ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово. Первые шаги.» является модифицированной, имеет художественную направленность, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Смоленска. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время заметно снижен интерес к поэзии и художественному слову. Данная программа направлена на развитие у школьников интереса к творчеству, приобщение подростков к Слову, к литературе, к художественному чтению и разработана с учетом запросов детей и родителей. Она создает условия для повышения культурного уровня, профессионального самоопределения, творческой самореализации. Данная программа направлена на формирование творческой личности ребенка средствами искусства поэзии, театра и художественного слова. Реализация программы открывает доступ к познанию окружающего мира и мира в себе, выявляет индивидуальные способности, помогает детям осмыслить их речевую практику и повысить грамотность и культуру речи, учит ясно и четко излагать свои мысли, эстетически образовывает детей, формирует художественно-образное мышление, развивает интеллектуально и эмоционально. Педагогическая целесообразность Умение говорить ещё более важно, чем умение писать. Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению. Выразительное чтение в условиях дополнительного образования есть художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово, написанное в слово звучащее. Ясная и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения. Настоящая программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Воспитание интереса к изучению мира слова должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания в области родной речи, совершенствовать свою речь. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. На основе познания и осмысления многовекового человеческого опыта у детей активно развивается гибкое мышление, совершенствуются коммуникативные навыки, растет творческий потенциал. Приобщение к огромному многостороннему миру искусства дает предпосылки для формирования гражданина с активной жизненной позицией, человека, способного видеть и ценить мир прекрасного, развивает личность и ее эстетические позиции. Образовательный процесс осуществляется в виде 1) теоретических занятий (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа); 2) практических занятий (экскурсии, походы, практикумы в библиотеке). Руководитель объединения, обеспечивает научное и методическое руководство: консультирует учащихся, рекомендует необходимую литературу, помогает составлять планы, памятки изучения темы, систематизировать, оценивать и обобщать собранный материал. В работе особое внимание уделяется выбору тематики, определению источников и планированию. Программа опирается на следующие принципы: принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у детей склонностей и способностей по различным направлениям; принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу. Новизна программы: отличительной особенностью данной программы является попытка соединить те межпредметные связи, которые, так или иначе прослеживаются на уроках гуманитарного профиля: литературу, русский язык, музыку, изобразительное искусство. Адресат программы: программа рассчитана на возрастную категорию детей от 6 до 12 лет. Младшие учатся у старших, осуществляется принцип преемственности. Кружок посещают в основном дети творческие, увлекающиеся литературой, поэзией, театром, музыкой. Все члены кружка инициативные, активные, заинтересованные. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся. Данная программа может быть адаптирована для работы с отдельными категориями детей с ОВЗ и детей инвалидов (инвалидность III группы). Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии. Основными условиями являются сохранность нормального интеллекта. В реализации программы «Художественное слово. Первые шаги» с данными детьми делается акцент на применении таких методов и технологий, как: персонализированный подход; игровые технологии (игровые упражнения); чередование теории и практики; подача знаний меньшими порциями; физкультминутки с упражнениями на снятие напряжения; активное взаимодействие с семьей. Программа может применяться для детей с выдающимися способностями. Прежде всего, для детей, имеющих творческую одаренность. В работе с данной категорией детей акцент делается на проблемные и проектные методы. Так как они имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности одаренных учащихся. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня. Благодаря введению в преподавание программы элементов цифровизации и возможностей перевода ее в дистанционное обучение она может применяться в работе с отдаленно проживающими детьми. Программа «Художественное слово. Первые шаги.» подходит для работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Это могут быть дети с личностными проблемами, проблемами в семье, проблемами в обучении, дети, стоящие на учете. Реализация программы помогает решить такие задачи, как организация досуга «сложных» детей, формирование личностных нравственных качеств, их адаптация в социуме. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. При обучении таких детей акцент делается на следующие методы и технологии: - упражнения и задания, направленные на формирование позитивного отношения к себе и окружающим; - творческие и дискуссионные приемы; - индивидуальные консультации; - доверительные беседы; - создание ситуации успеха для каждого. При необходимости программа может включаться в совместную деятельность со школой, в которой обучается ребенок. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования. Объём программы: 72 часа. Срок освоения программы: 1 год. Режим занятий: 1 раз в неделю 2 академических часа продолжительностью 40 минут с 10 минутным перерывом после каждого часа на проветривание. Форма организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: поддержка связи с родителями через интернет и электронную почту; применение цифровых образовательных ресурсов для реализации различных учебных задач; обмен информацией через различные интернет-сервисы (почта, группы в социальных сетях и др. сервисы); осуществление общения педагога и обучающегося в режиме он-лайн (VK Мессенджер, платформа «Сферум») и офф-лайн (форум, обмен сообщениями по электронной почте) с целью сообщения домашнего задания, проведения бесед и консультаций; для расширения и углубления знаний учащихся подобран банк интернет источников с дополнительным материалом. Формы занятий. В зависимости от учебного материала и цели занятия используются различные формы занятий: - мастер-классы; - мастерские; - деловые и ролевые игры; - выставки; - творческие отчеты; - тренинги; - индивидуальные или групповые online –занятия: (образовательные online-платформы, цифровые образовательные ресурсы, видеоконференции (Сферум)социальные сети, электронная почта); - комбинированное использование online и offline режимов; - видеолекция; - online- консультации и др. На занятиях используются такие виды деятельности как: игровая; познавательная; просмотр презентаций и видеофильмов; встречи с интересными людьми; конкурсы; посещение библиотек; праздники; экскурсии. В обучении по данной программе присутствуют две формы организации учебного процесса: индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей), групповая (работа со всеми в группе, например, при объяснении нового материала, отработке определенного технологического приема или при коллективном выполнении творческих работ). Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся через развитие устойчивого интереса и воспитание любви к чтению художественной литературы для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове. Задачи: Образовательные: обучить выразительному чтению и рассказыванию произведений различного жанра; дать представление о принципах, приемах обучения выразительному чтению и художественному рассказыванию, их роли в творческом развитии личности; приобщать ребят к творчеству, развивать их творческие способности; научить владеть нормами литературного языка; научить основным приемам исполнительского анализа произведения; формировать навыки анализа текста; формировать умение пересказывать произведения разных авторов и создавать рассказы на основе литературных текстов и по жизненным впечатлениям; пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах; углубить знания о литературном наследии России; научить учащихся чувствовать слово, думать над ним, искать в нём истинный смысл, понимать его роль в тексте, что позволит выработать у них высокую коммуникативную, языковую, лингвистическую, эстетическую и нравственную компетенцию. Воспитательные: воспитывать у детей художественный вкус, чувства прекрасного; воспитывать интерес к литературе в целом и к чтению в частности. воспитывать чувства коллективизма, гражданственности и патриотизма; воспитывать толерантность, чувство ответственности. Развивающие: развивать устойчивый интерес к изучению родного языка и литературы, раскрытию секретов текста, более глубокому пониманию литературных произведений; развивать творческие способности учащихся, умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик; развивать духовные потребности будущих граждан нашей страны. Планируемые результаты. В результате реализации программы предполагается достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Личностные результаты: знание наизусть художественных текстов в рамках программы; владение читательским мастерством: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; владение навыками литературных игр; наличие собственного мнения. Метапредметные результаты: владение техникой составления плана; владение различными типами пересказа; умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; умение формулировать доказательные выводы; умение владеть р а з н ы м и видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов. Предметные результаты: адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы; знание изученных текстов; умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог); умение сочинять собственные тексты (прозу и поэзию), умение воспроизводить художественные тексты, умение постигать красоту литературы через знакомство с художественными произведениями; знание учащихся о средствах художественной выразительности. В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть знаниями: - об основах техники выразительного чтения и рассказывания: правильность дыхания, качество голоса, дикция; - о логике выразительной речи; - об исполнительском анализе; - о партитурных знаках; - об особенностях чтения произведений разных жанров. В процессе овладения знаниями вырабатываются следующие умения учащихся: - пересказывать текст подробно, кратко, выборочно, творчески, художественно; - чувствовать тональность художественного текста, интонационно передавать ее; - читать художественный текст (отчетливая артикуляция, логические ударения, паузы, темп речи и др.); - делать разметку текста, используя партитурные знаки; - соотносить характер чтения с жанром произведения и стилем писателя; - определять исполнительскую задачу; - мотивированно оценивать собственное и чтение товарищей; - в художественном рассказе использовать систему изобразительновыразительных средств языка произведения; - написание собственных сказок, стихов, рассказов. Условия реализации программы. Для успешного решения поставленных в программе педагогических задач требуется: 1. Информационно-методическое сопровождение программы; 2. Внедрение в практическую работу личностно ориентированного подхода; 3. Умелое использование педагогом наиболее эффективных форм работы, по развитию личности обучающихся; 4. Творческое отношение к образовательному процессу. Для успешной реализации программы необходим специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям. Помещение для занятий должно иметь хорошее, качественное освещение, достаточную вентиляцию. Удобная для занятий мебель: высота стула соответствует высоте стола. Столы и стулья должны быть удобными, соответствовать возрастным особенностям учащихся. Ноутбук, с установленным необходимым программным обеспечением, выходом в Интернет. Формы контроля В ходе реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественное слово. Первые шаги» осуществляется педагогический контроль, выявляющий уровень и качество освоения учащимися учебного материала, степень сформированности практических умений и навыков, а также динамику личностного индивидуального развития каждого учащегося. Механизм педагогического контроля включает в себя следующие компоненты: - входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования и педагогического наблюдения. - текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного и письменного опроса, анализа выполнения творческих работ и практических упражнений; - промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы проведения: тест, практическое задание, деловая /ролевая игра; - итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе, в виде тестирования и творческого отчета. (См. приложение). Контрольно-измерительные (оценочные) материалы Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются: • матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.); • таблица вводного, промежуточного, итогового контроля; • таблица «Результативность учебного процесса». (См. приложение). УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/конт роля 1 Введение. 2 2 - Анкета, опрос 2 Теоретические основы правильного выразительного чтения. Культура и 14 4 10 Тест, педагогическое наблюдение Прослушивание чтецов Тестпрослушивание, педагогическое наблюдение Конкурс мастерства Викторина Конкурс мастерства Конкурс мастерства техника речи. 3 Орфоэпия. Литературное произношение при чтении и рассказывании. 6 3 3 4 Интонация. 4 2 2 5 Логическая выразительность. 6 2 4 6 «Гуляют ребятки на зимние святки». 6 2 4 7 Средства выразительности. 4 2 2 8 Выразительное чтение. 8 2 6 9 Стихотворная речь. Основы стихосложения. 8 4 4 10 Мимика и жестикуляция. 4 2 2 11 12 «Рассказывание» Итоговое занятие 8 2 2 - 6 2 ИТОГО: 72 29 43 Эмоционально-образная выразительность. Прослушивание чтецов, викторина Конкурс, прослушивание чтецов Конкурс мастерства Конкурс Анкета СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел 1. Введение Теория: Организационное занятие. Беседа «Литература как искусство слова». Техника безопасности. Практика: Обсуждение и составление плана работы кружка. Раздел 2. Теоретические основы правильного выразительного чтения. Культура и техника речи Теория: Специфика речевого общения. Речевое дыхание. Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр. Техника речи. Дыхание. Техника речи. Дикция. Техника речи. Голос. Составляющие голоса: сила, высота голоса. Практика: Работа над дикцией и четким произношением. Работа с артикуляционным аппаратом. Творческие игры со словами. Работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания, гимнастика артикуляционного аппарата, работа со скороговорками. Чтение потешек. Работа над благозвучностью, полётностью голоса. Раздел 3. Орфоэпия. Литературное произношение при чтении и рассказывании Теория: Орфоэпическое произношение. Правильное ударение в слове. Фонетическая транскрипция. Практика: Чтение с правильным орфоэпическим произношением, с постановкой правильного ударения в слове. Фонетическая транскрипция при подготовке к чтению и рассказыванию. Раздел 4. Интонация Теория: Роль интонации в речи. Виды интонаций. Общее понятие об интонации. Фразовое и логическое ударение. Пауза логическая и фразеологическая. Темп и ритм речи. Мелодика речи. Тембр звучащей речи. Практика: Отработка ритма. Считалки. Выразительное чтение прозаических и поэтических произведений. Раздел 5. Логическая выразительность Теория: Логика чтения: логические паузы, логическое ударение, логическая мелодия. Практика: Деление текста на логические части. Раздел 6. «Гуляют ребятки на зимние святки» Теория: Традиции и культура русского народа. Малые жанры фольклора. Практика: Разучивание колядок, рождественские стихи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства (репетиция сценок). Раздел 7. Средства выразительности. Эмоционально-образная выразительность Теория: Неразрывная связь логической и эмоционально - образной выразительности чтения и рассказывания. Средства эмоционально - образной выразительности. Метафора. Олицетворение. Работа с контекстом. Эпитет в контексте произведения. Практика: Обучение использования интонации для выражения различных состояний (грусть, радость, удивление). Раздел 8. Выразительное чтение Теория: Выдающиеся мастера сцены. Тема, идея произведения. Подтекст. Составление плана. Чтение произведения в детской аудитории. Своеобразное чтение стихотворений и басни. Сказка, как вид литературы. Виды сказок. Рассказывание народных сказок. Ритуал «входа» и исполнения сказки. Практика: Прослушивание записи чтения стихотворений мастерами слова. Выбор литературного материала. Составление плана. Чтение произведений и диалогов. Работа над сказкой (по выбору обучающихся). Раздел 9. Стихотворная речь. Основы стихосложения Теория: Лирика как род литературы. Характерные особенности стихотворной речи. Понятия «ритм», «рифма», «музыкальная организованность». Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений. Обучение приемам стихосложения. Формы построения стихотворений. Рифма и ее разновидности. Практика: Упражнения дыхания и голосоведения в связи с чтением стихов. Ролевая игра «Скажи о простом необычно». Творческие игры со словами. Раздел 10. Мимика и жестикуляция Теория: Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения. Практика: Обобщающие упражнения. Раздел 11. «Рассказывание» Теория: Виды рассказывания. Устный и письменный рассказ. Рассказ близкий к тексту. Рассказ в сокращении. Рассказ с изменением лица рассказчика. Рассказ на основе содержания научно-познавательной статьи с введением в ней сюжета. Рассказы из биографии замечательных людей. Рассказ-пояснение к художественному произведению, картине Практика: Чтение прозаического произведения. Анализ художественного произведения и его исполнения. Техника речи. Индивидуальная работа над созданием собственных устных рассказов. Изучение языковых средств писателя. Работа над пересказываем с сохранением стиля автора. Импровизированный рассказ. Экскурсия в музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Раздел 12. Итоговое занятие Подведение итогов работы кружка. Анализ работы. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № п/п Месяц Тема занятия Форма занятия Кол-во часов Форма контроля 1. Сентябрь Организационное Беседа, занятие. Правила техники безопасности. тестировани е 2 Тестирова ние 2. Специфика речевого общения. Работа над дикцией и четким произношением Рассказ, практическ ое занятие 2 Беседа, тестирован ие 3. Речевое дыхание. Работа с артикуляционным аппаратом. Рассказ, практическ ое занятие 2 Смотр умений учся Работа над техникой Практическ речи: Творческие игры ое занятие со словами. 2 Смотр умений учся Составляющие техники речи: дикция, темп, тембр. Работа со скороговорками, чтение потешек. Рассказ, практическ ое занятие 2 Смотр умений учся. Работа над техникой речи: упражнения на развитие дыхания, гимнастика артикуляционного аппарата, работа со скороговорками. Практическ ое занятие, игра 4. 5. 6. 7. Октябрь Игровые задания Составляющие голоса: Беседа, игра сила, высота голоса. Работа над благозвучностью, полётностью голоса. 2 Смотр умений учся. Игровые задания. 2 Смотр умений учся 8. 9. Ноябрь Роль интонации в речи. Виды интонаций. Беседа, игра 2 Смотр умений учся Отработка ритма. Считалки. Практическ ое занятие 2 Смотр умений учся Рассказ 2 Смотр умений учся. Логика чтения. Деление текста на логические части. 10. Игровые задания Логические паузы. 11. Рассказ, 2 практическ ое занятие Смотр умений учся. Игровые задания Логическое ударение 12. Рассказ, 2 практическ ое занятие 13. Декабрь Логическая мелодия. Рассказ, практическ ое занятие Смотр умений учся 2 Смотр умений учся. Игровые задания 14. Традиции и культура русского народа. Рассказ. 2 Опрос учся 15. Малые жанры фольклора. Рассказ. Практическ ое занятие 2 Опрос учся 16. Разучивание колядок. Отработка актёрского мастерства (репетиция сценок). Практическ ое занятие 2 Смотр умений учся Разучиваем Практическ рождественские стихи. ое занятие Отработка выразительного чтения стихов. 2 Смотр умений учся Неразрывная связь логической и эмоционально образной выразительности чтения и рассказывания. Рассказ. Практическ ое занятие 2 Опрос учся 19. Средства эмоционально образной выразительности. Рассказ. 2 Опрос учся 20. Обучение использования интонации для выражения различных состояний (грусть, радость, удивление). Практическ ое занятие 2 Смотр умений учся Обучение использования интонации для выражения различных состояний (грусть, радость, удивление). Практическ 2 ое занятие 22. Прослушивание записи чтения стихотворений мастерами слова. Рассказ, прослушива ние записи чтения стихотворе ний, практическ ое занятие 2 Опрос учся 23. Сказка, как вид литературы. Виды сказок. Рассказ. Практическ ое занятие 2 Опрос учся 17. 18. 21. Январь Февраль Смотр умений учся 24. Март Рассказывание народных сказок. Ритуал «входа» и исполнения сказки. Лирика как род 25 Рассказ, практическ ое занятие 2 Рассказ 2 Опрос учся Просмотр умений учся литературы. Опрос учся Характерные особенности стихотворной речи. 26. Понятия «ритм», «рифма», «музыкальная организованность». Интонационномелодические типы исполнения стихотворений. Рассказ. Практическ ое занятие 2 Опрос учся 27. Техника речи. Практическ 2 Просмотр Упражнения дыхания и голосоведения в связи с чтением стихов. ое занятие Обучение приемам стихосложения. Формы построения стихотворений. Рассказ, практическ ое занятие 2 Опрос учся 29. Рифма и ее разновидности. Ролевая игра «Скажи о простом необычно». Рассказ, практическ ое занятие 2 Смотр умений учся 30. Творческие игры со словами. Рассказ, практическ ое занятие 2 Смотр умений учся 31. Виды рассказывания. Практическ ое занятие 2 Опрос учся 28. Апрель Изучение языковых умений учся средств писателя. Анализ художественного произведения и его исполнения. Практическ ое занятие 2 Опрос учся 33. Индивидуальная работа над созданием собственных устных рассказов. Практическ ое занятие 2 Смотр умений учся 34. Работа над Практическ 2 Конкурс, пересказываем с сохранением стиля автора. Импровизированный рассказ. ое занятие 32. 35. Май Экскурсия в музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». 36 Экскурсия в опрос 2 Опрос 2 Конкурс музей Итоговое занятие Итого: 72 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации: СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература 1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – Москва: 60 «Ленанд», 2015 г. – 384 с. 2. Бруссер А.М. Основы дикции (практикум). - Санкт-Петербург: «Планета музыки», 2018 г. -88 с. 3. Васильев Ю. Сценическая речь: голос действующий. - Москва: «Академический проект», 2015 г. – 466 с. 4. Винокур Г.О. Русское сценическое произношение. – Москва: «Либроком», 2017 г.- 88 с. 5. Козлянинова И.П. Промптова И.Ю. ГИТИС Сценическая речь. Учебник. – Москва: «ГИТИС», 2014 г. – 559 с. 6. Оссовская М.П. Практическая орфоэпия. – Санкт-Петербург: «Планета музыки», 2018 г. – 124 с. 7. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. - Москва: «АСТ», 2017 г. - 448 с. 8. Чехов М. А. О технике актёра. - Москва: «АСТ», 2018 г. - 288 с. 9. А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь». Изд-во «Дрофа» М.: 2013 год 10. Е. И. Фадеева. Лабиринты общения. Учебно-методическое пособие.: Москва, 2003 год. 11. В. М. Симонов. Педагогика: Краткий курс лекций – Волгоград, 1997 год. 12. О.В. Кубасова. Выразительное чтение. 13. Э. Вартаньян. «Рождение слова». Изд-во «Детская литература». М.: 2014 год 14. Е. И. Фадеева «Лабиринты общения». Учебно-методическое пособие. Москва 2013 год 15. В. М. Симонов. Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 20010 год. 16. О.В. Кубасова «Выразительное чтение». 17. Техника сченической речи. Библиотека актера. https://www.proza.ru/2010/12/20/1670 18. Основы дикции. Сценическая речь. http://stage4u.ru/o-shkole/stati-imaterialy/79-osnovy-diktsii-stsenicheskaya-rech 19. Упражнения по сценической речи https://chaikinavika1972.jimdo.com/%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6% D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%B A%D0%BE%D0%B9%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%B8%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%8 5/ 20. Упражнения по сценической речи http://act-master.ru/5-scen-rech/ 21. Актерское мастерство https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/rech.php Дидактический материал: - карточки-задания для самостоятельных наблюдений над словом; - карточки-задания для усвоения нового материала; - викторины по каждому направлению (поэзия, проза); - загадки по изучаемому материалу; - загадки с подсказкой; - рассказы-загадки; - метаграммы, анаграммы; - литературные задачи; - литературные игры, сказки; - рабочие дневники. Наглядный материал - таблица «Алфавит»; - таблица «Гласные звуки»; - таблица «Согласные звуки»; - карточки-задания для самостоятельных наблюдений над словом; - карточки-задания для усвоения нового материала. Описание общей методики работы Обучение по предмету «Художественное слово. Первые шаги» проходит в форме занятий, состоящих из теоретической части, выполнения практических заданий, обсуждения и показа домашнего задания. В то же время часть занятий проходит в виде беседы, в ходе которой эвристическим методом обучающиеся выявляют ту или иную проблему, обсуждают и пытаются найти наиболее интересный способ её решения. Программа делится на разделы. Каждый раздел требует особенного методического подхода. Так в разделе «Техника речи» уделяю особое внимание практическим занятиям, где закладываются основы правильного дыхания, голосоведения и дикционной культуры. Упражнения проводятся в игровой форме. Контролируется правильность выполнения дыхательно-речевых и дикционных комплексов. Проводится тренировка произношения сочетаний согласных звуков с гласными в упражнениях, словах, фразах, специально подобранных для этой цели. Эти слова и фразы могут быть частями детских стихотворений любимых авторов. Уделяется внимание активности согласных по специально созданному курсу упражнений. Проводится постоянное наблюдение за естественностью артикуляции, свободой мышц голосового аппарата, за правильным использованием дыхания, за естественным, ненапряжённым звучанием голоса. Проводятся беседы и практический показ упражнений, необходимых для профилактических мер по сохранению здорового голосового аппарата. Придерживаюсь принципа постепенного освоения материала – «от простого к сложному». В разделе «Логический анализ текста» при работе над текстом исполняемого художественного произведения внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимся, в ходе которой он должен уметь выразить своё отношение к рассказываемым фактам, ознакомиться с понятиями перспективы речи, цели и сверхзадачи. Обязательной является домашняя работа по выбору литературных произведений для индивидуального и группового исполнения, подбору сведений о творческих биографиях авторов данных произведений, об эпохе, в которую жил автор, об историческом времени, освещаемом в исполняемом произведении. Также создаю творческую атмосферу занятий, атмосферу доброжелательности, и вместе с тем - осознанной дисциплины. Обучающийся сам, по мере прохождения этапов занятий, попробовать методом «ролевой игры» побыть «педагогом» и осознать необходимость творческой дисциплины. В такой форме лучше осваиваются последовательность упражнений тренингов. При освоении раздела «Культура речевого общения» важным является метод создания проблемных ситуаций в ролевых играх. Предлагая темы для этюдов по освоению речевой культуры, учитывается наличие различной социальной среды в окружении обучающихся. Этюды объединяются с повторением пройденного в разделе Орфоэпия. Такой комплексный подход поможет сделать выбор в организации языковых средств с обязательным учетом литературных норм. Совместное посещение театров, концертов, музеев, конкурсов и фестивалей, прослушивание аудиозаписей известных мастеров слова и просмотр видеозаписей их выступлений, посещение мастер-классов известных чтецов и актёров с последующим обсуждением повышает уровень культуры обучающихся и воспитывает желание профессионального совершенствования. Программа состоит из нескольких разделов, но в процессе обучения используется комплексный подход. На каждом занятии изучаются темы из разных разделов. Структура занятия: 1. Техника речи. Дыхательные и дикционные комплексы. 2. Орфоэпические комплексы. Упражнения. Этюды. 3. Этюды на развитие культуры речевого общения. 4. Логический разбор произведений различных жанров и их исполнение. 5. Обсуждение занятия. Получение домашнего задания. Методы обучения словесные методы практические методы - лекция - урок-практикум - эвристическая беседа - рассказ - проблемное изложение - исследование - дискуссия, круглый стол - создание ситуации успеха - упражнения по технике речи - анализ лирических произведений - работа над орфоэпическими нормами, логическим ударением. Технологии обучения Для реализации программы «Художественное слово. Первые шаги.» используются следующие педагогические технологии: здоровьесберегающие; технология развивающего обучения; технология личностно – ориентированного обучения; технология интегрированного обучения VI. Список литературы для педагога 1. Аванесов Р.И. Ударение в современном русском литературном языке. М., Учпедгиз, 1958 2. Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., «Искусство», 2001 3. Арго А.М. Восторги и вдохновения. М., «Детская литература», 1965. 4. Артобелевский Г.В. Очерки по художественному чтению, М., Учпедгиз, 2004 5. Блинов И.Я. Выразительное слово учителя-словесника. М., Учпедгиз, 1963. 6. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. М., «Просвещение», 1965. 7. Завадская Т.Ф. Искусство чтения в художественном развитии подростка.М., «Просвещение», 1968. 8. «Звучащее слово». М., «Искусство», 1969. 9. Найденов Б.С, Выразительность речи и чтения.М., «Просвещение», 2005 10. Розенталь Д.Э. Культура речи. Изд-во МГУ, 1964. 11. Стракевич М.М. Работа над выразительным чтением». М., «Просвещение», 1964. 12. Хватцев М.Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. М., Изд-во АПН 1962. 13. Шевелев Н.Н. Выразительное чтение в 5-8 классах. М., АПН 1961. 14. Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания.Л., Учпедгиз, 1963. 15. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. М.-Л., «Просвещение», 2001 17. Б. А. Буяльский Искусство выразительного чтения. – М., 1986. 18. Л. А. Горбушина Выразительное чтение и рассказывание. – М., 1998. 19. Методика выразительного чтения. – М.,1978. Список литературы для учащихся 1. Т. Ф. Завадская Искусство чтения в художественном развитии подростков. – М.,1998. 2. Т. А. Ладыженская Живое слово. – М., 1997. 3. Е. А. Ножин Мастерство устного выступления. – М.,1998. 4. Е. А. Язовицкий Выразительное чтение как средство эстетического восприятия. – М.,1999. 5. Мастерская слова. Детская поэзия и проза (М., Просвещение, 1994) 6. М. Р. Ловам «Школа творческого развития». – М.,2003. Интернет – ресурсы. Google (http://www.google.com); HotBot (http://www.hotbot.com); Lycos (http://www.lycos.com); Open Text (http://search.opentext.com); Rambler (http://www.rambler.ru); Yandex (http://www.yandex.ru). Общеобразовательные ресурсы: http://www.alledu.ru Каталог «Все образование Интернета». http://www.1september.ru/ru/index.htm - Объединение педагогических изданий "Первое сентября". http://www.catalog.alledu.ru/ - Все образование Интернета. VII. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Оценочные материалы (диагностические методики) Таблица вводного контроля ________________ учебный год ____________________________________ (объединение, год обучения) Направление__________________________ № ФИО п/ обучающегося п Показатели Практические навыки Теоретическ ие знания Мотивация Воспитанност ь Кол – во баллов, уровень 1. 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 21 – 16 баллов Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 – 7 баллов Приложение 2 Таблица промежуточного контроля ________________ учебный год ______________________________________ (объединение, год обучения) Направление__________________________ № п/п ФИО обучающегося Показатели Практические навыки Теоретическ ие знания Мотивация Кол – во Воспитанность баллов , уровень 1. 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 21 – 16 баллов Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 - 7 баллов Приложение 3 Таблица итогового контроля ________________ учебный год _____________________________________ (объединение, год обучения) Направление __________________________ № п/п ФИО обучающегося Показатели Практические навыки Теоретическ ие знания Мотивация Кол –во Воспитанность баллов, уровень 1. 2. 3. Система оценки по каждому из 7 – ми показателей от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 21 – 16 баллов Средний 15 – 11 баллов Низкий 10 - 7 баллов Приложение 4 Таблица «Результативность учебного процесса» ________________ учебный год _____________________________________ (объединение, год обучения) № п/п I полугодие ФИО обучающегося Теор. подготовка Практ. подготовка II полугодие Теор. подготовка Практ. подготовка 1. 2. Ср. балл группы по полугодиям Ср. балл группы за год Система оценки: от 3 до 5 баллов Уровни: высокий 5 – 4,5 баллов средний 4,4 – 3,5 баллов низкий 3,4 – 3 балла Приложение 5 Таблица Личностные результаты обучающихся _____________________________________ (название объединения) Дата заполнения ______________ год ______________ год № ФИО обучающегося Творческая п/п активность 1. 2. Система оценки от 1 до 3 баллов Уровни: Высокий 3 – 2.4 балла Средний 2.3 – 1,6 Низкий 1,5 – 1 балл Уровень воспитанности Коллективизм Проводится два раза: стартовая – в начале 1 года обучения, итоговая – по окончании срока реализации программы Приложение 6 Критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся Критерием оценки считать результаты участия в конкурсах чтецов, викторинах, праздничных программах. При высоком уровне освоения программы учащийся: 1 – знает и успешно выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике, упражнения на развитие голоса; 2 – знает и успешно выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма; 3 – умеет произносить одно и то же предложение с переменой логического ударения; объяснить изменения в смысле произносимого; 4 - умеет разобраться в смысле целого произведения, составить о нём своё мнение и успешно донести его до аудитории; 5 - использует полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе имеет авторитет грамотного чтеца; 6 - заинтересован в занятиях, активен и инициативен во время групповой творческой работы. При среднем уровне освоения программы учащийся: 1 – недостаточно хорошо знает и выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике; 2 – знает, но недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма; 3 – допускает ошибки при произнесении одного и того же предложения с переменой логического ударения; путается при объяснении изменения в смысле произносимого; 4 - умеет разобраться в смысле целого произведения, имеет о нём своё мнение, но не убедителен при донесении его до аудитории; 5 - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе не знают о его занятиях, т.к. он не выступает со своим репертуаром; 6- заинтересован в занятиях, но часто невнимателен. При низком уровне освоения программы обучающийся: 1 – плохо знает и плохо справляется с упражнениями по артикуляционной и дикционной гимнастикам, с упражнениями на развитие голоса; 2 – не очень хорошо знает и недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма; 3 – не справляется с произнесением одного и того же предложения с переменой логического ударения; не ориентируется в изменениях в смысле произносимого; 4 - пытается разобраться в смысле целого произведения, но не имеет о нём своего мнения и не убедителен при донесении его до аудитории; 5 - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; 6 – слабо заинтересован в занятиях, зависит от своего настроения, на занятиях невнимателен, недостаточно хорошо работает. Приложение №7 Тест по письму и развитию речи 1. Из чего состоят предложения? – 1 б. А. Из слогов. Б. Из слов. В. Из фраз. 2. Укажите, в каком предложении есть ошибки в расстановке знаков препинания. – 1 б. А. Ребята принесли картошку, помыли её, и испекли на костре. Б. Ученик выполнил работу быстро, но допустил ошибку. В. Труден и почетен труд хлебороба. 3. Укажите сложные предложения (знаки препинания не проставлены). – 1 б. А. Осенние листья темнеют и теряют свои краски. Б. На берегу стоит бобровая хатка и напоминает она стог сена. В. Листья пожухли и шуршат при ветре. 4. Выполните грамматический разбор предложений, расставьте знаки препинания. – 2 б. Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло. Потянул ветерок и белая туча заволокла горизонт. 5. Определите склонение имен существительных. – 10 б. Панамка, бабочка, испуг, болезнь, остров, зверь, мысль, дядя, закат, солнце. 6. Найдите ошибку в словах и исправьте. – 3 б. А. мяхкий Б. лафка В. Яготки 5.Укажите, где допущена ошибка: 3 – б. А. из песни - родительный падеж Б. к корюшке – винительный падеж В. о фигуре – предложный падеж 6.С какой частью речи связано имя прилагательное? – 1б. А. С глаголом Б. С именем существительным В. С местоимением 7. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, определите род, число и падеж имён прилагательных. – 3б. А. На грядке вырос сладк… перец. Б. Лисёнок задумчиво посмотрел на высок… дерево. В. Ярк… луч попал на землю 8. Отметьте слово с ошибкой: - 1б. А. плохой Б. лисных В. Большой 9. Написание безударного окончания имени прилагательного проверяем: - 1б. А. по написанию окончания вопроса; Б. по написанию имени существительного. 10. Вставь безударные окончания имен прилагательных. – 8 баллов. Мёрзл… елка, чудесн.. запах, к душист… черемухе, на зимн… одежду, от рыхл… снега, вдоль извилист… берега, в летн… ночь, широк… поясом. 11.Глагол – это часть речи, которая обозначает: - 1б. а) действие; б) предмет; в) признак. 12. Определите спряжение глаголов. – 6 б. Читаешь книгу, борется с ленью, стирает бельё, терпишь невзгоды, строит дом, ложится туман. 13. Подчеркните те слова, которые состоят из корня и суффикса. – 3 балла. Листок, пригород, дворик, принёс, приморский, глаз, глазок, пригородный. Всего: 45 б. 45 – 44 – Высокий уровень 44 – 41 – Средний уровень 41 – 39 – Низкий уровень Обработка результатов: 1–б 2–а 3–б 4. Алая заря скрылась за моря, и за горы солнышко ушло. Потянул ветерок, и белая туча заволокла горизонт. 5.Панамка – 1 скл., бабочка – 2 скл., болезнь – 3 скл., стров – 2 скл., зверь – 2 скл., дядя – 1 скл., закат – 2 скл., солнце – 2 скл. 6. Мягкий, лавочка, ягодка. 7. – б 8. – б 9–а 10.ая, ый, ой, юю, ого, ого, юю, им. 11. – а. 12. – 1 спр., 1 спр., 1 спр., 2 спр., 2 спр., 2 спр. 13. Листок, дворик, глазок. Приложение 8 Тест по теме «Техника речи» 1. Техника речи - это комплекс навыков: а) речевого дыхания и голосоведения, б) дикции и интонации, в) все перечисленное. 2. Техника речи нужна для того, чтобы: а) говорить внятно, б) не уставать во время речи, в) все перечисленное. 3. Тренировка техники речи начинается с проверки: а) правильности постановки голоса, б) знакомства с аудиторией, в) осанки. 4. Правильная осанка предполагает: а) прямую спину, б) опущенный подбородок, в) все перечисленное. 5. Правильное речевое дыхание называют: а) грудным, б) диафрагмально-реберным, в) брюшным. 6. Для тренированного речевого дыхания характерно: а) равномерный вдох и выдох, б) быстрый вдох и быстрый выдох, в) короткий вдох и длительный выдох. 7. Без хорошо тренированного речевого дыхания голос: а) имеет полное звучание б) звучит тихо, в) все перечисленное. 8. Хорошее речевое дыхание нужно для того, чтобы: а) регулировать силу звука, б) добиваться полетности звука, в) не уставать, г) все перечисленное. 9. Цель дыхательных упражнений: а) увеличить объем легких, б) заставить лучше работать диафрагму, в) все перечисленное. 10. При выполнении дыхательных упражнений: а) берется короткий энергичный вдох, б) вдох должен быть длинным, чтобы наполнить легкие, в) длительность вдоха не имеет значения. 11. Голос и дыхание: а) слабо связаны между собой, б) не имеют отношения друг к другу, в) дыхание является энергией речи. 12. Голос тренируется в ходе: а) повседневной речевой практики, б) дыхательной гимнастики, в) голос дан от природы и не тренируется. 13. Голос тренируют: а) в ходе дыхательных упражнений с включением звуков, б) при чтении стихов и отрывков из прозаических произведений, в) все перечисленное. 17. Тренировке дыхания и голоса помогает чтение стихов: а) во время бега и быстрой ходьбы, б) во время выполнения гимнастических упражнений, в) все перечисленное. 18. Дикция - это: а) громкое произнесение какого-либо текста, б) ясное и отчетливое произношение слов и словосочетаний, в) выразительность речи. 19. В тренировку дикции включается: а) работа над речью, б) дыхательные упражнения, в) артикуляционная гимнастика. Приложение 9 Тест по теме «Культура речи» 1. Культура речи - это совокупность знаний: а) о правилах пользования языком как средством общения людей, б) о красоте речи, в) об искусстве общения. 2. Литературный язык как основа публичной речи - это: а) язык художественных произведений, б) средство общения только грамотных людей, в) исторически сложившийся, обработанный поколениями грамотных людей, нормированный язык. 3. Показателями культуры речи служат: а) правильность и точность, б) выразительность, в) все перечисленное. 4. Правильность обеспечивается соблюдением: а) норм литературного языка, б) профессиональной деятельностью, в) привычкой говорить в обществе. 5. Литературная норма реализуется на уровне: а) фонетическом, б) стилистическом, в) грамматическом, г) все перечисленное. 6. Ударение в русском языке: а) произвольно, б) разноместно и подвижно, в) зависит от существующей моды. 7. Правильность ударения в слове проверяется: а) сравнением с тем, как говорят другие люди, б) при прослушивании радио- и телепередач, в) в словарях ударений и орфографических словарях. 8. Точность речи связана: а) со знанием предмета разговора, б) с овладением богатством языка, в) всем перечисленным. 9. Точность речи улучшается за счет: а) расширения индивидуального словарного запаса, б) знания синонимов, в) овладения полисемией, г) всем перечисленным. 10. Фразеология - наука об особенностях построения: а) фразы, б) устойчивых сочетаниях слов, в) особенностях восприятия речи. 11. Диалектология - наука об образовании однокоренных слов, б) особенностях говоров (диалектов) народа, в) о правилах произношения слов. 12. Стилистика - наука: а) об особенностях произнесения слов, б) о речевых функциональных стилях, в) о правилах согласования слов в предложении. Приложение 10 Тест по теме «Орфоэпические нормы (постановка ударения)» 1. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог А) сливовый Б) щавель В) понявший Г) квартал 2. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог А) завидно Б) жалюзи В) оптовый Г) мельком 3. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог А) шарфы Б) столяр В) украинский Г) черпая 4. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог А) обзвонит Б) кухонный В) апocтроф Г) эксперт 5. Укажите слово, в котором ударение падает на третий слог А) ходатайство Б) газопровод В) каталог Г) красивее 6. Укажите слово, в котором ударение падает НЕ на третий слог А) договор Б) новорожденный В) положил Г) облегчить 7. Укажите слово, в котором ударение падает НЕ на четвёртый слог А) бухгалтеров Б) восприняла В) пломбировать Г) надорвалась 8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО? А) опломбировАть Б) вклЮчишь В) закупОрить Г) облЕгчить 9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО? А) прИбыв Б) зАгнутый В) взЯта Г) бАлуясь. 10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена ВЕРНО? А) отрОчество Б) бантЫ В) запертА Г) диспАнсер 11. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? А) опошлИть Б) крАлась В) вероисповЕдание Г) окружИт 12. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? А) обеспЕчение Б) баловАться В) алфавИт Г) обогнАла 13. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? А) БАрмен Б) врУчит В) забронИровать (билет) Г) упростИть 14. В каком ряду во всех словах ударение поставлено ВЕРНО? А) Искра, принУдить, кормЯщий Б) мЫтарство, нарвалА, пулОвер В) танцОвщица, в тУфлях, форзАц Г) начАвший, газопрОвод, чЕлюстей Ключ к тесту А – слИвовый 1. Г – мЕльком 2. Б – столЯр 3. Г – экспЕрт 4. В – каталОг 5. Б – новорождЁнный 6. А – бухгАлтеров 7. А – опломбировАть (т.к. закУпорить, включИшь, облегчИть) 8. Б – зАгнутый (т.к. взятА, прибЫв, балУясь) 9. В – запертА (т.к. Отрочество, бАнты, диспансЕр) 10. А – опОшлить 11. Г – обогналА 12. Б – вручИт 13. А (допущены ошибки в словах: мытАрства, фОрзац, газопровОд) Приложение 11 Контрольная работа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Часть 1 Текст для проверки уровня сформированности навыка чтения. Зимой море замѐрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лѐд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всѐ лѐд и лѐд: это так замѐрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженной рыбы лежали на льду. Володин папа сказал: -Довольно, пора по домам. Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул. Часть 2 ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 45 минут. Внимательно читай текст заданий. В работе будут задания, ответ на которые необходимо записать в указанном месте. Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который ты считаешь верным. Желаем успеха! 1. Прочитай текст. Выполни задания Жили-были кот, дрозд, да петушок –золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют. Уходят — строго наказывают: -Мы пойдѐм далеко, а ты оставайся, да голоса не подавай, когда придѐт лиса, в окошко не выглядывай. Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела. Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору. Закричал петушок: -Кот и дрозд, спасите меня! Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка. 1.Какое по жанру это произведение: сказка или рассказ? ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2.Перечисли героев произведения. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 3.Восстанови последовательность событий цифрами. 4.Найди в тексте и выпиши выделенное слово. Напиши, что оно означает в данном произведении? ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5.Найди и подчеркни в тексте предложение с описанием места, где жили кот, петушок и дрозд. 6.Придумай и запиши свой вопрос к тексту ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 7.Какой вывод ты сделал для себя, после знакомства с этим произведением? Закончи высказывания. 1) Я хочу быть похожим на героя-__________________________, потому что __________________________________________________________________ 2) Я не хочу быть похожим на героя - _______________________, потому что __________________________________________________________________ 8.Понравилось ли тебе прочитанное произведение? Напиши краткий отзыв. Это произведение мне______________________________, потому что __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 9. Придумай своё продолжение текста. Запиши 2 -3 предложения. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Приложение 12 Самостоятельная работа по теме «Стихотворные размеры». Вариант 1. Размеры стихосложения Двухсложные ямб ( __ / ) хорей ( /__ ) Трехсложные дактиль ( /__ __ ) амфибрахий ( __ / __ ) анапест ( __ __ / ) Задание: определите стихотворный размер и способ рифмовки. 1.На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. ( М.Ю.Лермонтов) 2.Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А.С.Пушкин) 3.Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. ( С.А. Есенин) 4.Буря на небе вечернем, Моря сердитого шум - Буря на море и думы, Много мучительных дум. ( А.А.Фет ) Вариант 2. Двухсложные ямб ( __ / ) хорей ( /__ ) Трехсложные дактиль ( /__ __ ) амфибрахий ( __ / __ ) анапест ( __ __ / ) Задание: определите стихотворный размер и способ рифмовки. 1.Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. (А.С. Пушкин) 2.И была роковая отрада В попираньи заветных святынь, И безумная сердцу услада Эта горькая страсть, как полынь! (А.Блок) 3.Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. (Ф.И.Тютчев) 4.Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! (А.С. Пушкин) Ключи: Вариант 1. 1.Амфибрахий, перекрестная. 2.Хорей, перекрестная. 3.Ямб, парная и кольцевая. 4.Дактиль, перекрестная. Вариант 2. 1.Амфибрахий, парная. 2.Анапест, перекрестная. 3.Ямб, перекрестная. 4.Ямб, парная и кольцевая. Приложение 13 Контрольная работа по теме «Средства художественной выразительности» Вариант 1 1. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. (Савин В.) 2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Автократов Н.) 3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Автократов Н.) 4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (Пришвин М.) 2. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (Болдырев В.) 2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Автократов Н.) 3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (Савин В.) 4) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. (Автократов Н.) 3. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. (Автократов Н.) 2) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Автократов Н.) 3) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (Гребенюк И.) 4) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (Савин В.) 4. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (Болдырев В.) 2) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (Куликов А.) 3) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (Болдырев В.) 4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (Мартьянов С.) 5. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. (Болдырев В.) 2) Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. (Солженицын А.) 3) Косматое нежаркое солнце садилось в леса. (Бондарев Ю.) 4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. ( Арсенов Я.) 6. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. (Савин В.) 2) И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. (Болдырев В.) 3) Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. (Болдырев В.) 4) Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. (Логвиненко И.) 7. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. (Мартьянов С.) 2) Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. (Живов В.) 3) Майское утро дышало особенной прелестью. (Черкасов А.) 4) До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. (Болдырев В.) 8. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. (Тендряков В.) 2) Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. (Слепухин Ю.) 3) У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. (Мартьянов с.) 4) Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. (Рысс Е.) 9. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (Мартьянов С.) 2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (Мартьянов С.) 3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (Мартьянов С.) 4) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Автократов Н.) 10. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Дикий, торжествующий крик огласил пустынные берега. (Куликов А.) 2) До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. (Логвиненко И.) 3) В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. (Лебеденко П.) 4) Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. (Болдырев В.) 11. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении. Из сада слышался деловитый гул пчёл и нестерпимый треск кузнечиков. 1) метафора 2) эпитет 3) олицетворение 4) фразеологизм 12. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении. Грудь её [утки] была белая, спина тёмная, а маленькая плоская головка на тонкой шее кончалась клювом, острым, как шило. 1) олицетворение 2) сравнение 3) эпитет 4) метафора 13. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении. В этот утренний час неудержимо хочется спать, и, прикорнув за широкой спиною отца, я клюю и клюю носом. 1) фразеологизм 2) эпитет 3) сравнение 4) олицетворение 14. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении. Зима, мириадами алмазов искрится под месяцем снег. 1) эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение 15. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении. Трудна и неверна стрельба 2) метафора 3) эпитет 4) олицетворение при обманчивом свете. 1) сравнение Вариант 2 1. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс. 2) Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод. 3) Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова… 4) Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. 2. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». 2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. 3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. 4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску. 3. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. 2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против ветра. 3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю. 4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё. 4. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. 2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. 3) Скрипка замолчала надолго. 4) И свет фонариков погас. 5. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот. 1) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. 2) Разочарование, восторг, изумление - все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. 3) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля. 4) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее. 6. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо. 2) В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки. 3) «Как денди лондонский…» – радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку. 4) – Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз. 7. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала. 2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером. 3) Смычок –– вот что он будет держать в руках всю жизнь! 4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –– рассуждала бабушка. 8. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. 2) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома. 3) Это моего отца убили... –– закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он. 4) Он был рад, что мать не видит его слёз. 9. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является противопоставление. 1) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. 2) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. 3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал. 4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают… 10. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. 2) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками. 3) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер. 4) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется...» 11. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении. Мало того, стрелянный мною глухарь запел как ни в чем не бывало. 1) фразеологизм 2) метафора 3) эпитет 4) сравнение 12. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении. Мы выходили из дома привычной дорогой, и перед нами раскрывалось залитое светом зелёное царство охоты. 1) сравнение 2) метафора 3) фразеологизм 4) олицетворение 13. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении. Смеётся, играет на позеленевшем небе весеннее солнце. 1) олицетворение 2) сравнение 3) метафора 4) эпитет 14. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении. Навстречу мне неслись клочья пены, течение шевелило ветви затопленных ольховых и ивовых кустов. 1) эпитет 2) сравнение 3) метафора 4) олицетворение 15. Укажите, какое средство выразительности использовано в приведённом ниже предложении. Внизу, под деревьями, на мхах, лежала седая роса, густо пахло прелой листвой и вешней водой. 1) эпитет 2) метафора 3) фразеологизм 4) сравнение ОТВЕТЫ 1 вариант 2 вариант 1–4 1–3 2–3 2–2 3–4 3–1 4–3 4–3 5–2 5–1 6–2 6–4 7–4 7–1 8–1 8–1 9–3 9–2 10 – 4 10 – 3 11 – 2 эпитет 11 – 3 эпитет 12 – 2 сравнение 12 – 2 метафора 13 – 1 фразеологизм 13 – 1 олицетворение 14 – 2 метафора 15 – 3 эпитет 14 – 3 метафора 15 – 1 эпитет Приложение 14 Тест по теме «Культура речи» Вариант 1 А1. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? 1. Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном своем халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна. 2. Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и березовыми лесочками. 3. Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. 4. В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам. А2. Прочитайте предложения и ответьте на вопрос. А. Оказалось, что улицу освещал ярчайший фонарь, вывешенный на четвертом этаже дома, где жил известный механик Иван Петрович Кулибин. Б. Однажды – это было в конце XVIII века – жители Петербурга с изумлением увидели светящийся шар. В. От шара шло такое сияние, что вокруг стало светло, как днем. Г. Это был созданный им прожектор – прибор, совершенно неизвестный в те времена. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? 1. 2. 3. 4. Б,А,В,Г В,А,Б,Г Б,Г,А,В Б,В,А,Г А3. Спишите слова. Расставьте в них ударения. Обеспечение, плесневеть, принудить, подобрала, христианин, поняла, красивее, откупорить, статуя, черпать, отняла, щавель, намерение, начата, медикаменты, зимовщик. А4. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова «контуры – очертания»? Омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы А5. Выпишите слова с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибки. По окончанию школы поступил в институт, несколько брелоков, современный модный тюль, семидесяти пяти килограммов, наивысший балл, директора школ, наиболее удачнее, больная мозоль, положите на стол, делав что нужно, десяток оладий, вернулся со школы поздно. А6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Пользуясь толковым словарем, Сначала читается вступительная статья. Меня поразило богатство нашего языка. Обратите внимание на иллюстративный материал. Многие слова окажутся вам неизвестными. Вариант 2 А1. В каком предложении вместо слова ВЫПЛАТИТЬ нужно употребить ОПЛАТИТЬ? Учреждение ВЫПЛАЧИВАЕТ расходы по командировке. Заработную плату ВЫПЛАТИЛИ с опозданием. В конце года сотрудникам ВЫПЛАТИЛИ премию. Писателю в издательстве ВЫПЛАТИЛИ гонорар. А2. Прочитайте предложения и ответьте на вопрос. А. А раз оно живое, то, значит, во всем может делить и действительно делит судьбы всех живых существ. Б. Есть слово в поэтическом тексте. В. Современная поэзия исходит из предположения, что нет плохих или хороших, поэтических или непоэтических слов. Г. Здесь оно начинает жить, здесь оно живой организм. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст. А,В,Г,Б; В,А,Г,Б; Б,Г,В,А; В,Б,Г,А. А3. Спишите слова. Расставьте в них ударения. Начала, экскурс, звонишь, коклюш, баловать, цепочка, кремень, похороны, мельком, банты, хлопковый, надолго, диспансер, крапива, прожита, псевдоним, щебень, мизерный, лососевый, средства. А4. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова «грецкий - греческий»? Омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы А5. Выпишите слова с ошибкой в образовании формы слова. Исправьте ошибки. Несколько помидор, очень озяб, до две тысячи двадцать второго года, старые профессора, старая рельса, рваный кед, зеленое яблоко, пирожки с повидлом, железнодорожная плацкарта, черное кофе, девяностые года, северные флота. А6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Обдумав план сочинения, Я стал подбирать эпиграф. Композиция не должна быть нарушена. Мною было распределено время. Требуется знание художественного произведения. ОТВЕТЫ-ключи к контрольной работе. Вариант 1 А1. - 2 А2. - 4 А3. Обеспечение, плесневеть, принудить, подобрала, христианин, поняла, красивее, откупорить, статуя, черпать, отняла, щавель, намерение, начата, медикаменты, зимовщик. А4. - 4 А5. - По окончанию школы поступил в институт, наиболее удачнее, делав что нужно, вернулся со школы поздно А6. - 3 Вариант 2 А1. - 1 А2. - 4 А3. - Начала, экскурс, звонишь, коклюш, баловать, цепочка, кремень, похороны, мельком, банты, хлопковый, надолго, диспансер, крапива, прожита, псевдоним, щебень, мизерный, лососевый, средства. А4. - 2 А5. - Несколько помидор, старая рельса, пирожки с повидлом, черное кофе, северные флота. А6. - 1 Приложение 15 Контрольная работа для проведения итоговой аттестации . Творческое объединение «Художественное слово. Первые шаги» 1. Техника речи - это комплекс навыков: а) речевого дыхания и голосоведения, б) дикции и интонации, в) все перечисленное. 2. Техника речи нужна для того, чтобы: а) говорить внятно, б) не уставать во время речи, в) все перечисленное. 3. Тренировка техники речи начинается с проверки: а) правильности постановки голоса, б) знакомства с аудиторией, в) осанки. 4. Правильная осанка предполагает: а) прямую спину, б) опущенный подбородок, в) все перечисленное. 5. Голос и дыхание: а) слабо связаны между собой, б) не имеют отношения друг к другу, в) дыхание является энергией речи. 6. Голос тренируется в ходе: а) повседневной речевой практики, б) дыхательной гимнастики, в) голос дан от природы и не тренируется. 7. Тренировке дыхания и голоса помогает чтение стихов: а) во время бега и быстрой ходьбы, б) во время выполнения гимнастических упражнений, в) все перечисленное. 8. Дикция - это: а) громкое произнесение какого-либо текста, б) ясное и отчетливое произношение слов и словосочетаний, в) выразительность речи. 9. Интонация - это членение речи в соответствии: а) с ритмико мелодическим строением речи, б) логикой, в) все перечисленное. 10. Темп речи - это: а) периодичность вдоха и выдоха, б) скорость, с которой говорящий произносит слова и текст в целом, в) все перечисленное. 11. Ритм речи - это: а) логическое членение речи, б) внутрифразовое ударение, в) чередование отрезков речи и пауз. 12. Культура речи - это совокупность знаний: а) о правилах пользования языком как средством общения людей, б) о красоте речи, в) об искусстве общения. 13. Показателями культуры речи служат: а) правильность и точность, б) выразительность, в) все перечисленное. 14. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог а) сливовый б) щавель в) понявший г) квартал 15. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог а) завидно б) жалюзи в) оптовый г) мельком 16. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог а) шарфы б) столяр в) украинский г) черпая 17.Какие размеры стихосложения относятся к двусложным? а) ямб, анапест б) хорей, амфибрахий в) ямб, хорей. 18. Двусложный размер с ударением на первом слоге называется а) ямб б) хорей в) дактиль 19. Двусложный размер с ударением на втором слоге называется а) ямб б) хорей в) дактиль 20.Трехсложный размер стихосложения с ударением на первом слоге называется а) анапест б) дактиль в) амфибрахий Критерии оценивания: За правильный ответ 1 балл 20-15 баллов – высокий уровень. 14-9 баллов – средний уровень. 8-0 баллов – низкий уровень. Приложение 16 Диагностика образовательного уровня учащихся творческого объединения «Художественное слово. Первые шаги.» 20___/20____ учебный год № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Фамилия, имя учащихся Входной контроль. Конкурс – игра «Покажи, что ты умеешь» Контроль ная работа по теме «Техника речи» Тест по теме «Орфоэпия. Литературное произношение при чтении»» Контрольная Контрольная работа за I работа по полугодие теме (чтение «Рассказыва прозаичес ние» кого и поэтичес кого текста) Контроль ная работа по теме «Форма построе ния стихотворени я» Контрольна Промежуточ Образовател я работа по ная ьный теме аттестация уровень «Средст (тест, учащегося ва вырази художествен тельнос ное чтение ти» отрывка литературно го произведени я) 11 Приложение 17 Диагностика образовательного уровня учащихся творческого объединения «Художественное слово. Первые шаги» 20__ - 20__ учебный год № Фамилия, имя учащихся Контрольная работа по теме «Теоретичес кие основы правильного выразитель ного чтения» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тест по теме «Орфоэпия» Контрольная работа за I полугодие (выразительное чтение прозаических и поэтических произведений) Контрольная работа по теме: «Выразитель ное чтение» Контрольная работа по теме «Рассказы Контрольная работа по теме «Форма построе вание» ния стихотворения» Итоговая Образователь аттестация (тест, ный уровень художественное учащегося чтение отрывка литературного произведения) 10 11 12 13 Приложение 18 Оценка эффективности реализации образовательной программы «Художественное слово Первые шаги» 20__ - 20__ учебный год Результаты мониторинга методом наблюдения и опроса учащихся: эффективност и воспитательн ых воздействий Образова социально-педагогических результатов Характер отношений в коллективе Развитие познавательных способностей Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности Разнообразие творческих достижений Глубина и широта знаний по предмету разнообразие умений и навыков образовательных результатов Культура поведения ребенка № выполнение характера отношений в отношение к тельный уровень учащегося санитарногигиеничес ких требований 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 коллективе преподавателю Оценка эффективности реализации образовательной программы «Художественное слово Первые шаги» 20__ - 20__ учебный год Результаты мониторинга методом наблюдения и опроса учащихся: Развитие познавательных способностей Разнообразие творческих достижений Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности Глубина и широта знаний по предмету образовательных результатов эффективности воспитательных воздействий Образова социально-педагогических результатов Характер отношений в коллективе учащихся Культура поведения ребенка Фамилия, имя разнообразие умений и навыков № выполнение санитарно- характера отношений в отношение к тельный уровень учащегос я гигиеничес ких требований 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 коллективе преподавателю