Студия ИЗО. Мир красок

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Студия изобразительного искусства. Мир красок» является программой
художественной направленности, разработана в соответствии с основными
нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного
учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России
от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской
Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О
направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по
реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
В современной системе эстетического воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса и образного
мышления.
Программа ориентирована на использование широкого спектра
художественных материалов и различных техник. В процессе обучения
обучающиеся получают не только базовые знания и навыки по

изобразительному искусству, но и дает возможность творческой
самореализации личности.
Актуальность программы обусловлена тем, что рисование является
одним из средств творческого познания и эстетического развития человека.
Стремление к выражению своего отношения к действительности должно
служить источником развития образного мышления. Одной из главных целей
преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к
внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих
внутренних переживаний. Также, актуальность обусловлена её практической
пользой: она формирует навыки и знания полезные в будущей жизни
учащихся, необходимые для развития гармоничной личности.
Педагогическая
целесообразность
программы
объясняется
формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый
ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то,
чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Занятия в изостудии формируют трудовую и творческую активность,
воспитывают целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи.
Кроме этого, рисование обладает терапевтическими способностями:
отвлекает от грустных мыслей, печальных событий, обид, снижает страх и
нервное напряжение. Усиливает положительное эмоциональное состояние
ребенка.
Новизна программы. Отличительной особенностью является
использование широкого комплекса художественных материалов (гуашь,
акварель, пастель, масляные краски) и различных техник (лессировки, аллаприма, правополушарное рисование). Также программой предусматривается
широкое привлечение примеров из окружающей действительности. Работа на
основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности
является важным условием освоения детьми программного материала.
Адресат программы. Примерный портрет обучающегося: 7-12 лет,
имеет желание рисовать и совершенствовать свои навыки и умения в
художественной сфере, интересуется изобразительным искусством и другими
творческими достижениями человечества, усидчивый и целеустремленный.
Приветствуется умение работать как индивидуально, так и в коллективе.
Доступность реализации программы для различных категорий
детей.
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ
и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная
образовательная
среда,
при
проведении
занятий
используются
здоровьесберегающие педагогические технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися
способностями. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах,
фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется
технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют
возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не
предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального
оборудования.
Объём программы: 72 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Форма организации образовательного процесса. Очная, возможна
заочная с применением дистанционных образовательных технологий,
организованных на отечественных платформах.
Виды занятий:
 практическое занятие;
 комбинированное занятие;
 творческие мастерские;
 выставки;
 творческие отчеты;
 экскурсии
 пленэры.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу
продолжительностью 40 минут с 10 минутным перерывом на проветривание.
Цели и задачи программы.
Цель: развитие творческого потенциала обучающихся с учётом
индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной
деятельностью.
Задачи.
Образовательные:
 ознакомить с различными видами и жанрами изобразительного
искусства;
 ознакомить с художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
 научить основам рисунка, живописи и композиции;
 научить работать с основными художественными материалами и
инструментами;
 научить использовать различные способы и средства для создания
выразительности образов при изображении предметов и явлений
окружающей действительности;
 сформировать умение грамотно строить композицию с выделением
главного и второстепенного.

Воспитательные:
 воспитывать культуру поведения, навыки сотрудничества, уважение к
чужому труду во время занятий;
 сформировать устойчивый интерес к искусству и занятиям
творчеством;
 воспитать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом.
Развивающие:
 развить художественный вкус;
 развить способности видеть и понимать прекрасное;
 развить мелкую моторику и точность глазомера;
 развить у детей: внимания, памяти, фантазии, воображения;
 развить коммуникабельные навыки, желание к
самосовершенствованию;
 сформировать организаторские умения и навыки;
 уметь планировать свою деятельность, выявлять ошибки;
 организовать свое рабочее место.
Планируемые результаты.
Личностные:
 имеет художественный вкус;
 умеет видеть и понимать прекрасное;
 сформирована мелкая моторика и точность глазомера;
 сформированы: внимание, память, фантазия, воображение;
 сформированы: коммуникабельные навыки, желание к
самосовершенствованию;
 сформированы организаторские умения и навыки;
 умеет планировать свою деятельность, выявлять ошибки;
 умеет организовать свое рабочее место.
Метапредметные:
 сформирована культура поведения, навыки сотрудничества, уважение к
чужому труду во время занятий;
 сформирован устойчивый интерес к искусству и занятиям творчеством;
 развита аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом.
Предметные:
 знают различные виды и жанры изобразительного искусства;
 знают художественные материалы и техники изобразительной
деятельности;
 знают основы рисунка, живописи и композиции;
 умеют работать с основными художественными материалами и
инструментами;








умеют использовать различные способы и средства для создания
выразительности образов при изображении предметов и явлений
окружающей действительности;
умеют грамотно строить композицию с выделением главного и
второстепенного.
Условия реализации программы.
кабинет, оснащенный мольбертами или партами, стульями, учебной
доской;
наглядные пособия, художественные альбомы, книги, папки с
рисунками;
ноутбук.
Формы аттестации/контроля.

Входной контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка
по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
тестирования, беседы и педагогического наблюдения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии и после изучения
разделов/тем. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного
опроса, анализа выполнения творческих работ.
Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы
проведения: практическое задание, выставки.
Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме
выполнения практического задания, выставки или показа портфолио, создания
иллюстраций к художественным произведениям.
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы.
Для
оценки
степени
освоения
ребенком
дополнительной
общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых
результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
 матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном
образовании детей (авторы: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.);
 оценочные материалы, разработанные МБУ ДО “ДТДМ” (см.
Приложения).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
№

Содержание
программы

1.

Рисунок и живопись.
Гуашь. Работа с натуры.
(овощи, фрукты, цветы)
Пейзаж. Изучение
подсветки
Изучение строения
фигуры человека
Изображение человека в
пейзаже

2.
3.
4.

Количество часов
Всего Теория Практика
10

0,5

9,5

3,5

0,5

3

2

0,5

1,5

3

-

3

5.

Иллюстрация.
Иллюстрации к сказкам

12

0,5

11,5

6.

6

0,5

5,5

7.

Автопортрет. Изучение
строения головы
человека
Портрет

8

0,5

7,5

8.

Тема «Осенний город»

12

0,5

11,5

9.
10.

Декоративная роспись
Работа на пленэре

8,5
7

1
0,5

7,5
6,5

72

5

67

Итого:

Формы
контроля/
аттестации
Наблюдение
Практическая
работа
Тестирование
Практическая
работа,
выставка
работ
Практическая
работа,
выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Практическая
работа
Мини-конкурс
Практическая
работа,
выставка
работ
-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Рисунок и живопись. Гуашь. Работа с натуры (овощи, фрукты, цветы)
(10ч.)
Теория: основы живописи и рисунка (0,5ч.).
Практика: Работа с натуры: «Овощи и фрукты», «Осенние листья и ветки»,
«Цветы» (9,5ч.).
2. Пейзаж. Изучение подсветки (3,5ч.)
Теория: основные особенности рисования пейзажа (по памяти). Основы
работы с подсветкой (0,5ч.).
Практика: Пейзаж (по памяти). Работа по изучению света и тени (3ч.).
3. Изучение фигуры человека (2ч.)
Теория: особенности строения человека, принципы рисования фигуры
человека. Пропорции (0,5ч.).
Практика: Рисование фигуры человека в пропорциях (1,5ч.).
4. Изображение человека в пейзаже (3ч.)
Практика: Изображение себя и своих родных в пейзаже (3ч.).
5. Иллюстрация. Иллюстрации к сказкам (12ч.)
Теория: что такое иллюстрация, особенности рисования иллюстраций (0,5ч.).
Практика: иллюстрации к сказкам. Работа на листах формата А-4 (11,5ч.)
6. Автопортрет. Изучение строения головы человека (6ч.)
Теория: принципы рисования автопортрета и работы гуашью (0,5ч.)
Практика: Работа с натуры (с зеркалом). Изучение формы головы, строения
лица. Работа в цвете, используя свет и тень (5,5ч.).
7. Портрет (8ч.)
Теория: принципы рисования портрета (0,5ч.).
Практика: изображение близких, друзей в ½ или ¾ роста (по памяти и с
натуры) (7,5ч.).
8. Тема «Осенний город» (12ч.)
Теория: принципы композиционного построения осенних городских пейзажей
(0,5ч.).
Практика: работа над композицией, изображение осеннего городского
пейзажа. Работа на листах формата А-4 (11,5ч.).
9. Декоративная роспись (8,5ч.)
Теория: основы дизайна, особенности изображения декоративных композиций
(1ч.).
Практика:
изображение
декоративных
композиций
по
темам:
«Рождественские картинки», «Снегурочка», «Снежная королева».
10.
Работа на пленэре (7ч.)
Теория: особенности работы на пленэре (правила, охрана труда) (0,5ч.).
Практика: изображение с натуры (6,5ч.).

Календарный учебный график
№
п/п

Месяц

сентябрь

Тема занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов

Форма
контроля

Рисунок и живопись Практическая
работа с натуры)
работа
Овощи и фрукты
Осенние листья
Цветы
Пейзаж
Практическая
работа по изучению
работа
света и тени)

Наблюдение
диагностика

октябрь

Изучение строения
фигуры человека

Наблюдение

ноябрь

Изображение
человека в пейзаже
«Осень в городе»

Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа
Творческая
Работа
Творческая
Работа
Беседа
Практическая
работа1
Творческая
работа

презентация

октябрь

Ноябрь
декабрь
январь
февраль
Март
апрель
Апрель
май

Дизайн
Открытка»
Рождественские
картинки»
Автопортрет
Работа с натуры
Портрет
Изображение коголибо из родных
Иллюстрация к
сказке
Акварель
Работа с натуры
( пленэр)

Творческая
работа
Практическая
работа

Наблюдение
диагностика

Наблюдение
диагностика
Выставка

Опрос
Наблюдение
выставка
Выставка
Просмотр
Аттестация
Просмотр

№

Содержание
программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
год обучения
Количество часов
Всего Теория Практика

Мой город
(воспоминания о лете)
Зимние фантазии

12

0,5

11,5

10

0,5

9,5

Изучение живописи
импрессионистов. Клод
Моне «Дама с зонтиком»
Цикл «Вокруг света».
Великие чудеса природы

10

0,5

9,5

12

0,5

11,5

5.

Портрет литературного
героя

12

0,5

11,5

6.

Дизайн. Основы дизайна

10

0,5

9,5

7.

Посещение выставок,
картинной галереи.
Участие в мероприятиях
Работа на пленэре

2

-

2

4

-

4

72

3

69

1.
2.
3.

4.

8.

Итого:

Формы
контроля/
аттестации
Наблюдение
Практическая
работа
Тестирование
Практическая
работа,
выставка
работ
Практическая
работа,
выставка
работ
Выставка
работ
Выставка
работ
Практическая
работа
-

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Мой город. Воспоминания о лете (12ч.)
Теория: основы живописи и рисунка (0,5ч.).
Практика: переработка пленэрных этюдов, работа с эскизами. Работа на
большом листе по лучшему эскизу (11,5ч.).
2. Зимние фантазии (10ч.)
Теория: основные особенности рисования иллюстраций (0,5ч.).
Практика: иллюстрации к зимним сказкам. Эскизы. Работа на листах формата
А-4 (9,5ч.).
3. Изучение живописи импрессионистов. Клод Моне «Дама с зонтиком»
(10ч.)
Теория: изучение живописи импрессионистов. Клод Моне (0,5ч.).
Практика: работа над композицией «Девочка с зонтиком на фоне пейзажа»
(9,5ч.).
4. Цикл «Вокруг света». Великие чудеса природы (12ч.)
Теория: особенности изображения природных явлений (0,5ч.).
Практика: Изображение чудес природы. Эскизы. Работа на листах формата А4 (11,5ч.).
5. Портрет литературного героя (12ч.)
Теория: особенности рисования портретов в полный рост (0,5ч.).
Практика: изображение литературного героя в полный рост на фоне пейзажа
(11,5ч.)
6. Дизайн. Основы дизайна. (10ч.)
Теория: основы дизайна (0,5ч.)
Практика: изображение декоративных композиций по темам: «Цветы,
бабочки, птицы». «Русский стиль. Павловские узоры», эскизы росписи
платков (9,5ч.).
7. Посещение выставок, картинной галереи. Участие в мероприятиях
(2ч.)
Практика: участие в отчетном мероприятии, вернисаж, репетиции (2ч.).
8. Работа на пленэре (4ч.)
Практика: изображение с натуры уголков города (4ч.).

Календарный учебный график
№
п/п

Месяц

Тема занятия

Форма
занятия

Сентябрь

« Мой город»

Беседа

октябрь

Воспоминание о лете

октябрь
ноябрь
Ноябрь

«Зимние фантазии»

Практическая
работа
Творческая
работа
Просмотр
видео
Практическая
работа

Декабрь

Январь
февраль
март
Апрель
май
май
май

« Вокруг света»
« Великие чудеса
природы»

Изучение живописи
импрессионистов
К.Моне « Дама с
зонтиком»
Работа по теме
Портрет
На фоне природы
Дизайн.
Декоративные
композиции
« Цветы и бабочки»
Посещение выставок
Работа на пленэре
Изображение уголков
города

Кол-во
часов

Фориа
контроля

Просмотр
зачёт
Выставка
Выставка

Просмотр
видео, фото

Просмотр
зачёт

Практическая
Работа1
Творческая
работа
Беседа

Выставка

Практическая
работа
практикум
Практическая
работа

Презентация
отчет
зачёт

Методическое обеспечение
Информационное обеспечение программы методическими видами
продукции, необходимыми для ее реализации:
 Обучение
по
учебнику
"Изобразительное
искусство"
Н.М.Сокольниковой.
ИЗО. 1- 4 класс. Методическое пособие
 Линия УМК В. С. Кузина. Изобразительное искусство (1-4)
 Линия УМК Е. А. Ермолинской. ИЗО (5-8)
 “Методические рекомендации по преподаванию изобразительного
искусства”. С. А. Королёв.
Дидактический материал:
Проверочные тесты (Виды ИЗО: живопись, графика, скульптура,
архитектура). таблицы с поэтапной работой над изображением (Построение
изображения головы человека в пространстве), шаблоны предметов, а также
материалы и инструменты:
№ Материалы
Инструменты
1. Бумага формат А3: ватман Кисти №2, 5, 8, 11 (пони
круглая/синтетика)
2. Краски: акварель, гуашь
Карандаш простой: с маркировкой М
или B
(2М или 2В)
3. Пастель: масляная
Ластик
4.
Баночка для воды
5.
Палитра
Наглядный материал
Готовые работы, выполненные по теме конкретного занятия, портреты
художников, иллюстрации картин.
Описание общей методики работы
Специфика художественной направленности программы предполагает, что
большая часть занятий будет преимущественно строиться на выполнении
практических заданий с сопроводительным объяснением и индивидуальной
помощью педагога.
Как правило, процесс обучения можно представить в виде
последовательности следующих этапов:
1. Организационный.
Организация
рабочего
места,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активация
внимания.
2. Проверочный. Проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3. Подготовительный (подготовка к новому содержанию). Сообщение
темы, цели занятия и мотивация учебной деятельности детей.
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Использование наглядных
пособий и вопросов, которые активизируют познавательную
деятельность детей.

5. Основной. Выполнение практического задания.
6. Итоговый. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия.
7. Рефлексивный. Самооценка детьми результативности работы, своего
эмоционального состояния.
Методы обучения
 Объяснительно-иллюстративный
 Творческие задания
 Упражнения
 Частично-поисковый
 Проблемный
 Исследовательский
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии
обучения:
 здоровьесберегающие;
 проблемные;
 поисковые;
 пояснительно-иллюстративные;
 личностно-ориентированные;
 дифференцированного обучения;
 творческого обучения;
Форма организации занятий групповая и
по
необходимости, в связи с занятостью детей в школе )

подгруппам ( по

Методики и технологии - системный подход, индивидуальное обучение,
личностно- ориентированный подход, разноуровневое обучение,
дифференцированное обучение.
Дидактический материал - изготовление рисунков к новым темам,
выкроек для костюмов, видео и музыкальная подборка материала,
подбор материала из интернета с показом на большом экране ТВ.
Формы контроля - вводный контрольЗУН (для 1-го г.о.),
промежуточная аттестация ( Таблицы результативности образовательного
процесса ,участие в выставках, конкурсах) ,итоговая аттестация ( участие
в выставке выпускников и зачёт по теории ( заполнение опросного листа
« Перечень теоретических знаний и практических умений» )
Техническое оснащение занятий - телевизор с ДВД плеером, ноутбук,
музыкальный центр, фото и кинокамеры и др.

Литература для педагога:
1. Неменский Б. А. «Мудрость красоты» - М. Просвещение1987 г.
2. Шпикалова Т. Я. «Народное искусство на уроках декоративного
рисования» - М.: Просвещение, 1984
3. Уткин П. И. «Народные художественные промыслы» М.: Детская книга,
4. Извекова Е. Д. «Образы животных в творчестве детей — М.: Детская
книга, 2011.
Радужный мир». Учебное пособие в 2-частях. Издательский дом «Фёдоров»,
6. Грехэм Лесли Маккэлэм «4000 узоров, декоративных мотивов и
орнаментов»- АСТ, Апрель, 2005
7. Журналы: «Юный художник», «Художник», «Декоративное искусство»
8. Материалы из интернета, видео фильмы и др.
Литература для детей:
1. Журнал «Юный художник»
2. Журнал «Картинная галерея»
3. Альбом «Шедевры государственного музея изобразительного искусства
имени А.С. Пушкина»
4. Альбомы «Палехская миниатюра», « Декоративно-прикладное
творчество»
5. Сказки А.С. Пушкина, Русские народные сказки др.
6. Детская энциклопедия.
7. Сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и др.
8. Материалы из интернета , видеоматериал.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Входной (промежуточный, итоговый) контроль по направлению: _____________________
Календарный учебный год: ________________________________________
Название коллектива: _____________________________________________
Программа: ______________________________________________________
Группа: _________________________________________________________
Педагог: ________________________________________________________
Дата: ___________________________________________________________
№
п/п

Фамилия,
обучающегося

имя Практические
навыки

1
2
(Оценивание проводится по 5-балльной шкале)
1- Уровень низкий
3 -Уровень средний
5 -Уровень высокий

Теоретические
знания

Мотивация

Воспитанность


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».