Мозаика творчества.Первые шаги

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Мозаика
творчества. Первые шаги» является программой художественной
направленности, она разработана в соответствии с основными нормативноправовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №
678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России
от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. № 298Н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации
по реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических
искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и

развития личности в целом. В современной системе эстетического
воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит детскому
творчеству. Программа помогает детям окунуться в мир творчества,
создавать своими руками поделки из различных материалов в различных
техниках, дает возможность поверить в себя, свои способности, развивает
творческую индивидуальность. Программа предусматривает развитие у
обучающихся творческой индивидуальности, художественных способностей
нестандартного мышления. Она развивает самостоятельность, фантазию
учащихся, воображение, оказывает помощь школьникам, проявляющим
интерес к декоративно прикладному искусству, а также помощь выявить у
детей эти наклонности. Умение видеть и понимать красоту окружающего
мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
природе. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
декоративно прикладной деятельности, их особенностями. Таким образом,
развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения
в различных ситуациях.
На занятиях у ребят развиваются глазомер, способность к зрительному
анализу, моторика рук, сенсорные способности, а также эмоции и чувства.
Педагогическая целесообразность программы опирается на три
группы педагогических приёмов:
 Организационные:
Хорошо организованная, продуманная деятельность педагога помогает
ребёнку быть инициативным, последовательным, усидчивым, доводить
начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
 Ценностные:
Использований групповых заданий служат как для формирования
навыков коллективного творчества, так и для развития коммуникативных
способностей детей. Формирование уважительного отношения не только к
своим, но и чужим работам способствует усилению созидательного начала
детей. Проведение занятий, в том числе, на природе развивает
наблюдательность, учит не только смотреть, но и видеть и примечать
подробности и детали, которые потом отображаются в творческих работах.
 Содержательные:

Технология изготовления творческих работ по данной образовательной
программе основана на использовании необычных материалов: природного
материала, бисера, пластилина, солёного теста, гофрированного картона и
бумаги, цветной бумаги, ткани и бытовых отходов. Из этих материалов дети
создают настоящие картины, пейзажи, портреты.
Новизна данной программы заключается в том, что, являясь
модульной по структуре, она позволяет объединить сразу несколько видов
декоративно-прикладного искусства, что дает больше возможностей для
творческого поиска и развития учащихся.
Адресат программы: дети в возрасте 6 – 12 лет, так как возрастные и
психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки
соответствуют данному виду творчества. Уровень практических навыков
низкий.
Доступность реализации программы для различных категорий
обучающихся.
Данная программа может быть адаптирована для работы с отдельными
категориями детей с ОВЗ и детей инвалидов (инвалидность III группы,
слабослышащие, с нарушением опорно-двигательного аппарата). Основными
условиями являются сохранность нормального интеллекта и мелкой
моторики верхних конечностей.
В реализации программы «Мозаика творчества. Первые шаги» с
данными детьми делается акцент на применении таких методов и
технологий, как:
 персонализированный подход;
 игровые технологии (игровые упражнения);
 чередование теории и практики;
 подача знаний меньшими порциями;
 физкульт-минутки с упражнениями на снятие напряжения;
 активное взаимодействие с семьей.
Программа может применяться для детей с выдающимися
способностями. В частности, для детей, имеющих творческую одаренность.
В работе с данной категорией детей, акцент делается на проблемные и
проектные методы. Так как они имеют высокий познавательномотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной
активности одаренных учащихся.

Благодаря введению в преподавание программы элементов
цифровизации и возможностей перевода ее в дистанционное обучение она
может применяться в работе с отдаленно проживающими детьми.
Программа «Мозаика творчества. Первые шаги» подходит для работы с
подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Это могут
быть дети с личностными проблемами, проблемами в семье, проблемами в
обучении, дети, стоящие на учете. Реализация программы помогает решить
такие задачи, как организация досуга «сложных» детей, формирование
личностных нравственных качеств, их адаптация в социуме. При обучении
таких детей акцент делается на следующие методы и технологии:
- упражнения и задания, направленные на формирование позитивного
отношения к себе и окружающим;
- творческие и дискуссионные приемы;
- индивидуальные консультации;
- доверительные беседы;
- создание ситуации успеха для каждого обучающегося.
При необходимости программа может включаться в совместную
деятельность со школой, в которой обучается ребенок.
Объем программы: 72 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа
продолжительностью 40 минут с 10 минутным перерывом после каждого
часа на проветривание.
Форма организации учебного процесса: очная с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
 поддержка связи с родителями через интернет и электронную
почту;
 применение цифровых образовательных ресурсов для реализации
различных учебных задач;
 обмен информацией через различные интернет-сервисы (почта,
группы в социальных сетях и др. сервисы);
 осуществление общения педагога и обучающегося в режиме онлайн (VK Мессенджер, платформа «Сферум») и офф-лайн (форум,
обмен сообщениями по электронной почте) с целью сообщения
домашнего задания, проведения бесед и консультаций;
 для расширения и углубления знаний учащихся подобран банк
интернет-источников с дополнительным материалом.

Виды занятий:
 мастер-классы;
 мастерские;
 выставки;
 творческие отчеты;
 практические занятия.
Цель программы – формирование и развитие творческих
способностей учащихся средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
Обучающие:
o изучать свойства различных материалов;
o обучать приемам работы с различными материалами;
o овладеть практическими навыками работы с инструментами;
o обучать приемам и технологиям изготовления композиций.
Развивающие:
o развивать образное и пространственное мышление, фантазию
ребенка;
o формировать художественный вкус и гармонию между формой и
содержанием художественного образа;
o развивать аналитическое мышление и самоанализ;
o развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную
активность.
Воспитательные:
o формировать стремление сделать что-то нужное своими руками,
терпение и упорство;
o формировать коммуникативную культуру;
o создавать комфортную среду педагогического общения между
педагогом и воспитанниками.
Планируемые результаты
Предметные:
Предполагается, что у ребенка, обучающегося по данной программе,
будут сформированы теоретические знания:
o необходимые правила техники безопасности в процессе всех
этапов работы;
o приёмы и правила пользования инструментами;
o элементарные свойства материалов декоративно-прикладного
творчества их использование и применение, доступные способы
обработки;
o правила организации рабочего места;

o умение узнавать и называть плоские геометрические фигуры
(треугольник, прямоугольник, круг) и объёмные геометрические тела
(куб, шар, цилиндр, конус);
o способы применения шаблонов;
o способы соединения деталей из бумаги, картона и других
материалов.
Практические умения:
o пользоваться распространёнными инструментами ручного труда
(ножницами, циркулем, линейкой, карандашом);
o правильно организовывать рабочее место;
o конструировать из бумаги с применением различных материалов;
o выполнять разметку несложных изделий на доступных
материалах при помощи линейки и шаблонов;
o прочно соединять детали между собой;
o создавать объемные фигуры с помощью пластичных материалов;
o использовать различные техники росписи тканей.
Метапредметные результаты освоения программы проявляются:
o в расширении круга структурирования материала;
o в умении организовывать самостоятельную творческую
деятельность, выбирать средства для реализации художественного
замысла способности оценивать результаты творческой деятельности.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, планирование
(определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка.
Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность
и учёт позиции других людей; участие в коллективном обсуждении проблем;
умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать
со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера.
Личностные результаты:
o
проявление коммуникативных качеств;
o
навыки совместной деятельности в коллективе;
o
доброжелательное отношение друг к другу;
o
осознание собственной уникальности;
o
способность выражать свои чувства, понимать другого.

Условия реализации программы
Для успешного решения поставленных в программе педагогических
задач требуется:
1. Информационно-методическое сопровождение программы;
2. Внедрение в практическую работу личностно ориентированного
подхода;
3. Умелое использование педагогом наиболее эффективных форм
работы, по развитию личности обучающихся;
4. Творческое отношение к образовательному процессу.
Для успешной реализации программы необходим специально
оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим
требованиям. Помещение для занятий должно иметь хорошее, качественное
освещение, достаточную вентиляцию. Удобная для занятий мебель: высота
стула соответствует высоте стола. Столы и стулья должны быть удобными,
соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы
следующие инструменты:
Образцы творческих работ
Иллюстрации по тематике занятий
Простой карандаш (В; В2)

2 шт.

Акварельные краски

1 шт.

Гуашь

1 шт.

Баночка для воды

1 шт.

Кисти художественные (Белка № 3, 2 шт.
№8)
Измерительная линейка (30 см)
1 шт.
Ножницы
канцелярские
закругленными концами
Бумага для рисования (папка А3)

с 1 шт.

Листы для рисования (папка А4)

1 шт.

Цветной картон

1 шт.

Цветная бумага

2 шт.

Бисер

5 пакетов Х 10 г.

1 шт.

Ткань белая, двунитка, цветной ситец 50*50 см, 50*50 см
и т.д
Клей «Момент кристалл»
1 шт.
Клей ПВА

2 шт.

Кисть для клея

1 шт.

Формы аттестации/контроля
Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка
по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
опросника и педагогического наблюдения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он
проводится в форме педагогического наблюдения и анализа выполнения
творческих работ.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе.
Форма проведения: практическое задание.
Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
тестирования, выставки и портфолио.
Контрольно-измерительные материалы
Для
оценки
степени
освоения
ребенком
дополнительной
общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых
результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
 матрица
диагностики
образовательных
результатов
в
дополнительном образовании детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова
Н.В.);
 входная диагностика. (Приложение № 1);
 таблица
входного,
промежуточного,
итогового
контроля.
(Приложение № 2);
 таблица «Результативность учебного процесса». (Приложение № 3);
 таблица «Личностные результаты обучающихся». (Приложение №
4);
 итоговое тестирование. (Приложение № 5).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Содержание программы

Количество часов
всего

теория

практика

Формы
контроля/
аттестации

1.

Введение в образовательную
программу. Вводный инструктаж.
Инструктаж по охране труда.

2

1

1

Наблюдение

2.

Работа с природным материалом

14

4

10

Опрос,

3.

Работа с бумагой и картоном

14

4

10

Выставка,
практическая
работа

4.

Работа с бисером

14

5.

Работа с пластилином

4

4

10

Конкурсвыставка

4

Выставка,
практическая
работа

6.

Основы тестопластики

6

2

4

Практическая
работа

7.

Работа с бросовым материалом

10

2

8

Практическая
работа,
выставка

8.

Экскурсии, выставки, мероприятия

6

-

6

Отчет

Итоговое занятие. Подведение
итогов работы.

2

-

2

Презентация
выставки
работ за год

Итого:

72

17

55

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. Введение
Теория: Введение в дополнительную общеобразовательную программу.
Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. План работы
объединения.
Практика: Игры и упражнения на знакомство.
Раздел 2. Работа с природным материалом.
Теория: Технология работы с природным
«Использование национального колорита в быту».

материалом.

Беседа

Практика: Изготовление панно из природного материала. Изготовление
композиций из засушенных листьев. Мозаика (с использованием семян,
камешек, листьев). Изготовление настенного венка из природного и
бросового материала. Практикум по засушиванию растений. Рисуем и
смешиваем цвет. Изготовление композиции из листьев «Букет».
Изготовление открыток из природного материала.
Раздел 3. Работа с бумагой и картоном (аппликация, мозаика, коллаж).
Теория: Технология работы с бумагой и картоном. Технология изготовления
плоских и объемных аппликаций. Виды мозаики, история видов мозаики,
отличительные особенности и принципы работы. Новогодние игрушки в
технике «мозаика»: принципы изготовления. Инструменты, применяемые в
работе. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.)
Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги
сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать,
оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном,
инструменты, применяемые в работе.
Практика: Изготовление декоративной картины «Бабочки» в технике
«аппликация». Изготовление цветов из бумаги. Изготовление елочных шаров
в технике «мозаика». Изготовление елочных игрушек. Изготовление
новогодних сувениров. Вырезание снежинок и изготовление объемных.
Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом. Изготовление
гирлянд (коллективная работа).
Раздел 4. Работа с бисером.
Теория: Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ
образцов, иллюстраций. Технология работы с бисером. Подготовка к работе,
полезные советы; материалы и инструменты. Основы техники «низание».

Схемы (изучение знаков, условных обозначений). Параллельное плетение.
Техника плетения цепочек «крестики» одной иглой и двумя иглами.
Практика:
Плетение
браслетов,
сувениров. Композиции из бисера «Фиалка».

колец.

Изготовление

Раздел 5. Работа с пластилином.
Теория: Технология работы с пластилином. Основные приемы. Цветовое
решение фона. Набор инструментов. Порядок работы. Аппликация из
пластилина.
Практика: Пластилиновая аппликация на стекле. Изготовление фигурок
животных.
Раздел 6. Основы тестопластики.
Теория: Принципы работы с соленым тестом и технология изготовления и
особенности хранения изделий из соленого теста (4 часа). Цветное тесто.
Введение дополнительного цвета. Окрашивание теста. Дополнительные
цвета. Набор инструментов. Лепка простых элементов. Лепка крупных
деталей. Создание фактуры поверхности. Скрепление деталей между собой.
Сушка, запекание, подрумянивание. Техника изготовления цветов и фруктов.
Практика: Изготовления цветов и фруктов. Композиция «Корзина с цветами
и фруктами». Выполнение композиции «Венок с розами». Оформление
композиции.
Раздел 7. Работа с бросовым материалом.
Теория: Вторая жизнь бросового материала. Использование текстильных
отходов в создании новых вещей. Технология декорирование цветочных
горшков. Технология декорирование бутылок цветной солью. Изготовление
оберегов.
Практика: Шитье игольницы. Декорирование цветочных горшков.
Декорирование бутылок цветной солью. Изготовление оберегов.
Изготовление обереговой куклы.
Раздел 8. Экскурсии, выставки, мероприятия.
1.Экскурсии в музеи.
2.Итоговая выставка работ в творческом объединении.
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы, аттестация обучающихся.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Колво
часов

Форма
контроля

Сентябрь

Введение в
дополнительную
общеобразовательную
программу

Беседа,
практическое
занятие

2

Наблюдение

2

Природный материал.
Технология работы с
природным материалом

Рассказ,
практическое
занятие

2

Опрос

3

Экскурсия на природу с
целью сбора природного
материала. Способы
засушивания и хранения
природного материала

экскурсия

2

Опрос

4

Букеты, как
флористические объекты.

Рассказ,
практическое
занятие

2

Практическая
работа

Изготовление
композиций из
природного материала.

практическое
занятие

2

Практическая
работа

Миниатюры и коллажи из Рассказ
природного материала.
Работа по замыслу детей. Практическое
занятие

2

Мозаика (с
использованием семян
овощей и фруктов).

Рассказ

2

Практическая
работа

Изготовление настенных
украшений. Плоскостные
и объемные композиции.

Рассказ

2

Опрос

«Использование
национального колорита
в быту»

Рассказ,
практическое
занятие

2

Опрос,

п\п
1

5

Октябрь

6

7

8

9

Ноябрь

Практическая
работа

Практическое
занятие

Игра-викторина

10

Экскурсия в музей
«ДТДМ» «Гамаюн»

Экскурсия

2

Экскурсия

11

Виды работ из бумаги и
картона. Свойство
бумаги. Инструменты,
применяемые в работе.

Рассказ,
практическое
занятие

2

Опрос,
практическая
работа

12

Аппликация.

Рассказ,
практическое
занятие

2

Наблюдение,
выставка работ

13

Объемная аппликация.
Выполнение творческой
работы «Цветочная
корзинка»

Рассказ,
практическое
занятие

2

Наблюдение,
выставка работ

Растения-сувениры из
креповой бумаги

практическое
занятие

2

Наблюдение,

15

Изготовление новогодних Практическое
сувениров, открыток.
занятие
Вырезание снежинок.

2

Игра-викторина

16

Изготовление гирлянд
(коллективная работа).

Игровое занятие

2

Наблюдение

17

Выполнение творческой
работы «Новогодняя
елочка»

Практическое
занятие

2

Выставка

«Родословная стеклянной
бусинки». Материалы и
инструменты.

Рассказ,
практическое
занятие

2

Опрос

19

Основы техники
«низание». Схемы.
Работа по схемам.

Практическое
занятие

2

Практическое
занятие

20

Экскурсия на открытие
выставки «Зимний
вернисаж»

Экскурсия

2

Экскурсия

21

Параллельное плетение.
Схемы параллельного
плетения.

Рассказ,
практическое
занятие

2

Наблюдение

Объемные фигурки
животных. Работа по

Рассказ,
практическое

2

Выставка

14

18

22

Декабрь

Январь

Февраль

игра-викторина

замыслу детей.

занятие

Французское плетение

Практическое
занятие

2

Практическая
работа

Практическое
занятие

2

Практическая
работа

Практическое
занятие

2

Выставка

26

Основные приемы работы Практическое
с пластилином.
занятие
Инструменты.

2

Наблюдение

27

Аппликация из
пластилина на стекле.

Практическое
занятие

2

Выставка

28

Соленое тесто. Вводное
занятие. Цветное тесто.
Введение
дополнительного цвета.

Рассказ,
практическое
занятие

2

Практическая
работа

Композиция «Венок с
цветами».

Практическое
занятие

2

Практическая
работа

30

Выполнение композиции
«Корзинка с цветами и
фруктами».

Практическое
занятие

2

Выставка

31

Вторая жизнь бросового
материала.
Использование
текстильных отходов в
создании новых вещей.
Шитье игольницы

Практическое
занятие

2

Практическая
работа

32

Изготовление обереговой
куклы

Практическое
занятие

2

Выставкаконкурс

Экскурсия в музей
«Смоленщина в годы

Экскурсия

2

Викторина

23

«Фиалка». Плетение
Цветка.
Французское плетение

24

«Фиалка». Плетение
листа
25

29

33

Март

Апрель

Май

Французское плетение.
Технология сбора
поделки «Фиалка».

ВОВ 1941-1945г.»
34

Декорирование
цветочных горшков.

Практическое
занятие

2

Практическая
работа

35

Декорирование бутылки
цветной солью.

Практическое
занятие

2

Отчет

36

Изготовление оберегов.
Итоговое занятие.

Практическое
занятие

2

Итоговая
выставка работ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Информационное обеспечение программы методическими видами
продукции, необходимыми для ее реализации
1. Учебное пособие «Рисуем линией».
2. Учебное пособие «Стиллизация».
3. Учебное пособие «Основные и дополнительные цвета»
4. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно-методическое
пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006 г.
5. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002 г.
Дидактический материал
1. Раздаточный материал по теме: «Цветы в вазе».
2. Раздаточный материал по теме «Бабочки».
3. Образцы эскизов «Корзина с цветами и фруктами», «Панно из
пластилина», «Венок с розами».
4. Раздаточный материал по теме: «Шитьё игольницы».
5. Образцы изделий из бисера.
Наглядный материал
1. Таблица «Линия, точка, пятно».
2. Таблица «Скульптура».
3. Таблицы «Складной батик».
4. Схемы для плетения из бисера.
Описание общей методики работы
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для
изучения теоретического материала по темам и практические занятия с
индивидуальным подходом к каждому ребёнку, т.к. каждый обучающийся
может проходить программу в своём темпе (в зависимости от своих
личностных способностей и частоты посещения занятий).

Присутствует индивидуальная, групповая, работа в мини-группах,
которая предполагает сотрудничество нескольких человек по какой-либо
учебной теме.
Типичное занятие, как правило, имеет следующую структуру:
− краткое повторение пройденного материала;
− знакомство с новой темой (технологией);
− вводный инструктаж;
− практическая работа;
− уборка рабочего места.
Методы обучения
При обучении по данной программе используются следующие методы:
• объяснительно-иллюстративный;
• репродуктивный;
• частично-поисковый;
• проектный.
Объяснительно-иллюстративный метод – это объяснение нового
материала, работа с литературой, рассказ, демонстрация наглядного
материала. При помощи него учащиеся воспринимают, осознают и
фиксируют в памяти информацию педагога.
Репродуктивный метод применяется в основном для приобретения и
освоения учащимися навыков и умений, и обогащения знаний.
Частично-поисковый
метод
используется
для
развития
самостоятельности и творческой инициативы учащихся.
Проектный
метод
используется
при
организации
научноисследовательской деятельности учащихся, решении конкретных задач.
Технологии обучения
Для реализации программы «Мозаика творчества. Первые шаги»
используются следующие педагогические технологии:
 здоровьесберегающие;
 технологии развивающего обучения;
 технологии личностно-ориентированного обучения;
 технологии интегрированного обучения;
 технологии творческого обучения;
 педагогика сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для педагога
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).
2. Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №
678-р.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача России
от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
5. Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. № 298Н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций».
8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
9. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:
Просвещение, 1999.
10.Данкевич Е.В., Сомичева З.Е. Пластилиновая азбука. – М.: ОНИКС 21
пек., 2002.
11.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс,
2019.
12.Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном
творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2019.

13.Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ,
Школьная книга, 2017.
14.Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и
образование, 2016.
Список литературы для учащихся:
1. Больгерт Н., Больгерт С.Г. Пластилиновая энциклопедия для малышей.
– М.: Робинс, 2011.
2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2018.
3. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник,
2011-2019.
4. Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. Подарки, сувениры из
бумаги. – СПб.: Паритет, 2007.
5. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2018.
6. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно-методическое
пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006 г.
7. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002
г. 8. Фантазии из бумаги. Энциклопедия. М., 2006.
8. Фрей Ш. Научитесь лепить забавных животных. Минск, 2003.
9. Холт С. Изделия и бижутерия из полимерной глины. М., 2008.
10. Хошабова Е. Художественный войлок. СПб., 2011.
11. Шалаева Г. Учимся рисовать растения. М., 2008.
12. Периодические издания журналов: «Делаем сами», «Рукоделие –
модно и просто», «Формула рукоделия», «Лена. Рукоделие», «Домой.
Интерьеры плюс идеи», «Я дизайнер», «Креатив своими руками» и
другие.
Интернет источники:
1. http://ped-kopilka.ru/blogs/olesja-vladimirovna-radchenko/dopolnitelnajaobrazovatelnaja-programa-bumazhnaja-filigran.html
2. https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/planirovanie/dopolnitiel-naiaobrazovatiel-naia-proghramma-bumazhnyi-mir-bumaghoplastika
3. https://ratatum.com/podelki-iz-bumagi-svoimi-rukami/
http://semeynaya-kuchka.ru/detskie-podelki-iz-bumagi-104-foto-idei/

ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
Входная диагностика
Анкета № 1
Фамилия, имя ________________________________________________________________
Возраст ______________________________________________________________________
Дата заполнения ______________________________________________________________
1. Знаешь ли ты, чем занимаются в объединении?




да, знаю
немного знаю
нет, не знаю

2. Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?




да, умею
немного умею
нет, не умею

3. Чего ты ожидаешь от обучения?




многому научиться
не знаю
свой вариант
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

4. Почему ты пришел именно в это объединение?




самому захотелось
посоветовали родители
пришел за компанию с другом

Анкета № 2
Дорогой друг!
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
Меня
зовут
______________________________________________________________
Я выбрал объединение ____________________________________________________
Я узнал об объединении (нужное подчеркнуть):





от учителя;
от родителей;
от друзей;
свой
_________________________________________________________

Я пришёл сюда, потому что (нужное подчеркнуть):

вариант







хочу заниматься любимым делом;
надеюсь найти новых друзей;
хочу узнать новое о том, чего не изучают на уроках в школе;
много свободного времени;
свой
_________________________________________________________

вариант

Думаю, что занятия помогут мне (нужное подчеркнуть):





приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;
с пользой провести свободное время;
найти новых друзей;
свой
_________________________________________________________

вариант

Вывод: результаты анкет № 1 и № 2 помогают иметь общую картину о своих
воспитанниках. Кто пришёл в объединение целенаправленно, за новыми знаниями и
навыками или за общением, а кто пришёл случайно, за компанию с другом или по чьемулибо совету. Данная информация нужна для того, чтобы акцентировать первоначальное
внимание на тех обучающихся, кто пришёл случайно, чтобы мотивировать их интерес к
занятиям, чтобы они не уходили после первых занятий, а остались до конца курса
обучения.
Результаты анкет, так же, позволяют педагогу осуществлять индивидуальный
подход к каждому ученику.
Приложение № 2
Таблица
входного контроля
________________ учебный год
____________________________________ (объединение, год обучения)
Направление__________________________
№
ФИО
п/п обучающегося

Показатели

ПТБ в
Правила
процессе пользования
этапов инструмента
работы
ми

Знать
Выполнять
Использоват
элементарные
разметку
ь различные
свойства
несложных
техники
материалов
изделий на
росписи
декоративнодоступных
тканей
прикладного материалах при
творчества их
помощи
использование
линейки и
шаблонов

1.
2.
3.
Система оценки по каждому из пяти показателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 15 – 11 баллов
Средний 10 – 8 баллов

Кол –
во
баллов,
уровень

Низкий 7 – 5 баллов

Таблица
промежуточного контроля
________________ учебный год
______________________________________ (объединение, год обучения)
Направление__________________________
№
ФИО
п/п обучающегося

Показатели

ПТБ в
Правила
процессе пользования
этапов инструмента
работы
ми

Кол –
во
баллов,
уровень

Знать
Выполнять
Использова
элементарные
разметку
ть различные
свойства
несложных
техники
материалов
изделий на
росписи
декоративнодоступных
тканей
прикладного материалах при
творчества их
помощи
использование
линейки и
шаблонов

1.
2.
3.
Система оценки по каждому из пяти показателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 15 – 11 баллов
Средний 10 – 8 баллов
Низкий 7 – 5 баллов

Таблица
итогового контроля
________________ учебный год
_____________________________________ (объединение, год обучения)
Направление __________________________
№
ФИО
п/п обучающегося

Показатели

ПТБ в
Правила
процессе пользования
этапов инструмента
работы
ми

1.
2.
3.

Знать
Выполнять
Использова
элементарные
разметку
ть различные
свойства
несложных
техники
материалов
изделий на
росписи
декоративнодоступных
тканей
прикладного материалах при
творчества их
помощи
использование
линейки и
шаблонов

Кол –
во
баллов,
уровень

Система оценки по каждому из пятипоказателей от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 15 – 11 баллов
Средний 10 – 8 баллов
Низкий 7 – 5 баллов

Приложение № 3
Таблица
«Результативность учебного процесса»
________________ учебный год
_____________________________________ (объединение, год обучения)
№
п/п

I полугодие
ФИО обучающегося

Теор.
подготовка

Практ.
подготовка

II полугодие
Теор.
подготовка

Практ.
подготовка

1.
2.
Ср. балл группы по полугодиям
Ср. балл группы за год
Система оценки: от 3 до 5 баллов
Уровни: высокий 5 – 4,5 баллов
средний 4,4 – 3,5 баллов
низкий 3,4 – 3 балла

Приложение № 4
Таблица
Личностные результаты обучающихся
_____________________________________ (название объединения)
Дата заполнения ______________ год
______________ год

№
п/п

ФИО обучающегося

Творческая
активность

Уровень
Коллективизм
воспитанности

Результаты
стартовой
диагностики
Результаты
итоговой
диагностики

1.
2.
Средний балл группы
Система оценки от 1 до 3 баллов
Уровни: Высокий 3 – 2.4 балла
Средний 2.3 – 1,6
Низкий 1,5 – 1 балл
Проводится два раза: стартовая – в начале 1 года обучения, итоговая – по окончании срока
реализации программы

Приложение № 5
Итоговое тестирование
ФИО учащегося_________________________________________________

№

Контрольный вопрос

Вариант
ответа А

1

Как правильно
передавать ножницы
во время занятия?

Вперёд
режущим
(рабочим)
концом.

Вперёд
ручкой.

Не имеет
значения.

2

Что относится к видам
декоративноприкладного
искусства?

Теннис,
шахматы,
гимнастик
а

Вышивание
, квиллинг,
мозаика,
батик

Футбол,
фигурное
катание

3

В каких видах
декоративно
прикладного искусства
используется бумага?

Вышивка
шелковой
лентой

Квиллинг

Витраж

4

Какие 3 основных
цвета вы знаете?

Синий,
желтый,
зеленый

Черный,
белый,
серый

Желтый,
красный,
синий

5

К холодным цветам
относятся

Синий,
фиолетовы
й

Зеленый,
синий
фиолетовы
й

Голубой,
серый,
зеленый

6

К теплым цветам
относятся

Белый,
желтый,
красный

Зеленый,
фиолетовы
й

Желтый,
красный,
зеленый

7

Как называется
предварительный
набросок?

Эскиз

Аппликаци
я

Сюжет

8

Как называется
искусство лепки?

Графика

Скульптура

Архитектур
а

9

Как называется
роспись по ткани?

Витраж

Печать

10

Как вы считаете,
успешно ли вы
справились с
заданиями студии?

Да,
успешно, я
знаю
термины,
владею
всеми
изученным
и техниками.

Нет, я не
всё знаю, не
все задания
по
программе
успел (ла)
выполнить.

Количество баллов_____________

Ответ

Вариант
ответа Б

Ответ

Вариант
ответа В

Батик
Затрудняюс
ь ответить.

Ответ

Система оценки от 0 до 3 баллов
Уровень Высокий 10-8 баллов
Средний 7-5 баллов
Низкий
4-0 баллов
Ответы:
1
Б
2
Б
3
Б
4
В
5
А
6
В
7
А
8
Б
9
В
10
-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».