УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Специальность (ударные инструменты)» является программой художественной направленности, разработана в
соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и
образовательного учреждения:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12 2018) «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г., № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831);
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ 31.03.2022 года № 678-р;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);
 Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая
2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
 Письмо Министерства Просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
 Устав МБУ ДО « ДТДМ»;
 Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Ежегодно программа обновляется с учётом пункта 9 ст. 2 от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования, согласуется на МС и утверждается директором МБУ ДО «ДТДМ».
Дополнительная общеобразовательная программа «Специальность (ударные инструменты)» (далее Программа) является модифицированной и разработана на основе типовых программ.
2

Реализация данной программы возможна в условиях дополнительного образования
детей, она обеспечивает единство обучения, развития и воспитания детей, независимо
от их природных музыкальных данных, и предполагает включение в рабочий процесс
детей разных возрастов и разных лет обучения.
В данной Программе музыкальное образование, развитие и воспитание реализуется
через основной вид деятельности – игру на инструменте сольно, а также через коллективное музицирование. Так как система индивидуальных занятий в ДОО создана для
подготовки обучающихся к оркестровой деятельности, то предмет «Оркестр русских
народных инструментов» является обязательным для всех обучающихся в ДОО по
программе «Специальность (ударные инструменты)».
Актуальность программы: определяется востребованностью данного вида музыкальной деятельности (игра на инструменте сольно и в оркестре) и достаточным
набором контингента, в соответствии с интересами детей и запросами их родителей. В
программе предусмотрено большое количество концертных выступлений: как внутри
учебного заведения, так и выездные мероприятия (городские, областные, региональные и т.д.). Концертные выступления, которые являются обязательной формой деятельности ДОО, приучают детей выступать на публике более раскованно, развивают
чувство коммуникабельности, умение проявлять свои таланты.
Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что обучение,
воспитание и реализация личности происходит в творческой деятельности. Обучение
игре и сама игра на музыкальном инструменте благотворно влияют на психику ребёнка, способствуют устранению стресса, и организации свободного времени, позволяет
самореализовываться посредством музыки. Групповая игра на музыкальных инструментах способствует социализации личности в коллективе, прививанию навыка дисциплинированности, уважению к исполнительской деятельности других обучающихся, чувству личной ответственности за общий результат.
Практика показывает, что при индивидуальном подходе (с учётом возрастных,
психических и физических особенностей) занятия на музыкальном инструменте позволяют эмоционально раскрыть и проявить творческие задатки и способности.
Учебный процесс предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями различных художественных стилей. Это способствует всестороннему музыкальному развитию личности обучающегося и его эстетического вкуса, так называемого «чувства стиля». Художественные задачи, стоящие на каждом этапе обучения,
не должны превышать возможностей обучающегося и в то же время должны постоянно вести его вперёд, способствовать художественному росту.
Новизна программы заключается в использовании современного репертуара
при изучении той или иной темы. Музыкальное образование и воспитание должны получать не только одаренные дети, но и средние учащиеся, ведь каждый из них может
стать подлинным любителем музыки – активным слушателем, участником самодеятельности или домашнего музицирования.
Адресат программы обучающиеся в возрасте 10 – 17 лет. На первый год обучения по Программе принимаются дети 10 – 11 лет.
3

Доступность программы для различных категорий детей.
При необходимости Программа может быть адаптирована для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов, за исключением:
- лиц с тяжёлыми соматическими/неврологическими заболеваниями;
- лиц с нарушениями координации с ограничениями движений крупной и мелкой
моторики;
- лиц с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- лиц с нарушениями зрения (слепые);
- лиц с нарушениями речи (логопаты);
- лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- лиц с умственной отсталостью;
- лиц с задержкой психического развития;
- лиц с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной
отсталостью).
Это возможно, так как в учреждении создана доступная общеобразовательная среда,
при проведении занятий используются здоровьесберегающие технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями.
Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах и фестивалях различного
уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по Программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как для них созданы определённые условия, не требующие
приобретения дорогостоящих музыкальных инструментов и специального оборудования.
Объём программы 72 часа в год.
Срок освоения программы: 5 лет.
Режим занятий: два раза в неделю по одному академическому часу продолжительностью 40 минут. Обязательными являются концертмейстерские часы, из расчёта
один академический час в неделю на одного обучающегося 1–4 годов обучения и два
академических часа в неделю для обучающихся 5 года обучения. При необходимости
концертмейстерские часы варьируются.
Форма организации учебного процесса: очная, индивидуальная.
Виды занятий:
- практическое;
- теоретическое;
- комбинированное;
- технический зачёт;
- академический концерт;
- экзамен;
- фестивали;
- конкурсы.
4

Цель программы: творческое развитие личности обучающихся через освоение
музыкального инструмента, воспитание художественного вкуса, создание условий для
выявления, поддержки, профессионального самоопределения с учётом особенностей
музыкального развития и природных возможностей каждого ребенка.
Задачи:
 образовательные:
- формировать навыки игры на инструменте;
- активизировать развитие музыкальных способностей (ладового чувства, чувства
ритма, музыкальной формы, тембрового, гармонического, мелодического слуха);
- формировать определенный объем музыкальных знаний, умений и практических
исполнительских навыков;
- формировать представления о выразительных элементах музыкальной речи и
средствах музыкальной выразительности;
- формировать навык чтения с листа, аккомпанемента, подбора по слуху, игры в ансамбле;
 развивающие:
- развивать музыкальные способности;
- развивать эмоциональную восприимчивость ребенка;
- развивать музыкально-образное мышление, память;
 воспитательные:
- воспитывать у ребёнка любовь к музыке.
- воспитывать усидчивость, внутреннюю дисциплину, умение планировать досуг и
рабочее время;
- воспитать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру.
Планируемые результаты.
 личностные:
- активное включение обучающихся в общение и взаимодействие со сверстниками
на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление у обучающихся дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;
- освоение обучающимися социальных норм, правил и форм поведения в различных
группах и сообществах.
 предметные:
- практическое овладение навыками игры на инструменте;
- знание музыкальной грамоты и терминологии;
- знание истории музыкальной культуры инструментального исполнительства
- знание навыков исполнительской техники и художественно выразительного исполнения произведений в соответствии с характером музыки, жанром, стилем.
5

 метапредметные:
- регулятивные (умение определять цели и задачи учебной деятельности, умение
определять последовательность действий, умение оценивать результат собственной
деятельности);
- познавательные (умение работать с определениями по предмету, умение устанавливать причинно-следственные связи, использование способов поиска и сбора информации по предмету);
- коммуникативные (умение излагать и аргументировать своё мнение, умение
участвовать в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих).
Условия реализации программы
При приёме на обучение по Программе Детское оркестровое объединение проводит
отбор детей с целью выявления их творческих способностей, необходимых для её
освоения. Порядок и сроки проведения отбора устанавливаются ДОО самостоятельно.
Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний (экзаменов), содержащих
творческие задания, позволяющие определить наличие музыкальных способностей,
таких как: музыкальный слух, ритм, музыкальная память. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено.
№ Критерий
Форма отбора
Примерные требования
п/п
отбора
1.
Ритм
Устное тестирование Повторить ритмический рисунок, предложенный педагогом
(прохлопать, простучать).
2.
Слух
Устное тестирование На слух определить количество сыгранных звуков.
3.
Память
Устное тестирование Повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом.

На обучение по Программе также принимаются дети, уже владеющие навыками
игры на домре, ранее занимавшиеся в других учреждениях дополнительного образования.
Материально-технические условия:
- кабинеты для индивидуальных занятий соответствующие санитарно-гигиеническим
требованиям по площади, уровню освещения и температурному режиму;
- инструменты – тренировочный пэд, ударная установка, фортепиано (для концертмейстера);
- метроном;
- аппаратура для слушания музыки;
- стулья, соответствующие росту учеников;
- пюпитры;
- нотная библиотека;
- музыкальная фонотека.

6

Формы аттестации/контроля
 Входной контроль осуществляется 1 раз (сентябрь) в начале обучения ребёнка
по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме устного
тестирования, беседы, педагогического наблюдения.
 Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме
педагогического наблюдения, контрольного урока, устного опроса, выполнения творческих заданий, анализа выполнения творческих работ.
 Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год (январь). Он проводится
в форме контрольного урока, урока-концерта, урока-конкурса, технического зачёта,
экзаменационного прослушивания (для 5 года обучения).
 Итоговый контроль осуществляется 1 раз в год (май) в конце обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проводится в форме академического концерта, выпускного экзамена (для 5 года обучения).
Контрольно-измерительные материалы для оценки степени освоения ребёнком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения
прогнозируемых результатов
При оценке результатов обучения детей по Программе применяются таблицы:
«Входной контроль», «Промежуточный контроль», «Итоговый контроль» (см. приложение).
Результаты обучающихся оцениваются с использованием методик Л.Н. Буйловой и
Н.В. Клёновой, Е. Черных и Радыновой О.П.
Предметные результаты обучающихся оцениваются с использование диагностик.
В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков, полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания работать и получать новые знания и умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г. Лускановой.

7

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный материал распределяется по годам обучения. Каждый год обучения имеет
свои дидактические задачи и объём времени, данное время направлено на освоение
учебного материала.
1 год обучения
№
п/п
1.

Название раздела, темы
Вводное занятие

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1

2.

Начальный период обучения

7

4

3

3.

Учебно-тренировочный
материал

25

5

20

4.

Музыкальная грамота

10

2

8

5.

Работа над произведениями

29

7

22

72

19

53

Итого:

Формы
аттестации/контроля
тестирование, беседа,
творческие задания,
педагогическое наблюдение
устный опрос, беседа,
педагогическое наблюдение,
творческие задания,
анализ выполнения творческих работ,
контрольный урок
устный опрос, беседа,
творческие задания,
педагогическое наблюдение,
контрольный урок
устный опрос, тестирование, беседа,
педагогическое наблюдение,
анализ выполнения творческих работ,
контрольный урок
устный опрос, тестирование, беседа,
творческие задания,
педагогическое наблюдение,
анализ выполнения творческих работ,
контрольный урок,
академический концерт

2 год обучения
№
п/п
1.

Название раздела, темы
Организационное занятие

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1

2.

Учебно-тренировочный
материал

25

5

20

3.

Музыкальная грамота

10

2

8

4.

Работа над произведениями

36

11

25

Итого:

72

19

53

Формы
аттестации/контроля
тестирование, беседа,
творческие задания,
педагогическое наблюдение
устный опрос, беседа,
творческие задания,
педагогическое наблюдение,
контрольный урок
устный опрос, тестирование, беседа,
педагогическое наблюдение,
анализ выполнения творческих работ,
контрольный урок
устный опрос, тестирование, беседа,
творческие задания,
педагогическое наблюдение,
анализ выполнения творческих работ,
контрольный урок,
академический концерт

8

3 год обучения
№
п/п
1.

Название раздела, темы
Организационное занятие

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1

2.

Учебно-тренировочный
материал

25

5

20

3.

Музыкальная грамота

10

2

8

4.

Работа над произведениями

36

11

25

Итого:

72

19

53

Формы
аттестации/контроля
тестирование, беседа,
творческие задания,
педагогическое наблюдение
устный опрос, беседа,
творческие задания,
педагогическое наблюдение,
контрольный урок
устный опрос, тестирование, беседа,
педагогическое наблюдение,
анализ выполнения творческих работ,
контрольный урок
устный опрос, тестирование, беседа,
творческие задания,
педагогическое наблюдение,
анализ выполнения творческих работ,
контрольный урок,
академический концерт

4 год обучения
№
п/п
1.

Название раздела, темы
Организационное занятие

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1

2.

Учебно-тренировочный
материал

25

5

20

3.

Музыкальная грамота

10

2

8

4.

Работа над произведениями

36

11

25

Итого:

72

19

53

Формы
аттестации/контроля
тестирование, беседа,
творческие задания,
педагогическое наблюдение
устный опрос, беседа,
творческие задания,
педагогическое наблюдение,
контрольный урок
устный опрос, тестирование, беседа,
педагогическое наблюдение,
анализ выполнения творческих работ,
контрольный урок
устный опрос, тестирование, беседа,
творческие задания,
педагогическое наблюдение,
анализ выполнения творческих работ,
контрольный урок,
академический концерт

9

5 год обучения
№
п/п
1.

Название раздела, темы
Организационное занятие

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1

2.

Учебно-тренировочный
материал

25

5

15

3.

Музыкальная грамота

10

2

8

4.

Работа над произведениями

35

8

27

5.

Подготовка к концертам

6

-

6

72

16

56

Итого:

Формы
аттестации/контроля
тестирование, беседа,
педагогическое наблюдение
устный опрос, беседа,
педагогическое наблюдение,
контрольный урок
устный опрос, тестирование, беседа,
педагогическое наблюдение,
контрольный урок
устный опрос, тестирование, беседа,
педагогическое наблюдение,
контрольный урок,
академический концерт
экзаменационные прослушивания,
конкурсы, фестивали, концерты

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения
Раздел 1. «Вводное занятие»
Теория: знакомство с инструментом, посадка исполнителя, организация рабочего места, режим домашних занятий.
Раздел 2. «Начальный период обучения»
Теория: особенности строения инструмента, организация мышления, начальные основы аппликатуры, функции пальцев левой руки, постановка левой руки, функции правой руки, постановка правой руки.
Практика: посадка, постановка инструмента, постановка игрового аппарата, воспитание чувства ритма, позиционная игра, развитие координации рук, формирование
навыка игры медиатором.
Раздел 3. «Учебно-тренировочный материал»
Теория: освоение и развитие первоначальных навыков игры на инструменте, применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа.
Практика: организация игровых движений, элементарное звукоизвлечение, выполнение упражнений, направленных на развитие координации рук, выполнение упражнений, направленных на освоение различных ритмических группировок, формирование
игровых навыков, развитие игрового аппарата левой руки, развитие игрового аппарата
правой руки, совершенствование разнообразных приёмов исполнительской техники в
работе над этюдами.
Раздел 4. «Музыкальная грамота»
Теория: изучение нот, длительностей, пауз, музыкальных терминов, обозначение динамических оттенков, изучение знаков альтерации, свойство музыкальных звуков и
ритма.
Практика: развитие слуха (звуковысотного и ритмического), развитие навыков анализа мелодий и роли средств музыкальной выразительности в раскрытии художественного замысла, освоение слухом элементов музыкальной речи.
Раздел 5. «Работа над произведениями»
Теория: изучение жанров музыки, стилей, развитие самостоятельности аппликатурного мышления, изучение приёмов игры. Воспитание в ученике элементарных правил
сценической этики, мобильности, собранности при публичных выступлениях.
Практика: применение на практике изученных жанров, стилей, приёмов игры, штрихов и аппликатурных принципов при работе над музыкальными произведениями и
пьесами, игра в ансамбле (с педагогом, концертмейстером).

11

2 год обучения
Раздел 1. «Организационное занятие»
Теория: стабилизация посадки исполнителя, организация рабочего места, режим домашних занятий.
Раздел 2. «Учебно-тренировочный материал»
Теория: развитие и закрепление навыков игры на инструменте, применение динамики
как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа, закрепление организации игрового двигательного аппарата.
Практика: постановка игрового аппарата, воспитание чувства ритма, позиционная
игра, развитие координации рук, формирование навыка игры медиатором, организация
игровых движений, выполнение упражнений, направленных на развитие координации
рук, выполнение упражнений, направленных на освоение различных ритмических
группировок, формирование игровых навыков, развитие игрового аппарата, совершенствование разнообразных приёмов исполнительской техники в работе над этюдами.
Раздел 3. «Музыкальная грамота»
Теория: изучение новых музыкальных терминов, свойство музыкальных звуков, понятие «пульс», «метр», «ритм».
Практика: развитие слуха, развитие навыков анализа мелодий и роли средств музыкальной выразительности в раскрытии художественного замысла, освоение слухом
элементов музыкальной речи, использование анализа музыкальных произведений на
практике.
Раздел 4. «Работа над произведениями»
Теория: продолжение изучения жанров музыки, стилей, развитие самостоятельности
аппликатурного мышления, совершенствование приёмов игры, закрепление штрихов,
расширение позиций игры на инструменте.
Практика: применение на практике изученных жанров, стилей, приёмов игры, штрихов и аппликатурных принципов при работе над музыкальными произведениями и
пьесами, игра в ансамбле (с педагогом, концертмейстером), развитие в ученике творческой инициативы.
3 год обучения
Раздел 1. «Организационное занятие»
Теория: стабилизация посадки исполнителя, организация рабочего места, режим домашних занятий. Повторение и закрепление знаний, полученных ранее. Подбор программы с музыкальными иллюстрациями.
Раздел 2. «Учебно-тренировочный материал»
Теория: развитие и закрепление навыков игры на инструменте, применение динамики
как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа, закрепление организации игрового двигательного аппарата.
12

Практика: постановка игрового аппарата, воспитание чувства ритма, позиционная
игра, развитие координации рук, совершенствование навыка игры палочками, организация игровых движений, выполнение упражнений, направленных на развитие координации рук, выполнение упражнений, направленных на освоение различных ритмических группировок, формирование игровых навыков, развитие игрового аппарата, совершенствование разнообразных приёмов исполнительской техники в работе над
этюдами, гаммами и упражнениями.
Раздел 3. «Музыкальная грамота»
Теория: изучение новых музыкальных терминов, свойство музыкальных звуков, понятия «фермата», «пентатоника», «тембр», «высота», «фразировочная партитура»,
«артикуляция», «агогика». Изучение творчества композиторов на основе изучаемых
произведений. Выявление стилистических особенностей произведений.
Практика: развитие слуха (высотного, тембрового, гармонического), развитие навыков анализа мелодий и роли средств музыкальной выразительности в раскрытии художественного замысла, освоение слухом элементов музыкальной речи (ладовых оборотов, интервальных и аккордовых последовательностей), использование анализа музыкальных произведений на практике.
Раздел 4. «Работа над произведениями»
Теория: продолжение изучения жанров музыки, стилей, развитие самостоятельности
аппликатурного мышления, изучение новых приёмов игры изучение приёмов управления высотой звука, закрепление штрихов расширение позиций игры на инструменте, воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать своё исполнение.
Практика: применение на практике изученных жанров, стилей, приёмов игры, штрихов и аппликатурных принципов при работе над музыкальными произведениями и
пьесами, работа над чистотой исполнения текста, осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки, игра в ансамбле (с педагогом,
концертмейстером), развитие в ученике творческой инициативы.
4 год обучения
Раздел 1. «Организационное занятие»
Теория: стабилизация посадки исполнителя, организация рабочего места, режим домашних занятий. Повторение и закрепление знаний, полученных ранее. Подбор программы с музыкальными иллюстрациями.
Раздел 2. «Учебно-тренировочный материал»
Теория: развитие и закрепление навыков игры на инструменте, применение динамики
как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа, закрепление организации игрового двигательного аппарата.
13

Практика: совершенствование постановки игрового аппарата, воспитание чувства
ритма, позиционная игра, развитие координации рук, совершенствование навыка игры
медиатором, организация игровых движений, выполнение упражнений, направленных
на развитие координации рук, выполнение упражнений, направленных на освоение
различных ритмических группировок, формирование игровых навыков, развитие игрового аппарата, совершенствование разнообразных приёмов исполнительской техники в работе над этюдами, гаммами и упражнениями, работа над развитием беглости.
Раздел 3. «Музыкальная грамота»
Теория: изучение новых музыкальных терминов, свойство музыкальных звуков, понятия «секвенция», «триоль». Изучение творчества композиторов на основе изучаемых произведений. Выявление стилистических особенностей произведений.
Практика: развитие слуха (высотного, тембрового, гармонического), развитие навыков анализа мелодий и роли средств музыкальной выразительности в раскрытии художественного замысла, освоение слухом элементов музыкальной речи (ладовых оборотов, интервальных и аккордовых последовательностей), использование анализа музыкальных произведений на практике.
Раздел 4. «Работа над произведениями»
Теория: продолжение изучения жанров музыки, стилей, развитие самостоятельности
аппликатурного мышления, изучение новых приёмов игры, нахшлаги, , изучение динамических приёмов, закрепление штрихов, расширение позиций игры на инструменте, воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать своё исполнение, изучение правил сценического поведения.
Практика: применение на практике изученных жанров, стилей, приёмов игры, штрихов и аппликатурных принципов при работе над музыкальными произведениями и
пьесами, работа над чистотой исполнения текста, осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки, игра в ансамбле (с педагогом,
концертмейстером), развитие в ученике творческой инициативы, работа над выразительными художественными средствами исполнения.
5 год обучения
Раздел 1. «Организационное занятие»
Теория: стабилизация посадки исполнителя, организация рабочего места, режим домашних занятий. Повторение и закрепление знаний, полученных ранее. Подбор программы с музыкальными иллюстрациями.
Раздел 2. «Учебно-тренировочный материал»
Теория: развитие и закрепление навыков игры на инструменте, применение динамики
как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа, закрепление организации игрового двигательного аппарата, изучение особенностей исполнения двойных ударов и парадидлов.
14

Практика: совершенствование постановки игрового аппарата, позиционная игра, совершенствование навыка игры медиатором, выполнение упражнений, направленных
на освоение различных ритмических группировок, формирование игровых навыков,
развитие игрового аппарата, совершенствование разнообразных приёмов исполнительской техники в работе над этюдами и упражнениями, работа над развитием беглости, исполнение одиночных и двойных ударов.
Раздел 3. «Музыкальная грамота»
Теория: изучение новых музыкальных терминов, свойство музыкальных звуков, понятия «музыкальная форма», «фактура», «аккомпанемент», «триоль», «мелодическая
фактура», «транспозиция», «простая двухчастная форма», «модуляция». Изучение
творчества композиторов на основе изучаемых произведений. Выявление стилистических особенностей произведений. Анализ музыкальной формы.
Практика: упражнения для закрепление начальных навыков игры на ударных инструментах: игра рудиментов различными длительностями (восьмыми и шестнадцатыми). Работа над произведением. Самостоятельный разбор несложных произведений
с целью развития навыков чтения с листа, рассуждение и представление о содержании
произведения. Определение ритма по слуху.
Раздел 4. «Работа над произведениями»
Теория: продолжение изучения жанров музыки, стилей, развитие самостоятельности
аппликатурного мышления, изучение новых приёмов игры, Упражнения на формирование координации движений обеих рук, мелизмы и их разнообразие, расширение позиций игры на инструменте, воспитание умения слушать исполняемое произведение и
оценивать своё исполнение, изучение правил сценического поведения, развитие самостоятельности в аппликатурном мышлении, формирование критического отношения к
собственному исполнению и к исполнению другого музыканта на уровне профессионального музыкально-образного мышления.
Практика: применение на практике изученных жанров, стилей, приёмов игры, штрихов и аппликатурных принципов при работе над музыкальными произведениями и
пьесами, работа над чистотой исполнения текста, осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки, игра в ансамбле (с педагогом,
концертмейстером), развитие в ученике творческой инициативы, работа над выразительными художественными средствами исполнения и качеством звука.
Раздел 5. «Подготовка к концертам».
Практика: работа над чистотой и качеством звука, формирование художественнотворческой свободы при игре с концертмейстером, совместное выявление технических, интонационных и стилевых особенностей исполняемых произведений, акустические репетиции в концертных классах и залах выступлений, обыгрывание программы
на разных концертных площадках.

15

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
На каждом занятии выполняется обязательный тематический комплекс: учебнотренировочный материал (интонационные упражнения, гаммы, этюды), музыкальная
грамота и работа над пьесами и произведениями в соответствии с программой по специальному инструменту по каждому году обучения. В календарном графике приведён
примерный репертуарный список из расчёта на одного обучающегося.
1 год обучения

4.
5.
6.

Ме
сяц

Сентябрь

№
п/п
1.
2.
3.

7.
8.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Октябрь

9.

19.
20.

Ноябрь

18.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Декабрь

21.
22.

Тема занятия
Вводное занятие.
Организационное занятие.
«Постановка рук».
Музыкальная грамота.
Работа над репертуаром.
«Ритм, короткие и длинные звуки».
Одиночные удары.
Музыкальная грамота.
Работа над репертуаром.
Музыкальная грамота.
Строевой марш. Упражнения на расслабление
мышц рук, шеи, плечевого пояса.
Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах». «Рудименты».
J.L. Stone «Stick Control»
Работа над репертуаром
В. Снегирёв «Этюды».
«Contemporary Studies for Snare Drum».
J.L. Stone «Stick Control»
«Drum-Set Artistry».
Т. Егорова, В. Штейман «Упражнения».
«Contemporary Studies for Snare Drum».
Goldenberg. M.
«Modern School for Snare Drum».
Работа над репертуаром.
Упражнения на расслабление мышц рук, шеи,
плечевого пояса.
«Standard Snare Drum Method».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»
«Douze Etudes pour Caisse-Claire»
Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах»
Т. Егорова, В. Штейман «Упражнения».
В. Снегирёв «Этюды».
«The New Breed», Vol. I.
В. Осадчук «Этюды».
«Musical Studies for the Intermediate
Snare Drummer».
«Drum-Set Artistry».
«Drum Concepts and Techniques».

Форма
Кол-во
занятия
часов
теоретическое
1
комбинированное
1
комбинированное
1

Формы
контроля
тестирование
наблюдение
беседа

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

устный опрос
наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

устный опрос

комбинированное

1

беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1
1
1

наблюдение
устный опрос
творческие задания
наблюдение
контрольный урок
устный опрос

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1
1

комбинированное
комбинированное

1
1

беседа
наблюдение
творческие задания
беседа
анализ выполнения
творческих работ
беседа
наблюдение

16

30.
31.
32.
33.
34.

36.
37.
38.

Январь

35.

39.
40.

44.
45.
46.

Февраль

41.
42.
43.

47.
48.
49.

51.
52.
53.
54.

Март

50.

55.
56.

58.
59.

Апрель

57.

Работа над репертуаром.
Т. Егорова, В. Штейман «Упражнения».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»
В. Осадчук «Этюды».
A Practical Approach to the Drum Set
Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах»
Средства музыкальной выразительности.
«Advanced Techniques for the Modern
Drummer», Vol 1.
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»
В. Снегирёв «Этюды».
Работа над репертуаром
«Drum-Set Artistry».
В. Осадчук «Этюды».
«Advanced Techniques for the Modern Drummer»,
Vol 1.
В. Снегирёв «Этюды».
Закрепление всего предыдущего материала.
Работа над репертуаром
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»
В. Осадчук «Этюды».
Работа над репертуаром.
Т. Егорова, В. Штейман «Упражнения».
«Creative Coordination for the Performing
Drummer».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»
Купинский К. «Школа игры на ударных
инструментах»
Работа над репертуаром
«Afro-Cuban Rhythms for Drumset».
«A Practical Approach to the Drum Set».
Drum-Set Artistry
Работа над репертуаром
«Four Way Independence».
Работа над репертуаром
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»"
«Advanced Techniques for the Modern
Drummer», Vol 1.
Работа над репертуаром
«Drum Concepts and Techniques».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»"
«Creative Coordination for the Performing Drummer»
Работа над репертуаром

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

контрольный урок
творческие задания
беседа

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

устный опрос
наблюдение

комбинированное
комбинированное

1
1

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

комбинированное

1

урок-концерт
анализ выполнения
творческих работ
творческие задания
наблюдение
анализ выполнения
творческих работ
наблюдение

комбинированное
комбинированное

1
1

беседа
творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

устный опрос

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное

1

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

анализ выполнения
творческих работ
беседа
наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное

1

контрольный урок

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное

1

комбинированное

1

анализ выполнения
творческих работ
наблюдение

17

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

68.

Май

67.

69.
70.
71.
72.

Работа над репертуаром
Повторение всего предыдущего материала.
«Creative Coordination for the Performing Drummer».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах "
«Drum Set Etudes». Books 1, 2, 3.

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

беседа
наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

В. Осадчук «Этюды».
Работа над репертуаром
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»"
Работа над репертуаром
«Latin American Rhythms for the Drum Set».
Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах
В. Осадчук «Этюды».
«Latin American Rhythms for the Drum Set».
Повторение всего предыдущего материала.
Академический концерт
Повторение всего предыдущего материала.
Итого:

комбинированное
комбинированное

1
1

анализ выполнения
творческих работ
наблюдение
анализ выполнения
творческих работ

комбинированное

1

беседа

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
72

академический
концерт
беседа
наблюдение
беседа

2 год обучения

4.

5.
6.
7.

Ме
сяц

Сентябрь

№
п/п
1.
2.
3.

16.
17.
18.
19.

Ноябрь

12.
13.
14.
15.

Октябрь

8.
9.
10.
11.

Тема занятия
Организационное занятие.
«Drum Concepts and Techniques».
«Постановка рук». «Creative Coordination for
the Performing Drummer».
Работа над репертуаром
«Advanced Techniques for the Modern Drummer», Vol 1.
«Drum Set Reading».
Одиночные удары. Парадидлы, Vol I & II
Работа над репертуаром.
«Afro-Cuban Rhythms for Drumset»
Строевой марш
«Рудименты». « Studies in Solo Percussion».
«Contemporary Studies for Snare Drum».
Работа над репертуаром.
«Contemporary Studies for Snare Drum».
«Douze Etudes pour Caisse-Claire».
«Рудименты». «Snare Drum in the Concert Hall»
«Fifty Contemporary Etudes for Snare Drum».
Работа над репертуаром.
«Modern Rudimental Swing Solos».
«Realistic Rock».
«Portraits in Rhythm».
Работа над репертуаром
«Modern Rudimental Swing Solos».

Форма
Кол-во
занятия
часов
комбинированное
1
комбинированное
1
комбинированное
1

Формы
контроля
беседа
наблюдение
беседа

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

наблюдение
творческие задания
наблюдение

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1

устный опрос
беседа
наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1

наблюдение
устный опрос
творческие задания
наблюдение

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1

контрольный урок
устный опрос
творческие задания
наблюдение

18

20.
21.
22.
23.
24.
25.

28.
29.
30.

Декабрь

26.
27.

31.
32.
33.
34.

37.

Январь

35.
36.

38.
39.
40.

44.
45.

Февраль

41.
42.
43.

46.
47.
48.

50.

Март

49.

Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»
«Stick Control»
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»
Работа над репертуаром.
«Etudes for Snare Drum».
В. Снегирёв «Этюды».
Работа над репертуаром.
«Time on Time Divided by Time».
В. Осадчук «Этюды»
«Modern Rudimental Swing Solos».

комбинированное

1

беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»
«Stick Control».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»
Работа над репертуаром.
«Time on Time Divided by Time».
В. Снегирёв «Этюды».
В. Снегирёв «Этюды». В. Осадчук «Этюды».
Работа над репертуаром.
«Time on Time Divided by Time».
«Multi-Pitch Rhythm Studies for Drums».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
В. Снегирёв «Этюды».
Музыкальная грамота.
Работа над репертуаром.
«Etudes for Snare Drum».
В. Осадчук «Этюды».
Работа над репертуаром.
«The New Breed» Vol. I.
В. Снегирёв «Этюды».
Закрепление всего предыдущего материала.
Работа над репертуаром

комбинированное

1

беседа
анализ выполнения
творческих работ
беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

контрольный урок
технический зачёт
беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

устный опрос

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное
комбинированное

1
1

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»
Работа над репертуаром.
В. Осадчук «Этюды».
«The New Breed» Vol. I.
Работа над репертуаром.
«Drum Set Fundamentals
Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах»
Работа над репертуаром
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
«Portraits in Rhythm».

комбинированное

1

урок-концерт
анализ выполнения
творческих работ
творческие задания
наблюдение
анализ выполнения
творческих работ
наблюдение

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
наблюдение

комбинированное

1

устный опрос

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное

1

анализ выполнения
творческих работ

19

51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.

59.
60.
61.
62.

Апрель

58.

63.
64.
65.
66.

68.

Май

67.

69.
70.
71.
72.

Работа над репертуаром.
«Modern Rudimental Swing Solos».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
«Stick Control».
Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах»
Работа над репертуаром. Etudes for Snare
Drum
Работа над репертуаром
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах
Работа над репертуаром.
«Modern School for Snare Drum».
Работа над репертуаром.
Работа над репертуаром.
Повторение всего предыдущего материала.
Работа над репертуаром.
«Time on Time Divided by Time».
«Advanced Techniques for the Modern Drummer». Vol 1.
«Concert Etudes for Snare Drum».

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

творческие задания
наблюдение
беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

контрольный урок

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное

1

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1

анализ выполнения
творческих работ
наблюдение
беседа
наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

Работа над репертуаром.
В. Осадчук «Этюды».
Работа над репертуаром.
«All-American Drummer».
«Creative Coordination for the Performing
Drummer».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах
«Creative Coordination for the Performing
Drummer».
Повторение всего предыдущего материала.
Повторение всего предыдущего материала.
Повторение всего предыдущего материала.
Итого:

комбинированное

1

анализ выполнения
творческих работ
наблюдение

комбинированное

1

комбинированное

1

анализ выполнения
творческих работ
беседа

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
72

академический
концерт
беседа
наблюдение
беседа

3 год обучения

Сентябрь

№ МеТема занятия
п/п сяц
1.
Организационное занятие.
2.
Подбор программы с музыкальными иллюстрациями.
3.
Постановка рук.
«Creative Coordination for the Performing
Drummer».
4.
«Advanced Techniques for the Modern Drummer», Vol 2.
5.
«Drum Set Reading», 23.
6.
«Парадидлы», Vol I & II.
7.
Работа над репертуаром.

Форма
занятия
комбинированное
комбинированное

Кол-во
часов
1
1

Формы
контроля
беседа
наблюдение

комбинированное

1

беседа

комбинированное

1

устный опрос

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

наблюдение
творческие задания
наблюдение

20

10.
11.
12.
13.
14.
15.

Октябрь

8.
9.

21.
22.

Ноябрь

16.
17.
18.
19.
20.

23.

28.
29.
30.

Декабрь

24.
25.
26.
27.

37.
38.

Январь

31.
32.
33.
34.
35.
36.

41.
42.
43.
44.

Февраль

39.
40.

«Afro-Cuban Rhythms for Drumset».
Строевой марш
«Рудименты».
«Studies in Solo Percussion».
«Contemporary Studies for Snare Drum».
«Contemporary Studies for Snare Drum».
«Douze Etudes pour Caisse-Claire».
«Рудименты».
«Snare Drum in the Concert Hall».
«Fifty Contemporary Etudes for Snare Drum».
Работа над репертуаром.
«Modern Rudimental Swing Solos».
«Realistic Rock».
«Portraits in Rhythm».
Работа над репертуаром.
«Modern Rudimental Swing Solos».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»
«Stick Control».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
Работа над репертуаром.
«Etudes for Snare Drum».
В. Снегирёв «Этюды».
«Time on Time Divided by Time».
В. Осадчук «Этюды».
«Modern Rudimental Swing Solos», 1-4.

комбинированное
комбинированное

1
1

устный опрос
беседа

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1

наблюдение
творческие задания
наблюдение
устный опрос

комбинированное
комбинированное

1
1

творческие задания
наблюдение

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1
1

контрольный урок
устный опрос
творческие задания
наблюдение
беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

беседа

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1

Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
«Stick Control».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
Time on Time Divided by Time
В. Снегирёв «Этюды».
В. Снегирёв «Этюды». В. Осадчук «Этюды».
«Time on Time Divided by Time».
«Multi-Pitch Rhythm Studies for Drums».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах»
В. Снегирёв «Этюды».
Работа над репертуаром.
«Etudes for Snare Drum», 1-9.
В. Осадчук «Этюды», 11.
Работа над репертуаром.
«The New Breed», Vol. I.
В. Снегирёв «Этюды».
Закрепление всего предыдущего материала.
Работа над репертуаром

комбинированное

1

наблюдение
творческие задания
беседа
анализ выполнения
творческих работ
беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1
1
1

наблюдение
контрольный урок
технический зачёт
беседа
наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

устный опрос
наблюдение

комбинированное
комбинированное

1
1

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

Купинский К. «Школа игры на ударных
инструментах», ч. 2.

комбинированное

1

урок-концерт
анализ выполнения
творческих работ
творческие задания
наблюдение
анализ выполнения
творческих работ
наблюдение

21

45.
46.
47.
48.
49.

51.
52.
53.

Март

50.

54.
55.
56.
57.

59.
60.
61.
62.

Апрель

58.

63.
64.
65.
66.

68.
69.
70.
71.
72.

Май

67.

Работа над репертуаром.
В. Осадчук «Этюды».
Работа над репертуаром.
«The New Breed», Vol. I.
Работа над репертуаром.
«Drum Set Fundamentals».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
Работа над репертуаром
Купинский К. «Школа игры на ударных
инструментах».
«Portraits in Rhythm».

комбинированное

1

беседа

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

устный опрос

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное

1

Работа над репертуаром.
«Modern Rudimental Swing Solos».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
«Stick Control».
Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах»
Работа над репертуаром. Etudes for Snare
Drum
Работа над репертуаром
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах
Работа над репертуаром.
«Modern School for Snare Drum», 3.
Работа над репертуаром.
Работа над репертуаром.
Повторение всего предыдущего материала.
Работа над репертуаром.
«Time on Time Divided by Time».
«Advanced Techniques for the Modern
Drummer», Vol 1.
«Concert Etudes for Snare Drum», 11, 12.

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

анализ выполнения
творческих работ
беседа
наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

контрольный урок

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное

1

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1

анализ выполнения
творческих работ
наблюдение
беседа
наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

Работа над репертуаром.
В. Осадчук «Этюды».
Работа над репертуаром.
«All-American Drummer».
Работа над репертуаром.
«Creative Coordination for the Performing
Drummer».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах ч1
Академический концерт

комбинированное

1

анализ выполнения
творческих работ
наблюдение

комбинированное

1

комбинированное

1

анализ выполнения
творческих работ
беседа

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

Повторение всего предыдущего материала.
Повторение всего предыдущего материала.
Повторение всего предыдущего материала.
Итого:

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
72

академический
концерт
беседа
наблюдение
беседа

22

4 год обучения

28.
29.
30.

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

№ МеТема занятия
п/п сяц
1.
Организационное занятие.
2.
Подбор программы с музыкальными иллюстрациями.
3.
«Постановка рук».
« Creative Coordination for the Performing
Drummer».
4.
Работа над репертуаром.
«Advanced Techniques for the Modern Drummer», Vol 1.
5.
«Drum Set Reading».
6.
Одиночные удары.
« Парадидлы», Vol I & II.
7.
Работа над репертуаром.
«Afro-Cuban Rhythms for Drumset».
8.
Строевой марш.
Музыкальная грамота.
9.
«Рудименты».
«Studies in Solo Percussion».
10.
«Contemporary Studies for Snare Drum».
11.
Работа над репертуаром.
«Contemporary Studies for Snare Drum».
12.
«Douze Etudes pour Caisse-Claire».
13.
«Рудименты».
«Snare Drum in the Concert Hall».
14.
«Fifty Contemporary Etudes for Snare Drum».
15.
Работа над репертуаром.
«Modern Rudimental Swing Solos».
16.
«Realistic Rock».
Музыкальная грамота.
17.
«Portraits in Rhythm», ч. 2.
18.
Работа над репертуаром.
19.
«Modern Rudimental Swing Solos».
20.
Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах». Этюд 5.
21.
«Stick Control».
22.
Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах». Этюд 6.
23.
Работа над репертуаром.
«Etudes for Snare Drum».
24.
В. Снегирёв «Этюды».
25.
Работа над репертуаром.
«Time on Time Divided by Time».
26.
В. Осадчук «Этюды».
27.
«Modern Rudimental Swing Solos».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
«Stick Control».
Купинский К.

Форма
занятия
комбинированное
комбинированное

Кол-во
часов
1
1

Формы
контроля
беседа
наблюдение

комбинированное

1

беседа

комбинированное

1

устный опрос

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

устный опрос

комбинированное

1

беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
устный опрос

комбинированное
комбинированное

1
1

творческие задания
наблюдение

комбинированное

1

контрольный урок

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1

устный опрос
творческие задания
наблюдение
беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

комбинированное

1

беседа
анализ выполнения
творческих работ
беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

23

31.

35.
36.
37.
38.

Январь

32.
33.
34.

39.
40.
41.
42.
43.

45.

Февраль

44.

46.
47.
48.
49.

51.
52.
53.

Март

50.

54.
55.
56.

58.
59.

Апрель

57.

«Школа игры на ударных инструментах».
Работа над репертуаром.
«Time on Time Divided by Time».
В. Снегирёв «Этюды». В. Осадчук «Этюды».
В. Снегирёв «Этюды».
Работа над репертуаром.
«Time on Time Divided by Time».
«Multi-Pitch Rhythm Studies for Drums».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
В. Снегирёв «Этюды».
Работа над репертуаром.
«Etudes for Snare Drum
В. Осадчук «Этюды».
Работа над репертуаром.
«The New Breed», Vol. I.
В. Снегирёв «Этюды».
Музыкальная грамота.
Закрепление всего предыдущего материала.
Работа над репертуаром.

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

контрольный урок
технический зачёт
беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

устный опрос
наблюдение

комбинированное
комбинированное

1
1

комбинированное

1

урок-концерт
анализ выполнения
творческих работ
творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

Работа над репертуаром.
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
Работа над репертуаром.
В. Осадчук «Этюды».
Работа над репертуаром.
«The New Breed», Vol. I.
Работа над репертуаром.
«Drum Set Fundamentals».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
Работа над репертуаром.
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
«Portraits in Rhythm».

комбинированное

1

наблюдение
анализ выполнения
творческих работ
наблюдение

комбинированное

1

беседа

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

устный опрос

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное

1

Работа над репертуаром.
«Modern Rudimental Swing Solos».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
«Stick Control».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
Работа над репертуаром.
« Etudes for Snare Drum».
Работа над репертуаром.
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
Работа над репертуаром. Modern School for
Snare Drum
Работа над репертуаром

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

анализ выполнения
творческих работ
беседа
наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

контрольный урок

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

24

60.
61.

Работа над репертуаром
Повторение всего предыдущего материала.

комбинированное
комбинированное

1
1

62.

Работа над репертуаром.
«Time on Time Divided by Time».
«Advanced Techniques for the Modern
Drummer», Vol 1.
«Concert Etudes for Snare Drum».

комбинированное

1

беседа
анализ выполнения
творческих работ
творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

Работа над репертуаром.
В. Осадчук «Этюды».
Работа над репертуаром.
«All-American Drummer».
Работа над репертуаром.
«Creative Coordination for the Performing
Drummer»
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
Академический концерт.

комбинированное

1

анализ выполнения
творческих работ
наблюдение

комбинированное

1

комбинированное

1

анализ выполнения
творческих работ
беседа

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное

1

Повторение всего предыдущего материала.
Повторение всего предыдущего материала.
Повторение всего предыдущего материала.
Итого:

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
72

академический
концерт
беседа
наблюдение
беседа

63.
64.
65.
66.

68.

Май

67.

69.
70.
71.
72.

5 год обучения

Октябрь

Сентябрь

№ МеТема занятия
п/п сяц
1.
Организационное занятие.
2.
Подбор программы с музыкальными иллюстрациями.
3.
«Постановка рук».
«Creative Coordination for the Performing
Drummer».
4.
«Advanced Techniques for the Modern Drummer», Vol 6.
5.
«Drum Set Reading».
6.
Одиночные удары.
«Парадидлы», Vol I & II.
7.
Работа над репертуаром.
«Afro-Cuban Rhythms for Drumset», ч. 1.
8.
Строевой марш.
9.
«Рудименты».
«Studies in Solo Percussion».
10.
«Contemporary Studies for Snare Drum».
11.
Работа над репертуаром.
«Contemporary Studies for Snare Drum», ч. 5.
12.
«Douze Etudes pour Caisse-Claire», 45-48.
13.
«Рудименты».
«Snare Drum in the Concert Hall».
14.
«Fifty Contemporary Etudes for Snare Drum».
15.
Работа над репертуаром.

Форма
Кол-во
занятия
часов
комбинированное
1
комбинированное
1

Формы
контроля
беседа
наблюдение

комбинированное

1

беседа

комбинированное

1

устный опрос

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное
комбинированное

1
1

устный опрос
беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
устный опрос

комбинированное
комбинированное

1
1

творческие задания
наблюдение

25

20.
21.
22.

Ноябрь

16.
17.
18.
19.

23.

28.
29.
30.

Декабрь

24.
25.
26.
27.

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

Январь

31.

44.
45.
46.
47.

Февраль

41.
42.
43.

49.
50.
51.

Март

48.

«Modern Rudimental Swing Solos».
«Realistic Rock Set Sound».
«Portraits in Rhythm». Джон Бонем.
Работа над репертуаром.
«Modern Rudimental Swing Solos».
Элвин Джонс
Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах», ч.4.
«Stick Control».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
Работа над репертуаром.
«Etudes for Snare Drum».
В. Снегирёв «Этюды».
«Time on Time Divided by Time».
В. Осадчук «Этюды», 56-57.
«Modern Rudimental Swing Solos».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
«Stick Control», ч. 2.
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
«Time on Time Divided by Time».
«Multi-Pitch Rhythm Studies for Drums».
В. Снегирёв «Этюды».
«Time on Time Divided by Time».
В. Осадчук «Этюды» 45-46.
«Multi-Pitch Rhythm Studies for Drums».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
В. Снегирёв «Этюды».
«Etudes for Snare Drum».
В. Осадчук «Этюды».
Работа над репертуаром.
« The New Breed», Vol. I.
В. Снегирёв «Этюды».
Закрепление всего предыдущего материала.
Работа над репертуаром.
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
В. Осадчук «Этюды».
«The New Breed», Vol. I.
Работа над репертуаром.
«Drum Set Fundamentals», ч. 4.
Купинский К. «Школа игры на ударных инструментах», ч. 6.
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
«Portraits in Rhythm». Йен Пэйс.
Д. Палиев «Пьесы для ударных инструментов».

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1

контрольный урок
устный опрос
творческие задания
наблюдение

комбинированное

1

беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1

комбинированное

1

анализ выполнения
творческих работ
наблюдение
творческие задания
беседа
анализ выполнения
творческих работ
беседа

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1
1

экзаменационное
прослушивание
наблюдение
творческие задания
беседа
наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

комбинированное

1

устный опрос
наблюдение
урок-концерт
анализ выполнения
творческих работ
творческие задания
наблюдение
анализ выполнения
творческих работ
наблюдение

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1

беседа
творческие задания
наблюдение

комбинированное

1

устный опрос

комбинированное

1

творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
беседа

26

52.
53.
54.
55.
56.
57.

59.
60.
61.
62.

Апрель

58.

63.

68.
69.
70.

71.
72.

Май

64.
65.
66.
67.

«Modern Rudimental Swing Solos».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
«Stick Control», 67.
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
«Etudes for Snare Drum».
Купинский К.
«Школа игры на ударных инструментах».
Работа над репертуаром.
«Modern School for Snare Drum».
Работа над репертуаром.
Работа над репертуаром.
Повторение всего предыдущего материала.
Работа над репертуаром.
«Time on Time Divided by Time».
«Advanced Techniques for the Modern Drummer», Vol 1.
«Concert Etudes for Snare Drum».
В. Осадчук «Этюды».
«All-American Drummer».
«Creative Coordination for the Performing
Drummer», 18.
«All-American Drummer».
«Time on Time Divided by Time».
«Advanced Techniques for the Modern Drummer»,
«Concert Etudes for Snare Drum»,
«All-American Drummer».
Повторение всего предыдущего материала.
Повторение всего предыдущего материала.
Итого:

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

наблюдение
творческие задания

комбинированное
комбинированное

1
1

контрольный урок
творческие задания

комбинированное

1

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1

анализ выполнения
творческих работ
наблюдение
беседа
наблюдение
творческие задания

комбинированное

1

наблюдение

комбинированное
комбинированное
комбинированное
комбинированное

1
1
1
1

творческие задания
наблюдение
творческие задания
наблюдение

комбинированное
комбинированное
комбинированное

1

творческие задания
творческие задания
выпускной экзамен

комбинированное
комбинированное

1
1
72

1
1

наблюдение
беседа

27

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции,
необходимыми для её реализации







научная и специальная литература;
репертуарные и нотные издания;
таблицы музыкальных терминов;
видеозаписи, аудиозаписи;
конспекты уроков;
компьютерные программные средства.
Дидактический материал

Сапега А. «Современная ударная установка» Минск БГУКИ 2019.
Сапега А. Курс для ударной установки "High Tea Drumming”.
B. Gladstone “Snare Drum Gladstone Techinue”.
Moeller Triplet Techinue.
26 Американских барабанных рудиментов N.A.R.D. (National Association of
Rudimental Drummers).
6. Нотная библиотека Детского оркестрового объединения.
1.
2.
3.
4.
5.

Наглядный материал
Комплект наглядных пособий по музыке. Сост. А. Пчелинцев.
Основные инструменты оркестра. Сост. А. Пчелинцев.
Музыкальная грамота в наглядных пособиях. М.- Классика.
Сборник нот-раскрасок. Авт. А. Акуратнова.
«Музыкальные формы в таблицах». Наглядное пособие по курсу анализа музыкальных произведений.
6. «Нотная грамота». Комплект наглядных пособий. Авт. Н. Белая.
1.
2.
3.
4.
5.

Описание общей методики работы
Методика работы – это система научных закономерностей обучения и воспитания, представляющая собой совокупность способов целесообразного проведения исполнительской и музыкально-педагогической деятельности.
Методика включает в себя следующие положения:
1) Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств
человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций – простых и
сложных.
2) Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей
имеет определённую логическую последовательность и включает в себя следующие
этапы:
28

 восприятие учебного материала; его осмысление, доведённое до понимания
внутренних связей и противоречий;
 запоминание и сохранение в памяти изученного материала; применение усвоенного в практической деятельности.
3) Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.
4) Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
 формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
 подача учебного материала в определённой последовательности;
 демонстрация и закрепление в упражнениях различных приёмов умственной и
практической деятельности;
 применение знаний в учебных целях.
Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:
1) Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств:
 слуховые;
 зрительные;
 двигательные и др.
2) Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приёмы:
 выделять главное;
 применять подчёркивание;
 использовать цвет
 предлагать обратить особое внимание и т.д.
Особенно важно использовать данный пункт на начальном этапе обучения.
3) Для активации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:
 доступным;
 логически взаимосвязанным;
 правильно понятым;
 актуализированным.
4) В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление, но и
его закрепление в памяти. Для этого необходимо:
 организовать систему классных и домашних занятий ученика;
 сосредоточить слуховое внимание ученика на звучании инструмента, качестве,
чистоте, красоте и тембральной окраске звука, а также на характере и громкости
звучания исполняемого произведения;
 направить внимание ученика на выучивание нотного текста наизусть (периодически возвращаясь к нотам);
 необходимо таким образом давать задачу ученику, чтобы оставлять ему возможность самостоятельно решить её до конца дома. На уроке «пройти часть пути», а
дома завершить работу;
 показ выученного произведения.
5) Суть педагогической работы состоит в том, чтобы как можно раньше исключить
педагогическое влияние, оставив ученика наедине с собственными музыкальными
29

представлениями, разбудить его пытливую мысль и направить на поиски своих
средств выражения.
6) Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.
В соответствии с современными задачами формирования профессиональных
компетенций, необходимо соблюдать следующие требования:
 воспитание критического отношения к различным современным педагогическим
теориям и школам;
 умение отобрать высокохудожественные произведения и наиболее методически
целесообразные для данного этапа обучения;
 воспитание профессиональных навыков в постижении содержания и формы музыкального произведения;
 расширение музыкально-эстетического кругозора, развитие механизмов музыкальной памяти;
 развитие артистизма, свободы самовыражения, исполнительской воли, концентрации внимания и самоконтроля в процессе исполнения музыки;
 знание основ звукоизвлечения, звуковедения и фразировки, артикуляционного
мастерства.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный метод;
 метод упражнений и повторений;
 метод показа;
 метод практических действий;
 аналитический метод;
 объяснительно-репродуктивный метод;
 метод проблемного изложения.
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающегося.
Технологии обучения
1. Технология индивидуализации.
2. Технология развивающего обучения.
3. Технология личностно-ориентированного обучения.
4. Технология развития критического мышления.
5. Здоровьесберегающая технология.
6. Технология проблемного обучения.
7. Игровые технологии.
8. Технология интегрированного обучения.
9. Педагогика сотрудничества.
10. Информационно-коммуникационная технология.
30

Способы определения результативности обучения.
По окончании ДОО выпускники должны уметь самостоятельно разучивать и
грамотно, технически свободно исполнять произведения средней сложности основных
жанров и стилевых направлений.
Игра учащихся 1 года обучения оценивается на академическом концерте в конце
учебного года. Выступление на академическом концерте с программой: две разнохарактерные пьесы.
Обучающиеся 2-4 годов обучения оцениваются:
 первое полугодие учебного года: контрольный урок (технический зачет): исполнение гамм и этюда.
 второе полугодие учебного года: выступление на академическом концерте с
программой: два разнохарактерных произведения.
Обучающиеся 5 года обучения оцениваются:
 1 прослушивание выпускной программы – февраль.
 2 прослушивание выпускной программы - апрель.
 выпускной экзамен: учащийся исполняет 3 разнохарактерных
произведения
различной направленности, формы, стиля.
Основные принципы проведения всех видов контроля успеваемости:
- систематичность;
- учет индивидуальных особенностей учащегося;
- коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации).
На основании результатов текущего и промежуточного контроля выводятся четвертные, годовые оценки. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения задач на данном этапе и проводится в форме зачетов и академических концертов.
Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный аналитический характер, отмечать степень усвоения учебного материала, активность, перспективы развития обучающегося.
Академический концерт проводится в конце учебного года, определяет качество
усвоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года, оценивается по 5-бальной системе. Отметка отражает качество исполнения программы,
оценивается владение всех комплексов музыкальных и технических задач, учитывается артистизм, исполнительские качества, участие в конкурсах.
Критерии оценки выступления учащегося на академическом концерте, зачете,
экзамене.
Главная задача в работе ДОО - дать учащимся общее музыкальное развитие, привить основы музыкальной культуры и воспитать заинтересованных слушателей концертных залов.
Специфика работы преподавателя-инструменталиста – индивидуальные занятия с
ребенком. В ДОО обучаются дети с разными музыкальными и психофизическими
возможностями, поэтому метод работы педагогов объединения – дифференцированный подход к воспитанию обучающегося.
31

Индивидуальные планы, включающие в себя произведения различных стилей,
форм и жанров, учитывают данные ребенка и перспективу развития. Разрешается изменять темы, увеличивать количество часов (не выходя за рамки плановых) на прохождение определенных тем, требующих отработки специальных технических
навыков или в связи с пропусками обучающихся по болезни. В силу объективных
причин, продвижение учащегося одного и того же класса может быть различным, поэтому, выступление ребенка на зачете, экзамене оценивается по дифференцированной
системе.
Особое внимание уделяется учащимся 1-2 года обучения, когда закладываются основы культуры звука, техники, музыкально-образного мышления, умение работать,
контролировать и слушать себя. При составлении критерия оценок все учащиеся могут
быть условно разделены на 3 группы:
1. Учащиеся с хорошими музыкальными данными
2. Учащиеся со средними музыкальными данными
3. Учащиеся со слабыми музыкальными данными.
1 группа: оценка 5 («отлично»). Предполагает хорошее репертуарное продвижение и хорошее качество исполнения. Количество и трудность произведений должно
соответствовать уровню класса или быть выше его. Качество означает:
- понимание стиля произведения;
- понимание формы произведения, осмысленность исполнения;
- владение звукоизвлечением, плавное легато, ровное звучание в технике;
- выразительность исполнения, владение интонированием;
- артистичность, сценическая выдержка.
В этих требованиях закладывается и возможность дальнейшего профессионального обучения учащихся;
оценка 4 («хорошо»). Репертуарное продвижение должно соответствовать году
обучения, как и количество проходимого материала. Допустимы более умеренные
темпы, менее яркие выступления, но качество отработанных навыков и приемов
должно быть обязательно. Оценку «хорошо» может получить яркий учащийся, выступивший менее удачно. Снижается оценка за стилевые неточности: штрихи, динамика,
ритмические отклонения;
оценка 3 («удовлетворительно»). Недостаточное репертуарное продвижение
(трудность произведения); погрешности в качестве исполнения: неровная, замедленная техника, зажатость в аппарате, отсутствие пластики, некачественное легато, отсутствие интонирования, плохая артикуляция; непонимание формы, характера исполняемого произведения; жесткое звукоизвлечение, грубая динамика.
2 группа: оценка 5 («отлично»). Допускается более облегченный репертуар, разрешаются более спокойные темпы исполняемого произведения, но качество исполнения должно соответствовать требованиям для 1-ой группы учащихся. Особо нужно
учитывать трудолюбие, заинтересованность учащегося в занятиях, его понимание и
его личный эмоциональный отклик на исполняемую музыку;
оценка 4 («хорошо»). Более легкий по объему материал, более доступный по содержанию, фактуре, техническим задачам. Требования к качеству исполнения и отработке навыков сохраняются, должно быть понимание музыкальной мысли и характера
произведения;
32

оценка 3 («удовлетворительно»). Облегченный репертуар; отсутствие эмоциональности и музыкального мышления; ошибки в нотном тексте, связанные с недоработкой.
3 группа: оценка 5 («отлично). Учащиеся выучивают тот репертуар, с которым
могут справиться технически и осмыслить его; грамотно выученный текст; эмоциональность; заинтересованность и активное участие в концертах класса, музыкальных
вечерах;
оценка 4 («хорошо»): грамотно выученный текст; наличие основных навыков,
ровное легато, четкая артикуляция, мягкие окончания фраз, владение динамикой, понимание характера музыкального произведения; возможны умеренные темпы.
оценка 3 («удовлетворительно»): слабое владение нотным текстом и игровыми
навыками; непонимание смысла произведения; отсутствие отношения к исполняемому
произведению.
В оценке часто используются плюсы и минусы, отражающие тенденцию к улучшению или ухудшению уровня исполнения.
В четвертной оценке учитывается качество домашней работы, заинтересованность
и активное участие в концертной работе объединения.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы






дневник учащегося;
индивидуальный план учащегося;
журнал педагога;
журнал учета успеваемости;
экзаменационная ведомость.

33

ЛИТЕРАТУРА
1. 1. Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958.
2. Дж. Чапин Advance technique for modern drummer
3. Сапега А. «Современная ударная установка» Минск БГУКИ 2019.
Примерный список репертуарных сборников:
1. Сапега А. «Современная ударная установка» Минск БГУКИ 2019.
Сапега А. Курс для ударной установки "High Tea Drumming".
Gadd S."The Steve Gadd Book".
Weckl D."Back To Basics”.
Купинский К. Школа для малого барабана. М., 1958.
Т. Егорова, В. Штейман Хрестоматия. Старшие классы музыкальной школы.
Пьесы, ансамбли, упражнения. И-во «Музыка» Москва 1976.
10.М. Пекарский «Ансамбли» для ударных инструментов Из-во «Музыка» Москва
1979.
11.Осадчук В. 60 ритмических этюдов для малого барабана. М., 1959.
12.Пьесы для малого барабана и других ударных инструментов. Составитель
Снегирёв В. М., 1980.
13. Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. Аранжировка Ловецкого В.,
С.-Петербург, 1999.
14. Снегирёв В. «Этюды для малого барабана».
15. Зиневич В. Борин В. «Курс игры на ударных инструментах».
16. Е. Ахунов «Этюды для малого барабана».
17. Skowera G. Этюды для малого барабана.
18. Siegfried Fink."Stress".
19. Dupin Francois."Courtes pieces".
20. И.Н. Авалиани «Класс ударной установки в ДМШ».
21. Д. Палиев «Пьесы для ударных инструментов».
22. М. Пекарский «Сборник пьес и ансамблей для ударных инструментов».
23. G. Lwarense Stone “Stick Control for the snare drummer”.
24. 26 стандартных американских рудиментов N.A.R.D. (National Association of
Rudimental Drummers).
25. Whaley “Musical Studies for the Intermediate Snare Drummer”.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

34

ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностические материалы
Приложение № 1
Таблицы: «Входной контроль»/ «Промежуточный контроль»/
«Итоговый контроль»
№
п/п

Фамилия, имя
обучающегося

Практические
навыки

Теоретические
знания

Мотивация

Воспитанность

Оценивание проводится по 5-балльной шкале
1- Уровень низкий
2- Уровень ниже среднего
3- Уровень средний
4- Уровень выше среднего
5- Уровень высокий

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».