I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Вокальный класс» является программой художественной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». Актуальность программы: связана с популяризацией в последнее время детского вокального творчества, ростом числа детских вокальных конкурсов и фестивалей. В певческой деятельности происходит творческое самовыражение детей, которое формируется как в ансамблевом пении, так и сольном пении. Дети удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и услышанными, обогащают свой вокальный опыт, получая яркие эмоциональные впечатления. В процессе занятий у детей повышается интерес к вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, приобщается к общечеловеческим ценностям. Педагогическая целесообразность: программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом. Важным составляющим программы является – выявление в каждом ученике самых лучших его физических и человеческих качеств. Необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а так же необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выявить себя через голос. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма. Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются. Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что предмет «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Новизна программы: заключается в применении инновационных средств музыкального воспитания, здоровьесберегающих технологий в сочетании с традиционными музыкально-педагогическими средствами. Программой предусмотрено регулярное участие детей в различных музыкальных интернет-конкурсах и фестивалях. Адресат программы: дети в возрасте 7-18 лет. Доступность программы для различных категорий детей Занятия по программе не предусматривают обучение отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня. Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования. Объем программы: 72 часа. Срок освоения программы: 1 год. Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 40 минут. Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Виды занятий: - беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами; - практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни современных композиторов; - занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей; - заключительное занятие, завершающее тему – отчетный-концерт. Цель программы: создание условий для развития потенциальных творческих способностей через певческую деятельность у детей школьного возраста. Задачи Образовательные: - углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной; - обучить основам музыкальной грамоты; - обучить основам вокального мастерства. Развивающие: - развивать музыкально-эстетический вкус; - развивать музыкальные способности детей; - развивать творческую активность детей. Воспитательные: - привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; - привить навыки сценического поведения; - формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала. Планируемые результаты Личностные: - формирование эстетических потребностей, ценностей; - развитие эстетических чувств и художественного вкуса; - развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства. Метапредметные: - овладение способами решения поискового и творческого характера; - культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности; - приобретение опыта в вокально – творческой деятельности. Предметные: - овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; - способность взаимодействовать с окружением в соответствии и принятыми нормами и способность принимать чувства и потребности других людей. Условия реализации программы: 1. Оборудованный кабинет (музыкальный центр, компьютер, проектор, доска, звукоусилительная аппаратура, колонки). 2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель. 3. Записи фонограмм детских песен. Виды и формы аттестации/контроля Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме беседы, педагогического наблюдения, прослушивания. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, анализа выполнения творческих заданий. Промежуточный контроль осуществляется 1 раза в год в январе. Формы проведения: практическое задание, отчетное мероприятие. Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме отчетного концерта. Контрольно-измерительные (оценочные) материалы Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются: 1. Выявление музыкальных способностей осуществляется в процессе музыкальных игр по системе Н. А. Ветлугиной, 2. Анкета «Как распознать одарённость». Л. Г. Кузнецова, Л. П. Сверч. 3. Диагностические тесты (см. приложение). II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/контроля 1 Вводное занятие 2 Певческая установка Вокально – хоровая 62 работа 1 0 4 0 2 58 Анкета Групповая оценка работ Наблюдение, прослушивание голосов 3.1 3.2 Дыхание Дикция. артикуляция 10 12 0 0 10 12 3.3 Вокальные упражнения 16 0 16 3.4 3.5 Творческие задания Работа над репертуаром 4 14 2 0 2 14 3.6 4. 5. Музыкальная грамота Слушание музыки Воспитательные мероприятия Подведение итогов 6 3 2 2 3 2 4 0 0 Групповая оценка работ Наблюдение, прослушивание голосов Наблюдение, прослушивание голосов Викторина, наблюдение Наблюдение, прослушивание голосов Самооценка обучающихся Самооценка обучающихся Наблюдение 2 0 0 Творческий отчет 72 12 60 1. 2. 3. 6. Итого: III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1 раздел. Вводное занятие Теория: Знакомство с содержанием программы, расписанием занятий, педагогом, коллективом. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения во время Правила пения и охрана детского голоса. Практика: Игры на знакомство. 2 раздел. Певческая установка. Пение в положении «сидя» и «стоя». Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Теория: Певческая установка – положение корпуса перед началом пения. Практика: Формирование у учащихся навыков правильной певческой установки: прямое положение корпуса, руки свободно вдоль тела, голова в ровном положении, а так же навыков правильной певческой посадки: сидеть на краю стула, спина ровная, ноги стоят на полу под прямым углом (общее состояние – активное). Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой. 3 раздел. Вокально-хоровая работа 3.1. Дыхание Теория: Дыхательная гимнастика: принципы, техника, элементы, задачи. Практика: Формирование навыков певческого дыхания с усвоением трех элементов: вдох, задержка, выдох. Развитие среднереберного певческого дыхания; вдох легкий, выдох бесшумный. 3.2. Дикция и артикуляция Теория: Техника самомассажа артикуляционного аппарата. Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена. Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног. Практика: Дыхательные и артикуляционные упражнения. Работа над дикцией. 3.3. Вокальные упражнения Теория: Выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков. Практика: Выработка вокальных навыков, позволяющих овладеть певческим голосом. 3.4. Творческие задания Теория: Образное мышление (образ во всем – от попевок, до произведений). Практика: Выполнение различных заданий, позволяющих проявить творчество, развивающих фантазию. 3.5. Работа над произведениями Теория: Основная работа над образным содержанием исполняемых произведений, которую условно можно разделить на несколько этапов: образное содержание; отработка интонационных оборотов; дикционные сложности. разучивание произведений; концертный вариант исполнения. Звуковедение. Звукоизвлечение мягкое, без рывков. Ощущение округлого звука. Сочетание пения и движения рук или всего корпуса. Ансамбль, строй. Четкий унисон. Умение слушать друг друга, не выделяя голос из общего звучания. Интонирование простейших мелодий. Практика: Вокальные упражнения. 3.6. Музыкальная грамота Теория: Знакомство с длительностями, скрипичным ключом, расположением нот на нотном стане. Осознание сильной и слабой доли, ручные знаки. Понятие о высоких и низких звуках. Ручные знаки и пение «по руке». Использование ручных знаков при пении вокальных упражнений, например: «Живой рояль», «Музыкальное эхо». Практика: Вокальные упражнения. 4 раздел. Слушание музыки Теория: Выработка хорошего эстетического вкуса, накопление слушательского опыта. Слушание музыки используется для развития образного мышления детей. Применяются различные творческие задания (рисунок, придумать сюжет, название). Произведения для слушания: П.И.Чайковский «Детский альбом», М.П. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен–Санс «Карнавал животных». Использование игровых ситуаций, направленных на раскрепощение, на повышение активности на занятиях, основанных на формирование позитивного мышления. Практика: Слушание и анализ музыкальных произведений. 5 раздел. Воспитательные мероприятия Теория: Воспитательные мероприятия – важнейший фактор воспитания. Направления воспитательных мероприятий (формирование традиций коллектива,идеологическая и воспитательная работа, общественно-полезная работа). Направлены на: - нравственно эстетическое воспитание музыкального вкуса и интересов; детей, - воспитание интереса к просветительской пропагандировать музыкальную культуру; формирование работе, их стремление - формирование самостоятельности и творческой активности; - развитие интересов; слушательской культуры, - воспитание чувства патриотизма; - воспитание чувства коллективизма; - расширение музыкального кругозора. 6 раздел. Подведение итогов Практика: Концертное выступление. пробуждение художественных IV. № п/п 1. Месяц сентябрь 2. сентябрь КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Тема занятия Вводное занятие. Сбор обучающихся. Инструктаж по технике безопасности, гигиене и охране голоса. Вокальные упражнения. (Вводный контроль) Певческая установка 3. сентябрь Работа над исполнением песни. Работа над дикцией 4. сентябрь Сценическая отработка номера. Творческие задания. 5. октябрь Дыхательные и артикуляционные упражнения. Разучивание песни. 6. октябрь Звуковедение. Сценическая отработка номера. 7. октябрь Работа над тембровой окраской голоса. Выразительное исполнение песни. 8. октябрь Вокальные упражнения. Работа над дикцией. 9. ноябрь Дыхательные и артикуляционные упражнения 10. ноябрь Сценическая отработка номеров. 11. ноябрь Вокальные упражнения. Разучивание песен. 12. ноябрь Работа над дикцией 13. декабрь 14. декабрь Дыхательно – певческие упражнения. Разучивание песен. Разучивание песен Форма занятия Количество часов Форма контроля Теоретическое 1 анкетирование Практическое занятие Практическое занятие 2 3 Групповая оценка работ Наблюдение Теоретическое задание 2 Наблюдение Практическое занятие 2 Групповая работа Практическое занятие Практическое задание 2 Наблюдение 2 Прослушивани е голосов Практическое занятие Практическое занятие 2 Наблюдение 2 Наблюдение Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 2 Прослушивани е голосов Самооценка обучающихся Наблюдение 2 Самооценка обучающихся Практическое занятие 2 Прослушивани е голосов 2 2 15. декабрь 16. декабрь 17. декабрь 18. январь 19. январь 20. январь 21. февраль 22. февраль 23. февраль 24. февраль 25. март 26. март 27. март 28. март 29. апрель 30. апрель 31. апрель 32. апрель 33. май Сценическая отработка номера. Работа над репертуаром Сценическая отработка номров Вокальные упражнения. Повторение выученных песен (промежуточный контроль) Жанровое разнообразие музыки. Воспитательные мероприятия Типы голосов. Разучивание песен Работа с солистами. Формирование певческих навыков. Вокальные упражнения. Разучивание песен Музыкальная грамота. Музыкальная игра «Эхо» Вокальная работа над песней Вокальные упражнения Выразительное исполнение песни Слушание и анализ музыкальных произведений Сценическая отработка номера Сценическая отработка номера Артикуляционные речевки. Работа над репертуаром Отработка вокально – хоровых навыков Звуковедение. Разучивание песен Вокальные упражнения Дыхательные и артикуляционные Практическое занятие 2 Наблюдение Практическое занятие Практическое занятие 2 Наблюдение 2 Прослушивани е голосов Теоретическое занятие 2 Наблюдение Практическое занятие Практическое занятие 2 Прослушивани е голосов Самооценка обучающихся Практическое занятие Теоретическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Теоретическое занятие 2 Наблюдение 2 2 Самооценка обучающихся Наблюдение 2 Наблюдение 2 Наблюдение 2 Самооценка обучающихся Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 2 Наблюдение 2 Наблюдение 2 Прослушивани е голосов Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 2 Самоценка обучающихся Прослушивани е голосов Прослушивани е голосов Прослушивани е голосов. 2 2 2 2 34. май 35. май 36. май упражнения Дыхательные и артикуляционные упражнения Подготовка к концерту. Повторение песен Выступление на итоговом концерте. (Итоговый контроль) Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 концерт 2 Наблюдение Прослушивани е голосов. Наблюдение Прослушивани е голосов. Наблюдение Творческий отчет V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Описание общей методики работы Распевание – комплекс разнообразных упражнений, готовящих к освоению материала, отрабатывающих различные исполнительские и творческие приемы. Разучивание нового материала. Знакомство с произведением в исполнении руководителя, или в записи. Краткая беседа о содержании песни, ее стилевых и жанровых особенностях. Разучивание песни. Работа с выученным материалом, повторение, отработка отдельных исполнительских приемов.. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Методы обучения Для освоения учащимися полного курса программы используются следующие методы: словесные: объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.; наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения, использование аудио иллюстраций, видео примеров; практические: использование вокальных, артикуляционных, дыхательных, упражнений и заданий; репродуктивный метод: метод показа и подражания; проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения; творческий метод: определяет качественно – результативный показатель практического воплощения программы; благодаря ему, проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии обучающегося. Технологии обучения В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения: здоровьесберегающие; личностно-ориентированного обучения; ИКТ-технологии; игровые технологии; информационные технологии. VI. ЛИТЕРАТУРА 1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М., 2001. 2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. 3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998. 8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000. 9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. VII. ПРИЛОЖЕНИЕ Диагностические тесты 1. Диагностика чувства темпа и метроритма Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант" Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов. Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии. Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом. Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки. В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (5060 ударов). После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением. Критерии оценки: - адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции; - адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа; - ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции; сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень. 2. Тест - игра на изучение чувства ритма "Ладошки" Цель: выявление уровня способности. Стимулирующий материал 1. Детская песня "Дин-дон" 2. Детская песня "Петушок" 3. М. Красев "Ёлочка" сформированности метроритмической Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками. Критерии оценки: 1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень; 2. воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень; 3. адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень 4. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса низкий уровень. 3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха) "Гармонические загадки" Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях. Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий. Критерии оценки: - слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия - средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий - высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий "Повтори мелодию" Цель: определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений: - вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии; - инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец. Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки. Ребёнку предлагается: - спеть любую известную ему песенку; - повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте; - подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию. Критерии оценки: - слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции; - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне; - высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более. 4. Диагностика чувства тембра Тест - игра "Тембровые прятки" Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии. Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении: - детского голоса; - женского голоса; - мужского голоса; - хора; - струнных смычковых инструментов; - деревянных духовых инструментов; - медных духовых инструментов; - фортепиано; - оркестра. Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки. Критерии оценки: - низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров; - средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров; - высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента 5. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка Тест "Хочу дослушать" Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки. Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало? Признаки, по которым направленности, следующие: оценивается уровень мотивационной - проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей; - индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности. Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" , с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкальноэстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка. Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало? Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие: - проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей; - индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности. Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор" , с помощью которой педагог может не только наглядно представить себе как слабые стороны музыкальности и личностной ориентации ребёнка (что и должно явиться в дальнейшем основой для конкретизации педагогических задач в музыкальноэстетическом развитии ребёнка), так и "сильные" структурные характеристики его музыкальности, способные служить опорой в построении эффективной педагогической работы в развитии личности ребёнка.