I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Калейдоскоп. Основы рисования» является программой художественной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». В современной системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса и образного мышления. Программа ориентирована на использование широкого спектра художественных материалов и различных техник. В процессе обучения обучающиеся получают не только базовые знания и навыки по изобразительному искусству, но и дает возможность творческой самореализации личности. Актуальность программы обусловлена тем, что рисование является одним из средств творческого познания и эстетического развития человека. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Также, актуальность обусловлена её практической пользой: она формирует навыки и знания полезные в будущей жизни учащихся, необходимые для развития гармоничной личности. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Занятия в изостудии формируют трудовую и творческую активность, воспитывают целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи. Кроме этого, рисование обладает терапевтическими способностями: отвлекает от грустных мыслей, печальных событий, обид, снижает страх и нервное напряжение. Усиливает положительное эмоциональное состояние ребенка. Новизна программы. Отличительной особенностью является использование широкого комплекса художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, масляные краски) и различных техник (лессировки, аллаприма, правополушарное рисование). Также программой предусматривается широкое привлечение примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Адресат программы. Примерный портрет обучающегося: 7-10 лет, имеет желание рисовать и совершенствовать свои навыки и умения в художественной сфере, интересуется изобразительным искусством и другими творческими достижениями человечества, усидчивый и целеустремленный. Приветствуется умение работать как индивидуально, так и в коллективе. Доступность реализации программы для различных категорий детей. Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии. Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня. Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования. Объём программы: 144 часа. Срок освоения программы: 1 год. Форма организации образовательного процесса. Очная, возможна заочная с применением дистанционных образовательных технологий, организованных на отечественных платформах. Виды занятий: практическое занятие; комбинированное занятие; творческие мастерские; выставки; творческие отчеты; экскурсии. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа продолжительностью 40 минут с 10 минутным перерывом после каждого часа на проветривание. Цели и задачи программы. Цель: развитие творческого потенциала обучающихся с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью. Задачи. Образовательные: ознакомить с различными видами и жанрами изобразительного искусства; ознакомить с художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; научить основам рисунка, живописи и композиции; научить работать с основными художественными материалами и инструментами; научить использовать различные способы и средства для создания выразительности образов при изображении предметов и явлений окружающей действительности; сформировать умение грамотно строить композицию с выделением главного и второстепенного. Воспитательные: воспитывать культуру поведения, навыки сотрудничества, уважение к чужому труду во время занятий; сформировать устойчивый интерес к искусству и занятиям творчеством; воспитать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Развивающие: развить художественный вкус; развить способности видеть и понимать прекрасное; развить мелкую моторику и точность глазомера; развить у детей: внимания, памяти, фантазии, воображения; развить коммуникабельные навыки, желание к самосовершенствованию; сформировать организаторские умения и навыки; уметь планировать свою деятельность, выявлять ошибки; организовать свое рабочее место. Планируемые результаты. Личностные: имеет художественный вкус; умеет видеть и понимать прекрасное; сформирована мелкая моторика и точность глазомера; сформированы: внимание, память, фантазия, воображение; сформированы: коммуникабельные навыки, желание к самосовершенствованию; сформированы организаторские умения и навыки; умеет планировать свою деятельность, выявлять ошибки; умеет организовать свое рабочее место. Метапредметные: сформирована культура поведения, навыки сотрудничества, уважение к чужому труду во время занятий; сформирован устойчивый интерес к искусству и занятиям творчеством; развита аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. Предметные: знают различные виды и жанры изобразительного искусства; знают художественные материалы и техники изобразительной деятельности; знают основы рисунка, живописи и композиции; умеют работать с основными художественными материалами и инструментами; умеют использовать различные способы и средства для создания выразительности образов при изображении предметов и явлений окружающей действительности; умеют грамотно строить композицию с выделением главного и второстепенного. Условия реализации программы. кабинет, оснащенный мольбертами или партами, стульями, учебной доской; наглядные пособия, художественные альбомы, книги, папки с рисунками; ноутбук. Формы аттестации/контроля. Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы и педагогического наблюдения. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после изучения разделов/тем. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, анализа выполнения творческих работ. Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы проведения: практическое задание, выставки. Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме выполнения практического задания, выставки или показа портфолио, создания иллюстраций к художественным произведениям. Контрольно-измерительные (оценочные) материалы. Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются: матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.); оценочные материалы, разработанные МБУ ДО “ДТДМ” (см. Приложения). II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Кол-во часов № 1. 2. 3. Название раздела, темы Введение в курс программы Основы рисования Тематическое рисование 4. Работа с натурой 5. Посещение выставок, праздники всего Формы аттестации/контроля теория практика 2 1 1 Тестирование, опрос 60 15 45 Выставки работ, практическая работа, тестирование, показ портфолио, педагогическое наблюдение 60 15 45 Выставки работ, иллюстрирование худ. произведений, показ портфолио, педагогическое наблюдение 16 4 12 6 6 0 Практическая работа, показ портфолио, педагогическое наблюдение Беседа, статья, фотоотчет СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1) Введение в курс программы. Теория: Работа с материалами и инструментами. Техника безопасности. Введение в курс программы. Применяемые инструменты, их назначение, правила пользования ими. Вводный инструктаж по технике безопасности в изостудии. Практика: Организация рабочего места. 2) Основы рисования. Живопись, графика и композиция. Теория: Названия цветов. Знакомство с разнообразием художественных материалов, техникой акварельной и гуашевой живописи, графических техник. Знакомство с колористикой цвета. Эмоционально-психологические особенности восприятия цвета. Основные жанры искусства. Практика: Передача формы и пропорций. Последовательность выполнения III. работы от простого к сложному. Освоение различных художественных материалов. Выполнение учебных работ в различных техниках. 3) Тематическое рисование. Теория: Рисование по заданной теме по представлению и воображению. Знакомство с понятиями: композиция, симметрия, сюжет. Практика: Последовательность выполнения работы от общего к частному. Освоение различных художественных материалов. Выполнение работ на заданную тему, и в нетрадиционных техниках. Овладение навыками работы в смешанной технике. 4) Работа с натурой. Теория: Обсуждение композиции каждой работы. Практика: Карандашные зарисовки, цветовые эскизы. Развитие глазомера. 5) Посещение выставок, праздники. Теория: Посещение учащимися художественных выставок и галерей, торжественных мероприятий, организованных образовательными учреждениями с целью развития художественного вкуса, насмотренности учащихся и расширения кругозора. IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № п/ п Месяц Форма занятия Колво Тема занятия часо в 2 Вводное занятие. Безопасность труда. 1 сентябрь Беседа 2 сентябрь Комбинированно е занятие 2 Пейзаж. Воспоминания о лете. 3 сентябрь Практическое занятие сентябрь Практическое занятие 2 2 Пейзаж. Воспоминания о лете. Осенний лес. 5 сентябрь Практическое занятие 2 Природная стихия. 6 сентябрь Практическое занятие, беседа сентябрь Комбинированно е занятие сентябрь Практическое занятие 2 Акварельные заливки. 2 2 Пейзаж моего настроения. Осенний пейзаж. октябрь 2 Какого цвета вечер? 4 7 8 9 Комбинированно е занятие, беседа Форма контроля Педагогическое наблюдение, опрос Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, тестирование Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение Показ портфолио Педагогическое наблюдение, выставка Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 2 Осень – пора плодородия. Осенний город. 2 Осенние фантазии. Практическое занятие, беседа 2 Портрет Леди Осень. 14 октябрь Комбинированно е занятие 2 Домашние животные. 15 октябрь Практическое занятие Комбинированно е занятие 2 Дикие животные. Педагогическое наблюдение, иллюстрировани е худ. произведений Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, опрос Педагогическое наблюдение 2 Необычные техники рисования. 17 октябрь Комбинированно е занятие 2 Перелетные птицы. Звери зимой. 18 ноябрь Посещение выставки Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие, беседа 2 Посещение выставки. 2 Вечернее озеро. Педагогическое наблюдение 2 По волнам! Педагогическое наблюдение 2 Сказочный букет. Практическое занятие Комбинированно е занятие 2 Лоскутное одеяло. Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение 2 Какой сегодня день? Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 2 Скворечник. 2 Мир за окном. Педагогическое наблюдение 2 Снеговик. Практическое занятие Практическое занятие 2 Снежные забавы. Педагогическое наблюдение, опрос Выставка 2 Снег идет. 10 октябрь Практическое занятие Практическое занятие Комбинированно е занятие 2 13 октябрь 11 октябрь 12 октябрь 16 октябрь 19 ноябрь 20 ноябрь 21 ноябрь 22 ноябрь 23 ноябрь 24 ноябрь 25 ноябрь 26 ноябрь 27 декабрь 28 декабрь Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение, беседа Беседа, фотоотчет Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение, выставка Педагогическое наблюдение, беседа Показ портфолио Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение 29 декабрь Практическое занятие 2 Снегирь и рябинка. 30 декабрь Комбинированно е занятие 2 Рождество. 31 декабрь Практическое занятие Комбинированно е занятие 2 Рождество. 2 Новый год. Практическое занятие Практическое занятие 2 Новый год. 2 Новый год. 35 январь Комбинированно е занятие 2 Зимний пейзаж. 36 январь Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Комбинированно е занятие Практическое занятие Практическое занятие Комбинированно е занятие Практическое занятие 2 Зимний пейзаж. 2 Педагогическое наблюдение 2 Зимний лес и его обитатели. Зима в городе. Что делают дети? Зимний город. 2 Зимние узоры. Педагогическое наблюдение 2 Еловый зимний лес. Педагогическое наблюдение 2 Совы и филины. Педагогическое наблюдение 2 Богатырь и рыцарь. Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 2 День защитника Отечества. Морской мир. 2 Морской мир. Педагогическое наблюдение 2 8-ое марта. Педагогическое наблюдение 2 8-ое марта. Выставка, показ портфолио 32 декабрь 33 декабрь 34 декабрь 37 январь 38 январь 39 январь 40 январь 41 февраль 42 февраль 43 февраль 44 февраль 45 февраль 46 февраль 47 февраль 48 март 2 Педагогическое наблюдение, показ портфолио Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 49 март 50 март 51 март 52 март 53 март 54 март 55 март 56 март 57 апрель 58 апрель 59 апрель 60 апрель 61 апрель 62 апрель 63 апрель 64 апрель 65 апрель 66 май 67 май 68 май 69 май Посещение выставки Практическое занятие Практическое занятие 2 Посещение выставки. Беседа, фотоотчет 2 Смоленские просторы. Педагогическое наблюдение 2 Смоленские просторы. Практическое занятие Практическое занятие 2 Весенний натюрморт. Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение 2 Сказочный пейзаж. Практическое занятие Практическое занятие 2 Озерная жизнь. 2 Сказочный пейзаж. Практическое занятие Практическое занятие Комбинированно е занятие Практическое занятие, беседа Практическое занятие Посещение выставки Комбинированно е занятие 2 2 Весна пришла: первые ручьи. Верба цветет. Натюрморт. Космонавтики. 2 Космонавтики. Педагогическое наблюдение 2 Силуэты. Педагогическое наблюдение 2 Посещение выставки. Беседа, фотоотчет 2 Иллюстрирование сказки. Комбинированно е занятие Комбинированно е занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Комбинированно е занятие 2 2 Иллюстрирование сказки. Знакомимся с Винсентом Ван Гогом. Знакомимся с Винсентом Ван Гогом. Весенние фантазии. Иллюстрирован ие худ. произведений Выставка 2 Весенние фантазии. Выставка 2 Летние мотивы. Практическое 2 Летние мотивы. Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое 2 2 2 Педагогическое наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение Иллюстрирован ие худ. произведения Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 70 май 71 май 72 май V. 2 Летние мотивы. наблюдение Педагогическое наблюдение 2 Летние мотивы. Педагогическое наблюдение 2 Летние мотивы. Показ портфолио МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации: Обучение по учебнику "Изобразительное искусство" Н.М.Сокольниковой. ИЗО. 1- 4 класс. Методическое пособие Линия УМК В. С. Кузина. Изобразительное искусство (1-4) Линия УМК Е. А. Ермолинской. ИЗО (5-8) “Методические рекомендации по преподаванию изобразительного искусства”. С. А. Королёв. Дидактический материал: Проверочные тесты (Виды ИЗО: живопись, графика, скульптура, архитектура). таблицы с поэтапной работой над изображением (Построение изображения головы человека в пространстве), шаблоны предметов, а также материалы и инструменты: № Материалы Инструменты 1. Бумага формат А3: ватман Кисти №2, 5, 8, 11 (пони круглая/синтетика) 2. Краски: акварель, гуашь Карандаш простой: с маркировкой М или B (2М или 2В) 3. Пастель: масляная Ластик 4. Баночка для воды 5. Палитра Наглядный материал Готовые работы, выполненные по теме конкретного занятия, портреты художников, иллюстрации картин. Описание общей методики работы Специфика художественной направленности программы предполагает, что большая часть занятий будет преимущественно строиться на выполнении практических заданий с сопроводительным объяснением и индивидуальной помощью педагога. Как правило, процесс обучения можно представить в виде последовательности следующих этапов: 1. Организационный. Организация рабочего места, создание психологического настроя на учебную деятельность и активация внимания. 2. Проверочный. Проверка усвоения знаний предыдущего занятия. 3. Подготовительный (подготовка к новому содержанию). Сообщение темы, цели занятия и мотивация учебной деятельности детей. 4. Усвоение новых знаний и способов действий. Использование наглядных пособий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей. 5. Основной. Выполнение практического задания. 6. Итоговый. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия. 7. Рефлексивный. Самооценка детьми результативности работы, своего эмоционального состояния. Методы обучения Объяснительно-иллюстративный Творческие задания Упражнения Частично-поисковый Проблемный Исследовательский Технологии обучения В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения: здоровьесберегающие; проблемные; поисковые; пояснительно-иллюстративные; личностно-ориентированные; дифференцированного обучения; творческого обучения; VI. ЛИТЕРАТУРА 1. 2. 3. 4. 5. Основная литература: Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты» М., 1989. Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» – М., 1987 г. Дополнительная литература: 1. “Программы дополнительного художественного образования детей” Москва «Просвещение» 2009 год. 2. Одноралов Н.В. “Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве” М., 1983 г. 3. Сокольникова Н.М. “Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе”. – М., 1999 г VII. ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение № 1 Входной (промежуточный, итоговый) контроль по направлению: ________________________________ Календарный учебный год: ________________________________________ Название коллектива: _____________________________________________ Программа: ______________________________________________________ Группа: _________________________________________________________ Педагог: ________________________________________________________ Дата: ___________________________________________________________ № п/п Фамилия, имя обучающегося Практические навыки 1 2 (Оценивание проводится по 5-балльной шкале) 1- Уровень низкий 3 -Уровень средний 5 -Уровень высокий Теоретические знания Мотивация Воспитанность