ДЖАЗ

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Джаз-оркестр» является программой художественной направленности, разработана в соответствии с основными
нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12 2018) «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г., № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831);
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ 31.03.2022 года № 678-р;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);
 Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая
2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Письмо Министерства Просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
 Устав МБУ ДО « ДТДМ»;
 Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Ежегодно программа обновляется с учётом пункта 9 ст. 2 от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования, согласуется на МС и утверждается директором МБУ ДО «ДТДМ».
Дополнительная общеобразовательная программа «Джаз-оркестр» (далее Программа) является модифицированной и разработана на основе типовых программ.
2

Реализация данной программы возможна в условиях дополнительного образования
детей, она обеспечивает единство обучения, развития и воспитания детей, независимо
от их природных музыкальных данных, и предполагает включение в рабочий процесс
детей разных возрастов и разных лет обучения.
В данной Программе музыкальное образование, развитие и воспитание реализуется
через основной вид деятельности – коллективное музицирование. Так как система индивидуальных занятий в ДОО создана для подготовки обучающихся к оркестровой деятельности, то предмет «Джаз-оркестр» является обязательным для всех обучающихся в ДОО.
Актуальность программы: позволяет учащимся приобщиться к народному исполнительству, к делу сохранения традиций исполнительства на русских народных
инструментах; освоив один из инструментов Русского народного оркестра в индивидуальном классе, посвятить себя высшей форме музицирования — коллективному исполнительству
Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что обучение,
воспитание и реализация личности происходит в творческой деятельности. Обучение
игре и сама игра на музыкальном инструменте благотворно влияют на психику ребёнка, способствуют устранению стресса, и организации свободного времени, позволяет
самореализовываться посредством музыки. Групповая игра на музыкальных инструментах способствует социализации личности в коллективе, прививанию навыка дисциплинированности, уважению к исполнительской деятельности других обучающихся, чувству личной ответственности за общий результат.
Практика показывает, что при индивидуальном подходе (с учётом возрастных,
психических и физических особенностей) занятия на музыкальном инструменте позволяют эмоционально раскрыть и проявить творческие задатки и способности.
Учебный процесс предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями различных художественных стилей. Это способствует всестороннему музыкальному развитию личности обучающегося и его эстетического вкуса, так называемого «чувства стиля». Художественные задачи, стоящие на каждом этапе обучения,
не должны превышать возможностей обучающегося и в то же время должны постоянно вести его вперёд, способствовать художественному росту.
Новизна программы заключается в использовании современного репертуара
при изучении той или иной темы. Музыкальное образование и воспитание должны получать не только одаренные дети, но и средние учащиеся, ведь каждый из них может
стать подлинным любителем музыки – активным слушателем, участником самодеятельности или домашнего музицирования.
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 10 – 17 лет.
Доступность программы для различных категорий детей.
При необходимости Программа может быть адаптирована для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов, за исключением:
- лиц с тяжёлыми соматическими/неврологическими заболеваниями;
- лиц с нарушениями координации с ограничениями движений крупной и мелкой
моторики;
3

- лиц с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- лиц с нарушениями зрения (слепые);
- лиц с нарушениями речи (логопаты);
- лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- лиц с умственной отсталостью;
- лиц с задержкой психического развития;
- лиц с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной
отсталостью).
Это возможно, так как в учреждении создана доступная общеобразовательная среда,
при проведении занятий используются здоровьесберегающие технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями.
Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах и фестивалях различного
уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по Программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как для них созданы определённые условия, не требующие
приобретения дорогостоящих музыкальных инструментов и специального оборудования.
Объём программы 72 часа в год.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: один раз в неделю по два академических часа продолжительностью 40 минут с 10 минутным перерывом после каждого часа на проветривание. Обязательными являются концертмейстерские часы из расчёта два часа в неделю. При
необходимости концертмейстерские часы варьируются.
Форма организации учебного процесса: очная, групповая.
Виды занятий:
- практическое;
- теоретическое;
- репетиция;
- комбинированное;
- концерты;
- фестивали;
- конкурсы.
Цель программы: создание условий для подготовки технически грамотного оркестрового музыканта, развития его творческих способностей и формирования его
профессионального самоопределения.

4

Задачи:
 образовательные:
- формировать навыки коллективного музицирования в творческом коллективе оркестра русских народных инструментов;
- формировать навыки исполнительской техники, художественной выразительности
для исполнения произведений в соответствии с характером музыки, жанром, стилем;
- формировать определенный объем музыкальных знаний, умений и практических
исполнительских навыков;
- формировать представления о выразительных элементах музыкальной речи и
средствах музыкальной выразительности;
- формировать навык чтения с листа;
- совершенствовать знание истории музыкальной культуры оркестрового исполнительства.
 развивающие:
- развивать музыкальные способности;
- развивать эмоциональную восприимчивость ребенка;
- развивать музыкально-образное мышление, память;
- развивать музыкальный слух, память, метроритмические способности;
- совершенствовать музыкальную культуру исполнительства и слушания произведений;
- развивать умение самостоятельно работать с музыкальным материалом.
 воспитательные:
- воспитывать у ребёнка любовь к музыке.
- развивать чувства дисциплинированности и ответственности в репетиционноконцертной деятельности;
- воспитать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру
- воспитать способности к социальной и творческой активности;
- воспитать навыки бесконфликтного взаимодействия в творческом коллективе.
Планируемые результаты.
 личностные:
- активное включение обучающихся в общение и взаимодействие со сверстниками
на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление у обучающихся дисциплинированности в репетиционно-концертной
деятельности, трудолюбия и упорства в достижении целей;
- освоение обучающимися социальных норм, правил и форм поведения в различных
группах и сообществах;
- способность к социальной и творческой активности.

5

 предметные:
- практическое овладение навыками коллективного музицирования в творческом
коллективе оркестра русских народных инструментов;
- знание музыкальной грамоты и терминологии;
- знание истории музыкальной культуры инструментального исполнительства
- знание навыков исполнительской техники и художественно выразительного исполнения произведений в соответствии с характером музыки, жанром, стилем.
- знание навыков исполнительской техники и художественно выразительного исполнения произведений в соответствии с характером музыки, жанром, стилем;
- знание истории музыкальной культуры оркестрового исполнительства.
 метапредметные:
- регулятивные (умение определять цели и задачи учебной деятельности, умение
определять последовательность действий, умение оценивать результат собственной
деятельности);
- познавательные (умение работать с определениями по предмету, умение устанавливать причинно-следственные связи, использование способов поиска и сбора информации по предмету);
- коммуникативные (умение участвовать в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих).
Условия реализации программы
На обучение по программе зачисляются дети, поступившие в Детское оркестровое
объединение или проходящие обучение в других учебных музыкальных заведениях
города Смоленска, но желающие расширить свой музыкальный кругозор за счет участия в большом детском оркестре. Также участниками оркестра могут быть учащиеся
уже прошедшие в предыдущие годы данную программу, а также выпускники ДОО,
закончившие 7-летнюю программу по специальному инструменту.
Материально-технические условия:
 кабинеты для оркестровых занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям по площади, уровню освещения и температурному режиму;
 стулья, соответствующие росту учеников;
 инструменты (домры – малые, альтовые, басовые; баяны, балалайки – примы, секунды, альты, контрабас; гусли клавишные, фортепиано, ударные инструменты и т.д.);
 сценические костюмы;
 пульты для нот;
 звукоусиливающая аппаратура;
 стенды для размещения наглядных пособий, информации;
 компьютер с доступом в интернет;
 проектор;
 аудиотехника;
 метроном;
 тюнер;
 канцелярские товары (ручки, карандаши, ластики, нотные и обычные тетради).
6

Формы аттестации/контроля
 Входной контроль осуществляется 1 раз (сентябрь) в начале обучения ребёнка
по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме устного
тестирования, беседы, педагогического наблюдения.
 Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме
педагогического наблюдения, выполнения творческих заданий, анализа выполнения
творческих работ.
 Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год (январь). Он проводится
в форме контрольного урока.
 Итоговый контроль осуществляется 1 раз в год (май) в конце обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проводится в форме отчётного концерта.
Контрольно-измерительные материалы для оценки степени освоения ребёнком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения
прогнозируемых результатов
При оценке результатов обучения детей по Программе применяются таблицы:
«Входной контроль», «Промежуточный контроль», «Итоговый контроль» (см. приложение).
Результаты обучающихся оцениваются с использованием методик Л.Н. Буйловой и
Н.В. Клёновой, Е. Черных и Радыновой О.П.
Предметные результаты обучающихся оцениваются с использование диагностик.
В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков, полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания работать и получать новые знания и умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г. Лускановой.

7

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1.

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория Практика

Вводное занятие.

1

0.5

0.5

2.

Беседы о музыке, методы
дирижерского показа, музыкальные термины, понятия и
др.

3

1.5

1.5

3.

Изучение оркестрового
репертуара.

56

4

52

4.

Концертная и конкурсно- 12
фестивальная деятельность.

2

10

19

53

Итого:

72

Формы
аттестации/контроля

тестирование, беседа,
педагогическое наблюдение
устный опрос, беседа,
педагогическое наблюдение,
творческие задания,
анализ выполнения
творческих работ,
контрольный урок
творческие задания,
педагогическое наблюдение,
контрольный урок,
педагогическое наблюдение,
анализ выполнения творческих работ,
творческий отчёт,
отчётный концерт

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. «Вводное занятие»
Теория: знакомство с репертуаром, его краткая характеристика, планирование этапов
работы над ним.
Практика: читка с листа отдельных фрагментов и пьес целиком, разбор технических
трудностей, разбор динамического плана произведений, кульминаций, разбор тонального плана.
Раздел 2. «Беседы о музыке, методы дирижерского показа, музыкальные термины, понятия и др.»
Теория: рассказ о композиторах, эпохах, в которых они жили, стилистические особенности произведений, рассказ о дирижерских схемах показа разных размеров, затактов, рассказ об основных музыкальных терминах, которые употребляются в ходе репетиций (Allegro, Moderato, ritenuto, accelerando, piano, forte и др.)
Практика: проигрывание характерных разделов произведения, где применяются смены размеров, тональностей, темпов, стилистических характеристик и т.д.
Раздел 3. «Изучение оркестрового репертуара»
Теория: подробный разбор каждого произведения с определением тонального плана,
фразировки, частных и общей кульминаций, динамики и агогики.
Практика: детальная проработка всех элементов фактуры оркестрового изложения,
проработка темповых и тональных изменений, работа над технически сложными местами произведений, достижение единых штрихов исполнения как в отдельных группах, так и в оркестре в целом, достижение необходимого баланса звучания всех инструментов, работа над динамикой и агогикой произведения, соединение разрозненных частей произведения в единое целое, достижение всеми средствами выразительности необходимого музыкального образа произведения.
Раздел 4. «Концертная и конкурсно-фестивальная деятельность»
Теория: основы сценического поведения, преодоление элементов волнения, психологические аспекты, влияющие на качество конечного исполнения в составе оркестра и в
качестве его солиста.
Практика работа над чистотой и качеством звука, формирование художественнотворческой свободы, акустические репетиции в концертных классах и залах выступлений, обыгрывание программы на разных концертных площадках

9

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п/п
1.

Ме
сяц

3.

4.

Сентябрь

2.

1.
2.

5.

7.

Октябрь

6.

3.
4.

8.

9.

11.

Ноябрь

10.

5.
6.

13.

Декабрь

12.

Тема занятия
Вводное занятие.
P. Clark «JAZZ-ME BLUES»,
J. Chattaway «Mystery Woman»,
P. Collins «Against All Odds».
P. Clark «JAZZ-ME BLUES»,
J. Chattaway «Mystery Woman»,
P. Collins «Against All Odds».
Методы дирижёрского показа.
Беседы о музыке.
A. Farber «The BOMBERS»,
P. Clark «Away in a Manger».
A. Farber «The BOMBERS»,
P. Clark «Away in a Manger»,
J. Chattaway «Mystery Woman»,
P. Collins «Against All Odds».
P. Clark «JAZZ-ME BLUES»,
A. Farber «The BOMBERS»,
P. Clark «Away in a Manger».
Музыкальные термины.
I. Berlin «Alexanders Ragtime Band»,
E. Morales «Out of The Doghouse».
Дирижёрский жест.
A. Farber «The BOMBERS»,
I. Berlin «Alexanders Ragtime Band»,
E. Morales «Out of The Doghouse».
P. Clark «Away in a Manger»,
J. Chattaway «Mystery Woman»,
P. Collins «Against All Odds».
Беседы о музыке.
Дж. Ширинг «Колыбельная»,
В. Мясоедов «Архаик блюз».
Беседы о музыке
P. Clark «Away in a Manger»,
Дж. Ширинг «Колыбельная»,
В. Мясоедов «Архаик блюз»,
P. Clark «JAZZ-ME BLUES»,
A. Farber «The BOMBERS».
P. Collins «Against All Odds»,
I. Berlin «Alexanders Ragtime Band»,
J. Chattaway «Mystery Woman».
Методы дирижёрского показа.
М. Дунаевский «Ах, этот вечер!»,
А. Бабаджанян «Чертово колесо».
М. Дунаевский «Ах, этот вечер!»,
А. Бабаджанян «Чертово колесо»,
Дж. Ширинг «Колыбельная»,
В. Мясоедов «Архаик блюз».
Беседы о музыке.

Форма
Кол-во
занятия
часов
комбинированное
2

Формы
контроля
тестирование,
беседа,
наблюдение

комбинированное

2

творческие задания

комбинированное

2

наблюдение

комбинированное

2

творческие задания

комбинированное

2

устный опрос,
наблюдение

комбинированное

2

наблюдение

комбинированное

2

творческие задания

комбинированное

2

анализ выполнения
творческих работ

комбинированное

2

устный опрос,
наблюдение

комбинированное

2

творческие задания

комбинированное

2

наблюдение

комбинированное

2

комбинированное

2

устный опрос,
наблюдение
наблюдение

10

14.

15.

16.

17.
18.

Январь

19.

20.

21.

Февраль

22.

23.

24.

А. Зацепин «Есть только миг»,
В. Сюткин «Как жаль».
Музыкальные термины.
А. Зацепин «Есть только миг»,
В. Сюткин «Как жаль».
М. Дунаевский «Ах, этот вечер!»,
А. Бабаджанян «Чертово колесо»,
Дж. Ширинг «Колыбельная»,
В. Мясоедов «Архаик блюз».
Методы дирижёрского показа.
P. Clark «Away in a Manger»,
J. Chattaway «Mystery Woman»,
P. Collins «Against All Odds»,
А. Зацепин «Есть только миг»,
В. Сюткин «Как жаль».
Музыкальные термины.
Повторение всего пройденного.
Беседы о музыке.
Э. Ханок «Зима»,
В. Сидоров «Дружба».
Методы дирижёрского показа.
Э. Ханок «Зима»,
В. Сидоров «Дружба»,
A. Farber «The BOMBERS»,
P. Clark «Away in a Manger»,
P. Clark «JAZZ-ME BLUES».
Беседы о музыке.
А. Зацепин «Есть только миг»,
В. Сюткин «Как жаль».
М. Дунаевский «Ах, этот вечер!»,
А. Бабаджанян «Чертово колесо»,
Дж. Ширинг «Колыбельная»,
В. Мясоедов «Архаик блюз».
И. Штраус «Увертюра» к оперетте
«Летучая мышь»,
Ф. Лоу «Дефиле-марш» из мюзикла
«Моя прекрасная леди»,
И. Дунаевский «Увертюра» из оперетты
«Вольный ветер».
И. Штраус «Увертюра» к оперетте
«Летучая мышь»,
Ф. Лоу «Дефиле-марш» из мюзикла
«Моя прекрасная леди»,
И. Дунаевский «Увертюра» из оперетты
«Вольный ветер»,
Э. Ханок «Зима», В. Сидоров «Дружба».
Ю. Милютин «Трембита»,
Н. Стрельников «Полонез» из оперетты
«Холопка»,
И. Кальман «Вступление» из оперетты «Сильва».
Музыкальные термины.
Ю. Милютин «Трембита»,
Н. Стрельников «Полонез из оперетты

комбинированное

2

творческие задания

комбинированное

2

анализ выполнения
творческих работ

комбинированное

2

наблюдение

комбинированное

2

наблюдение

комбинированное

2

контрольный урок

комбинированное

2

анализ выполнения
творческих работ

комбинированное

2

наблюдение

комбинированное

2

творческие задания

комбинированное

2

анализ выполнения
творческих работ

комбинированное

2

наблюдение

комбинированное

2

творческие задания

11

25.

Март

26.

27.

28.

29.

Апрель

30.

31.

«Холопка»,
И. Кальман «Вступление» из оперетты «Сильва»,
И. Штраус «Увертюра» к оперетте
«Летучая мышь»,
Ф. Лоу «Дефиле-марш» из мюзикла
«Моя прекрасная леди»,
И. Дунаевский «Увертюра» из оперетты
«Вольный ветер».
Беседы о музыке.
Э. Ханок «Зима», В. Сидоров «Дружба»,
Ю. Милютин «Трембита»,
Н. Стрельников «Полонез» из оперетты
«Холопка»,
И. Кальман «Вступление» из оперетты
«Сильва».
И. Штраус «Увертюра» к оперетте
«Летучая мышь»,
Ф. Лоу «Дефиле-марш» из мюзикла
«Моя прекрасная леди»,
И. Дунаевский «Увертюра» из оперетты
«Вольный ветер»,
Дж. Ширинг «Колыбельная», В. Мясоедов
«Архаик блюз».
Ю. Милютин «Трембита»,
Н. Стрельников «Полонез» из оперетты
«Холопка»,
И. Кальман «Вступление» из оперетты
«Сильва»,
А. Зацепин «Есть только миг»,
В. Сюткин «Как жаль».
Методы дирижёрского показа.
И. Кальман «Чардаш»,
И. Дунаевский «Весна идет»,
И. Стрельников «Дуэт Полины и Митруся».
Музыкальные термины.
И. Кальман «Чардаш»,
И. Дунаевский «Весна идет»,
И. Стрельников «Дуэт Полины и Митруся»,
М. Дунаевский «Ах, этот вечер!»,
А. Бабаджанян «Чертово колесо».
Беседы о музыке.
Ю. Милютин «Трембита»,
И. Стрельников «Дуэт Полины и Митруся»
Н. Стрельников «Полонез» из оперетты
«Холопка»,
И. Кальман «Вступление» из оперетты
«Сильва»,
И. Кальман «Чардаш»,
И. Дунаевский «Весна идет».
А. Журбин «Тучи в голубом»,
М. Фрадкин «Дорога на Берлин»,
М. Блантер «Песенка военных корреспондентов».

комбинированное

2

наблюдение

комбинированное

2

анализ выполнения
творческих работ

комбинированное

2

творческие задания

комбинированное

2

наблюдение

комбинированное

2

творческие задания

комбинированное

2

анализ выполнения
творческих работ

комбинированное

2

наблюдение

12

32.

33.

Май

34.

35.

36.

Методы дирижёрского показа.
А. Журбин «Тучи в голубом»,
М. Фрадкин «Дорога на Берлин»,
М. Блантер «Песенка военных корреспондентов».
И. Штраус «Увертюра к оперетте
«Летучая мышь»,
Ф. Лоу «Дефиле-марш» из мюзикла
«Моя прекрасная леди»,
И. Дунаевский «Увертюра» из оперетты
«Вольный ветер»,
И. Кальман «Чардаш»,
И. Дунаевский «Весна идет».
Ю. Милютин «Трембита»,
И. Кальман «Чардаш»,
Н. Стрельников «Полонез из оперетты
«Холопка»,
И. Кальман «Вступление из оперетты «Сильва»,
И. Дунаевский «Увертюра из оперетты
«Вольный ветер».
Музыкальные термины.
Дж. Ширинг «Колыбельная», В. Мясоедов «Архаик блюз», P. Clark «JAZZ-ME BLUES», A.
Farber «The BOMBERS», P. Clark «Away in a
Manger», I. Berlin «Alexanders Ragtime Band», J.
Chattaway «Mystery Woman», P. Collins «Against
All Odds».
Повторение всего репертуара.
Беседы о музыке.
Итого:

комбинированное

2

творческие задания

комбинированное

2

анализ выполнения
творческих работ

комбинированное

2

наблюдение

комбинированное

2

отчётный концерт

комбинированное

2

анализ выполнения
творческих работ

72

13

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции,
необходимыми для её реализации







научная и специальная литература;
репертуарные и нотные издания;
таблицы музыкальных терминов;
видеозаписи, аудиозаписи;
конспекты уроков;
компьютерные программные средства.
Дидактический материал

1. Наглядно-дидактическое пособие «Музыкальные инструменты».
Автор Т. Минишева.
2. Комплект тематических наглядных материалов «Музыкальные инструменты».
Автор Т. Цветкова.
3. «Коллекционные музыкальные инструменты».
Издательство «Ашет Коллекция» (г. Москва).
4. «Музыкальные встречи». Автор Л. Яртова.
5. Динамические упражнения.
6. Нотная библиотека Детского оркестрового объединения.
Наглядный материал
1. Комплект наглядных пособий по музыке. Сост. А. Пчелинцев.
2. Основные инструменты оркестра. Сост. А. Пчелинцев.
Описание общей методики работы
Методика работы – это система научных закономерностей обучения и воспитания, представляющая собой совокупность способов целесообразного проведения исполнительской и музыкально-педагогической деятельности.
Методика включает в себя следующие положения:
1) Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств
человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций – простых и
сложных.
2) Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей
имеет определённую логическую последовательность и включает в себя следующие
этапы:
 восприятие учебного материала; его осмысление, доведённое до понимания
внутренних связей и противоречий;
 запоминание и сохранение в памяти изученного материала; применение усвоенного в практической деятельности.
14

3) Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
4) Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
 формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
 подача учебного материала в определённой последовательности;
 демонстрация и закрепление в упражнениях различных приёмов умственной и
практической деятельности;
 применение знаний в учебных целях.
Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:
1) Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств:
 слуховые;
 зрительные;
 двигательные и др.
2) Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приёмы:
 выделять главное;
 применять подчёркивание;
 использовать цвет
 предлагать обратить особое внимание и т.д.
Особенно важно использовать данный пункт на начальном этапе обучения.
3) Для активации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:
 доступным;
 логически взаимосвязанным;
 правильно понятым;
 актуализированным.
4) В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление, но и
его закрепление в памяти. Для этого необходимо:
 организовать систему классных и домашних занятий ученика;
 сосредоточить слуховое внимание ученика на звучании инструмента, качестве,
чистоте, красоте и тембральной окраске звука, а также на характере и громкости
звучания исполняемого произведения;
 направить внимание ученика на выучивание нотного текста наизусть (периодически возвращаясь к нотам);
 необходимо таким образом давать задачу ученику, чтобы оставлять ему возможность самостоятельно решить её до конца дома. На уроке «пройти часть пути», а
дома завершить работу;
 показ выученного произведения.
5) Суть педагогической работы состоит в том, чтобы как можно раньше исключить
педагогическое влияние, оставив ученика наедине с собственными музыкальными
представлениями, разбудить его пытливую мысль и направить на поиски своих
средств выражения.
6) Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.
В соответствии с современными задачами формирования профессиональных
компетенций, необходимо соблюдать следующие требования:
15

 воспитание критического отношения к различным современным педагогическим
теориям и школам;
 умение отобрать высокохудожественные произведения и наиболее методически
целесообразные для данного этапа обучения;
 воспитание профессиональных навыков в постижении содержания и формы музыкального произведения;
 расширение музыкально-эстетического кругозора, развитие механизмов музыкальной памяти;
 развитие артистизма, свободы самовыражения, исполнительской воли, концентрации внимания и самоконтроля в процессе исполнения музыки;
 знание основ звукоизвлечения, звуковедения и фразировки, артикуляционного
мастерства.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный метод;
 метод упражнений и повторений;
 метод показа;
 метод практических действий;
 аналитический метод;
 объяснительно-репродуктивный метод;
 метод проблемного изложения;
 метод дирижёрского жеста.
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающегося.
Технологии обучения
1. Технология индивидуализации.
2. Технология развивающего обучения.
3. Технология личностно-ориентированного обучения.
4. Технология развития критического мышления.
5. Здоровьесберегающая технология.
6. Технология проблемного обучения.
8. Технология интегрированного обучения.
9. Педагогика сотрудничества.
10. Информационно-коммуникационная технология.

16

Способы определения результативности обучения.
Результатом реализации программы является успешное усвоение концертного
репертуара, техническое и музыкальное соответствие исполняемым произведениям и,
как следствие, успешное участие обучающегося во всех концертных мероприятиях,
выступлениях и конкурсах.
Контроль и учет успеваемости.
Успеваемость учащихся в оркестре учитывается исходя из степени освоения ими
учебного и концертного репертуара.
На основе всех данных выводится итоговая оценка за работу и успехи обучающегося в течение года. В основе лежит 5-ти бальная система оценок. Так как основой
обучения в ДОО является 7-летняя система индивидуальной подготовки по классам
инструментов, то оценка по оркестру, выставленная за каждый год обучения в течение
этих 7 лет учитывается при выставлении итоговой оценки по оркестру, которая является обязательной и вносится в итоговый выпускной документ о полученном образовании.
Основные принципы проведения всех видов контроля успеваемости:
- систематичность;
- учет индивидуальных особенностей учащегося;
- коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации).






Психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы
дневник учащегося;
индивидуальный план учащегося;
журнал педагога;
журнал учета успеваемости;
экзаменационная ведомость.

Кадровое обеспечение
Для реализации программы используется следующий кадровый потенциал:
 дирижер (педагог дополнительного образования);
 педагоги дополнительного образования по специальным инструментам (труба,
тромбон, саксофон);
 концертмейстеры.
Каждый педагог ДОО, участвуя в общей оркестровой репетиции, заостряет своё
внимание на проблемы исполнения своих учеников заданных произведений. Это могут быть технические сложности, необходимость достижения однородных штрихов,
баланса, характера исполнения и т.д. Все эти проблемы решаются на групповых занятиях. Поскольку численность в каждой оркестровой группе достаточно велика, поэтому необходимо каждую оркестровую группу поделить на две, создав при этом оптимальный количественный состав для достижения конечного результата.
Для эффективного проведения сводной репетиции, быстрого решения насущных задач, создания комфортной для каждого участника оркестра обстановки музыкального
пространства необходима помощь концертмейстеров.
17

ЛИТЕРАТУРА
1. Л.Г. Арчажникова. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и
музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд.искусствоведения. М.,1971г.
2. Б. Асафьев. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд., Л., 1971 г.
3. П. Барановский, Е. Юцевич. Звуковысотный анализ свободного мелодического
строя. Киев. 1956 г.
4. Д. Благой. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования.
Камерный ансамбль: Педагогика и исполнительство. М.,1996.С. 10-26. МГК. Вып.2
5. Д.Б. Богоявленская. Интеллектуальная активность и проблема творчества.
Ростов-на-Дону. 1983.
6. А. Бороздинов. Инструментовка в детском оркестре. Искусство в школе.1998. №2.
7. В.С. Васкевич. К разработке теоретических основ формирования оркестрового мастерства в начальной стадии музыкального образования.//Музыкальное образование на пороге XXI века.: Материалы Рос.науч.-практич. конф.- Оренбург, 1998
8. А. Володин. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука /.
Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970.
9. Л.С. Выготский. Психология искусства. Москва. Лабиринт. 1997.
10. Л.С. Выготский. Педология подростка //Собрание сочинений. Москва. 1984. То
11. Л. Гинзбург. «О работе над музыкальным произведением», М.,Музгиз,1960
12. Г. Головинский. О вариантности восприятия музыкального образа//Восприятие
музыки. Москва. 1980.
13. Р. Гертович. Оркестр в детской музыкальной школе.//Вопросы музыкальной педагогики. – М.: Музыка, 1986. Вып. 7. –С. 154.
14. А.Д. Готлиб. Основы ансамблевой техники.- М.: Музыка, 1971.
15. В. Григорьев. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыкантаисполнителя. /Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7, М., 1986 г.
16. Л.А. Грищенко. Психология восприятия внимания, памяти. Екатеринбург,1994г.
17. П.Н. Евтихиев, Г.А. Карцева. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом /Музыкальное воспитание: опыт,
проблемы, перспективы. Сб. тр. Тамбов,1994.
18. В.М.Зеленин. Работа в классе ансамбля. – Минск, 1979.
19. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр., Л.Н. Логинова. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. М, 1998 г.
20. Н.Л. Кряшева. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль.1996.
21. И. Куус. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном
воспитании учащихся.//Вопросы методики начального музыкального образования. М., 1981 С. 91
22. Ю.Лотман. Структура художественного текста. Москва. 1970.
23. Я.Матейко. Условия творческого труда. Москва. 1976.
24. Б.С.Мейлах. Процесс творчества и художественное восприятие. Москва, 1985.
25. Е.Н.Маркова. Интонационность музыкального искусства. Киев, 1990
26. Л. Мордкович. Детский музыкальный коллектив: Некоторые аспекты работы на
примере ансамбля скрипачей.//Вопросы музыкальной педагогики.– М., 1986. в.7.
27. В.И. Петрушин. Музыкальная психология. Москва. Лабиринт.1997.
18

28. Д. Покровский. Фольклор и музыкальное восприятие //Восприятие музыки. 1980.
29. Я.А. Пономарев. Психология творчества и педагогика. М. Педагогика.1976.
30. Ю. Paке. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами./Труды
кафедры теории музыки. Моск. конс. М., 1960 г., Вып. 1
31. М.Е.Тараканов. Замысел композитора и пути его воплощения //Психология процессов художественного творчества. Ленинград. Наука. 1980.
32. Бриль И. – Практический курс джазовой импровизации. С. композитор, М., 1979.
33. Горват И., Вассербергер И. – Основы джазовой интерпретации. Киев, 1980
34. Катвица Р. – Аккордовые структуры.
35. Коллиер Дж. – Становление джаза. Радуга, М.. 1984
Примерный перечень рекомендуемых репертуарных сборников
1. Крисс Э. – Шесть блюзов лучших пианистов. Нью-Йорк - Лондон, 1973
2. Мехиган Дж. – Джазовая импровизация. Тт. 1, 2. Нью-Йорк. 1962
3. Чугунов Ю. – Гармония в джазе. Советский композитор, М.. 1985
4. Бенсон Дж. «Аранжировки джазовых и джаз-роковых тем» (концертный репертуар
– гитара в джазе)», США, 1990
5. Брубек Д. «Пьесы для комбо составов» (партитуры и сборник авторских тем)»,
США, 1990
6. Девис М. «Сборник авторских тем с гармонизацией и импровизациями»,
США, 1980
7. Дунаевский И. «Популярные темы в аранжировке и обработке разных джазовых
композиторов и исполнителей России: Л. Чижика, В. Гроховского и др.»
8. Козлов А. «Авторские пьесы и обработки джазовых тем для джазовых и
роковых ансамблей комбо (из репертуара группы «Арсенал»)», Москва, 2003
9. Коррия Ч. «Пьесы для джазовых и джаз-роковых ансамблей» (акустических и
электронных)». США, 1987
10. Левиновский Н. «6 пьес для джазового ансамбля», Москва, 1999
11. Маркин Ю. «Играем босса-нову». Фантазия на темы бразильских мелодий.
М.,Мега сервис, 1999
12. Маркин Ю. «Джаз в музыкальной школе (играем Count Basie)», Москва, 2008
13. Маркин Ю. «Обработки джазовых стандартов для ансамблей комбо» (трио,
квартет, квинтет) – 6 альбомов. Авторы: Дж. Гершвин, К. Портер, Р. Роджерс,
14. Мерсер, Д. Эллингтон, К. Бейси, Ч. Паркер, С. Роллинс, М. Девис, Б.Эванс,
О.Питерсон, М. Легран, Ч. Коррия, Х. Хенкок, Х. Сильвер и мн. др. Москва,
Рукописи и издание 1998-2008
15. Маркин Ю. «Джазовые обработки тем русских и зарубежных композитороклассиков для ансамблей комбо» (П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Скрябин,
С.Прокофьев, Ж. Бизе, Э. Григ, Ф. Шопен, М. Мусоргский и др.).

19

ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностические материалы
Приложение № 1
Таблицы: «Входной контроль»/ «Промежуточный контроль»/
«Итоговый контроль»
№
п/п

Фамилия, имя
обучающегося

Практические
навыки

Теоретические
знания

Мотивация

Воспитанность

Оценивание проводится по 5-балльной шкале
1- Уровень низкий
2- Уровень ниже среднего
3- Уровень средний
4- Уровень выше среднего
5- Уровень высокий

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».