Хореография_Аленушка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Хореография» в
этно-графическом театре-студии «Аленушка»» является программой
художественной направленности, разработана в соответствии с основными
нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного
учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от
5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
Актуальность программы:
Данная программа курса предназначена для занятий хореографией в
этнокультурном театре-студии. Среди множества форм художественного
воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.
Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они
развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное
пластическое развитие.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования
ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец
является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка,
формирует его художественное «я» как составную часть орудия "общества,
посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые
интимные и самые личные стороны нашего существа.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства
ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои
движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу
корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия
хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию
нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения,
прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное
воздействие на здоровье детей.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы
этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление
об актерском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального
самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных
эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов
развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет
свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его
история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно
стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий,
песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера,
этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Новизна программы:
заключается в том, что на уроках хореографии уделяется большое
внимание физическому развитию, применяются здоровьесберегающие
технологии , а именно практика йоги, которая позволяет проработать
физическое тело и подготовить его к занятиям.
Адресат программы: дети в возрасте от 7 до 17 лет.
В группе занимаются дети, обучающиеся в этнографическом театрестудии моды «Аленушка», учавствующие в показах коллекций и других
мероприятиях.
Доступность программы для различных категорий детей

Программа предусматривает обучение детей с выдающимися
способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в
конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах
различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется
технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют
возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не
предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и
специального оборудования.
Занятия не подходят детям с ОВЗ и инвалидностью!
Обьем программы: 36 часов
Срок освоения программы: 1год
Режим занятий.
Занятия проходят 1раз в неделю по 1 академическому часу,
продолжительностью 45 минут.
Формы организации занятий: очная , с применением электронного
обучения дистанционных образовательных технологий.
Виды занятий:
- групповые (занятия, репетиции, работа творческих групп, беседы);
- коллективные (экскурсии, интегрированные занятия;
- участие в показах коллекций, выставки).
Цель:
Подготовка хореографических номеров для реализации творческих проектов
театра-студии.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с народными традициями, через танец и
песню;
-сформировать понимание элементов танца, его рисунков;
-научить технически правильно исполнять танцевальные движения

- уметь импровизировать;
Развивающие:
- развить способность мыслить, сочинять, создавать оригинальные
хореографические композиции в процессе коллективной работы с
учетом индивидуальных особенностей членов коллектива;
-развить и укрепить физическую форму, необходимую для освоения
хореографии;
Воспитательные:
-сформировать интерес и любовь к истории и традициям своего народа,
путем изучения народных и бытовых танцев.
Программа носит «базовый» уровень. Для участия в показах , дети
проходят подготовку. Основным критерием является желание и возможность
посещения занятий. Учащиеся осваивают и совершенствуют технику
исполнительского мастерства, посещают занятия , участвуют в постановках
танцев и показах, знают и выполняют элементы различных танцевальных
направлений, выполняют упражнения для совершенствования физической
формы и укрепления здоровья (экзерсис у станка, партерную гимнастику.
йогу).
Планируемые результаты:
1)Личностные:
уметь:
- правильно исполнять элементы народного экзерсиса у станка;
- владеть своим мышечным аппаратом;
владеть навыками координации движения;
- эмоционально и выразительно исполнять элементы на середине зала;
-создавать танцевальные образы в этюдах;
- проявлять артистизм.

исполнять:
- танцевальные комбинации на середине зала с использованием
координационных движений ;
- танцевальную композицию (по выбору педагога).
2) Метапредметные:
- владеть навыками вариативного мышления и самовыражения;
- анализировать свою работу и работу других обучающихся;
- использовать полученные знания, умения и навыки в социальной среде.
3)Предметные:
знать:
- первичные сведения об истории хореографического искусства;
- основные позиции и положения рук и ног, головы и корпуса;
- экзерсис народного танца;
- терминологию танцевальных элементов изученных по программе;
- правила самостоятельной и коллективной работы;
Условия реализации программы
Для занятий в образовательном учреждении выделяется помещение,
отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с
естественным доступом воздуха.
На занятиях по хореографии обучающийся должен надеть специальную
форму (трико, купальник), Форма должна быть без жестких или мешающих
элементов, не иметь широких карманов и выступающих накладных деталей,
позволяющая свободно выполнять движения; внешний вид одежды должен
быть чистым и опрятным.
В хореографическом зале обучающийся должен заниматься в сменной
жесткой специализированной обуви (сапоги, туфли танцевальные) на уроках
народно-сценического танца. Обувь должна хорошо держаться на ноге и

позволять выполнять различные танцевальные движения.
Обучающийся должны приходить в танцевальный зал аккуратно
причёсанными, с гладко убранными волосами.
Оборудование, используемое на занятиях:
- хореографический̆ класс с зеркальным оформлением стены;
- станок вдоль стены с зеркалами;
- музыкальный центр;
- возможность использования сцены для репетиций и выступлений.
Формы аттестации/контроля
Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале
обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он
проходит в форме собеседования, педагогического наблюдения,
контрольного занятия.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он
проводится в форме педагогического наблюдения и анализа выполнения
учащимися упражнений.
Промежуточный контроль осуществляется 2 раза в год (в январе и
мае) в течение всего срока обучения ребенка по дополнительной
общеобразовательной программе. Формы проведения: собеседование,
контрольное занятие.
Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения
ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в
форме смотра знаний и умений, выполнения практического задания,
открытого занятия, отчетного концерта.
Контрольно-измерительные(оценочные) материалы
При оценке результатов обучения детей по программе применяются
таблицы «Входной контроль», «Промежуточный контроль», «Итоговый
контроль» (см. приложение).

Личностные и метапредметные результаты обучающихся оцениваются с
использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой.
В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и
навыков, полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания
работать и получать новые знания и умения. Данный мониторинг разработан
по методике Н.Г. Лускановой.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Название

п/п раздела, темы
1

Введение

Количество часов
Всего
1

Форма

Теория Практика аттестации/контроля
1

-

Устный фронтальный
опрос

2

Хореография:

2.1

Элементы
танца, рисунок

Наблюдение педагога

-

за выполнением
1

1

-

упражнений, этюдов,
комбинаций

2.2
Пластика тела

5

2.3

-

5

Элементы

5

5

народного
танца
3

Историко-

24

1

23

бытовой танец

Наблюдение педагога
за выполнением
упражнений, этюдов,
комбинаций,
мастерством
исполнителя

Итого:

36

3

33

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел №1: «Введение»
Теория: беседа о хореографии, историю народного танца, терминология
танца, плановые инструктажи.
Раздел №2: «Хореография»
Тема: «Элементы танца. Рисунок»
Теория: терминология танца, понятие рисунка, перестроения, элементов
движения, стиля, создания хореографии.
Тема: «Пластика тела»
Практика: выполнение комплекса упражнений, для подготовки тела к
движению.
Тема: «Элементы народного танца»
Практика: выполнение элементов народного танца, разучивание позиций рук
и ног, шагов, прыжков, поворотов и пр.
Раздел №3: «Историко-бытовой танец»
Теория: понятие историко-бытового танца, история, примеры.
Практика: изучение и подготовку танцевального номера для показа
коллекции, а также репетиции, индивидуальную работу.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

КолФорма
во
контроля
часо
в
1
Фронтальный
устный опрос

№
п/п

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

1

сентябрь

История хореографии

Теоретическое
занятие

2

сентябрь

Элементы хореографии,
рисунок танца

Теоретическое
занятие

1

Фронтальный
устный опрос

2

Позиции ног, рук

Практическое
занятие

Наблюдение
педагога за
выполнением
упражнений

2

партэр

Практическое
занятие

Наблюдение
педагога за
выполнением
упражнений
Наблюдение
педагога за
выполнением
упражнений
Наблюдение
педагога за
выполнением
упражнений
Наблюдение
педагога за
выполнением
упражнений
Фронтальный
устный опрос

3-4 сентябрь

5-6

октябрь

7-8

октябрь

тренаж

Практическое
занятие

2

910

ноябрь

Элементы народного
танца

Практическое
занятие

2

11

ноябрь

стрэйчинг

Практическое
занятие

1

12

ноябрь

Рисунок танца

Теоретическое
занятие

1

13

декабрь

Историко-бытовой танец

Теоретическое
занятие
Практическое
занятие

1

1416

декабрь

Шаги, проходки

1718

январь

фигуры

Практическое
занятие

2

1922

февраль

постановка

Практическое
занятие

4

23

март

постановка

Практическое
занятие

1

24

март

постановка

1

2526

март

постановка

Практическое
занятие
Практическое
занятие

2730

апрель

постановка

Практическое
занятие

4

3134

май

постановка

Практическое
занятие

4

35

май

Репетиция
номера

Практическое
занятие

1

36

май

Открытое занятие

Практическое
занятие

1

Итого:

3

2

36

Фронтальный
устный опрос
Наблюдение
педагога за
выполнением
упражнений
Наблюдение
педагога за
выполнением
упражнений
Наблюдение
педагога за
выполнением
упражнений
Наблюдение
педагога за
выполнением
упражнений
Фронтальный
устный опрос
Наблюдение
педагога за
выполнением
упражнений
Наблюдение
педагога за
выполнением
упражнений
Наблюдение
педагога за
выполнением
упражнений
Наблюдение
педагога за
исполнением
танцевальног
о номера
Наблюдение
педагога за
исполнением
танцевальног
о номера

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• Михайлова О.А. Методические рекомендации по составлению
дополнительной образовательной программы.- Самара :СДДЮТ,2008
•Т. Барышникова Азбука хореографии – Санкт-Петербург 1996
•Пасютинская Волшебный мир танца – Москва 1985
Методическое пособие:
• «Словарь терминов по театру моды» - автор курса;
• Список Интернет-ресурсов по профилю программы. Дидактическое
обеспечение:
• конспекты занятий
• методические разработки
Описание общей методики работы
Занятие – это форма организации педагогического процесса, при
котором педагог в течение установленного времени (45 мин., 90 мин.)
руководит коллективной деятельностью постоянной группы обучающихся,
используя виды, средства и методы работы, создающие условия для
овладения основами изучаемого предмета, а так же воспитания и развития
детей.
Групповые занятия – это занятия, в которых участвует вся группа.
Руководитель и педагог непосредственно воздействует на всех детей,
предоставляя возможность для творческого развития личности в коллективе.
На групповых занятиях изучаются новые движения, массовые танцы.
Мелкогрупповые занятия – это занятия, в которых участвует от 3 до 12 детей.
Применяются для отработки конкретных движений, комбинаций,
танцевальных номеров.
Индивидуальные занятия – это занятия, в которых участвует от 1 до 3 детей.
Применяется для развития и совершенствования танцевальных умений и
навыков, а так же для устранения пробелов в знаниях, если таковые имеются.
Может применяться как воспитательная беседа с учеником.
Рассмотрим формы занятий в детском хореографическом коллективе: урок,

репетиция, концерт.
Занятие – необходимая форма работы в хореографическом коллективе, на
котором осваивается новый танцевальный материал, совершенствуется
методика исполнения движений, вырабатывается техника исполнения
движений, поддерживается общая физическая форма, выявляются творческие
способности и творческая активность.
Структура занятия:
организованный вход в зал,
- разминка,
- повторение пройденного материала,
- изучение нового материала,
- репетиционно-постановочная деятельность,
- организованный выход из зала.
Занятие длится 45 минут.
Репетиция – служит для отработки и повторения танцевальных номеров к
концерту. На репетицию приглашаются только исполнители танца и
дублеры. Репетиция состоит из разминки и основной репетиционной
деятельности, назначается в урочное или внеурочное время, удобное для
руководителя и исполнителей.
Концерт – наивысшая форма организации показа танцевальных номеров
хореографического коллектива, где дети демонстрируют достигнутые
успехи, творческий рост, свои способности. Концертная деятельность имеет
различные формы. В одних случаях танцевальный коллектив принимает
участие в концерте с отдельными номерами, в других – выступление носит
характер отчета о работе за год, где показываются все новые
хореографические постановки.

Методы обучения:
Личный показ является основным методом обучения на уроках
хореографии. Преподаватель, повернувшись спиной к ученикам, показывает
движение или комбинацию целиком под музыку. Этот прием применяется до
тех пор, пока не усвоится материал.
Зеркальный показ применяется тогда, когда преподавателю
необходимо контролировать методику исполнения движения или

комбинации. Этот метод позволяет делать анализ и исправлять ошибки во
время исполнения движения. Преподаватель стоит лицом к ученикам и
выполняет движение по зеркальному принципу: говорим о правой стороне, а
выполняем левой.
Показ при помощи ученика используется тогда, когда ученики уже
имеют определенные навыки и умения, и могут пользоваться своими
знаниями (2,3 год обучения). Методика исполнения движения или
комбинации должна быть не сложной.
Показ движения или комбинации со слов преподавателя
используется только при наличии танцевального опыта у учеников. Этот
метод самый сложный, так как предполагает наличие у исполнителей
теоретических знаний и практических навыков исполнения. Между
педагогом и учениками должно присутствовать полное взаимопонимание.
Видео-метод может применяться для самостоятельной работы студентов
и часто используется в обучении хореографическому искусству.
Безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и основной
критерий эффективности хореографического обучения. Кроме того, он
экономит время, сберегает силы педагога и ученика, облегчает понимание
сложных знаний.
Познавательные игры так же являются методом показа и усвоения
движений и комбинаций, и используется в работе с детьми младшей и
средней возрастной категории. Образное объяснение педагога и творческая
импровизация детей во время игры поможет успешно усвоить новый
материал.
На хореографических занятиях эмоциональные моменты занимают
особое место. Эмоции – это владение психофизическим аппаратом, это
система большого количества умений, позволяющих педагогу использовать
свою физическую оболочку как инструмент воздействия: голос, пластика
тела, мимика лица, речь. Преподаватель хореографии должен
профессионально владеть свободой движения, пластической легкостью в
проявлении своего «Я».
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
Здоровьесберегающие технологии – создание у детей положительной
эмоциональной настроенности на урок. На уроке, физическая нагрузка
применяется с чередованием силовых упражнений и расслабляющих. В
разминке используются элементы йоги.

-Технологии личностно-ориентированного обучения. Каждому ученику
отводится необходимое ему время, соответствующее личным способностям и
возможностям. Наиболее способные ученики исполняют более сложные
элементы в танце.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и
внеурочное время, дают возможность обучающемуся работать творчески,
способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят
радость, формируют у ребёнка желание учиться
ЛИТЕРАТУРА
. «Актерский тренинг для детей» Ирина Феофанова (ссылка на сайте
http://lib.rus.ec/b/442838/read)
2. интернет-сайты
3.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – Танцевальные
движения и комбинации на середине зала. – М: Владос, 2004.
4. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка.
– М: Владос, 2005.
5. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. – М: Владос,
2004.
6. Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Первый год обучения:
методическая разработка для студентов хореографического отделения.– СПб,
1999.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».