1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ансамбль барабанщиков и мажореток «Феникс» является программой физкультурно-спортивной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения: - Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; - Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи». Программа нацелена на организацию досуга детей, на формирование здорового образа жизни, на развитие физического и психологического здоровья, творческих способностей, физических качеств и возможностей. Важным целеполагающим аспектом воспитания подрастающего поколения сегодня, является формирование мировосприятия ребенка, ориентированного на общечеловеческие духовные ценности. Одним из факторов обуслав2 ливающих развитие личности является культура и спорт. В процессе физкультурно-спортивной и деятельности развиваются общие физические качества, выносливость, формируется правильная осанка, координация движений. При формировании навыка координирования движений с игрой на барабанах, твирлинга (верчение), эмоциональной выразительности, с координированием в пространстве у обучающихся активизируются мозговая деятельность и развиваются новые нейронные связи. В творческой деятельности у детей формируется и развивается творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, способность понимать и принимать позицию другого человека, основы выбора будущих жизненных целей и профессии. Актуальность программы На создание и разработку Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ансамбль барабанщиков и мажореток «Феникс» повлиял заказ со стороны общества и государства на разносторонне развитых, коммуникативных, легко социализирующихся детей, на привлечение обучающихся для участия в концертах и социально значимых мероприятиях в жизни Дворца творчества, школах, города, области, страны; а так же активный интерес родителей (законных представителей) и детей к новому, развивающемуся современному виду спорта и искусства – танцующих барабанщиков и мажореток. При разработке Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ансамбль барабанщиков и мажореток «Феникс» не существовало документированных требований, методических рекомендаций и пособий по учебным дисциплинам. Педагогом собран материал и систематизирован личный опыт, методика и технология поэтапного обучения и формирование умений и навыков. Программа обучения обновляется и корректируется педагогом вначале каждого учебного года, основываясь на анализах полученных результатов обучения, наблюдениях педагога. Это дает возможность, при необходимости, пересмотра планируемой работы для получения более качественных знаний обучающихся, их умений, навыков для лучшей результативности обучения. Основная идея и новизна программы состоит в развитии способностей обучающихся танцевать, дефилировать и одновременно играть на барабане, филигранно владеть барабанными палочками и реквизитом мажореток; организовать обучающихся и подготовить их для участия в мероприятиях: парадах, олимпиадах, фестивалях, конкурсах, концертах различного уровня. Красочное, динамичное выступление барабанщиков и мажореток, придает любому мероприятию особый настрой и торжественность, украшает его, создает положительные эмоции и созидательное настроение. При освоении данной программы обучения, дети смогут поступить в музыкальные, физкультурные, педагогические учебные заведения, пополнить ряды ансамблей и оркестров. Дополнительная общеобразовательная программа «Ансамбль барабанщиков и мажореток «Феникс» имеет отличительные особенности, так как преду3 сматривает изучение нескольких основных дисциплин - хореография, твирлинг, инструментальная подготовка, музыкальная грамота барабанщика. Новизна программы заключается в том, что программа обеспечивает разностороннюю подготовку детей в области изучаемых дисциплин, развивает личную и пространственную координацию, способствует развитию двигательного аппарата, мелкой моторики, зрительной, музыкальной памяти, что способствует развитию внутреннего ритма, умственных способностей. Занятия способствуют продуктивному осваиванию детьми математики и других точных наук школьной программы Так как дети приходят с разным уровнем физической подготовки, возможна замена тем занятий. Это позволит уберечь учащихся от физической перегрузки и обеспечит систематический контроль над их развитием на начальном этапе обучения и дальнейшем физическом развитии и углубленным изучением учебного материала. Уровень нагрузки и знаний дается в соответствии возраста и физической подготовленности детей. Следуя педагогической целесообразности, для закрепления знаний и получение устойчивых навыков требуются обязательные регулярные занятия учебно-развивающими техниками и экзерсисами. Для решения этой задачи в построении урока совмещаются методики нескольких основных дисциплин. Практическая часть урока сопровождается разбором теории исполнения: преподаватель обращает внимание обучающихся на правильность их физического развития и связанные с ним ситуационные явления, учит добиваться осознанного исполнения движений, подачи эмоции, чувства партнерства, правил поведения всеми детьми на уроках и выступлениях. В процессе обучения дети обучаются элементам классической, народной хореографии, современных стилей; навыки игры на малом и большом барабане, переносной барабанной установке, тарелках и других ударных и перкуссионных походных инструментах; получают навыки дефиле и маршировок с рудиментами, ритмичной игрой на походных барабанах, техникой твирлинга барабанными палочками, пампонами, бАтоном, флагами. Осваивают сценическую строевую подготовку, применительно специфики коллектива; знакомятся с парадным и протокольным церемониалом. Получают знания и навыки актерского мастерства, нанесения и снятия концертного грима и макияжа, получают навыки сценической эстетике, этическим нормам поведения. В программу обучения включены здоровье сберегающие разделы: элементарная анатомия и массаж, танцетерапия, система дыхания, нормы гигиены артиста, правила здорового питания и водно-питьевого режима. При взаимодействии всех изучаемых дисциплин программы, формируется благоприятная среда для развития художественно-эстетического вкуса, образного мышления, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность с лидерскими качествами. Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных и воспитательных процессов во взаимодействии педагога и обучающихся. Программа разработана таким образом, чтобы каждый обучающийся смог проявить себя за время обучения максимально творче4 ски, сформировать личные навыки и умения с работой в коллективе, определяя свою роль и понимание сплоченности одним делом. Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа «Ансамбль барабанщиков и мажореток «Феникс» предусматривает духовнонравственное развитие активной гражданской позиции обучающихся, социализацию и коммуникацию детей в обществе. Концертный репертуар целенаправленно ориентирован на формирование чувства патриотизма и гражданственности, на побуждение интереса к истории России, её символам, разнообразию танцевальной и музыкальной культуры, к обычаям и традициям нашего многонационального государства. Адресат программы: Данная программа предназначена для детей 7-18 лет без специального отбора, имеющим разрешение по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению. Уровень нагрузки и знаний дается в соответствии возраста и физической подготовленности детей. Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся: Данная программа предусматривает обучение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети с выдающимися особенностями в приоритете для освоения данной программы. Дети, проживающие отдаленно, в сельской местности могут обучаться дистанционно только в теоретической части программы. Практическая - репетиционная, постановочная часть программы не возможна в дистанционном формате. Занятия детей с ОВЗ, детей-инвалидов данная программа не предусматривает, так как заведомо включает в себя физические и психологические нагрузки и требует создание специальных условий для обучения. Объем программы Общее количество учебных часов в год: 144 часа. Формы организации учебного процесса Программа предусматривает групповые занятия в очной форме, во время пандемии - дистанционная форма обучения, с возможной заменой тем урока. Подбор учебного материала осуществляется по критериям индивидуальных особенностей учащихся, и соответствует их возрасту и физическому развитию. Виды занятий 1. Обучающие и развивающие Методический разбор и обучение техникам экзерсиса классического танца, parter, streiсh, body ballet, aplomb, твирлинг, постановки рук при игре на барабане; развитие выносливости и физических возможностей; изучение основ музыкальной грамотности. Изучение специфической лексики в изучаемых дисциплинах и техниках. 2. Технические 5 Получение навыков танцевальности, системы навыков техник игры рудиментов и других ритмических рисунков на походных ударных инструментах, пассов и твирлинга барабанными палочками, помпонами, бАтоном, флагами. 3. Постановочные и репетиционные Разбор и разучивание рудиментов и других ритмических рисунков, танцевальных движений, рисунков, этюдов, строевых проходов. Развитие чувства партнерства, отработка синхронного исполнения. Развитие выразительности и эмоциональности телодвижений. Подготовка к участию в торжественных мероприятиях, концертах, конкурсах и т.д. Разбор и обсуждение выступлений. Сроки освоения программы Данная программа рассчитана на 5 лет. Режим занятий Периодичность и продолжительность занятий устанавливается в зависимости от специфики осваеваемой программы и года обучения, в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, вносится в рабочую программу. Цель программы. Способствовать формированию здорового образа жизни обучающихся, развитию их физического и психологического здоровья, физических качеств и возможностей; раскрытию и развитию природных задатков способностей и творческого потенциала в процессе обучения хореографии, твирлинга и игре на походных барабанах в специфике барабанщиков и мажореток. Задачи программы. Способствовать приобщению обучающихся к культуре здорового образа жизни, активизации потенциала здоровья, развитию функциональных резервов и двигательных качеств, формированию познавательной, волевой, эмоциональной сторон личности. Образовательные Обучить, развить и сформировать: - навыки игры на походных барабанах, технику пассов барабанными палочками; - навыки хореографии, легкой и выразительной танцевальности, строевой сценической подготовки; - координирование телодвижений с игрой на барабане в продвижении и перестроениях; твирлинга барабанными палочками, бАтоном, работы с помпонами, флагами; - приёмы актерского мастерства, эмоциональности исполнения, чувства исполнительского партнерства; - обучить правилам здорового питания и водно-питьевого режима, системе дыхания танцора, нормам гигиены, сценической эстетике и гриму, элементарному массажу, этическому поведению. Развивающие - способствовать изучению концертных номеров, дефиле, шествия; - привить интерес и любовь к новому развивающемуся виду спорта и 6 искусства барабанщиков и мажореток, к музыкальному и хореографическому искусству и их разнообразию; - мотивировать на осознание системности, регулярности физическо развития, как образу жизни; к трудолюбию, развитию выносливости, умению подготовить себя к физическим нагрузкам; к соблюдению здорового образа жизни, личностному развитию в достижении целей, заложенных в программе обучения; - способствовать развитию интереса к традициям и обычаям русского народа, народа других стран и континентов, к достижениям мировой культуры. Воспитательные - средствами хореографического и музыкального искусства, осуществлять художественно-эстетическое и патриотическое воспитание барабанщиков и мажореток, как носителя традиций российской музыкальной и хореографической культуры; - познакомить с парадным и протокольным церемониалом; - побуждать интерес к истории России, ее символам, культурному наследию, разнообразию искусств; - развить интерес к достижениям мировой культуры, российским традициям, национальным особенностям регионов; - способствовать воспитанию художественного вкуса и эстетике исполнительства, эстетики внешнего вида; - получению навыков культуры поведения во время репетиций, участия в концертах, в праздничных мероприятиях, социальному поведению в обществе, уважению к культуре других народов; - способствовать формированию духовно-нравственного развития, активной гражданской позиции. Планируемые результаты ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиеся научатся воспринимать материал учебного процесса, научиться взаимодействовать с педагогом, проявлять желание и готовность к обучению и познанию изучаемого материала, понимать поставленные задачи и формы их достижения: - активно включаться в общение и сотрудничество со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности, взаимопомощи, сопереживания; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении общих целей; - получат возможности реализовывать свои творческие задумки, привлекая и организовывая других обучающихся. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД Обучающиеся научатся: - производить самоконтроль выполняемых телодвижений и упражнений, планировать предстоящую практическую работу; - корректировать самостоятельную работу; 7 - формулировать задачи и осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результатов в процессе общей деятельности; - действовать конструктивно в сложных ситуациях. Обучающиеся получат возможность: - сопоставлять свои действия с поставленной целью, устанавливая причинноследственные связи между выполняемыми действиями и их результатом. Коммуникативные УУД Обучающиеся освоят: - социальные нормы и правила поведения, межличностных отношений. Обучающиеся получат возможность: - общаться и взаимодействовать с педагогом, обращаться за нужной помощью; - организовывать совместную работу с другими обучающимися своей группы и коллектива; - доступно излагать свое мнение, выслушивать и учитывать мнения и предложения других обучающихся, учитывая их при организации совместной работы. Познавательные УУД Обучающиеся научатся: - реализовывать свои творческие задумки, привлекая и организовывая других детей; - сознательно осваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать ее для решения общих целей и задач коллектива. Обучающиеся получат возможность: - анализировать значимость методик исполняемых движений и техники исполнения; - самостоятельно находить нужную информацию; - подбирать и предлагать музыкальный материал и идею постановок. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающиеся будут уметь применять свои знания на практике: 1 год обучения - знать и понимать азбуку хореографического движения; - уметь исполнять изученные подготовительные движения, танцевальные связки, этюды; - координировать свои движения; - ориентироваться в пространстве класса; - понимать и владеть лексикой и терминологией изученного материала; - понимать и научиться чувствовать музыкальное вступление, ритм, темп, размер 2/4, 4/4; - уметь записать, читать, просчитать длительность нот, прохлопать, проиграть; - владеть изученными элементами техники твирлинг; правильно распределять дыхание при физической нагрузке. 2 год обучения - знать изученную музыкальную грамоту; - чувствовать темп, ритм; - знать и уметь проиграть рудименты; - изученную лексику и терминологию движений, рисунков; 8 - знать теорию техники исполнения, - уметь выполнять изученные движения у станка, на середине, parter, streich, танцевальные связки, этюды; - освоить aplomb; - эстетику и постановку корпуса при работе с барабаном и другими строевыми инструментами; - владеть начальным уровнями техники твирлинга помпонами, бАтоном; уметь чувствовать и понимать музыкальный ритм и темп; - уметь достойно вести себя в обществе; - соблюдать водно-питьевой режим танцора. 3 год обучения - различать сильную и слабую долю; - просчитывать музыкальный размер ¾; - знать понятия легато, стаккато, синкопа, форшлаг; - знать изученную хореографическую лексику и терминологию рисунков, теорию техники исполнения; - исполнять изученные движения экзерсиса у станка, придерживаясь одной рукой, на середине зала; - исполнять танцевальные связки, этюды; - постоянно работать над качеством своих физических данных; - знать устройство походных барабанов и уметь ухаживать за ними; - освоить aplomb с барабаном; - маршировки с размашками рук и пассами; - проходы с барабаном, играя простые ритмы, рудименты; - владеть продвинутым уровнем техники твирлинга; - знать и соблюдать правила здорового питания танцора. 4 год обучения - играть барабанные ритмические рисунки, рудименты; - исполнять строевой, парадный шаг; - строевой поворот; - сценический шаг; - поворот вокруг себя; - маршировки парные, линейные, в коробке; - поворот коробкой; - освоить элементы и характер русского сценического танца; - исполнять изученные танцевальные движения, связки, этюды - координировать танцевальные движения с игрой на барабане, с твирлингом; - освоить технику работы с флагом; - чувствовать и слышать других исполнителей; - исполнять с нужной эмоциональностью; - ориентироваться и координироваться на различных концертных площадках; - нанести и снять концертный макияж, сделать прическу; - бережно относиться к инструменту, концертному костюму, реквизиту; 9 - возможность выступлений обучающихся на мероприятиях и концертах проводимых ДТДМ, на торжественных мероприятиях и концертных площадках города и в школах, флешмобах, фестивалях, конкурсах. 5 год обучения - знать и уметь технично играть все ритмические рисунки и рудименты; - координировать их с движениями, маршировками и дефиле; - исполнять элементы современных танцевальных стилей и танцевальные этюды; - владеть изученной уровневой техникой мажореток; - чувствовать свое пространство; - координироваться на любых концертных площадках; - понимать разницу между танцевальными и строевыми движениями и верно исполнять их; - освоить аplomb - эстетику и постановку корпуса при работе с барабаном и другими строевыми инструментами; - знать все концертные номера коллектива и уметь заменить любого выбывшего человека; - знать и соблюдать правила парадного и протокольного церемониала; - достойно вести себя на репетициях, мероприятиях, в транспорте дальнего следования; - развить физические данные, выносливость; - вести здоровый образ жизни; - ознакомиться с элементарной анатомией и физиологией, костно-мышечным и связочным аппаратом; - освоить навык манипуляций массажа. Условия реализации программы - раздевалка для девочек и мальчиков; - хореографический класс со станком и зеркалами; - большой зал; - спортивные коврики; - компьютер, аудио носитель для дисков и USB, диски и USB; - фонотека для репетиций и постановочных работ, диски и USB; - канцелярские товары; - помещение для хранения документации, костюмов, инструментов, магнитофона, концертного и репетиционного реквизита, ковриков, чехлов для инструментов и т.д. Музыкальные инструменты и реквизит мажореток: - пюпитры, стойки для барабанов, стол; - походные барабаны с палочками, соответствующие возрасту и физическим данным детей, пэды (глухие барабаны); - большие барабаны с колотушками; - барабанные ремни и плечевые крепежи; - походная барабанная установка; - походные музыкальные тарелки; - инструменты перкуссии: тамбурин, кэвбел, трещетки, маракасы, треугольник; 10 - тамбурмажор, бАтоны, помпоны, флаги; - концертные костюмы, головные уборы, обувь, дождевики; - чехлы для инструментов и реквизита. Формы контроля Формы подведения итогов реализации ДООП - Диагностика специальных способностей; - Контрольный урок (осмотр, прослушивание); - Тестирование; - Анкетирование; - Участие в конкурсах, мероприятиях, концертах; - Наличие Благодарственных писем, Грамот и т.д. Оценочные материалы Освоение дополнительной общеобразовательной программы «Ансамбля барабанщиков и мажореток «ФЕНИКС» в соответствии с программой «Мониторинг качества образовательного процесса ДТДМ» сопровождается процедурами: 1. Входного контроля; 2. Промежуточного контроля; 3. Итогового контроля. 1. Входной контроль Проводится для обучающихся вначале учебного года в сентябреоктябре. Цель - определить уровень готовности к обучению. Осуществляется методом отслеживания: опроса, наблюдения, просмотра, прослушивания, тестирования, С помощью: 1. Диагностики специальных способностей обучающихся по данной программе; 2. Карточки опроса для обучающихся по данной программе; 3. Диагностический тест «Уровень мотивации»; 4. Диагностическая карта изучения уровня воспитанности учащихся (по материалам М.И. Шиловой «Учителю о воспитанности школьников»). Результаты контроля фиксируются в таблице: Входной/промежуточный/итоговый контроль по физкультурно-спортивному направлению № Фамилия, имя обуча- Практические Теоретические Мотивация п/п ющегося знания знания (Оценивание проводится по 5-балльной шкале) 1- Уровень низкий 2- Уровень ниже среднего 11 Воспитанность 3- Уровень средний 4- Уровень выше среднего 5- Уровень высокий 2. Промежуточный контроль Оценивается успешность освоения программы, продвижение в получении навыков. Осуществляется педагогом в конце первой половины учебного года, (в конце декабря). При этом педагог может учитывать результаты текущего и тематического контроля, а так же опираясь на внешнюю и внутреннюю оценку результативности знаний, умений, навыков. 3. Итоговый контроль Оценивается успешность освоения программы и получение навыков. Осуществляется педагогом в конце второй половины учебного года, (в конце мая). При этом педагог может учитывать результаты текущего и тематического контроля, а так же опираясь на внешнюю и внутреннюю оценку результативности знаний, умений, навыков. Форма контроля: - Текущий контроль - осуществляется педагогом в ходе проводимых занятий; - Тематический контроль – проводит педагог по окончании изученной темы; - Внешняя оценка – выступление в концертах, мероприятиях участие в парадах, конкурсах, фестивалях, т.д; получение Дипломов, Грамот, Благодарственных писем; - Внутренняя оценка – предметные результаты; метопредметные: регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД; личностные результаты. Методы отслеживания результатов: просмотр, прослушивание, опрос, тестирование, контрольный урок, с помощью: 1. Диагностики специальных способностей обучающихся по данной программе; 2. Карточки опроса для обучающихся по данной программе; 3. Диагностический тест «Уровень мотивации»; 12 4. Диагностическая карта изучения уровня воспитанности учащихся (по материалам М.И. Шиловой «Учителю о воспитанности школьников»). Результаты контроля вносятся в аналогичную таблицу Входного/Промежуточного/Итогового контроля и таблицу «Результативность учебного процесса». Учебный план 1 год обучения № п/п Кол-во часов Название раздела, темы Всего Теория Практика Форма аттестации/контроля Беседа, опрос 1. Вводное занятие. 2 2 2. Азбука хореографического движения. 36 9 27 3. Хореография. 52 13 39 4. Основы музыкальной грамоты. Твирлинг. 48 12 36 5. Дыхание. 6 Всего: 144 часа 1,5 4,5 Наблюдение, опрос, тестирование, просмотр, контрольный урок Наблюдение, опрос, тестирование, просмотр, контрольный урок Наблюдение, опрос, тестирование, просмотр, прослушивание, контрольный урок Наблюдение, беседа Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Знакомство с учениками. Рассказ о коллективе, целях и задачах, ожидаемых результатах. Просмотр видео с выступлений нашего, других коллективов. Рассказ об уровнях обучения, формами их достижения. Знакомство с правилами и последовательностью проведения урока. О роли, значимости и обязательности исполнения данных требований. Преподаватель знакомит учеников: с режимом занятий и правилами посещения, с требованиями к рабочей одежде и к используемому реквизиту, с правилами подготовки к занятиям и окончания, с 13 правилами поведения и дисциплины в классе, во Дворце. Проводит инструктаж предусмотренный ДТДМ. 2. Азбука хореографического движения. Азбука, это «прописи» танцора. Для изучения движений, исполняются подготовительные упражнения. Чтоб достичь правильности исполнения движений, для общего физического развития: для развития костно-мышечного аппарата, связок и подвижности суставов, выработки выворотности, шага, правильной работы стопы и кистей рук, для постановки рук и корпуса, проводиться комплекс упражнений – основа экзерсисов классического и PARTERного. 1год занятий преимущественно проводиться на parter. Упражнения на середине зала и на растяжку (далее streich) начинаем исполнять со 2 полугодия. - Изучение и исполнение позиций рук классического танца, подготовки к исполнению port de bras; - Позиций ног: I, II, III, VI (свободные); - Изучение техник «Parter», «Streich», «Body ballet» начальный уровень,; - Подготовка к исполнению releve, plie, battement tendu, passé; - Прыжки в свободных позициях и по I, VI позициям; - Pas chasse вперед, в стороны. 3. Хореография. Танцевальные упражнения - игры, движения, связки, этюды, рисунки: Танцевальные связки, этюды и игры на актерское мастерство могут изменяться в зависимости от подготовленности детей, от простого к сложному, позволяют натренировать внимание, мышечную память и добиваться точности исполнения. - Танцевальные рисунки: «круг», «линия» «колонна» «диагональ»; - Перестроения в рисунках; - «Шахматный порядок»; - Упражнения на месте: «качельки», «пружинки», «часики», «веточки», «мельница», «капельки». 14 - Координирование телодвижений: соединение исполнения движений ног, рук, корпуса, головы, с владением реквизитом; - Шаги на всю стопу, на внешней и внутренней части стопы, на полупальцах, на пятках, с носка; - Марши с носка от бедра (сценический марш), сверху – поднимая бедро; - Бег - поджимая бедро, с вытянутой ногой и носком бедром вперед, с забросом бедра назад - в разном темпе, на месте и в продвижение вперед, назад; - Логоритмические упражнения. 4. Основы музыкальной грамоты и ритмика - Знакомство с понятиями: «Вступление», «Ритм», «Темп», «Музыкальный такт», «Музыкальный размер» - 2/4, 4/4 , «Длительность нот»; - Запись, чтение, просчет, прохлопывание, проигрывание длительности нот и простых ритмы; - Хваты барабанных палочек; Подготовка к технике твирлинг: - Экзерсис для рук, кистей, пальцев; - Работа пампонами, бАтоном - махи кистью, размахи руками; - Наработка хватательного рефлекса; - Подбросы, переборосы пампонов, барабанных палочек; - Координирование рук для пассов. 5. Дыхание Правильное дыхание имеет большое значение в исполнительском мастерстве, физическом развитии, выносливости: игры, упражнения на осознанное дыхание, отслеживание дыхания при исполнении движений и бега. Учебный план 15 2 год обучения № п/п Название раздела, темы 1 Вводное. 2 Основы хореографии. 3 Хореография. Твирлинг. 4 5 Форма аттестации/контроля Кол-во часов Всего Теория 2 2 38 Практика Беседа, опрос 9,5 28,5 60 15 45 Музыкальная грамота. 40 10 30 Этикет, водно-питьевой режим. 4 1 3 Наблюдение, опрос, тестирование, просмотр, контрольный урок Наблюдение, опрос, тестирование, просмотр, контрольный урок Наблюдение, опрос, тестирование, просмотр, прослушивание, контрольный урок Наблюдение, беседа Всего: 144 часа Содержание учебного плана 1. Вводное занятие Рассказ об уровнях и формах обучения учебного года, формами их достижения. О роли, значимости и обязательности исполнения данных требований. Преподаватель знакомит учеников: с режимом занятий и правилами посещения, с требованиями к рабочей одежде и к используемому реквизиту, с правилами подготовки к занятиям и окончания, с правилами поведения и дисциплины в классе, во Дворце. Проводит инструктаж, предусмотренный программой ДТДМ. 2. Основы хореографии Исполнение упражнений техник parter и streich усложняются и выполняютcя на систематически, на каждом уроке, чередуясь с классическим экзерсисом. Позиции ног исполняются в свободной форме. Классические позиции исполняются только на parter, как развивающие. 16 На втором учебном году экзерсис классического танца исполняется только лицом к станку. Изучается правильная постановка у станка - корпус, руки, голова, нарабатывается постановка корпуса при ношении барабана, aplomb. По готовности обучающихся часть классического экзерсиса проводятся на середине зала en face. Движения и порядок исполнения у станка повторяются на середине зала и в той же последовательности. Изучается техника изоляции телодвижений. - Releve VI, I, II, III; - Demi plie I, II, III, VI; - Battement tendu в сторону, разными ногами; - Переход из позиции в позицию: I–II–I; III-II-III-VI; - Переход из позиции в позицию через plie; De-gaje; - Port de bras с наклонами. 3. Хореография. Твирлинг. Танцевальные связки, этюды, игры. Разновидность танцевальных связок, этюдов и игр могут меняться в зависимости от подготовленности детей от простого к сложному, для получения результативности обучения. Изучается начальный уровень техники твирлинга барабанными палочками и дальнейшее совершенствование хватов, подбросов, перебросов, пассов, махов и размахов пампонами; пассы бАтоном правой и левой рукой. - Танцевальные связки: с приставными шагами, маршировка с размахом рук, шаг поскок с размахом рук. - Танцевальные этюды. - Танцевальные игры: «Зеркало» «Тень». - Психологические этюды «Аллея», «Хрусталь». - На координацию в пространстве класса «Птички в гнездах». - На осознанную реакцию и координирование рук, ног, тела, головы. - Перестроения: круг в круге, из круга в линию и обратно. - Танцевальные рисунки: диагональ, полукруг, «Клин», «Звездочка». - Начальный уровень техники твирлинга барабанными палочками. 17 - Пассы бАтоном правой и левой рукой. - Постановки, разводки, репетиции. 4.Музыкальная грамота. Ритмика - Длительность нот. - Музыкальная фраза. - Одиночные удары. - Совершенствуется чувство ритма, темпа. - Нарабатывается навык просчета музыкальных размеров 2/4, 4/4. - Изучаются простые рудименты на пэде (глухом барабане). - Координирование музыкальных маршировок и перестроений с ритмическими хлопушками. - Поворот по точкам 3, 5, 7, 1. 5.Этикет. Водно-питьевой режим - Этюды на получение навыка соблюдения правил поведения и этикета в обществе, во время репетиций, концертов. - Питьевой режим в холодную, жаркую погоду. - Правила питьевого режима до, во время, после занятий и выступлений. Знание и соблюдение правил водно-питьевого режима обуславливает правильную работу организма, его систем и функций. Не соблюдение, может привести к заболеваниям и выбивает человека из привычного ритма жизни. Учебный план 3 год обучения Кол-во часов № п/п Название раздела, темы Всего Теория 1 Вводное занятие 2 2 2 Основы хореографии 40 3 Хореография 60 10 15 18 Практика Форма аттестации/контроля Беседа, опрос 30 45 Наблюдение, опрос, тестирование, просмотр, контрольный урок Наблюдение, опрос, тестирование, про- 4 Музыкальная грамота Твирлинг 40 10 5 Правила здорового питания артиста 2 2 30 смотр, контрольный урок Наблюдение, опрос, тестирование, просмотр, прослушивание, контрольный урок Наблюдение, беседа Всего 144 часа Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Рассказ об уровнях и формах обучения учебного года и с формами их достижения. О роли, значимости и обязательности исполнения данных требований. Преподаватель знакомит учеников: с режимом занятий и правилами посещения, с требованиями к рабочей одежде и к используемому реквизиту, с правилами подготовки к занятиям и окончания, с правилами поведения и дисциплины в классе, во Дворце. Инструктаж по программе ДТДМ. 2. Основы хореографии Движения основ хореографии (классический экзерсис) исполняются в различных комбинациях систематически, каждый урок, чередуются с изученными техниками parter, streich. В классическом экзерсисе у станка и на середине, исполняются все изученные элементы классического танца, в обязательной последовательности в различных комбинациях и темпах. Экзерсис у станка исполняется одной рукой, на середине зала - epaulement. Изучаются классические позы croise, effasee. 3. Хореография - Освоение техники body ballet. - Танцевальные учебные и сценические связки, этюды с изученным материалом. - Танцевальные игры – упражнения: «Скульптура», «Стоп, кадр». - Этюды на актерское мастерство: «Жвачка», «Марионетка». 19 - Танцевально-психологические этюды: «Парное зеркало», «Свое пространство», «Тень», «Хрусталь». - Танцевальные рисунки: парное и линейное re-tie-re, do-za-do, «Шен», «Шторки», линейные перестроения. 4. Музыкальная грамота. Твирлинг - Знакомство с устройством походных барабанов, правилами ухода за инструментами. - Игра на барабане одиночных ударов. - Игра простых рудиментов по нотам, на память. - Маршировки с различными размашками двумя руками; правой рукой при этом левая рука на поясе. - Маршировки с барабаном на ремне, придерживая барабан двумя руками; с размашками правой рукой, левой придерживая барабан, с пассами. - Координирование маршевых шагов, играя простые ритмы, рудименты. - Разбираются основные музыкальные понятия: - Сильная и слабая доля; - Синкопа, форшлаг; - Легато, стаккато; - Музыкальный размер ¾; - Крещендо, диминуэндо; - Канон; - Перкуссия. - Изучается продвинутый уровень техники твирлинга : подкрутки, подбросы, парные перебросы. 5. Правила здорового питания артиста В разделе рассказывается о режиме и правилах здорового питания в дни репетиций и выстулений, в обыденной жизни. От соблюдения правил, зависит здоровье, визуальная и физическая форма человека, работоспособность и выносливость. Педагог мотивирует обучающихся к постоянному следованию данных правил. 20 Учебный план 4 год обучения № п/п 1 Кол-во часов Название раздела, темы Всего Вводное занятие Теория 2 Практика Форма аттестации/контроля Беседа, опрос 2 2 Хореография 60 15 3 Инструментальная подготовка Твирлинг 72 18 54 4 Сценическая эстетика, макияж, гигиена 10 4,5 6 45 Наблюдение, опрос, тестирование, просмотр, контрольный урок Наблюдение, опрос, тестирование, прослушивание, просмотр, контрольный урок Наблюдение, беседа Всего 144 часа Содержание учебного плана 1. Вводное занятие Рассказ о целях и задачах учебного года и с формами их достижения. О роли, значимости и обязательности исполнения данных требований. Преподаватель знакомит учеников: с режимом занятий и правилами посещения, с требованиями к рабочей одежде и к используемому реквизиту, с правилами подготовки к занятиям и окончания, техникой безопасности с музыкальными инструментами, правилами поведения и дисциплины в классе, во Дворце. Проводится инструктаж, согласно программе ДТДМ. Просмотр и обсуждение видео своих выступлений и подобных коллективов. 2. Хореография. Строевая подготовка. Экзерсис, parter, streiсh - проводится на каждом уроке попеременно, для подготовки мышц, суставов к работе. Систематическое исполнение в разных сочетаниях и комбинация, с заданной сложностью, развивая и поддерживая свою танцевальную форму и физические возможности. В экзерсис добавляются 21 народно-сценические движения. Учатся самостоятельно контролировать и корректировать свое исполнение. Танцевальные этюды и комбинации с изученными движениями русского народного танца, ходами рисунками. Сценические импровизации. Изучение основных движений русского народного танца: - Позиции и положения рук, ног, головы, положение корпуса; - Каблучный ход; - Шаг-pike; - Шаг с разновидностями flig; - «Припадание» - Соскок; - Перескок; - Скрестный шаг, «дорожка»; - Шаг-косичка; - Рas de bure; - Рas de basgue; - «Ковырялочка»; - «Моталочка»; - Рисунок «Шен». Изучается сценическая строевая подготовка: - Строевой шаг; - Парадный шаг; - Сценический шаг; - Строевой поворот; - Маршировки парные, линейные, колоннами, в коробке; - Поворот и разворот в коробке; - Маршевые дефиле с игрой рудиментов, ритмических рисунков, пассами 3. Инструментальная подготовка. Твирлинг - Изучение ритмов и рудиментов, пассов; - Совершенствуется игра на барабанах и других походных инструментах; 22 - Изучение техники твирлинга флагом. 4. Сценическая эстетика, грим, макияж, гигиена - Правила сценической эстетики: - Эстетическое ношение костюма; - Уход за костюмом и инструментом; - Сценическая прическа; - Подготовка лица к гриму, макияжу; - Приемы нанесения и снятия макияжа; - Нанесение грима - «сказочный», «сказочный»; - Нанесение макияжа - «весенний», «сценический». - Правила гигиены артиста в соответствии возраста во время репетиций и выступлений. Учебный план 5 год обучения № п/п 1 Кол-во часов Название раздела, темы Вводное занятие Всего Теория 2 2 Практика Форма аттестации/контроля Беседа, опрос 2 Хореография 64 16 48 3 Инструментальная подготовка и твирлинг 70 17,5 52,5 4 Элементарная анатомия, массаж 8 2 6 Наблюдение, опрос, тестирование, просмотр, контрольный урок Наблюдение, опрос, тестирование, просмотр, контрольный урок Наблюдение, опрос, беседа Всего 144 часа Содержание учебного плана 1. Вводное занятие Рассказ об уровнях и формах обучения учебного года и с формами их достижения. О роли, значимости и обязательности исполнения данных требова23 ний. Преподаватель знакомит учеников: с режимом занятий и правилами по- сещения, с требованиями к рабочей одежде и к используемому реквизиту, с правилами подготовки к занятиям и окончания, с правилами поведения и дисциплины в классе, во Дворце. Проводит инструктаж предусмотренный ДТДМ. 2. Хореография Экзерсис, parter , streich, body ballet. Исполняются систематически, каждый урок, совмещая методики, и по отдельности. В экзерсисе у станка и на середине, исполняются все изученные элементы классического танца, в обязательной последовательности в различных комбинациях и темпах. В методике parter и streich, body ballet, других развивающих техник, упражнения и последовательность определяются педагогом и ситуационной необходимостью. Педагог обращает внимание воспитанников на правильность исполнения движений, постановки корпуса, рук, головы, правильность дыхания. Следит за эстетикой исполнения композиций и движений, нарабатывая Aplomb. Изучаются правила парадного и протокольного церемониала, элементы современных танцевальных стилей и танцевальные этюды. Для качественного самовыражения и осознанности своего телодвижения, для чувства партнерства вводим в уроки танцевально - сценические этюды актерского мастерства: «Пародия на друга» (известного артиста), «Кинесфера», «Снежный ком» «Игра в снежки», «Пародии на известного человека» и др. 3. Инструментальная подготовка Изучаются ритмические конфигурации на малом барабане: с пружиной, без пружины, по ободу, по корпусу, по крепежному винту, на большом барабане, с тарелками. Совершенствуется игра на малом барабане и других походных ударных инструментах, техника твирлинга. Поддерживаются на должном уровне концертные номера. Изучаются новые проходы, танцевальные движения с исполнением ритмических рисунков, рудиментов на походном барабане, маршировки с исполнением пассов и техники твирлинга; 4. Массаж 24 Преподаватель знакомит учащихся с элементарной анатомией костномышечного и связочного аппарата; учащимся даются теоретические и практические знания основ массажа, что позволит подготовить мышечный и связочный аппарат к физическим нагрузкам, поможет уберечься от возможных травм и даст возможность снятия мышечного напряжения. Дети на практике сумеют помочь себе и другим. Кроме этого, контактные занятия способствуют сплочению коллектива. Календарный учебный график 1 год обучения № месяц Тема занятий Форма занятий п/п 1. Сентябрь Вводное занятие. 2. Октябрь 3. Ноябрь Позиции ног в классическом танце. Знакомство с техникой parter. Подготовка к releve. «Круг». Движения кругу. Подготовка к твирлингу. Подготовка к battement tendu. Позиции рук в классическом танце. Освоение пространства класса. Танцевальная игра «Птичка – охотник». Body ballet. Середина. Подготовка к твирлингу. Игра для дыхания «Пушок». Знакомство с техникой Streich. Подготовка к passé. Passe правой, левой, двумя ногами. Махи кистью, размахи руками с помпонами. Demi plie по I, VI позиции. Releve на середине. Беседа Кол-во Форма часов контроля 2 Опрос, беседа Обучающие, 14 Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание. Обучающие, 16 Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание тестирование. Входной контроль Обучающие, 18 Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание. 25 4. Декабрь 5. Январь 6 Февраль Прыжки на месте, в продвижении. Разбор маршевых шагов. Танцевальная игра «Стоп, кадр». Подготовка к рas chasse. «Диагональ». Движение по диагонали. Игра «Воздушный шарик». Pas chasse лицом в круг. Pas chasse спиной в круг. «Линия» Маршевые шаги линией. Танцевальная игра «Маленькие шаги, большие шаги». Танцевальные упражнения «Качельки», «Пружинки». Логоритмическое упражнение «Мы построим себе дом». Parter. Закрепление пройденного маршевого материала. Актерское мастерство «Пародии», «Абракадабра». Изучение 4-х уронвней пространства. Импровизации. Упражнение «Пушок» (на parter). «Вступление», «Ритм», «Темп». Танцевально-сценические игры «Веточки», «Мельница», «Капельки». Разбор техники пассов помпонами. Танцевальная игра «Зеркало», «Ручеёк», «Паровозик». Подбросы помпонов. Разбор «Шаг-поскока». Ритмические хлопушки. Разбор прыжков по I, II, VI позициям. Хваты барабанных палочек. «Музыкальный размер» 2/4, 4/4. Обучающие, 18 Учебнотренировочные, Постановочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание тестирование, контрольный урок, участие в концерте. Промежуточный контроль Обучающие, 12 Учебнотренировочные, Игровые, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание. Обучающие, 14 Учебнотренировочные, Игровые, Постановочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание. 26 7. Март 8. Апрель 9. Май Рas chasse, шаг-поскок с помпонами. Танцевальная связка с помпонами. Ритмическая игра «Эхо». Одинарный удар правой рукой. Игра-этюд «Мой ритм». Одинарный удар левой рукой. Музыкальный такт. Изучение танцевальной связки с помпоном. Parter. Streich. Подбросы помпонов, перебросы. Репетиция танцевальной связки. Просчитываем, хлопаем 2/4, 4/4. Ритмические хлопушки. Музыкальный «Такт». Целая, половинная нота. Координирование маршевого и сценического шага с махами помпонами. «Шаг поскок» с размашкой рук. Танцевальный этюд с помпонами. Перехват барабанной палочки одной рукой. Танцевальнопсихологическая игра «Хрусталь». Pas chasse вперед. Перехват барабанной палочки из руки в руку. Запись, прохлопывание целой и половинной ноты. Четвертная нота. Запись, прохлопывание. Прохлопывание простых ритмических рисунков по записи. Музыкально-ритмичексие игры «Эхо», «мой ритм». Перебросы помпонов в паре. Закрепление изученного материала. Обучающие, 18 Учебнотренировочные, Игровые, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание. Обучающие, 16 Учебнотренировочные, Игровые, Постановочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание. Обучающие, 16 Учебнотренировочные, Игровые, Постановочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание тестирование, контрольный урок, участие в концерте. Промежуточный контроль 27 ИТОГО: 144 Календарный учебный график 2 год обучения № месяц Тема занятий Форма занятий п/п 1. Сентябрь Вводное занятие. 2. Октябрь 3. Ноябрь 4. Декабрь Твирлинг. Музыкальный размер 2/4, 4/4 просчет. Круговой твирлинг. Parter, releve по VI, I, II, III позициям. Demi plie по I, II у станка. Одиночные удары б.п. одной рукой. Твирлинг в продвижении. Demi plie на parter. Изоляция телодвижений. Рort de bras. Целая, половинная длительности нот. Постановка танцевального этюда. Разбор танцевального этюда. Репетиция этюда. Твирлинг. Четвертные, восьмые длительность нот. Изучение battement jete на parter. Рarter. Переход I-II-I, III-II-III у станка. Parter, streich для aplomb. Таблица длительности нот. Разбор простых рудиментов. Репетиция рудиментов. Разбор маршевого шага на parter и середине. Поворот по точкам 3, 5, 7, 1. Танцевальные рисунки «Диагональ», «Клин», Беседа Кол-во Форма часов контроля 2 Опрос, беседа Обучающие, 14 Учебнотренировочные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание Учебно16 тренировочные, Постановочные, Репетиционные, Комбинированные, Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание, тестирование. Входной контроль Обучающие, 16 Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание Обучающие, 18 Учебнотренировочные, Учебно-игровые, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание, тестирование, контрольный 28 5. Январь 6 Февраль 7. Март «Полукруг». Постановка маршевых перестроений. Одиночные удары попеременно п.р., л.р. Координирование одиночных ударов с шагами на месте. Battement tendu в сторону одной ногой. Battement tendu в сторону разными ногами. Танцевальные игры «Тень», «Зеркало». Этюды «Хрусталь», «Аллея». Твирлинг в паре. Разбор техники твирлинга б.п. Хваты. Port de bras. Твирлинг. Подброс 1,2. Port de bras c наклонами. Изучение пассов. Координирование движений с пассами. Экзерсис. Parter. Просчет и игра простых ритмов. Переход через plie I-II-I, III-II-III. Игра рудиментов под музыку. Изоляция телодвижений. Танцевальные движения и пассы с помпонами, б.п. De-gaje I-II-I, III-II-III. Пассы б.п. в продвижении. Перестроение. Круг в круге. Перестроение из круга в линию и обратно. Игра рудиментов под музыку. Parter, streich для aplomb Этикет – этюды. Питьевой режим. 8. Апрель Твирлинг. Прокручивание урок, участие в концерте. Промежуточный контроль Обучающие, 12 Учебнотренировочные, Танцевальноэтюдные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание Обучающие, 16 Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание Обучающие, 14 Учебнотренировочные, Игровые, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание Беседа, обучающие, этюдноигровые. Обучающие, 29 4 Беседа, Наблюдение 16 Опрос, 9. Май 1. 2. Танцевальный этюд. Проход с барабаном без ремня. Экзерсис. Игра под музыку с шагами на месте. Танцевальная игра «Стоп, кадр». Музыкальная фраза, квадрат. Поворот по точкам 3, 5, 7, 1. Parter. Танцевально - строевые рисунки. Port de bras. Проход с барабаном на ремне, придерживая руками. Твирлинг. Маршировки с барабаном и размашкой рукой. Твирлинг. Маршевый проход с пассами одной рукой. Учебнотренировочные, Танцевальноэтюдные, Танцевальноигровые, Репетиционные, Комбинированные наблюдение, просмотр, прослушивание Обучающие, 16 Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание, тестирование, контрольный урок, участие в концерте. Промежуточный контроль ИТОГО: 144 Календарный учебный график 3 год обучения № месяц Тема занятий Форма занятий п/п 1. 2. Кол-во Форма контроля часов Сентябрь Вводное занятие. Октябрь Беседа. 2 Опрос, беседа Устройство барабана и правила ухода за ним. Знакомство с body ballet. Рarter, streich. Battement tendu в сторону разными ногами. Demi plie. Твирлинг. Обучающие, 10 Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр. Правила здорового питания спортсмена-артиста. Тирлинг в продижении. Твирлинг. Переброс 2,3. Parter. Parter. Линейные перестроения. Проходы с барабаном на ремне, придерживая дву- Беседа, ситуаци2 онные этюды. Обучающие, 18 Учебнотренировочные, Постановочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание, тестирование. Входной кон- 30 3. Ноябрь 4. Декабрь 5. Январь 6 Февраль мя/ одной рукой. Твирлинг. Прокручивание 4,5. Port de bras c наклонами у станка и на середине. Постановка танцевального этюда. Этюды на выражение эмоций. Вody ballet. Сильная и слабая доля. Синкопа, форшлаг. Крещендо, диминуэндо. Движения для aplomb. Проход с барабаном и одиночными ударами п.р. Динамика звука. Динамика движения. Вody ballet. Adagio на середине. Классический экзерсис на середине. Рудименты с шагами на месте. Танцевальные игрыупражнения «Стоп кадр», «Марионетка», «Скульптура». Танцевальнопсихологические этюды «Парное зеркало», «Свое пространство». Ритмическая игра с пассами. Танцевальнопсихологические этюды «Тень», Хрусталь», «Аллея». Маршировка на месте с игрой простых ритмов. Этюд на актерское мастерство «Жвачка». Разбор поз croise, effasee. Battement tendu croise, effasee. Re-tie-re парное и линейное. Экзерсис. Перкуссия. Хлопушки. Parter. Танцевальные движения с барабаном. троль. Обучающие, 14 Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание Обучающие, 18 Учебнотренировочные, Танцевальноигровые, Танцевально-этюдные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание, тестирование, контрольный урок, участие в концерте. Промежуточный контроль Обучающие, 14 Танцевальноэтюдные, Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание Обучающие, Учебнотренировочные, Репетиционные, Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание 31 16 7. Март 8. Апрель 9. Май Танцевальная связка в croise, effasee. Ритм – канон. Streich для aplomb. Синкопа, форшлаг. Экзерсис. Streich у станка. Allegro. Танцевальные этюды. Танцевальные этюды. Твирлинг. Прокручивание 6, 7. Танцевальные этюды с твирлингом. Рудименты с шагами. Streich у станка. Танцевальные рисунки «Шторки». Этюд с do-za-do. Разбор рисунка «Шен» в круге. Разбор рисунка «Шен» в линии. Связка с «Шеном». Репетиция связки с «Шеном». Твирлинг. Играем по нотам. Parter. Танцевальные этюды. Этюды на актерское мастерство. Танцевальные импровизации. Aplomb. Репетиция рисунков. Танцевальные движения с барабаном. Танцевальные этюды с барабаном. Танцевальные этюды с игрой на барабане. Репетиция этюдов. Комбинированные. Обучающие, 18 Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание Обучающие, 16 Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание Обучающие, 16 Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание, тестирование, контрольный урок. Промежуточный контроль ИТОГО: 144 Календарный учебный график 4 год обучения № месяц Тема занятий Форма занятий п/п 1. Сентябрь Вводное занятие. Беседа 32 Кол-во Форма часов контроля 2 Опрос, беседа 2. Октябрь 3. Ноябрь 4. Декабрь Твирлинг. Body ballet. Этюды на актерское мастерство. Повторение концертных номеров, дефиле, проходов. Parter. Прокручивание 6,7 и игрой. Позиции ног, рук, положение головы, корпуса в русском характере. Основные шаги в русском характерном танце. Прокручивание 6,7 и игрой. Каблучный ход. Шаг с pike. Прокручивание 8. Шаги с flag. Экзерсис для рук, кистей, пальцев. Рудименты. Акценты, паузы. Скрестный шаг, «дорожка». Подготовка к барабанной дроби. Шаг «косичка». Барабанная дробь. Народный экзерсис. Разучивание ритмов. Подготовка к «припаданию». «Припадание» в сторону, в повороте. Танцевальная связка с «припаданием». Обучающие, Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные 14 Опрос, наблюдение, просмотр Обучающие, Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные 18 Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание, тестирование. Входной контроль Обучающие, 16 Учебнотренировочные, постановочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание. Сценический этикет. Гигиена артиста. Разбор ритмических рисунков. Репетиция танцевальных связок. Строевой поворот вокруг себя. Переброс 4, 5. Pas de bure. Обучающие, бесе- 2 да. Обучающие, 10 Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные, Опрос, наблюдение. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание, тестирование, контрольный урок. Промежуточный контроль 33 5. Январь 6 Февраль 7. Март 8. Апрель Приемы нанесения и снятия грима и макияжа. Нанесение грима - «сказочный», «старческий». «Сказочный», «старческий» грим. Парный твирлинг. Подготовка к «гармошечке». Парный твирлнг в рисунках. «Гармошечка». Разновидности. Ритмы с твирлингом. Танцевальные связки с «гармошечкой». Фразировка ритмов. Рудименты с шагами на месте. Разбор рисунка «Шен» в круге, в линии. «Ковырялочка». Разбор танцевальной связки с «шеном». Репетиция ритмических рисунков. Репетиция связки с «шеном» Инструментальная репетиция. Прокрутки, перебросы с ритмами. Триоли. Двойной удар. Инструментальная репетиция. Координирование танцевальной связки с игрой на барабане. Flag в разных направлениях. Твирлинг флагом. Обучающие, Учебнотренировочные. «Сценический», «весенний» макияж. Pas de bure. Форшлаг. Парадный, сценический шаг. Канон. Маршировки – парные, Обучающие, Учебнотренировочные, Постановочные, Репетиционные, Комбинированные 6 Наблюдение, беседа 12 Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание. Обучающие, 16 Учебнотренировочные, Постановочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание. Обучающие, 14 Учебнотренировочные, Репетиционные, Постановочные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание. Обучающие, учеб- 2 но-тренировочные. Обучающие, 18 Учебнотренировочные, Постановочные, Репетиционные, Комбинированные Наблюдение, беседа Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание. 34 9. Май линейные, по рисунку. Разбор движения «крылья» с барабаном. Разбор движения «соскок», «перескок». Поворот, разворот в «коробке». Репетиция танцевальных этюдов. Этюды на эмоциональность. Маршевые проходы с игрой. Ритмы с твирлингом. Ритмические рисунки. Ритмические рисунки. Ритмические рисунки. Обучающие, 14 Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание, тестирование, контрольный урок. Промежуточный контроль ИТОГО: 144 Календарный учебный график 5 год обучения № месяц Тема занятий Форма занятий п/п 1. 2. Сентябрь Вводное занятие. Октябрь Повтор изученного материала. Body ballet. Parter. Streih. Повтор маршевых проходок с рудиментами. Отработка синхронности движений. Разбор усложненного уровня техники твирлинга. Наработка техники твирлинга. Разбор танцевальной связки. Отработка танцевальной связки. Этюды-импровизации «Пародии на знакомого человека». Body ballet. Соединение твирлинга с танцевальной связкой. Отработка танцеваль- Кол-во Форма часов контроля Беседа 2 Опрос, беседа Обучающие, Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. 16 Наблюдение, опрос, просмотр, прослушивание Обучающие, Учебнотренировочные, Игровая, Постановочные, Репетиционные, Комбинированные. 18 Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание, тестирование. Входной контроль 35 3. 4. 5. Ноябрь Декабрь Январь ной связки с твирлингом. Координирование движений с твирлингом в линии. Танцевальная связка с твирлингом в линии. Разноуровневая танцевальная импровизация. Знакомство с элементарной анатомией. Обучающие, Учебнотренировочные. 2 Наблюдение, опрос, беседа Ритмические конфигурации на малом барабане. Экзерсис. Allegro. Отработка координации телодвижений. Ритмические конфигурации на большом барабане. Маршировки с рудиментами. Разбор танцевальной связки. Разбор танцевальной связки с барабаном. Отработка танцевальной связки с барабаном. «Кинесфера». Ритмические конфигурации с тарелками. Отработка рудиментов с проходом. Постановка дефиле. Отработка дефиле. Экзерсис. Allegro. Кинесфера. Ритмические конфигурации с инструментами. Обучающие, Учебнотренировочные, Постановочные, Репетиционные, Комбинированные. 14 Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание Обучающие, Учебнотренировочные, Игровые, Постановочные, Репетиционные, Комбинированные. 16 Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание, тестирование, контрольный урок, участие в концерте. Промежуточный контроль Изучение приемов массажных манипуляций. Обучающие, Учебнотренировочные Обучающие, Учебнотренировочные, Игровые. Репетиционные, Комбинированные. 2 Наблюдение, опрос, беседа 12 Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание Сценические этюды на заданный характер, образ. Твирлинг и конфигурации. Танцевально - психологический этюд «Снеж- 36 6 Февраль 7. Март 8. Апрель ный ком». Танцевально - сценический этюд «Игра в снежки». Разбор рисунка «Мельница». Твирлинг и конфигурации «Мельница» большая, маленькая. «Мельница» с пассами. Разбор рисунка «Карусель». Сценично- психологический этюд «Абра кадабра». «Карусель» с пасами, ритмами. Перестроение из «Карусели» в «Мельницу». Маршевые проходы в «Карусели», «Мельнице». Дефиле с ритмами и пассам. Поворот вокруг себя, строевой поворот. Маршевый проход по периметру. Парный маршевый проход малой коробкой по периметру с поворотами. Маршевый проход по 3, 4 человека по периметру с поворотами. Маршевые проходы по периметру с пассами и ритмами. Сценическая импровизация - загадка «Пародия на друга» (на известного артиста). Дефиле с игрой на барабане, твирлингом. Parter. Перестроения из круга в колонны. Диагональные перестроения. Рудименты и ритмические рисунки. Обучающие, Учебнотренировочные, Игровые, Репетиционные, Комбинированные. 16 Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание Обучающие, Учебнотренировочные, Игровые, Репетиционные, Комбинированные. 18 Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание Обучающие, Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные. 12 Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание 37 Парные перебросы. Body ballet. Перебросы в группе. 9. Май Техника массажа стопы, голеностопного сустава, больших суставов. Техника массажа мышц. Диагональные перестроения. Репетиция дефиле. Маршировка большой коробкой с поворотами. Маршировка коробкой по периметру с ритмами и пассами. Aplomb и эмоциональность. Дефиле конфигурация. Маршировка коробкой по периметру с ритмами и пассами. 4 Наблюдение, опрос, беседа 14 Опрос, наблюдение, просмотр, прослушивание, тестирование, контрольный урок, участие в концерте. Итоговый контроль Обучающие, Учебно-тренировочные, Комбинированные. Обучающие, Учебнотренировочные, Репетиционные, Комбинированные, ИТОГО: 144 Методическое обеспечение программы Методические материалы Используется дидактический материал – авторская методическая разработка учебной техники: к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Ансамбль барабанщиков и мажореток», по теме: «Подготовка рук, кистей, пальцев к дальнейшему освоению техники «твирлинг» (Гвоздий О.А.); разработки методик, опираясь на личный опыт по классическому и народному танцу, учебные карточки для освоения основ музыкальной грамоты барабанщика, записи ритмических рисунков для инструментальной подготовки. Пособия по психологии, статьи в профессиональных журналах. При организации коллектива не существовало специализированных документированных требований, методических рекомендаций и пособий по работе танцующих барабанщиков и мажореток. Педагогом собран материал, систематизирована и разработана личная методика обучения и технология поэтапного формирования навыков и умений. На занятиях постоянное внимание 38 уделяется правильному выполнению танцевальных движений и координации частей тела – специфического хореографического чувства, основанного на взаимодействии зрительных анализаторов, мышечных, слуховых, а так же способности оценивать, сознательно контролировать и управлять качеством исполнения изученных движений и элементов. Формированию навыков твирлинга, жонглирования, исполнению пассов и простых рудиментов: только играя, на месте шагая и играя, шагая в продвижении и играя, исполняя движения, перестроения и играя. При достаточно развитых мышечных установках, подключается осознанная выразительность и эмоциональность исполнения. Методика обучения в программе подбирается в соответствии возраста и физических возможностей обучающихся и осуществляется поэтапно от простого к сложному. Педагог мотивирует детей включать обязательную самостоятельную работу над собой вне класса для большей результативности процесса освоения и закрепления полученных навыков. Методы реализации программы предусматривает разнообразие практической деятельности: - Словесный: педагог рассказывает о назначении и характере, о методике и особенностях исполнения, о выразительных средствах движения или постановки. - Репродуктивный (наглядный): педагог объясняет и показывает элементы, движения, положения, проходки, пассы - обучающиеся повторяют. - Репетиционный: отработка выученного материала, наработка навыков исполнения, работа над синхронностью исполнения, наработка навыков пространственной координации. - Игровой/этюдный: танцевальные этюды, танцевально-психологические игры, актерское мастерство, сценические этюды. 39 Танцевальные игры проводятся не ради простого время препровождения, а для достижения определенных педагогических задач. В младших классах преимущественно, для лучшего усвоения предлагаемого материала, физического развития, образного мышления. В средних классах помогает увидеть нюансы в предлагаемых сценических действиях, выполнять их более точно, научиться быть вовлеченным в процесс действия. Осознавать свои движения и выполняемые жесты, находить нужную эмоциональность и характерность. Ни просто играть, а быть в ситуации, существовать гармонично в ней, проживать ее. А так же для снятия физического напряжения и эмоциональной разрядки, для переключения внимания. В старших проводятся танцевально – психологические и сценические этюды для развития личностных выразительных средств артистичности. Уроки танцевальной терапии включены для определения своего психотипа, для лучшего осознания своего «Я», для коррекции своего поведения, для гармоничного развития личности. Преподаватель уделяет внимание фиксации внутренних волевых побуждений и эмоциональных способностей характера, восприятия и воспроизведения учебного материала обучающимися. - Творческий: обучающиеся учатся самостоятельно организовывать группу детей для совместного творчества, сочинять этюды, пассы, ритмы, разрабатывать эскизы концертных костюмов. - Познавательный: для качественной подготовки детей к концертной деятельности в программу введены дисциплины: правильное дыхание и питание, водно-питьевой режим танцора, освоение приемов массажа, грима и сценического макияжа, эстетики внешнего вида, гигиена артиста в соответствии возраста, этика поведения. Методические материалы (дополнение) Для более качественной реализации программы и возможной коррекции своей работы педагог проводит дополнительные, диагностические методики, тестирования обучающихся и их родителей: 1. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой); 40 2. Методика «КТО Я?» (модификация методики Куина); 3. Диагностические методики изучения личности обучающегося, в соответсвии возраста; 4. Методический тест «Какая у нас группа (коллектив); 5. Анкета для родителей «Адаптация детей в коллективе». Результативность освоения и реализации программы: Достижения Ансамбля барабанщиков и мажореток «Феникс», Презентация. (Приложение № 1). Приложение № 1 ДОСТИЖЕНИЯ Ансамбля барабанщиков и мажореток «Феникс» Руководитель Гвоздий Ольга Александровна, педагог дополнительного образования - Лауреат II степени - Международный фестивально - конкурсный проект современного искусства и креативного творчества «АПЕЛЬСИНОВАЯ БЕРЁЗА» 2014г; - Диплом I степени и звание «Чемпиона России» - чемпионат России по мажореткам, барабанным и оркестровым группам в рамках « XIII ВСЕМИРНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ 2016», г. Москва; - Диплом II степени и звание «Чемпион России» в номинации «Барабанные группы» - Чемпионат и Первенство России среди барабанщиков 41 и оркестров в рамках « XIV ВСЕМИРНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ 2017г», г. Москва; - Диплом III степени и звание «Чемпиона России» в номинации «Маршевые группы» - Чемпионат и Первенство России среди барабанщиков и оркестров в рамках « XIV ВСЕМИРНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ 2017г», г. Москва; - Лауреат – Международный образовательный парад – конкурс Лауреатов и обладателей Гран-При международного фестивально - конкурсного проекта современного искусства и креативного творчества «АПЕЛЬСИНОВАЯ БЕРЁЗА» 2017г, г. Москва; - Лауреат - Областной конкурс хореографических коллективов «РИТМЫ ВЕКА-2017», 2017г, г. Смоленск; - Диплом I степени – фестиваль-конкурс мажореток и барабанщиц Федерации Батон Твирлинга и Мажореток «ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ ВЕЛИКИЕ ЛУКИ», 2018г, г. Великие Луки; - Лауреат III степени – Международный конкурс-фестиваль ударных инструментов, маршевых и духовых оркестров «УДАРНАЯ ВОЛНА 2018» («Drum wave 2018»), Альянс современного искусства, 2018г. Санкт-Петербург; - Лауреат - Областной фестиваль духовых оркестров «НА СЕМИ ХОЛМАХ» 2019г, г. Смоленск; - Диплом и звание «Дипломант III степени» - Международный конкурсфестиваль ударных инструментов и маршевых и духовых оркестров, «УДАРНАЯ ВОЛНА 2019» («Drum wave 2019»), Альянс современного искусства, 2019г, г. Санкт-Петербург; - Диплом и звание «Лауреат II степени» - Международный конкурс – фестиваль ударных инструментов, маршевых и духовых оркестров 42 «УДАРНАЯ ВОЛНА 2020» («Drum wave 2020»), Альянс современного искусства, 2020г, г. Санкт-Петербург; - Диплом и звание «Дипломант III степени» Максим Беляков солист ансамбля барабанщиков и мажореток «Феникс» - Международный конкурс-фестиваль ударных инструментов и маршевых и духовых оркестров «УДАРНАЯ ВОЛНА 2020» («Drum wave 2020»), Альянс современного искусства, 2020г, г. Санкт-Петербург; - Диплом «Лауреат I степени» - Международный конкурс-фестиваль «STAR FEST 2020» - Диплом «Лауреат III степени» - Международный конкурс-фестиваль «STAR FEST 2020» - Диплом «Лауреат I степени» - Международный конкурс-фестиваль искусств «АРТ ТРОФЕЙ» 2020г. - Диплом «Дипломант I степени» - Международный конкурс-фестиваль искусств «АРТ ТРОФЕЙ» 2020г. - Диплом IV степени - V Международный фестиваль-конкурс «ЗИМНИЕ УЗОРЫ» Федерация Батон Твирлинга и Мажореток 2021г. - Лауреат I степени – Международный проект « Таланты России», сезон 2022-2023 «Энергия движения» Сообладатели рекордов и звание «Рекордсмены» - Книга Рекордов России - РЕКОРД № 2218 «Самая массовая одновременная игра на ударных инструментах в России» Организаторы правительство Санкт-Петербурга, «Альянс современного искусства», конкурс-фестиваль «Drum wave» («Ударная волна»), 2018г, г. Санкт-Петербург; 43 - Книга рекордов Гиннеса - РЕКОРД «Самое длинное крещендо» Организаторы правительство Санкт-Петербурга, « Альянс современного искусства», конкурс-фестиваль «Drum wave» («Ударная волна»), 2019г, г. Санкт-Петербург; - Установление Мирового РЕКОРДА «Самая массовая одновременная игра на ударных инструментах в режиме онлайн в период пандемии 2020г» Организаторы правительство Санкт-Петербурга, « Альянс современного искусства», конкурс-фестиваль «Drum wave» («Ударная волна»), 2020г, г. Санкт-Петербург. Презентация.pptx - Результативность освоения и реализации программы ГЛОССАРИЙ Балет – высшая ступень классической хореографии. Батон – палка, жезл – рабочий инструмент (реквизит) мажореток. Body ballet – (боди балет) адаптированные движения классического танца в более свободной форме, предусматривает движения, исполняемые изолированно и в пластическом соединении. Кинесфера – личное пространство человека доступное для движения. Мажоретки – (фр. Majorette) помощники тамбурмажора (tambur – главный, major – старший, главный), это девушки и юноши, танцующие с помпонами, бАтонами, флагами, танцующие и играющие на барабанах. Пассы – фиксированные положения рук, переход из одного положения в другое. Parter – (партер - пол) классический экзерсис, исполняемый на полу или набор гимнастических, акробатических упражнений на полу. Помпон – «пушистый» инструмент (реквизит) мажореток. 44 Рудименты – учебные ритмические упражнения барабанщиков, небольшие ритмические рисунки. Streich – (стрейч - резинка, растяжка) комплекс упражнений на растяжку связок и мышц. Терминология классического балета - Allegro – быстро (в балете – прыжки) - Aplomb - устойчивость - Battement tendu – (батман тандю) выведение ноги по полу в вытянутое положение с фиксацией на пуанте. - Battement jete - (батман жете) выведение ноги с небольшим броском с фиксацией на 40 - 45 градусов. - Crand battement – (гранд батман) выведение ноги с сильным броском вверх на 90 градусов и выше. - De-gaje – (де гаже) мягкий переход из позиции в позицию. - Demi plie – (деми плие) маленькое приседание. - Do-za-do – (до за до) одновременный парный обход без разворота с возвращением в исходную точку. - Efacee – (эфассе) поза, открытое положение корпуса. - Epaulement – (эпальман) положение корпуса, в котором фигура развернута в полоборота к зрителю. - Flig – скользящий по полу бросок ноги от себя на 20 градусов. - Croise – (круазе) поза, закрытое положение корпуса. - Pas de bure – (па де буре) мелкие перешаги из V позиции в V позицию с другой ноги через позиции sur le cou-de-pied. - Passe – (пассе) «проводить» рабочую ногу носком по опорной ноге в согнутое положение с открытым бедром до щиколотки или под колено. - Re ti re – (ре ти ре) смена положения лицом-спиной. - Pas chasse – (па шассе) «охотиться», «догонять»; небольшой скользящий шаг с толчком вверх, при этом задняя нога догоняет рабочую ногу в закрытую позицию в воздухе. 45 - Port de bras – (пор де бра) перевод рук из позиции в позицию (часто исполняется с наклоном корпуса). - Pike – (пике) «колющее» «острое» касание носком ноги пола. - Releve – (релеве) подьём на полупальцы или на пальцы с опусканием в исходное положение. Твирлинг – (tvirler – вращение) современная техника мажореток и барабанщиков: вращение, подбросы, перебросы, подкрутки рабочим инструментом. Экзерсис – набор упражнений, исполняемый в обязательной последовательности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации. Методическое пособие. – М.,2016. 2. Л.Н. Буйлова Технология разработки и оценки качества дополнительных образовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М., 2015. 3. Н. Базарова. Классический танец. - М., 2019. 4. Л.Д. Блок, С. Захарова. Классический танец. История и современность. – М., «Театр». 2017. 5. Т.А. Устинова, М. Кольцова. Русский национальный танец. - М. «СТД». 2020г. 6. К. Василенко, А. Штырёв. Украинский народный танец. – К.«Искусство». 2018. 7. А. Старк, К. Хендрикс. Танцевально-двигательная терапия. – Ярославль, 2017. 8. Г. Кайзант. Ритмические упражнения барабанщику. - Лейпциг. 2019. 9. М. Степанова. От начала и до традиционных рудиментальных пьес. - изд. «Союз художников». 2021. 46 10. М. Клоц. 26 стандартных американских барабанных рудиментов и 7 рудиментальных соло для малого барабана. - изд. Планета музыки. 2018. 11. И. Балдин (КМН). Здоровье артиста балета - ж-л «Советский балет» «Известия». № 2 1984г.; № 6 1985г. 12. Л. Куничев. Лечебный массаж. - изд. «Высшая школа». 2018. Список литературы рекомендованный обучающимся 1. Н. Базарова. Классический танец. - М., 2019. 2. Л.Д. Блок, с, Захарова. Классический танец. История и современность. – М., «Театр». 2017. 3. Т.А. Устинова, М. Кольцова. Русский национальный танец. - М. «СТД». 2020. 4. И. Балдин (КМН). Здоровье артиста балета - ж-л «Советский балет» «Известия». № 2 1984г.; № 6 1985г. 5. М. Степанова. От начала и до традиционных рудиментальных пьес. - изд. «Союз художников». 2021. 6. Г. Кайзант. Ритмические упражнения барабанщику. - Лейпциг. 2019. 7. Э. Берн. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб: Питер. 2017.-400с. 8. Ю.В. Тютчев. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб: Питер. 2016. -160с.: - (серия «Практическая психология») Электронные ресурсы и поисковые системы 1. Информационный портал Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:http//www.273-ФЗ.РФ 2. Единый национальный портал дополнительного образования детей. – URL:http//dop.edu.ru/home/53 3. Дополнительное образование. Социальная сеть работников образования. – URL:https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie 4. Российская государственная библиотека. - URL:http//www.rsl.ru 5. Библиотека электронных книг. – URL:https//librook.net 47 48