ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Да здравствует игра!»
является программой социально-гуманитарной направленности, разработана в
соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации
и методическими рекомендациями:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации
от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ
в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «ДТДМ» г. Смоленска.
Актуальность программы. Анализ ситуации, сложившейся в детской среде в
последние годы, свидетельствует об отсутствии должного внимания общества к
организации свободного времени школьников, что ведет к самым негативным
последствиям.
Вопросы организации детского досуга так же актуальны сегодня, как и
проблема организации культурного досуга.
2
Сегодня одной из самых доступных форм активного досуга остается игровая
деятельность во всем многообразии видов.
Игра – это развивающая деятельность, формирующее поведение ребенка,
обладающего свободой выбора, ищущего и находящего способы действий и,
значит, создающего то, чего раньше не делал. Такая деятельность и есть
творчество.
Программа клуба «Организаторы массовых дел» представляет собой модель
организации образовательного процесса, раскрывающую возможности и
особенности досуговой деятельности детей в системе дополнительного
образования.
Отличительные особенности программы.
Особенностью данной программы является четко выраженная социальногуманитарная, социокультурная и личностная направленность. Программа
ориентирована на создание развивающей социально-культурной среды общения и
выстроена таким образом, чтобы дать возможность каждому ребёнку реализовать
себя на практике в роли ведущего игровых программ. Причём игра выступает и
ведущим методом процесса обучения и основополагающей тематической
направленностью программы. Социокультурная ориентация данной программы
обуславливает и её результаты: социализации и адаптацию обучающихся в микрои макро-социуме через формирование у них опыта организации и самоорганизации
культурного досуга, развитие лидерских качеств, а так же позитивное влияние на
развитие детского досуга в условиях ДТДМ и школ города.
Педагогическая целесообразность.
Несомненным достоинством данной программы является её творческая,
общественно- практическая направленность. Разработка и проведение зрелищнодосуговых программ для сверстников и младших школьников способствует
формированию активной, личностной позиции, развитию творческих способностей
детей. Это обеспечивается системой вариативных творческих заданий, методами
моделирования и конструирования сценариев и программ, используемых в
процессе занятий, а так же реализацией принципа творческого сотрудничества на
уровнях педагога и обучающихся между собой.
Адресат: дети и подростки в возрасте 7-12 лет.
Доступность программы для различных категорий обучающихся
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная
образовательная
среда,
при
проведении
занятий
используются
здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа
предусматривает
обучение
детей
с
выдающимися
способностями. При работе с этими обучающимися на занятиях используются
3
элементы разноуровневого обучения, предусмотрено участие в конкурсах,
фестивалях, выставках.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется
технология педагогической поддержки. Обучаться
по программе имеют
возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает
приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Срок реализации: 1 год.
Объём программы: 72 часа.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Форма организации учебного процесса: очная с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий. Основные формы
занятий – работа с целым коллективом, групповые и индивидуальные.
Формы занятий:
уроки актерского мастерства и сценической речи;
практикумы;
деловые и ролевые игры;
репетиции;
игровые программы;
выездные тематические занятия.
Цель программы: развитие и реализация организаторских и творческих
способностей детей в процессе игровой деятельности.
Задачи программы.
обучающие:
- познакомить обучающихся с основами психологии игрового общения;
- научить технике организаторской деятельности;
- формировать умения и навыки, необходимые для организации детского
самоуправления;
развивающие:
- приобщить детей к художественно-творческой деятельности;
- способствовать развитию индивидуальных способностей каждого члена
коллектива;
- развить актерские способности;
- развить организаторские способности;
- формировать деловые качества;
- развить эстетического вкуса.
4
воспитательные:
- воспитывать культуру поведения и общения с аудиторией;
- формировать навыки саморегуляции;
- воспитывать социально-активную личность;
- воспитывать высоконравственную личность.
Планируемые результаты обучающихся:
Личностные:
- развитие творческих способностей, культуры поведения, ответственности,
дисциплинированности, трудолюбия, познавательной активности;
-сформированнность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку;
-сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные:
-умение определять цели и задачи учебной деятельности, определять
последовательность действий.
- умение технически правильно выполнять упражнения, использовать их в
игровой и соревновательной деятельности;
-умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и
отдых во время занятий.
Предметные:
-знание основных терминов по игровой и театральной деятельности,
особенностей проведения игровых этюдов;
-умение организовывать и проводить со сверстниками и другой аудиторией
игры различного направления;
- умение в
доступной форме объяснять правила проведения игр и
соревнований.
Условия реализации программы:
- кабинет, оснащенный партами, стульями;
- ноутбук;
- аудио-колонки;
- реквизит;
- наличие актового зала;
- наглядные пособия;
-литература
Виды и формы контроля результатов обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе:
5
Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
тестирования, беседы.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в
форме педагогического наблюдения, устного и письменного опроса, анализа
выполнения творческих работ.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы
проведения: тест, практическое задание, деловая /ролевая игра.
Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по
программе. Он проходит в форме тестирования, творческого отчёта.
Формы контроля: опрос, зачёт, открытый урок, тестирование, письменный
опрос, самостоятельная работа, творческий отчёт.
Контрольно-измерительные материалы:
При оценке предметных результатов обучения детей по программе
применяются таблицы «Входной контроль», «Промежуточный контроль»,
«Итоговый контроль» (см. приложение).
Личностные и метапредметные результаты обучающихся оцениваются с
использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой.
В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков
полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания работать и
получать новые знания и умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г.
Лускановой.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Название
раздела, темы
Количество часов
всего
теория
практика
Формы
аттестации/контроля
6
1 Азбука
организатора
массовых дел
2 Методы и приёмы
в организации
детских игр и их
проведении
Опрос
12
4
8
Зачёт
30
10
20
3 Культура и
техника речи.
Тестирование
10
4 Работа с
литературным
текстом: стихи и
проза.
4
6
Зачёт
8
4
4
Творческий отчёт
5
Основы
актёрского
мастерства.
Итого:
12
72
4
26
8
46
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема I. Азбука организатора массовых дел.
Теория: Установить живое общение между зрителями и артистами.
Поддерживать в зале положительную атмосферу.
Овладеть техникой речи. Разделы техники речи: дикция, дыхание, голос.
Практика: Выступление в роли ведущих (соведущих) вместе с преподавателем
в следующих мероприятиях: «Посвящение в первоклассники», «Новогодние
представления», «8 марта! «День защитника Отечества», отчёт в коллективе.
Тема 2. Методы и приёмы в организации детских игр и их проведении.
Теория: Психолого-педагогические условия организации детских игр.
Организационная основа проведения детских игр: выбор игры, предложение игры
детям, оборудование и оснащение игровой площадки, разбивка на команды и
группы, распределение ролей в игре, развитие игровой ситуации, завершение игры.
Основные принципы организации игры
-отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру
- принципы развития игровой динамики
7
- принципы поддержания игровой атмосферы
- принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности
- принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам
Практика:
Составление и проведение игровых программ: «Да здравствует, вежливость и
доброта!», с элементами фольклора «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!» и
«Масленица в гости к нам пришла», «Новогодняя дискотека».
Тема 3. Культура и техника речи.
Теория. Беседа о правилах поведения на сцене. Артикуляционная гимнастика.
Практика. Упражнение «Насос и мяч». (Тренировка трех видов дыхания,
умении артикулировать звуки «С» и «Ш», работа с воображаемым предметом).
Упражнение «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Птичий двор»,
«Весёлые стихи» (дети учатся четко произносить согласные на конце слова,
подбирать рифму к словам).
Игра «Волшебная корзинка» (развивает воображение, пополняет словарный
запас).
Скороговорки (тренировка речевого аппарата).
Голосо-речевой тренинг.
Тема 4. Работа с литературным текстом: стихи и проза.
Теория. Изучение и обработка литературного материала под руководством
педагога.
Практика. Создание оригинальной пьесы. («История про.., который…»,
«Сказка про… и про…» и т. д)
Инсценировка литературного произведения (рассказ, повесть, отрывок из
романа, поэтические произведения: «Мойдодыр», « Федорино горе»).
Адаптация готовой пьесы к условиям коллектива (повествовательный и
драматический текст, сфера диалога и сфера игры, речевая характеристика
персонажа, речевое поведение персонажа, озвучиваем немое кино и т.д)
Речевая характеристика персонажа.
Тема 5. Основы актёрского мастерства.
Теория. Игры на внимание: «Поймай хлопок», «Рыбка», «3,13,30»,
освобождение мышц: «Взрыв», «Шарик».
-Актёрский тренинг (человек-оркестр, воображаемые представления: представь
и услышь- звуковое воображение, представь и ощутишь запах, представь и
коснёшься).
Практика. Пальчиковые игры и упражнения.
-Упражнения на развитие речи.
-Мир эмоций.
- «Волшебные» средства понимания (творческие задания по изменению
интонации, пантомимические этюды).
-Театр мимики и жестов. Пантомима.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
8
№
п/п
Месяц
Тема занятия
Форма
занятия
Беседа
Количество
часов
Форма
контроля
1. Сентябрь
Оргсбор.
Планирование на год.
Анкетирование.
Азбука организатора
массовых дел.
2. Сентябрь
Методы и приёмы в
организации детских
игр и их проведении.
Культура и техника
речи.
Работа
с
литературным
текстом: стихи и
проза.
Игровой
практикум
1
Игровой
практикум
1
5. Сентябрь
Элементы актёрского
мастерства.
Игровой
практикум
1
Практическое
задание
6. Сентябрь
Комплекс
упражнений
«голосовая
разминка»
Уроки
ритмопластики.
Рождение
пластического образа
Игровой
практикум
1
Опрос
Игровой
практикум
1
Практическое
задание
8. Сентябрь
Координация
движений и
равновесия
Игровой
практикум
1
Игровой
практикум
9. Сентябрь
Движение и музыка
Игровой
практикум
Игровой
практикум
Игровой
практикум
Игровой
практикум
Игровой
практикум
Беседа
1
1
творческое
задание
Опрос
1
Опрос
1
Опрос
1
Зачёт
3. Сентябрь
4. Сентябрь
7. Сентябрь
10. Октябрь
Движение и музыка
11. Октябрь
Движение и музыка
12. Октябрь
Движение и музыка
13. Октябрь
Движение и музыка
14. Октябрь
Методы и приёмы в
организации детских
игр
1
1
Беседа
1
Опрос
Выполнение
творческого
задания
Практическое
задание
Выполнение
творческого
задания
Опрос
9
15. Октябрь
16. Октябрь
17. Октябрь
18. Октябрь
Ролевая игра
1
Практическое
задание
Игровой
практикум
1
Практическое
задание
Понятия:
Беседа
театральное
искусство,
актёры,
декорации, спектакль
и т.д.
Практикум
Создание образа
1
Опрос
1
Педагогическое
наблюдение
Зачёт
Освоение
пространства
Театр пантомимы и
пластики
19. Ноябрь
Сюжетно-ролевые
игры (теория)
(практика)
Беседа
1
20. Ноябрь
Развивающие игры
(практика)
Ролевая игра
1
Практическое
задание
21. Ноябрь
Музыкальные игры
(практика)
1
Опрос
22. Ноябрь
Театральные игры
Мастер-класс
1
23. Ноябрь
Изучение и
обработка
литературного
материала
Беседа
1
Педагогическое
наблюдение
Опрос
24. Ноябрь
Инсценировка
литературного
произведения
Игровой
практикум
1
Творческое
задание
25. Ноябрь
Инсценировка
литературного
произведения
Ролевая игра
1
Педагогическое
наблюдение
26. Ноябрь
Актёрский тренинг
1
27. Ноябрь
Составление
сценарных планов
Игровой
практикум
Беседа
Творческое
задание
Опрос
28. Ноябрь
Актёрский тренинг
1
29. Декабрь
Актёрский тренинг.
30. Декабрь
Пальчиковые игры и
Игровой
практикум
Игровой
практикум
Игровой
практикум
1
1
Творческое
задание
Зачёт
1
Опрос
10
31. Декабрь
упражнения.
Сфера диалога и
сфера игры.
Беседа
1
Опрос
32. Декабрь
Сфера диалога и
сфера игры.
Беседа
1
Зачёт
33. Декабрь
Театр сказки.
Сказка-цвет, сказказвук, сказкадвижение.
Беседа
1
Опрос
34. Декабрь
Театр сказки.
Сказка-цвет, сказказвук, сказкадвижение
Игровой
практикум
1
Опрос
35. Декабрь
Театр сказки.
Сказка-цвет, сказказвук, сказкадвижение
Игровой
практикум
1
Зачёт
36. Декабрь
Характеристика
персонажа.
Беседа
1
Опрос
37. Декабрь
Характеристика
персонажа.
Игровой
практикум
1
Зачёт
38. Январь
Костюмированные
импровизации.
Беседа
1
Опрос
39. Январь
Костюмированные
импровизации.
Игровой
практикум
1
Творческое
задание
40. Январь
Костюмированные
импровизации.
Ролевая игра
1
Опрос
41. Январь
Костюмированные
импровизации.
Ролевая игра
1
Зачёт
42. Январь
Сказкотерапия.
Беседа
1
Опрос
43. Январь
Сказкотерапия.
1
Зачёт
44. Февраль
Музыкальные игры
работа с фон-мой.
Игровой
практикум
Практикум
1
Практическое
задание
45. Февраль
Музыкальные игры
работа с фон-мой.
Практикум
1
Опрос
11
46. Февраль
Музыкальные игры
работа с фон-мой.
47. Февраль
Театр.
представления,
праздники, концерты,
конкурсы,
викторины.
Театр.
представления,
праздники, концерты,
конкурсы,
викторины.
Творческие игры.
48. Февраль
49. Февраль
Практикум
1
Опрос
Беседа
1
Опрос
Беседа
1
Опрос
Практикум
1
Игровой
практикум
50.
Март
Творческие игры.
Практикум
1
Игровой
практикум
51.
Март
Творческие игры.
Практикум
1
Зачёт
52.
Март
Подготовка
программы
Репетиция
1
Игровой
практикум
53.
Март
Подготовка
программы
Репетиция
1
Творческое
занятие
54.
Март
Подготовка
программы
Репетиция
1
Практическое
задание
55.
Март
Зачёт
Март
1
57.
Март
58.
Апрель
Игровой
практикум
Игровой
практикум
Игровой
практикум
Игровой
практикум
1
56.
Уроки актёрского
мастерства
Уроки
актёрского
мастерства
Уроки актёрского
мастерства
Театральные
постановки
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
59.
Апрель
Театральные
постановки
Игровой
практикум
1
Практическое
задание
60.
Апрель
Театральные
постановки
Игровой
практикум
1
Практическое
задание
61.
Апрель
Театральные
постановки
Игровой
практикум
1
Зачёт
1
1
12
62.
Апрель
Театральные
постановки
Игровой
практикум
1
Зачёт
63.
Апрель
Упражнения на
развитие
воображения и
мышления
Игровой
практикум
1
Опрос
64.
Апрель
Упражнения на
развитие
воображения и
мышления
Беседа
1
Опрос
65.
Апрель
Упражнения на
развитие
воображения и
мышления
Игровой
практикум
1
Практическое
задание
66.
Май
Пальчиковые игры и
упражнения
Беседа
1
Опрос
67.
Май
Пальчиковые игры и
упражнения
Игровой
практикум
1
Практическое
задание
68.
Май
Подготовка отчёта
1
69.
Май
70.
Май
1
Игровой
практикум
Игровой
практикум
Зачёт
71.
Май
1
Зачёт
72.
Май
Игровой
практикум
Подготовка отчёта
Игровой
практикум
Игровой
Подготовка отчёта
практикум
Подготовка отчёта
Игровой
практикум
«Волшебником стать Творческий
каждый сможет»
отчёт
1
Тестирование
1
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Описание общей методики работы
Работу с обучающимися начинаю со специальных игр, упражнений,
инсценировок, целью которых является пробуждение интереса детей к игровой
деятельности, укреплению эмоционально-положительных отношений между
детьми, их доброжелательного отношения друг к другу, а также естественное
желание к совместной деятельности.
В развитии организаторских способностей я использую разные средства,
методы и формы организации учебного процесса. Это: конкурсы, беседы, чтение
рассказов и сказок.
13
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации.
Творческая игра учит обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В
творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для
детей качества: активность, самостоятельность.
В связи с этим мною была разработана программа по развитию
организаторских способностей у обучающихся в условиях творческого досугового
клуба «Организаторы массовых дел».
Средствами достижения желаемого
развлекательные, концертные программы.
эффекта
послужат
игровые,
Методы обучения:
-объяснение;
-беседа;
-работа с книгой;
-видео метод;
-практическая работа;
-опрос;
-тестирование;
-дидактическая игра;
-упражнения.
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
здоровьесберегающие;
игровые;
ИКТ-технологии;
личностно-ориентированного обучения;
развивающие;
диалогические;
творческие.
Дидактический материал:
- комплекс упражнений по развитию речи (раздаточный материал);
- учебные пособия по теме «Сказкотерапия»;
- пособие «Актёрское мастерство»;
- учебное пособие «Игротека-2008»;
-учебное пособие «Играем в театр»;
- репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», «Театр в
котором играют дети»;
-презентации к урокам: «Театральный марафон», «О сказках и в шутку
и всерьёз», «Волшебный мир эмоций».
14
Наглядный материал
-комплекс упражнений по развитию речи (раздаточный материал);
-учебные пособия по теме «Сказкотерапия»;
-видеопрезентации к урокам: «Театральный марафон», «О сказках и в шутку и
всерьёз», «Волшебный мир эмоций».
Литература.
1. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Прогресс, 2005.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книги для учителя – Новосибирск:
Литература, 2001.
3. Берн Э. Игры, в которых играют люди. Психология человеческих
отношений: Пер. с. Англ. – СПб.: Специальная литература, 1996.
4. Володченков В., Юмашев В. Выходили поиграть во двор. – М.: 2008.
5. Логинов М. И. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее – СПб.: Дельта,
1998.
Минский Е. От игры к знаниям: О развитии умственных особенностей
школьников в игре. Воспитание школьников, 2007
6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.:
Молодая гвардия, 1996.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском коллективе. СП.б
Союз 1997
8. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 2000Организация
детского досуга. В помощь педагогу – экспериментатору, классному
руководителю. – М.: Просвещение, 1999.
9. Петров В. А. Нулевой класс актера. – М.: Советская Россия, 2002.
10. Пидкосистый П. Н. Хайдаров Т. С. Технология игры в обучении и
развитии: Учебное пособие. – М.:МПУ, 1996.
11. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Просвещение, 1998.
12. Шильгова В. П. Начнем игры. – М.: Просвещение, 1990.
13. Шмаков С. А. уроки Яковлев В. Г., Ратников В. П. Подвижные игры. – М.:
Просвещение, 1989.
14. Шелянская Л.Б. Хочу на сцену!- Д. Сталкер, 2005.
15. Якитина А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для
руководителей детских театральных коллективов.- Гуманит. Учеб.- метод.
Пособие.-Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,2003.
16. Даринская Л,Н Творческий потенциал учащихся Методология, теория,
практика СПб,2005
17. Падалко Л.Е Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии
учащихся Книга для учителя Просвещение,2005
18. Шубинский В.С Педагогика творчества учащихся. -М.. Знание. 2008
15
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Входной контроль по направлению «социально-гуманитарное»
Календарный учебный год: 2023 – 2024
Программа «Да здравствует игра!»
Группа:1
Педагог: Иванова Л.В.
Дата:
№
п/п
Фамилия, имя
обучающегося
Практические
навыки
Теоретические Мотивация
знания
Воспитанность
(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
12345-
Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий
Подпись педагога:
16
Приложение 3.
Итоговый контроль по направлению «социально-гуманитарное»
Календарный учебный год: 2023 – 2024
Программа «Да здравствует игра!»
Группа:1
Педагог: Иванова Л.В.
Дата:
№
п/п
Фамилия, имя
обучающегося
Практические
навыки
Теоретические Мотивация
знания
Воспитанность
(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
12345-
Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий
Подпись педагога:
17
Приложение 3.
Итоговый контроль по направлению «социально-гуманитарное»
Календарный учебный год: 2023 – 2024
Программа «Да здравствует игра!»
Группа:1
Педагог: Иванова Л.В.
Дата:
№
п/п
Фамилия, имя
обучающегося
Практические
навыки
Теоретические Мотивация
знания
Воспитанность
(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
12345-
Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий
Подпись педагога:
Приложение 4
18
Тест по определению организаторских способностей обучающихся.
Цель проведения: изучение операциональных коммуникативных умений учащихся.
Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких
коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать
организатором и вдохновением жизни в коллективе, управлять за собой, решать
проблемы, влиять на окружающих, работать с группой и др.
Инструкция по проведению опроса:
«Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашего умения
организовать различные дела и особенностях вашей личности. Отметьте галочкой
тот ответ на вопрос, какой считаете верным».
4б. – полностью согласен
3б. – скорее согласен, чем не согласен
2б. – трудно сказать
1б. – скорее не согласен, чем согласен
0б. – полностью не согласен».
Бланк ответов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
А – умение исправлять;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
19
Е – знание правил организаторской работы;
Ж – организаторские способности.
Определение уровня развития лидерских качеств производится в соответствии со
следующей таблицей:
Уровень
Количество баллов
Достаточный
16-20
Средний
11-15
Низкий
менее 10
Данные по классу представляются в виде таблицы. Итоговый уровень по каждому
учащемуся определяется как среднее арифметическое уровней операциональных
умений; итоговые уровни по классу в целом выражаются в процентах от
количества учащихся в классном коллективе.
Опросник «Я – лидер»
№
Вопросы
полностью скорее трудно скорее полностью
согласен согласен, сказать
не
не
чем не
согласен, согласен
согласен
чем
согласен
1.Не теряюсь и не
сдаюсь в трудных
ситуациях.
2.Мои действия
направлены на
достижение
понятной мне
цели.
3.Я знаю, как
преодолевать
трудности.
4.Люблю искать и
пробовать новое.
5.Я легко могу
убедить в чём-то
моих друзей.
20
6.Я знаю, как
вовлечь моих
друзей в общее
дело.
7.Мне трудно
добиться того,
чтобы все хорошо
работали.
8.Все знакомые
относятся ко мне
хорошо.
9.Я не умею
распределять свои
силы в учёбе и
труде.
10.
Я могу легко
ответить на
вопрос, чего хочу
от жизни.
11.
Я хорошо
планирую своё
время и работу.
12.
Я легко
увлекаюсь новым
делом.
13.
Мне легко
установить
нормальные
отношения с
товарищами.
14.
Организуя
товарищей,
стараюсь
заинтересовать
их.
15.
Ни один человек
не является для
меня загадкой.
16.
Считаю важным,
чтобы те, кого
21
организую, были
дружными.
17.
Если у меня
плохое
настроение, я
могу не показать
это окружающим.
18.
Для меня важно
достижение цели.
19.
Я регулярно
оцениваю свою
работу и свои
успехи.
20.
Я готов
рисковать, чтобы
испытать что-то
новое.
21.
Первое
впечатление,
которое я
произвожу,
обычно хорошее.
22.
У меня всегда всё
получается.
23.
Хорошо чувствую
настроение своих
товарищей.
24.
Я умею
поднимать
настроение в
группе моих
товарищей.
25.
Я могу заставить
себя утром делать
зарядку, даже
если мне этого не
хочется.
26.
Я обычно
достигаю того, к
чему стремлюсь.
22
27.
Не существует
проблемы,
которую я не могу
решить.
28.
Принимая
решения я
перебираю
различные
варианты.
29.
Я умею заставить
любого человека
делать то, что
считаю нужным
30.
Я умею
правильно
подобрать людей
для совместной
работы.
31.
В отношениях с
людьми я
достигаю
взаимопонимания.
32.
Стремлюсь к
тому, чтобы меня
понимали.
33.
Если в работе у
меня встречаются
трудности, то я не
опускаю руки.
34.
Я никогда не
поступлю так, как
другие.
35.
Я стремлюсь
решить все
проблемы
поэтапно, не
сразу.
36.
Я никогда не
поступал так, как
другие.
23
37.
Я приятный в
общении человек.
38.
При организации
дел я учитываю
мнение
товарищей.
39.
Я нахожу выход в
сложных
ситуациях.
40.
Считаю, что мои
товарищи, делая
общее дело,
должны доверять
друг другу.
41.
Никто и никогда
не испортит мне
настроение.
42.
Я знаю, как
завоевать
авторитет среди
людей.
43.
Решая проблемы,
использую опыт
других.
44.
Мне не интересно
заниматься
однообразным,
рутинным делом.
45.
Мои идеи охотно
принимаются
моими
товарищами.
46.
Я умею
контролировать
работу моих
товарищей.
47.
Умею находить
общий язык с
людьми.
24
48.
Мне легко
удаётся сплотить
моих товарищей
вокруг какоголибо дела.
25