ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная фламенко в художественной общеобразовательная студии современного программа танца» «Основы является танца программой направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». Фламенко с каждым годом приобретает все большее распространение и популярность среди видов детского творчества. Он постоянно развивается, привнося все новые элементы, комбинации из различных направлений. Дисциплина «Основы танца фламенко» введена для обучающихся в студии современного танца детей, интересующихся данным направлением и желающим расширить свой танцевальный кругозор и освоить лексику танца фламенко. Особенность танца фламенко – достаточно сложный и необычный ритм (компас), который требует теоретического и практического изучения. Фламенко позволяет наиболее комплексно воспитать такие необходимые для танцора качества, как: эмоциональность, координацию, музыкальный слух, силу и подвижность двигательного аппарата, ритмичность и свободу движения, что немаловажно в формировании свободной, раскрепощенной личности. Актуальность и педагогическая целесообразность программы храктеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет интерес к культуре других стран, к их традициям и хореографии. Красочные танцевальные костюмы фламенко и экзотическая хореография уместны всегда и в любом мероприятии любого формата. Педагогическая целесообразность программы студии определена тем, что ориентирует воспитанника на приобщение к танцевальномузыкальной культуре фламенко, что расширяет не только навыки в области хореографии, а также интерес к истории и культуре другой страны, обогащает танцевальную лексику, позволяет участвовать в культурных мероприятиях, посвященных мировой культуре. Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы можно отметить и в формировании у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны. Новизна программы: Данная программа способствует способствует развитию чувства ритма, развитию танцевальных навыков в области народной хореографии, которая дополняет программу изучения стилей современного танца. Адресат программы: Дети, проходящие обучение в студии современного танца, желающие освоить танец фламенко. Возраст обучающихся: 8-12 лет. Доступность программы для различных категорий детей: Занятия по программе не доступны для детей с ОВЗ и детейинвалидов. Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Для этих детей предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня. Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также для детей из малообеспеченных семей, так как есть возможность приобретения танцевальной одежды и обуви в дар или бывшей в использовании. Объём программы : 72 часа Срок освоения программы: 1год Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа, с 10 минутным перерывом после каждого часа на проветривание. Форма занятий учебного процесса: очная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Виды занятий: - практические занятия; - теоретическое занятие; - постановка и репетиция танцев; - индивидуальная работа над номером; Цель программы: Развитие творческих способностей детей, посредством формирования знаний и практических навыков в области танца фламенко. Задачи: Образовательные: - сформировать определенные знания и умения в области танца фламенко; - освоить терминологию танца; - научить передавать характер и сценическую манеру исполнения танца; Воспитательные: - воспитать стремление к познанию и творчеству; - привить культуру общения и взаимодействия в учебной и воспитательной деятельности; -взрастить чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве; - воспитать трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, навыки общения в коллективе; - сформировать художественный вкус, эмоционально-ценностное отношение к искусству; - адаптировать к современной жизни на основе общей культуры, знаний, навыков. Развивающие: - развить мотивацию на творческую деятельность; - развить навыки координации движений, музыкальные способности, используя ритм (компас); - развить координацию движений и технику исполнения элементов танца фламенко; - развить точность и внимание в исполнении дробных выстукиваний (сапатэадо); - реализовать творческое самовыражение в сольных танцах; - развить артистизм и индивидуальные возможности; - развить эмоционально-волевые качества; - развивать умения коллективной и творческой деятельности. Планируемые результаты К концу обучения по программе, дети приобретут следующие знания и умения: Личностные: - знание теории фламенко, структуры, элементов танца; - освоят базовую лексику фламенко, перкуссию; - научатся работать с предметами (веером, шалью); - приобретут сценический опыт Метапредметные: - умение самостоятельно и коллективно работать, импровизировать; - анализ и оценка своей работы и работы других обучающихся; - использование полученных знаний, умений и навыков в социальной среде. Предметные: - техничное и артистичное исполнение элементов танца фламенко; - музыкальность и пластичность; - владение навыками координации движения, синхронизации. Условия реализации программы: Для занятий в образовательном учреждении выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха. На занятиях по хореографии обучающийся должен надеть специальную форму (трико, купальник, юбка). В хореографическом зале обучающийся должен заниматься в сменной жесткой специализированной обуви (туфли танцевальные) на уроках танца фламенко. Обувь должна хорошо держаться на ноге и позволять выполнять различные танцевальные движения. Туфли фламенко должны иметь жесткую колодку, каблук 5-6 см., мыс и каблук подбиты гвоздями (для усиления звука). Обучающийся должны приходить в танцевальный причёсанными, с гладко убранными волосами. зал аккуратно Оборудование, используемое на занятиях: - хореографический класс с зеркальным оформлением стены; - станок вдоль стены с зеркалами; - музыкальный центр; - возможность использования сцены для репетиций и выступлений. Формы аттестации/контроля Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме собеседования, педагогического наблюдения, контрольного занятия. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения и анализа выполнения учащимися упражнений. Промежуточный контроль осуществляется 2 раза в год (в январе и мае) в течение всего срока обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Формы проведения: собеседование, контрольное занятие. Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, выполнения практического задания, открытого занятия, отчетного концерта. Контрольно-измерительные материалы При оценке результатов обучения детей по программе применяются таблицы «Входной контроль», «Промежуточный контроль», «Итоговый контроль» (см. приложение). Личностные и метапредметные результаты обучающихся оцениваются с использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой. В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков, полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания работать и получать новые знания и умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г. Лускановой. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Название п\ раздела, темы п 1 Беседа о фламенко Количество часов Всего Теория 4 4 Практик а - 2 Основы танца фламенко 36 4 32 3 Композиция и постановка танца Итого: 32 2 30 72 10 62 Формы аттестации/контр оля Устный фронтальный опрос Наблюдение педагога за выполнением упражнений Анализ исполнительского мастерства СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Раздел № 1. «Беседа о фламенко» Теория: На вводном занятии обучающиеся знакомятся с искусством фламенко: слушают лекцию о происхождении танца, его стилях, структуре, основных элементах и выдающихся танцовщиках, ритме и перкусии. Раздел №2 «Основы танца фламенко» Теория: обьяснение элементов танца, манера исполнения, анализ ошибок Практика: освоение элементов танца: сапатэадо, брасэо, флорэо, маркахэ Раздел №3 «Композиция и постановка танца» Теория: беседа о стиле и структуре танца, содержании танцевального номера. Практика: подготовка номера фламенко, на основании изученного материала. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № п/п Месяц КолФорма во контроля часо в 4 Фронтальный устный опрос Тема занятия Форма занятия 1-2 сентябрь Беседа о фламенко Теоретическое занятие 3-4 сентябрь Постановка корпуса, Брасэо, флорэо Практическое занятие 4 Наблюдение педагога за выполнением упражнений 5-6 октябрь Ритм фламенко, перкуссия Теоретическое занятие 4 Фронтальный устный опрос 7-8 октябрь маркахэ Практическое занятие 4 910 ноябрь проходки Практическое занятие 4 11 ноябрь дэсплантэ Практическое занятие 2 12 ноябрь Эскабилья Теоретическое 2 Наблюдение педагога за выполнением упражнений Наблюдение педагога за выполнением упражнений Наблюдение педагога за выполнением упражнений Фронтальный 1315 декабрь сапатэадо занятие Практическое занятие 16 декабрь январь Теоретическое занятие Практическое занятие 2 1718 Структура танца фламенко, стили комбинация сапатэадо и брасэо 1922 февраль сапатэадо Практическое занятие 8 23 март энтрада Практическое занятие 2 24 март Практическое занятие 2 2526 март Беседа о стиле, структуре и содержании танцевального номера Хореография 1 летры Практическое занятие 4 2730 апрель Хореография 2 летры Практическое занятие 8 3134 май Хореография 3 летры Практическое занятие 8 35 май Репетиция Практическое занятие 2 36 май Контрольное занятие Практическое занятие 2 6 4 устный опрос Наблюдение педагога за выполнением упражнений Фронтальный устный опрос Наблюдение педагога за выполнением упражнений Наблюдение педагога за выполнением упражнений Наблюдение педагога за выполнением упражнений Фронтальный устный опрос Наблюдение педагога за выполнением упражнений Наблюдение педагога за выполнением упражнений Наблюдение педагога за выполнением упражнений Наблюдение педагога за исполнением танцевальног о номера Наблюдение педагога за исполнением танцевальног о номера Итого: 72 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Информационное обеспечение программы методическими продукции, необходимыми для ее реализации: -Видео- материалы; -лекции по фламенко; -мастер-классы видами Описание общей методики работы Занятие – это форма организации педагогического процесса, при котором педагог в течение установленного времени (45 мин., 90 мин.) руководит коллективной деятельностью постоянной группы обучающихся, используя виды, средства и методы работы, создающие условия для овладения основами изучаемого предмета, а так же воспитания и развития детей. Групповые занятия – это занятия, в которых участвует вся группа. Руководитель и педагог непосредственно воздействует на всех детей, предоставляя возможность для творческого развития личности в коллективе. На групповых занятиях изучаются новые движения, массовые танцы. Мелкогрупповые занятия – это занятия, в которых участвует от 3 до 12 детей. Применяются для отработки конкретных движений, комбинаций, танцевальных номеров. Индивидуальные занятия – это занятия, в которых участвует от 1 до 3 детей. Применяется для развития и совершенствования танцевальных умений и навыков, а так же для устранения пробелов в знаниях, если таковые имеются. Может применяться как воспитательная беседа с учеником. Рассмотрим формы занятий в детском хореографическом коллективе: урок, репетиция, концерт. Занятие – необходимая форма работы в хореографическом коллективе, на котором осваивается новый танцевальный материал, совершенствуется методика исполнения движений, вырабатывается техника исполнения движений, поддерживается общая физическая форма, выявляются творческие способности и творческая активность. Структура занятия: организованный вход в зал, - разминка, - повторение пройденного материала, - изучение нового материала, - репетиционно-постановочная деятельность, - организованный выход из зала. Занятие длится 45 минут. Репетиция – служит для отработки и повторения танцевальных номеров к концерту. На репетицию приглашаются только исполнители танца и дублеры. Репетиция состоит из разминки и основной репетиционной деятельности, назначается в урочное или внеурочное время, удобное для руководителя и исполнителей. Концерт – наивысшая форма организации показа танцевальных номеров хореографического коллектива, где дети демонстрируют достигнутые успехи, творческий рост, свои способности. Концертная деятельность имеет различные формы. В одних случаях танцевальный коллектив принимает участие в концерте с отдельными номерами, в других – выступление носит характер отчета о работе за год, где показываются все новые хореографические постановки. Методы обучения: Личный показ является основным методом обучения на уроках хореографии. Преподаватель, повернувшись спиной к ученикам, показывает движение или комбинацию целиком под музыку. Этот прием применяется до тех пор, пока не усвоится материал. Зеркальный показ применяется тогда, когда преподавателю необходимо контролировать методику исполнения движения или комбинации. Этот метод позволяет делать анализ и исправлять ошибки во время исполнения движения. Преподаватель стоит лицом к ученикам и выполняет движение по зеркальному принципу: говорим о правой стороне, а выполняем левой. Показ при помощи ученика используется тогда, когда ученики уже имеют определенные навыки и умения, и могут пользоваться своими знаниями (2,3 год обучения). Методика исполнения движения или комбинации должна быть не сложной. Показ движения или комбинации со слов преподавателя используется только при наличии танцевального опыта у учеников. Этот метод самый сложный, так как предполагает наличие у исполнителей теоретических знаний и практических навыков исполнения. Между педагогом и учениками должно присутствовать полное взаимопонимание. Видео-метод может применяться для самостоятельной работы студентов и часто используется в обучении хореографическому искусству. Безошибочное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности хореографического обучения. Кроме того, он экономит время, сберегает силы педагога и ученика, облегчает понимание сложных знаний. Познавательные игры так же являются методом показа и усвоения движений и комбинаций, и используется в работе с детьми младшей и средней возрастной категории. Образное объяснение педагога и творческая импровизация детей во время игры поможет успешно усвоить новый материал. На хореографических занятиях эмоциональные моменты занимают особое место. Эмоции – это владение психофизическим аппаратом, это система большого количества умений, позволяющих педагогу использовать свою физическую оболочку как инструмент воздействия: голос, пластика тела, мимика лица, речь. Преподаватель хореографии должен профессионально владеть свободой движения, пластической легкостью в проявлении своего «Я». Технологии обучения В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения: -Здоровьесберегающие технологии В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровьесберегающие технологии – создание у детей положительной эмоциональной настроенности на урок. На уроке, физическая нагрузка применяется с чередованием силовых упражнений и расслабляющих. -Технологии личностно-ориентированного обучения Каждому ученику отводится необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям. Наиболее способные ученики исполняют более сложные элементы в танце. Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность обучающемуся работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться ЛИТЕРАТУРА 1. Кларамунт, А.П. Искусство танца фламенко / А.П. Кларамунт. – М., 1984 2. Лопухов, А.В. Основы характерного танца / А.В. Лопухов. - СПб., 2007. 3. Пуиг, К.А. Искусство танца фламенко / К.А. Пуиг, Ф. Альбайсин. - М.: Искусство, 2008. - 183 c. 4. Шевлюга, С. Самоучитель испанских и цыганских танцев. Фламенко / С. Шевлюга. - Ростов на/Д: Феникс, 2005. 5. Петров, Н. Сущность искусства танца / Н. Петров. — М., 1998. 6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Фламенко 7. Медведенко, А. Электрический ток фламенко /А.Медведенко // Эхо планеты. 1997. № 13., С. 27-30.