НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Научное общество учащихся»
является программой естественнонаучной направленности, разработана в соответствии с
основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного
учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020
№ 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая
2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении
методических
рекомендаций»
(«Методические
рекомендации
по
реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
Актуальность программы: Актуальность данной программы заключается в том, что
естественнонаучная деятельность в системе дополнительного образования является одной из
основ формирования науной картины мира. Программа обеспечивает межпредметные связи,
создает предпосылки исследовательской деятельности обучающихся
в современных
условиях расширяющегося информационного пространства. В реализации программы
используется многолетний опыт работы деятельности туристско-краеведческого клуба
«Гамаюн», «Детской Лесной Республики «Гамаюния».
В настоящее время детско-юношеское научное движение является важнейшей составной
частью системы воспитания молодежи, первым шагом в длительном и многотрудном
процессе подготовки кадров для науки.
Педагогическая
целесообразность:
образовательная
задача
усвоение
обучающимися знаний по основам геологии, геоморфологии и гидрологии – решается в
практикоориентированной системе с учётом региональной специфики. Большой
воспитательный потенциал краеведения во многом связан со свободным выбором
обучающихся этих видов деятельности и соответственно более высокой его мотивацией.
Воспитание любви к «малой родине» - одна из основных задач современного образования.

2

Основы геологии, геоморфологии и гидрологии в свою очередь способствуют
формированию целостной научной картины мира.
Новизна программы: Комплексное изучение природной среды предполагает
знакомство с основами наук: экология, биология, география. Изучение естественных наук
предполагает необходимость организации путешествий, экспедиций, знакомство с основами
туристской техники. Однако путешествия по родному краю ведут к обязательному
знакомству с историей своего народа, изучению опыта предшествующих поколений,
народных праздников, обрядов, традиций, предметов быта, этнографическим исследованиям,
что является программной целью деятельности Детской Лесной Республики.
Адресат программы: подростки в возрасте 12-15 лет.
Доступность программы для различных категорий детей
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детейинвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда,
при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Для
этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах,
фестивалях,
выставках,
соревнованиях, олимпиадах различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической
поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей,
так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального
оборудования.
Объем программы: 108 часов.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 3 академических часа продолжительностью 40
минут с 10 минутным перерывом после каждого часа на проветривание.
Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
Виды занятий:
- мастер-классы;
- мастерские;
- выставки;
- творческие отчеты;
- практические работы;
- полевые практики;
- экскурсии;
- походы выходного дня;
- лекции;
Цель и задачи программы
Цель: всестороннее образование, воспитание и развитие личности через систему
естественнонаучных знаний и краеведческой работы в природной и социальной среде.
Задачи:
Обучающие:
1. Сформировать знания области ботаники, зоологии, геологии, геоморфологии,
гидрологии.
2. Включить обучающихся в осознанную поисково-исследовательскую деятельность по
изучению ландшафтов.

3

Развивающие:
1. Способствовать развитию устойчивого интереса к выбранной деятельности,
проявлению интеллектуальных и творческих способностей.
2. Сформировать комплекс ключевых компетенций в области практической и
исследовательской деятельности.
Воспитательные:
1. Формировать необходимые компетентности для успешной самореализации в
современном обществе.
2. Способствовать формированию здорового образа жизни.
3. Формировать потребность бережного отношения к природе.
4. Формировать ответственное отношение к выполнению обязанностей, пунктуальность,
инициативность.
Планируемые результаты освоения программы
По итогу реализации образовательной программы у обучающегося будут
сформированы:
Предметные результаты:
-знать основные классы минералов и горных пород;
-знать математическую основу топографических карт;
-знать основы туристско – краеведческой деятельности;
-знать виды узлов и области их применения;
-знать правила безопасности в путешествиях.
-уметь осуществлять сбор геологических образцов;
-уметь определять минералы и горные породы по ряду признаков;
-уметь осуществлять укладку рюкзака, установку палатки, разводить различные виды
костров;
-уметь строить туристский маршрут, используя топографические карты местности
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
- использовать разнообразные приемы поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи информации (познавательные);
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации в сотрудничестве с педагогом и
коллективом объединения (регулятивные);
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок;
- организовывать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в
ситуации столкновения интересов;
- организовывать рабочее место; соблюдать правила техники безопасности
(коммуникативные).
Личностные результаты
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
частной задачи;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей;
- доброжелательность к окружающим;
- интерес и бережное отношение к природе.
– гуманистическое отношение к людям, уважительное отношение к истории и культуре
разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;

4

– представления о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной
отзывчивости;
Условия реализации программы:
- кабинет, оснащенный партами, стульями;
- компьютер;
- проектор;
Формы аттестации/контроля


Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
тестирования.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после изучения
разделов/тем. Он проводится в форме педагогического наблюдения;

Промежуточный контроль осуществляется в декабре в течение всего срока
обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Форма
проведения: тест.

Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
тестирования.
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной
программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных,
метапредметных, предметных) используются:
 Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании
детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
 О.А. Хлебосолова, О.А. Макарова «Дневник юного исследователя природы».
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
Теория Практика

1. Раздел 1. Геология.
Наука геология.
2. Геологическое летоисчисление.
Геохронологическая шкала.
3. Геологическая история
Смоленщины.
4. Полезные ископаемые области.

3

1

2

Формы
аттестации/к
онтроля
Тест

3

1

2

Тест

3

1

2

3

1

2

5. Геологическая экскурсия.

3

1

2

6. Раздел 2. Геоморфология.
Наука геоморфология. Формы
рельефа.

3

1

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Тест

5

7. Крупнейшие формы рельефа
Смоленщины.
8. Ледниковый рельеф области.
Озы и камы. Моренные гряды.
9. Речные долины и озёрные
котловины Смоленщины.
10. Раздел 3. Гидрология.
Гидрология и гидрологические
исследования.
11. Общая характеристика рек
Смоленщины.
12. Гидрологическое описание
одной из рек Смоленщины.
13. Реки ДЛР. Гобза, Василевка,
Уреча, Лабиринт.
14. Озёра области.
15. Озёра ДЛР. Рибшевское,
Мохань, Окнище, Челыновское.
16. Подземные воды Смоленщины.

3

1

2

Тест

3

1

2

3

1

2

3

1

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

3

1

2

Викторина

3

1

2

3

1

2

3
3

1
1

2
2

3

1

2

17. Раздел 4. Ландшафтоведение.
Климатические особенности
области.
18. Почвенный покров
Смоленщины.
19. Характерные типы почв
области
20. Ландшафты области: леса, луга,
болота.
21. Национальный парк
Смоленское поозерье.
22. Раздел 5. Ботаника и
зоология.
Эволюция живого на земле.
23. Эволюция человека.

3

1

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Тест
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

24. Древесные и кустарниковые
растения области.
25. Травянистые растения области.

3

1

2

3

1

2

26. Лекарственные растения
Смоленщины.
27. Животный мир области.

3

1

2

3

1

2

28. Виды, занесённые в Красную
книгу.
29. Экскурсия в музей природы
ЕГФ СмолГУ.

3

1

2

3

1

2

Практическая
работа
Практическая
работа
Тест
Практическая
работа
Опрос
Практическая
работа
Опрос
Практическая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Опрос

6

30. Раздел 6. Краеведение.
Экскурсия по городу
Смоленску.
31. Знаменитые земляки.
32. Отечественная война 1812 на
Смоленщине.
33. История Великой
Отечественной войны.
34. Предприятия города.

3

1

2

Практическая
работа

3
3

1
1

2
2

3

1

2

Тест
Практическая
работа
Тест

3

1

2

35. Экскурсия в Исторический
музей.
36. Экскурсия в Художественную
галерею.
Итого:

3

1

2

3

1

2

108

36

72

Творческаяя
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Раздел 1. Геология.
Теория: Геология как наука. Методы геологии. Разделы науки. Геологическая
история территории Смоленщины.
Практика: Геологическая экскурсия. Сбор и упаковка образцов. Камеральная
работа по очистке и определению образцов.
Раздел 2. Геоморфология.
Теория: Геоморфология как наука. Методы геоморфологии. Разделы науки.
Рельефообразующие процессы. Флювиальный и флювио-гляциальный рельеф
Смоленщины. Озы и камы. Конечно-моренные гряды.
Практика: Геоморфологическая экскурсия. Обозначение на контурной карте
преобладающих форм рельефа. Построение профиля речной долины. Изготовление
макета оза.
Раздел 3. Гидрология.
Теория: Гидрология как наука. Методы гидрологии. Разделы науки. Части
реки. Режим реки. Питание рек России. Геологическая работа рек. Реки бассейнов
Днепра, Волги и Западной Двины.
Практика: Гидрологические исследования малой реки. Измерение скорости
течения, температуры, прозрачности, падения и уклона реки. Нанесение на
контурную карту рек Смоленщины.
Раздел 4. Ландшафтоведение.
Теория: Ландшафтоведение как наука. Методы ландшафтоведения. Разделы
науки. Климатообразующие факторы. Фация – элементарная единица ландшафта.

7

В.В. Докучаев. Почвообразовательные процессы Смоленщины: дерновый,
подзолистый, болотный.
Практика: Построение почвенного профиля. Работа в почвенном разрезе.
Дешифрирование почвенный горизонтов. Ландшафтная съёмка местности.
Раздел 5. Ботаника и зоология.
Теория: Биологические науки. Растительные сообщества области. Понятие о
лесе.
Практика: Сбор и определение насекомых. Изготовление и размещение
кормушек. Оформление гербария.
Раздел 6. Краеведение.
Теория: История Смоленщины. Основные вехи. Знаменитые земляки: Н.М.
Пржевальский, П.К. Козлов, В.В. Докучаев, Ю.А. Гагарин.
Практика: Подготовка и проведение экскурсии по Смоленску. Подготовка
отчётов о посещении музеев города.

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№
п/п

Месяц

1. Сентябрь
2. Сентябрь

3. Сентябрь
4. Сентябрь
5. Октябрь
6. Октябрь
7. Октябрь
8. Октябрь
9. Октябрь

Тема занятия

Раздел 1. Геология.
Наука геология.
Геологическое
летоисчисление.
Геохронологическая
шкала.
Геологическая история
Смоленщины.
Полезные ископаемые
области.
Геологическая экскурсия.
Раздел 2. Геоморфология.
Наука геоморфология.
Формы рельефа.
Крупнейшие формы
рельефа Смоленщины.
Ледниковый рельеф
области. Озы и камы.
Моренные гряды.
Речные долины и озёрные
котловины Смоленщины.

Форма
занятия

Количеств
о
часов

Форма
контроля

Лекция

3

Тест

Беседа

3

Тест

Семинар

3

Полевая
практика
Экскурсия

3

Лекция

3

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Тест

Беседа

3

Тест

Полевая
практика

3

Практическая
работа

Викторина

3

Практическая
работа

3

8

10. Ноябрь

11. Ноябрь
12. Ноябрь
13. Ноябрь
14. Декабрь
15. Декабрь
16. Декабрь
17. Декабрь

18. Декабрь
19. Декабрь
20. Январь
21. Январь
22. Январь

23. Февраль
24. Февраль
25. Февраль
26. Февраль
27. Март
28. Март
29. Март

Раздел 3. Гидрология.
Гидрология и
гидрологические
исследования.
Общая характеристика рек
Смоленщины.
Гидрологическое описание
одной из рек
Смоленщины.
Реки ДЛР. Гобза,
Василевка, Уреча,
Лабиринт.
Озёра области.
Озёра ДЛР. Рибшевское,
Мохань, Окнище,
Челыновское.
Подземные воды
Смоленщины.
Раздел 4.
Ландшафтоведение.
Климатические
особенности области.
Почвенный покров
Смоленщины.
Характерные типы почв
области
Ландшафты области: леса,
луга, болота.
Национальный парк
Смоленское поозерье.
Раздел 5. Ботаника и
зоология.
Эволюция живого на
земле.
Эволюция человека.
Древесные и
кустарниковые растения
области.
Травянистые растения
области.
Лекарственные растения
Смоленщины.
Животный мир области.
Виды, занесённые в
Красную книгу.
Экскурсия в музей
природы ЕГФ СмолГУ.

Беседа

3

Практическая
работа

Викторина

3

Викторина

Полевая
практика

3

Практическая
работа

Экскурсия

3

Практическая
работа

Беседа
Викторина

3
3

Тест
Практическая
работа

Беседа

3

Лекция

3

Практическая
работа
Практическая
работа

Беседа

3

Полевая
практика
Беседа

3

Экскурсия

3

Лекция

3

Лекция

3

Беседа

3

Викторина

3

Полевая
практика
Викторина

3

Беседа

3

Экскурсия

3

3

3

Практическая
работа
Практическая
работа
Тест
Практическая
работа
Опрос

Практическая
работа
Опрос
Практическая
работа
Творческая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Опрос

9

30. Апрель
31. Апрель
32. Апрель
33. Апрель
34. Май
35. Май
36. Май

Раздел 6. Краеведение.
Экскурсия по городу
Смоленску.
Знаменитые земляки.
Отечественная война 1812
на Смоленщине.
История Великой
Отечественной войны.
Предприятия города.

Экскурсия

3

Практическая
работа

Беседа
Беседа

3
3

Семинар

3

Тест
Практическая
работа
Тест

Экскурсия

3

Экскурсия в Исторический
музей.
Экскурсия в
Художественную галерею.

Экскурсия

3

Экскурсия

3

Творческаяя
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции,
необходимыми для ее реализации
Электронные учебные пособия:
1. Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.
2. Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий.
3. Полный интерактивный курс биологии «Физикон».
4. Учебное электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
6. Презентации к урокам. (автор Пименов А.В.)
7. Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»).
Интернет – ресурсы:
www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ
www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"
www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России
http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников
www.school.mos.ru – сайт "Школьник"
http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.
http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра,
страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс»
http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал
Дидактический материал:
1. Геохронологическая шкала
2. Стратиграфическая таблица
3. Шкала Мооса

10

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Наглядный материал
Коллекция минералов и горных пород
Этнографическая коллекция т/к Гамаюн
Гербарии
Коллекция образцов почв
Атлас Смоленской области.
Атлас по физической географии России

Описание общей методики работы
Теоретические занятия проходят в помещениях учреждения. Все темы и разделы программы
предполагают как теоретическую, так и практическую часть. В выходные дни тёплого
периода проводятся геологические экскурсии в Чёртовом рве. Во время школьных каникул
занятия проводятся в рамках туристско-краеведческих сборов на турбазе в деревне Рибшево
Духовщинского района. По окончании программы возможно проведение геологической
экспедиции в районы, богатые минеральными ресурсами (Урал, Хибины).
Методы обучения
- словесные методы (лекции, беседы, дискуссии);
- наглядные методы (просмотр видеоматериалов, применение наглядных пособий);
- практические методы (практические занятия, творческие работы).
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:

здоровьесберегающие;

игровые;

ИКТ-технологии;

Технологии проетного обучения.

VI. ЛИТЕРАТУРА
1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс. Пасечник В. В.
2. Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология.
3. Биология. Животные.7 класс. Латюшин В. В., Шапкин В. А
4. Биология. Человек. 8 кл. Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.
5. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А., Криксунов Е.
А., Пасечник В. В.
6. Биология. Человек. 9 класс, Батуев А. С. и др.
7. Брэм А. Э. жизнь животных. – М.: Терра, 1992.
8. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и
сказках. – М.: Центрполиграф, 2001.
9. Потресов А. С. Спутник юного туриста. – М.: Физкультура и спорт,
1967.
10. Реми А. П. Жизнь и нравы насекомых. – М.: Сельхозгиз, 1960.
11. Сосновский А. А. Спутник краеведа. – Симферополь: Таврия, 1978.
12. Формозов А. Н. Спутник следопыта. – М.: изд. Московского
Университета, 1990.
13. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская

11

энциклопедия, 1989.
14. Красная книга Смоленской области. – Смоленск: СГПИ, 1997.
15. Чтения памяти профессора В. В. Станчинского (сборник). – Смоленск:
СГПИ, 1995.
16. Акимушкин И.И. Приматы моря. – М.: Изд. географ. литературы, 1963.
17. Акимушкин И.И. Первопоселенцы суши. – М.: Мысль, 1972.
18. Акимушкин И.И. Мир животных. – М.: Молодая гвардия, 1971.
19. Акимушкин И.И. Мир животных. Рассказы о птицах. – М.: Молодая гвардия, 1973.
20. Гиляров М.С., Криволуцкий Д.А. Жизнь в почве. – М.: Молодая гвардия, 1985.
21. Жизнь животных (в 7-ми томах). – М.: Просвещение, 1987 – 1989.
22. Наумов Д.В. Мир океана. – М.: Молодая гвардия, 1982.
23. Горышина Т.К. Экология растений. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1979.
24. Культиасов И.М. Экология растений. Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1982.
25. Лархер В. Экология растений. М.: Мир, 1978.
26. Шенников А.П. Экология растений. М., 1950.
27. Генкель А.П. Физиология жаро- и засухоустойчивости. М.: высшая школа, 1982.
28. Гродзинский Д.М. Надежность растительных систем. Киев: Наукова думка, 1983.
29. Двораковский М.С. Экология растений. М., 1983.
30. Деверолл П.Д. Защитные механизмы растений. М.: Мир, 1980.
31. Ипатов В.С., Кирикова Л.А. Фитоценология. Учебник. СПб.: Изд-во С.-Петербург. Ун-та,
1997.
32. Матвеев Н.М. Аллелопатия как фактор экологической среды. Саратов, 1994.
33. Михайловская И.С. Строение растений в связи с условиями жизни. Учебное пособие для
студентов-заочников биологических факультетов пединститутов. М.: Просвещение, 1977.
34. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для студентов педагогических
институтов по биологическим специальностям. М.: Просвещение, 1981.
VII . ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
Тестовый контроль по географии Смоленской области
1. Площадь Смоленской области равна
А) 34,5 тыс. кВ. км
Б) 49, 8 тыс. кВ. км
В) 40, 7 тыс. кВ. км

2. В каком районе находится самая восточная точка области?
А) Гагаринский район
Б) Ершический район
12

В) Сычёвский район

3. Смоленская область граничит с государствами
А Польша
Б) Литва
В) Белоруссия

4. Область расположена на
А) Валдайской возвышенности
Б) Среднерусской возвышенности
В) Смоленско- Московской возвышенности

5. Рельеф территории Смоленской области является отражением длительной истории её
развития. Какой?
А) Древнее оледенение
Б) Движение литосферных плит
В) Работа текучих вод- рек

6. На территории области добывают
А) Нефть
Б) Торф
В) Железную руду

7. Какие факторы влияют на климат Смоленской области?
А) Циркуляция атмосферы, перемещение воздушных масс

13

Б) Солнечная радиация
В) Морские течения

8. Какие неблагоприятные погодные условия характерны для области?
А) Пыльные бури
Б) Засухи
В) Заморозки

9. На территории области протекают реки
А)Западная Двина
Б) Волга
В) Днепр

10. Какое питание имеют реки Смоленской области?
А) Дождевое
Б) Ледниковое
В) Смешанное

11. Какое озеро Смоленской области называют «Байкал в миниатюре»?
А) Сапшо
Б) Акатовское
В) Чистик

12.Факторами,влияющие на почвообразование, являются

14

А) Растительность
Б) Климат
В) Солнечная энергия

13. Как воздействуют на почву землерои (черви, муравьи, кроты, личинки жуков)
А) Рыхлят
Б) Уплотняют почву
В) Увлажняют почву

14. Какая растительность характерна для болот Смоленской области?
А) Багульник
Б) Мох
В) Клюква

15. Какие животные обитают в смешанных и широколиственных лесах?
А) Соболь
Б) Кабан
В) Суслик

16. Какие растения растут в мелколиственном лесу?
А) Берёза
Б) Дуб
В) Ольха

17. Лесам области серьёзный ущерб наносят

15

А) Пожары
Б) Вырубка
В) Гнездование птиц

18. Определите, факторы, влияющие на загрязнения грунтовых вод области
А) Отходы животноводства
Б) Минеральные удобрения
В) Городской транспорт

19. Какие природоохранительные мероприятия необходимо проводить для сохранения
окружающей среды смоленской области?
А) Создавать заказники
Б) Создавать заповедники
В) Создавать лесопарки

16

Задание:

1. На берегу, какой реки расположен город Велиж, к какому морю,
она несёт свои воды?
2. С какими административными единицами граничит Велижский район?
3. Назовите виды транспорта, связывающие город Велиж с другими городами.

Задание:

1. В каком направлении от Смоленска расположен город Сафоново?
2. Назовите электростанцию, расположенную недалеко от Сафонова.

Задание:

1. На какой реке расположен город Ярцево?
2. Какими видами транспорта связан город со Смоленском?
3. Какие виды продукции выпускают предприятия города Ярцева?

Задание:

1. В каком направлении от Москвы расположен город Вязьма?
2. Водораздел, каких рек проходит в этом районе?
3. Назовите самую высокую точку области, расположенную к северо- западу от
Вязьмы.
4. Какие транспортные пути проходят через город?

Задание:

1. К югу от города Ельни расположено село Новоспасское.
Назовите имя знатного земляка, жизнь которого связана с этими местами. Что
вы знаете о нём?
2. На какой реке расположено это село? В каком направлении протекает эта

река?
3. К бассейну, какого моря относится эта река?

17

Задание:

1. Какой населённый пункт на Смоленщине назван именем, выдающегося
путешественника?
2.

Задание:

1. На какой реке расположен город Сычёвка? Какое водохранилище здесь
построено и с какой целью?
2. Какая крупная река берёт начало в Сычёвском районе?
3. Назовите область, с которой граничит район.

Задание:
1. Какой город Смоленской области назван в честь первого человека
полетевшего
в космос?
2.

Задание:

1. По обеим сторонам, какой реки расположен город Смоленск?
2. Почему его называют «Ключём – городом»?
3. Назовите памятники Смоленска, с чем они связаны?

В чём заслуга этих людей, которые являлись уроженцами Смоленщины?

1.

П.К. Козлов

2.

К.Д. Глинка

18

3.

Н.М. Пржевальский

4.

В. Докучаев

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».