1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовительная группа» является программой художественной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12 2018) «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ 31.03.2022 года № 678-р; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573); Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Письмо Министерства Просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Устав МБУ ДО « ДТДМ»; Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Ежегодно программа обновляется с учётом пункта 9 ст. 2 от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования, согласуется на МС и утверждается директором МБУ ДО «ДТДМ». Дополнительная общеобразовательная программа «Подготовительная группа» (далее Программа) является модифицированной и разработана на основе типовых программ. 2 Реализация данной программы возможна в условиях дополнительного образования детей, она обеспечивает единство обучения, развития и воспитания детей, независимо от их природных музыкальных данных, и предполагает включение в рабочий процесс детей разных возрастов и разных лет обучения. В данной Программе музыкальное образование, развитие и воспитание реализуется через основной вид деятельности – игру на шумовых инструментах, а также через коллективное музицирование После освоения данной программы обучающиеся поступают в первый класс ДОО по специальным инструментам. Актуальность программы: определяется востребованностью данного вида музыкальной деятельности (игра на инструменте сольно и в группе) и достаточным набором контингента, в соответствии с интересами детей и запросами их родителей. В программе предусмотрено определённое количество концертных выступлений (внутри учебного заведения.). Концертные выступления, которые являются обязательной формой деятельности ДОО, приучают детей выступать на публике более раскованно, развивают чувство коммуникабельности, умение проявлять свои таланты. Педагогическая целесообразность Программы состоит в том, что обучение, воспитание и реализация личности происходит в творческой деятельности. Обучение игре и сама игра на музыкальном инструменте благотворно влияют на психику ребёнка, способствуют устранению стресса, и организации свободного времени, позволяет самореализовываться посредством музыки. Групповая игра на музыкальных инструментах способствует социализации личности в коллективе, прививанию навыка дисциплинированности, уважению к исполнительской деятельности других обучающихся, чувству личной ответственности за общий результат. Практика показывает, что при индивидуальном подходе (с учётом возрастных, психических и физических особенностей) занятия на музыкальном инструменте позволяют эмоционально раскрыть и проявить творческие задатки и способности. Учебный процесс предусматривает ознакомление детей с музыкальными произведениями различных художественных стилей. Это способствует всестороннему музыкальному развитию личности обучающегося и его эстетического вкуса, так называемого «чувства стиля». Художественные задачи, стоящие на каждом этапе обучения, не должны превышать возможностей обучающегося и в то же время должны постоянно вести его вперёд, способствовать художественному росту. Новизна программы заключается в использовании современного репертуара при изучении той или иной темы. Музыкальное образование и воспитание должны получать не только одаренные дети, но и средние учащиеся, ведь каждый из них может стать подлинным любителем музыки – активным слушателем, участником самодеятельности или домашнего музицирования. Адресат программы обучающиеся в возрасте 5– 6 лет. 3 Доступность программы для различных категорий детей. При необходимости Программа может быть адаптирована для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, за исключением: - лиц с тяжёлыми соматическими/неврологическими заболеваниями; - лиц с нарушениями координации с ограничениями движений крупной и мелкой моторики; - лиц с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); - лиц с нарушениями зрения (слепые); - лиц с нарушениями речи (логопаты); - лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата; - лиц с умственной отсталостью; - лиц с задержкой психического развития; - лиц с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Это возможно, так как в учреждении создана доступная общеобразовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие технологии. Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах и фестивалях различного уровня. Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по Программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как для них созданы определённые условия, не требующие приобретения дорогостоящих музыкальных инструментов и специального оборудования. Объём программы 144 часа в год. Срок освоения программы: 1 год. Режим занятий: два раза в неделю по два академических часа продолжительностью 40 минут в обязательным 10-ти минутным перерывом на проветривание. Обязательными являются концертмейстерские часы. Форма организации учебного процесса: очная, групповая. Виды занятий: комбинированное. Цель программы: формирование навыков творческой деятельности и самореализации личности ребёнка через приобщение к культуре, её духовно-эстетическим началам; развитие музыкальных способностей обучающихся. 4 Задачи: образовательные: - формировать навыки игры на шумовых инструментах; - активизировать развитие музыкальных способностей (ладового чувства, чувства ритма, музыкальной формы, тембрового, гармонического, мелодического слуха); - формировать определенный объем музыкальных знаний, умений и практических исполнительских навыков; - формировать представления о выразительных элементах музыкальной речи и средствах музыкальной выразительности; - формировать элементарные знания по музыкальной грамоте; - укреплять речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. развивающие: - развивать музыкальные способности; - развивать эмоциональную восприимчивость ребенка; - развивать музыкально-образное мышление, память; - формировать четкую и правильную дикцию; - пополнять словарный запас, образный слой речи; - развивать певческие умения, отмечать правильность звукообразования (гласных и согласных). воспитательные: - воспитывать у ребёнка любовь к музыке. - воспитывать умение изменять интонационную и тембровую окраску голоса, выражая основные чувства; - воспитывать усидчивость, внутреннюю дисциплину; - воспитать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру. Планируемые результаты. личностные: - активное включение обучающихся в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявление у обучающихся дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей; - освоение обучающимися социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах. - предметные: практическое овладение навыками игры на шумовых инструментах; знание музыкальной грамоты и терминологии; знание истории музыкальной культуры инструментального исполнительства; 5 метапредметные: - регулятивные (умение определять цели и задачи учебной деятельности, умение определять последовательность действий, умение оценивать результат собственной деятельности); - познавательные (умение работать с определениями по предмету, умение устанавливать причинно-следственные связи, использование способов поиска и сбора информации по предмету); - коммуникативные (умение излагать и аргументировать своё мнение, умение участвовать в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих). Условия реализации программы При приёме на обучение по Программе Детское оркестровое объединение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей, необходимых для её освоения. Порядок и сроки проведения отбора устанавливаются ДОО самостоятельно. Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний (экзаменов), содержащих творческие задания, позволяющие определить наличие музыкальных способностей, таких как: музыкальный слух, ритм, музыкальная память. В выпускные классы поступление обучающихся не предусмотрено. № Критерий Форма отбора Примерные требования п/п отбора 1. Ритм Устное тестирование Повторить ритмический рисунок, предложенный педагогом (прохлопать, простучать). 2. Слух Устное тестирование На слух определить количество сыгранных звуков. 3. Память Устное тестирование Повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом. На обучение по Программе также принимаются дети, уже владеющие навыками игры на домре, ранее занимавшиеся в других учреждениях дополнительного образования. Материально-технические условия: кабинеты для групповых занятий, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму; детские шумовые музыкальные инструменты (колокольчики, трещётки, бубны, погремушки, бубенчики, металлофоны, деревянные ложки, вертушки); стулья, соответствующие росту учеников; подставки для ног различной величины; аппаратура для слушания музыки; стенды для размещения наглядных пособий, информации; канцелярские товары (ручки, карандаши, ластики, нотные тетради). компьютер с доступом в интернет; проектор; аудиотехника; метроном. 6 Формы аттестации/контроля Входной контроль осуществляется 1 раз (сентябрь) в начале обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме устного тестирования, беседы, педагогического наблюдения. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, выполнения творческих заданий, анализа выполнения творческих работ. Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год (январь). Он проводится в форме контрольного урока. Итоговый контроль осуществляется 1 раз в год (май) в конце обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проводится в форме урока-концерта. Контрольно-измерительные материалы для оценки степени освоения ребёнком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов При оценке результатов обучения детей по Программе применяются таблицы: «Входной контроль», «Промежуточный контроль», «Итоговый контроль» (см. приложение). Результаты обучающихся оцениваются с использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой, Е. Черных и Радыновой О.П. Предметные результаты обучающихся оцениваются с использование диагностик. В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков, полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания работать и получать новые знания и умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г. Лускановой. 7 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п 1. Название раздела, темы Вводное занятие. Количество часов Всего Теория Практика 1 1 2 2. Музыкально-теоретические знания. 30 20 10 3. Музыкально-игровая деятельность 72 19 53 4. Исполнительские приёмы игры на шумовых музыкальных инструментах. 30 2 28 10 2 8 144 44 100 5. Творческие задания Итого: Формы аттестации/контроля тестирование, беседа, педагогическое наблюдение устный опрос, беседа, педагогическое наблюдение, контрольный урок устный опрос, беседа, педагогическое наблюдение, контрольный урок устный опрос, беседа, педагогическое наблюдение, анализ выполнения творческих работ, контрольный урок педагогическое наблюдение, анализ выполнения творческих работ, урок-концерт 8 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел 1. «Вводное занятие» Теория: организация рабочего места, режим домашних занятий, знакомство со звучащим миром в игровой форме. Начальное знакомство с шумовыми инструментами. Раздел 2. «Музыкально-теоретические знания» Теория: знакомство с начальными основами нотной грамоты, изучение нот, длительностей, пауз, музыкальных терминов, обозначение динамических оттенков, свойство музыкальных звуков. Изучение музыкальных жанров музыки (песня, танец, марш). Изучение понятий «ритм», «тембр», «темп», «сильная доля», «мелодия». Изучение ладов музыки (мажор, минор). Практика: воспитание чувства ритма, интонационно-артикуляционные упражнения, распевание, развитие певческих навыков, двигательные упражнения, дикционные упражнения, упражнения на правильное речевое и вокальное дыхание, определение ритма стихотворениях, ритмические упражнения на определение сильной доли, упражнения, направленные на развитие речи, выучивание песенок с названием нот наизусть, элементарное сольфеджирование. Раздел 3. «Музыкально-игровая деятельность» Теория: активизация речевого аппарата, ознакомление с окружающим миром, ритмическое многоголосие, мелодическое многоголосие. Практика: слушание музыки, выучивание наизусть скороговорок, пение песен с ритмическим аккомпанемент, пение на различные слоги с закрытым ртом, пение по пособиям, музыкально-ассоциативные игры для развития тембрового слуха, музыкального воображения, тематические игры. Раздел 4. «Исполнительские приёмы игры на шумовых музыкальных инструментах» Теория: знакомство с музыкальными инструментами, с устройством инструментов, изучение основных приёмов игры на шумовых инструментах. Знакомство с типами и группами оркестров. Практика: упражнения, направленные на развитие координации рук, освоение и развитие первоначальных навыков игры на шумовых инструментах, применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа, приёмы инструментального музицирования. Раздел 5. «Творческие задания» Теория: воспитание в ученике элементарных правил сценической этики. Практика: игра в ансамбле, тембровые викторины, викторины из музыкального материала, прослушанного в течение года, двигательные импровизации на 2-3 движения, прослушивание фрагментов музыкальных произведений в исполнении оркестра. Подготовка к праздникам. Концерты для родителей. 9 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № п/п 1. Ме сяц 2. 4. 5. Сентябрь 3. 6. 7. 8. 9. 10. 12. 13. 14. 15. Октябрь 11. Тема занятия Вводное занятие. Знакомство с шумовыми и ударными инструментами. Слушание: А. Филиппенко «Урожайная», Ц. Кюи «Осень» (восприятие музыкальных произведений) Пение: Е. Тиличеева «Осень» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: М. Красёв «Октябрьская песенка», А. Лившиц «Журавли» (восприятие музыкальных произведений) Пение: «Котик» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: Н.А. Римский-Корсаков «Море» (восприятие музыкальных произведений) Пение: «Барашеньки-крутороженьки», «Андрей-воробей», «Дон-дон». (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: Н.А. Римский-Корсаков «Полёт шмеля» (восприятие музыкальных произведений) Пение: В. Карасёва «Зайка», «Сорока» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Форма занятия теоретическое Кол-во часов 2 Формы контроля тестирование теоретическое/ практическое 2 наблюдение комбинированное 2 беседа комбинированное 2 устный опрос комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 устный опрос комбинированное 2 беседа комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 устный опрос комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 наблюдение 10 16. 17. 18. 20. 21. Ноябрь 19. 22. 23. 24. 25. 26. 28. 29. Декабрь 27. 30. 31. 32. 34. Январь 33. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: Н.А. Римский-Корсаков «Богатыри» (восприятие музыкальных произведений) Пение: В. Агафонников «Заяц белый» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: Н.А. Римский-Корсаков «Белка» (восприятие музыкальных произведений) Пение: В.Е. Тиличеева «Дождик» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: В. Ребиков «Медведь» (восприятие музыкальных произведений) Пение: «Скок-скок-поскок» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: С. Майкапар «Мотылёк» (восприятие музыкальных произведений) Пение: Д. Кабалевский «Карусель» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: П . Чайковский «Танец феи Драже» (восприятие музыкальных произведений) комбинированное 2 контрольный урок комбинированное 2 устный опрос комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 беседа комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 беседа комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 беседа комбинированное 2 анализ выполнения творческих работ комбинированное 2 беседа комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 контрольный урок комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 беседа 11 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 44. 45. Февраль 43. 46. 47. 48. 49. Март 50. 51. Пение: В. Калинников «Тень-тень (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: В. Агафонников «Маленький-беленький», «Не ездок, а со шпорами», «Вся мохнатенькая», «Течёт – не вытечет» (восприятие музыкальных произведений) Пение: В. Витлин «Метелица» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: Д. Кабалевский «Клоуны» (восприятие музыкальных произведений) Пение: Г. Комраков «Заяц-бездельник» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: М. Глинка «Полька» (восприятие музыкальных произведений) Пение: Г. Эрнесакс «Едет, едет паровоз» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Пение: В.Карасёва «Горошина» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Слушание: В. Карасёва «Тили-бом» (восприятие музыкальных произведений) комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 устный опрос комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 урок-концерт комбинированное 2 комбинированное 2 анализ выполнения творческих работ творческие задания комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 анализ выполнения творческих работ комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 беседа комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 устный опрос комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 анализ выполнения творческих работ комбинированное 2 беседа 12 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 60. 61. Апрель 59. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 69. 70. 71. 72. Май 68. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: П.Чайковский «Болезнь куклы» (восприятие музыкальных произведений) Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Пение: Е. Тиличеева «Сел комарик на дубочек» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: Е. Тиличеева «Догадайся, кто поёт» (восприятие музыкальных произведений) Пение: В. Иванников «Почему колючий ёж» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: А. Филиппенко «Берёзонька» (восприятие музыкальных произведений) Пение: М. Шкодова «Три синички» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: Р. Шуман «Дед Мороз» (восприятие музыкальных произведений) Пение: «Поросята» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная грамота. Слушание: А. Калинников «Киска» (восприятие музыкальных произведений) Пение: «Шуточная» (развитие певческих навыков). Упражнение для развития слуха и голоса, для развития дикции. Музыкально-ритмические движения: упражнения, игры. Итого: комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 контрольный урок комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 анализ выполнения творческих работ комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 беседа комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 творческие задания комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 комбинированное 2 анализ выполнения творческих работ наблюдение комбинированное 2 комбинированное 2 анализ выполнения творческих работ беседа комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 комбинированное 2 академический концерт беседа комбинированное 2 наблюдение комбинированное 2 беседа 144 13 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для её реализации научная и специальная литература; репертуарные и нотные издания; таблицы музыкальных терминов; видеозаписи, аудиозаписи; конспекты уроков; компьютерные программные средства. Дидактический материал 1. Наглядно-дидактическое пособие «Музыкальные инструменты». Автор Т. Минишева. 2. Комплект тематических наглядных материалов «Музыкальные инструменты». Автор Т. Цветкова. 3. «Коллекционные музыкальные инструменты». Издательство «Ашет Коллекция» (г. Москва). 4. «Музыкальные встречи». Автор Л. Яртова. 5. Костина Э. П. Музыкально-дидактические игры. Ростов-на-Дону: « Феникс». Серия: Сердце отдаю детям, 2010 -212с 6. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — В 2 частях. — Учебно - метод. пособие. — (Воспитание и дополнительное образование детей). — (Библиотека музыкального руководителя и педагога музыки). — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001 7. Нотные прописи. Сост. О. Абросова 8. «Знаете ли вы музыку?». Задачи, головоломки, ребусы, кроссворды. 9. Чек-лист «Путь к мастерству домриста». Автор Р. Абзалова. 10.Музыкально-дидактическая игра. Автор С. Стародубова 11. Динамические упражнения. 12. Нотная библиотека Детского оркестрового объединения. Наглядный материал Комплект наглядных пособий по музыке. Сост. А. Пчелинцев. Основные инструменты русского народного оркестра. Сост. А. Пчелинцев. Музыкальная грамота в наглядных пособиях. М.- Классика. Сборник нот-раскрасок. Авт. А. Акуратнова. «Музыкальные формы в таблицах». Наглядное пособие по курсу анализа музыкальных произведений. 6. «Нотная грамота». Комплект наглядных пособий. Авт. Н. Белая. 1. 2. 3. 4. 5. 14 Описание общей методики работы Методика работы – это система научных закономерностей обучения и воспитания, представляющая собой совокупность способов целесообразного проведения исполнительской и музыкально-педагогической деятельности. Методика включает в себя следующие положения: 1) Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций – простых и сложных. 2) Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определённую логическую последовательность и включает в себя следующие этапы: восприятие учебного материала; его осмысление, доведённое до понимания внутренних связей и противоречий; запоминание и сохранение в памяти изученного материала; применение усвоенного в практической деятельности. 3) Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач. 4) Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий: формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых; подача учебного материала в определённой последовательности; демонстрация и закрепление в упражнениях различных приёмов умственной и практической деятельности; применение знаний в учебных целях. Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы: 1) Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств: слуховые; зрительные; двигательные и др. 2) Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приёмы: выделять главное; применять подчёркивание; использовать цвет предлагать обратить особое внимание и т.д. Особенно важно использовать данный пункт на начальном этапе обучения. 3) Для активации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был: доступным; логически взаимосвязанным; правильно понятым; актуализированным. 4) В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо: организовать систему классных и домашних занятий ученика; 15 сосредоточить слуховое внимание ученика на звучании инструмента, качестве, чистоте, красоте и тембральной окраске звука, а также на характере и громкости звучания исполняемого произведения; направить внимание ученика на выучивание нотного текста наизусть (периодически возвращаясь к нотам); необходимо таким образом давать задачу ученику, чтобы оставлять ему возможность самостоятельно решить её до конца дома. На уроке «пройти часть пути», а дома завершить работу; показ выученного произведения. 5) Суть педагогической работы состоит в том, чтобы как можно раньше исключить педагогическое влияние, оставив ученика наедине с собственными музыкальными представлениями, разбудить его пытливую мысль и направить на поиски своих средств выражения. 6) Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике. В соответствии с современными задачами формирования профессиональных компетенций, необходимо соблюдать следующие требования: воспитание критического отношения к различным современным педагогическим теориям и школам; умение отобрать высокохудожественные произведения и наиболее методически целесообразные для данного этапа обучения; воспитание профессиональных навыков в постижении содержания и формы музыкального произведения; расширение музыкально-эстетического кругозора, развитие механизмов музыкальной памяти; развитие артистизма, свободы самовыражения, исполнительской воли, концентрации внимания и самоконтроля в процессе исполнения музыки; знание основ звукоизвлечения, звуковедения и фразировки, артикуляционного мастерства. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный метод; метод упражнений и повторений; метод показа; метод практических действий; аналитический метод; объяснительно-репродуктивный метод; метод проблемного изложения Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающегося. 16 Технологии обучения 1. Технология индивидуализации. 2. Технология развивающего обучения. 3. Технология личностно-ориентированного обучения. 4. Технология развития критического мышления. 5. Здоровьесберегающая технология. 6. Технология проблемного обучения. 7. Игровые технологии. 8. Технология интегрированного обучения. 9. Педагогика сотрудничества. 10. Информационно-коммуникационная технология. Способы определения результативности обучения. Система аттестации складывается из текущего контроля. Текущий контроль успеваемости осуществляется педагогом на каждом уроке посредством наблюдения за работой обучающихся. Согласно учебному плану освоение образовательной программы завершается итоговым уроком, который является формой проведения приёмных испытаний при поступлении в Детское оркестровое объединение. При проведении мероприятий итоговой аттестации применяется дифференцированная 5-балльная система оценок. Музыкальные данные «5» - чистое интонирование Слух выученной мелодии, - точное интонирование незнакомой мелодии после предварительного прослушивания, - точное определение количества сыгранных звуков. Память Ритм - точное повторение ритмических формул, - точное повторение несложной мелодической линии. - точное повторение ритмических формул, задаваемых педагогом. Творческие - грамотно выученный задания текст, - наличие основных навыков игры на музыкальном инструменте, - эмоциональное исполнение. Баллы «4» - недостаточно чистое интонирование выученной мелодии, - неточное интонирование незнакомой мелодии после предварительного прослушивания, - неточное определение количества сыгранных звуков. - неточное повторение мелодического и ритмического примера без ошибок «3» - нечистое интонирование выученной мелодии, - несоответствие интонации ребёнка прослушанной мелодии, - несоответствие в определение количества сыгранных звуков. - неточное повторение мелодического и ритмического примера с большим количеством ошибок. - неточное повторение - неправильное восритмических формул, произведение ритзадаваемых педагомического рисунка. гом. - грамотно выученный - слабое владение текст, текстом музыкаль- наличие основных ного произведения и навыков игры на муигровыми навыками зыкальном инструигры на инструменменте, неэмоциональ- те. ное исполнение. «2» - отсутствие навыков интонирования знакомой мелодии, - полное несоответствие в определении количества сыгранных звуков. - невозможность повторения мелодического и ритмического примера. - отсутствие чувства ритма. - отсутствие игровых навыков на музыкальном инструменте. 17 ЛИТЕРАТУРА 1. От рождения до школы. Под ред. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 2. Агафонникова В.Г., Парцхаладзе М.А. Пойте, малыши! М., 1979 3. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия. Волгоград: Учитель, 2011. 4. Т.А.Лунева Музыкальные занятия. Разработки и тематическое планирование. Волгоград: Учитель, 2011 5. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. Спб., 2004. 6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Парциальная программа по развитию танцевального творчества. Спб., 2000. 7. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М., 1985. 8. Вихарева Г.Ф. Веселинка. Спб., 2000. 9. Вихарева Г.Ф. Песенка, звени! Спб., 1999. 10.Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. М.: МозаикаСинтез, 2005-2010. 11.Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. М., 2004. 12.Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. 13.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. М.: МозаикаСинтез, 2005-2010. 14.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010. 15.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. С.Петербург.: Композитор, 2011 16.Макшанцева Е.Д. Детские забавы. М., 1991 17.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, 1997. 18.Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль, 1998. 19.Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. — М., 1999. 20.Музыка в детском саду. Сост. Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова. 21.Музыка в детском саду. Выпуск 1. Под ред. Н. Ветлугиной. М., 1977. 22. Музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы для детей 4-5 лет. В. 1. / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Н. Фок. М., 1978. 23.Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 4-5 лет. / Сост. И.С. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. М., 1981. 24.Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. / Сост. Е.П. Раевская, С.Д. Руднева, Г.Н. Соколова, З.Н. Ушакова, В.Г. Царькова. М., 1991. 25.Праздничные утренники в детском саду. Сост. Н. Метлов и Л. Михайлова. М., 1985. 26.Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание). 27.Тарасова К. В., Рубан Т. Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. — М.: Мозаика-Синтез, 2001. 28.Нотные сборники (в соответствии с рекомендуемым репертуаром «Музыкальная палитра», «Танцевальная палитра»). 18 ПРИЛОЖЕНИЕ Диагностические материалы Приложение № 1 Таблицы: «Входной контроль»/ «Промежуточный контроль»/ «Итоговый контроль» № п/п Фамилия, имя обучающегося Практические навыки Теоретические знания Мотивация Воспитанность Оценивание проводится по 5-балльной шкале 1- Уровень низкий 2- Уровень ниже среднего 3- Уровень средний 4- Уровень выше среднего 5- Уровень высокий 19