Живопись в технике алла прима

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Живопись акварельными красками
в технике алла прима» является программой художественной направленности, разработана в
соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и
образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020
№ 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая
2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
Актуальность программы
В системе формирования личности современного человека особая роль отводится
эстетическому воспитанию, которое подразумевает способность человека понимать
прекрасное в искусстве и жизни, потребность участвовать в сохранении и создании
прекрасного.
Одним из наиболее важных факторов эстетического воспитания является искусство, в
частности изобразительное. Чтобы привить молодому человеку способность понимать
произведения искусства необходимо его вовлечь в изобразительную деятельность. В
общеобразовательных школах изучают основы изобразительной грамоты, которые
способствуют развитию простейших технических приёмов передавать информацию с
помощью изображений, что необходимо людям самых различных профессий, расширяют
кругозор учащихся, воспитывают вкус, умение понимать искусство. Получить более
глубокие знания и практические навыки позволяет студийная работа с учащимися во
внеучебное время. В системе дополнительного образования можно организовать занятия по
живописи, одному из направлений изобразительного искусства, позволяющего не только
обучить воспроизведению предметов и явлений реального мира с помощью красок, но и
сформировать навыки стилистической обработки реальных объектов и создания композиций.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение
2

изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного
творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится
особенно актуальным.
Актуальность программы обусловлена тем, что рисование является одним из средств
творческого познания и эстетического развития человека. Занимаясь рисованием, ребенок
развивает в себе такие качества как наблюдательность, эстетическое восприятие, творческие
способности, художественный вкус. Совершенствует определенные способности: чувство
цвета, ориентирование в пространстве, зрительную оценку формы, координация глаза,
владение кистью рук.
Программа способствует приобщению детей и подростков к изобразительному
искусству, в частности, живописи и имеет художественную направленность. это поможет
облегчить их последующее самоопределение во взрослой жизни.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ее структура и
содержание способствует разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка,
раскрывает творческие способности, приобщает детей к творчеству через искусство.
Кроме этого, рисование обладает терапевтическими способностями: отвлекает от
грустных мыслей, печальных событий, обид, снижает страх и нервное напряжение,
усиливает положительное эмоциональное состояние ребенка.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
- словесный (объяснение беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений);
Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются
наиболее продуктивными и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
изобразительного творчества.
Новизна программы
Принцип построения программы, структура, содержание учебных занятий создает
условия для творческого развития обучающихся, предусматривает их дифференциацию по
степени одаренности. Педагогом изучены и проанализированы цель, задачи и методы
зарубежных и русской школ живописи второй половины 19 – первой половины 20 века,
которые в адаптированном для подростковой аудитории варианте используется в
объединении. Темы для изучения, включенные в программу, представляют собой
обязательный минимум содержания обучения. Освоение обязательного минимума
обучающимися позволяет дать ожидаемые результаты, соответствующие уровням обучения.
Используются как длительные задания, так и краткосрочные (этюды), в этом случае
изменяется величина формата и метод ведения работы. Уровень сложности предлагаемых
практических заданий корректируется в сторону усложнения или упрощения в работе с
реальным контингентом обучающихся, в связи с разноуровневым и индивидуальным
подходом, личностной ориентацией на то, что обучающиеся могут освоить. Главное –
стремление соблюсти полноту, разнообразие содержания программы и достижение
запланированных результатов.
Занятия предметом «Живопись» способствуют: изучению искусства народов мира,
укреплению здоровья и развитию мелкой моторики руки, развитию речевых функций,
познанию объёмно-пространственных свойств действительности – важного фактора в
развитии ребенка, творческому мышлению.
Адресат программы: подростки 13 -18 лет.
3

Доступность программы для различных категорий детей
Программа предусматривает обучение детей с общими и специальными
способностями. Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ с
сохранным интеллектом и детей-инвалидов.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Такие
ребята со своими работами участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической
поддержки.
Объем программы: 216 часов.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий. 2 раза в неделю по 3 академических часа продолжительностью 40
минут с 10 минутным перерывом после каждого часа на проветривание.
Форма организации учебного процесса: очная.
Программа допускает возможность дистанционного обучения (в период, связанный
с санитарно-эпидемиологическими ограничениями) с использованием программ и интернетплатформ, разработанных в России.
Виды занятий
Успешному освоению программы способствует организация следующих видов
занятий:
- практические занятия (овладение определенными методами самостоятельной
работы, в процессе таких занятий вырабатываются практические умения);
- комбинированные (изложение нового материала, закрепление новых знаний, анализ
полученных результатов),
- повторение и усвоение пройденного материала (выполнение практической работы и
анализ полученных результатов),
- закрепление знаний умений и навыков (постановка задачи и самостоятельная работа
ребенка под руководством педагога), применение полученных знаний и навыков (творческая
деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания и умения),
- подготовка работ к выставке.
В образовательном процессе используются разнообразные по форме занятия:
- индивидуальные (консультации, анализ работ, постановка индивидуальных задач,
творческие задания);
- групповые (мастер-класс);
- коллективные (занятие-экскурсия, встречи с художниками, занятие-рисование с
натуры, занятие-рисование по образцу).
Выбор формы зависит от содержания занятия.
Цель программы — формирование устойчивого интереса к самостоятельной
творческой деятельности на основе обучения изобразительному искусству, в частности,
живописи.
Задачи:
1.
Образовательные:
- расширить и углубить знания о принципах и методах реалистического изображения
объектов на плоскости;
- научить работать в различных техниках живописи;
4

- расширить знания в области изобразительного искусства;
- научить профессиональной терминологии;
- сформировать понимание особенностей композиции и стилистики живописи.
2.
Развивающие:
- развивать зрительную память, глазомер, наблюдательность, образное мышление,
пространственное представление, творческие способности.
3.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, способность понимать изобразительное
искусство, усидчивость, упорство, целеустремленность, уважение к чужому труду,
взаимопомощь.
Планируемые результаты
Личностные:
- сформированнность художественного вкуса, способности к эстетической оценке
произведений искусства;
- уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей.
Метапредметные. В процессе освоения программы предполагается достижение
следующих метапредметных результатов учащимися групп:
а) регулятивные универсальные учебные действия: умение совместно с учителем
выявлять и формулировать учебную задачу, корректировать и оценивать свои действия.
б) коммуникативные универсальные учебные действия: умение слушать собеседника
и вести диалог.
Предметные.
В результате изучения курса программы учащиеся должны знать:

материалы и принадлежности для рисунка и живописи;

законы композиции и перспективы;

приемы передачи объема тоном и цветом.
Должны уметь:

анализировать изображаемые предметы, визуально определять их пропорции;

компоновать изображение на листе;

организовывать несложную постановку натуры для рисования натюрморта;

технически грамотно изображать взаимное расположение предметов в пространстве,
их форму и объем.
Условия реализации программы
Для проведения занятий отводится хорошо освещаемое помещение. Для проведения
занятий в темное время суток организуется подсветка лампами дневного света,
расположенных в простенках.
Успешному освоению программы способствуют конспекты занятий, наглядные
пособия: образцы работ учащихся, дидактические пособия («Последовательность
выполнения натюрморта», раздаточный материал - иллюстрации работ художников,
натурный фонд).
Материально- техническое обеспечение учебного процесса
по программе «Живопись акварельными красками в технике алла прима»
№
п/п
1.

Наименование

Количество

Мольберты

12
5

2.

Планшеты

12

3.

Постановочные столы

2

4.

Натурный фонд:
драпировки
корзины
кувшины
фрукты
искусственные цветы
букеты из сухих цветов

7
2
5
5
5
2

Формы контроля
Входной контроль проводится в сентябре в начале обучения ребенка по
дополнительной образовательной программе. Он проходит в форме беседы и тестирования.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме
выполнения творческих заданий, педагогического наблюдения, просмотра и анализа работ
учащихся.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы
проведения: самостоятельные аудиторные работы, выставки работ учащихся, просмотр и
анализ работ учащихся.
Итоговый контроль проводится мае в форме просмотра и анализа работ. Лучшие
работы отбираются в выставочный фонд студии и экспонируются на выставках студии и
выставках-персоналиях отдельных учащихся, конкурсах творческих работ по
изобразительному искусству.
Контрольно-измерительные материалы
При оценке предметных результатов обучения детей по программе применяются
таблицы «Входной контроль», «Промежуточный контроль», «Итоговый контроль». (См.
приложение).
Личностные и метапредметные результаты обучающихся оцениваются с
использованием методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой.
В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков
полученных обучающимися, но и их уровень мотивации, желания работать и получать новые
знания и умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г. Лускановой.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

В том числе
Тема

1

Вводное занятие. Правила поведения в
мастерской. Техника безопасности.
Организация рабочего места. Материалы,
инструменты и принадлежности
акварельной живописи

2

Приёмы работы карандашом. Рисунок
геометрических тел (куб, шар, цилиндр,
пирамида, конус)

Всего

Теория

3

3

Опрос

12
6

Формы
аттестации/к
Практика
онтроля

1

11

Просмотр и
анализ работ

В том числе

Формы
аттестации/к
Практика
онтроля

№
п/п

Тема

3

Техника и приёмы акварельной живописи:
«ала прима». Изображение акварельными
красками в технике алла прима
фрагментов Смоленской крепости.

15

1

14

4

Изображение акварельными красками в
технике алла прима храмов города
Смоленска.

45

1,5

43,5

Просмотр и
анализ работ

5

Изображение акварельными красками в
технике алла прима пейзажей с видами
музея - усадьбы Тенишевых во Флёнове

25,5

Просмотр и
анализ работ

6

Работа над натюрмортом из бытовых
предметов акварельными красками в
технике алла прима

30

29

Просмотр и
анализ работ

7

Изображение акварельными красками
натюрморта с букетом из сухих трав,
листьев, цветов.

15

15

Просмотр и
анализ работ

8

Изображение акварельными красками в
технике алла прима натюрморта с букетом
из искусственных цветов (розы,
хризантемы).

9

Краткосрочные этюды и наброски живой
природы акварелью (в основном цветов,
сложность постановки определяется
степенью подготовки учащихся)
Эти небольшие этюды выполняются в
технике акварели алла прима и рассчитаны
на одно - два занятия. Практически
учащиеся пишут все цветы мая
(одуванчики, ландыши, черемуху,
тюльпаны, сирень…)

30

Итого

216

Всего

27

7

Теория

1,5

1

39

39

Просмотр и
анализ работ

Просмотр и
анализ работ

Просмотр и
анализ работ

30

9

207

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. «Вводное занятие»
Теория: правила поведения в мастерской, техника безопасности, организация рабочего
места. Материалы, инструменты и принадлежности акварельной живописи.
Раздел 2. «Приёмы работы карандашом»
Теория: приемы работы карандашом, способы передачи материальности графическими
средствами. Законы композиции и перспективы (линия горизонта, точка зрения, луч зрения,
перспективные сокращения...).
Практика: линейный, тональный рисунок геометрических тел и предметов быта.
Раздел 3. Техника и приёмы акварельной живописи: «ала прима»
Теория: выбор размера, формы и материала кисти, виды красок: сухие, полусухие,
тюбиковые. Виды бумаги и способы подготовки её к работе в акварельной живописи.
Практика: изображение акварельными красками в технике алла прима фрагментов
Смоленской крепости.
Раздел 4. «Изображение акварельными красками в технике алла прима храмов города
Смоленска»
Теория:
анализ
особенностей
храмовой
архитектуры,
живописных
приемов
профессиональных художников в изображении культовых построек (использование
книжных иллюстраций, открыток, фотографий).
Практика: живопись архитектурных построек с незначительным пейзажным окружением.
Раздел 5. Изображение акварельными красками в технике алла прима пейзажей с
видами музея - усадьбы Тенишевых во Флёнове
Теория: особенности изображения пейзажа (передача планов, воздушной перспективы),
растительных форм средствами живописи.
Практика: живопись пейзажей.
Раздел 6. Работа над натюрмортом из бытовых предметов акварельными красками в
технике алла прима
Теория: Натюрморт как самостоятельный жанр изобразительного искусства. Натюрморт из
предметов труда и быта (2-3 предмета). Анализ натурной постановки: особенности цветотоновой моделировки формы предметов при боковом освещении.
Практика: Живопись натюрморта.
Раздел 7. Изображение акварельными красками натюрморта с букетом из сухих трав,
листьев, цветов
Практика: отработка живописных приемов на примере изображения натюрморта с букетом
из сухих трав, листьев, цветов.
Раздел 8. Изображение акварельными красками натюрморта с букетом из
искусственных цветов (розы, хризантемы)
Практика: живопись натюрморта, состоящего из букета искусственных цветов (розы,
хризантемы, астры и т.д.) на нейтральном фоне (светло серая драпировка). Освещение
дневное боковое.
Раздел 9. Краткосрочные этюды и наброски живой природы акварелью
Практика: выполнение небольших этюдов, продолжительность - одно-два занятия.
Сложность постановки определяется степенью подготовки учащихся.
8

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п

Месяц

Тема занятий

Форма занятий

1

Сентябрь

Вводное
занятие. Фронтальная
Правила поведения в групповая
мастерской.
Техника
безопасности.
Организация
рабочего
места.
Материалы,
инструменты
и
принадлежности
акварельной живописи

2-4

Сентябрь

5-9

Сентябрь

Приёмы
работы
карандашом.
Рисунок
геометрических тел (куб,
шар, цилиндр, пирамида,
конус)
Приём работы акварелью
«алла прима» (в один
приём).
Изображение
Смоленской крепости

10-14

Коли
ч.
часов
3

Фронтальная
групповая
и
индивидуальная

9

Фронтальная
групповая
и
индивидуальная

15

Октябрь

Приём работы акварелью Фронтальная
в технике «аля-прима». групповая
и
Пейзаж со Свирской индивидуальная
церковью.

15

15-18

Октябрь

18

19-20

Ноябрь

Приём работы акварелью Фронтальная
в технике «алла прима». групповая
и
Пейзаж с Георгиевской индивидуальная
церковью.

21-26

Ноябрь

Пейзаж
со
Спасо- Фронтальная
Преображенским
групповая
и
собором.
индивидуальная

18

27-35

Декабрь

Пейзаж с видами музея- Фронтальная
усадьбы
М.К. групповая
и
Тенишевой.
индивидуальная

27

36-40

Январь

Натюрморт с крынкой и Фронтальная
ковшом.
групповая
и
индивидуальная

15

41

Январь

Натюрморт из букета Фронтальная
сухих трав, листьев, групповая

3

9

и

Форма
контроля
Опрос

Просмотр
работ,
анализ,
рекомендаци
и
Просмотр
работ,
анализ,
рекомендаци
и
Просмотр
работ,
анализ,
рекомендаци
и
Просмотр
работ,
анализ,
рекомендаци
и
Просмотр
работ,
анализ,
рекомендаци
и
Просмотр
работ,
анализ,
рекомендаци
и
Просмотр
работ,
анализ,
рекомендаци
и
Просмотр
работ,

цветов.

индивидуальная

42-44

Февраль

Натюрморт из букета Фронтальная
сухих трав, листьев, групповая
и
цветов.
индивидуальная

9

45-47

Февраль

Натюрморт из букета Фронтальная
искусственных цветов.
групповая
и
индивидуальная

9

48-56
57-65

Март
Апрель

Натюрморт из букета Фронтальная
искусственных цветов.
групповая
и
индивидуальная

54

66
67-68

Апрель
Май

Этюд
букета
из Фронтальная
одуванчиков в технике групповая
и
«алла прима».
индивидуальная

9

69-70

Май

Этюд
букета
из Фронтальная
тюльпанов в технике групповая
и
«алла прима».
индивидуальная

6

71-72

Май

Этюд букета сирени в Фронтальная
технике «алла прима».
групповая
и
индивидуальная

6

Итого:

222

анализ,
рекомендаци
и
Просмотр
работ,
анализ,
рекомендаци
и
Просмотр
работ,
анализ,
рекомендаци
и
Просмотр
работ,
анализ,
рекомендаци
и
Просмотр
работ,
анализ,
рекомендаци
и
Просмотр
работ,
анализ,
рекомендаци
и
Просмотр
работ,
анализ,
рекомендаци
и

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Дидактический материал
Успешному освоению программы способствуют конспекты занятий, наглядные
пособия: образцы работ учащихся, дидактические пособия: «Последовательность
выполнения натюрморта», раздаточный материал - иллюстрации работ художников,
натурный фонд (муляжи для рисования, изделия декоративно-прикладного искусства и
народных промыслов, тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма), предметы для
натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).
Наглядный материал
Репродукции картин художников, детские работы как примеры выполнения
творческих заданий.
Описание общей методики работы.
Приоритетным методом организации учебно-познавательной деятельности
учащихся является частично-поисковый метод, подразумевающий создание проблемной
ситуации учителем (например, найти наиболее удачное композиционное решение
10

натюрморта), учащиеся решают ее самостоятельно или под руководством учителя.
На занятиях предпочтение отдано интерактивным технологиям обучения, в
частности, интраактивнону виду. Ученики выступают здесь как субъекты учения себя,
учащие себя. Теоретический материал, сообщаемый ученику или группе, способствует
активизации деятельности, замкнутой внутри них. Интраактивные технологии способствуют
формированию активной модели взаимодействия учителя и ученика, они наиболее удачны
для самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития
обучаемого.
Деятельностная методика обучения способствует активности познающего объекта
в учебно-творческой деятельности.
Методы обучения
Работа в мастерской строится по принципу народной педагогики «от учителя к
ученику», «от старшего к младшему» поскольку в одной группе занимаются дети разного
возраста.
Для достижения цели и решения поставленных задач обучения наибольшее
применение получили следующие методы обучения:
- по источникам и способам передачи информации – словесные, наглядные,
практические;
- по характеру методов познавательной деятельности - методы готовых знаний
(словесно-догматический, объяснительно-иллюстративный), исследовательские методы
(проблемный, поисковый);
- по характеру деятельности обучающихся – активные, творческие;
- в зависимости от характера дидактических задач - методы приобретения ЗУН,
методы повторения, методы самостоятельной работы.
Технологии обучения
В образовательном процессе важное место отводится здоровьесберегающим
технологиям. Педагог стремится создать на своих уроках комфортные условия,
благоприятный психологический и эмоциональный климат. Этому способствуют
адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания.
Раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, помогает технология
развивающего обучения, основанного на формировании механизмов мышления, а не на
эксплуатации памяти. Особую роль в реализации технологии играет процессуальный
двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, которую
обеспечивают проектирование и организация процесса обучения, а также наличие
комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала
учащихся.
В современных условиях развития общества наши дети нуждаются в эмоциональной
поддержке. В этом плане у уроков изобразительного искусства огромные возможности.
Организации воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка,
учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному,
полноправному участнику воспитательного процесса способствуют принципы личностноориентированной технологии обучения.
Программа и методы работы с учащимися в рамках личностно-ориентированных
технологий отдает приоритет гуманно-личностной технологии, которая отличаются, прежде
всего, своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на
поддержку личности, помощь ей, и технологии сотрудничества, которая реализуют
демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка.

11

ЛИТЕРАТУРА
Литература для педагога
1. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10- т.,
С-Пб.: Азбука-классика, 2004.
2. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры. М.: Просвещение, 1980.
3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986.
4. Кирцев Ю.М. Рисунок и живопись Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2001.
5. Никодеми Г.В. Рисунок. Акварель и темпера. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
6. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение,
1982.
7. Секачева А.В. и др. Рисунок и живопись. М.: Легкая и пищевая промышленность,
1983.
8. Гаррисон Х. Рисунок и живопись; материалы, техника, методы: полный курс. М.:Эксмо, 2005.
9. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись (книга для учащихся). М.: Просвещение, 1995.
Интернет-ресурсы
1. https://www.pedacademy.ru/conference_notes/246 Закамалдин Д. А. «Современные
методы и технологии обучения изобразительному искусству в художественных
школах». Материалы конференции: Современный урок. Методика и практика.
13.02.2018 г. (дата обращения 13.06.2023 г.)
Литература для учащихся
1. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры. М.: Просвещение, 1980.
2. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10- т. С-Пб.: Азбука-классика, 2004.
3. Никодеми Г.В. Рисунок. Акварель и темпера. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
4. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись (книга для учащихся). М.: Просвещение, 1995.

12

ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностические материалы
Таблица «Входной контроль» / «Промежуточный контроль»/
«Итоговый контроль»
№
п/п

Фамилия, имя Практические
обучающегося
навыки

12345-

Теоретические
знания

Мотивация

Воспитанность

(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
Уровень низкий
Уровень ниже среднего
Уровень средний
Уровень выше среднего
Уровень высокий
Карта фиксации результатов выполнения учащимися творческих работ

№
п/п

ФИО
учаще
гося

Критерии оценки
Владение
Владение
Владение
Владение
инструментами основами
основами
основными
(творческая
рисунка и
цветоведен
способами
работа)
графики
ия
изображения и
(творческая (творческая
способами
работа)
работа)
построения
композиции на
плоскости
(творческая
работа)

Самостоят
ельное
решение
творческих
задач
(творческая
работа)

1.
2.
Критерии оценки
1. Знание детьми основ цветоведения.
2. Владение инструментами.
3. Передача величины предметов и их частей в пространстве. Знание жанров живописи.
4. Использование различной техники и разных способов при рисовании. Знание специальной
терминологии.
5. Творческая активность.
Параметры оценки
Высокий уровень (а):
1. Знает инструменты и принадлежности, правильно их использует;
2. Ребенок владеет основами цветоведения;
3. Владеет основными способами изображения и способами построения композиции на
плоскости; знает жанры живописи.
4. Использует различные техники и разные способы при рисовании. Знает специальную
терминологию;
5. Самостоятельно подходит к решению творческих задач.
Средний уровень (б):
13

1. Знает инструменты и принадлежности, но допускает незначительные ошибки при
практическом применении.
2. Знает основы цветоведения но допускает незначительные ошибки.
3. Не в полном объеме владеет способами композиционного расположение объектов,
практически выполняет под руководством педагога.
4. Использует различные техники и разные способы при рисовании. Ребенок владеет
терминологией не в полном объеме;
5. С небольшой помощью педагога подходит к решению творческих задач.
Низкий уровень (в);
1. Часто допускает ошибки при практическом применении способов изображения.
2. Ребенок владеет основами цветоведения и специальной терминологией на уровне
узнавания.
3. Затрудняется самостоятельно выполнять композицию, требуется постоянное руководство
педагога.
4. Затрудняется в использовании различных техник и разных способов при рисовании.
Ребенок недостаточно владеет терминологией;
5. Только с помощью педагога подходит к решению творческих задач.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».