Лаборатория рисования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Лаборатория рисования» является
программой художественной направленности, разработана в соответствии с основными
нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 №
28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018
г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении
методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ
самореализации, самораскрытия человека. Ребенок стремится к активной деятельности и важно
не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и
разнообразнее деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные
возможности и творческие проявления. Ребенок обладает врожденной предрасположенностью к
разным видам творческой деятельности, полимидальности его интересов (одновременного
возникновения интереса к разным видам искусства) и желанию выразить свое внутреннее
состояние. (Е.П. Кабкова).
Актуальность: Концепция развития дополнительного образования направлена на
гуманистическое образование. Она обуславливает личностно-ориентированную модель
взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс перемен
выдвигает проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию
разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Игрушка очень тесно связана с детским бытом, игрой – главным проявлением
духовной жизни ребенка. Программа «Лаборатория рисования» реализуется в рамках
деятельности мастерской «Кукольный двор» МБУ ДО «Дворца творчества детей и молодежи».
Целью мастерской «Кукольный двор» является разностороннее развитие обучающихся,
формирование базиса личностной культуры и системы ценностных ориентаций, развитие
двигательных, коммуникативных, познавательных и других способностей детей.
Педагогическая целесообразность: обучение по программе способствует развитию у
детей внимания, трудолюбия, терпения, помогает ребенку социально адаптироваться – работать
в коллективе. Также способствует развитию технического мышления, фантазии, образного
мышления и вариативности в использовании материалов.
Целесообразность данной программы состоит в развитии личности ребенка через синтез
декоративно – прикладного и технического творчества, опирающихся на народные традиции,
технологии, материалы.
Исходя из этого, при реализации программы применяются следующие педагогические
технологии:
- технология игровых методов, расширяющая кругозор, развивающая познавательную
активность, формирующая умения и навыки, необходимые в практической деятельности;
- здоровье сберегающие технологии, позволяющие во время занятия равномерно
распределить учебную нагрузку;
- информационно – коммуникативные технологии, способствующие повышению
мотивации к занятиям, создающие благоприятные условия для лучшего взаимопонимания;
- проектные методы обучения, направленные на развитие интеллектуальных и
творческих способностей.
Новизна программы: состоит в том, что дети одновременно учатся нескольким
техникам разных ремесел: шитью, рисованию, лепке, работе с самыми различными
материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в
овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в
мастерской имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению
такого предмета, который можно подарить, использовать в быту.
После овладение техниками работы с разными материалами учащиеся могут
приступать к созданию своих изделий. Проектирование и создание своих изделий развивает в
детях не только художественный вкус, интерес к творчеству, но и дает импульс к развитию
технического творчества. Занятия ребят в мастерской помогают познакомить учащихся с
историей развития народных промыслов, дарят радость творчества, знакомят с основными
законами композиции и цвета.
На занятиях осуществляется полихудожественный подход (Б.П. Юссов), который
рассматривается как своеобразное погружение в искусство, предполагающее тесное
соприкосновение ребенка с его образами, обогащающими эстетический опыт и развивающими
способность восприятия образно-символического языка искусства. Данный подход включает
активизацию эстетических способностей (чувство формы, способность к синестезии,

метафоричному мышлению, одушевлению и преображению формы) и развитию
художественного творчества. Руководитель должен помочь детям раскрыть способности к
художественному творчеству, научить преодолевать трудности, воспитать интерес к народному
творчеству.
Программа направлена на всестороннее развитие личности ребенка, на развитие
художественного вкуса и постоянного интереса к народному прикладному искусству,
способствует стремлению каждого воспитанника к познанию творчества и традиций своей
страны и своего народа.
Адресат программы: дети в возрасте 6 – 12 лет.
Доступность программы для различных категорий детей
Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детейинвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при
проведении занятий используются здоровье сберегающие педагогические технологии.
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. Для этих
обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической
поддержки. Обучающиеся по программе имеют возможность дети из малообеспеченных
семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и
специального оборудования.
Объем программы: 72 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 40
минут.
Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
Виды занятий:
- мастер-классы;
- мастерские;
- выставки;
- творческие отчеты.
ЦЕЛЬ программы:
- овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками работы с
различными материалами, развитие пространственного образного и технического мышления,
воспитание художественно-эстетического вкуса.
ЗАДАЧИ
образовательные:
- обучить практическим навыкам работы в различных техниках рисования;
- ознакомить с основами проектной деятельности;
- показать обучающимся место и значение художественного проектирования при создании
современных изделий;
- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

воспитательные:
- воспитывать художественную активность;
- формировать чувство самоконтроля;
- формировать общественную активность, способность к реализации в социуме.
развивающие:
- развивать художественно-творческие способности детей;
- развивать эстетический вкус и ориентировать на качество изделия;
- развивать фантазию и зрительно-образное мышление;
- развивать творческую активность.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитость эстетической восприимчивости и эмоциональности;
- сформированность базы зрительных образов, для создания изобразительных изделий;
- наличие собственного творческого мнения.
Предметные результаты:
- развитость мелкой моторики;
- умение качественно работать в разных техниках и с разными материалами;
- умение использовать средства художественной выразительности;
- потребность в собственной творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение подбирать необходимые материалы для выполнения творческой работы;
- умение высказывать свое отношение к увиденному, понимать язык изобразительного
искусства (цвет, форма, композиция и т.д.);
- умение аргументировано отстаивать свою творческую позицию.
Условия реализации программы:
- кабинет, оснащенный партами, стульями, учебной доской;
- краски;
- кисти;
- подручные материалы;
- ноутбук.
Формы контроля
Входной контроль проводится в сентябре, в начале обучения ребенка по дополнительной
общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы, педагогического
наблюдения.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме
педагогического наблюдения, устного опроса, анализа выполнения творческих работ.

Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в январе. Формы проведения:
практическое задание, презентация декоративно-прикладных работ учащихся.
Итоговый контроль проводится в мае, в конце обучения ребенка по дополнительной
общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, выполнения
практического задания, выставки.
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
При оценке результатов обучения детей по программе применяются таблицы: «Входной
контроль», «Промежуточный контроль», «Итоговый контроль», «Уровень достижения ребенком
предметных результатов освоения программы «Лаборатория рисования»» /см. приложение/.
Личностные и метапредметные результаты обучающихся оцениваются с использованием
методик Л.Н. Буйловой и Н.В. Клёновой.
В течение года проводится мониторинг не только знаний, умений и навыков, полученных
обучающимися, но и их уровень мотивации, желания работать и получать новые знания и
умения. Данный мониторинг разработан по методике Н.Г. Лускановой.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория Практика

1. Организационное занятие
2. Работа карандашом

1
6

1
-

6

3. Работа красками

30

1

29

4. Работа красками подручным
инструментом
5. Подготовка
и
оформление
выставок
6. Массовая работа в коллективе

31

1

30

2

-

2

2

-

2

Итого:

72

3

69

Формы
аттестации/к
онтроля
Устный опрос
Выставка
работ
Выставка
работ
Практическое
задание
Выставка
работ
Выставка
работ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. «Организационное занятие»
Теория: Знакомство с учащимися, требования, предъявляемые к детям, организация рабочего
места. Знакомство с материалами и техниками работы. Правила техники безопасности при
работе в объединении. Вводная диагностика – выполнение эскиза на заданную тему.
Раздел 2. «Работа карандашом»
Теория: Знакомство с графикой и материалами для работы в технике.
Практика:

- выполнение композиций;
- рисование карандашом и стирашкой;
- работа маркером, контурные работы.
Раздел 3. «Работа красками»
Теория: Знакомство с видами красок их свойствами.
Практика:
- выполнение работы ватными палочками;
- рисование бумагой и пленкой.
Раздел 4. «Работа красками подручным инструментом»
Теория: Рисование разными материалами, разнообразие техник.
- оформление работ на выставки.
Практика:
- рисование малярными кистями;
- аппликация газетами с доработкой красками;
- рисование на воде Эмбру.
Раздел 5. «Подготовка к оформлению выставок»
Теория: Знакомство с правилами оформления выставок, понятием соразмерность.
Практика:
- оформление работ для выставок.
Раздел 6. «Массовая работа в коллективе»
Теория: Накопление зрительного и эмоционального опыта.
Практика:
-посещение коллективом выставок;
- работа с родителями;
- участие в жизни Дворца творчества детей и молодежи.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п
занятия
1–8

Месяц

Тема занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов

Форма
контроля

Сентябрь

Рисование графическими
материалами

очная

8

Выполнение
итоговой работы

Октябрь

Рисование подручными
материалами

очная

8

Выполнение
итоговой работы

Ноябрь

Рисование гуашью с
применением техник

очная

9

Выставка

Декабрь

Аппликация как способ
рисования

очная

8

Выполнение
итоговой работы

Январь

Рисование с элементами
аппликации

очная

8

Выполнение
итоговой работы

9 – 16
17 – 25
26 – 33

34 – 41
Февраль

Аппликация тканью

очная

7

Выполнение
итоговой работы

Март

Эстамп (виды основы)

очная

8

Выполнение
итоговой работы

Апрель

Рисование шпаклевкой

очная

8

Выполнение
итоговой работы

Май

Выполнение работы с
применением изученных
материалов и техник

очная

8

Оформление
выставки

42 – 48
49 – 56
57 – 64
65 - 72

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Дидактический материал:
Инструкционные карты:
- последовательность работы в технике «Эмбру»;
- последовательность работы в мокрой технике;
- последовательность работы с паперклеем;
- образцы изделий.
Наглядный материал:
-детские конкурсные работы;
-коллективные работы;
-фотоальбомы.
Описание общей методики работы
Программа состоит из нескольких разделов. В процессе обучения по программе
используется комплексный подход. Содержание программы дифференцированно по уровням
сложности.
Обучение по программе «Лаборатория рисования» проходит в форме практических
занятий, на которых выполняются задания, включающие умение работать в разных техниках.
Творческие задания выполняются учащимися на разных уровнях сложности, исходя из
возможностей и способностей ребенка. Творческие задания ориентированы на личностный
потенциал ребенка и возможность его самореализации.
При составлении программы использованы такие педагогические принципы как:
развитие мотивации и интереса к обучению; последовательность в изучении материала;
систематичность.
Основной формой организации образовательного процесса является индивидуальная
работа учащихся, который предлагает самостоятельное выполнение изделий. В случае
необходимости педагог оказывает помощь учащимся.
Основной дидактический принцип построения программы – «от простого к сложному».
Вначале темы дети получают творческое задание, для выполнения которых необходимы
простые технические навыки (составление технического эскиза, разработка выкройки,

составление последовательности выполнения работы). Дальше дети самостоятельно подбирают
материалы, технику, вид работы. Педагог корректирует индивидуальную работу детей.
Дальнейшая работа проходит в соответствии с отредактированными планами, которые
мобильны и подвержены изменениям (смена материала, незначительные изменения
конструкции).
Итогом освоения каждого раздела программы является выставка работ учащихся.
Для оценки уровня обученности ребенка по программе используется следующая
градация:
1 уровень – репродуктивный с помощью педагога;
2 уровень – репродуктивный без помощи педагога;
3 уровень – продуктивный;
4 уровень – творческий.
Методы обучения
На занятиях используются следующие методы:
- объяснительно–иллюстративный: рассказ, беседа, просмотр иллюстративного материала;
- проблемный;
- эвристический: дети самостоятельно при помощи знаний и умений, изготавливают новые
модели изделия;
- исследовательский;
- репродуктивный: изготовление работ по образцу, алгоритму.
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
 Здоровье сберегающие;

традиционные (технология личностно – ориентированного и развивающего обучения,
коллективного творчества и др.);
 технология мозгового штурма;
 технология педагогической мастерской;
 развивающего обучения (развитие фантазии, воображения).

Список литературы для педагога
1. Справочник дизайнера декоративно-прикладного искусства. Под ред.
Л.Р.Маиляна –
Ростов-на-Дону: Феникс; 2014
2. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе
группа», Москва, «Карапуз-дидактика», Творческий центр СФЕРА, 2008.
3. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», Москва,
«Карапуз», Творческий центр СФЕРА, 2009.
4. И.А.Лыкова «Дидактические игры и занятия», Москва, «Карапуз», Творческий центр
СФЕРА, 2010.
5. Под ред. Н.В.Микляевой «Интеграция образовательного процесса на основе художественноэстетического воспитания», Творческий центр,2013.
6. В.Н.Волякова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада ИЗО»,
Воронеж, ТЦ «Учитель», 2006.
7. Д.Н.Колдина, «Рисование с детьми 4-5 лет», Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
8. Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова, «Методические советы к программе «Детство», СанктПетербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
9. С.Д.Галкина, «Веселимся и играем», Мозырь, «Белый Ветер», 2010.
10. Н.С.Голицына, «Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход»,
Москва, «Скрипторий 2003», 2014.
11. А.А.Грибовская, «Ознакомление дошкольников с архитектурой», Москва, Педагогическое
общество России, 2005.
12. А.А.Грибовская, «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва,
Педагогическое общество России, 2006.
13. Автор-составитель Т.А.Николкина, «Изобразительная деятельность», Волгоград, «Учитель»,
2011.
14. Авторы-составители В.В.Гаврилова, Л.А.Артемьева, «Декоративное рисование с детьми 5-7
лет», Волгоград, «Учитель», 1011.
15. Как нарисовать все что угодно. Барингтон Барбер,М.: РИПОЛ классик, 2013.
16. Самоучитель по рисованию цветными карандашами. Ольга Шматова, М.: - 2017
17. Школа рисования акварелью итальянского мастера. В. Либралато, Т. Лаптева. М.: - 2016

Список литературы для детей
18. Куклы мира. Вед. Ред. Е. Ананьева; отв. Ред. Т. Евсеева. М.: Аванта+, 2003. 184
с.: ил.
19. Мозаика лоскутных узоров. Вед. Ред. М. Максимова. – М.: Эксмо, 2006
20. ART LAB для детей. Сьюзан Швейк, М: ПИТЕР.- 2014

ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностические материалы
Приложение № 1
Таблица «Входной контроль»/«Промежуточный контроль»/«Итоговый контроль»
№
п/п

Фамилия, имя Практические
обучающегося
навыки

Теоретические
знания

Мотивация

Воспитанность

1

Оценивание проводится по шкале от 3 до 5 баллов:
низкий уровень: 3 балла;
средний уровень: 4 балла;
высокий: 5 баллов.
Приложение № 2
Диагностическая карта
Таблица: «Уровень достижения ребенком предметных результатов освоения программы
«Лаборатория рисования»»
№
п\п

Ф.И. учащегося

Переда
вать в
рисунк
е
образы
предме
тов,
объект
ов,
персон
ажей
сказок

Переда
вать
отличие
предмет
ов по
форме,
величи
не,
пропор
циям
частей
в
рисунке

Располага
ть
положени
е
предмето
вв
простран
стве с
учетом
его
пропорци
й

Рисоват
ь
кистью
разным
и
способа
ми

Проявл
ять
чувство
цвета

1
2
3
4
5

Система оценки по каждому из 8-ми показателей от 1 до 3 баллов

Низкий уровень: 9 – 13 баллов

Создават
ь
сюжетны
е
композиц
ии на
темы
окружаю
щей
природы

Владен
ие
произво
дными
цветами

Умение
выделять
главный
смысл
ритмически
расположен
ными
элементами
,
связанным
и по
смыслу

Ито
го

Средний уровень: 14 – 22 балла
Высокий уровень: 23 – 30 баллов

Интерпретация результатов диагностики

Начало года
Высокий уровень: ________ детей ____%
Средний уровень: ________ детей ____ %
Низкий уровень:

________ детей ____ %

Примечание
Низкий уровень. Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает
содержательные и смысловые ошибки в композиционной работе. В творческой работе
недостаточно самостоятелен (повторяет работы сверстников). Беден цветовой запас (не может
получить производные цвета). Ребенок владеет техническими навыками, но пользуется
неосознанно. Требуется помощь педагога в показе отдельных приемов создания образа.
Средний уровень. В работе ребенок допускает ошибки, но сам их исправляет при помощи
педагога и сверстников. Проявляет интерес к работе и технике, но недостаточно активен. В
процессе создания эскиза активен, использует умения рисования выразительности образа.
Спрашивает совета по поводу выразительности.
Высокий уровень. Ребенок владеет способами выразительности. Инициативен и самостоятелен
в придумывании образа, не повторяет идеи, пользуется средствами выразительности. Проявляет
инициативу, делится знаниями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей.
Испытывает удовольствие при работе, самостоятельно отмечает общие признаки и
индивидуальные. Обращает внимание на детали работы в технике. При выполнении работы
ищет интересное решение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».