1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа творчества. Практикум по художественному чтению» является программой социально-гуманитарной направленности. Она разработана в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 16), Уставом МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Смоленска. Актуальность программы, педагогическая целесообразность Художественное чтение – творческое воплощение литературного произведения в звучащем слове. Оно способствует приобщению к чтению хорошей литературы, формированию художественного вкуса, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и, в конечном счёте, духовному обогащению личности. Это приобретает особое значение в современных условиях, когда информационная среда, окружающая детей, формирует у них упрощённое, преимущественно визуальное восприятие действительности. Слову, литературной речи, живому общению в повседневной жизни уделяется мало внимания. Искусство художественного чтения – дочерняя ветвь театрального искусства. Оно вполне самостоятельно, но основы у них общие. Для работы с детьми художественное чтение имеет определённые преимущества перед театральным искусством, поскольку каждый ребёнок получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями, не тратя времени на ожидание серьёзной роли в спектакле. Дети в начале обучения не знают своих возможностей. Задача педагога - помочь ребёнку в узнавании и формировании себя как «сценического субъекта». Литературный материал для занятий художественным чтением предоставляет педагогу богатые возможности для дифференцированного обучения ребят разного возраста. Адресат. По курсу «Школа творчества. Практикум по художественному чтению» могут заниматься дети 8-15 лет. 2 Доступность реализации программы для различных категорий обучающихся Данная программа может быть адаптирована для детей с ОВЗ и детейинвалидов, детей, проявивших выдающиеся способности, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и детей, проживающих в отдаленной сельской местности. Объем программы Объем программы рассчитан на 72 часа. Формы организации образовательного процесса Освоение программы предполагает очную форму работы. Некоторые части программы могут быть презентованы с использованием электронного обучения. Виды занятий - учебное занятие - беседа - творческая работа - репетиция - самостоятельная работа Режим занятий Срок освоения программы – 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Всего – 72 часа. Организация учебного процесса Основной формой образовательного процесса является групповое занятие, включающее в себя теорию и практику. Внеурочные направления деятельности: публичные выступления, участие в праздничных программах, конкурсах, фестивалях, смотрах. Традиционное занятие начинается с комплексных упражнений: артикуляционных, дыхательных, фонетических. Затем идет изучение теории художественного чтения, актуализация полученных знаний. Основным 3 видом деятельности является работа над литературным материалом. Занятие заканчивается рефлексией. Цель, задачи программы Цель: развитие, воспитание и формирование личности посредством знакомства деятельной творческой с лучшими образцами мировой литературы. В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач: 1) образовательные (предметные): - сформировать знания об основных позициях работы над художественным текстом, о законах и правилах логики речи; - обучить навыкам работы с текстом; - освоить комплексные подготовительные упражнения; - активизировать творческие способности обучающихся; - развивать умение держаться на сцене. 2) развивающие (метапредметные): - привить вкус к чтению, сцене и другим художественно-эстетическим ценностям; - развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка; - привлечь его внимание к истинным нравственным ценностям, культуре взаимоотношений с людьми и окружающим миром; - развивать мотивацию к использованию литературного материала в обыденной жизни, досуге, в школьной среде; - научить анализировать свое выступление; - развивать умение вести беседу и способность сотрудничать с качества: трудолюбие, ответственность, окружающими. 3) воспитательные (личностные): - воспитывать личностные аккуратность, культуру поведения; 4 - создать комфортный психологический климат, благоприятную ситуацию успеха; - повысить уровень самооценки, социальной адаптации; - способствовать саморазвитию обучающихся; - формировать навыки самостоятельной работы при выполнении творческих заданий; - развивать способность активно включаться в досуговые мероприятия. Планируемые результаты В результате обучения по программе «Школа творчества. Практикум по художественному чтению» обучающиеся должны: Образовательные (предметные результаты) - знать основные позиции работы над художественным текстом; - освоить комплексные подготовительные упражнения; - научиться работать с текстом; - уметь держаться на сцене. Развивающие (метапредметные): - проявлять интерес к чтению, сцене и другим художественно-эстетическим ценностям; - проявлять эмоциональный отклик на литературные произведения; - использовать литературный материал в обыденной жизни, досуге, в школьной среде; - уметь анализировать свое выступление; - уметь вести беседу. Воспитательные (личностные): - проявлять трудолюбие, ответственность, аккуратность, культуру поведения; - демонстрировать адекватный уровень самооценки и социальной адаптации; - уметь самостоятельно работать над предложенным материалом; - иметь потребность активно включаться в досуговые мероприятия. 5 Условия реализации программы Для проведения занятий отведено специальное помещение с площадкой, зеркалами для самоконтроля при выполнении комплексных упражнений; стульями и столами для творческих работ. На занятиях используется мультимедиа, раздаточный материал. Все это помогает создать условия для развития творческой активности детей и реализовать свой собственный профессиональный потенциал. Формы аттестации и контроля Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме опросника и педагогического наблюдения. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения и анализа выполнения творческих работ. Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год (в январе). Форма проведения: практическое задание. Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, выставки и портфолио. Контрольно-измерительные материалы Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются: матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.); таблица входного, промежуточного, итогового контроля. Программа предусматривает различные виды наблюдения и контроля, имеющих целью отслеживание творческого, интеллектуального развития личности ребенка, его взаимоотношений в коллективе: 1. Педагогическое наблюдение 2. Контрольное чтение 6 3. Беседа 4. Показ 5. Эстафета 6. Литературный марафон 7. Контрольное задание 8. Собеседование 9. Самоанализ 10.Участие в мероприятиях различного уровня 11.Конкурсы Оценочный материал Для оценки освоения материала используются: карточки для контроля, практические задания, тестовый материал. Учебный план № п/п 1. Тема Количество часов Теория Практика Всего Форма контроля Наблюдение Знакомство с предметом обучения Комплексные упражнения: разогрев мышц, артикуляция, речевое дыхание, фонетическая гимнастика Логика речи 0,5 0,5 1 1 2 3 Эстафета упражнений 2 2 4 2 2 4 5. Выразительные средства, используемые в художественном чтении Стихи и проза Контрольное задание Наблюдение 2 2 4 6. 7. Работа над текстом Звучащая речь 2 8 6 10 6 8. 9. Литературный марафон Выбор литературного материала Переработка 2 2 8 2 10 Контрольное чтение Наблюдение Контрольное чтение Конкурс Собеседование 2 10 12 Наблюдение 2. 3. 4. 10. 7 литературного материала 11. Анализ литературного материала 12. Литературнохудожественная композиция 13. Итоговое занятие Итого: 2 6 8 Самоанализ 2 4 6 Чтение Показ 54,5 2 72 17,5 Содержание учебного плана 1. Знакомство Теория: презентация программы Практика: знакомство с обучающимися в игровой форме; прослушивание 2. Комплексные упражнения Теория: знакомство с понятиями Практика: Массаж - разогрев мышц тела - разогрев мышц лица Артикуляционная гимнастика - упражнения для губ - упражнения для языка - упражнения для нижней челюсти Речевое дыхание - правильная осанка - регулировка дыхания - озвученное дыхание Фонетическая гимнастика - звукопластика Контроль: наблюдение 3. Логика речи 8 Теория: - виды пауз, система обозначений - ударения: главные и второстепенные Практика: работа с литературным материалом, используя систему обозначений. Контроль: работа с карточками 4. Выразительные средства, используемые в художественном чтении Теория: знакомство с понятиями: - интонация - темпо-ритм - пластическая выразительность Практика: чтение наизусть ранее выученных отрывков с обязательным использованием выразительных средств. Контроль: педагогическое наблюдение за усвоением и ретрансляцией полученных знаний. 5. Стихи и проза Теория: знакомство с особенностями стихотворной формы: ритм, размер Практика: практическая работа над поэтическим произведением. Контроль: декламация стихов. 6. Работа над текстом Теория: переработка литературного материала в исполнительский материал. Варианты исполнительского анализа. Практика: сценическая презентация отрывков. Контроль: наблюдение 7. Репетиция Практика: - индивидуальные - групповые - коллективные Контроль: контрольное чтение 9 8. Итоговое занятие по изученным темам - литературный марафон 9. Выбор литературного материала Теория: качества литературного материала: понятность, законченность по мысли, яркие образы Практика: поиск «своего» автора Контроль: наблюдение 10. Переработка литературного материала Теория: художественный текст и его исполнительский вариант Практика: выделение отрывка, сокращение, монтирование, редактирование текста Контроль: контрольное задание 11. Анализ литературного материала Теория: действенный и исполнительский анализы Практика: аналитическая работа с отрывками Контроль: наблюдение 12. Литературно-художественная композиция Теория: литературно-художественная композиция как жанр чтецкого искусства Практика: составление композиций Контроль: наблюдение 13. Итоговое занятие: показ Календарный учебный график № п/п 1 месяц сентябрь 2 октябрь Тема Форма занятий Беседа Учебное занятие «Знакомство с предметом обучения» «Комплексные упражнения» «Логика речи» «Логика речи» Учебное «Выразительные занятие средства, используемые в художественном Беседа чтении» Кол-во часов 1 3 3 1 Форма контроля Наблюдение Эстафета Собеседование Контрольное задание 4 Наблюдение 4 10 «Стихи и проза» 3 ноябрь «Работа над текстом» 4 декабрь «Работа над текстом» «Звучащая речь» «Литературный марафон» 5 январь 6 февраль 7 март 8 апрель 9 май «Выбор литературного материала» «Выбор литературного материала» «Переработка литературного материала» «Переработка литературного материала» «Анализ литературного материала» «Анализ литературного материала» «Литературнохудожественная композиция» «Итоговое занятие» Учебное занятие Учебные занятия Прослушиван ие Самостоятель ная работа Марафон Беседа Учебные занятия Контрольное задание 9 Наблюдение 1 6 2 Контрольное задание Наблюдение Конкурс 6 Наблюдение 4 Собеседование Наблюдение Учебное занятие Учебные занятия 4 8 Контрольное задание Учебные занятия Учебное занятие 8 Наблюдение 1 Самоанализ Репетиции 6 Наблюдение 1 Показ Методическое обеспечение Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: - Групповая форма занятий: комплексные упражнения, тренинг по речи, читка, беседы. - Индивидуально-групповая форма занятий: работа с чтецами, подготовка к конкурсам и выступлениям. - Индивидуальная форма занятий: работа над литературным материалом, работа над образом. Принципы построения программы - доступность - сознательность и активность 11 - систематичность и последовательность - эмоциональность - сотрудничество - единство воспитания, образования, развития - личностно-ориентированный подход Методы 1. Словесные - объяснение - беседа - чтение - анализ 2. Практические - упражнения - тренинг - репетиция 3. Метод наблюдения 4. Метод исследования Технологии и методики: На занятиях используются: - игровые технологии, - технологии деятельностного, личностно-ориентированного подходов, - развивающего обучения, - технология сотрудничества, - педагогического сопровождения, - метод индивидуального рефлексивного воспитания, Дидактический материал: - Речевые игры - карточки с заданиями по логике речи - Тексты для тренингов по логике речи 12 ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение № 1 Входной (промежуточный, итоговый) контроль по направлению: ________________________________ Календарный учебный год: ________________________________________ Название коллектива: _____________________________________________ Программа: ______________________________________________________ Группа: _________________________________________________________ Педагог: ________________________________________________________ Дата: ___________________________________________________________ № п/п Фамилия, имя обучающегося Практические навыки Теоретические знания Мотивация Воспитанность 1 2 (Оценивание проводится по 5-балльной шкале) 1- Уровень низкий 3 -Уровень средний 5 -Уровень высокий 13 Литература для обучающихся 1. Детские частушки, шутки, прибаутки / Сост. Бахметьева Т.И., Соколов Г.Т. – Ярославль: Академия развития, 2017. 2. Заходер Б.В. Стихи и сказки. – М.: Дет. Лит.; Творческий кооп. АСТ, 2001. – 591 с.: ил. 3. Саша Черный. Юмористические рассказы. –М.: Детская литература, 2004. 4. Крылов И.А.Басни: Полное собрание в девяти книгах. –ТОО Летопись, 1997. 5. Потешки. Считалки. Небылицы / Сост., автор вступ. ст. и примеч. А. Н. Мартынова. –М.: Современник, 1989. 6. Русская поэзия начала ХХ века: Антология / Сост., вступ.ст. и коммент. А.С. Карпова. –М.: Детская литература, 2003. 7. Чехов А.П. Рассказы. –Л.: Худ.литература, 1978. 8. Есенин С.А. А в сердце светит Русь: Стихотворения. –М.: ТОО Летопись, 1998. Для педагога 1. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. – М.,1975. 2. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. – М.,1977. 3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1980. Дополнительная 1. Антонова Л.П. Развитие речи «Уроки риторики». – Ярославль: Академия развития, 1997. 2.Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М.: Просвещение, 1990. 4. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. – М.: Просвещение,1996. 5. Тихомирова И. Школа творческого чтения: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ, 2003. 14