведения Ролевая игра 1 Педагогическое наблюдение 26. Ноябрь Актёрский тренинг 1 27. Ноябрь Составление сценарных планов Игровой практикум Беседа Творческое задание Опрос 28. Ноябрь Актёрский тренинг 1 29. Декабрь Актёрский тренинг. 30. Декабрь Пальчиковые игры и Игровой практикум Игровой практикум Игровой практикум 1 1 Творческое задание Зачёт 1 Опрос 10 31. Декабрь упражнения. Сфера диалога и сфера игры. Беседа 1 Опрос 32. Декабрь Сфера диалога и сфера игры. Беседа 1 Зачёт 33. Декабрь Театр сказки. Сказка-цвет, сказказвук, сказкадвижение. Беседа 1 Опрос 34. Декабрь Театр сказки. Сказка-цвет, сказказвук, сказкадвижение Игровой практикум 1 Опрос 35. Декабрь Театр сказки. Сказка-цвет, сказказвук, сказкадвижение Игровой практикум 1 Зачёт 36. Декабрь Характеристика персонажа. Беседа 1 Опрос 37. Декабрь Характеристика персонажа. Игровой практикум 1 Зачёт 38. Январь Костюмированные импровизации. Беседа 1 Опрос 39. Январь Костюмированные импровизации. Игровой практикум 1 Творческое задание 40. Январь Костюмированные импровизации. Ролевая игра 1 Опрос 41. Январь Костюмированные импровизации. Ролевая игра 1 Зачёт 42. Январь Сказкотерапия. Беседа 1 Опрос 43. Январь Сказкотерапия. 1 Зачёт 44. Февраль Музыкальные игры работа с фон-мой. Игровой практикум Практикум 1 Практическое задание 45. Февраль Музыкальные игры работа с фон-мой. Практикум 1 Опрос 11 46. Февраль Музыкальные игры работа с фон-мой. 47. Февраль Театр. представления, праздники, концерты, конкурсы, викторины. Театр. представления, праздники, концерты, конкурсы, викторины. Творческие игры. 48. Февраль 49. Февраль Практикум 1 Опрос Беседа 1 Опрос Беседа 1 Опрос Практикум 1 Игровой практикум 50. Март Творческие игры. Практикум 1 Игровой практикум 51. Март Творческие игры. Практикум 1 Зачёт 52. Март Подготовка программы Репетиция 1 Игровой практикум 53. Март Подготовка программы Репетиция 1 Творческое занятие 54. Март Подготовка программы Репетиция 1 Практическое задание 55. Март Зачёт Март 1 57. Март 58. Апрель Игровой практикум Игровой практикум Игровой практикум Игровой практикум 1 56. Уроки актёрского мастерства Уроки актёрского мастерства Уроки актёрского мастерства Театральные постановки Практическое задание Практическое задание Практическое задание 59. Апрель Театральные постановки Игровой практикум 1 Практическое задание 60. Апрель Театральные постановки Игровой практикум 1 Практическое задание 61. Апрель Театральные постановки Игровой практикум 1 Зачёт 1 1 12 62. Апрель Театральные постановки Игровой практикум 1 Зачёт 63. Апрель Упражнения на развитие воображения и мышления Игровой практикум 1 Опрос 64. Апрель Упражнения на развитие воображения и мышления Беседа 1 Опрос 65. Апрель Упражнения на развитие воображения и мышления Игровой практикум 1 Практическое задание 66. Май Пальчиковые игры и упражнения Беседа 1 Опрос 67. Май Пальчиковые игры и упражнения Игровой практикум 1 Практическое задание 68. Май Подготовка отчёта 1 69. Май 70. Май 1 Игровой практикум Игровой практикум Зачёт 71. Май 1 Зачёт 72. Май Игровой практикум Подготовка отчёта Игровой практикум Игровой Подготовка отчёта практикум Подготовка отчёта Игровой практикум «Волшебником стать Творческий каждый сможет» отчёт 1 Тестирование 1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Описание общей методики работы Работу с обучающимися начинаю со специальных игр, упражнений, инсценировок, целью которых является пробуждение интереса детей к игровой деятельности, укреплению эмоционально-положительных отношений между детьми, их доброжелательного отношения друг к другу, а также естественное желание к совместной деятельности. В развитии организаторских способностей я использую разные средства, методы и формы организации учебного процесса. Это: конкурсы, беседы, чтение рассказов и сказок. 13 Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. В связи с этим мною была разработана программа по развитию организаторских способностей у обучающихся в условиях творческого досугового клуба «Организаторы массовых дел». Средствами достижения желаемого развлекательные, концертные программы. эффекта послужат игровые, Методы обучения: -объяснение; -беседа; -работа с книгой; -видео метод; -практическая работа; -опрос; -тестирование; -дидактическая игра; -упражнения. Технологии обучения В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения: здоровьесберегающие; игровые; ИКТ-технологии; личностно-ориентированного обучения; развивающие; диалогические; творческие. Дидактический материал: - комплекс упражнений по развитию речи (раздаточный материал); - учебные пособия по теме «Сказкотерапия»; - пособие «Актёрское мастерство»; - учебное пособие «Игротека-2008»; -учебное пособие «Играем в театр»; - репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», «Театр в котором играют дети»; -презентации к урокам: «Театральный марафон», «О сказках и в шутку и всерьёз», «Волшебный мир эмоций». 14 Наглядный материал -комплекс упражнений по развитию речи (раздаточный материал); -учебные пособия по теме «Сказкотерапия»; -видеопрезентации к урокам: «Театральный марафон», «О сказках и в шутку и всерьёз», «Волшебный мир эмоций». Литература. 1. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2005. 2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книги для учителя – Новосибирск: Литература, 2001. 3. Берн Э. Игры, в которых играют люди. Психология человеческих отношений: Пер. с. Англ. – СПб.: Специальная литература, 1996. 4. Володченков В., Юмашев В. Выходили поиграть во двор. – М.: 2008. 5. Логинов М. И. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее – СПб.: Дельта, 1998. Минский Е. От игры к знаниям: О развитии умственных особенностей школьников в игре. Воспитание школьников, 2007 6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Молодая гвардия, 1996. 7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском коллективе. СП.б Союз 1997 8. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 2000Организация детского досуга. В помощь педагогу – экспериментатору, классному руководителю. – М.: Просвещение, 1999. 9. Петров В. А. Нулевой класс актера. – М.: Советская Россия, 2002. 10. Пидкосистый П. Н. Хайдаров Т. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М.:МПУ, 1996. 11. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Просвещение, 1998. 12. Шильгова В. П. Начнем игры. – М.: Просвещение, 1990. 13. Шмаков С. А. уроки Яковлев В. Г., Ратников В. П. Подвижные игры. – М.: Просвещение, 1989. 14. Шелянская Л.Б. Хочу на сцену!- Д. Сталкер, 2005. 15. Якитина А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов.- Гуманит. Учеб.- метод. Пособие.-Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,2003. 16. Даринская Л,Н Творческий потенциал учащихся Методология, теория, практика СПб,2005 17. Падалко Л.Е Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся Книга для учителя Просвещение,2005 18. Шубинский В.С Педагогика творчества учащихся. -М.. Знание. 2008 15 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Входной контроль по направлению «социально-гуманитарное» Календарный учебный год: 2023 – 2024 Программа «Да здравствует игра!» Группа:1 Педагог: Иванова Л.В. Дата: № п/п Фамилия, имя обучающегося Практические навыки Теоретические Мотивация знания Воспитанность (Оценивание проводится по 5-балльной шкале) 12345- Уровень низкий Уровень ниже среднего Уровень средний Уровень выше среднего Уровень высокий Подпись педагога: 16 Приложение 3. Итоговый контроль по направлению «социально-гуманитарное» Календарный учебный год: 2023 – 2024 Программа «Да здравствует игра!» Группа:1 Педагог: Иванова Л.В. Дата: № п/п Фамилия, имя обучающегося Практические навыки Теоретические Мотивация знания Воспитанность (Оценивание проводится по 5-балльной шкале) 12345- Уровень низкий Уровень ниже среднего Уровень средний Уровень выше среднего Уровень высокий Подпись педагога: 17 Приложение 3. Итоговый контроль по направлению «социально-гуманитарное» Календарный учебный год: 2023 – 2024 Программа «Да здравствует игра!» Группа:1 Педагог: Иванова Л.В. Дата: № п/п Фамилия, имя обучающегося Практические навыки Теоретические Мотивация знания Воспитанность (Оценивание проводится по 5-балльной шкале) 12345- Уровень низкий Уровень ниже среднего Уровень средний Уровень выше среднего Уровень высокий Подпись педагога: Приложение 4 18 Тест по определению организаторских способностей обучающихся. Цель проведения: изучение операциональных коммуникативных умений учащихся. Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать организатором и вдохновением жизни в коллективе, управлять за собой, решать проблемы, влиять на окружающих, работать с группой и др. Инструкция по проведению опроса: «Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашего умения организовать различные дела и особенностях вашей личности. Отметьте галочкой тот ответ на вопрос, какой считаете верным». 4б. – полностью согласен 3б. – скорее согласен, чем не согласен 2б. – трудно сказать 1б. – скорее не согласен, чем согласен 0б. – полностью не согласен». Бланк ответов А Б В Г Д Е Ж З 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 А – умение исправлять; Б – осознание цели (знаю, чего хочу); В – умение решать проблемы; Г – наличие творческого подхода; Д – влияние на окружающих; 19 Е – знание правил организаторской работы; Ж – организаторские способности. Определение уровня развития лидерских качеств производится в соответствии со следующей таблицей: Уровень Количество баллов Достаточный 16-20 Средний 11-15 Низкий менее 10 Данные по классу представляются в виде таблицы. Итоговый уровень по каждому учащемуся определяется как среднее арифметическое уровней операциональных умений; итоговые уровни по классу в целом выражаются в процентах от количества учащихся в классном коллективе. Опросник «Я – лидер» № Вопросы полностью скорее трудно скорее полностью согласен согласен, сказать не не чем не согласен, согласен согласен чем согласен 1.Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях. 2.Мои действия направлены на достижение понятной мне цели. 3.Я знаю, как преодолевать трудности. 4.Люблю искать и пробовать новое. 5.Я легко могу убедить в чём-то моих друзей. 20 6.Я знаю, как вовлечь моих друзей в общее дело. 7.Мне трудно добиться того, чтобы все хорошо работали. 8.Все знакомые относятся ко мне хорошо. 9.Я не умею распределять свои силы в учёбе и труде. 10. Я могу легко ответить на вопрос, чего хочу от жизни. 11. Я хорошо планирую своё время и работу. 12. Я легко увлекаюсь новым делом. 13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами. 14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их. 15. Ни один человек не является для меня загадкой. 16. Считаю важным, чтобы те, кого 21 организую, были дружными. 17. Если у меня плохое настроение, я могу не показать это окружающим. 18. Для меня важно достижение цели. 19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи. 20. Я готов рисковать, чтобы испытать что-то новое. 21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее. 22. У меня всегда всё получается. 23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей. 24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей. 25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется. 26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь. 22 27. Не существует проблемы, которую я не могу решить. 28. Принимая решения я перебираю различные варианты. 29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным 30. Я умею правильно подобрать людей для совместной работы. 31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания. 32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали. 33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки. 34. Я никогда не поступлю так, как другие. 35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу. 36. Я никогда не поступал так, как другие. 23 37. Я приятный в общении человек. 38. При организации дел я учитываю мнение товарищей. 39. Я нахожу выход в сложных ситуациях. 40. Считаю, что мои товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу. 41. Никто и никогда не испортит мне настроение. 42. Я знаю, как завоевать авторитет среди людей. 43. Решая проблемы, использую опыт других. 44. Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом. 45. Мои идеи охотно принимаются моими товарищами. 46. Я умею контролировать работу моих товарищей. 47. Умею находить общий язык с людьми. 24 48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какоголибо дела. 25